Приветствие Святейшего Патриарха Алексия участникам международной конференции, посвященной 600-летию со дня преставления святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца 29 сентября 2006 г. 12:28 Ваши Высокопреосвященства, досточтимый отец наместник, уважаемые организаторы, участники и гости конференции! Рад приветствовать вас по случаю проведения международной духовно-научной конференции, посвященной 600-летию со дня преставления святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца. Сегодня здесь собрались не только российские священнослужители и ученые, но и гости из-за рубежа, из духовно и исторически близкой нам Болгарии. Конференция призвана раскрыть ту роль, которую святитель Киприан сыграл в деле возрождения нашего Отечества в трудные для Руси годы конца XIV — начала XV века. Особо знаменательно, что это собрание проходит в стенах древнего московского Сретенского монастыря, основанного при непосредственном участии митрополита Киприана. Стойкий защитник Православия святитель Киприан сумел в своей деятельности объединить и чаяния угасающего уже Константинополя, и духовную практику исихазма, и культурное наследие Балканских стран, и неповторимое своеобразие Руси. В истории Русской Православной Церкви имя святителя Киприана, прежде всего, связано с перенесением чудотворного образа Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву. Тогда, в 1395 году, предстательством Царицы Небесной Святая Русь была избавлена от разорения жестокого и непобедимого Тамерлана, завоевателя многих азиатских земель. На месте встречи москвичами этой великой святыни была основана Сретенская обитель. В современном мире, когда уважение к историческим и культурным традициям народов приобретает все большее значение для укрепления человеческой цивилизации, пример святителя Киприана — архипастыря, мудрого политического деятеля, искусного дипломата, ученого — как никогда поучителен для нас. Святитель Киприан прошел школу духовного делания на Святой горе Афон. Он получил огромный практический опыт церковно-административной работы под руководством выдающегося Константинопольского патриарха Филофея, который главным в своей деятельности видел задачу созидания духовного единства во Христе всей полноты Православной Церкви. Поставленный на кафедру Руси святитель Киприан сумел разобраться в запутанном клубке политических и церковных противоречий, личных амбиций тогдашних Византии, Руси, Литвы, папского Рима, варварских азиатских деспотий. В своем святительском служении он сумел совершить самое главное: пророчески постичь Волю Божию о вверенной ему пастве и о стране, ставшей для святителя Киприана новой Родиной. Он увидел, что реальной силой, способной противостоять чужеродному натиску на Православие, на тот момент являлся православный русский народ, постепенно выходящий из ордынской зависимости и собирающийся вокруг Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/146954.htm...

Архив Новости Приветствие Святейшего Патриарха Болгарского Максима по случаю международной церковно-богословской конференции, посвященной памяти святителя Киприана, Московского чудотворца Патриарх Болгарский Максим Возлюбленные о Господе чада святой Православной Церкви! В настоящем 2006 году от Рождества Христова все мы, клир и церковная полнота Болгарской Православной Церкви, отдаем дань уважения и признания памяти одного из святых архипастырей, просиявших в роде болгарском – митрополита Киевского и всея Руси Киприана, Московского чудотворца (1330–1406). Рядом с именами Рыльского чудотворца преподобного Иоанна, Тырновского патриарха Евфимия и других наших и всеправославных святых, имя святого Киприана является еще одним свидетельством нашего славного церковного прошлого, оно навсегда вписано золотыми буквами в историю болгарской святости. Святой Киприан Московский происходит из царственного града Тырново, из знатного и прославленного рода Цамблаков. Монашеский путь будущего Всероссийского митрополита начался в Килифаревском монастыре преподобного Феодосия Тырновского и продолжился в Константинополе и на Святой горе Афон. В 1375 году он был рукоположен святителем Филофеем, Константинопольским патриархом, в Киевского митрополита, а с 23 мая 1381 года и окончательно с осени 1390 года до дня своего блаженного успения (16 сентября 1406 года) святитель Киприан был фактически митрополитом Московским и всея Руси. В Москве, началось и его церковное прославление. Он был канонизирован Русской Православной Церковью в 1472 году, хотя масштабы его деятельности выходят далеко за границы этого поместного почитания. Безупречный аскет и самоотверженный пастырь, книжник  и духовный писатель уровня Святейшего патриарха Евфимия Тырновского и вдохновенный иконописец, святитель Киприан вызывает нескрываемое восхищение не только своих современников и последователей в Русской Церкви, но и признание всего православного мира. Для Болгарской Православной Церкви и родных нам богословских школ подвиг святителя Киприана есть не только основание для заслуженной гордости, но и пример, который ежедневно призывает нас ко все большему усердию и непрестанной ревности «в деле служения для созидания тела Христова» (Еф. 4:12).

http://pravoslavie.ru/news/061002164920....

Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви. Владимирская икона Божией Матери: предание По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет». Владимирская икона Божией Матери До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года. Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой

http://pravmir.ru/vladimirskaya-ikona-bo...

Делегация Русской Православной Церкви в Болгарии приняла участие в торжествах, посвященных 1100-летию преставления святого равноапостольного царя Бориса 4 мая 2007 г. 18:37 2 мая в Болгарии торжественно отпраздновали 1100-летие со дня преставления святого равноапостольного царя Бориса, в правление которого страна была просвещена светом Христовой веры. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на состоявшихся торжествах Русскую Православную Церковь представляла делегация во главе с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием . В празднованиях также приняли участие многие представители Поместных Православных Церквей. В частности, Константинопольскую Церковь представлял митрополит Сидирокастрский Макарий, Александрийскую — митрополит Пилусийский Каллиник, Иерусалимскую — митрополит Иорданский Феофилакт, Румынскую — митрополит Крайовский Феофан, Сербскую — епископ Браничевский Игнатий, Кипрскую — архимандрит Киприан (Милидонис), Элладскую — митрополит Филиппийский и Тасосский Прокопий и архимандрит Прокопий (Петридис), Польскую — епископ Семятичский Георгий, Албанскую — митрополит Корчинский Иоанн, Православную Церковь в Чешских землях и Словакии — епископ Комарненский Тихон. Торжества проходили в болгарских городах Плиска, Великий Преслав и Шумен. Так, 2 мая Божественную литургию на площади перед храмом святого архистратига Михаила в городе Плиска совершили священнослужители Болгарской Православной Церкви и гости из других Поместных Православных Церквей. Возглавил богослужение, за которым молились Президент Болгарии Георгий Пырванов, министр культуры Болгарии Стефан Данаилов и другие официальные лица болгарского государства, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. По окончании Божественной литургии было оглашено послание Святейшего Патриарха Болгарского Максима . Затем на центральной площади города Плиска был открыт и освящен памятник святому равноапостольному царю Борису. Праздник проходил и в городе Шумен. Здесь была открыта выставка «Раннее христианское искусство в Болгарии». В частности, среди экспонатов были представлены предметы, принадлежавшие святому Клименту Охридскому — ученику святых Кирилла и Мефодия. Согласно летописям, именно святой Климент «создал славянскую азбуку», впоследствии названную кириллицей, в то время как святые Кирилл и Мефодий, по мнению некоторых ученых, создали глаголицу.

http://patriarchia.ru/db/text/235626.htm...

Слово Святейшего Патриарха Алексия после богослужения и молебна в Успенском соборе 1 октября 2006 г. 17:47 1 октября В Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен у раки с мощами святителя Киприана, после чего обратился к присутствующим с первосвятительским словом, в котором рассказал о роли свт.Киприана в истории Руси и Русской Церкви. Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братия и сестры! Сегодня мы совершаем празднование 600-летия преставления святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца. Святитель Киприан, честные мощи которого почивают в этом древнем святом храме, является значительной фигурой в истории Церкви. Будучи уроженцем Болгарии, он принял монашеский постриг на Святой Горе Афон, откуда и был призван на святительское служение сначала в Киев, а затем в Москву. Для Русской Православной Церкви особая заслуга святителя состоит в том, что он сумел воссоединить две дотоле разделенные ее части – северо-восточную и юго-западную. Мы также чтим святого Киприана как основателя московского Сретенского монастыря, выдающегося церковного писателя и богослова, единомышленника и соратника своих великих современников — преподобного Феодосия Тырновского, Константинопольского Патриарха Филофея Коккина, преподобных Сергия Радонежского и Феодора Симоновского. Служение св. Киприана можно охарактеризовать, прежде всего, как служение объединения. Он всегда находился на стыке культур, традиций, не замыкаясь внутри какой-либо. Святой Киприан — это связующее звено между Византией и Русью, между южными и восточными славянами, между северо-восточными и юго-западными епархиями Русской Церкви. Он стоял выше политических разделений своего времени. Для него Церковь была едина, независимо от государственных границ, разделивших ее паству. Это делает наследие святителя, его подвиг особенно актуальным и для нашего времени. Знаменательно, что сегодняшним богослужением оканчиваются торжества, посвященные 600-летию преставления святителя Киприана, и начинаются мероприятия, приуроченные к 450-летию со дня кончины преподобного Максима Грека и 10-летию обретения его мощей. Преподобный Максим — это другой великий святой, который соединяет Русскую Церковь с духовным наследием православного Востока, со Святой Афонской Горой и монастырем Ватопед, постриженником которого он был.

http://patriarchia.ru/db/text/147488.htm...

Архив Пн Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 г. Исследования и документы» 17 сентября 2021 г. 11:28 16 сентября 2021 года в Москве состоялась презентация сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 гг. Исследования и документы». К собравшимся обратился митрополит Волоколамский Иларион . Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы предлагаем вниманию собравшихся здесь архипастырей, пастырей, ученых, богословов из разных стран и разных Поместных Православных Церквей наиболее полное собрание документов по истории воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью в 1686 году. Этот коллективный труд объединен высокой идеей: на примере одной важной, но частной проблемы церковных и дипломатических взаимоотношений продемонстрировать единство Русской Церкви, а также духовное, цивилизационное и историческое единство народов Святой Руси в объективном свете документов и исторических фактов. Как Мцхета для Грузинской Церкви, а Печ для Сербской, для Русской Церкви ее исторической колыбелью и первенствующей кафедрой был древний Киев. Его наши летописцы и духовные писатели с любовью называли «Матерью городов русских». Перемещение митрополичьей кафедры во Владимир, а потом в Москву в XIII-XIV веках было вызвано историческими потрясениями монгольского нашествия и разорением Киевской Руси. Но и во Владимире, и в Москве Предстоятели Русской Церкви помнили о своей исторической кафедре и сохраняли ее именование в своём титуле. Помнила об этом единстве и строго блюла его Святая Константинопольская Церковь , в юрисдикцию которой в те века еще входила Церковь Русская. Истории известны факты, когда Патриархи Константинопольские выступали против попыток удельных князей разделить Киевскую митрополию, защищали и утверждали ее границы как границы нераздельного целого, невзирая на перемены границ политических и образование новых государств. Еще в 1354 году святитель Филофей, Патриарх Константинопольский и знаменитый наставник исихастов, рукоположил в святителя Алексия Чудотворца и направил его в Москву как митрополита «Киева и всея Руси», о чем есть соответствующее соборное деяние. В конце XIV — начале XV века святители Киприан и Фотий также проживали в Москве, но по-прежнему объединяли под своим началом кафедры Киева и Москвы, несмотря на сложный, порой напряженный характер политических взаимоотношений между Московским и Литовским княжествами.

http://patriarchia.ru/db/text/5844006.ht...

Архив Пн Доклад митрополита Волоколамского Илариона на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года 3 февраля 2016 г. 11:09 Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года. Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Преосвященные собратья-архипастыри! В жизни Церкви есть немало примеров того, как почитание святого, подвизавшегося или скончавшегося вдали от своего отечества, приходило на его родину из тех мест, где он прославил Бога. Так, из земель Святой Руси в иные земли перешло почитание таких угодников Божиих, как святитель Московский Киприан, Патриарх Константинопольский Афанасий, преподобные Антоний Римлянин и Максим Грек, происходивших из разных стран, но завершивших свой земной путь на Руси. В свою очередь, и в Русской Православной Церкви некоторые подвижники были прославлены ввиду их особого почитания в тех местах, где им довелось потрудиться во славу Божию и где они оставили по себе добрую память. В качестве примеров можно привести имена святителя Николая Японского, прославленного по ходатайству Японской Автономной Православной Церкви, или святителя Иннокентия, митрополита Московского, канонизированного по инициативе Православной Церкви в Америке. Эти святые предстоят у Престола Божия, молясь и о своем земном отечестве, и о тех народах, среди которых им довелось подвизаться. Говоря словами святого апостола Павла, это — посланники церквей, слава Христова (2 Кор. 8:23). Украшением многовековой истории братских отношений Русской и Болгарской Православных Церквей стала жизнь архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Владыка Серафим принадлежит к числу иерархов Русской Православной Церкви, которые в трагической обстановке послереволюционных лет вынуждены были покинуть родину и нести свое служение за рубежом. Последние 29 лет жизни Владыка Серафим провел в Болгарии, где мирно преставился ко Господу 26 февраля 1950 года, окруженный искренней любовью паствы.

http://patriarchia.ru/db/text/4367084.ht...

В Праге отметили пятую годовщину интронизации Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора Прага, 30 мая 2011 г. 28 мая 2011 года в Праге состоялись торжества по случаю пятой годовщины со дня Первосвятительской интронизации Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздновании приняла участие официальная делегация Русской Православной Церкви в составе епископа Дмитровского Александра и сотрудника Отдела внешних церковных связей А.Ю.Хошева, сообщает служба коммуникации ОВЦС . 28 мая в пражском Митрополичьем кафедральном соборе святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была совершена Божественная литургия. Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии сослужили главы делегаций, прибывших из Поместных Православных Церквей: архиепископ Фиатирский Григорий (Константинопольский Патриархат), епископ Дмитровский Александр (Московский Патриархат), митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинский Патриархат), епископ Кымпинский Киприан (Румынский Патриархат), митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарский Патриархат), митрополит Кассандрийский Никодим (Элладская Православная Церковь), архиепископ Люблинский и Холмский Авель (Польская Православная Церковь), архимандрит Иустин (Лазарос)(Албанская Православная Церковь) и архимандрит Закхей (Вуд) (Православная Церковь в Америке), а также настоятель кафедрального собора митрополичий протопресвитер Ярослав Шуварский, настоятель Подворья Московского Патриархата в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк, клирик Болгарского Патриархата в Чехии протоиерей Пламен Тодоров, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве протоиерей Алексий Ющенко, клирики Православной Церкви Чешских земель и Словакии. За Божественной литургией пел хор российского Государственного музыкально-педагогического института имени М.М.Ипполитова-Иванова. В храме присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Чехии С.Б.Киселев, главы и сотрудники других дипломатических представительств в Праге, передаёт служба коммуникации ОВЦС.

http://pravoslavie.ru/46789.html

В Праге торжественно отметили пятую годовщину интронизации Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии 29 мая 2011 г. 09:15 28 мая 2011 года в Праге состоялись торжества по случаю пятой годовщины со дня Первосвятительской интронизации Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздновании приняла участие официальная делегация Русской Православной Церкви в составе епископа Дмитровского Александра и сотрудника Отдела внешних церковных связей А.Ю. Хошева. 28 мая в пражском Митрополичьем кафедральном соборе святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была совершена Божественная литургия. Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии сослужили главы делегаций, прибывших из Поместных Православных Церквей: архиепископ Фиатирский Григорий ( Константинопольский Патриархат ), епископ Дмитровский Александр, митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим ( Грузинский Патриархат ), епископ Кымпинский Киприан ( Румынский Патриархат ), митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл ( Болгарский Патриархат ), митрополит Кассандрийский Никодим ( Элладская Православная Церковь ), архиепископ Люблинский и Холмский Авель ( Польская Православная Церковь ), архимандрит Иустин (Лазарос) ( Албанская Православная Церковь ) и архимандрит Закхей (Вуд) ( Православная Церковь в Америке ), а также настоятель кафедрального собора митрополичий протопресвитер Ярослав Шуварский, настоятель подворья Московского Патриархата в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк, клирик Болгарского Патриархата в Чехии протоиерей Пламен Тодоров, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве протоиерей Алексий Ющенко, клирики Православной Церкви Чешских земель и Словакии. За Божественной литургией пел хор российского Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. В храме присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Чехии С.Б. Киселев, главы и сотрудники других дипломатических представительств в Праге.

http://patriarchia.ru/db/text/1497900.ht...

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на конференции «История Болгарской Православной Церкви как предмет академического изучения в духовных школах Русской Православной Церкви» 11 октября 2019 г. 11:13 10 октября 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Болгарии, посетил ее древнюю столицу Велико Тырново. В Великотырновском университете имени святых Кирилла и Мефодия председатель ОВЦС принял участие в научно-богословской конференции «История Болгарской и Русской Православных Церквей как предмет академического изучения в Болгарии и России на современном этапе» . Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Уважаемые представители профессорско-преподавательской корпорации Великотырновского университета! Дорогие братья и сестры! Мне радостно вновь оказаться в славном граде Великотырнове, древней столице Болгарии, в стенах университета, являющегося одним из крупнейших ее научных центров и удостоившего меня пять лет назад степени почетного доктора. Отношения между нашими Церквами и окормляемыми ими народами уходят своими корнями в глубину веков. Нас объединяет святая п равославная вера, а также общая для нас кирилло-мефодиевская традиция — славянская письменность и культура, наследниками которой мы являемся. В Русской Православной Церкви всегда с благодарностью помнят, что болгарские братья внесли важнейший вклад как в просвещение народов Киевской Руси светом Православия, так и в их приобщение к сокровищнице славянской письменности. Наше общение всегда было тесным. В 1389-1406 гг. Киевскую митрополию возглавлял сын болгарского народа святитель Киприан, чьи мощи покоятся ныне в Успенском соборе Московского Кремля и чью память благоговейно сообща почитают сегодня наши Церкви. С тяжелым сердцем на Руси узнали об осаде и падении Тырнова, о кровавых бесчинствах, которые устроили турки на православной болгарской земле. Святой Патриарх Тырновский Евфимий, светильник средневековой болгарской учености, испил горькую чашу осады вместе с паствой и был изгнан из столицы. Болгарский Патриархат был упразднен, а православный болгарский народ на долгих пять столетий оказался в рабстве, в условиях унижений и беспощадной эксплуатации. Когда после упразднения в 1767 году Охридской Архиепископии на территории Болгарии установилась юрисдикция Константинопольского Патриархата , остатки болгарского национального самосознания подавлялись посредством всесторонней эллинизации и вытеснения славянского языка и культуры из церковной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5490806.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010