Святейший Патриарх Кирилл в Сретенском монастыре ФОТОГАЛЕРЕЯ В 2008–2018 гг. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл многократно служил в московском ставропигиальном Сретенском монастыре, Настоятелем и Священноархимандритом которого он является. 28 декабря 2008 года, день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского 28 декабря 2008 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в московском Сретенском монастыре. По прочтении святого Евангелия владыка Кирилл произнес проповедь, в которой отметил важную роль священномученика Илариона в восстановлении патриаршества в Русской Православной Церкви, в борьбе с обновленчеством в начале ХХ века. Митрополит Кирилл также рассказал о том, как его дед, исповедник православной веры в годы гонений, свято хранил память о священномученике Иларионе, с которым разделял узы заключения в Соловецком лагере и вместе с ним участвовал в знаменитом Соловецком Соборе. Фото: Г. Балаянц, В. Корнюшин, А. Поспелов, М. Родионов/ Православие.Ru , С. Власов, В. Ходаков/ Пресс-служба Московской Патриархии 3 июня 2009 года, день празднования Владимирской иконы Божией Матери 3 июня 2009 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Сретенском монастыре. В этот день отмечалось 15-летие возрождения монашеской жизни в обители и 10-летие Сретенской духовной семинарии. За малым входом Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд насельников монастыря. За Божественной литургией Предстоятель Русской Церкви хиротонисал выпускника Сретенской духовной семинарии диакона Александра Слесаренко во иерея. По окончании литургии Святейший Патриарх совершил молебен перед Владимирской иконой Божией Матери, после чего вручил дипломы об окончании духовной школы 20 выпускникам этого года. Фото: В. Корнюшин, М. Родионов, Г. Балаянц/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/119056.html

18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большой собор Донского монастыря, где поклонился святыням обители — Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 19 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великопостные богослужения в Троицком и Успенском соборах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 5.30 утра у раки с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил братский молебен ко преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Троице-Сергиевой обители, молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров, затем возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. В дар монастырю Святейший Патриарх передал ковчег с частицей мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения главного колокола обители — благовестника «Святитель Петр». 20 февраля Святейший Патриарх Кирилл посетил исторический Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, переданный Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

С тою же любовью управлял прп. Кирилл братиями своими, кротостью и смирением врачуя немощных и приводя их к исправлению. Один инок долго скрывал в сердце своем тайную злобу на него и наконец дошел до решения уйти из обители. Чтобы иметь предлог исполнить свое намерение, он пошел к своему настоятелю, чтобы оскорбить его. Но когда он вошел, случилось так, что он не мог произнести ни одного слова. Преподобный же, прозрев его духовное состояние, тихо сказал ему: «Не огорчайся, брат, все ошибаются обо мне, один ты знаешь правду и все мои недостоинства. Я точно окаянный грешник!» И пока он говорил, мир возвращался в смущенную душу инока, и с тех пор он стал особенно привержен к своему настоятелю. На хартии, которую держит в руке своей прп. Кирилл на его изображениях, пишется последнее предсмертное слово его к братиям: «Любовь имейте между собою!» И другие духовные дарования стяжал прп. Кирилл: много чудес совершил он и при жизни, и по кончине своей; раз вина не хватило в обители для совершения Божественной литургии, но по молитве преподобного все сосуды оказались наполненными. Когда инок Далмат скончался без напутствия, то прп. Кирилл воскресил его, исповедал и причастил Святых Тайн, после чего Далмат мирно скончался. Во время голодного года хлеб по молитвам прп. Кирилла не оскудевал в монастырских житницах, и он даром раздавал его населению. Раз, стоя на берегу озера, прп. Кирилл прекратил бурю, осеняя крестом своим погибавших монахов-рыболовов. И буря прекратилась. Раз принесли на праздник Богоявления в обитель расслабленного; преподобный приказал погрузить его во время великого освящения в прорубь, и тот исцелился. Привели к нему слепую женщину. Помазав ей глаза святою водой, преподобный спрашивал: «Что ты видишь?» — «Книгу, которую ты держишь... озеро... людей ходящих», — отвечала женщина, и так постепенно возвращалось к ней зрение, пока она совершенно не прозрела. Исцелил прп. Кирилл и слепую княгиню Карголомскую, и некоего боярина Романа, также слепца, заочно явившись ему в тонком сне, и владельца соседнего села, Афанасия, от неизвестной болезни, окропив его святою водой. И множество других чудес и исцелений совершил прп. Кирилл. Со слов посетившей обитель княгини Марии белевской (Белев — город Тульской губ.) был записан следующий рассказ: у нее не было детей, и она и муж ее, князь Михаил, послали просить молитв прп. Кирилла. Посланным (восьмерым) преподобный вручил для нее три сосуда и полтора хлеба. И они не только были сыты всю дорогу, но остатки привезли домой. У нее же родилось трое детей.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

После немаловременного служения в пекарне, св. Кирилл определен был на послушание в поварню. С тем же духом смирения и усердия проходил он и это служение. Смотря на вещественный огонь, он помышлял об огне неугасаемом, о вечном мучении, ожидающем грешников, и говорил в себе: «терпи Кирилл этот огонь, чтобы избежать огня вечного». Постоянным памятованием вечного суда стяжал он такое умиление, что не мог хлеба вкусить и слова сказать без слез. Посещение Кирилла преподобным Сергием Великие подвиги и глубокое благочестие св. Кирилла сделали его известным многим; его чтили и великие подвижники. Преподобный Сергий Радонежский, когда приходил в Симонов монастырь посетить своего племянника и других благочестивых, живших в сем монастыре иноков, прежде всего заходил в хлебню или поварню к Кириллу и долго беседовал с ним. Когда старец святою своею беседою посевал семена благочестия, Кирилл поливал их слезами своего умиления. Игумен Феодор, узнав о приходе преподобного Сергия в свою обитель, являлся с братиею старшею приветствовать его в келлию Кирилла. Это внимание великого подвижника еще более увеличивало славу св. Кирилла. Юродство Тяжела была для смиренной души св. Кирилла та слава, то уважение, какими он пользовался от людей. И в последние годы своей жизни, когда состарился уже в подвигах иночества, св. Кирилл писал князю Георгию: «Зная Божественное писание, ты сам понимаешь, какой вред бывает инокам от похвалы людской, а особенно нам, не очистившимся от страстей. Если кто подлинно чист и свят сердцем, то и таким бывает вред от этой тягости, а нам, еще обуреваемым страстями, великое искушение для души в похвале людской». Св. Кирилл решился принять на себя подвиг юродства. Он начал поступать как бы повредившийся в уме. За разные действия юродства настоятель назначал ему в наказание епитимию, повелевая иногда сорок дней и более питаться только хлебом и водою. С радостию принимал Кирилл такую епитимию, и когда исходил ей срок, делал новые юродства; епитимия назначалась вновь, так что Кирилл иногда месяцев шесть сряду питался только хлебом и водою. Он рад был поститься, а между тем другим нельзя было сказать, что он постится по своей воле, так как он постился в наказание, наложенное на него от настоятеля. Наконец игумен уразумел, что пр. Кирилл юродствует, желая скрыть свою подвижническую жизнь, потому он не стал уже налагать на него епитимии. Безмолвное пребывание в келлии

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 июля. Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию на площади перед Спасо-Преображенским кафедральным собором. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл посетил монумент Вечной славы, возведенный в память о воинах Великой Отечественной войны, и возложил к мемориалу венок. По завершении церемонии Святейший Патриарх Кирилл пообщался с ветеранами. В ходе пребывания в Днепропетровске Святейший Владыка посетил Областную клиническую больницу имени И.И. Мечникова, где побеседовал с пациентами и благословил их. Днем Святейший Патриарх Кирилл вылетел из Днепропетровска в Киев. Из аэропорта Предстоятель направился в Успенскую Киево-Печерскую лавру. В Крестовоздвиженском храме обители Предстоятель поклонился иконе Успения Божией Матери. 26 июля. Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен в древнем Софийском соборе Киева. Затем в Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 27 июля. В канун дня памяти св. равноап. вел. кн. Владимира Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершили молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке. Днем Предстоятель Русской Церкви посетил киевский Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь. В крипте Свято-Троицкого собора Святейший Владыка поклонился мощам преподобного Ионы Киевского, основателя монастыря. В здании Кабинета министров Украины состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с премьер-министром страны Н.Я. Азаровым. В Верховной Раде Украины Святейший Патриарх Кирилл встретился с председателем Верховной Рады В.М. Литвиным. Вечером Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. По окончании всенощного бдения в Успенской Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх посетил Дальние (преподобного Феодосия) пещеры обители, где поклонился почивающим в них мощам святых угодников Божиих. Затем Первосвятитель осмотрел реставрируемый надпещерный храм в честь Зачатия праведной Анны.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Мониторинг СМИ Вот вам крест У Патриарха Кирилла есть четкий план продвинуть православие в массы 02.02.2009 22:26 На общем завтраке перед началом Поместного собора митрополит Кирилл на правах местоблюстителя раздавал делегатам последние наставления. Посоветовал помолиться перед иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец», на которой в сердце Богородицы вонзаются семь стрел: «Если в чье-то сердце [во время Собора] придет это греховное чувство, первое, что нужно сделать, - обратить свой взор к семистрельной иконе». Кирилл попросил уделить внимание благообразности мероприятия. «Это важно для нашего состояния, чтобы мы видели, что все правильно, красиво и по чину происходит, - строго сказал митрополит и добавил: - Будет прямая трансляция по телевидению, поэтому очень важно степенно и торжественно нам выйти». После Собора о результатах выборов тоже сообщили в прямом эфире. Все прошло в стиле избранного патриарха - публично, но без лишних подробностей. После избрания и вплоть до интронизации патриарх Кирилл не делал громких заявлений. Свою программу Кирилл изложил еще до своего избрания в докладе на открытии Поместного собора: введение основ православной культуры (ОПК) в школах, создание института военных капелланов в армии, возвращение церковной собственности, разрешение украинского раскола, укрепление связей с другими конфессиями - ради совместной религиозной повестки дня. Именно на такую программу действий он и получил на выборах внушительный мандат - 508 голосов. Алексия II считали умеренным патриархом и мастером компромисса. И вот ему на смену пришел очень активный и молодой, по церковным меркам, патриарх. Кирилл стал патриархом надолго. И у него есть одна главная цель - решительно продвинуть в общественную жизнь интересы церкви. Он хочет сделать Россию по-настоящему православной. Все реформы, которые Кирилл может затеять, будут нацелены только на это. НОВАЯ РАСКАДРОВКА В церкви слово «реформы» не любят. Оно вызывает аллергию. В церковном обиходе реформы - это резкие нововведения, организованные в приказном порядке. А от таких перемен ничего кроме сбоев и расколов не жди. «На Соборе избранный патриарх Кирилл сказал о том, что беда, если патриарх входит в историю с именем реформатора», - объяснял после Собора диакон Андрей Кураев. Кирилл имел в виду патриарха Никона, с реформ которого в русском православии начался церковный раскол. Но каким их словом ни называй, от Кирилла ждут перемен.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1662 . Так как в ней св. Кирилл между прочим говорит о Нестории, что он „уже почти три года, как начал проповедовать свое богохульное учение в церкви“ (Д.В.С. 117); ересь же Нестория обнаружилась в конце 429 года, то, значит, „Защитительная речь“ св. Кирилла была написана в средине 432 г. Здесь св. Кирилл скромно допускает, как вполне возможное, что, быть может, и он, в пылу борьбы с ересью Нестория, позволил себе по увлечению что-нибудь непохвальное, так как никто не может считать себя совершенно чистым и безгрешным. А потому он считает себя вправе ожидать от императора снисходительности (ibid., 108). После этого св. Кирилл объясняет, что он писал послания императору и императрицам в отдельности не со злою целью, а только ради защиты веры от угрожавшей ей в то время опасности со стороны Нестория. Свое же выступление против Нестория он объясняет священнейшим долгом пастыря, обязанного неусыпно стоять на страже врученного ему стада. Далее, св. Кирилл изображает ход дела на Эфесском соборе, оправдывает открытие собора без Иоанна Антиохийского, описывает виновность и коварное поведение последнего до собора и на соборе. Наконец, упомянув о клеветах на него (Кирилла) со стороны разных недостойных лиц, св. Кирилл благодарит императора за то, что он „легким мановением руки исхитил его из пылающей печи, чтобы он непрестанно возносил благодарность Христу за победу“ (ibid.,129). Эта „Защитительная речь“ настолько основательно оправдывает деятельность св. Кирилла против Нестория, что и теперь, кажется, нечего к ней прибавить; и нам кажется, что современные обвинители св. Кирилла или не читают этой речи, или слишком недоброжелательны к личности Кирилла, если и после чтения этой речи продолжают настаивать на своих обвинениях. Однако, св. Кирилл допускает в этой защитительной речи, что по увлечению борьбой и он мог погрешить в чем-нибудь против Нестория. Очевидно, что, спокойно обдумывая по возвращении из Эфеса свою деятельность против Нестория, он стал замечать кое-где и результаты естественной страсти в борьбе. Это, между прочим, заставило св. Кирилла, как увидим, ревностно, в течении нескольких лет трудиться над унией с восточными. Но вопрос этот всецело захватил св. Кирилла, как увидим, только в самом конце 432 г.; до этого же времени мы не видим, какими научными интересами особенно был занят св. Кирилл в течении почти года. Судя по неутомимой энергии св. Кирилла, он не мог пребывать в бездеятельности столько времени. Вот отчасти почему является вполне естественным именно к этому времени отнести написание знаменитого сочинения св. Кирилла „Против Юлиана Отступника“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма), родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363–1389). Светская жизнь теготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора († 1394; память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством святого старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского (память в неделю пред 28 августа – Собор Смоленских святых). Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл совершал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2–3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда Преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла игуменом обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 16 апреля 2012 г. 22:15 Святая Евхаристия — это самое великое действие, которое происходит в роде человеческом. Ничто не может сравниться с этим действием, потому что это — открытая дорога к Богу, по которой человек восходит на Небо и по которой с Неба низводится на человека Божественная благодать (слово в Великий четверг, Москва. Храм Христа Спасителя) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 14 апреля 2012 г. 09:05 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 9 апреля 2012 г. 15:30 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Божественной литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 7 апреля 2012 г. Когда мы болеем, то хорошо понимаем, что болезнь нас ограничивает. Когда эта болезнь сопровождается болью, то мы прекрасно понимаем, что боль поглощает все наше внимание. Эта боль и эта болезнь становятся для нас явлением величиной во всю нашу жизнь (проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим, Москва, Храм Христа Спасителя) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 6 апреля 2012 г. 18:00 Празднуя Благовещение Пресвятой Богородицы, мы празднуем начало нашего спасения и благодарим Господа за ту великую милость, которую Он даровал нам, за Его страдания, Его смерть, Его Воскресение, за ниспослание Духа Святаго, за все то, что и являет собой тайну спасения рода человеческого (слово в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Москва, Кремль) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 6 апреля 2012 г. 14:40 " Порок праздности и порок празднословия имеют много общего.  Празднословие не просто слова, лишенные смысла: подобно тому, как праздность влечет греховные помыслы и деяния, так и празднословие несет в себе опасность для духовной жизни " (слово после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста, Сергиев Посад, Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 11 марта 2012 г. 23:46 " Всякий раз, когда человек наслаждается властью, он согрешает, потому что власть дана не для наслаждения, а для служения. Нет перед властью другой Богом благословленной цели, как только служение ближним своим " (слово после утреннего богослужения  во вторник первой седмицы Великого поста, Москва, Покровский монастырь)

http://e-vestnik.ru/persons/patriarh_mos...

Время до открытия соборных заседаний св. Кирилл, по обычной своей энергии, стремится всецело использовать: он и других готовил к борьбе с ересью, и сам готовился к тому же. Пользуясь полученным от Мемнона правом проповедания слова Божия, он нелестно с кафедр главнейших храмов Эфеса ознакомляет Эфесских жителей и собравшихся на собор с пагубностью и нелепостью учения Нестория; уясняет истинное учение о Христе и вдохновляет слушателей постоять за истинную веру. Таких проповедей, очевидно, было сказано немало, так как даже до нашего времени сохранилось три проповеди из этого периода. О первой из них мы уже говорили. Вторая тоже носит в себе ясные признаки того, что она произнесена до открытия собора. 1349 Св. Кирилл в ней утверждает, что познание „Сына Божия неразрывно связано с познанием Отца. Иудеи, не познавшие Отца, не познали и Сына“. После этого, оправдываясь, очевидно, от взводимых на него обвинений в аполлинаризме, св. Кирилл доказывает против Аполлинария, что Сын Божий восприял тело не бездушное и не лишенное разума. Мало того, в таком виде Сын Божий, по словам проповедника, являлся и в Ветхом завете; например, патриарху Иакову – в виде неизвестного человека, который всю ночь боролся с ним. Этим же примером св. Кирилл пользуется и для призыва Нестория, (не называя его по имени), к раскаянию. 1350 Как с Иаковом, пребывавшим во тьме ночи, боролся Бог, а с наступлением зари борьбу прекратил, так и со всеми, во тьме неведения находящимся, сражается Христос, пока в уме их не воссияет свет истинного богопознания. „Посему взывает оратор, очевидно, к Несторию: „прими, человек, сей умственный свет. Оставь бороться со Христом; Он не знает победителей, но побеждает всегда и во всем“. В третьей проповеди 1351 св. Кирилл, показав превосходство богопознания новозаветного перед ветхозаветным, излагает учение о воплощении Сына Божия на основании посл., к Евр. 1, 6 и ев. Иоанна 1, 1 – 2, 14 . Здесь он опять полемизирует, очевидно, со сторонниками Нестория, которые, на основании анафематизмов Кирилла, думали, что он учит о преложении божества во Христе в человечество („человеком стало Слово Божие, не переставая быть Богом“); обличает Нестория („не в человеке было, а стало плотью Слово Божие“). Наконец, св. Кирилл внушает слушателям крепко держаться учения Иоанна Богослова, чтобы благополучно перейти горькие потоки ересей и достигнуть безмятежной пристани истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010