Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Киприан, митрополит Московский, всея России чудотворец (+ 1406) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 16 сент. в день преставления и 27 мая в день обретения мощей Святитель Киприан, родом болгарин, подвизался на Афоне. Подвиги его и образованность обратили на себя внимание Патриарха Константинопольского Филофея, который приблизил его к себе и рукоположил в митрополита Киевского и Литовского; а после кончины святителя Алексия (память его 12 февр.) он стал митрополитом всея Руси, вступив в управление Русской Церковью в 1390 г. При нем произошло чудесное избавление Москвы от нашествия Тамерлана. Когда Тамерлан приближался к берегам Дона, святитель отправил духовенство во Владимир — принести в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Когда шествие со святой иконой приблизилось к Москве, то навстречу ей вышел сам митрополит с духовенством и со всем народом, слезно взывая о помиловании. Молитва их была услышана, и Тамерлан оставил берега Дона, на которых стоял две недели. На месте сретения чудотворной иконы святителем был построен Сретенский монастырь. Святитель Киприан замечателен как церковный писатель и деятель по исправлению церковных книг: он сам переводил с греческого богослужебные книги и «Кормчую», он написал жития русских святых, из которых особенно замечательно житие святителя Петра Московского, написанное в благодарность за исцеление его от болезни и избавление от бед. Кроме того, он писал статьи литургического и исторического характера и собирал канонические статьи русских святителей и князей. Святитель Киприан много заботился о духовных нуждах своей паствы. Скончался он в глубокой старости 16 сентября 1406 г., в своем любимом подмосковном селе Голенищеве, куда любил он уединяться на безмолвие. На погребении его, по его завещанию, была прочитана грамота, в которой он всех верующих прощал и благословлял и сам просил прощения. Грамота эта читалась на погребении всех его преемников.

http://sedmitza.ru/lib/text/437651/

Пимен, митрополит Киевский и всея Руси Был игуменом Горицкого Успенского монастыря в Переяславле-Залесском. В 1379 году в числе трех архимандритов сопровождал в Константинополь архимандрита Московского Новоспасского монастыря Митяя († 1379) для поставления в сан митрополита. Приближаясь к Константинополю, архимандрит Митяй внезапно скончался. Сопровождавшие архимандрита Митяя позволили себе самовольный поступок, избрав из числа трех сопровождавших архимандритов кандидата на Киевскую митрополию в лице архимандрита Пимена. Воспользовавшись незаполненными княжескими грамотами, которые были у архимандрита Митяя, они самовольно написали послание греческому императору и патриарху, прося поставить на Русскую митрополию архимандрита Пимена. Прочитав послание, император и патриарх не высказали никакого сомнения по поводу его, однако отказались ставить на Русь второго митрополита, так как уже был назначен митрополит Киприан. Но Пимен и бояре не успокоились этим, а заняли на имя великого князя (по его грамотам) огромные суммы и преподнесли всем богатые подарки. Таким образом они добились того, что Пимен был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси. Однако великий князь не захотел признать Пимена митрополитом. Когда Пимен со своей свитой приблизился к Коломне, то, по приказанию великого князя, был схвачен и отправлен в Пухлому, где пробыл в заточении целый год, а затем переведен в Тверь. Константинопольский патриарх не раз писал великому князю и убеждал его принять Пимена на Москву, а Киприана удалить. Эти послания, постоянно направленные против Киприана в защиту Пимена, могли немало подействовать на великого князя. А тут еще случилось событие, которое окончательно побудило его последовать убеждениям Константинопольского патриарха. За два дня до опустошения Москвы ханом Тохтамышем в августе 1382 года митрополит Киприан возвратился из Новгорода. В Москве царило всеобщее смятение и беспорядок, и для безопасности владыка Киприан решился переехать вместе с великой княгиней Евдокией из Москвы в Тверь. После разграбления Москвы войска Тохтамыша взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города. 7 октября 1382 года великий князь послал звать митрополита Киприана в Москву и, укорив его в малодушии за удаление из столицы в минуты опасности, объявил ему, что не желает более иметь его своим архипастырем. Великого князя могло огорчить не столько то, что владыка Киприан удалялся из Москвы, сколько то, что он удалялся именно в Тверь – к родственнику Ольгерда и давнему врагу московского князя Михаилу Александровичу, который первый потом послал дары хану Тохтамышу и получил от него ярлык.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Статистика Киприан (Керн), архим. Архимандрит Киприан (в миру Константин Эдуардович Керн; 11 мая 1899, Тула — 11 февраля 1960, Париж) — православный священнослужитель (в юрисдикции Русской православной церкви за рубежом, затем Константинопольского патриархата), богослов, церковный историк. Семья, молодость, образование Родился в дворянской семье. Отец был профессором и директором Лесного института в Санкт-Петербурге. Мать — из старообрядческой семьи. Учился в Александровском лицее и на юридическом факультете Московского университета. Участвовал в гражданской войне в рядах Добровольческой армии, в 1920 эмигрировал в Константинополь, затем в Сербию. Окончил юридический (1922) и богословский (1925) факультеты Белградского университета. Доктор церковных наук (1945; тема диссертации: «Антропология святого Григория Паламы»). Биография Участвовал в деятельности Белградского кружка преподобного Серафима, в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове и Хопове, находился в юрисдикции Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Большое влияние на него оказал митрополит Антоний (Храповицкий). Однако затем архимандрит Киприан покинул РПЦЗ — он так вспоминал об этом своём решении и о своей жизни в Сербии в 1930-е годы: " С юрисдикцией митрополита Антония я решительно порвал. Его я не переставал любить и чтить, но всю «антониевщину», все «карловацкое» окружение не принимало мое сердце. С русскими архиереями и в русских церквах я не служил. Меня больно коробило все более крайнее политиканство карловчан, их невероятно провинциальное отношение к делам Русской Церкви. " С 1925 — преподаватель литургики, апологетики и греческого языка духовной семинарии Сербской православной церкви в Битоле, помощник инспектора семинарии. 2 апреля 1927 был пострижен в монашество. С 3 апреля 1927 — иеродиакон. С 7 апреля 1927 — иеромонах. С 1928 — архимандрит, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (до 1930). Не сойдясь характерами с архиепископом Анастасием (Грибановским) (Наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с 1924 года), возвратился в Сербию, где издал монографию о бывшем начальнике миссии, видном учёном архимандрите Антонине (Капустине).

http://lib.cerkov.ru/authors/172

IV Всеправославное предсоборное совещание продолжает свою работу 8 июня 2009 г. 18:35 8 июня 2009 года, в день Святого Духа, в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы после Божественной литургии начались заседания IV Всеправославного предсоборного совещания , посвященного теме канонического обустройства православной диаспоры. Работа совещания проходит под председательством митрополита Пергамского Иоанна (Константинопольский Патриархат). Делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископом Волоколамским Иларионом , включает архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка ( Русская Зарубежная Церковь ), заместителя председателя ОВЦС МП протоиерея Николая Балашова и переводчика А.Г. Чурякова. Прочие Православные Церкви представлены делегациями в следующем составе: Константинопольский Патриархат — митрополит Галльский Эммануил, архимандрит Варфоломей (Самарас), протопресвитер Георгий Цецис, профессор Власий Фидас; Александрийский Патриархат — митрополит Мыса Доброй Надежды Сергий; Антиохийский Патриархат — митрополит Западной и Центральной Европы Иоанн, доктор Альберт Лахам; Иерусалимский Патриархат — митрополит Капитолиадский Исихий, архимандрит Иннокентий, профессор Георгий Галитис, профессор Феодор Янгу; Грузинский Патриархат — митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, протоиерей Георгий Звиададзе; Сербский Патриархат — епископ Бачский Ириней, епископ Афанасий (Евтич), протоиерей Гаий Гаич, священник Вукашин Миличевич; Румынский Патриархат — митрополит Олтенийский Ириней, епископ Кымпинский Киприан, протоиерей Виорел Ионица; Болгарский Патриархат — митрополит Русенский Неофит, профессор Иван Димитров; Кипрская Православная Церковь — митрополит Пафосский Георгий, хорепископ Месаорийский Григорий; Элладская Православная Церковь — митрополит Перистерийский Хризостом, митрополит Димитриадский и Алмиросский Игнатий, профессор Георгий Мартзелос;

http://patriarchia.ru/db/text/671147.htm...

Делегация Русской Православной Церкви принимает участие в заседании Межправославной подготовительной комиссии Москва, 11 декабря 2009 г. 10 декабря 2009 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы начались заседания Межправославной подготовительной комиссии, созванной в целях дальнейшей проработки вопросов повестки дня Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви. Результаты деятельности Межправославной подготовительной комиссии будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию, сроки которого пока не определены, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Ранее Всеправославные предсоборные совещания проводились в 1976, 1982, 1986 и 2009 годах. Работа Межправославной подготовительной комиссии проходит под председательством митрополита Пергамского Иоанна (Константинопольский Патриархат). Делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископом Волоколамским Иларионом, включает архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Русская Зарубежная Церковь), заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова и переводчика А.Г.Чурякова. Прочие Православные Церкви представлены делегациями в следующем составе: Константинопольский Патриархат – митрополит Галльский Эммануил, архимандрит Варфоломей (Самарас), протопресвитер Георгий Цецис; Александрийский Патриархат – митрополит Мыса Доброй Надежды Сергий; Антиохийский Патриархат – митрополит Западной и Центральной Европы Иоанн (прибудет позднее), доктор Альберт Лахам; Иерусалимский Патриархат – митрополит Капитолиадский Исихий, протопресвитер Георгий Драгас; Грузинский Патриархат – митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, епископ Дедоплисцкаройский и Херетский Мелхиседек, протоиерей Георгий Звиададзе; Сербский Патриархат – местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, архиепископ Охридский и митрополит Скоплянский Иоанн; Румынский Патриархат – епископ Кымпинский Киприан, протоиерей Виорел Ионица;

http://pravoslavie.ru/33121.html

Новости 19 апреля, 2011 Представители Иерусалимской и Румынской Церквей не смогли достичь договоренности по поводу строительства румынского храма в Святой Земле Представитель Румынской Православной Церкви епископ Киприан несколько дней назад прибыл в Святую Землю для проведения переговоров по поводу возникшего спора между Румынским и Иерусалимским Патриархатами из-за строительства в Святой Земле румынской церкви без согласия Иерусалимского Патриарха. 19 апреля, 2011 Американские мошенники выплатили компенсацию Архиепископии Константинопольского патриархата в США Протосинкел Архиепископии Константинопольского патриархата в Америке Михаил Контогиоргис получил чек на 830.000 евро в качестве компенсации за скандал, связанный с мошенничеством, которое осуществляли Спирос Мосхопоулос, Томи Скиада, а также Даниил Радулеску. Они признались в суде, что ими с января 2007 года до февраля 2010 года удерживались деньги, которые были предназначены к передаче Константинопольской Церкви для благотворительных целей. 19 апреля, 2011 Митрополит Минский Филарет встретился с ликвидаторами последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС В Белорусской Православной Церкви проходит ряд мероприятий, посвященных 25-летию Чернобыльской катастрофы. 15 апреля 2011 г. на базе детского реабилитационного центра «Ждановичи» под Минском прошел IX международный семинар «О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия государственных органов и региональных структур Белорусской Православной Церкви в работе с населением, проживающим на пострадавших от Чернобыльской катастрофы территориях». Организатором форума выступили […] 19 апреля, 2011 Более 50 бывших раскольников и сектантов приняты в лоно Русской церкви В московском храме в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» совершен чин присоединения к Православной церкви бывших раскольников и сектантов. Его совершил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, сообщает сайт ОВЦС. 54 человека, пожелавшие воссоединиться с Православной церковью, на Евангелии присягнули на верность ей. После этого митрополит Иларион возложил на голову […]

http://pravmir.ru/category/news/page/547...

Григорий I, митрополит Киевский (Южно-русский) (Цамблак) По происхождению серб (по другим сведениям – болгарин). Родился около 1364 года в городе Тырнове в боярской семье. Образование получил под руководством патриарха Тырновского Евфимия. Был пресвитером Великой (соборной) церкви Молдовлахийской (1402), затем игуменом Дечанского Пантократорова Нямецкого монастыря в Сербии (1403–1406), наконец, игуменом греческого монастыря Плинарского, около Константинополя. В Россию он прибыл по письменному приглашению своего дяди Киприана, митрополита Московского и всея Руси (1 1406, память 27 мая/9 июня и 16/29 сентября). В момент его приезда митрополит Киприан скончался, и Григорий остался в Литве. Будучи образованным человеком своего времени, Григорий завоевал расположение литовского князя Витовта, который решил назначить его митрополитом православных литовских епархий. Вопреки запрещению Константинопольского патриарха Евфимия и Киевского митрополита Фотия, князь Витовт 15 ноября 1415 года (по летописи Е. А. – 15 ноября 1414 года) собрал литовских епископов и заставил их посвятить Григория в сан митрополита. С этого времени произошло разделение русской митрополии на две части, которое, впрочем, продолжалось до смерти митрополита Григория. Преосвященный Григорий обладал ораторским талантом, но его речи и поучения отличались оторванностью от жизни, однако в них он активно обличал латинян в их заблуждениях и отступлениях от Православной веры. В 1418 году митрополит Григорий присутствовал на Констанцском Соборе, где присутствовал и папа Римский Мартин V. Митрополит Григорий открыто заявил папе Римскому о своем решительном протесте соединения с римскою Церковью, т. е. выступил противником унии. Скончался преосвященный Григорий в Киеве зимою 1419 года (по БЭЮ, т. 7, С. 588 – скончался в 1420 году). Труды: Житие и служба сербскому королю Стефану III. Житие и служба Иоанну Новому. Сказание о перенесении мощей преподобной Параскевы из Тырново в Видин и в Сербию. Надгробное слово Григория Цамблака российскому архиепископу Киприану//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1872, кн. 1. – С. 25–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ДЕЛЕГАЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БОЛГАРИИ ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ТОРЖЕСТВАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ 1100-ЛЕТИЮ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ЦАРЯ БОРИСА (версия для печати)/Православие.Ru ДЕЛЕГАЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БОЛГАРИИ ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ТОРЖЕСТВАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ 1100-ЛЕТИЮ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ЦАРЯ БОРИСА Православие.Ru , 5 мая 2007 г. Москва, 5 мая 2007 г. 2 мая в Болгарии торжественно отпраздновали 1100-летие со дня преставления святого равноапостольного царя Бориса, в правление которого страна была просвещена светом Христовой веры. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на состоявшихся торжествах Русскую Православную Церковь представляла делегация во главе с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием. В празднованиях также приняли участие многие представители Поместных Православных Церквей. В частности, Константинопольскую Церковь представлял митрополит Сидирокастрский Макарий, Александрийскую — митрополит Пилусийский Каллиник, Иерусалимскую — митрополит Иорданский Феофилакт, Румынскую — митрополит Крайовский Феофан, Сербскую — епископ Браничевский Игнатий, Кипрскую — архимандрит Киприан (Милидонис), Элладскую — митрополит Филиппийский и Тасосский Прокопий и архимандрит Прокопий (Петридис), Польскую — епископ Семятичский Георгий, Албанскую — митрополит Корчинский Иоанн, Православную Церковь в Чешских землях и Словакии — епископ Комарненский Тихон. Торжества проходили в болгарских городах Плиска, Великий Преслав и Шумен. Так, 2 мая Божественную литургию на площади перед храмом святого архистратига Михаила в городе Плиска совершили священнослужители Болгарской Православной Церкви и гости из других Поместных Православных Церквей. Возглавил богослужение, за которым молились Президент Болгарии Георгий Пырванов, министр культуры Болгарии Стефан Данаилов и другие официальные лица болгарского государства, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. По окончании Божественной литургии было оглашено послание Святейшего Патриарха Болгарского Максима.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Киприан Московский, свт. - житие Святитель Киприан, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец. Память святителя Киприана, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца празднуется Православной Церковью 27 мая/9 июня, 16/29 сентября и в день Собора Московских святых (воскресенье перед 26 августа/8 сентября) Преемником святителя Алексия на Всероссийской кафедре стал святитель Московский Киприан, всея России чудотворец, возглавлявший Русскую Церковь с 1376 по 1406 год. Он родился около 1330 года в Болгарии, в городе Тырново, где и начал свой монашеский путь, впоследствии продолженный им в Константинополе и на Афоне. В Византии высокообразованный и смиренный монах был замечен Патриархом Константинопольским Филофеем и стал его доверенным лицом - “ближним монахом”. Около 1373 года он был послан Патриархом в Литву и на Русь для примирения литовских и тверского князей с митрополитом Алексием. Эту сложную миссию, столь важную для православного единства, будущий святитель успешно выполнил и, оставаясь в Литве, был ревностным хранителем православной веры и истинным просветителем края, стяжав высочайший авторитет у его князей и жителей. В 1374 году по его инициативе произошло прославление литовских мучеников-христиан Антония, Иоанна и Евстафия и перенесение их мощей. В 1375 году возобновилась вражда Литвы и Москвы. Литовский князь Ольгерд потребовал от Константинопольского Патриарха рукоположить отца Киприана в митрополита Литовского, угрожая стать католиком, если Западная Русь и Литва не приобретут отдельного митрополита. Чтобы сохранить Литву в лоне Православия и, с другой стороны, сберечь единство Русской Церкви, которое немыслимо было без единого управления, Патриарх Филофей предпринял сложный ход: хиротонисал Киприана в митрополита “Киевского, Русского и Литовского” с тем, чтобы по смерти святителя Алексия святитель Киприан объединил обе части митрополии, став митрополитом Киевским и всея Руси. 2 декабря 1375 г. Киприан был возведен в сан, прибыл в Киев и в течение двух лет спокойно правил церковными делами Западной Руси и Литвы.

http://pravicon.com/info-2659

В Москве пройдут торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского 23 сентября 2006 г. 17:15 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 29 сентября—1 октября в Москве  пройдут торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана (1330–1406), митрополита Московского и всея Руси. В торжествах примет участие делегация Болгарской Православной Церкви в составе: митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Великотырновский Григорий, митрополит Ловчанский Гавриил,  профессор Н. Дончева-Панайотова, профессор А. Джурова. Свт. Киприан, выходец из знатного тырновского рода Цамблак, родился в 1330 году в древней болгарской столице Велико Тырново. Здесь и в Софии уже состоялись торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана. В рамках торжеств прошла научная конференция «Киприановские чтения» с участием многочисленных исследователи из Болгарии, России, Украины, Швеции и других стран. Доклады были посвящены проблемам, связанным с личностью свт. Киприана, его эпохой, культурным диалогом между русским, болгарским и другими народами на рубеже XV-XV веков. «Святой Киприан, — отметила председатель Оргкомитета торжеств в Болгарии профессор Н. Дончева-Панайотова, — одна из самых эмблематических, светлых личностей в истории болгаро-российского сотрудничества. Болгарин по происхождению, воспитанник тырновской литературной школы, а также константинопольских и афонских монастырей, свт. Киприан поднялся до вершин правления Русской Церкви и в течение 30 лет руководил ее судьбой». Свт. Киприан известен тем, что составил первую родословную русских князей и жития русских святых. Заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. Юбилейные торжества в Москве начнутся 29 сентября в день памяти свт. Киприана Божественной литургией, которую совершит митрополит Великотырновский Григорий на подворье Болгарской Православной Церкви в Москве в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

http://patriarchia.ru/db/text/144597.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010