В официальной резиденции Президента Армении в Ереване состоялась встреча Его Святейшества с Президентом Республики Армения Сержем Саргсяном. Вечером Святейший Патриарх Кирилл, Католикос всех армян Гарегин II и Президент Армении Серж Саргсян прибыли в ереванский кафедральный собор св. Григория Просветителя, где Предстоятелю Русской Православной Церкви была вручена высшая награда Армянской Апостольской Церкви — орден св. Григория Просветителя. 18 марта. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин закладки русского православного храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в районе Шенгавит Еревана. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил Ереванский государственный университет, где ректор ЕрГУ А. Симонян вручил Его Святейшеству диплом почетного доктора и золотую медаль университета. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с речью, посвященной роли Церкви в современном мире, и ответил на вопросы преподавателей и студентов вуза. В день завершения визита в тронном зале главной резиденции Первопрестольного Святого Эчмиадзина Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II подписали совместную декларацию. 19 марта. В Красном зале палат Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Попечительского совета православного монастыря святого Георгия Победоносца в Гётшендорфе (Германия). В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл принял губернатора Сахалинской области А.В. Хорошавина и епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила. В канун празднования иконе Божией Матери «Споручница грешных» Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице. 20 марта. В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) и иконы Божией Матери «Споручница грешных» Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста в храме свт. Николая Чудотворца в Хамовниках. В крестовом храме Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре Святейший Владыка возглавил чин наречения архимандрита Вениамина (Тупеко), наместника Благовещенского мужского монастыря г. Минска, во епископа Борисовского, викария Минской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Патриарх Кирилл ознакомился с ходом восстановительных работ в кронштадтском Морском соборе, в частности посетил галереи западной части храма и осмотрел купольную и алтарные части. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил заседание Попечительского совета фонда по возрождению собора, на котором был рассмотрен план работ по восстановлению собора на 2010–2011 гг. 6 марта, накануне недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином выноса Честнаго и Животворящего Креста Господня в Никольском Морском соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения Предстоятель поклонился чтимому образу Святителя Николая, пребывающему в нижнем храме собора. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. На молитвенную память о посещении собора Святейший Патриарх передал в дар храму образ Спасителя и частицу Честнаго и Животворящего Креста Господня. Святыня, доставленная в Санкт-Петербург благотворителем, была отделена от части Креста Господня, которая хранится в базилике Святого Креста Иерусалимского в Риме. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл направился в Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке — официальную резиденцию Предстоятеля в дни визитов в Санкт-Петербург. По прибытии туда Патриарх Кирилл поклонился мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. 7 марта, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Казанском кафедральном соборе. По прибытии в собор Предстоятель поклонился чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью о крестоношении, к которому каждый христианин призывается словами из Евангельского чтения: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). «Мы именуем крестом только то страдание, которое нам посылается и которое мы не способны преодолеть, — сказал, в частности, Патриарх Кирилл. — Это могут быть и болезни, и скорби, и люди, которые нередко приносят нам страдания. Такое страдание, которое не от нас, но от Бога — это крест».

http://e-vestnik.ru/reports/pervosvyatit...

Цветовая гамма цикла (красный, голубой, зеленый, желтый) отличается от колористического решения др. фресок собора, а графичная манера рисунка напоминает миниатюру. Сцены размещены в 5 горизонтальных регистрах, читаются последовательно слева направо и сверху вниз. Над 1-м ярусом проходила широкая орнаментальная полоса из охристо-желтых кругов с вписанными в них завитками на красном, синем и зеленом фоне. От нее сохранился незначительный фрагмент (по его образцу в XIX в. была воспроизведена вся полоса). Ряды фресок разделены между собой красно-коричневой разгранкой (ширина 8-10 см). Начальная сцена верхнего регистра не сохранилась. В XIX в. на ее месте в соответствии с реконструкцией Прахова был написан сюжет «Св. Кирилла избирают в епископы». От 2-го сюжета дошел фрагмент изображения ворот с крестом над ними (Прахов предположил, что это ворота храма), и сцена, к-рая была идентифицирована как «Св. Кирилл идет к воротам». Хорошая сохранность следующей сцены и часть надписи к ней (сохр. слово «люди») позволили Прахову определить ее как «Св. Кирилл учит людей»: святитель проповедует, стоя на возвышении, в левой руке держит Евангелие, правая поднята в жесте обращения; фоном служат архитектурные сооружения; рядом - группа людей, внимающих пастырю. «Св. Кирилл учит царя». Роспись Кирилловского собора. 40-е гг. XII в. «Св. Кирилл учит царя». Роспись Кирилловского собора. 40-е гг. XII в. Во 2-м регистре находится 4 сцены; на северной стороне древняяживопись утрачена, в XIX в. была написана композиция «Св. Кирилл обличает поганых». В центре регистра, над окном, сохранился небольшой фрагмент неизвестной композиции с изображением возле врат фигуры (сохр. нижняя часть) в белой одежде; по мнению Прахова, здесь был изображен свт. Кирилл перед царскими вратами. Третья сцена - «Св. Кирилл пишет заповедь Божию»: на фоне кивория в задрапированном белой тканью кресле сидит свт. Кирилл, который одет в синюю фелонь, голубой подризник, на плечах белый омофор, на голове сетчатая скуфья; он пишет в книге, лежащей на его левой руке.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Святейший Патриарх Кирилл посетил Кронштадт и возглавил очередное заседание Попечительского совета благотворительного фонда «Кронштадтский Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца». Накануне недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в Никольском Морском соборе Санкт-Петербурга. 7 марта. В неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Днем Предстоятель Русской Православной Церкви отбыл в Москву. 9 марта. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл принял губернатора Чукотского автономного округа Р.В. Копина. Также в этот день в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл встретился с министром сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник, наместником Валаамского ставропигиального монастыря епископом Троицким Панкратием, ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапниным. 10 марта. Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия XIII национальной выставки-ярмарки «Книги России», которая прошла на территории Всероссийского выставочного центра. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл принял директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Г.В. Попова. 11 марта. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Его Святейшества с губернатором Тульской области В.Д. Дудкой. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл принял губернатора Тверской области Д.В. Зеленина. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с епископом Кемеровским Аристархом и первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике С.В. Шатировым, представителем в Совете Федерации от администрации Кемеровской области.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Марию называл не Богородицей, а Христородицей. Хоть и человеком, но и Богом именовал он Христа, однако не так, как мы, но по отношению и усвоению, подобию тому, как мы говорим о двух друзьях, весьма любящих друг друга, что эти двое обладают одной душой на основании их взаимной приязни и из-за преизбыточествующей любви ( φιΛας). Противником сего Нестория был Кирилл, и он писал ему постоянно, дабы отвратился от своего учения. Написал ему одно письмо и второе, но тот не сдался. Позднее пишет ему и третье письмо, в коем 12 глав о вере, и позднее, написал: 1221D «Если примешь сие, будешь нам соратником и другом, если же нет – будет тебе анафема». Тот и так не сдался. И так как этот спор разгорался, василевс (Феодосий Юнейший) приказал, чтобы был Собор в Эфесе, а судьей Кирилла и Нестория – Иоанн епископ Антиохии. Вот и прибыл Кирилл в назначенный день со всем своим окружением в Эфес, также и Несторий со своим. Однако, так как Иоанн медлил приезжать и опаздывал на 16 дней, Кирилл, посчитав, что он не приедет, собирает находившихся там епископов и читает перед ними написанное Несторием, а затем цитаты из святых отцов, противостоящие ему, 1224А и это при том, что Несторий отсутствует и говорит, что ждет судью. И Кирилл осуждает его. Когда же спустя 16 дней прибыл Иоанн и обнаружил, что осуждение Нестория произошло без него, то рассердился и огорчился, что из неуважения к нему осуждение Нестория произошло без него. И он не пошел в церковь , в ту, в которую взошел Кирилл, но взошел в другую, спорил с Кириллом и анафематствовал и того, и другого, Нестория же не принял. После Иоанна приобрел известность некто Феодорит, епископ Кир, города на Востоке. Сей, обвиняя Кирилла, нападает и на 12 глав, 1224В кои значатся в его третьем послании к Несторию, и опровергает их, говоря, что Кирилл – арианин и что мыслит подобно Евномию и Аполлинарию. Ибо Кирилл, споря с Несторием, разделявшим домостроительство, изрядно имел заботу о единении. Поэтому и показалось Феодориту, что Кирилл учит об одной сущности, как Ариане и аполлинариане.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Владимир Путин с удовлетворением отметил, что в последние годы в России установились добрые отношения между государством и Церковью. Святейший Патриарх Кирилл также рассказал В.В. Путину о произошедшем разделении Смоленской и Калининградской епархии на две самостоятельные епархии — Смоленскую и Вяземскую и Калининградскую и Балтийскую. «Соединение Смоленской и Калининградской епархий было исторически продиктовано тем, что Смоленскому митрополиту в свое время поручили возрождать православие на калининградской земле, — сказал Святейший Патриарх. — Но теперь ситуация другая: в Калининграде более 80 приходов, несколько монастырей, православные школы. То есть вполне сложившаяся епархия с очень специальным профилем, учитывая инославное окружение. Не только инославное, но и другие страны. Поэтому было сочтено полезным выделить ее из состава Смоленской епархии. Пока я временно управляю этой епархией при помощи викария, но в ближайшее время, видимо, будет назначен новый архиерей», — отметил Патриарх Кирилл. 6 апреля, в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Благовещенском храме в Петровском парке в Москве. 7 апреля, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. Предстоятелю сослужили епископ Волоколамский Иларион, епископ Егорьевский Марк, секретарь Патриарха по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, представители московского духовенства. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поблагодарил епископа Марка за многолетнюю помощь на посту заместителя председателя Отдела внешних церковных связей и вручил владыке памятную панагию. После этого Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении духовенства вышел на крыльцо Благовещенского собора и под звон колоколов Ивана Великого по традиции выпустил в небо двух белых голубей. По завершении праздничного богослужения в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской ставропигиальный монастырь. 7 апреля исполнилось 84 года со дня преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Патриарх Кирилл совершил молебен и прочитал молитву у раки с честными мощами святителя Тихона в Большом соборе обители.

http://e-vestnik.ru/news/sluzh_patr_7030...

Т. IX. С. 652. 179 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 1, 293:12 – 20. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М. 2001. Т. IX. С. 652. 180 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 1, 354:1 – 7. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2001. Т. IX. С. 701. 181 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 1, 351:1. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2001. Т. IX. С.699. 183 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 3, 136:20. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2001. Т. IX. С. 870. 184 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 3, 127:19. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2002. Т. X. С. 864. 186 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 3, 136:21. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2002. Т. X. С. 870. 187 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 3, 118:217. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2002. Т. X С. 856. 189 Cyr. Alex. Coment. in Joann. 1, 171:6. (ed. Pusey, P. E. Oxford, 1872. TLG 4090/2). Ср. рус. пер. Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна//Библиотека отцов и учителей Церкви. М., 2001. Т. IX. С. 556. 191 Толкование св. Кирилла этого евангельского сюжета является ярчайшим примером аллегорического метода Александрийской школы. Воскресший Господь утешает Марию Магдалину, плачущую у Его гроба ( Ин. 20; 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Кирилл Лукарис, легко заметив, что греческая церковь не останется невредимою и долго не просуществует, если он не воспротивится этим врагам, решил противостать этим попыткам, собравши все свои силы, которым придала большую энергию заботливость об отечественной религии и ревность о добром деле. Он хорошо знал, что он будет иметь дело с такими опасными противниками, которые, заручившись покровительством сильных людей из Константинополя, надеясь на силу ума, науки, красноречия и денег, стали пытаться встревожить доселе спокойное состояние греческой церкви, чтобы им восторжествовать в бедной и стесненной Греции... Хорошо зная, что эти хитрые враги, иезуиты, которых он в это время проклял, как нарушителей христианского мира, угрожают церкви разрушением, Кирилл очень боялся их и объявил им войну, никогда не возвращаясь к дружбе с ними» 263 . Во время этого пребывания своего в Константинополе Кирилл Лукарис писал первое письмо 264 к Нидерландскому богослову Утенбогаэрту (Utenbogaert), которое было послано из Константинополя 30 мая 1612 года 265 . В этом письме, после пожелания христианского мира, с которым Христос повелевает Своим апостолам вступать во всякий дом и которым (пожеланием) поэтому и он начинает свое письмо, Кирилл Лукарис выражает надежду, что на основе этого мира создана их дружба, благодаря которой они, отложив страсть, овладевающую сердцами людей, сделают когда-нибудь нечто спасительное (salutare). Потом Кирилл Лукарис высказывает, что восхваление добродетелей Утенбогаэрту Корнелием Гагою возбудило в нем сильное желание ближе познакомиться с ним и потому он пишет ему это письмо: «как служитель к служителю и как пастырь к пастырю». «Хотя – продолжает Кирилл Лукарис, – ты и я пастыри, однако известно, что обоим нам должно подчиняться единому Высочайшему Пастырю, Которого мы овцы и Которым мы, если желаем, поставляемся в пастыри. То, что мы имеем от Бога, есть добро (bonum); но зло состоит только в том, что тебе неизвестно мое призвание (vocatio), а мне неизвестно твое.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Особенную активность в полемике с Несторием проявил Кирилл Александрийский. В своей 17-ой пасхальной беседе Кирилл, не называя Нестория по имени, критически отзывается о его учении. В этой беседе звучат резкие выражения. Кирилл мыслил полемически, а поэтому и не без крайностей. В центре внимания Кирилла находится единство во Христе Божества и человечества и то, что в богословии называется communicatio idiomatum, «общение свойств» 21 . Так преуспеяние в возрасте и мудрости, считает Кирилл Александрийский, следует усвоять всему Богочеловеку. «Заимствованная от Девы плоть стала собственною плотию Слова». Подобно Проклу Кирилл подчеркивает, что путь к Божественности Христа пролегает сверху вниз: Иисус Христос – это «не человек, носивший Божество, но Бог вочеловечившийся». В пылу полемики, желая подчеркнуть единство во Христе Божества и человечества, Кирилл произносил фразы, напоминающие выражения Аполлинария, например, когда говорил о Христе как об облеченным нашим подобием. Использовал Кирилл и прямое выражение Аполлинария, которое сторонники этого еретика надписали именем Афанасия: «Одна природа Бога Слова воплощенная». Полемический характер богословия Кирилла впоследствии осложнит и без того тяжелые богословские споры. Внешние факторы, вызвавшие осложнение несторианского спора 1. Сложные церковные отношения Константинополя и Александрии. Александрийская Церковь стремилась к первенству на Востоке и всячески противилась возвышению Константинополя. Второй Вселенский собор третьим правилом унизил кафедру Александрии перед кафедрой новой столицы. Этот же собор не признал Константинопольским епископом Максима, ставленника Александрии. Позднее святитель Иоанн Златоуст был несправедливо изгнан со своей кафедры под воздействием Феофила Александрийского. Поэтому Несторий Константинопольский стремился показать всем, что его дело имеет не догматический, а политический характер, что оно подобно делу Златоуста, что Кирилл, племянник Феофила, осудившего Златоуста, хочет так же прибрать к своим рукам дела Константинопольской Церкви, как прежде хотел его дядя.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

8 января, во второй день попразднства Рождества Христова — праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. 8 января, во второй день праздника Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл принял учас-тие в Рождественском празднике в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества. Святейший Патриарх посетил Рождественский город юных мастеров, планетарий, студию изобразительных искусств, пообщался с педагогами и воспитанниками Дворца детского (юношеского) творчества. Патриарх Кирилл поздравил детей с праздником Рождества Христова. Праздник был организован по инициативе Славянского фонда России при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. 9 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил детскую Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце, ежегодно устраива-емую Русской Православной Церковью совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации, Правительством города Москвы и Московской федерацией профсоюзов. На Патриарший Рождественский праздник приглашаются учащиеся православных гимназий и лицеев, приходских воскресных школ, а также воспитанники детских домов, приютов, дети-инвалиды. 10 января, в Неделю по Рождестве Христовом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Перед богослужением Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам прп. Сергия Радонежского в Троицком соборе, а также святыням Серапионовой палаты и Никоновского придела. В Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил Божест-венную литургию. Затем Святейшего Патриарха от лица насельников лавры приветствовал архиепископ Сергиево-По-садский Феогност. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл отметил особое духовное и историческое значение лавры прп. Сергия. «Я радуюсь возможности в первое Рождество, которое праздную в сане Патриарха Всероссийского, прибыть в дом святого преподобного Сергия, дом Святыя Троицы, чтобы вместе с братией и со всеми вами, дорогие паломники, еще раз прославить Христа Рожденного», — сказал Патриарх Кирилл.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010