церковь и почтить своим присутствием его крещение. Нечего и говорить, что на этот собор были приглашены сливки тогдашнего епископата. Рядом с епископами Феофилом александрийским и Флавианом антиохийским на соборе были Элладий кесарие-каппадокийский, Геласий кесарие-палестинский, Амфилохий иконийский , Григорий нисский , Павел ираклийский, Арабий анкирский, Аммон адрианопольский, Валерий тарский и многие другие, точное число которых установить невозможно 2828 . Несмотря, однако, на участие в соборе епископов александрийского и антиохийского, председательство принадлежало константинопольскому епископу Нектарию. Кроме непосредственной цели, ради которой был созван – освящение церкви, собор этот занялся разрешением спора по поводу кафедры Бостры аравийской. Этим делом, послужившим поводом к изданию особого канона, регламентирующего порядок низложения епископа, и знаменит этот константинопольский соборъ 394 г. 2829 в истории церковного права. 2271 Гиббон. История упадка и разрушения римской империи. Русс. пер. В. Неведомского. Москва 1884=Гиббон, III, 197. 2274 Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes edid. Th. Mommsen et. P. Meyer. Berl. 1905=C. Theod. XVI, 5, 6. 2275 Socrates. Historia ecclesiastica (ed. Hussey and W. Bright) Oxford. 1893=Socr. h. e. V, 6 русский перевод С.-Петербургской духовной академии. СПБ. 1849 Sozomeni, Historia ecclesiastica, ed. R. Hussey. Oxford. 1860. I-III=Sozom. h. e. VII, 4 Русский перевод С.-Петербургской духовной академии. СПБ. 1850 г. 2276 Ambrosii Орр. ed. Benedict. t.t. I – IV, Vened. 1748 см. y Migne, Patrologiae cursus completus sive bibliotheca omnium ss. patrum, doctorum eccles. Series graeca=MSG , Series Latina=MSL, XIV – XVII. Ambros. epp. 15, 12; 16. 1. 2278 Loening, Geschichte des deutschen Kirchenrechts. 2 Bde. Strassb.=Loening KR. I, 82. Трубецкой, кн. Евг. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. часть 1 Миросозерцание блаженного Августина . Москва, 1892, стр. 21 и сл. 50 и сл. 214 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В этот же период терпимости Валент, при посещении Кесарии Каппадокийской, явился в храм к богослужению, выслушал проповедь молодого епископа Василия Великого, посетил устроенные Василием благотворительные заведения и отпустил денежный дар на больницу. При посещении восточной Эдессы православные воспротивились желанию Валента передать храм апостола Фомы омиям. И Валент примирился с этим. В Александрии по интригам Евдоксия удалось поднять смуту. Афанасий опять скрылся в свое пустынное убежище на 5 месяцев. На этот раз ему пришлось даже жить некоторое время на кладбище, в пещере, где похоронен был его отец. Но Александрия продолжала волноваться. И надо отдать должное административному здравомыслию Валента за то, что он признал эту интригу Евдоксия неумной и особым рескриптом возвратил Афанасия на его кафедру в Александрию, где он и оставался до самой своей кончины в 373 г. Итак, хотя Валент и поддерживал официальную партию омиев, однако его светская толерантность позволяла св. Василию Великому сидеть и работать на своей Кесарие-Каппадокийской кафедре, а св. Афанасию вернуться и работать в Александрии. Неудивительно, что и богословское сознание Востока не было задушено, а развивалось и двигалось. По очень показательному, хотя и исключительному, примеру Мелетия в Антиохии мы видим пусть и не быструю, но все же решительную дорогу к Никее, т. е. к примирению с Римом. Переход омиусиан к Никейской вере . Мужественный, резкий, революционный переход к никейскому омоусиос способна была пережить и открыто заявить только исключительная личность Мелетия Антиохийского. Другие шли туда же, но более умеренными шагами. И остальные омиусиане с воцарением Валентиниана тоже «двинулись». Когда Валентиниан после избрания его армией проезжал на Запад, в Рим, то омиусиане атаковали его в Константинополе и просили созвать собор по вопросам вероучения. Валентиниан по-солдатски ответил: «Я — мирянин и считаю неприличным вмешиваться в дела такого рода. Пусть иерархи съезжаются, если хотят». Омиусианская группа немедленно этим воспользовалась и в 364 г. в спешном порядке собралась там, где уже скопилась значительная группа снятых со своих кафедр и сосланных омиусианских епископов. Это был маленький город, скорее даже деревня, — Лампсаки. Это теперешнее селение Лапсаки на другом берегу Дарданелльского пролива против Галлиполи. Раздавленные в 360 г. Константинопольским собором, эти омиусиане теперь объявляли, что они отвергают решения этого собора и требуют, чтобы захваченные омиями их кафедры были им возвращены. Они апеллируют к суду всей церкви. По вопросу догматическому собор отвергает «ариминскую веру» (т. е. омийство никского символа). Co своей же стороны заявляют, что держатся символа Лукиана с толкованием « омиос ката панта », т. е. и « кат усиан ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

С середины IV века Армянская Церковь представляет собою крупное нахарарское объединение. В 324 г. св. Григорий посвятил своего младшего сына, св. Аристакеса († 340, память декабря 1 (14) и сентября 30 (октября 13)), в епископы (ок. 333 г. он был рукоположен в архиепископы Великой Армении св. Леонтием Кесарийским), а в 325 г. св. Аристакес, по приглашению императора Константина, был послан свв. Григорием и Трдатом в качестве представителя Армянской Церкви на I Вселенский Собор в Никее, на котором было осуждёно учение Ария Александрийского, а сам он предан анафеме 26 . Св. Аристакес подтвердил от имени Армянской Церкви все постановления этого Собора, а также « Символ Веры » и 20 канонических правил, которые были приняты его отцом, св. Григорием Просветителем. Видя, наконец, труд свой завершённым и истинную веру торжествующей, св. Григорий уединился на горе Сепух 27 , в пещерах св. Мании 28 , где и окончил многострадальную жизнь свою. Честное тело его найдено было пастухами, пасшими стадо в этих уединенных местах и неузнанное было предано земле. Впоследствии одному пустыннику, по имени Гарник, в видении открыто было местонахождение тела святого мужа, оставшегося до того времени нетленным. Честное тело св. Григория было перенесено в деревню Тордан в область Даранахи 29 и положено в монастыре. На сегодняшний день святые мощи Григория Просветителя разделены на несколько частей и находятся в церквах разных стран. В Эчмиадзине хранится правая рука св. Григория, положенная в раку в форме руки, ею благословляют епископа при посвящении его в патриархи и при мироварении. Св. Аристакес, младший сын св. Григория, архиепископствовал с 333 по 340 гг., после его мученической смерти от руки язычника Архелая, правителя одной из южных областей Армении, на церковную кафедру был возведён старший сын св. Григория св. Вртанес († 355, память декабря 1 (14)), который был хиротонисан в Кесарии Каппадокийской. Вообще следовало бы сказать, что Армянская Церковь IV века церковно-канонически зависела от Кесарие-Каппадокийской митрополии, от которой и получала рукоположение своих архиепископов; так было от времён св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

226 (XLVI). Софисту Аерию, которого Феодорит увещевает помогать знакомым и незнакомым. 227 (XLVII). Апеллесу. Феодорит заявляет, что нужно подавать всякому просившему без рассчета на благодарность, и уверяет, что ни к кому не имеет человеческой вражды, а негодует только на отступников от благочестия. 228 (XLVIII). Софисту Исокасию, которого Феодорит просит оказать содействие Феоклу в том, чтобы последнему был уменьшен взнос податей. 229 (гл.40) 810 . «Письмо Феодорита, епископа Кирского, Константинопольскому народу, которое показывать, что-не только прежде и посл., во и в то время, когда возвратился из Ефеса в Халкидой и из Халкидона к своей церкви, – он всегда проповедовал кафолическую веру, хотя и не соглашался осудить Нестория, не веря, что действительно его учение то, что сам он (Несторий) отрицал, а в Ефесе было извлечено из тетрадей под его именем, поскольку это не было удостоверено ни одним свидетелем». Призывая адресатов к твердости в вере и в страданиях за нее, Феодорит кратко излагает сущность христианского учения и препровождает в Константинополь некоторые свои проповеди и сочинения. 230 (гл. 42). «Письмо, которое, по Иринею, блаженный Феодорит , епископ Киррский, отправил к Кандидиану, комиту доместиков, прежде заключения мира». Благодарит за содействие в Ефесе и просит заступиться за епископа Феофания. 231 (гл. 45). «Донесение Феодорита митрополиту (Иерапольскому) Александру», которому Кирский епископ сообщает о. действиях Фирма Кесарие Каппадокийского против Евферия Тианского и о несправедливостях по отношению к Дорофею Маркианопольскому. 232 (гл. 47). «Другое увещательное письмо Феодорита народу Константинопольскому " 233 (гл. 53). «Предложения касательно заключения мира, которые чрез трибуна и нотария Аристолая были отправлены Акакием, епископом Верийским, Кириллу, епископу Александрийскому, от собора епископов: Иоанна Автиохийского, Александра Иерапольского, Макария Лаодикийского, Андрея Самосатского и Феодорита Кирского ». 234 (гл. 54). «По Иринею, письмо епископов Александра, Андрея и Феодорита Елладию, епископу Тарсийскому», которому они сообщают о своих предложениях Кириллу Александрийскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

—22— Киприана на развитие спора о падших, рисует картину обращения падших к исповедникам за „грамотой мира“ и заканчивает этот отдел указанием на положение дел в первые месяцы 250 года, когда, с одной стороны, партия Киприана с большинством клира, а с другой – падшие и сочувствующие крайне снисходительному к ним отношению из пресвитеров и верующих ожидали решения из Рима (стр. 352–385). Отсюда вполне естествен переход к карфагено-римской схизме Новата, Фелициссима и Новациана. Особенно интересна в этом новом отделе характеристика отношения Киприана к разоренному гонением Декия составу верующих. Киприан стремился к реорганизации экономической помощи, учредив особую комиссию и предложив ей взять исходной точкой, при решении вопроса о количестве и направлении помощи, степень мужественного исповедничества христианства. Естественно, что „падшие“ были лишены возможности получить настоящую помощь. Это и вызвало протест против Киприана, во главе которого стал некий диакон Фелициссим, за спиной которого агитировал личный враг Киприана пресвитер Новат. Начался раскол. Киприан принял меры против него, и он, несомненно, прекратился бы, если бы не нашел себе поддержки в протесте против выборов в Риме нового папы – Корнелия, который одушевлялся пресвитером Новацианом, претендентом на папский престол (стр. 386–405). Результатом всего этого и был первый Карфагенский собор 251 г. Рецензент намеренно остановился на подробном изложении двух отделов книги г. Покровского, чтобы показать, насколько тщательно вскрывает он пред читателем самую подготовку собора, помогая видеть всю естественность появления на историческом горизонте соборного обсуждения. Такую же постановку имеет вопрос об Антиохийских соборах против Павла Самосатского. Особенно интересно, в этом случае, выяснение междоусобной борьбы антиохийских партий в деле последнего. Отклонив гипотезу об инициативе соборов (первых двух) в Антиохии еп. кесарие-каппадокийского Фирмилиана, г. Покровский вручает эту инициативу антиохийскому клиру, которым, очевидно,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2-я Сирмийская формула создала целительный перелом в истории антиникейской реакции Востока. Сирмийский «перегиб» исказил православный смысл антиникейства. Оно превратилось в арианскую отраву. Это отрезвило самих антиникейцев. Вызвало с их стороны здоровую православную реакцию. Эта реакция создала распад «единого антиникейского фронта». Он начал разлагаться, выделяя из себя чистое православие. Таким образом, «победа» на «фронте веры» придворных политиканов-епископов оказалась пирровой победой. От этой победы начинается и падение партии. Она распалась . Из нее начали выделяться крайние арианские яды, через что «восточные» стали очищаться от арианской мути и заразы. Запад был проще. Стоя на никействе, он просто отвергал 2-ю Сирмийскую формулу как «богохульную». Таков был собор в Агеннах, в Галлии. Восток был сложнее. На Востоке не было юридически (=канонически) простой ориентации на Никею. Жили и сознавали себя так, будто Никейский Вселенский собор был несущественной подробностью в прошлом. а какой-нибудь Тирский собор 335 г. куда важнее его. На восточном кругозоре были свои расценки и ценности. Например, св. Василий Великий с почтением смотрит на Диания Кесарие-Каппадокийского, который был предстоятелем в дни его молодости. Между тем Дианий был в числе осудивших Афанасия в Тире (в 335). Дианий был и в 340 г. в числе «восточных», уехавших из Сердики и протестовавших в Филиппополе. И вообще «восточные» не были строго монотонны. Наоборот, пестры и разнообразны в их взглядах. Группировки «восточных» . Чисто православные группы : А) Вот типичный представитель традиционного восточного богословия, без философских школьных пристрастий — Кирилл , епископ Иерусалимский. Около 348 г. он, тогда еще пресвитер, произнес известные слова «Огласительные» — «Κατηχητικα» и «Тайноводственные» — «Μυσταγωγικα». Здесь он полемизирует и с Арием, но не называет его по имени (тактика!). Намекает на «тайные ереси в церкви». Но подробнее опровергает лишь Маркелла да Савеллия (понятно!). Излагает катехизис по тексту символа веры, но по букве не Никейского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

769 Ibidem. P. 90; Деяния... III, 283. Нужно сказать, что мысли, близкие к монофизитству, высказываемы были некоторыми епископами даже на самом III Вселенском соборе. Они, впрочем, не встретили опровержения от отцов Собора, без сомнения, потому, что, как казалось, они хорошо направлялись против учения Нестория; о монофизитстве же тогда никто и думать ещё не мог. Так, Акакий Мелитинский , впоследствии несомненно монофизит, говорил, что неправильно «приписывать рождение и страдание Христа не Божеству Его, а единому Его человечеству» (Concilia. Acta Ephesini. P. 188; Деяния... I, 546–547). Ту же мысль высказывал Феодот, епископ Анкирский (Ibidem. P. 192; Деяния... I, 558–559). 770 Во главе собора «Разбойничьего» встали александрийцы: Диоскор и другие египетские епископы. Стороны Диоскора держал патриарх Иерусалимский Ювеналий и епископы, подчинённые ему. Рим также, по крайней мере в начале Собора, не противодействовал деятельности Диоскора (Concilia. Acta Chalced. P. 114; Деяния... III, 461, 463). Иллирик держался стороны патриарха Александрийского, как это видно из того глубокого сокрушения, с каким епископы иллирийские на соборе Халкидонском раскаивались в своей деятельности на соборе «Разбойничьем». В лице Евстафия Беритского Финикия также взяла сторону Диоскора. Нужно сказать, что, хотя Финикия принадлежала к Антиохийскому патриархату, но, по интригам Ювеналия, между III и IV Вселенскими соборами она перешла в ведение патриарха Иерусалимского. Вообще, около Диоскора сгруппировались все те епископы, которые всегда, со времени I Вселенского собора, шли об руку с церковью Александрийской в своей деятельности (см. гл. II и V нашего исследования). Из других мест к Диоскору на Соборе присоединились следующие более замечательные лица: Стефан Ефесский, последуя примеру Мемнона, заседавшего на Третьем Вселенском соборе и, в простоте сердца полагая, что Диоскор действует в том же духе, как и Кирилл, Фаласий Кесарие-Каппадокийский, поставленный в епископы рукой Прокла Константинопольского , известного противника несторианства (Socrat. VII, 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

853 Hoffmann. S. 54,18–35. Martin. Actes. P. 121 g. 122. Perry. P. 243–244. Cp. epist. Theodoreti 3 (M. 83, col. 1175, p. 1061–1062), где Киррский епископ при­чину непогрешимости божественного суда указывает, между прочим, в том, что «Бог всяческих видит и цель совершающих и судит больше ее, чем самые дела». 864 О насилиях Диоскора на втором Эфесском соборе см. Mansi, VI, 601. 605. 625. 636. 637. 744. 828–832. Mansi, VII, 68. 579. Деян., Ш, стр. 160. 162. 163. 180. 190. 191. 287. 360. 364. Деян., IV, стр. 63. 585. 865 Особо вотировали: Ювеналий Иерусалимский, Фалассий Кесарие-Каппадокийский, Евсевий Анкирский, Иоанн Севастийский (из первой Армении), Василий Селевкийский , Диоген Кизический, Флоренций, епископ Сард Лидийских, Селевк Амасийский, Мариниан Синнадский и Евстафий Виритский (Hoffmann. S. 56–57. Martin. Actes. Р. 126–129. Perry. Р. 253–257). Два первые пастыри заявляли на Халкидонском соборе совершенно противное теперешнему суждению о Феодорите (Mansi, VII, 192. С. Деян., IV, стр. 182). 868 Hoffmann. S. 57,43–44; cnf. S. 56,21. Martin. Actes. P. 129 о; cnf. p. 126 c. Perry. P. 258; cnf. p. 253. 869 Hoffmann. S. 58. Martin. Actes. P. 131–132. Perry. P. 273–274. Мартэн (Pseudo-Synode. P. 195) высказывает некоторое сомнение в точности диоскорианской редакции Домнова ответа, хотя и признает ее верною по смыслу. «В самом деле, – пишет он (ibid., note 2), – иные думают, что отказав в своем голосе против Флавиана, Домн обратил этим против себя всю ярость Диоскора. Но чтобы поддержать это мнение, нужно читать у Либерата (Breviarium, cap. XII: Migne, lat. ser. t. 68, col. 1005 A-B) remeantem вместо remanentem de ortodoxorum depositions», как делал Флёри (Hist, eccles., t. II, p. 420–421: I. XXVII, chap. 41) и др. Подобное предположение опровергается уже даль­нейшими словами Либерата: postquam (Domnus) consensit in omnibus Dioscoro, danmavit (Dioscorus Domnum) aegrotum et absentem ilia die (ibid., col. 1005. В). Вообще, поступок Домна не может быть вполне оправдан; кажется, он и сам сознавал себя нравственно преступным, когда не явился на Халкндонский собор и не требовал восстановления. Феодорит, конечно, не одобрял поведения Антиохийского архиепископа, но он ничем не обнаружил своего беспощадного суждения по отношению к своему другу, который этого вполне заслуживал. Кажется, он только причислял Домна к категории тех лиц, коих тяжелое время Эфесских бесчиний изобличило в трусости (Epist. 138: М. 83, col. 1360 р. 1230).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Reddita vero communione factaque inter Ecclesias pace, quando rescribere absque suspectione licuerit, vel eis qui illie sunt, ad nos, vel nobis rursus ad eos, tunc et satisfaciemus facillime... Satisfaciemus enim, Deo favente, non jam sicut repugnantibus, sed sicut fralribus, quod omnia recte habeant» (M. 84, col. 664. M. 77, col. 161). 814 Такую цель собора ясно указывает сам Феодосий в грамотах на имя Дио­скора (Mansi, VI, 593. Деян., III, стр. 152. Mansi, VI, 600. Деян., III, стр. 158–159) и в послании к Варсуме (Mansi, VI. 593. Деян., III, стр. 153). 815 См. послание Феодосия собору: Mansi, VI, 600. А. Деян., III, стр. 157. Cnf. Mansi, VII, 496. D. 497. А. Hoffmann. S. 78,2. 3. Martin. Actes. P. 177. Perry. P. 366: гра­мота императора Диоскору по окончании Эфесских рассуждений. 816 Как понимали свои обязанности члены собора, это показывают следующия слова Евстафия Виритского, высказанные им в заседании относительно Феодорита: «этот свя­той собор, – говорил он (Hoffmann. S. 57,23. 34. Martin. Actes. Р. 128–129. Perry. Р. 257), – сошелся для очищения Востока». 818 Hoffmann. S. 28,13–14. Perry. P. 124. Мартэн предпочитает отнести эти восклицания ко всему собору (Actes. Р. 61 et not. b). 819 Послание императора Юстиниана к святому собору о Феодоре Мопсуэстийском и прочих (Mansi, IX, 585. В. Деян., V, стр. 557). 820 Феодориту было тогда под шестьдесят лет, и сам он называл себя «всту­пившим в пределы старости» (epist. 90: М. 83, col. 1284. Cnf. epist. 113. 116: Μ. 83, col. 1317, p. 1191. 1192. 1324, p. 1197). Этот факт был констатирован и на соборе, причем покорные слуги Диоскора, в роде Фалассия Кесарие-Каппадокийского и Иоанна Севастийского (Hoffmann. S. 56,30. 57,2. Martin. Actes. Р. 126. 127. Perry. Р. 253. 255), не затруднились усмотреть в нем признак совершенной испорченности Киррского епи­скопа, его коснения в заблуждении. 821 Когда происходил суд над Феодоритом? – это пока вопрос нерешенный. Мартэн думает (Pseudo-Synode. Р. 56), что, может быть, его дело разбиралось в третьем заседании, в понедельник 29-го месори или 22-го августа, когда рассуждали об Иве Эдесском и, предположительно, о Данииле Каррском (племяннике Ивы), Иринее Тирском, Акилине Вивлском и Софронии Константинском. В другом месте (Pseudo-Synode. Р. 57) тот же историк более склоняется в мысли, что Феодорит был низложен на чет­вертом собрании, во вторник 23-го августа, вместе с Домном. Последняя дата пред­ставлялась бы вероятнейшею, если бы мы не знали, что Антиохийский владыка подписал прежние определения (Hoffmann. S. 58. Martin. Actes, Р. 131–132. Perry. Р. 273–274) и потом уже был призван к ответу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

VI, 30//PG. T. 20. Col. 590AB; р. п.: C. 281) c описанием его преподавания. Рядом с научными занятиями Ориген упражнялся в произнесении проповедей, которые он позволял записывать стенографам, когда ему было уже 60 лет (Euseb. Hist. eccl. VI, 36//PG. T. 20. Col. 596C; р. п.: C. 284). Β кесарийский период он продолжал и свою литературную деятельность: докончил комментарий на кн. Бытия, написал комментарии на [книги] пророков, Песнь Песней, на Евангелие от Матфея, обширное сочинение против Цельса (Euseb. Hist. eccl. VI, 36//PG. T. 20. Col. 597A; р. п.: C. 284) и много писем, направленных к Римскому епископу Фабиану (236–250 гг.), в которых он, главным образом, защищал своё православие. В Кесарии Ориген пользовался большим почётом. Фирмиллиан Кесарие-Каппадокийский или приглашал его к себе или сам, несмотря на преклонный возраст и высокий сан, приходил к нему в Кесарию, чтобы слушать его уроки (Euseb. Hist. eccl. VI, 27//PG. T. 20. Col. 585C; р. п.: C. 279). Епископы Феоктист и Александр охотно слушали его поучения. Слава Оригена возросла настолько, что его приглашали для религиозных собеседований в разные места. Так, вскоре после поселения в 231 г. в Кесарии он был приглашён ко двору матери императора Александра Севера (222–275 гг.) Юлии Маммеи и отправлен к ней в Антиохию в сопровождении почётной стражи (Euseb. Hist. eccl. VI, 21, 3//PG. T. 20. Col. 573В; р. п.: C. 274). B другой раз (около 240 г. он по какому-то делу путешествовал в Афины и оставался там довольно долго (Euseb. Hist, eccl. VI, 32//PG. T. 20. Col. 502B; р. п.: C. 282), потом (около 244 г.) был приглашён на собор в Аравии против Бострского епископа Берилла, которого он обличил в монархианстве (модализме) и обратил в Православие, причём запись его диспута была известна ещё во времена Евсевия (Euseb. Hist. eccl. VI, 33//PG. T. 20. Col. 593В; р. п.: C. 283) и, наконец, ещё раз путешествовал в Аравию, чтобы вести собеседования с еретиками гипнопсихитами (психопаннихитами – Euseb. Hist. eccl. VI, 37//PG. T. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010