В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей. После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда. В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи. В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян.

http://pravicon.com/info-3784

Потом тетя Кира исчезла, перестала приходить. Я скучала, спрашивала, где она. Когда мне исполнилось 14 лет, мама сказала, что тетя Кира " ушла в монастырь " . Шел 1937 год. Тогда можно было только молча молиться за нее. Было страшное время. Требовалось уничтожить даже память о родных! Помню, когда я по-шла в школу, бабушка сказала: " Пожалуйста, не говори никому, что у нас есть письма графа Толстого " . И эти письма, и фотографии Оболенских, где стоят мальчики в мундирах, выстроенные по росту, и сам Иван Дмитриевич во главе, - все было уничтожено. Но моя мама назвала детей именами Оболенских: сына Вадимом, а меня в честь Киры. И я рада носить это Кира Константиновна Литовченко Лагеря и ссылка Библиотекаря 73-й школы Оболенскую арестовали 14 сентября 1930 года. Об освобождении хлопотала сестра Ленина Анна, знавшая ее до революции как учителя в поселке " Самопомощь " на станции Саблино. Но на допросах Оболенская отвечала прямо: Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу Советской власти... Мои разногласия с Конституцией советской начинаются от вопроса об отделении церкви от государства... Раскулачивание считаю мерой несправедливой по отношению к крестьянству, карательную политику Советской власти, как террор и пр., считаю неприемлемыми для гуманного и цивилизованного государства... Никаких к. р. группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к Советской вла-сти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии, если бы речь шла об их причастности к политическому криминалу против Сов. власти, считаю недостойным себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы для них неприятности, вроде арестов, высылок и т. п. Ей дали пять лет концлагеря. Пригодилось образование: Смольный институт и Курсы сестер милосердия. На Беломорстрое Оболенская работала в лагерной больнице. Была переведена в Свирлаг. В 1934 году освобождена. В 1936 году поселилась в Боровичах, преподавала немецкий язык в школе. Хронология убийства

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=201...

В 1932 г. освобождена досрочно с запретом проживать ближе 100 км от Ленинграда. В 1934-1935 гг. работала в Маловишерской и Солецкой больницах Ленинградской обл. Жила в деревне на поселении, но нелегально посещала Ленинград, чтобы проведать престарелую мать и больную сестру. С сент. 1936 г. проживала в г. Боровичи, где работала учителем нем. языка. 21 окт. 1937 г. арестована органами НКВД по одному делу с духовенством Боровичей, со ссыльными священнослужителями Ленинграда и с членами Александро-Невского братства. Они обвинялись в создании контрреволюционной орг-ции. Всего по этому делу проходило ок. 60 чел., руководящая роль отводилась Полоцкому и Витебскому архиеп. Гавриилу (Воеводину) . К. обвинили в участии в «контрреволюционной организации церковников, активной борьбе с советской властью и пропаганде за установление фашистского строя в СССР, агитации против колхозного строительства, агитации за проведение в Верховный Совет своих единомышленников». К. виновной себя не признала. 10 дек. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Ленинградской обл. приговорена к смертной казни; расстреляна через неделю. Реабилитирована в 1958 г. Прославлена в лике святых определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-85438; Ф. 513. Оп. 163. Д. 1432. Л. 27; Архив УФСБ РФ по Новгородской обл. Д. 1/а-1307; ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Д. 19255. Л. 2, 23; Ф. 531. Оп. 163. Д. 1432. Л. 2, 26-27; Оп. 1. Д. 19255. Л. 23; Ф. 1019. Оп. 1. Д. 56. Л. 1-3; Личный архив К. К. Литовченко, СПб. Лит.: Кумыш В., свящ. Новомученица княжна Кира Ивановна Оболенская (1889-1937)//Церк. вестн. СПб., 2002. 1/2. С. 41-48; он же. (Нестор (Кумыш), иером.). Новомученики С.-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 232-244; Ленингр. мартиролог. Т. 5; Шкаровский М. В. Александро-Невское братство, 1918-1932 гг. СПб., 2003. С. 254-255. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/1840139.html

Иоанн Кочуров, Царскосельский, прот., сщмч. (1917); Иоанн Кронштадтский, прав. (1908); Иоанн Сарв, прот., сщмч. (1937); Иоанн Стеблин-Каменский, иерей, сщмч. (1930); Иоанникия (Кожевникова), игумения, прмц. (1937); Карп Эльб, прот., сщмч. (1937); Киприан Стороженский, прп. (после 1598); Кира Оболенская, мц. (1937); Кирилл (Смирнов), митр. Казанский, сщмч. (1937); Корнилий Паданский, прп. (после 1583); Ксения Петербургская, блж. (ок. 1803); Лев (Егоров), архим., прмч. (1937); Макарий Римлянин, Новгородский, прп. (XVI-XVII); Мария (Лелянова) Гатчинская, мон., прмц. (1932); Мария Николаевна, великая княжна, страст. (1918);Мартирий Зеленецкий, прп. (1603); Михаил Союзов, прот., исп. (1922); Михаил Чельцов, прот., сщмч. (1930); Никита Алмазов, протодиакон, сщмч. (1937); Николай Александрович, император Российский, страст. (1918); Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (1937); Николай Кулаков, иерей, сщмч. (1938); Николай Кулигин, прот., сщмч. (1937); Николай Орнатский, мч. (1918); Николай Покровский, прот., сщмч. (1937); Николай Розов, прот., сщмч. (1938); Николай Симо, прот., сщмч. (1931); Ольга Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Павел Брянцев, иерей, сщмч. (1938); Петр Скипетров, прот., сщмч. (1918); Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, сщмч. (1919); Серапион I, архиеп. Новгородский, свт. (1516); Серафим (Вавилов), архидиакон, прмч. (1938); Серафим Вырицкий, прп. (1949); Серафим (Чичагов), митр. Петроградский, сщмч. (1937); Сергий (Дружинин), еп. Нарвский, сщмч. (1937); Сергий и Варвара (Васса) Островские, схимонахи, прпп., родители прп. Александра Свирского (после 1474); Сергий (Шеин), архим., прмч. (1922); Симон (Шлеёв), еп. Уфимский, сщмч. (1921); Татиана Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Тихон, еп. Воронежский, Задонский, чудотворец, свт. (1783); Трифон Городецкий, Лужский, прмч. (ок. 1592); Феофил Омучский, прп. (ок. 1412); Философ Орнатский, прот., сщмч. (1918); Юрий Новицкий, мч. (1922). Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/docs/poimennyy-...

Интересно еще и другое, что по делу Солженицына выступили два епископа нашего Экзархата, а все “дарюшники”3 молчат. Тем лучше, скажу я, пусть сами себя компрометируют. Им запретил выступать Константинопольский Патриарх, да и они очень духовно оторваны от Русской Церкви, ничего не хотят знать, а только живут своими местными проблемами, замкнуты на себе. Так что подлинная свобода сохранилась только в нашем Экзархате, а “дарюшники” служат греческим интересам (Константинопольский Патриарх из-за турок не захочет ссориться с Москвой). Обнимаю, твой брат архиепископ Василий 1 Удручительно видеть, что церковный иерарх одобряет насильственные меры, примененные к человеку, единственная вина которого в том, что он сказал правду ( фр. ). 2 Ваше Святейшество, я получил Ваше письмо от 9 марта и с огромным интересом ознакомился с ним. В ближайшем номере нашего издания мы его опубликуем ( фр. ). 3 Архиепископия Константинопольского Патриархата на ул. Дарю в Париже. 4. АРХИЕПИСКОП василий — К. А. Кривошеину 20 марта 1974, Брюссель Дорогой Кира! Посылаю тебе вырезку из газеты “Le Soir” от 18—19 марта с моим письмом о митр Серафиме. Из “Таймса” мне сообщили, что помимо своего выступления в “Правде” от 16 февраля м Серафим поместил еще 1 марта текст с нападками на Солженицына в “Times”! В ответ на это владыка Антоний (Блум) опубликовал в “Times” от 7 марта свой ответ. Вполне удачный и сильный, в общем сходный по духу с моим текстом в “Le Soir”. В том же “Таймсе” от 6 марта очень хороший ответ Дим Дим Оболенского.1 Перешлю тебе копии этих обоих текстов. Патриархия вообще смущена заявлениями митр Серафима. Характерно, что ни в одном из изданий патриархии (Бюллетень и проч.) высказывания м Серафима не упоминаются. По-видимому, кто-то толкнул м Серафима выступить помимо Куроедова2—Макарцева. Обнимаю, твой брат арх Василий 1 Британский историк-медиевист (1918—2001). 2 Владимир Алексеевич Куроедов (1906—1994) — председатель Совета по делам Русской православной церкви (1960—1965) и Совета по делам религий (1965—1984) при Совете министров СССР.

http://pravmir.ru/vydvorenie-a-i-solzhen...

После арестов, проведенных в ночь с 17 на 18 февраля 1932 года, в отношении Александро-Невского братства органы ОГПУ сфабриковали дело почти на 100 человек. Следствие по делу братства проводилось в ускоренном порядке и длилось в течение месяца. Суть обвинительного заключения сводилась к стремлению представить братство в виде контрреволюционной организации, которая со времени своего создания в 1918 году непрерывно вела активную борьбу с советской властью. 22 марта 1932 года выездная комиссия Коллегии ОГПУ вынесла подсудимым приговор — от лишения права проживания в Ленинграде и Ленинградской области на три года до 10 лет лагерей. В 1937 году многие остававшиеся в живых братчики были физически уничтожены. Среди них: архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), архиманд­рит Варлаам (Сацердотский), братчицы Екатерина Арская, Кира Оболенская и др. Тем не менее в условиях распада дореволюционной симфонии Церкви и государства, в обстановке тяжелых гонений на Церковь братства явили подлинное единение и общение во Христе. Из ссылки священномученик Иннокентий (Тихонов) писал братчикам: «Доселе вы очень дорожили зданием, иконами, украшениями и принадлежностями богослужения, колоколами. Кажется, все Господь возьмет на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то все может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати христианской жизни» 16 .  ПРИМЕЧАНИЯ 1 Послание Патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной//Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. М.: ПСТБИ, 1994. С. 83. 2 Воззвание Священного Собора Православной Российской Церкви к православному народу по поводу Декрета о свободе совести//Православная Москва в 1917–1921 годах: Сборник документов и материалов/Авт.-сост. А. Н. Казакевич , В. В. Марковчин , Т. С. Тугова , А. М. Шарипов . М.: Изд-во Главного архивного управления

http://e-vestnik.ru/analytics/soyuzy_lyu...

В концлагере на Соловках он провел в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка… Даже в заключении он продолжал радоваться, шутить и благодарить Господа. В 1929 году во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался. Ему было 43 года. Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.). Кира Ивановна Оболенская была потомственной дворянкой, принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Она училась в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в школе для бедных. При советской власти как представительница «классово чуждых элементов» была переведена на должность библиотекаря. Принимала активное участие в жизни Александро-Невского братства в Петрограде. В 1930–34 годах была в заключении в концлагерях за контрреволюционные взгляды (Белбалтлаг, Свирьлаг). По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. Боровичи. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации». На момент расстрела мученице Кире было 48 лет. Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.). Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва (Егорова). В 1932 году, вместе с другими членами братства (всего 90 человек), Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г. Боровичи. В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской.

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-i...

Поэтому допросы арестованных чаще всего проводились только один-два раза. Все следствие длилось лишь около месяца, и 15 марта 1932 года было утверждено обвинительное заключение на первую группу арестованных в области монашествующих, а 19 марта - на основных активистов братства в количестве 41 человека. Суть обвинения сводилась к стремлению представить братство в виде мифической контрреволюционной организации, которая якобы со времени своего создания в 1918 году непрерывно вела активную борьбу с советской властью. Открытого суда не было. 22 марта 1932 года Коллегия ОГПУ вынесла подсудимым приговоры - от лишения права проживания в Ленинграде и Ленинградской области на три года до десяти лет лагерей (13). К максимальному сроку наказания был приговорен и о. Лев. Позднее, 20 сентября 1937 года, он был расстрелян в лагере. 8 мая 2003 года священномученик Лев и еще два члена Александро-Невского братства - Екатерина Арская и Кира Оболенская - были причислены к лику святых Русской Православной Церковью. Обе они входили в братство с начала 1920-х годов, причем Екатерина Ивановна Арская была членом приходского совета Феодоровского собора и ближайшей помощницей о. Льва. Впервые ее арестовали 18 февраля 1932 года по делу братства и приговорили к трем годам концлагеря. После освобождения Е. Арская поселилась в г. Боровичи (ныне Новгородская обл.), так как проживание в Ленинграде было для нее запрещено. К этому времени в Боровичах уже жила княжна Кира Ивановна Оболенская, арестованная и осужденная на пять лет лагерей еще в 1930 году. Боровичи были тогда местом ссылки духовенства и церковных активистов-мирян Ленинграда. Все эти лица, в том числе Е. Арская и К. Оболенская, вместе с духовенством Боровичей были арестованы осенью 1937 года (всего около 60 человек) и объявлены состоящими в контрреволюционной организации. Арестованные подвергались многочасовым допросам и пыткам, которые смогли выдержать только две женщины - Екатерина Арская и Кира Оболенская. Они до конца отрицали свою вину и отказывались давать ложные показания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

11.                       Арефа(Митренин), присп .: Окт. 24 12.                       Арсений(Дмитриев), прмч .: Н. 20 13.                       Арсений Коневский, прп.: Ин. 12 14.                       БорисОрнатский , мч. М. 31 15.                       Василий Канделябров , сщмч.: Н.20 16.                       Вениамин (Казанский) Петроградский, митр., сщмч .: Ил. 31 17.                       Викторин Добронравов, сщмч .: Д. 15 18.                       Владимир Лозина-Лозинский, сщмч,: Д. 13 19.                       Владимир Пищулин, сщмч.: Ян. 28 20.                       Григорий (Лебедев), Шлиссельбургский, еп., сщмч .: С. 4 21.                       Григорий Поспелов, сщмч.: Мр. 13 22.                       Григорий Сербаринов, сщмч.: Д. 26 23.                       Екатерина Арская, мц .: Д. 4 24.                       Елисавета, вел. кн., прмч .: Ил. 5 25.                       Емелиан Панасевич, сщмч,: Н. 20 26.                       Игнатий (Брянчанинов), Кавказский, еп.: Ап. 30 27.                       Иларион(Троицкий), Верейский, архиеп., сщмч .: Ил. 11, Д. 15 28.                       Иоанн Ковшаров, мч.: Ил. 31 29.                       Иоанн Кочуров, сщмч.: Окт. 31 30.                       Иоанн Кронштадтский, прав.: Ин. 1, Д. 20 31.                       Иоанн Сарв, сщмч.: Н. 20 32.                       Иоанн Стеблин-Каменский, сщмч.: Ил. 20 33.                       Иоанникия (Кожевникова), прмц.: Н. 20 34.                       Карп Эльб, сщмч.: С. 11 35.                       Кира Оболенская, мц. : Д. 4 36.                       Кирилл (Смирнов) Казанский, митр., сщмч.: Н. 7 37.                       Ксения Петербургская, Христа ради юродивая: Ян. 24; М, 24 38.                       Лев (Егоров), прмч .: С. 7 39.                       Макарий Римлянин, Новгородский, прп.: Ян. 19 40.                       Мария Лелянова, прмц.: Ап. 4 41.                       Мария, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 42.                       Мартирий Зеленецкий, прп.: Мр. 1; Н. 11

http://mitropolia.spb.ru/docs/tekst-sluz...

1743 Migne. Patrologiae cursus. Gr. ser. Tom. 47: Palladii – Dialogus historicus (De vita Ioannis Chrysostomi), p. 20. 1767 Златоуст, наприм., утверждает следующее: „как тиран боится своих телохранителей, так и священник (т. е. епископ) опасается своих ближних и сослужащих более всех, потому что никто столько не домогается его власти, и никто лучше всех других не знает дел его, как они; находясь близ него, они прежде других узнают случившееся с ним и легко могут встретить доверие даже клеветам своим“. Мало этого: „воспользовавшись незначительным поводом, они сильно вооружаются на него и стараются низвергнуть его, не как тирана только, но как ещё худшего человека“ (Творен. его. T. I, 427. Слово III о священ., гл. 14). 1768 Творен. его. T. I, стр. 21. Тождественную мысль выражает и св. Златоуст. Вот его слова: „я открою, отчего епископство сделалось предметом домогательств: причина в том, что мы домогаемся его, не как обязанности управлять другими и заботиться о братиях, а как чести, как покойной жизни“, разумеется в материальном отношении (Беседы на книгу Деяний Св. Апостолов, стр. 63. СПб. 1856). 1775 Hefele. B. II, S. 81. (Недостаток возник на этот раз вследствие перехода большего количества православных клириков в раскол донатистов). 1777 Припомним приведённые выше патетические слова Григория Богосл. о нравственном состоянии духовенства его времени. 1788 Собора Карфаген. Прав. VIII. Русск. пер. („Деяния поместных соборов“, стр. 113. Казань, 1877). 1793 Фёдора Чтеца. Церк. история, из кн. I, гл. 37. С подобными же фактами мы часто встречаемся в истории изучаемого времени. Император Феодосий II с радостью назначил неприятного ему префекта претории Кира епископом во Фригию (Ioan. Malalas. Chronograph, р. 361–2. Edit. Bonn.). Другого префекта претории Иоанна Каппадокиянина в правление Юстиниана приказано было в наказание посвятить в пресвитеры (Прококопия Кесарийского. История войн римлян с персами и проч. T. I, стр. 138. Рус. пер. СПб. 1862). Такие же известия находим и у историка Феофана, наприм., он рассказывает, как один императорский секретарь был наказан при Юстиниане I-м поставлением в сан диакона (Феофана Летопись, стр. 145. Перевод Оболенского и Терновского М. 1884).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010