Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka. Zagreb, 1927. Knj. 2. S. 281). Надпись XIX в. на алтарной стене сообщает, что К. м. был основан в 1100 г., но скорее эта дата взята из местных легенд, утверждающих, что обитель является древнейшей в области. В 1806 г. 3 месяца в мон-ре пребывал тетовский паша Реджеб. В том же году и в 1812 г. К. м. посетил игум. Кирилл (Пейчинович) . Согласно Кондике Кюстендилской митрополии 1846 г., составленной по распоряжению владыки Дионисия игум. Хрисанфом, в тот период К. м. имел 12 пахотных полей, поместье в Старо-Нагоричино, огород и сад, 4 луга, на его скотном дворе было 6 лошадей, 15 коров, 3 вола, 200 овец, 76 коз и 25 свиней, а в ризнице хранилось большое число серебряных вещей, сосудов и древних книг ( Иванов. 1970. С. 139-140). Во 2-й пол. XIX в. долгое время в монастыре проживал лишь поп Бойко из с. Орах. В 1876-1878 гг. во время военных выступлений сербов и черногорцев за независимость от Османской империи о. Бойко укрывал в обители повстанцев, за что после подавления восстания в Приштине был осужден на пожизненное заключение. В 1900 г. в мон-ре жил 1 насельник. 30 июня 1944 г., во время второй мировой войны, нем. солдаты подожгли часть братских корпусов, к-рые до сих пор не восстановлены. В нескольких пергаменных рукописях сохранились записи о вкладе их в К. м. или хранении там, что является основанием для утверждений, что в обители мог существовать скрипторий, а в XIX в. действовало килийное уч-ще. Согласно упомянутой Кондике Кюстендилской митрополии, в 1846 г. в б-ке К. м. было 11 древних пергаменных рукописей, 12 миней, Октоих, Триодь, Ирмологий, Евангелие учительное (возможно, на греч. языке), 2 Апостола и «большая» Псалтирь ( Иванов. 1970. С. 139). Рус. путешественница М. Ф. Карлова, к-рая, вероятно, сопровождала А. Ф. Гильфердинга в поездке по Македонии в 1868-1869 гг., сообщила о богатой б-ке К. м. и о том, что поп Бойко подарил им 3 древние славянские пергаменные рукописи ( Карлова М. Ф. Путешествие по Македонии и Албании//ВЕ.

http://pravenc.ru/text/1681141.html

В обращении к руководителям и представителям международных организаций Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в очередной раз напомнил о дискриминационном характере законопроекта 8371: «23 марта 2023 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека опубликовало доклад о реализации прав человека на Украине, в котором признано, что законопроект 8371 может иметь дискриминационный характер по отношению к Украинской Православной Церкви. 26 июля украинский журналист, литератор и сторонник канонической Украинской Православной Церкви Ян Таксюр выступил в рамках специальной сессии Совета безопасности ООН, заявив о грубых и массовых нарушениях религиозной свободы на Украине». «Несмотря на установленные факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви, украинские власти продолжают политику ликвидации этой религиозной общины, умножая страдания миллионов верующих, – с горечью констатировал Предстоятель Русской Церкви. – Епископат и верующие при этом остаются лишены права эффективной юридической защиты своих прав в условиях угрозы их жизни и здоровью, создаваемой религиозными экстремистами при попустительстве властей». «Прошу Вас предпринять все возможные меры для того, чтобы воспрепятствовать продолжению массовых нарушений религиозных прав верующих Украинской Православной Церкви, в том числе в форме обсуждения сложившейся ситуации в рамках повестки дня возглавляемой Вами организации, подготовки специализированных докладов, а также направления специальных миссий для установления фактов», – говорится в послании Святейшего Патриарха Кирилла, который выразил надежду на то, что меры по предотвращению беззакония «могут быть приняты до того, как законопроект будет рассмотрен в последующих чтениях, вступит в силу и начнет имплементироваться». Послания главам и представителям международных организаций направлены, в частности: генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи, Генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств К.К. Абдрахманову, специальному докладчику Совета ООН по правам человека по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости К.П. Ашвини, специальному докладчику Совета ООН по правам человека по вопросу о свободе религии или убеждений Назиле Гани.

http://mospat.ru/ru/news/90906/

В обращении к руководителям и представителям международных организаций Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в очередной раз напомнил о дискриминационном характере законопроекта 8371: «23 марта 2023 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека опубликовало доклад о реализации прав человека на Украине, в котором признано, что законопроект 8371 может иметь дискриминационный характер по отношению к Украинской Православной Церкви. 26 июля украинский журналист, литератор и сторонник канонической Украинской Православной Церкви Ян Таксюр выступил в рамках специальной сессии Совета безопасности ООН, заявив о грубых и массовых нарушениях религиозной свободы на Украине». «Несмотря на установленные факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви, украинские власти продолжают политику ликвидации этой религиозной общины, умножая страдания миллионов верующих, — с горечью констатировал Предстоятель Русской Церкви. — Епископат и верующие при этом остаются лишены права эффективной юридической защиты своих прав в условиях угрозы их жизни и здоровью, создаваемой религиозными экстремистами при попустительстве властей». «Прошу Вас предпринять все возможные меры для того, чтобы воспрепятствовать продолжению массовых нарушений религиозных прав верующих Украинской Православной Церкви, в том числе в форме обсуждения сложившейся ситуации в рамках повестки дня возглавляемой Вами организации, подготовки специализированных докладов, а также направления специальных миссий для установления фактов», — говорится в послании Святейшего Патриарха Кирилла, который выразил надежду на то, что меры по предотвращению беззакония «могут быть приняты до того, как законопроект будет рассмотрен в последующих чтениях, вступит в силу и начнет имплементироваться». Это послание Патриарха Московского и всея Руси было направлено, в частности: генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи, Генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств К.К. Абдрахманову, специальному докладчику Совета ООН по правам человека по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости К.П. Ашвини, специальному докладчику Совета ООН по правам человека по вопросу о свободе религии или убеждений Назиле Гани.

http://patriarchia.ru/db/text/6069456.ht...

Ах, христиане! Разве вы не знаете, как жгли вас мучители турки раскаленным железом, как пекли в огне детей ваших пред вашими глазами; сколько разграбили хозяйств и имений ваших; сколько взяли сыновей и дочерей ваших и сделали их неверными? А разв и теперь не причиняют вам этого мучительства? Зачем же вам бежать к таким врагам христианским? Вот ваши страдания дошли до слуха благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, и он пожалелъ вас и захотел избавить вас от такого мучительства. Спросите-ка, есть ли где в других государствах такое мучительство. Ваши страдания по всей Европе стали известными и во всех газетах упомянуто и написано о вашихъ мучениях. Неужели же ваше сердце позволит вам стать на сторону врагов ваших и лютых мучителей? Бегайте от них, любезные христиане, как от лютой и ядовитой змеи, и имейте общение с этим христолюбивым воинством российским. И имейте их, как единородных братьев ваших, верно и любезно послужите им и примите их в домы ваши, угостите и почтите их, и куда они захотят идти, верно и без обмана указывайте им путь. А в особенности, христиане, берегитесь от Иудиного предательства, как от огня геенского. Сохрани Бог, чтобы какой-либо христианин впал в такой тяжкий грех , за который он будет наказан и в этом веке и в будущем, ибо такой человек веру свою христианскую предал бы врагу христианскому. Вот если верно послужите, надеемся, что при помощи Божией через короткое время будете иметь радость и веселие и поживете мирно и тихо, чего мы все и желаем вам. Аминь. Софроний, архиерей Болгарский» 19 . Сохранилось с именем Софрония еще одно письмо от 10 янв. 1808 г., писанное из Бухареста в СПБ царскому адъютанту Ивану Афан. Замбину, вратчанцу по происхождению, с просьбой, чтобы он ходатайствовал пред русским Государем об освобождении Болгарии. (Письмо это напечатано в Мсб., кн. хх). Но подлинность его подвергается сомнению 20 . Софроний Вратчанский оставил целый ряд учеников. Из них известны: Хаджи Иоаким, даскал Керчовский или Кичевский (Битольскаго санджака), Кирилл Пейчинович Тетовец, архимандрит Феодосий, основатель первой болгарской типографии в Солуни. Все они жили в 1-й пол. XIX в. и были авторами различных духовно-нравственных книг на болгарском языке, сеятелями национально-болгарскаго просвещения и будителями народного самосознания. Все они, как и сам Софроний, находились до некоторой степени над влиянием сербского просвещения. До открытия болгарской типографии в Солуни болгарские книги печатались вне пределов болгарской территории: в Валахии (Бухарест), в Венгрии (Будапешт, Брашов) и в Сербии. Это объяснялось тем, что там жило много болгарски торговцев и эмигрантов, содействовавших просвещению своего народа 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

В сер. XVIII в. начинается новый этап национально-освободительного движения болг. народа. Оформляется движение «болгарского национального возрождения». Особое впечатление произвела на современников книга прп. Паисия Хиландарского «История славяно-болгарская» (1762), дата создания к-рой считается началом национального возрождения болг. народа. Основной целью сочинения Паисия было осмысление прошлого своей страны с тем, чтобы направить болг. народ к борьбе за свою политическую независимость. Паисий осуждал тех болгар, к-рые, желая казаться образованными и культурными, пренебрегали своим происхождением и объявляли себя эллинами. Он считал, что для пробуждения народа необходимы создание национального языка, чувство своей земли и знание своего исторического прошлого. Подчеркивая контраст между прошлым Б. и рабским ее положением в настоящем, Паисий побуждал своих соотечественников к активным действиям. Написав «Историю», Паисий Хиландарский занялся ее распространением в болг. землях; книга передавалась из рук в руки, переписывалась болг. патриотами, с восторгом воспринявшими ее идеи. В наст. время известно более 50 списков и более 20 переработок этого сочинения. Первым переписчиком «Истории славяно-болгарской» и первым последователем прп. Паисия стал свящ. Стойко Владиславов (буд. еп. Врачанский Софроний). Ему же принадлежит авторство 1-й болг. печатной книги - сборника воскресных поучений «Кириакодромион, сиречь Неделник», опубликованного в валашском г. Рымник в 1806 г., а также публицистической автобиографии «Житие и страдания грешного Софрония». В деле укрепления национального самосознания болгар еп. Софроний считал главным фактором просвещение и распространение знаний; он переписывал богослужебные книги, пропагандировал введение разговорного болг. языка во всех сферах жизни, в т. ч. и в богослужении, считая необходимым сделать его доступным для всех. Среди последователей Софрония наиболее известны монахи Иоаким Кырчовский и Кирилл Пейчинович, развернувшие просветительскую и лит. деятельность в Македонии. В нач. XIX в. ими было написано и издано неск. книг религиозно-политического содержания, восторженно принятых в юго-зап. Б. (Македонии).

http://pravenc.ru/text/149669.html

Григория Синаита , покинувших вместе с ним А. после одного из нападений турок на Св. Гору в 1-й пол. XIV в. и обосновавшихся в Парории. После смерти прп. Григория (1346) на А. подвизался до 70-х гг. XIV в. один из его учеников прп. Ромил Видинский , одновременно с ним на Св. Горе жили свт. Евфимий и буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан. Хиландарский пирг Хрусия. Нач. XIV в. В XV-XVIII вв. болг. иноки по-прежнему обитали не только в Зографе, но и в др. мон-рях (по преимуществу находившихся под покровительством молдав. и валашских господарей) - Дохиаре, Каракале, Ксенофонте, мон-ре Св. Павла, Филофее, а также в различных скитах и келлиях. На протяжении XVIII в. они постепенно стали преобладать в братии Хиландара (уже в 1744 Григорович-Барский отмечал присутствие здесь болгар и говорил о смешанных общинах в хиландарском скиту на Спасовой Воде и пирге Хрусия). Эта ситуация сохранялась до рубежа XIX-XX вв., свидетельством чему служат, в частности, хиландарские письмовники 1782 (Зограф. 238) и 1801 гг. (Пантелеимонов мон-рь. СБК. 12): почти все послания, содержащиеся в них, адресованы в Болгарию или в болг. общины за ее пределами. В то время великая серб. лавра, поддерживая тесные экономические и культурные связи с болг. землями, играла роль центра болг. национального возрождения. В сер.- 2-й пол. XVIII в. здесь жил и работал прп. Паисий Хиландарский, написавший «Историю славяно-болгарскую». В 1755-1785 гг. на средства болг. вкладчиков из Банско, Видина, Габрова, Копривштицы, Пазарджика и др. мест был обновлен и укреплен ряд монастырских построек, сооружены больница и храмы во имя св. Димитрия и св. Саввы. В 1800 г. в Хиландаре принял постриг и затем провел здесь 17 лет буд. активный деятель национального возрождения Македонии Кирилл (Пейчинович) . В XIX в. с Хиландаром были связаны такие деятели болг. возрождения, как Неофит (Бозвели) и первый Болгарский экзарх Анфим I (Чалыков) . Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. на А. трудилось много болг. иконописцев, наиболее значительной их работой является роспись паперти собора Вел. Лавры, выполненная в 1852 г. Захарием Зографом . Во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 70-х гг.) болг. монахи заселили скит Пресв. Богородицы (Ксилургу), расположенный на земле Пантелеимонова мон-ря и бывший некогда древнейшей рус. обителью на Св. Горе, в 1820 г. в скиту был введен общежительный устав, в нач. XX в. там жили 20-30 болг. иноков. Последний болг. насельник скита - известный на А. о. Евфимий - скончался во 2-й пол. 80-х гг. XX в. В Ксилургу до наст. времени сохранилось много болг. (в большинстве своем с греч. надписями) икон XVIII - сер. XIX в. с характерными чертами самоковской и тревненской зографских школ.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Кирилл (Пейчинович ; ок. 1771-1845), архим. Феодосий Синайский (2-я пол. XVIII в.- 1843), иером. Рильский Неофит (1793 или 1790-1881), братья Д. Миладинов (1810-1862) и К. Миладинов (1830-1862), Йордан Хаджиконстантинов (Константинов; 1818-1882), Нафанаил (Бойкикев ; 1820-1906), митр. Охридский, Г. Пырличев (1830-1893), Райко Жинзифов (1839-1877) и др. Пробуждению национального самосознания у болгар способствовала деятельность рус. славянофилов, большую роль сыграло издание книги Ю. И. Венелина «Древние и нынешние болгары» (1829). Среди молодежи, приезжавшей для получения образования в рус. учебные заведения, были и уроженцы М. (но массовый приток учащихся начался после Крымской войны, когда правительство Александра II взяло курс на поддержку славян). Процесс национального возрождения болгар был связан с обретением не только политической независимости от турок, но и церковной независимости от греков. Уже во 2-й четв. XIX в. они стали выдвигать требование о назначении епископами в епархии с преимущественно болг. населением этнических болгар. В период Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. македон. греки принимали активное участие в боевых действиях. Купец Э. Папас из г. Сере (Серры) вложил состояние в организацию восстания на п-ове Халкидики. В восстании приняли участие также жители п-ова Касандра и афонские монахи. Повстанческие отряды почти дошли до Фессалоники, но туркам удалось подавить восстание. Ответные репрессии опустошили города Центр. М., в особенности Фессалонику. В 1821-1822 гг. повстанческие движения охватили также города Западной М. (Науса, Эдеса) и горный массив Олимп. Оставшиеся в живых повстанцы участвовали в боевых действиях против турок в Центр. Греции и на Пелопоннесе. Но и в это время конфессиональная самоидентификация на Балканах еще оставалась сильнее национальной: главных своих врагов греч. повстанцы видели в мусульманах, а на стороне греков против турок сражались болгары и сербы, напр. отряд болг. серба Кристе Даговича (Хаджихристоса Вулгариса), ставшего впосл.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

[!Церковь в период «болгарского возрождения» (XVIII–XIX вв.) Монастыри сохраняли свою роль национально-духовных центров и в период возрождения болгарского народа. Начало болгарского национального возрождения связано с именем преподобного Паисия Хиландарского. Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских» (1762) явилась своеобразным манифестом патриотизма. Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо иметь чувство своей земли и знание национального языка и исторического прошлого страны. Последователем Паисия был Стойко Владиславов (впоследствии святой Софроний, епископ Врачанский). Помимо распространения «Истории» Паисия (известны списки, сделанные им в 1765 и 1781) он переписывал дамаскины, часословы, молитвословы и другие богослужебные книги; ему принадлежит авторство первой болгарской печатной книги (сборник воскресных поучений под названием «Кириакодромион, сиречь Неделник», 1806). Оказавшись в 1803 году в Бухаресте, он развернул там активную политическую и литературную деятельность, считая, что в деле укрепления народного самосознания главным фактором является просвещение. С началом русско-турецкой войны 1806–1812 гг. он организовал и возглавил первую общеболгарскую политическую акцию, целью которой было достижение автономии болгар под эгидой российского императора. В послании Александру I Софроний Врачанский от имени своих соотечественников просил взять их под защиту и разрешить создание отдельного болгарского подразделения в составе русской армии. При содействии Врачанского епископа в 1810 году был сформирован боевой отряд Земское болгарское войско, активно участвовавший в войне и особо отличившийся при штурме города Силистры. Заметными представителями болгарского возрождения в Македонии (весьма, впрочем, умеренными по взглядам) были иеромонахи Иоаким Корчовский и Кирилл (Пейчинович), развернувшие в начале XIX века просветительскую и литературную деятельность. Монахи и священники были активными участниками национально-освободительной борьбы. Так, монахи Тырновского округа участвовали в «Велчовой завере» 1835 году, восстании капитана дядо Николы 1856 году, так называемой Хаджиставеровой смуте 1862 года, в создании Внутренней революционной организации «апостола свободы» В. Левского и в Апрельском восстании 1876 года.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Буде печаталось и Зерцало игумена Кирилла Пейчиновича (1816), написанное народным македонским языком. Игумен Кирилл был значительной личностью своего времени, своего рода просветителем, но святогорского типа. Получив образование в монастырях и на Святой Горе, он простым способом, но совершенно в соответствии с Преданием излагал народу Евангелие и толковал Священное Писание. Кирилл боролся против суеверных народных обычаев, в частности, и против заклания курбана, принятого под влиянием мусульман. Ссылаясь на закон Моисея, он доказывает, что время кровавых жертв как прообраза прошло и настало время бескровной жертвы. Мы, крещеные Духом Святым, говорил он, понимаем то, что написано в Псалтири. У евреев окаменело сердце именно потому, что они не крещены и глухи и немы – «поэтому их Бог назвал Чифути 512 , а нас Новым Израилем», т. е. новыми евреями. Чтобы доказать, что бескровная жертва возвышеннее кровавой, он указывает, что курбан остался от Авраама, а бескровная жертва – от Мелхиседека, который выше его и по чину которого Христос «священник вовек» [ Евр. 5, 6; 7, 17 ] 513 . Просветительство типа Кирилла Пейчиновича, подобное по духу просветительству равноапостольного Козьмы Этолийского, было очень мало похоже на просветительство европейского типа, представителем которого у нас был Досифей Обрадович [ок. 1742– 1811]. Если Кирилл основывается на Предании и вырастает из него, то для Досифея оно «какое-то чудовищное создание», чье платье исписано «скорпионообразными и какими-то тайными фигурами» 514 . Находясь под сильным влиянием европейской просвещенности и философии Вольфа 515 , Досифей возвращается к началам естественной религии. Он определенно заявляет: «Все законы основаны на законе естества» 516 , – а этот закон, в свою очередь, идентичен закону «Христа Спасителя». Человек, соединенный с природой, соединяется с каждой добродетелью и со всеми добрыми и честными людьми, со своим настоящим благополучием, временным и вечным, и с самим Богом 517 . Возвращаясь к природе, он возвращается к естественному Откровению, которое, по его мнению, вечно, неизменно и единственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо иметь чувство своей земли и знание национального языка и исторического прошлого страны. Епископский пояс. 2-я пол. XVIII в. (СНИМ) Епископский пояс. 2-я пол. XVIII в. (СНИМ) Последователем Паисия был Стойко Владиславов (впосл. св. Софроний , еп. Врачанский). Помимо распространения «Истории» Паисия (известны списки, сделанные им в 1765 и 1781) он переписывал дамаскины, часословы, молитвословы и др. богослужебные книги; ему принадлежит авторство первой болг. печатной книги (сб. воскресных поучений под названием «Кириакодромион, сиречь Неделник», 1806). Оказавшись в 1803 г. в Бухаресте, он развернул там активную политическую и лит. деятельность, считая, что в деле укрепления народного самосознания главным фактором является просвещение. С началом русско-тур. войны 1806-1812 гг. он организовал и возглавил первую общеболг. политическую акцию, целью к-рой было достижение автономии болгар под эгидой российского императора. В послании Александру I Софроний Врачанский от имени своих соотечественников просил взять их под защиту и разрешить создание отдельного болг. подразделения в составе рус. армии. При содействии Врачанского епископа в 1810 г. был сформирован боевой отряд Земское болгарское войско, активно участвовавший в войне и особо отличившийся при штурме г. Силистры. Заметными представителями болг. возрождения в Македонии (весьма, впрочем, умеренными по взглядам) были иеромонахи Иоаким Корчовский и Кирилл (Пейчинович) , развернувшие в нач. XIX в. просветительскую и лит. деятельность. Монахи и священники были активными участниками национально-освободительной борьбы. Так, монахи Тырновского округа участвовали в «Велчовой завере» 1835 г., восстании капитана дядо Николы 1856 г., т. н. Хаджиставеровой смуте 1862 г., в создании Внутренней революционной орг-ции «апостола свободы» В. Левского и в Апрельском восстании 1876 г. В формировании образованного болг. духовенства велика была роль российских духовных школ, в первую очередь Киевской ДА.

http://pravenc.ru/text/149675.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010