Закрыть itemscope itemtype="" > «Эта трагичная история оставалась одной из самых малоисследованных тем» В Санкт-Петербурге состоится презентация книги историка М.В.Шкаровского «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность» 19.01.2018 472 Время на чтение 7 минут В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры готовится к выходу монография «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность». Ее автором является доктор исторических наук главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Михаил Витальевич Шкаровский, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Вплоть до недавнего времени сложная и трагичная история Русской Православной Церкви в XX веке оставалась одной из самых малоисследованных тем отечественной историографии. Выход ряда монографий и сборников документов в 1990-х – 2010-х гг. позволил осветить многие важные аспекты, но далеко не все. Повышенное внимание исследователей и читателей заслуженно продолжают привлекать аспекты церковной жизни 1917-1930-х гг. – самого тяжелого и героического периода в многовековой истории Русской Церкви, когда просиял целый сонм святых новомучеников. Одним из таких значительных, но недостаточно исследованных сюжетов является история существовавшего в 1918-1932 гг. в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинг раде) Александро-Невского братства, столетие создания которого в настоящее время отмечается в северной столице. Особо следует отметить, что несколько создателей и активных деятелей братства были прославлены в лике святых, в том числе священномученики митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), мученицы княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. И в минувшие века, когда на Православную Церковь обрушивались гонения, братства являлись одной из самых действенных форм ее защиты. Когда же после Октябрьского переворота Россию захватила волна антицерковных репрессий и преследований, традиции прошлого возродились вновь. Для сплочения священнослужителей и мирян в Петрограде, а затем и в других городах России стали создаваться объединения преданных делу Христову людей. В северной столице главным сразу стало братство, образованное 19 января/1 февраля 1918 г. про благословению и при непосредственном участии митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Не случайно и Святейший Патриарх Тихон благословил деятельность этого братства в специальной грамоте от 19 сентября 1918 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/19/et...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мученица Кира Оболенская Мученица Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. Семья Киры жила в то время в Седлецкой губернии в Польше, где служил ее отец. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. В 1906 году семья Оболенских переехала в Петербург, здесь они жили в доме номер 28 по Можайской улице. Благодаря этому Кира Ивановна получила возможность широкой преподавательской деятельности. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата – Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь. Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, – он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем. В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции».

http://pravicon.com/info-3784

Многие годы я не могла примириться с внезапным исчезновением тети Киры, двоюродной сестры моей мамы. Казалось, не может такой человек пропасть бесследно.Отец тети Киры, Иван Дмитриевич, принадлежал к родовитой, но обедневшей семье князей Оболенских. Сам военный, он и сыновей хотел видеть только военными. Они пошли в военные корпуса, не в «белоподкладочные», в более скромные, но и там требовались средства на содержание и обмундирование. А в семье две дочери и пять сыновей. Как же радовался Иван Дмитриевич, когда пятнадцатилетняя Кира начала преподавать в Школе рабочей молодежи и прибавила небольшой заработок к бюджету семьи!Грянула Мировая война, затем Гражданская. На фронтах один за другим погибали братья. Отец сильно сдал и скончался. Кира стала опорой остатков семьи.С этого времени я и помню ее. В праздники и по будням, когда только могла, приходила в нашу квартиру на Сергиевской любимая тетя Кира. Она была теплый, добрый, милый, ласковый и «уютный» человек. Одевалась скромно, голос у нее был мягкий, негромкий. Болезни и беды в нашей семье были и ее бедами.Имея родную сестру, Варю, она более близка была с моей мамой. Они часто уединялись и беседовали друг с другом, а я, совсем маленькая, засыпала под их неторопливую беседу.Тетя Кира рассматривала наши детские рисунки, приносила открытки с изображением картин известных художников и книги. Помню, брату подарила книгу о семье дрессировщиков Дуровых. Я долго берегла эту прекрасную книгу с ее милой надписью.Помню, как однажды мы с тетей Кирой сидели на балконе. Начинался вечерний благовест: колокольный звон Сергиевского собора, церкви Всех Скорбящих, собора Космы и Дамиана, двух Домовых церквей (на Фурштатской и на Воскресенском), Спасо-Преображенского собора... Сколько было церквей вокруг! Мы молча слушали, и потом тетя Кира сказала: «В такой тихий вечер как приятно слушать их голоса». Может быть, с тех пор и потому я очень люблю сумерки, вечер.Потом тетя Кира исчезла, перестала приходить. Я скучала, спрашивала, где она. Когда мне исполнилось 14 лет, мама сказала, что тетя Кира «ушла в монастырь». Шел 1937 год. Тогда можно было только молча молиться за нее.Было страшное время. Требовалось уничтожить даже память о родных! Помню, когда я пошла в школу, бабушка сказала: «Пожалуйста, не говори никому, что у нас есть письма графа Толстого». И эти письма, и фотографии Оболенских, где стоят мальчики в мундирах, выстроенные по росту, и сам Иван Дмитриевич во главе,— все было уничтожено.Но моя мама назвала детей именами Оболенских: сына Вадимом, а меня в честь Киры. И я рада носить это Константиновна Литовченко

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

Проектный эскиз Храма-часовни на Левашовском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге 29 июня 2012 г. 15:59 На Левашовской пустоши будет совершаться литургия На Левашовской пустоши, где покоятся останки 47 тысяч репрессированных ленинградцев, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла появится Храм-часовня Всех Святых в Земле Санкт-Петербургской просиявших. Его общину возглавляет настоятель Князь-Владимирского собора председатель епархиальной комиссии по канонизации профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Владимир Сорокин. До завершения строительства богослужения будут совершаться под открытым небом несколько раз в год по особому расписанию. В июне уже состоялись две божественные литургии. Левашовская пустошь на Горском шоссе — своеобразный " бутовский полигон " северной столицы. Среди расстрелянных здесь в 1930-е - 1950-е годы предположительно около 2,5 тыс. священно- и церковнослужителей. Левашовское кладбище находится в городской собственности, отнесено к объектам культурного наследия и официально считается мемориальным. Но пока мемориализация этого места происходит, что называется, стихийно: в разных местах поросшей лесом пустоши люди воздвигают кресты, появляются отдельные небольшие памятники. " На Руси, и наш город не исключение, издревле практикуется традиция ставить часовни на кладбищах. Посетителям Левашовского кладбища такой объект тем более необходим. Думаю, возведение Храма-часовни послужит подлинному почитанию необоснованно репрессированных, чьи останки лежат здесь. Само здание будет небольшим. За его основу мы взяли часовню-храм Новомучеников и Исповедников Российских при Феодоровском соборе на ул. Миргородской. Принципиальное согласие городских властей имеется, сейчас подыскиваем место под строительство. Задача это непростая: кладбищенская территория небольшая, а захоронений много " , - рассказал ЦВ протоиерей Владимир Сорокин. Среди учредителей прихода кладбищенского Храма в Левашове — в основном потомки репрессированных. Так, архитектор проекта Татьяна Ознобишина — внучка полковника Преображенского полка Владимира Ознобишина, расстрелянного в Бутове по приговору Тройки подмосковного Управления НКВД; Кира Литовченко — племянница княжны Киры Оболенской, расстрелянной по приговору Ленинградской Особой Тройки и в 2003 г. причисленной Священным Синодом к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Дедушка ныне заслуженного врача РФ Николая Жулева священник Тамбовской епархии Федор Жулев расстрелян 16 августа 1937 г., дедушка самого отца Владимира Сорокина священник Ефим Прокопченко расстрелян 30 октября 1937 г. Как рассчитывают инициаторы возведения Храма-часовни, после улаживания всех формальностей капитальные работы можно будет завершить за один строительный сезон.

http://e-vestnik.ru/church/levashovskaya...

Семинар в рамках подготовки к Рождественским чтениям прошел в Петроградском благочинии ноября 2016 Семинар в рамках подготовки к Рождественским чтениям прошел 11 ноября в Петроградском благочинии . В гимназии 85 собрались директор Николай Смирнов, директор информационно-методического центра района Татьяна Модестова, методист ИМЦ Людмила Беловицкая, директор Центра духовной культуры и образования благочиния диакон Артемий Щукин , учителя школ. Были представлены методические материалы " Утраченные храмы Петроградской стороны " . Разработка стала лидером регионального этапа всероссийского конкурса " За нравственный подвиг учителя " 2016 года. Проект представляли авторы - директор и педагоги гимназии 85. В материалы входят образовательные маршруты по утраченным храмам Петроградской стороны, памятки для участников маршрута, исследовательские задания и другие пособия. Занятия на тему утраченных храмов стали примером успешного осмысления и усвоения уроков отечественной истории. В докладе " 1917-2017. Уроки столетия. Петроградский район " благочинный протоиерей Владимир Сорокин рассказал о том, в каком состоянии находились гражданское и религиозное образование, благотворительность, здравоохранение в России к 1917 году, привел данные о том, сколько было в районе школ и гимназий, законоучителей, преподавателей. С образовательными и благоворительными учреждениями Петроградского района связаны имена новомучеников. В 84-й школе работала учителем мученица Кира Оболенская . Священномученик Николай Розов, расстрелянный в 1938 году, был законоучителем и последним настоятелем храма в Институте святой Елены, ныне - школе 77. Священномученик Викторин Добронравов был последним перед закрытием настоятелем храма святителя Николая Чудотворца при убежище престарелых сценических деятелей. На примере Константиновской гимназии (ныне - гимназии 85) была показана трагическая судьба образовательных учреждений и трудившихся в них учителей, священников, пострадавших в годы лихолетья. Среди них - первый директор Императорского педагогического института Сергей Платонов, арестованный по академическому делу и скончавшийся в ссылке, законоучитель протоиерей Павел Аникиев, арестованный в 1930 году по " делу Платонова " и скончавшийся в ссылке.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Феномен Александро-Невского братства 22.08.2013 530 Время на чтение 20 минут Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра отмечает в этом году свое 300-летие. Эта обитель явила немало примеров духовного подвижничества. Самым близким нам по времени и, одновременно, одним из самых знаковых проявлений духовной жизни Лавры стала деятельность в 1918-1932 годах Александро-Невского братства. Без преувеличения можно утверждать, что Александро-Невское братство стало уникальным явлением в истории не только Лавры, Санкт-Петербургской епархии, но и Русской Православной Церкви в целом, особенно - в первые послереволюционные десятилетия. Находясь под «дамокловым мечом» репрессий в течение всех лет своего существования, оно проявляло удивительную активность и разнообразие видов работы. Особенно следует отметить, что 7 мая 2003 года были прославлены в лике святых три члена братства: священномученик архимандрит Лев (Егоров), мученицы Екатерина Арская и княжна Кира Оболенская. История деятельности Александро-Невского братства свидетельствует о том, что именно братство - одна из самых оптимальных организационных форм внешней деятельности верующих в условиях безбожных гонений. Здесь был заново осмыслен и возрожден в гораздо более жестких условиях опыт противодействия инославному давлению, полученный на Украине в XVI-XVII веках. Когда на Православную Церковь обрушились небывалые прежде гонения, братства вновь стали одной из самых действенных форм ее защиты. Традиции прошлого возродились. Для сплочения священнослужителей и мирян в Петрограде, а затем и в других городах России стали возникать объединения преданных делу Христову людей. Братства теперь создавались в соответствии с решением Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, в Петроградской епархии этим процессом активно руководил священномученик митрополит Вениамин (Казанский). В северной столице главным сразу стало братство, образованное при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Святейший Патриарх Тихон благословил его деятельность в специальной грамоте от 19 сентября 1918 года. И на протяжении четырнадцати лет братство представляло собой, в известном смысле, стержень жизни Петроградской епархии, играя заметную роль во всех важнейших событиях, в частности - активно борясь с обновленческим расколом и противодействуя иосифлянскому разделению.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Эти учителя — святые. Буквально святые 3 мин., 05.10.2023 Трагический XX век дал Русской Церкви более полутора тысяч святых. Это люди, которые пострадали за веру во Христа в годы страшных гонений. Среди новомучеников есть немало учителей. В День учителя мы рассказываем истории троих из них. Священномученик Константин Богородский В 1870-е годы выпускник Саратовской духовной академии Константин Голубев вернулся в родное село Барановка, чтобы работать директором и учителем в созданной в рамках просветительской миссии среди раскольников церковно-приходской школы. Вскоре активный молодой человек стал заниматься преподавательской и миссионерской работой уже в Вольске, Саратове, а потом и вовсе был переведен в Подмосковье. Пострадать за веру Христову ему пришлось уже на новом месте служения. В Богородске (ныне Ногинск), куда он был направлен и где был рукоположен в иерея в 1895 году, продолжал активную миссионерскую работу, проводил беседы с рабочими, был заведующим и преподавал в фабричной, а также в открытой им женской церковно-приходской школах. Отец Константин был членом попечительского совета Богородской женской прогимназии и считал, что от образованности и просвещенности женщин во многом зависит, каким будет общество в целом.  В 1918 году известного по всему благочинию и любимого народом священника без суда и следствия расстреляли на глазах у верующих и еще живым закопали в землю. В 1995 году были обнаружены его мощи, а рядом – тела еще двоих убитых, также сегодня причисленных к лику мучеников. Одним из них, как считается, был солдат, отказавшийся стрелять. Он был родом из этих мест и знал отца Константина как батюшку и учителя.  У священномученика было семеро детей, один из его сыновей, Константин, вслед за отцом стал священником и в советское время служил в Подмосковье, а другой, Леонид, — педагогом и всю жизнь проработал в школе.  Мощи священномученика находятся в подмосковном Ногинске. А в селе Барановка Саратовской области в честь святого освящена небольшая церковь, оборудованная прямо в здании местной администрации (до революции на этом месте был храм).  Мученица Кира Оболенская

http://foma.ru/jeti-uchitelja-svjatye-bu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРА Ивановна Оболенская (6.03. 1889, г. Грубешов, ныне Хрубешув, Польша - 17.12.1937, г. Боровичи Ленинградской, ныне Новгородской, обл.), мц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из рода князей Оболенских, дочь штабс-ротмистра полкового адъютанта 13-го Гусарского Нарвского полка, впосл. чиновника городской управы. В 1899 г. поступила в Смольный ин-т благородных девиц в С.-Петербурге. 26 мая 1904 г. окончила его с серебряной медалью. Мч. Кира Оболенская. Фотография. Нач. XX в. Мч. Кира Оболенская. Фотография. Нач. XX в. В 1906 г. семья Оболенских переехала в С.-Петербург. В 1906-1910 гг. К. давала частные уроки. С 1910 г. преподавала в бесплатной школе для бедных и в др. школах в рабочих районах С.-Петербурга: на Лиговской ул., при железнодорожной ст. Поповка, на заводе «Треугольник», в городском уч-ще на ул. Бронницкой и т. д. В мае 1917 г. окончила высшие курсы франц. языка при об-ве «Alliance Francaise de Petrograd». С 1918 г. работала преподавателем и библиотекарем в советских школах 32, 84, 73. В сер. 20-х гг. XX в. была членом Александро-Невского братства; была духовной дочерью архим. Варлаама (Сацердотского). 14 сент. 1930 г. была арестована по делу дворянок вместе с бывш. фрейлиной императрицы Н. П. Дурново и дворянкой О. А. Эльбен. На допросе заявила о своем несогласии с политикой советской власти по отношению к Церкви, негативно отзывалась о коллективизации. Карательные меры властей на допросе назвала террором, неприемлемым для гуманного и цивилизованного гос-ва. Отрицала свою причастность к к.-л. враждебным советской власти орг-циям. К. заявила: «Называть какие бы то ни было фамилии, если бы речь шла об их причастности к политической критике против сов. власти, считаю недостойной себя». 5 окт. 1930 г. сестра В. И. Ленина А. И. Елизарова-Ульянова (знавшая К. по работе в школе на ст. Поповка) прислала в ОГПУ письмо, в котором отрекомендовала ее как человека, трудящегося со школьной скамьи, ничем не проявлявшего своего княжеского происхождения. Тем не менее 15 янв. 1931 г. К. была приговорена Особой тройкой Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. за «контрреволюционную агитацию» к заключению в ИТЛ на 5 лет. После вынесения приговора отправлена этапом в г. Кемь. Определена в Беломоро-Балтийский ИТЛ; работала педагогом и медсестрой в больнице лагеря. В 1933 г. переведена в ИТЛ в Свирь.

http://pravenc.ru/text/1840139.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXIV Том XXXIV КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ автокефальная Архиепископия, занимает 10-е место в диптихах Православных Церквей, юрисдикция распространяется на территорию Республики Кипр КИПРСКАЯ СТРОМЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста), чудотворный образ, прославившийся во 2-й четв. XIX в. в с. Коровицине Богородского у. Московской губ. (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.) КИРА Ивановна Оболенская (1889-1937), мц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ (ок. 1056 - 1127), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века КИРАКОС ЕРЗНКАЦИ (70-е гг. XIII в. - 1356), арм. вардапет, богослов, философ, экзегет, поэт, педагог (рабунапет) КИРАМ [Кирам Казмох] (2-я пол. XVI - нач. XVII в.), арм. скульптор,резчик по камню, создатель хачкаров и надгробий 99-104 104-105 105-115 116-118 118-120 120-132 132-133 133-140 КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) 140-145 КИРИАК мч. (пам. греч. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КИРИАК мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики КИРИАК мч. Атталийский (пам. 2 мая) - см. в ст. Еспер, Зоя, Кириак и Феодул, мученики Атталийские 145-146 146-148 КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре 148-149 КИРИАК (кон. VI - нач. VII в.), свт. (пам. греч. 27, 30 окт.), патриарх К-польский (596 - окт. 606) 149-151 155-156 КИРИАКИЯ мц. (пам. 20 марта; пам. греч. 26 февр.) - см. в ст. Фотина Самаряныня, мц., Виктор и Иосия, мученики КИРИАКИЯ (Кирия), мц. (пам. 7 июня; пам. греч. 6 июня) - см. в ст. Валерия, Кириакия, Мария, мученицы

http://pravenc.ru/vol/XXXIV.html

В Санкт-Петербурге воссоздано Александро-Невское братство 15 июля 2008 г. 14:06 Учредительное собрание братства прошло 11 июля в Святодуховском корпусе Александро-Невской лавры в Петербурге. Председателем братства был избран наместник лавры архимандрит Назарий (Лавриненко). В состав правления вошли председатель Совета бизнес-сообщества «ДелоРус» Борис Сергуненков, заведующий отделом по связям с внецерковными организациями Александро-Невской лавры Сергей Шаров, председатель оргкомитета фестиваля «Небо славян» Сергей Учанейшвили, представитель фестиваля традиционной русской культуры «Русский лад» Владимир Знаков, председатель петербургского отделения православных скаутов Михаил Орлов. Историческое Александро-Невское братство было создано в Петербурге после революции, в 1918 году, и ликвидировано советской властью в 1932-м. Членами братства были около ста человек — монахи Александро-Невской лавры и миряне, мужчины и женщины. Это общество возрождало жизнь и дух древних христиан, которые тоже подвергались гонениям за веру. Многие члены братства были репрессированы властями и впоследствии прославлены Русской Православной Церковью как новомученики и исповедники Российские. Главой братства был священномученик архимандрит Лев (Егоров), настоятель собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери в Петербурге, расстрелянный в 1937 году. Членами братства были также священномученицы Екатерина Арская и княжна Кира Оболенская. Богослужения, на которые втайне собирались члены братства, совершались строго по церковному уставу и длились дольше, чем в приходских церквях. Помимо богослужений, члены братства проводили духовные собрания, беседы и лекции для взрослых, кружки по изучению Закона Божия для детей. Братство занималось и благотворительной деятельностью: раздавало денежные пособия, продовольствие и одежду нуждающимся в тюрьмах, больницах и богадельнях, оказывало помощь бедствующим прихожанам православных храмов, семьям репрессированных священников. Члены нынешнего, воссозданного братства также заявляют, что намерены заниматься духовным просвещением и благотворительностью. Один из первых проектов братства — фестиваль соотечественников «Русский Царьград», прошедший 11-13 июля в Кронштадте. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/436215.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010