После кончины преподобного Герасима 27-летний инок Кириак вернулся в Лавру преподобного Евфимия, которого тоже уже не было в живых. Он испросил себе уединенную келлию и там пребывал в глубокой тишине, имея общение лишь со своим другом иноком Фомой. Но вскоре Фома был послан в Александрию, где был хиротонисан во епископа, а святой Кириак в глубоком безмолвии провел 10 лет. В 37-летнем возрасте он был посвящен в сан диакона. Когда между обителями преподобного Евфимия и преподобного Феоктиста произошло разделение, святой Кириак удалился в Сукийский монастырь преподобного Харитона (память 28 сентября). В этой обители вновь поступающих иноков принимали как новоначальных; так же был принят и святой Кириак, который смиренно трудился на общих монастырских послушаниях. В 40-летнем возрасте преподобный Кириак был хиротонисан в сан пресвитера и назначен канонархом; в этом звании он трудился 18 лет; всего же он пробыл в обители святого Харитона 30 лет. В эти годы преподобный Кириак предавался великому подвижничеству, которое тщательно скрывал. Воздержание и кротость его были необычайны. Каждый вечер преподобный Кириак читал в келлии Псалтирь до того времени, как раздавался благовест к полунощному пению. Достигнув 70 лет, преподобный решил вести жизнь еще более строгую и удалился в пустыню Натуфа, взяв с собой своего ученика Иоанна. В пустыне отшельники питались лишь горьким зелием, которое по молитве святого Кириака делалось сладким, становясь годным в пищу. По прошествии пяти лет строгого уединения о пустынниках узнал один поселянин. Он привел к преподобному Кириаку своего больного бесноватого сына, и святой исцелил его. С тех пор многие стали приходить к преподобному со своими нуждами, он же искал все большего уединения и удалился в пустыню Рува, где пробыл еще пять лет. На 80-м году жизни преподобный Кириак удалился в место, отстоявшее на сотню верст от Сукийского монастыря. В этом сокровенном месте, называемом Сусаким, сходились две высохшие реки. По преданию, это место упоминал святой пророк Давид в своем псалме, говоря: Ты изсушил еси реки Ифамския ( Пс. 73,15 ). В этой далекой пустыне преподобный Кириак прожил семь лет. Затем к нему явились братия из Сукийского монастыря, прося его духовной помощи в годину голода и губительных болезней, и умолили святого Кириака вернуться в обитель. Преподобный, тронутый мольбами братии, вернулся и поселился в пещере, где раньше подвизался преподобный Харитон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Своим возвращением преподобный Кириак оказал большую помощь Церкви в борьбе с распространившейся ересью последователей Оригена . Монах Кирилл, который и сам был иноком Лавры преподобного Евфимия, написал житие преподобного Кириака и рассказал, как он был послан из Лавры в обитель святого Саввы, к епископу Иоанну безмолвнику, и от него – к преподобному Кириаку. Преподобный предсказал близкую смерть ересеначальников Нона и Леонтия, что вскоре и совершилось, так что ересь перестала распространяться. На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил с учеником своим Иоанном. В это время его снова посетил инок Кирилл. На этот раз преподобный пробыл в Сусакиме восемь лет. В последние годы его пребывания в пустыне Господь открыл преподобному Кириаку, что он не один служит Богу в своем уединении, а что есть другие тайные рабы Божии, которые возносят к Нему свои молитвы и о которых мир не знает. Открыто это было следующим образом: однажды ученик преподобного Иоанн и его друг Парамон шли из обители к преподобному в его пустыню. По дороге они увидели вдали, в глубине пустыни, человека, скрывшегося от них в пещеру; подойдя к ней, они долго стучались, прося обитателя пещеры поведать им о себе. Наконец изнутри пещеры, так и не выходя к ним, на их голоса откликнулась отшельница, просившая братий оставить ее. Но они умоляли ее открыть им свое имя и сказать, давно ли она тут спасается. Отшельница сказала, что ее имя Мария, а живет она в совершенном уединении 18 лет. Никто никогда не приходил к ней и никто не знал об ее оставшихся в тайне подвигах. Блаженная Мария просила молитв преподобного Кириака и просила его учеников, чтобы на обратном пути от преподобного они еще раз к ней зашли. Когда ученики сказали об этом святому Кириаку, он воздал благодарение Богу за то, что Он имеет столько сокровенных от людей и служащих Ему втайне святых – не только мужей, но и жен, и послал Иоанна с Парамоном обратно к блаженной Марии. Но когда они пришли к пещере, то нашли святую уже умершей. Захватив из обители все необходимое для погребения, они вернулись и похоронили святую отшельницу недалеко от ее пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Теперь, когда мы частично уже коснулись основной гипотезы Лоофса в отношении к личности Леонтия Византийского , благовременно подвергнуть ее разбору и в целом виде. Итак, Леонтий Византийский , по Лоофсу, есть тот самый, о котором говорится в двух древних Житиях: Vita Sabae («Житие св. Саввы») и Vita Cyriaci («Житие Кириака Отшельника») 182 . В обоих Житиях, относящихся к VI веку, упоминается некий монах Леонтий, причем особенно подробно и выразительно повествуется о нем в Житии св. Саввы, где читаем следующее: «Об искоренении гибельной ереси Оригеновой Савва просил потому, что между монахами, при нем бывшими, нашелся один монах, родом Византиец, по имени Леонтий ( τις τν μετ» ατν μοναχν Βυζντιος τ γνει Λεντιος νματι), который, будучи принят в Новую Лавру в числе прочих принятых с Нонном после кончины игумена Агапита 183 , держался Оригеновых мнений. Он притворно защищал Халкидонский собор, а на самом деле держался Оригеновых мыслей. Почему отец наш Савва, услышавши о сем и вспомнив слова блаженного Агапита [Новолаврского игумена, отказавшегося принять в свою Лавру Леонтия и его сообщников], употребил строгость, отверг от себя и отлучил от своего сообщества как Леонтия, так и державшихся мнений Феодора Мопсуестийского, а императору внушил искоренить ту и другую ересь» 184 . В Житии Кириака Отшельника точно так же говорится: «Нонн был начальником этого зла [то есть оригенизма в Новой Лавре] и приобрел себе ревностного помощника, поборника и соратника в лице Леонтия Византийского ( Λεντιον τν Βυζντιον πουργον χων κα περμαχον κα συναγωνιστν) " 185 . К Нонну, который был «родом палестинец» 186 , в деле распространении им оригенизма присоединились еще и другие, и «прежде всего те, кто были в Новой Лавре ученейшими, именно: Петр Александрийский , и другой Петр, родом из Греции, даже самый наместник Лавры, родом Скифопольский, вернейший в религии и в добродетелях и просвещенный в науках» 187 . Дальнейшая судьба Леонтия в связи с развитием оригенизма в Палестине представляется, по свидетельству Жития св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

500 См.: Иоанн Мосх . Луг духовный. Гл. 17. PG. Т. 87. Col. 2865; рус. пер.: С. 23. Из жития Кириака Отшельника (2-я пол. V в.) видно, что братия монастыря Евфимия Великого, расходившаяся на четыредесятницу по пустыне, получали из монастыря Святые Тайны каждоевоскресенье до вербной, когда возвращались в монастырь. См.: Житие Кириака Отшельника, изд. И. Помяловского//Памятники Общества любителей древней письменности. С. 4–5. 501 См.: Руфин. История монахов. Гл. 7. PL. Т. 21. Col. 418; рус. пёр.: Ci 49–50: Ср.: Лавсаик. PG. Т. 34. Col. 1147; рус. пер.: С. 167. 503 Письмо к Кесарии. PG. Т. 32. Col. 486; рус. пер.: Т. VI. С. 200–201. Кириак Отшельник в пустыне приобщает Святых Тайн заболевшего ученика (Житие. С. 8). Преп. Луке (подвизался ок. Этны, † ок. 800 или 820) предстоятель Коринфа сообщил и чин приобщения запасными дарами. См.: Суворов Н. С.  К вопросу о тайной исповеди и духовниках… С. 96–98. 504 Migne, P. G. XCXI, cοl 647, рус. пер.: Добротолюбие. Т. IV. С. 600. Ср.: Огласительные поучения. С. 221. Преп. Феодор свидетельствует, что относительно обязательности ежедневного приобщения для отшельников он узнал из восточных писателей-аскетов (PG. Т. 99. Col. 1116. Epist. lib. I. Epist. 57; рус. пер.: Кн. I. С. 323). В епитимиях преп. Феодора Студита (может быть, впрочем, не принадлежащих ему) содержатся правила о причащении, мало согласные между собой. Одно гласит: «Если кто в день литургии не причащается, пусть скажет причину; если же не скажет, пусть постится до позднего, сделав 50 поклонов» (Ibid. Col. 1753, правило 31). В другом – более слабое требование: «Кто сверх 40 дней без епитимии остается непричащенным, пусть скажет причину, и, если окажется, что он сделал это по нерадению, епитимия 40 дней» (Ibid. Col. 1749, правило 6). Великим постом студийская братия, по-видимому, приобщалась гораздо чаще. По крайней мере, в поучении на 2-ю неделю преп. Феодор обращается к монахам: «Не причащаемся ли мы каждый день (per dies) пречистого Его Тела и Крови?» (Ibid. Col. 587; рус. пер.: Огласительные поучения. С. 194).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В первый период своего существования обитель располагалась прямо в отвесной скале, высящейся слева от входа. Там, на высоте 10–12 м, видны дверь и по обе стороны от нее окна пещер. Чуть ниже выступает площадка – почти естественный балкон, 2 м шириной и 4 длиной; в его восточном углу имеется круглое отверстие, через которое только и можно проникнуть в пещеру. В память о древних подвижниках подъем к этому своеобразному входу и теперь осуществляется с помощью деревянной приставной лесенки в 3 м высотой. Но чтобы добраться до нее, по уступам и обломкам сделаны надежные, бетонные ступени. Наверху площадки еще шесть выбитых в скале ступеней ведут к двери, через которую можно пройти в маленькую пещерку, где афонскими иноками установлены три небольших колокола. Далее, через дверь налево, входим в главную пещеру, где преподобный освободился от разбойников и создал церковь , посвященную теперь его имени. Алтарь расположен в восточном углу, рядом со входом. Простой иконостас работы афонских монахов отделяет его от превращенной в церковь пещеры. Благодаря трем застекленным окнам в ней бывает достаточно светло днем. В день памяти преподобного Харитона, 28 сентября, здесь совершается праздничное богослужение. Рядом с пещеркой-звонницей есть еще одна, с отдельным наружным входом. В двух каменных ковчежцах хранятся мощи подвизавшихся здесь святых угодников, к которым благоговейно прикладываются паломники. Современные здания приютились в углублении скалы, служащей надежным природным навесом. В двухэтажном домике помещаются часовня-трапезная, освященная во имя святителя Николая Чудотворца, с небольшим деревянным куполом на стропилах, две иноческие кельи и служебные помещения. Русской собственностью является и небольшой участок земли наверху скалы, над Лаврой, где разбит масличный сад. В противоположной стене ущелья находится пещера преподобного Кириака Отшельника, который подвизался здесь на сто лет позже Харитона. Небольшая дверь и круглое окно на головокружительной высоте отмечают место его подвигов. Имени преподобного Кириака посвящена небольшая греческая обитель на дне ущелья, основанная иноками Иерусалимской Патриархии в начале ХХ в. – «в пику» русским пришельцам. Неподалеку, заключенный в бетонную плотину, находится и сам Мышиный источник, вызвавший в свое время такие церковно-дипломатические бури.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Наверху площадки еще 6 выбитых в скале ступеней ведут к двери, через которую можно пройти в маленькую пещерку, где афонскими иноками установлены 3 небольших колокола. Далее, через дверь налево, входим в главную пещеру, где преп. Харитон освободился от разбойников и создал церковь , посвященную теперь его имени. Алтарь расположен в восточном углу, рядом со входом. Простой иконостас работы афонских монахов отделяет его от превращенной в церковь пещеры. Благодаря трем застекленным окнам в ней бывает достаточно светло днем. В день памяти Преподобного, 28 сентября, здесь совершается праздничное богослужение. Рядом с пещеркой-звонницей есть еще одна, с отдельным наружным входом. В двух каменных ковчежцах хранятся мощи подвизавшихся здесь св. угодников. Современные здания приютились в углублении скалы, служащей надежным природным навесом. В двухэтажном домике помещаются часовня-трапезная, освященная во имя свт. Николая Чудотворца, с небольшим деревянным куполом на стропилах, две иноческие кельи и служебные помещения. Русской собственностью является и небольшой участок земли наверху скалы, над Лаврой, где разбит масличный сад. В противоположной стене ущелья находится пещера преп. Кириака Отшельника, который подвизался здесь на 100 лет позже преп. Харитона. Небольшая дверь и круглое окно на головокружительной высоте отмечают место его подвигов. Имени преп. Кириака посвящена небольшая греческая обитель на дне ущелья, основанная иноками Иерусалимской патриархии в начале XX в. – «в пику» русским пришельцам. Неподалеку, заключенный в бетонную плотину, находится и сам Мышиный источник, вызвавший в свое время такие церковно-дипломатические бури. ...Айн Фара – не единственное место в Святой Земле, находящееся под юрисдикцией Русской Зарубежной Церкви. Ей принадлежит в различных местах около полутора десятков участков, приобретенных в свое время начальниками Русской Духовной Миссии. Разделение в Русской Церкви, связанное с революцией, гражданской войной и эмиграцией, коснулось и Палестины. В Иерусалиме долго говорили: «Красная» или «Белая» церковь . После возникновения государства Израиль в 1948 г., русские недвижимости, в том числе храмы и монастыри, оказавшиеся на его территории, были возвращены СССР. Но все оставшееся на территории, отошедшей к Иордании (включая Восточный Иерусалим, Вифлеем, Хеврон и т. н. «Западный Берег»), остается в ведении Зарубежной Церкви. Акт о воссоединении Московской и Зарубежной ветвей Русской Православной Церкви не коснулся вопросов управления собственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Относительно преп. Кириака Отшельника известно, что первоначально он подвизался в монастыре Евсторгия, вблизи Иерусалима. Затем пришел в обитель преп. Евфимия и там, «из святых рук» Великого аввы, принял иноческий образ. Сподобив Кириака иноческого образа, преп. Евфимий отослал его для подвигов в обитель преп. Герасима, откуда Кириак перешел в лавру преп. Евфимия, – что случилось уже при игумене Илии-преемнике преп. Евфимия 126 . Таким образом, свои аскетические подвиги преп. Кириак усиливал постепенно. Он начинал их в монастыре Евсторгия, увеличил после того, как сподобился принять иноческий образ от святых рук преп. Евфимия и возвел на высшую ступень, когда в последний период своей жизни перешел из обители преп. Герасима в Евфимиеву лавру. Последовательные ступени аскетической жизни и благословляет Церковь , когда вводить в церковно-богослужебное употребление три чина монашеского пострижения: а) чин на облачение в рясу и камилавку, б) чин на облачение в мантию, или – в малую схиму и в) чин на облачение в схиму великую. XXVI Разделение чинов пострижения в монашество на рясофор, на малую схиму и на схиму великую явилось в богослужебной монастырской практике не одновременно с тем, как вошло в обычай освящать церковным благословением и общею братскою молитвою вступление человека на путь подвижнической жизни. Исторические свидетельства и литургические памятники показывают, что сначала в монастырской практике существовало одно только пострижение, – был один «образ» иноческий. И в Египте, и в Палестине с Сирией, и в Малой Азии, и, вообще, во всех концах древнего христианского мира, куда проникло монашество, желавший сделаться иноком и начать подвиги произносил обеты отречения раз навсегда и раз же навсегда облачался при этом в монашескую одежду отречения (σχμα ποτακτικν). С такого рода порядком, существовавшим по монастырям в половине V века, мы осведомлены, благодаря записи чина пострижения в монашество в творении псевдо-Дионисия: О церковной иерархии. Когда последовало разделение единого иноческого образа на два вида: на схиму малую или первую (иначе – просхиму) и на схиму великую, ангельскую, – с точностью трудно установить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

62, 63]... А по молитвам " великого пред Богом " старца Кириака брату Феофану в видении была открыта и загробная участь еретиков. Явившийся ему кто-то " страшный по виду " отвел его " в место мрачное, смрадное и испускающее пламя " и показал " в пламени Нестория и Феодора (епископ Мопсуетский. - К. С.), Евтихия (архимандрит в Константинополе. - К. С.) и Аполлинария (епископ Лаодикийский. - К. С.), Евагрия и Дитима (почитатели Оригена. - К. С.), Диоскора (Патриарх Александрийский. - К. С.) и Севера, Ария (пресвитер Александрийский. - К. С.) и Оригена (учитель Александрийской богословской школы. - К. С.) и других " . При сем было сказано: " Вот это место уготовано еретикам... Хотя бы и всеми добродетелями украсился человек, но если он неправо верует, он попадет в это место " [с. 32, 33].Отмечая пагубность ереси, святые подвижники взывали: " Не будь с еретиками " (авва Олимпий) [с. 19]. " Смотри - не причащайся нигде вне Святой Кафолической и Апостольской Церкви, в которой прославляются четыре святых Собора (тогда было только четыре первых Вселенских Собора. - К. С.): Никейский (318 отцов), Константинопольский (150 отцов), первый Ефесский (200 отцов) и Халкидон-ский (630 отцов) " " Подвизайтесь за веру православную " (некий епископ) [с. 49] (См. также: главы 29, 40, 45, 147, 148, 177, 188...). Христианская кончина К чему призывает " Луг духовный " " Отшельник пришел в монастырь, чтобы отойти ко Господу, примирившись со всеми... И приняв Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отшельник лег посреди церкви и тотчас скончался, вовсе не болевши " .Из свидетельства преподобного Фомы [с. 107] " Вот вам предмет для вашей философии - размышлять непрестанно о смерти. И спасайте себя в безмолвии и тишине! " Из ответа старца философам [с. 187]Божии люди учили всей своей жизнью - и примером, и словом, - учили они и в минуты ухода из земного странствования. Кончина их была поистине христианская - безболезненная, непостыдная, мирная, с полным упованием на добрый ответ в день Страшного Суда.Мне хорошо помнится кончина моих родителей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Васильевский В.  Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем памятных местах, первой половины IX в.//ППС 11 (IV/2). 1886. С. 257–261. Григорий Богослов .  Собрание творений. В 2 томах. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Две византийские хроники X в.  М., 1959. Деяния Вселенских соборов. В 7 томах.  Казань, 1859–1873. Добротолюбие. В 5 томах.  М., 2004. Древний патерик.  М., 1999 [см.: Apophthegmata, collectio systematica...]. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев.  Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993 [см.: Apophtegmata, collectio alphabetica...]. Достопамятные сказания 2004  =Луг Духовный 2004=Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 2004. Евагрий 1994  =Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты//Пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова . М., 1994. Житие и страдания святаго священномученика и чудотворца отца нашего Анастасия Перса, монаха монастыря аввы Иустина  //ПП. Вып. 14. СПб., 1907 [см.: Flusin В. Saint Anastase le Perse...]. Житие и подвизания иже во святых отца нашего преподобнаго Георгия Кипрскаго, иже в Хузиве//ПП. Вып. 9. СПб., 1899 [греч. текст и лат. перевод см. в: Sancti Georgii Chozebitae, confessoris et monachi, vita... P. 97–114, 336–359]. Житие преподобнаго отца нашего Герасима Отшельника  //ППС. Вып. 57 (XIX/3). СПб., 1907. Житие преподобнаго отца нашего Герасима Подвижника  //Там же. Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого//ПП. Вып. 1. СПб., 1885 [см.: Kyrillos von Skythopolis....]. Житие преподобнаго отца нашего Илариона Великого  //ПП. Вып. 4. СПб., 1884 [см.: Strout R. The Greek versions...]. Житие иже во святых отца нашего Иоанна, епископа и молчальника  //ПП. Вып. 3. СПб., 1893 [см.: Kyrillos von Skythopolis...]. Житие преподобнаго отца нашего Кириака Отшельника  //ПП. Вып. 7. СПб., 1899 [см.: Kyrillos von Skythopolis...]. Житие преподобнаго отца нашего Саввы Освященнаго  //ПП. Вып. 2. СПб., 1893 [см.: Kyrillos von Skythopolis...].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие ее повсюду считалось уже с VI века, и не могло быть и тени сомнения в верности всех подробностей этого повествования, которое упоминается неоднократно, как в деянии седьмого собора, так и бл. Дамаскиным. Зосима скончался в том же монастыре, достигнув столетнего возраста. Были другие кающиеся, носившие то же имя и спасавшиеся в тех же местах. Вот сведения, сохранённые о некоторых из них. В жизни св. Кириака говорится, что двое из его учеников, проходя по пустыне, заметили человека, двигавшегося среди низменных, колючих кустов; они подошли, надеясь увидеть пустынника; но, не найдя никого, заключили, что то было обаяние лукавого и начали молиться. Вскоре, однако же, они открыли глубокую пещеру и снова стали уверяться, что точно видели человека, который, при приближении их, скрылся в эту пещеру. Остановись при входе, они просили благословения. Голос из пещеры отвечал; «не входите, я женщина; чего хотите вы и куда идете»? Объявив, что они идут видеться с св. Кириаком, странники спрашивали об имени спасавшейся, и желали узнать кто она и давно ли живет тут? Она извинялась; впрочем, не отказывала исполнить их желание, когда они будут возвращаться; по усильным же настояниям их объявила, что ее зовут Марией, что она великая грешница, живя в мире; плясала, пела, играла на разных инструментах, обольщала людей и многих завлекла в гибель. Что, тронутая наконец раскаянием, она удалилась в эту пещеру, где милосердый Бог питает ее особенным, ежедневным чудом; она принесла с собой небольшое количество воды и овощей, которыми с тех пор кормится и которые не истощаются. Она живет здесь давно, всегда одна, никого не видела, но их просит непременно зайти чрез несколько времени. Они пересказали об этом св. Кириаку; восхвалив милосердие Божие, он советовал им исполнить желание Марии. На возвратном пути они зашли к ней; но нашли ее уже скончавшеюся. Отправясь в Сусахскую лавру, они взяли там все, необходимое для погребения пустынницы, и похоронили ее в пещере, где она жила. Иоанн Мосх упоминает еще о другой, покаявшейся Марии, которую он видел, когда она была весьма престарелою и повесть обращения которой слышал из ее собственных уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010