«И нача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градом и селом» (П. собр. р. лет. 1. 51 П. собр. р. лет. 1. 34, 51 мних Иаков. Жит. Владим. в приложен. 1. Нестор пишет: «Постави церковь св. Василья» — выражение, которое он обыкновенно употребляет о церквах деревянных, тогда как о каменных говорит: созда или заложи (Собр. лет. 1. 52, 54, 63, 65, 66, 67, 69 и др. М. Евгения. Опис. Киево-Соф. собора. С. 6–8. Прим. 18 Фундукл. Обозр. Киева в отнош. к древн. С. 30, 32–33. Киев, 1847 Максимов. Киевлян. 1. 15, 53. Киев, 1840 М. Иларион. Похв. Владим. в Приб. к Тв. св. отц. 2. 278 мних Иаков. Жит. Владим. в приложен. 1; П. собр. р. лет. 1. 35, 52 Степ. кн. 1. С. 152 В древних списках летописи (не упоминаем о позднейших) год основания Десятинной церкви показан несколько различно: в одних — 989, в других — 991 (Собр. лет. 1. 52 Но мних Иаков говорит ясно: «Минувшю лету (после крещения киевлян), умысли создати церковь святыя Богородица, послав, приведе мастера от грек». В одном из древнейших списков церковного устава, восходящем к XIII в., святой Владимир говорит между прочим: «Благословение прием от Михаила митрополита всеа Руси, создах церковь Десятинную святыя Богородица» (Опис. Рум. муз. С. 310, 313 Так по древнейшим памятникам: Собр. р. лет. 1. 53 Лет. Переясл. Сузд. С. 33 пергам. Пролог, мая 11 (в Чт. Моск. истор. общ. 1846. 2. Отд. 1. С. 22 П. собр. р. лет. 1. 52, 53, 133 Ник. лет. 1. 105–108 Ст. кн. 1. 157, 160 Соборною называется Десятинная церковь не только в Степ. кн. (1. 157 и Ник. лет. (1. 105 но и в списке устава Владимирова XIII в. (Дополн. к Акт. истор. 1. С. 1 Фундукл. Обозр. Киева в отнош. к древн. С. 27–30 Максютин. Очерк истор. зодчества в России. С. IV в книге «Русская старина». Тетр. 7, 9 Некоторые хотят называть пол, бывший в боковых притворах Десятинной церкви, ценинным, равно как бывший вокруг престола не мозаическим, а наборным (Записки Отд. русск. и слав. археол. Т. 1. Отд. 1. С. 69 Сахаров. Исслед. о русск. иконопис. 2. С. 56 Какое название лучше, предоставляем судить другим. А для объяснения Дитмара, назвавшего Десятинную церковь храмом святого Климента, папы Римского, вовсе нет нужды предполагать в Десятинной церкви особого придела во имя этого священномученика (Карамз. Ист. гос. Росс. 1. Прим. 488 Дитмар мог назвать ее таким именем единственно потому, что в ней покоились мощи святого Климента, как и один из наших проповедников XII в. в слове при возобновлении Десятинной церкви, обращаясь к священномученику, говорил: «Церковь твою обновляя...» (Оболенск. О двух древн. святынях Киева. Киевлян. 2. С. 146

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Архива М. И. Д. 564/1065 XVI–XVII в; XVII в. Барс. Е. В. 357, XVI в. Большак., XVIII в. Макар. м. Моск, и Колом. Минеи Четии: Синод. под 1 Мая. Софийск. Чудов. М. Дух. Ак. 572, XVI в. М. Епарх. Б. (Вознес.) XVI в. Новг. Софийск. XVI в.; 1424, XVII. Оболенск. 85, XVII. Серг. Л. 791, XVI в. XVII в. Синод. Μ. XVI–XVIII в.; XVIII в. Толст. Отд. II, 399, XVI в. Ундол. XVI в.; XVII в.; 1761 г. Хлудов, стр. 446–447, XVI в. Царск. XVII в. Чудов. XVI в. 2) Записка Иннокентия, которая начинается молитвою: «Исповедати хощу». Библиотека Моск. Гл. Архива М. И. Д. XVI–XVII в. М. Дух. Ак. (Волокол.) XVI в. Ундол. XVII в. По отзыву Ключевского, записка Иннокентия принадлежит к числу лучших памятников древнерусской агиобиографии (стр. 294–295). 3) Краткая редакция. Библиотека Моск. Гл. Архива Мид. Большак. 422, XVIII в. Миней Четии: Милютин. под 1 Мая Синод. М. Дух. Акад. 638, (Волокол.) Царск. XVII в. 4) Воспоминания Досифея Топоркова. Нач. «Понеже убо мнози изначала от отец начаша чинити повести преже бывших отец, им же ти сожительствоваша и от них слышаша иная же сами видеша и слышаша странствующе по монастырем». Синод. М. XVI в. Житие Преподобного находится также в следующих библиотеках. Акад. Н. Румянц. нов. Соловец. («Прав. Собес». 1859 г. Февраль, стр. 218). Похвальное слово: Большак. XVIII в. Новг. Софийск. XVII в. Толст. Отд. II, XVI в. Ундол. XVI в.; XVIII в. Царск. XVII в. Чудов. XVI в. Служба: Библиотека Моск. Гл. Архива М. И. Д. 367/817, 443/911. XVII в. М. Епарх. Б. (Волокол.) XVI в. Воголекс. Б–ка XVI в.; XVII в.; XVIII. Кириллов. XVII в. (Тропарь и Кондак. Из Собр. К. М. Бороздина). М. Дух. Акад. 382 (Волокол.) XVI в. М Епарх. Б. (Волокол.) XVI в. М. Публ. Муз. при Царе Борисе Годунове. Румянц. XVI в. Серг. Л. 619, 622, 623, 649, 791, XVI в.; 627, XVI–XVII в. 1630 г. XVII в. Синод. С.-Пб. л. 206 XVII в. Толст. Отд. II, XVI в.; Отд. III XVII в. В кн. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местно чтимых изложены в таблицах, с картой России и планом Киевских пещер.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но если Кир начал титуловаться с 547 г. царем Персидским, то каким же образом св. писатель говорит в своем рассказе о первом годе Кира, царя Персидского, если этот последний во всяком случае не мог падать на год раньше покорения Вавилона? Несомненность допущения, что историк говорит о времени и событии, предполагающих необходимо покорение Киром Вавилона, ясно говорит за то, что св. писатель имел свою точку зрения на предмет и поэтому естественно мог взглянуть на царствование Кира в связи с теми событиями, о которых он повествует далее, а отсюда считать завоевание Киром Вавилона – началом – первым годом царствования Кира. Истинность этого предположения подтверждается и теократической точкою зрения св. писателя на Кира, как исполнителя воли Иеговы. Да и слова указа Кира, «все царства земли дал мне Господь», были уместны в устах Кира лишь по завоевании им вавилонской монархии, как последнего, победного трофея Кира среди государств Передней Азии; а так как эти слова поставляются в логическую и хронологическую связь с первым годом Кира, «царя Персидского» ( 2Пар. 36:22 ; 1Ездр. 1:1 ), то, естественно, под этим годом нужно разуметь первый год господства Кира над покоренным им Вавилоном, или 538 г. до P. X. 39 . Отсюда сам собою следует вывод, что и указ Кира об освобождении иудеев из плена, как приурочиваемый к этому первому году его царствования, падал на 538 год. По-видимому, представляется возможность определения первого года царствования Кира, о котором упоминает св. писатель, через указание самого писателя, поясняющего приводимую им дату следующим прибавлением: «во исполнение слова Господня из уст Иеремии» ( 1Ездр. 1:1 ). Естественно, мы не должны обойти молчанием этот путь определения, тем более что на него указывает и сам историк. В данном месте исходным пунктом отправления должно быть выяснение смысла «во исполнение слова Господня из уст Иеремии». Характерно по-еврейски =(к исполнению, обязательному осуществлению). Какое же разумеется «исполнение» и какого «слова Господня» из уст Иеремии? Хотя св. писатель и не говорит прямо об этом, но по последующему контексту его речи, а равным образом по предшествующему – в кн. Паралипоменон, мы можем найти правильный ключ к решению данного вопроса. Во 2-й кн. Паралипоменон ( 2Пар. 36:21 ), предваряющем слова: «в первый год Кира, царя Персидского» ( 2Пар. 36:22 ), говорится: «доколе во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения 70 лет», а далее в 2Пар. 36:22–23 и в 1Ездр. 1:1,5 идет речь об освобождении иудеев из плена. Итак, не подлежит никакому сомнению, что св. писатель имел в виду исполнение слова Господня о длительности плена, о котором предсказывал некогда пр. Иеремия и который должен был продолжаться 70 лет ( Иер. 25: 2; 29:10 ). В первый год Кира наступило время окончания плена – исполнения слова Господня о периоде плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указ Кира об освобождении иудеев от плена на страницах библейской канонической письменности мы встречаем три раза. Он находится во 2Пар. 36:22–23 ; более обширно приводится в 1Ездр. 1:1–4 (в первых двух с половиною стихах 1 кн. Ездры повторяется в целости и почти буквально указ, находящийся в 2Пар. 36:22–23 , а с половины 3-го ст. и до 5-го ст. приводятся новые положения, не встречающиеся в кн. Паралипоменон) и наконец встречается в особой, нетожественной с первыми двумя версиями форме, в 1Ездр. 6:3–5 . Итак, указ Кира находится: а) в конце 2Пар. 36:22–23 + в) в начале 1 кн. Ездры      .      .       1Ездр. 1:1–4 + (полнее) с) в средине 1 кн. Ездры      .      .       1Ездр. 6:3–5 (особ. версия). Подобный распорядок первых двух сходных версий указа в св. письменности покоится, кажется, на одном и том же основании – желании писателя указать ясно границу новой жизни теократического народа. Книги Паралипоменон, ведя историю от Адама (1 кн. Паралипоменон), заканчивают эту историю указом Кира об освобождении иудеев, а 1 кн. Ездры начинает указом Кира новый послепленный период иудейской истории. Ясно, что указ Кира в том и другом месте одинаково является рубиконом пленной и послепленной эпохи израильского народа. Что же касается положения указа Кира в середине 1Ездр. 6:3–5 , то его нахождение здесь объясняется особым обстоятельством, имевшим место в первые годы жизни иудеев в Палестине. Указ здесь помещается как архивная справка персидского двора вместе с письмом Дария Гистаспа на имя заречного областеначальника Фафная 51 , спрашивавшего Дария о законности прав иудеев на постройку храма в Иерусалиме. Нам, конечно, нет необходимости приводить указ Кира по кн. Паралипоменон, во-первых, потому, что он почти одинаково повторяется в 1Ездр. 1:1–4 , и, во-вторых, потому, что сравнительно с указом 1 кн. Ездры (1–4 гл.) он является неполным – лишь его началом. Поэтому остановимся на версиях указа 1 кн. Ездры а)  1Ездр. 1:1–4 и b)  1Ездр. 6:3–5 . В 1 гл. и кн. Ездры читаем: «В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему словесно и письменно ( 1Ездр. 1:1 ): так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее ( 1Ездр. 1:2 ). Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, который в Иерусалиме ( 1Ездр. 1:3 ). А все оставшиеся, во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме 1Ездр. 1:4 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Вы только верните бутылку поскорее, — попросила Кира, — а то Юлианны хватятся! — Верну, верну! — пообещала Жанна. — Я тебе позвоню, ты меня встретишь у ворот, и я тебе верну их… святую воду! — последние слова Жанна произнесла с отвращением, но Кира этого не заметила. Или сделала вид, что не заметила. На другой день Жанна привезла от матери Ахинеи точно такую же бутылочку, но с другой надписью, сделанной славянской вязью с завитушками, так что с первого взгляда и не разберешь, что вместо «Святая вода» на бутылке написано «Свиная вода». А что уж было в этом сосуде, этого и сама Жанна не знала, но надеялась, что какая-нибудь вредоносная дрянь — что же еще могла налить в нее матушка Ахинеюшка? Еще из машины, по пути на Крестовский остров из Коломны, Жанна позвонила Кире и назначила ей встречу за углом мишинского сада. Кира явилась в назначенное время, Жанна передала ей бутылку и велела немедленно отнести ее в комнату сестер и поставить на место. Кира бросилась исполнять поручение, а Жанна осталась в машине ждать результата. Кира побежала к дому, но возле самых ступеней крыльца вдруг поскользнулась, взмахнула руками и… Бац! Кляц! — сама Кира шлепнулась на дорожку, а бутылка упала на тщательно очищенные от снега плиты и разлетелась вдребезги. — Вот так-то! — удовлетворенно сказал Ангел Иоанн: это он учтиво, но настойчиво подтолкнул Киру к замерзшей луже — между прочим, той самой, которая образовалась на месте разлитой святой воды. — Ты осторожней, брат! — попросил Юлиус. — Она же чуть ногу не подвернула! — Да я осторожен: неужто ты не заметил, что я другой-то рукой ее за плечо поддержал? — А! Прости, я и вправду не заметил. Жалко девочку-то! — Еще бы не жалко! Вот кабы на ее месте Жанна оказалась… Но дальше продолжать Юлиус не стал, оборвав сам себя: не могут Ангелы даже плохим людям зла желать. Их дело — с бесами бороться, а не с людьми. Виноватая Кира завернула за угол, подошла к «хонде», в которой сидела Жанна, и робко постучала в заиндевелое окно машины. Жанна, узнав о беде, закричала на Киру:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– Ненавижу умных баб! И как с вами, умными, мужикам-то живется? – А как тебе, Витенька, живется с неумными? – ласково спросила именинница. Тут Витя густо покраснел, потому что его любимые жены были настолько вульгарны, что поэт втайне стыдился их. А еще Кира прекрасная рассказчица. Вот мы едем с ней из Москвы в Оптину пустынь, и Кира рассказывает мне истории, известные ей от бабушек. Как в старину отмечали Рождество и Пасху, а на именины съезжалось множество гостей. Не день рождения, как сейчас, а именины считались тогда главным праздником, потому что люди благоговели перед своим Ангелом-хранителем, воздавая ему славу и честь. Дорога долгая, слишком долгая. Из-за ремонта моста через Оку прямые рейсы на Козельск отменили, и мы добираемся до монастыря кружным путем, пересаживаясь с автобуса на автобус. – У нас, у дворян, Православие в крови, но без шарахнутости новоначальных – Хочу купить дом возле Оптиной пустыни, – говорит Кира. – У нас, у дворян, Православие в крови, но без той самой шарахнутости новоначальных. «Шарахнутость» – это про меня. Кира, посмеиваясь, вспоминает, как после крещения я чистила свою домашнюю библиотеку. Стеллажи до потолка, сотни сотен книг, а авторов, возлюбивших Христа, единицы. Как раз в ту пору я прочла у преподобного Иоанна Мосха сказание о праведном старце Кириаке. Однажды к келье аввы Кириака пришла Пресвятая Богородица, но отказалась войти внутрь, сказав, что в келье находится Ее враг. Оказалось, что некий посетитель оставил в келье подвижника еретическую книгу. Помню, как под впечатлением от этого сказания я хотела избавиться даже от моего любимого поэта Афанасия Фета, прослышав, что он покончил жизнь самоубийством. Слава Богу, что это не так: Фет умер от разрыва сердца, когда бежал в свой кабинет за пистолетом, решив застрелиться. Не добежал. Видно, помиловал Бог. И всё же Кира не зря говорит про «шарахнутость». Вот и сейчас я некрасиво «шарахаюсь», когда Кира достает из сумки и предлагает мне почитать в дороге книгу известного оккультиста.

http://pravoslavie.ru/73199.html

24 За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. 25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. 26 Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; 27 Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; 28 Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. 29 Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. 30 В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, 31 и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет. 5.1. Валтасар (евр. белшацар, вавил. белшарруцур) был сыном Навуходоносора и египтянки Нитокрис. Как показали новейшие изыскания, Набонид для укрепления своей власти женился на Нитокрис и усыновил Валтасара. На время своего отсутствия он сделал Валтасара «вторым властелином царства» (Дан 5.29), наместником Вавилона. Пир Валтасара происходил по случаю праздника , во время которого армия Кира подступила к Вавилону, а противники Набонида тайно готовились открыть врагу ворота. 5.2–4. Вавилон сдался без боя. Никто, даже Набонид, не был умерщвлен. Участь же Валтасара была предрешена его кощунством. 5.7. Поскольку надпись была без гласных, прочесть ее можно было по–разному. 5.25–28. Согласно некоторым толкователям, слова надписи означали три монеты, расположенные по степени уменьшения их ценности, что, как полагают, указывало на постепенный упадок Вавилонского царства. 5.29. «Первым властелином» был царь Набонид. 5.31. Вавилон был занят войсками Кира 12 октября 539 г. Ими командовал Гобрий (Губару или Угбару), которого Кир назначил наместником Вавилонии. 6 ноября 539 г. Гобрий умер, его сменил Камбиз, сын Кира, а через 10 месяцев — сам Кир. Поэтому 538 г. считают «первым годом» правления Кира в Вавилонии (1 Езд 1.1). Видение Валтасара легло в основу стихотворений Дж. Байрона и Г. Гейне. 11. Манифест Кира об освобождении. Шешбацар — глава переселенцев (1 Езд 1) 1 В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Василий Попов Часть первая Глава I. Освобождение иудеев из вавилонского плена Момент выхода указа Кира об освобождении иудеев из плена как момент рождения иудейства. Определение времени выхода указа Кира. Двоякая версия этого указа ( 1Ездр. 1:1–4; 6:3–5 ). Возражения отрицательной критики против подлинности первой и второй версии и доказательство достоверности той и другой. Попытки объяснения различия версий. Синтез их положений. Причины освобождения Киром иудеев. Вопросы, касающиеся пунктов указа о пожертвованиях освобожденным иудеям и выдаче им храмовых сосудов (число сосудов). Факт первого возвращения иудеев из плена вавилонского в Палестину является в истории теократического народа начальным пунктом нового «послепленного» периода его жизни, называемого еще в науке периодом восстановления израиля или происхождения иудейства. Но если возвращение и прибытие иудеев в Палестину из вавилонского плена является начальным пунктом происхождения иудейства de facto, то освобождение иудеев от плена – время выхода указа Кира ( 1Ездр. 1:1–4 ) – по справедливости должно считать моментом рождения иудейской общины de jure. Освобождение иудеев от плена – необходимый prius возвращения. С этого-то момента освобождения мы и начинаем свою работу. На вопрос, когда иудеи были освобождены от плена, дают ответ 2Пар. 36:22–23 и 1Ездр.; но так как эти книги в указанных местах почти буквально повторили друг друга, то мы ограничимся приведением свидетельства кн. Ездры, как по преимуществу главного источника для восстановления послепленного периода истории еврейского народа. Свидетельство это следующее: «в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, и он повелел объявить по всему царству своему... кто есть из вас, из всего народа Его (Иеговы)... пусть он идет в Иерусалим ( 1Ездр. 1:1–3 ). По-видимому, дата освобождения иудеев от плена в данном месте указана настолько определенно: «в первый год Кира, царя Персидского», что и не остается желать каких-либо еще хронологических пояснений, тем более, если примем во внимание еще то обстоятельство, что библейская хронология вообще располагается не по одной какой-либо непрерывной и строго последовательной эре, а по годам управления каждого из царей. Отсюда ясный вывод тот, что стоит только обратиться к древней истории, располагающей управления царей по строго определенной эре, по так называемому счету лет до P. X., и посмотреть, к какому именно году приурочивается здесь вступление на престол Кира, или первый год его царствования, чтобы к этому году отнести и освобождение иудеев из плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 1 1–4. Указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена. 5–6, Пожертвования освобожденным иудеям. 7–11. Выдача иудеям храмовых сосудов. 22–23. Дата освобождения иудеев из плена. 1Ездр.1:1 .  В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: «Первый год Кира» был первым годом господства его над Вавилоном и совпадает с 538 г. до Р. X. (ср. Болотов, Валтасар и Дарий Мидянин. Хр. Чтение. 1696). Это был год «исполнения слова Господня из уст Иеремии», т.е. пророчества Иеремии о семидесятилетней продолжительности плена ( Иер 25.11 и Иер 29.10 ). 1Ездр.1:2 .  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. 1Ездр.1:3 .  Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. 1Ездр.1:4 .  А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме. Указ Кира об освобождении иудеев. Указ об освобождении иудеев, кроме рассматриваемого места, еще встречается в Библии 2 раза: во 2Пар 36.22–23 и 1Езд 6.3–5 ; причем в последнем месте предлагается особая версия указа. Некоторые исследователи склонны считать указ Кира ложным документом, сфабрикованным автором книги (Meyer 49; Seineke 89.84). Основанием для этого выставляется юдаистический характер указа, выражающийся в том, что Киру усвояется в указе признание Иеговы Богом неба, наименование Иерусалимского храма домом Божиим и т.п. Но эти выражения будут понятны, если мы допустим, что Кир в своем указе становится на иудейскую точку зрения. Подобным образом и в других своих указах он о вавилонских богах говорит так, как будто признает их истинными. В известной надписи на цилиндре Кир, почитатель Агуры-Мазды, называет царем и владыкой богов вавилонского Мардуха и приписывает его помощи не только завоевание Вавилона, но и подчинение области Кугу и мидян (Schrader, Keilinschr. Bibliothek, III, 2, S. 1201). Как видно из 2–6 ст., указом Кира были предоставлены всем иудеям следующие права: 1) возвращение в Палестину ( 1Езд 1.3 ); 2) построение храма при субсидии из государственных сумм ( 1Езд 3:7, 6:3–4 ); 3) возвращение золотых и серебряных сосудов, взятых из Иерусалимского храма Навуходоносором ( 1Езд 6.5 ). Кроме того, указ приглашал жителей всего государства (ст. 4 «все оставшиеся») к пожертвованию в пользу возвращающихся переселенцев. Следует думать, что в 1 гл. кн. Ездры указ приводится не полностью, а в извлечении: из него берутся только главные положения, касающиеся религиозно-национальной жизни евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В своих надписях он сообщает об отправлении богов разных народов в их храмы, к их алтарям. В распоряжении у археологов имеется знаменитый «цилиндр Кира» из обожженной глины, в котором, в частности, сказано: «Я собрал вместе все народы и водворил их в дома их». 460 Эта деятельность Кира была диаметрально противоположна тому, что делали ассирийцы и вавилоняне до времени Кира: они настойчиво изгоняли покоренные народы с их земель и заселяли захваченные территории другими народами. Подобными действиями Кир обеспечил себе расположение и любовь своих подданных. Персидский царь издавал указы для каждого из подчиненных ему народов, которым он позволял беспрепятственно возвращаться на родину. Фрагмент подобного декрета, касающегося иудеев, приводится в Ветхом Завете: Сия глаголет Кир царь Персский: вся царства земная даде мне Господь Бог небесный, и Той повеле ми, да созижду Ему дом во Иерусалиме, иже во Иудеи. Кто в вас от всех людей Его, – и будет Бог его с ним, и да взыдет во Иерусалим, иже во Иудеи, и да созиждет дом Богу Израилеву, той есть Бог, Иже во Иерусалиме. И всяк оставшийся от всех мест, идеже той обитает, и да помогут ему мужие от места его сребром и златом, и сосуды, и скоты, с добровольными обещании (принесут) в Церковь Божию, яже во Иерусалиме ( 1Езд. 1, 2–4 ). Кроме того, об указах Кира о возвращении иудеев в Палестину и возведении храма (поскольку у иудеев не было статуй и идолов, которые можно было бы вернуть) говорят и следующие места Ветхого Завета: Первая книга Ездры 3, 2–7; 5, 13–16 и 7, 1–5. Как считает профессор Томпсон, это отрывки из достаточно пространного декрета Кира касательно иудеев. 461 Ранее некоторые историки оспаривали эти места из книги Ездры, поскольку Кир был идолопоклонником, и невозможно представить себе, чтобы он издавал такие декреты. Но после археологических находок – «Хроники Набонида», знаменитого «цилиндра Кира» и некоторых других текстов Набонида – вопрос окончательно был разрешен, так как тексты показали, что Кир был очень умным царем и большим мастером пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010