Как объяснить столь благосклонное отношение язычника Кира к иудеям? Писатель кн. Ездры усматривает в этом отношении Кира к иудеям проявление божественного промышления об избранном народе. " Возбудил, – говорит он, – Господь дух Кира царя персидского» ( 1Езд 1.1 ). Это божественное внушение, однако же, нет нужды представлять как внушение непосредственное. Средством этого внушения мог служить естественный ход исторических событий, в совокупности своей направляемых Богом. По мнению некоторых исследователей, освобождение иудеев совершено было Киром по просьбе иудеев и по мотивам политическим, – было вызвано желанием Кира обезопасить поселением в Палестине преданных ему иудеев юго-западные границы царства (Штаде), создать оплот против Египта и базу для замышлявшегося уже наступления на Египет (Розенцвейг). И. Флавий (Иуд.Древн 11:1, 12) указывает, что к мысли об освобождении иудеев из плена привело Кира показанное ему пророчество Исайи о его завоеваниях. 1Ездр.1:5 .  И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. Указ Кира предоставлял всем иудеям право возвратиться в Палестину. Но воспользовались этим правом не все, а только те, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. Многие, как замечает И. Флавий (Иуд.Древн. 11:1, 3), «остались в Вавилоне, не желая бросить приобретенное». 1Ездр.1:6 .  И все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом, иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния для храма. «Все соседи их». По-видимому, не иудеи только (Келер), но и язычники (Гитциг), Некоторая аналогия отмечаемого писателем факта с тем, что имело место при исходе из Египта ( Исх 3.22 ), не дает никакого основания, вопреки мнению некоторых авторов (Бертолет, Костерс), считать факт измышленным в подражание рассказу бытописателя. 1Ездр.1:7 .  И царь Кир вынес сосуды дома Господня, которые Навуходоносор взял из Иерусалима и положил в доме бога своего, –

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

— Да самым примитивным. Я просто заплатила ему сполна обещанный гонорар. Кира помолчала, потупившись, и радости ее как не бывало. Потом спросила упавшим голосом: — Выходит, я снова у вас в долгу? — Именно так и выходит. Но ты не волнуйся, денег я с тебя не возьму! Мне вообще от тебя ничего не надо, даже благодарности. Хочешь кофе с пирожным? — Не дожидаясь ответа, Жанна остановила проходившую мимо официантку и заказала два кофе и два эклера. — А теперь давай мы с тобой просто поболтаем! И Кира поняла, что вот тут-то и начинается самое страшное. Жанна в ожидании заказа закурила длинную черную сигарету и для начала стала щебетать о чем попало: о весне и весенних модах, о новостях Крестовского острова, о модных голошерстных собачках и кошках… Чувствуя себя всецело связанной по рукам и ногам, Кира даже от пирожного не отказалась и съела все до последней крошки. И вот тогда-то и наступила расплата. — А теперь расскажи-ка мне, милая моя девочка, — начала Жанна, — что это за чертежи часовни лежат на столе в комнате Юлианн? — Какой часовни? — Вот этой! — Жанна достала из сумочки смятую фотографию петрозаводской часовни святых Анны и Иулии. — Эта часовня стоит в городе Петрозаводске! Это очень, очень далеко от Крестовского острова! — со слабой надеждой увести Жанну в сторону воскликнула Кира. — Мне это безразлично, где находится часовня. Я хочу знать, какое отношение она имеет к Юлианнам? — А зачем это вам? Вы же не верите в Бога, как Юлианны, — попробовала Кира еще раз оказать слабое сопротивление. — Я же беспокоюсь о них как-никак, — нехорошим голосом пояснила Жанна. — Через месяц с небольшим я стану им законной мачехой, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что расскажи мне лучше все как есть, дорогая! Ну? И Кира рассказала ей все. Рассказывая, она с ужасом чувствовала, будто с каждым словом проваливается в какую-то бездонную яму под пристальным взглядом Жанны. Это было очень, очень страшно — предавать своих подруг. Выслушав ее, Жанна резко встала, кинула на стол крупную бумажку и сказала:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

—143— и сделана ссылка: но в таком случае, как оно попало в книгу Исаии. Эти и другие подобные предположения устраняются при более правильном переводе указанных мест, каким мы считаем перевод 70-ти и славянский в книге Паралипоменон. В переводе 70-ти вместо русского «во исполнение слова Господня» и пр. поставлено «μετ τ πληρωθναι μα Κυρου δι στματος ερεμου», в славянском “повнегда исполнитися словесем Господним усты Иеремии” (в других местах, впрочем, το πληρωφναι, – да исполнится). Соответственно с этим по-русски нужно перевести; «в 1-й год Кира, царя Персидского по исполнении слова Господня, реченного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира-царя Персидского». Правильность этого перевода подтверждается следующими соображениями. Год завоевания Вавилона не был первым годом царствования Кира. Вавилония была завоевана Киром только в 536 году, а владетелем Персии он сделался с 558 года, со времени смерти его отца Камбиза I-ro, – в 550 году он соединил под своею властию Мидию и Персию и стал основателем самостоятельной мидоперсидской монархии. Поэтому выражение «в первый год Кира» не может быть хронологически точным и требует ближайшего определения, которое и дается словами – «по исполнении пр. Иеремии», т. е. по завоевании Вавилона. Помимо этого, не может не представляться странным сочетание мыслей: «Иегова возбудил дух Кира» царя Персидского во исполнение слова Иеговы, сказанного Иеремиею» – сочетание, в котором возбуждение духа Кирова имеет целью исполнение пророчества Иеремии. В еврейском масоретском тексте Библии словами «возбудил Господь» и пр. начинается вторая половина фразы, отделенная от первой большим разделительным акцентом, который был бы неуместен, если бы масореты ставили в связь исполнение пророчества Иеремии и возбуждение духа Кира. Таким образом, свидетельство Иосифа Флавия, в исторической достоверности которого сомневаться нет причин, приобретает полную силу, как одно из доказательств подлинности всей книги. Иисус сын Сирахов (в 48, 27) говорит об Исаии, что он утешал сетующих в Сионе; эти слова соответствуют всему содержанию второй половины книги Исаий и прямо заимствованы из

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Конечно, надо! — сказала Юлька, хлюпая носом. Девочки плакали, слушая Юрика. Одна только Александра лишь кусала губы и хмурилась, но слез не лила. А вот Кира плакала вместе со всеми, однако сердито и недовольно сказала сквозь слезы: — Почему это мы должны что-то с этим делать? Нам что, по-твоему, Юрка, до всего должно быть дело? — Ну конечно, — ответил Юра. — Вот ты же спасла своего Кутьку, а могла бы мимо пройти. Кира действительно недавно подобрала выброшенного каким-то злодеем щенка и взяла его к себе жить. Он и сейчас лежал у нее на коленях и посапывал — маленький, но уже откормленный и очень забавный. — Собака — друг человека! — возразила Кира. — Вся природа — друг человека, — отпарировала Гуля. — Нам должно быть дело до всякой чужой беды, мы же христиане. — Подумаешь! — пожала плечами Кира. — Сейчас любой может стать христианином… — Угу, пора уже и тебе об этом подумать, не маленькая, — посоветовала Гуля. — Не учи меня жить! — механически парировала Кира. Ангелы стояли вокруг сидевших на полу детей: Юлиус, Иоанн, Александрос и Георгиус с Натаном, Хранители Юрия и Гули (ее настоящее имя было Наталья). Только у одной Киры не было собственного Ангела Хранителя, ведь она все еще была не верующая и не крещеная, бедная беззащитная девочка… — Нельзя, чтобы дети отправились ночью на стадион спасать зайцев! — сказал Хранитель Юлиус. — Остановить бы их… — Как их теперь остановишь? Ты же слышишь, что Юрий и Юлия говорят! А моя непременно за ними отправится, она им во всем подражает, — сказал Ангел Натан. — Наши девочки плохому твою подопечную не научат, — заметил Ангел Юлиус. — Мы сами учили их защищать слабых, — поддержал его Иоанн, — а теперь отговаривать станем? — Да кто ж говорит, что дело плохое, брат Иван, — опасное оно, вот я о чем! — начал оправдываться Натан. — Так ведь это же нормальные дети! — сказал Ангел Александрос. — Пусть спасают зайцев. А мы поможем — будем их охранять от беды. — Братие, а может подсказать детям, чтобы обратились к профессионалам? В «Гринпис», например? — предложил Хранитель Натан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Относительно же эдикта Кира сама Даниилова книга показывает, что он не относится к этому случаю, потому что Даниил не скорбел бы так о своем народе, как он скорбел о нем в третий год царствования Кира ( Дан.10:1–3 ), если б эдикт уже первого года этого царствования принес израильтянам надежды, хотя бы более умеренные, чем те, какие можно было иметь по пророчеству главы девятой ( Дан.9:25 ). Притом, если бы эдикт Кира, данный в 536 г., был тем самым эдиктом, с которого следовало начинать счет семидесяти седмин, то можно было бы ожидать другого выражения в словах Ангела. Вместо того, чтоб говорить о выходе указа о восстановлении Иерусалима, он мог бы сказать проще, что после 70 лет плена пройдет семьдесят седмин лет до Христа. Затем еще одно обстоятельство: стих 26-й говорит о разрушении святилища и с тем же вместе о разрушении города, но стих 25-й, говоря о восстановлении города, не говорит о восстановлении храма. Это, очевидно, предполагает, что когда займутся восстановлением города, храм уже выйдет из своих развалин, потому что невозможно допустить, чтобы Ангел в своем пророчестве прошел молчанием самый главный предмет, то возлюбленное святилище, о котором Даниил так горячо молился ( Дан.9:17: 20 ). При этом должно принять во внимание следующие слова Ездры: «И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили, и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских» ( 1Ездр.6:14 ). Это одно из тех мест, в котором Ездра, прерывая хронологическую нить своего повествования, бросает на рассказанные события общий взгляд. Здесь, он сближает два важных времени строения: время построения храма и время построения города – и тотчас же прибавляет (в стихе 15), что в царствование Дария был построен один храм, откуда следует, что остальное было сделано во времена Артаксеркса. Эдикты Кира и Дария действительно упоминают только об одном святилище (ср. 1Ездр.5:13 и следующие; 6:3–22). Правда, имя Иерусалима часто встречается в книге Ездры ( 1Ездр.1:2, 6:3, 5, 9, 12 и след.), но почти всегда только для указания места, где находился храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Глава 6 1–3. Воцарение Дария Мидянина и возвышение при нем Даниила. 4–9. Попытка врагов пророка погубить его. 10–17. Приведение ими в исполнение своего замысла. 18–24. Спасение Даниила и смерть его недоброжелателей. 25–28. Указ Дария Мидянина. Дан.6:1 . Угодно было Дарию по­ставить над цар­с­т­во­м сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, Из связи данного стиха с 30 ст. предшествующей гл. и из 28 ст. настоящей с несомненностью следует, что Дарий, сын Ассуиров, из рода Мидийского ( Дан.9:1 ) был преемником Валтасара и предшественником Кира по управлению Вавилонской монархией. Между тем, по свидетельству греческих историков Геродота и Ксенофонта, власть над Вавилоном перешла после смерти Валтасара не к Дарию, которого они не знают, а к Киру, завладевшему вавилонской империей. Равным образом Александр Полигистор и канон Птоломея после рассказа о завоевании Вавилона сразу говорят о царствовании в нем того же самого Кира. Не совпадает показание книги Даниила и со свидетельством вавилонских надписей. По указанию так называемого цилиндра Кира, вице-королем Вавилона по его завоевании был полководец Кира Угбара. Разногласие между библейскими и внебиблейскими свидетельствами усиливается, наконец, и тем обстоятельством, что последние совершенно не знают имени Дария Мидянина. Ввиду всего этого противники подлинности книги пророка Даниила заподозревают самое существование данного царя и отвергают историческую достоверность повествования 6 гл. Но что касается преемственной смены вавилонских царей после Валтасара, то достоверность показания книги Даниила подтверждается свидетельством вавилонских надписей. Кир называется в них вавилонским царем не ранее третьего года после падения Вавилона, а в течение двух первых именуется просто царем народов. Ясно, что он занял вавилонский престол не сразу после взятия Вавилона; два года царствовал до него кто-то другой. Это и утверждает книга пророка Даниила, называя предшественником Кира по вавилонскому царству Дария Мидянина. И так как, по свидетельству Иосифа Флавия, он носил у греков другое имя, то защитники подлинности кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею... «Это было во время нападений на эти народы Салмонассара, на 6-м году царствования Езекии», решительно заявляет преосвященный Петр, ссылаясь на XX гл. пророка Исаии. Но большинство других экзегетов, по связи со всем контекстом, усматривают здесь речь о будущем событии, именно о том вознаграждении завоевателей – персов, какое Господь даровал им взамен отпущенных ими иудеев, в виде покорения Египта с его провинциями. Такой факт, действительно, имел место по смерти Кира, при его преемнике – Камбизе (526 г. до Р. Х.). При таком понимании, данное пророчество получает очень важное текстуально критическое значение. Защитники гипотезы «Второисаии» утверждают, что эта книга, появилась не позже конца вавилонского плена, т. е. первых лет царствования Кира. Но не только в это время, но даже и в эпоху расцвета владычества Кира никто не рискнул бы сказать, что обширная и могущественная Египетская монархия будет данницей персов. Следовательно, говорить об этом событии, как о прошедшем, мог только современник Камбиза, а никак не Кира, чем был автор «Второисаии». Отсюда большую правдоподобность получает другое мнение, что здесь мы имеем не спасение прошедшего, а пророчество о будущем, которое легко могло быть дано и раньше Кира, т. е. принадлежать подлинному пророку Исаии. По мнению некоторые современных критиков, Книга пророка Исаии, входящая в каноническую Библию , написана минимум тремя разными авторами, которых, как правило, называют Исаия, Второисая и Тритоисаия. Как полагают, первые 39 глав написаны Исаией в 8-ом веке до Рождества Христова. Автором следующих 16-ти глав (с 40 по 55) считается Второисаия, который лично пережил возвращение из Вавилонского плена и написал эти главы в 6-ом веке до Рождества Христова. Последние 11 глав, написанные более лирическим слогом и содержащие в себе в основном эсхатологические предсказания, приписываются Тритоисаии, время жизни которого относят примерно к III-II веку до Рождества Христова. Однако эти гипотезы не имеют убедительных доказательств, а основываются на чисто субъективных предположениях. Действительно, Сам Иисус Христос и апостолы ссылаются на пророка Исаию, приписывая ему главы с 40 по 66 (Евангелие от Матфея, глава 12; Евангелие от Луки, главы 3 и 4; Евангелие от Иоанна, главы 1 и 12; и так далее). К тому же, найденная в 1947 году в пещерах Кумрана полная рукопись Книги пророка Исаии подтверждает единство первоисточника. Этот список был сделан около 120-го года до Рождества Христова и не содержит ничего, что могло бы быть доказательством предположения современных критиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы почти ничего не знаем о жизни захваченных во время последнего нашествия. Но исходя из обычаев той эпохи можем заключить, что судьба мятежников, до конца оказывавших сопротивление, была незавидной. Как бы то ни было, ко времени окончания плена многие иудеи неплохо обустроились на чужбине, завели торговлю и настолько значительное хозяйство, что многие не стали возвращаться в Иудею, когда такая возможность появилась. Со времени вавилонского переселения начинает свое существование такое явление, как еврейская диаспора . Часть иудеев переселилась в Вавилон, часть бежала в Египет (многие из них, как и пророчествовал Иеремия, погибли, но некоторые уцелели). Вавилон и Египет стали двумя главными центрами еврейского рассеяния. 18.2. Первая книга Ездры. Возвращение иудеев из плена Во второй половине VI века Вавилонская империя была смята пришедшими с севера персами и мидянами. Персидский царь Кир победил во многом благодаря своей, можно сказать, либеральной политике. Он позволял всем народам, которые были во времена ассирийцев переселены, идти в свои исконные земли, возвращал на место всех вывезенных идолов и святыни языческие расставлял по местам. Одним из результатов такой политики было то, что сам Вавилон, город, который мог оказать ему серьезное сопротивление, сдался добровольно, поскольку ничего особенно плохого от Кира не ожидалось. Одним из первых деяний Кира, которое касается народа израильского, был его эдикт 538 года, в котором он распорядился вернуть пленных израильтян в Иерусалим и воссоздать Иерусалимский храм: « В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» (1 Езд. 1: 1–4). Признавая величие Бога Израилева, Кир (как до него и Навуходоносор, не раз превозносивший Бога) оставался многобожником, полагая, например, что сам «покровитель Вавилона» бог Мардук помог ему овладеть этим городом. Поскольку премудрый Даниил сохранил свое положение при дворе и при новом правителе, можно предположить, что именно благодаря ему одним из первых указов Кира стал именно этот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Принимая во внимание содержание обеих версий указа, т. е. объединяя их частные положения, мы получаем следующие результаты о правах, полученных иудеями: Кир а) дает позволение всем без исключения иудеям, находившимся в плену вавилонском, возвратиться в Палестину ( 1Ездр. 1:3 ), в) отдает им распоряжение построить в Иерусалиме храм ( 1Ездр. 1:2–4; 6:3 ), причем определяет размер (максимальный, как увидим ниже) этого, имеющего строиться храма ( 1Ездр. 6:3–4 ) и назначает отпуск субсидий из государственных сумм для этой постройки ( 1Ездр. 6:4 ), с) возвращает в Иерусалим захваченные при завоевании последнего Навуходоносором золотые и серебряные сосуды храма ( 1Ездр. 6:5 ), d) npurлaшaem жителей к доброхотным пожертвованиям в пользу возвращающихся переселенцев и на постройку ими храма в Иерусалиме ( 1Ездр. 1:4 ). Теперь, кажется, становится довольно ясною та мысль, почему время выхода указа Кира об освобождении из плена иудеев может быть названо временем рождения иудейской общины, актом восстановления Израиля или происхождения иудейства, как и называют этот момент многие ученые. Но такое более чем милостивое отношение Кира к иудеям естественно выдвигает вопрос о причинах, побудивших Кира так благосклонно отнестись к иудеям. Свящ. историк на этот вопрос дает ответ с провиденциалистической точки зрения: «в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии возбудил Господь дух Кира..., и он повелел объявить по всему царству...» ( 1Езд. 1:1 ), далее следует указ об освобождении иудеев. Принимая вполне эту теократическую точку зрения свящ. автора на причину освобождения иудеев, подтверждаемую и другими местами свящ. писания ( Ис. 44:28; 45:1 ), мы, однако, не вправе отказаться от рассмотрения и других побочных причин, принимавшихся в соображение и самим Киром при освобождении пленников. Правда, о таких причинах не говорит свящ. писатель, но что они существовали, то это более чем правдоподобно, и предположение их действительности не исключает мысли о Иегове, как главном виновнике освобождения иудеев, подобно тому, как причины, посредствующие не устраняют вообще главной, конечной причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Носят они на себе вериги, и ноша эта столь тяжела, что Кира, будучи телом послабее, сгибается до земли и не может выпрямиться. Верхнее платье их длинно, поэтому сзади оно волочится по земле и совершенно скрывает ноги, а спереди спускается до самого пояса, полностью покрывая лицо, шею, грудь и руки. Я часто их видел, пройдя через ту дверь, ибо они позволяли отворять ее предо мною из уважения к священническому сану. Потому–то я и увидел тот косяк железа, что был не вподъем даже дородному мужу; после многих неотступных просьб моих я смог тогда избавить Марину и Киру от вериг; но когда я ушел, они вновь возложили их на свои привычные члены: на шею цепь, на поясницу пояс, а к рукам и ногам то, что для них предназначалось. И так живут они не пять, десять или хотя бы пятнадцать лет, но целых сорок два года. И несмотря на то, что столь долгое время пребывают Марина и Кира в подвижничестве, они с радостью обливаются потом, будто только недавно приняли на себя подвижничество. Созерцая красоту жениха небесного, они весьма легко и охотно несут тяготы пути своего и стремятся достичь высшего предела подвижничества, видя за тем пределом того, кого они любят и кто показывает им венок победы. Ради этого переносят они и дождь, и снег, и зной солнечный; и не печалятся, не сетуют, но обретают радость в том, что иному представляется тягостным. Подражая посту божественного Моисея, Марина и Кира трижды по стольку же времени постились и по прошествии сорока дней испробовали пищи немного. Трижды подражали они воздержанию от пищи божественного Даниила: в течение двадцати одного дня постились и только после этого дали своей плоти пропитание. Пожелав однажды посмотреть святые места, где спаситель Христос принял страдания, Марина и Кира отправились в Элию 191 ; в течение восьми дней не вкушали они никакой пищи, а дошедши до того града и окончив поклонение, подкрепились и снова в путь отправились, и не ели, пока не завершили его; длина же пути была не менее двадцати стадий. А возжаждав посмотреть храм Феоклы Победоносицы, что находится в Исаврии, дабы еще более возгореться огнем благодати Божией, – как ушли, так и пришли, ни разу не вкусив пищи: столь сильно пылал в них огонь божественный, столь пламенной была любовь их к жениху небесному. Таким житием своим украсили Марина и Кира род женский, явив всем остальным как бы образцы для подражания, и господь увенчает их победными венцами. Я же, показав, какая от этого польза, и получив благословение, перейду к следующему повествованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010