26 . [д] Преставление святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Праздник, и разрешение вина и елеа. 27 . [г] Святаго мученика Каллистрата, и дружины его: И преподобнаго отца нашего Савватиа, соловецкаго чудотворца. 28 . [в] Преподобнаго отца нашего и исповедника Харитона. 29 . [а] Преподобнаго отца нашего Кириака отшельника. 30 . [з] Святаго священномученика Григориа, великия Армении: И преподобнаго отца нашего Григориа, иже на пельшме реце. И во святых отца нашего Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея России, чудотворца. Месяц октоврий 1 . [з] Покров Пресвятыя Богородицы: и святаго Апостола Анании, единаго от 70: И преподобнаго отца Романа Сладкопевца: И преподобнаго отца нашего Саввы, вишерскаго чудотворца. 2 . [е] Святаго священномученика киприана: И святыя мученицы Иустины: И святаго и блаженнаго Андреа, Христа ради юродиваго. 3 . [д] Святаго священномученика Дионисиа Ареопагита. 4 . [г] Святаго священномученика Иерофеа, епископа Афинскаго: И обретение честных мощей, иже во святых отец наших Гуриа и Варсонофиа, казанских. 5 . [в] Святыя мученицы Харитины: И святых святителей Петра, Алексиа, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, и всея России чудотворцов. 6 . [а] Святаго и славнаго Апостола Фомы. Разрешение вина и елеа. 7 . [з] Святых мученик, Сергиа и Вакха. 8 . [з] Преподобныя матере нашея Пелагии. 9 . [е] Святаго Апостола Иакова Алфеова: И преподобнаго отца нашего Андроника, и жены его Афанасии. Разрешение вина и елеа. 10 . [д] Святых мученик, Евлампиа и Евлампии. 11 . [г] Святаго Апостола Филиппа, единаго от седми диакон: И преподобнаго отца нашего Феофана начертаннаго и Творца канонов, епископа никийскаго. 12 . [в] Святых мученик, Прова, Тараха и Андроника: И преподобнаго отца нашего Космы Святоградца и Творца канонов, епископа Маиумскаго. В тойже день празднование святому Иоанну Крестителю Господню, на память пренесения из мальты во град гатчину креста из части древа Животворящаго Креста Господня: чудотворнаго образа Божия Матере, писаннаго святым евангелистом Лукою: и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Vita Cyriac. 14-16//Ibid. S. 229-231). 21 февр. 555 г. К. С. покинул мон-рь прп. Евфимия и в числе 120 монахов был направлен патриархом Иерусалимским Евстохием (552/3-563) в Новую лавру прп. Саввы, после того как из нее с помощью военной силы были изгнаны монахи-оригенисты (Vita Sabae. 89-90//Ibid. S. 199-200). Ок. 2 лет после этого К. С. продолжал собирать сведения о святых Евфимии и Савве и по просьбам игум. Георгия из Веэллы и прп. Иоанна Молчальника приступил к составлению Житий (Vita Euthym. 83-85//Ibid. S. 83-84). В 557 г. по совету тех же Георгия и Иоанна К. С. перешел в лавру прп. Саввы, где предположительно оставался до самой смерти (Vita Ioan. Hesych. 20//Ibid. S. 217; Vita Sabae. 75//Ibid. S. 181, 187). В груз. версии Жития прп. Иоанна Молчальника указывается точная дата смерти святого - 8 янв. 559 г. К. С., следов., умер после этой даты ( Garitte. 1954). Если признавать подлинность сохранившейся только на слав. языке «Похвалы в честь преподобных Евфимия Великого и Саввы Освященного», то можно полагать, что К. С. дожил до 90-х гг. VI в. Сочинения К. С. является автором 7 Житий палестинских подвижников V-VI вв.: Евфимия Великого, Саввы Освященного, Иоанна Молчальника, Кириака Отшельника, Феодосия Великого , Феогния Витилийского, Авраама , еп. Кратейского. С преподобными Саввой, Иоанном и Кириаком К. С. был лично знаком, сведения о других он мог почерпнуть из рассказов очевидцев их жизни, это придает сочинениям К. С. большую историческую ценность. Хотя, по мнению некоторых исследователей, Жития не лишены тенденциозности, большинство ученых считают их надежными источниками сведений по истории палестинского монашества V-VI вв., а также по истории принятия IV Вселенского Собора в Палестине и т. н. вторых оригенистских споров (сер. VI в.). Относительно точно датируются Жития святых Евфимия, Саввы и Иоанна, время составления остальных Житий неизвестно. По мнению Б. Флюзена, они были написаны после 3 указанных Житий, в период пребывания К. С. в лавре прп. Саввы ( Flusin.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

VI век Евгиппий (511 г.). Житие Св. Северина (V в., римская европейская провинция Норик) Аноним (VI в.). Житие Макария Римского (V-VI вв.) Аноним (до 532 г.). Житие диакониссы Олимпии (Олимпиады) (367/368–408) Аноним (середина VI в.). Житие Маркелла (ум. 469) Аноним (VI в.). Житие Маркиана Эконома (ум. 473) Кирилл Скифопольский (524–568/569). Житие Евфимия Великого (377–473) Кирилл Скифопольский (524–568/569). Житие Иоанна Молчальника (V в.) Кирилл Скифопольский и Павелл Элладский (VI в.). Житие Феогния, епископа Виталийского (ум. 522) Кирилл Скифопольский и Феодор, епископ Петрейский (VI в.). Житие Феодосия Великого (Киновиарха) (423–529) Кирилл Скифопольский (вторая треть VI в.). Житие Саввы Великого (Освященного) (ок. 439–532) Кирилл Скифопольский (вторая треть VIb.). Житие Аврамия, епископа Кратей- ского (ум. ок. 543–553) Кирилл Скифопольский (560-е гг.). Житие Кириака Отшельника (ум. 556) Аноним (после 543 г.). Житие Матроны Пергской (ок. 420/430 – ок. 510/515 или 524 г.). Сергий, епископ Ресафы (Сергиополя) (?) (VIb.). Martirium Арефы со товарищами (523 г.) Аноним (вторая пол. VI в.). Житие преп. Марфы (ум. 551) Аноним (вскоре после 564 г.). Житие Николая Сионита (первая пол. VI в., ум. 564) Палладий (?). (вторая пол. VI или VII в.). Житие Григентия, епископа Омиритского (ум. 552) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач. VII вв.). Житие Андронина и Афанасия из Антиохии (вторая пол. IV в.) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач VII вв.). Повесть о Евлогии-каменотесе (VI в.) Авва Даниил (вторая пол. VI – нач. VII вв.). Житие Анастасии Патрикии (ум. 567) Евгиппий (VIb.?). Житие Северина (VI в.) Аноним (кон. VIb.). Житие Симеона Стилита Нового или Младшего (Дивногор- ца)(521–592) Аноним (VIb.). Житие Мар-Авгена (VI в.?) Аноним (VIb.?). Житие Ксенофонта и Марии (VI в.) Аноним (не позже VI в.). Житие Марии Антиохийской (IV в.) Аноним (конец VI в.). Чудеса Свв. Косьмы и Дамиана в монастыре Космидион (V-VI вв.) Иоанн Климак (ок. 525 – после 600). Лестница райская (с биографией святого, написанной его учеником монахом Даниилом Раифским)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   6. Много он потрудился при постройке общежития, ибо тогда лавра преобразовывалась в общежитие. Там был в то время некто Фома по имени, великий по жизни; авва Кириак, узнав об его добродетелях и преуспеваниях, прилепился к нему, совершенствуясь и упражняясь в духовной любви и следуя его образу жизни. Сей Фома, будучи послан диаконом Фидом в Александрию, приобрел у архиепископа покровы для жертвенника в строющуюся киновию. Тогда монастыри отцов наших Евфимия и Феоктиста были в единомыслии, имея общую жизнь и единое управление, находясь под одним икономом, по заповеди великаго Евфимия. По истечении двенадцати лет после его святаго успения, когда скончался авва Лонгин, игумен обители аввы Феоктиста, и игуменство приял Павел, Саракин Теревон, некогда крещенный и исцеленный иже во святых Евфимием, перед смертью оставил обоим монастырям значительныя средства. Когда же Павел стал упорствовать и завладел остатками и средствами Теревона, произошла смута и разделение монастырей.    7. Когда местности преподобнаго Евфимия возле монастыря разделились, Павел построил пирг на разделенных местностях и дал двести златиц на покупку странноприимницы для того, чтобы ему одному удерживать за собою общую странноприимницу во святом граде. Тогда иноки обители великаго Евфимия приобрели также за двести златиц странноприимницу у отцов лавры Сука, близ столпа Давидова. Авва же Кириак, оскорбев в уме по причине происшедшаго разделения монастырей, удалился в лавру Сука под конец 8-го индиктиона и в различные годы проходил четыре послушания: пекаря, больничнаго, странноприимника и иконома. Дослужив всем отцам и назидав их, он был возведен на степень священства: он был рукоположен во диакона в обитель великаго Евфимия и четыре года спустя был сделан ризничим и уставщиком на сороковом году своего возраста. Исполнив это послушание 13 леть, он сделался пресвитером и пробыл ризничим и уставщиком другия 18 лет.    8. Он уверял меня, говоря, что в течение толикаго промежутка времени — тридцати лет, когда он был уставщиком и ризничим, солнце не видело его ни ядущим, ни гневающимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3543...

В девятый год по прибытии Кириака в Палестину великий угодник Божий Герасим перешел от земных обителей в вечные. Тогда Кириак, будучи двадцати семи лет от роду, снова возвратился в лавру преподобного Евфимия, где некогда принял из святых рук его ангельский образ14). Игуменом лавры в то время был Илия; испросив у него уединенную келлию, Кириак стал жить в ней в безмолвии. В лавре обрел он себе друга, инока, по имени Фому, великого постника и совершенного в иноческом житии, и стал питать к нему великую любовь о Святом Духе: каждый из них получал пользу друг от друга, ибо они были оба исполнены благодати Божией. Но не долго они утешались своим дружеским совместным пребыванием, ибо воля Божия разлучила их. Так блаженный Фома был послан диаконом Фидом в Александрию купить некоторые предметы, потребные для монастыря. При сем ему вручено было епископам Маритирием15) послание к Тимофею, архиепископу Александрийскому16). Архиепископ Тимофей удержал пришедшего Фому у себя, прозрев пребывающую в нем благодать и, рукоположив его, поставил епископом в Эфиопскую страну17). Пришедши туда, блаженный Фома просветил светом христианства все местности сей страны и, сотворив много знамений и чудес, был добрым пастырем порученного ему стада. Лишившись друга своего, инока Фомы, святой Кириак наложил на себя обет глубокого молчания и жил, затворившись в келлии, как бы погребенный во гробе, беседуя только с одним Богом, И остался он в той обители, где был хиротонисан во диакона, десять лет. В то время оба монастыря, Евфимиев и Феоктистов, имели одинаковое общежитие и одно управление, держась устава великого Евфимия. Но враг произвел в сих монастырях возмущение и поселил между ними разделение и раздор. Опечаленный сим разделением между монастырями, святой Кириак удалился в монастырь Сукийский, который основал и устроил преподобный Харитон18). Будучи принят там, как новоначальный19), он стал проходить иноческие послушания. Пробыв четыре года в различных службах, в пекарне и в больнице. и заслужив одобрение всех отцов, он был допущен совершать диаконское служение; по истечении же трех лет после сего, на сороковом году от рождения, Кириак был поставлен пресвитером, а потом сделан канонархом20) и нес сие послушание восемнадцать лет; всего же в Сукийском монастыре прожил он более тридцати лет. Сам он свидетельствовал, что в то время, как он был канонархом, солнце не видело его вкушающим пищу или на кого-нибудь гневающимся. Говорил он также, что всякий вечер, став в келлии на молитву, он совершал чтение и пение псалтири до удара в било21) на полунощное пение.

http://pravicon.com/info-2665

вв) После того, братие мои, здесь же неотложно возбуждайте в себе и укрепляйте добрыя намерения идти по стопам св. наставников в вере и добродетелях. гг) Вместе с чтением житий дома, должно внимательно и благоговейно созерцать «икону» святого в церкви; слушать все, что читается, поется и говорится здесь – «в церкви Божией» о св. угодниках Божиих. Нельзя не привести здесь некоторых советов святителя Тихона Задонского касательно чтения вообще книг православно-христианского содержания. «Нет никакой пользы, говорит он, книгу читать и не делать того, чему книга учит. По этому читающему книгу должно исполнять нижеследующее: 1) должен читать наипаче священное писание, а по нем – и другие христианские православные книги, – читать не много листов и страниц, ибо много перечитавшему не можно все выразуметь и в памяти содержать. 2) Мало прочитывать и много рассуждать, что читается, ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается. 3) Смотреть, что из читаемого в книге понятно или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и вперед поступай (т.е. читай). Непонятное или от следующего чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с помощию Божиею, пояснится. 4) Чего учит книга уклоняться, чего учит искать и делать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняйся и твори доброе: сему всякая христианская православная книга учит. 5) Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежели был. Понеже злейшие бывают ученые и разумные глупцы, нежели простые невежи. 6) Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить. «Разум кичит, а любовь созидает». 7) Чему сам с помощию Божиею научишься, тому и иных при случаях любовно учи, дабы семя посеянное росло и плод творило, достойный небесного царствия». (Из творений св. Тихона Задонского ). III. Молитвами преподобного отца нашего Кириака да даст нам Господь и любовь к чтению душеполезных житий святых, и подражание им! (Свящ. Г. Дьяченко ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Второе житие Св. Феогния, более краткое, но сообщающее некоторые биографические сведения, не встречающиеся в первом, написано Кириллом Скифопольским (Н. Usener. Der heilige Theodosios. Leipzig. 1890 pp. XI-XXIII.), писателем VI века, известного составленными им житиями великих Палестинских подвижников: [IV] Св. Саввы, Евфимия, Феодсия, Кириака и Иоанна Молчальника. В заключение мы считаем долгом высказать искреннюю и глубокую благодарность г. Л. Делилю, директору Парижской национальной библиотеки, обязательно доставившему в наше распоряжение необходимую нам для настоящего издания рукопись. А. Пападопуло-Керамевс . 29 Апреля 1891 года. Павел Элладский 1. Месяца февраля 15. (Павла Элладского, бывшего исихастом в Элеусе) Житие и деятельность иже во святых отца нашего Феогния подвижника и отшельника, бывшего епископа Витилийского. 1 . “Да воссияет свет ваш пред человеками, да узрят добрые дела ваши и прославят отца вашего, иже на небесех” 1 : так заповедал ученикам своим Царь славы Христос. Посему они, усердно восприяв божественную заповедь, с избытком озарили всю подсолнечную молниями своих чудес, и безупречно исполнив возложенное на них служение, и спои драгоценные талеса, те богозданные орудия, которые древний закон назвал “кожи овни червлены”, оставив на земле. как некогда оставил свою милость оный пламенный пророк Илия, отошли с радостию к Творцу всяческих и смело предстали пред несотворенный царский престол. Однакож не одним только апостолам дано было – веровать в Бога и исполнять его заповеди, и получать за свои труды и подвиги награды от десницы Вседержителя, но и последующим за ними ученикам и подражателям Слова. Так Павел, великий Христов провозвестник, излиявший на церкви медоточивые струи благочестивого учения, желая это изобразить, говорил: “подвигом добрым я подвизался” и далее: “впредь предстоит мне венец правды, который воздаст мне в оный день Господь, праведный Судия, и не только мне, но и всем, возлюбившим Его явление” 2 . 2 . Посему и Феогний, Каппадокиянин, от младых ногтей прилепившись к любви Господней, исполнив Иеремино слово “я безустанно последовал за Тобою”, украсив себя добрыми делами, и пропитав благоуханием безбрачия и всех прочих богоугодных деяний как свою душу, так и всех своих знакомых, “изменив крепость”, по выражению Исайи, и оперившись подобно орлу, и радостно освободившись от уз телесных, отлетел на небо и оставил последующим поколениям память о себе, как о некоем столпе света.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За 2 года до кончины К. О. насельники лавры Сука убедили его вернуться к ним, т. к. хотели, чтобы святой был погребен в их мон-ре. Последние годы жизни преподобный провел в пещере прп. Харитона. Несмотря на преклонный возраст, К. О. «оставался крепким и с охотою выстаивал правило псалмопения и собственноручно прислуживал приходящим к нему, нисколько не утомляясь, но будучи силен во всем в укрепляющем его Христе» (Ibid. S. 235). Преподобный скончался после непродолжительной болезни, перед смертью попрощавшись со всеми отцами лавры Сука. По словам Кирилла Скифопольского, «он был муж кроткий, доступный, пророческий, учительный, православнейший, высокий ростом, благовидный, имевший невредимыми все члены, и был воистину исполнен благодати и Духа Святого» (Ibidem). В Житии не указана дата смерти К. О. Визант. календари отмечают его память 29 сент., на следующий день после памяти прп. Харитона Исповедника. В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) память К. О. указана 9 сент., а под 29 сент. его имя приписано позднее др. почерком ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89, 93, 325, 344). Проблематичным является отождествление К. O. с упоминаемым Иоанном Мосхом в «Луге духовном» аввой Кириаком из мон-ря Каламон, к-рый находился рядом с мон-рем прп. Герасима Иорданского ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 26, 45//PG. 87. Col. 2872-2873, 2900-2901; Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 32-33, 35, 61-62). Мощи В нач. XII в. рус. игум. Даниил видел нетленное тело К. О. в мон-ре прп. Харитона («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 80-81). О. Мейнардус отметил, что в нек-рых монастырях правосл. Востока хранятся частицы мощей св. Кириака без уточнения, которому из одноименных святых они принадлежат ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 163). Десница и ступня К. О. находятся в мон-ре прп. Дионисия (Афон), частицы мощей - в архиепископской резиденции в Никосии и в Киккском мон-ре (Кипр), в монастырях Галатаки (Эвбея), Лимонос (Лесбос), Агафона (близ Ипати), Апезанон (Крит), а также в мон-ре Сирийцев в Вади-эн-Натрун (Египет) (Ibid. S. 163-164).

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Не менее широко применялся христианами и елей из лампад, привешенных перед изображениями святых, и от гробов мученических. Так, Кирилл Скифопольский в жизни св. Евфимия говорит: «И вечером взяв «γαδμα» (св. воду) от гробницы святого и елея из неугасимой лампады, выпив, таким образом освободился от демона» 12 . У него же есть рассказ в жизни св. Иоанна Отшельника и в жизни св. Евдокима: «И помог ей для отгнания мучащего отрока недуга елей, взятый от светоносного гроба Макария, которым она помазала руки отрока» 13 . Затем Софроний, патриарх Иерусалимский, в жизни свв. Кира и Иоанна (4 в.) говорит: «Приди в Александрию и, попостившись, присядь в большом тетрапиле, и взяв немного елея из лампады, привешенной перед иконою Спасителя, в сосуд, и опять возьми там «γαδμα» и, помазав им ноги, будешь иметь здравие» 14 Подобные же примеры врачевания елеем мы наблюдаем в жизни: св. Пахомия; св. Нила младшего; св. Георгия мученика; св. Евпраксии девы; св. Артемия; св. Луки младшего 15 ; св. Тарасия, патриарха Константинопольского 16 ; св. Зосимы, еп. Сиракузского 17 ; св. Петра чудотворца 18 ; св. Фантина исповедника 19 ; св. Сампсона странноприимца 20 ; свв. Иуста, Оронтия и Фортуната, пострадавших при Нероне 21 ; св. Созия мученика 22 и др. Наконец, для тех же целей врачевания больных служил и елей св. креста. Упомянутый выше Кирилл Скифопольский в жизни св. Саввы говорит: «Вышнего положив прибежище себе и окропив (помазав) место честным елеем св. креста, пробыл там дни св. четыредесятницы»; гл. 44: «елей св. креста исцелит его»; гл. 63: «помазанием всего тела елеем креста освободился от демонов» 23 . Затем в жизни св. Кириака подвижника рассказывается: «Произнесши молитву над юношей и помазав елеем креста, избавил его от горького безумия» 24 . Этот елей креста получил свое начало от тех светильников, которые висели в Иерусалимском храме воскресения перед св. крестом. Перед елеем этого креста было такое благоговение, что его уносили в золотых, серебряных и иных сосудах, как замечает Феодор, еп. Равейский, в жизни св. Спиридона 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Особенностью списков Иерусалимского устава данного времени является наличие детально разработанного порядка приготовления храма к началу бдения, чего, по-видимому, свято-гробские спудеи, начинавшие часто бдение вскоре после окончания патриаршей вечерни, не имели. Это приготовление храма носит особо торжественный характер, тем самым отражая глубокое благоговение келиотов к чину агрипнии. По всем упомянутым памятникам, приготовление храма к богослужению начинается с принятия кандилаптом благословения от игумена. Приняв благословение, кандилапт совершает благовест и затем зажигает в храме лампады. Рукописи Синайской библиотеки 1094 272  и 1097 273  упоминают благовест в тяжелое и железное било. Относительно ударов в первое уставы говорят, что кандилапт ударяет медленно. Рукопись Шио-Мгвимского монастыря, кроме того, указывает соединение благовеста с чтением Непорочных: «Начинает звонить медленно „в тяжкое», говоря при этом Непорочны» 274 . То же говорит рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 311 275 . Как сам способ оповещения о предстоящем бдении посредством ударов в била, так и чтение при этом кандилаптом Непорочных составляет нововведение палестинских монахов. В иерусалимском храме Воскресения, где создался чин всенощного бдения, такого вида благовеста не было. По словам Этерии, здесь оповещение о времени и месте ближайшего богослужения делал архидиакон, например: «Будем все сегодня в седьмом часу готовы у гроба Лазаря» или «Во всю неделю, т. е. начиная с завтрашнего дня, в девятый час будем собираться все в большую церковь » 276  и т. п. Соединение благовеста в било с размышлением в это время о чем-либо назидательном указывают впервые правила Пахо-мия Великого: «Кто бьет в било, чтобы братия собирались в трапезу, пусть, пока бьет, с размышлением читает на память что-либо из Писания» 277 . Очевидно, это указание относилось по духу его и к собранию на молитву. Из Египта этот обычай перешел в Палестину. О благовесте к агрипнии ударами в била сообщает Кирилл Скифопольский в Житии преп. Саввы 278 . В Житии же преп. Кириака Отшельника говорится, что он не прекращал ударять в било до тех пор, пока не окончит стихословить Непорочны 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010