С 26 сентября до великого поста: на утрене также по две рядовых кафизмы, но по три чтения; вечером постоянно 18-ая кафизма. В первые три седмицы великого поста на утрене читали, так же как и до поста, по две рядовых кафизмы и по три чтения, и кроме того, полагалась на каждом часе одна кафизма. О чтении кафизмы на вечерне в этот период времени преп.Никон ничего не говорит. Начиная с четвертой седмицы поста и кончая великой средой, полагалось на утрене по три кафизмы и по три уставных чтения, а на вечерне 18-ая кафизма. О чтении кафизм в эти седмицы на часах в расписании не упоминается. В субботы всего года на утрене полагалось по две кафизмы, шестнадцатая и семнадцатая, а в воскресенье на утрене – вторая и третья. С великого четверга и до недели антипасхи кафизмы не читались. Расписание, устанавливаемое преп.Никоном, основывается в одном случае на практике студийского монастыря, в другом на указании иерусалимского устава, в третьем на указании Студийского устава и Святогорского (Афонского). В некоторых случаях он основывается на древне-иноческой традиции (“по образу святых”, “по уставу святых отец”). Это показывает, что единого устава отправления кафизм в его время не было. Эта неустойчивость в смысле количества кафизм имела место и после преп.Никона, причем в одних и тех же уставах иногда оказывались указания, противоречащие одно другому. Эти противоречия возникали, по-видимому, вследствие тенденции к постепенному увеличению количества кафизм для того или другого времени года. Так, например, Святогробский типикон 1122 года говорит по поводу чтения кафизмы на страстной седмице: “Должно знать, что стихология бывает на утрене две кафизмы, на первом же часе, а также на девятом, не бывает, но только на третьем и шестом. Стихословим же ежедневно на вечерне и во святой и великий четверг на утрене одну кафизму и на часах две, и так исполняется псалтирь”. Изложив этот порядок отправления кафизм, типикон тут же добавляет: “И еще по другому уставу: поют ежедневно по три кафизмы на утрене и по две на часах, и исполняют псалтирь в великую среду на часах” (Пападопуло-Керамевс. Аналетка, m.II, стр.32) . Нечто аналогичное наблюдается в другом памятнике XII века – рукописи Шио-Мгаимского монастыря. Здесь говорится: “Нужно знать, что псалтирь Давида стихословится таким образом: с 20 сентября по 24 декабря ежедневно на утрене по три кафизмы; на вечерне 18-ая кафизма, на бдениях же присовокупляем и полиелейный псалом”. Далее здесь же в рукописи сделана приписка: “Мы же в продолжение всего года на утрене читаем две кафизмы, на вечерне одну, за исключением великого поста, имеющего на этот случай свой устав. С новой недели до рождественского поста две кафизмы, на вечерне одна. Затем следует еще приписка: “В рождественский пост на утрене три, на вечерне одна 18-ая. С Рождества Христова до понедельника первой недели великого поста на утрене две кафизмы, на вечерне одна. Великим же постом кафизмы читаются так, как велит устав” (Кекелидзе. Лит. груз. пам., стр.319) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

лит-ры/Сост.: И. Лолашвили. Тб., 1978. Т. 1. С. 487-493 (на груз. яз.); Груз. поэзия/Сост.: С. Цаишвили. Тб., 1979. Т. 1. С. 80-104 (на груз. яз.); Древнейший Иадгари/Сост., ред., исслед.: Е. Метревели, Ц. Чанкиева, Л. Хевсуриани. Тб., 1980 (на груз. яз.). Ист.: Такаишвили Е. Пархальское Четвероевангелие//МАК. 1909. Вып. 12. С. 139-151; Ингороква П. Древнегруз. духовная поэзия. Тифлис, 1913. Т. 1: VIII-X вв. (на груз. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 337-343; Описание груз. рукописей Синайской горы/Сост., исслед.: И. Джавахишвили. Тб., 1947. С. 145-165 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Колл. S. Тб., 1959. Т. 1. С. 544-567 (на груз. яз.); Шатбердский сб. X в./Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Иоанн Минчхи. Поэзия/Сост., исслед.: Л. Хачидзе. Тб., 1987 (на груз. яз.); Месяцеслов Георгия Святогорца: Сент./Сост.: Л. Джгамаия; ред: Л. Хевсуриани. Тб., 2007 (на груз. яз.). Лит.: Карбелашвили П., прот. Груз. светские и духовные напевы//Историческое обозрение. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их науч. значение. Тифлис, 1908; он же. Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1912. С. 321-342; он же. Мцхетский документ XI в. и его сведения о груз. письменности// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 238-249 (на груз. яз.); он же. Два Евфимия в древнегруз. лит-ре//Там же. 1957. Т. 4. С. 90-104 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 174-177; он же. Новый труд для истории древнегруз. поэзии// Он же. Этюды. 1960. Т. 6. С. 103-119 (на груз. яз.); он же. Груз. версия араб. Жития Иоанна Дамаскина//Там же. 1961. Т. 7. С. 136-176 (на груз. яз.); он же. Неизвестная редакция груз. Месяцеслова//Там же. 1962. Т. 8. С. 5-122 (на груз. яз.); он же. Грузинский литургический словарь//Там же. 1986. Т. 14. С. 190-216 (на груз. яз.); Blake R. The Athos codex of the Georgian Old Testament//HarvTR. 1929. Vol. 22. P. 33-56; Две древние редакции груз. Четвероевангелия, по 3 Шатбердским рукописям (897, 936 и 973 гг.)/Сост.: А.

http://pravenc.ru/text/2563174.html

Лит.: Tarchnischvili M. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur, auf Grund des ersten Bandes der georgischen Literaturgeschichte von K. Kekelidze. Vat., 1955. (ST; 185); Кекелидзе К. Симеон Метафраст по груз. источникам// Он же. Этюды . 1957. Т. 5. С. 212-226; он же. Груз. версия араб. Жития Иоанна Дамаскина//Там же. 1961. Т. 7. С. 136-176; Метревели Е. Автограф Ефрема Мцире//Изв. Ин-та рукописей Груз. АН. Тбилиси, 1959. Вып. 1. С. 115-125 (на. груз. яз.); Хинтибидзе Э. Грузинские редакции «Книги упражнений» Василия Каппадокийского. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Шанидзе М. Вступление Ефрема Мцире к толкованиям Псалтыри//Тр. кафедры древнегруз. языка ТГУ. Тбилиси, 1968. Вып. 11 (на груз. яз.); Брегадзе Т. Сочинения, переведенные Ефремом Мцире//Мравалтави. 1971. Т. 1. С. 429-463 (на груз. яз.); Сирадзе Р. Из истории груз. эстетической мысли. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Данелия К. Вопросы истории груз. лит. языка: По древнегруз. версиям Посланий ап. Павла. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Сарджвеладзе З. Введение в историю груз. лит. языка. Тбилиси, 1984 (на груз. яз.); Твалтвадзе Д. О неизвестном колофоне Ефрема Мцире//Тр. кафедры древнегруз. языка ТГУ. Тбилиси, 1988. Вып. 27. С. 210-221 (на груз. яз.); Otkhmezouri Th. Les signes marginaux dans les manuscrits géorgiens de Grégoire de Nazianze//Le Muséon. Louvain, 1991. Vol. 104. N 3-4. P. 335-347; она же. Об одной схолии переводчика в автографе Ефрема Мцире. Тбилиси, 1997. С. 78-81 (на груз. яз.); она же. Книги античных авторов в визант. эпохе: Ефрем Мцире и книги «внешних»//ANATHESIS. Тбилиси, 1999. С. 227-234 (на груз. яз.); Rapava M., Coulie B. Les colophons d " Ephrem Mtsire et les traductions géorgiennes de Grégoire de Nazianze//Le Muséon. Louvain, 1991. Vol. 104. N 1-2. P. 109-124; Bezarashvili K. The Problem of the So-called «Aporeta» in the Georgian Corpus of the Works of Gregory the Theologian//Le Muséon. 1995. Vol. 108. N 1-2. P. 131-142; она же. Воззрения Ефрема Мцире о соотношении классических лит. форм и христ. содержания//Лит. разыскания. 1998. Вып. 19. С. 123-154 (на груз. яз.); она же. К вопросу об отношении к «мирской мудрости» в колофонах Ефрема Мцире//Мацне: Сер. языка и лит-ры. 2001. Вып. 1-4. С. 134-157 (на груз. яз.); она же. О понимании «глубокого книжного слова» в колофонах Ефрема Мцире//Там же. 2002. Вып. 1-4. С. 87-107 (на груз. яз.); она же. Теория и практика риторики и перевода по древнегруз. переводам сочинений Григория Богослова. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Маргиани Т. Груз. перевод энкомия Софрония Иерусалимского//Филологические разыскания. Тбилиси, 1995. Вып. 2. С. 131-143 (на груз. яз.); Каросанидзе Л. Грамматика Дионисия Фракийского и древнегруз. грамматическая мысль. Тбилиси, 1998, 20022 (на груз. яз.); Мачавариани М. Об отношении Ефрема Мцире к «мирской мудрости» в переводе гомилии «Против Иулиана Отступника» (Or. 5)//Лит. разыскания. 2002. Вып. 23. С. 89-95 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/182161.html

яз.); «Мартирика» Антония I: Метафрастические тексты//Там же. 1980. Т. 6 (на груз. яз.); Шатбердский сб. X в./Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 320-353 (на груз. яз.); Мученичество Шушаник Якоба Хуцеси и Житие Григола Ханцтели Георгия Мерчуле/Ред.: З. Сарджвеладзе, К. Данелиа, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1986, 20022 (на груз. яз.). Лит.: Джанашиа С. Н. Псевдо-Арсений о Сирийских отцах//Сообщ. Груз. филиала АН ГССР. Тбилиси, 1940. Т. 1. С. 475-482 (на груз. яз.); Абуладзе И. Груз.-арм. лит. связи в IX-X вв.: Исслед. и тексты. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); он же. Один из неизв. источников «Мученичества Або Тбилели»// Он же. Труды. Тбилиси, 1976. Т. 3. С. 128-199 (на груз. яз.); Чхартишвили М. О взаимосвязи редакций «Жития Иоанна Зедазнели»//Тр. греко-груз. ун-та. Тбилиси, 1944. Вып. 1 (2). С. 120-126. (на груз. яз.); она же. «Мученичество и страстотерпничество св. Евстафия Мцхетского» и «Житие Серапиона Зарзмели»: Источниковедческое исслед. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Автор летописной редакции «Жития Нино»// Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 252-292 (на груз. яз.); он же. Вопрос о приходе в Картли Сирийских подвижников//Там же. 1956. Т. 1. С. 19-50 (на груз. яз.); он же. Личность и мученичество Константи-Кахи//Там же. С. 133-146 (на груз. яз.); он же. Отрывок из истории груз. агиографии: Иларион Грузин//Там же.1957. Т. 4. С. 134-158 (на груз. яз.); он же. Главные ист.-хронол. вопр. обращения грузин//Там же. C. 252-292 (на груз. яз.); он же. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1. С. 496-543 (на груз. яз.); Кубанеишвили С. Григол Диакон и его сочинение//Лит. разыскания. Тбилиси, 1945. Вып. 2. С. 202-228 (на груз. яз.); Рухадзе Т. Вновь найденное «Житие и мученичество царицы Кетеван»//Лит. разыскания. Тбилиси, 1949. Вып. 5. С. 248-267 (на груз. яз.); Барамидзе Р. Очерки из истории груз. агиографии. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); он же. Проблематика груз. прозы. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Кавтария М. Жизнь и деятельность Бесариона Орбелишвили//Моамбе (Известия)/ИР АН ГССР.

http://pravenc.ru/text/639853.html

В кон. XI в. этот цикл сочинений по греч. и груз. источникам на 7 месяцев продолжил Иоанн Ксифилин, сведения о чем стали известны из груз. источников ( Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 5. С. 235-241). Большая часть сочинений Ксифилина сохранилась только в груз. переводах, а их греч. оригиналы или утеряны, или не выявлены. В груз. переводе сборника Ксифилина на март представлено 18 метафрастических текстов, 37 гомилетических; на апрель - 25 метафрастических; на июнь - 26 метафрастических, 10 гомилетических; на июль - 20 метафрастических; на август - 20 метафрастических, 9 гомилетических. Сборник Ксифилина содержит много непереработанных произведений, часть опубликована К. Кекелидзе (Этюды. 1960. Т. 6). Груз. переводы синаксарных агиографических памятников (ок. 500) собраны в Великом Синаксаре (Кекел. А 97, А 193, XI в. и др.), переведенном с греч. в 1042 г. прп. Георгием Святогорцем. Ист.: Груз. агиогр. памятники/Сост.: К. Кекелидзе. Тифлис, 1918. Т. 1/11: Кимени: янв., февр., Тбилиси, 1946. Март, апр., май. Т. 1/2 (на груз. яз.); Ист. хрестоматия груз. языка/Сост.: И. Имнаишвили. Тбилиси, 1970. Т. 1/1; 1971. Т. 1/2 (на груз. яз.); Жития отцов: Груз. Рукописи XI в. Британского музея/Сост.: В. Имнаишвили. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе К. Этюды по истории древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1955. Т. 3; 1957. Т. 4; 1957. Т. 5; 1960. Т. 6; 1961. Т. 7; 1962. Т. 8 (на груз. яз.); он же. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Абуладзе И. Груз.-арм. лит. взаимоотношения в IX-X вв. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); он же. Происхождение и история «Балавариани» и его место в сокровищнице мировой лит-ры// Он же. Труды. Тбилиси, 1982. Т. 3. С. 162-184 (на груз. яз.); Цакадзе Н. Сир., араб. и груз. версии «Жития Нисиме»: текст и исслед. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Гогуадзе Н. Древние метафрастические сборники: Сент. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Св. Георгий в древней груз. лит-ре. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); он же. Переводная груз. агиография. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Лит.: Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 г. по 1803 г. СПб., 1869. Ч. 1. С. 228-339; Гарсеванишвили А. Царь Ираклий II как военачальник: Ист. монография. Кутаиси, 1889. (Опыт; Кн. 1) (на груз. яз.); Джанашвили М. Царь Ираклий. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Перадзе И. Грузинский царь Ираклий II и его молитва//ДВГЭ. 1898. 2. С. 1-3; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 219-220, 322; Чичинадзе З. Крестьяне - герои Ираклия. Батум, 1902 (на груз. яз.); он же. Плач по поводу кончины груз. царя Ираклия/Ред.: Н. Канделаки. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1936 (на груз. яз.); Кикодзе Г. Ираклий Второй. Тбилиси, 1941, 19472 (на груз. яз.); он же. То же/Пер. с груз. яз.: А. Зардиашвили. Тбилиси, 1945, 19482; он же. Войны царя Ираклия. Тбилиси, 1943 (на груз. яз.); Макалатия С. Героизм и самопожертвование Ираклия Второго. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Сихарулидзе К. Борьба грузин за Родину во главе с Ираклием II: По фольклорным мат-лам. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Гвритишвили Д. История Тбилиси. Тбилиси, 1952. С. 93 (на груз. яз.); Лионидзе С. Плач плачей по достойному блаженства царю Грузии Ираклию: По автографическим рукописям XVIII в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); История Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1/Сост.: Н. Бердзенишвили, В. Дондуа и др. С. 400; Маркова О. П. Россия, Закавказье и междунар. отношения в XVIII в. М., 1966. С. 139; Думбадзе М. Освобождение Картли-Кахети от Иранского владычества//Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1973. Т. 4. С. 600-601 (на груз. яз.); Рогава А. Зачатки капитализма в Грузии и политика Ираклия II. Тбилиси, 1974; Табагуа И. Грузия на междунар. арене во 2-й пол. XVIII в.: Из истории внешней политики Ираклия II. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); он же. Европейские сведения об Ираклии Втором. Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. Г. Георгиевский трактат. Тбилиси, 1983; Тухашвили Л. Россия и общ.-полит. движение в Грузии, 2-я пол. XVIII в. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Авалиани С. Антоний I (Багратиони): Жизнь, деятельность, филос. мировоззрение. Тбилиси, 1987. С. 8 (на груз. яз.); Саникидзе Л. Мать-История. Тбилиси, 1996. С. 319 (на груз. яз.); Гоголаури Р. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. и освободительная борьба Ираклия Второго в Самцхе-Джавахети. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Спарсиашвили З. Культ предков и поэзия Важи: Ираклий Второй. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); он же. Этот наш царь Ираклий. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Ираклий II//Цари Грузии. Тбилиси, 2000. С. 225-230 (на груз. яз.); Вачнадзе М., Гурули В. Грузино-русские отношения: История, итоги, уроки. Тбилиси, 2001; они же. Вместе с Россией и без нее. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Швелидзе Д. Европейские знания об Ираклии Втором: По СПб. ведомостям. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/673857.html

Лит.: Чхиквадзе Г. Карбелашвили Василий//Груз. СЭ. Тбилиси, 1980. С. 394-395 (на груз. яз.); Джавахишвили Г. Книжник и исследователь//Мцигнобари (Книжник). Тбилиси, 1982. С. 149 (на груз. яз.); Чхатараишвили К. Первые попытки восстановления и записи груз. церк. пения//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1989. 6. С. 252-261 (на груз. яз.); Папуашвили Н. По следам информации П. Карбелашвили: История двух пергаменных рукописей//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1991. Вып. 16. С. 215-228 (на груз. яз., резюме на рус. яз.); Бубулашвили Э. Груз. церк. пение в период экзархов//Груз. церк. пение. Народ и традиция: Докл. науч. конф. (16 марта 2001 г.). Тбилиси, 2001. С. 173-202 (на груз. яз., резюме на рус. и англ. языках); он же. Из истории Грузии: Письмо прот. Василия Карбелашвили И. Сталину//Омега. Тбилиси, 2001. 7. С. 24-26 (на груз. яз.); Василий Карбелашвили//Бодбис самрекло (Колокольня Бодбе). Цнори, 2004. 1. С. 19-23 (на груз. яз.); Епископ Стефан Карбелашвили/Сост.: К. Паичидзе//Ими не предан Христос. Тбилиси, 2005. С. 65-69 (на груз. яз.); Андгуладзе С. Епископ Стефан Бодбели (Василий Карбелашвили)/Ред.: К. Павлиашвили. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); она же. Кутаисский Собор (дек. 1926 г.) и еп. Стефан Бодбели (Василий Карбелашвили)//Христ. исследования. Тбилиси, 2009. С. 252-259 (на груз. яз., резюме на англ. яз.); она же. Братья Карбелашвили/Сост.: Л. Тогонидзе. Тбилиси, 2012 (на груз. яз.); Джангулашвили С. Нотный рукописный архив еп. Стефана (Василия) Карбелашвили//Духовная музыка: Науч. тр. Тбилисской гос. консерватории им. В. Сараджишвили. Тбилиси, 2007. С. 81-97, 120 (на груз. яз., резюме на англ. яз.); Карбелашвили А. Илия Чавчавадзе и братья Карбелашвили. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); он же. Письмо Илии Чавчавадзе Василию Карбелашвили: «Вестник сирых» и Филимон Карбелашвили//Квакутхеди (Краеугольный камень). Тбилиси, 2007. 8. С. 19-20 (на груз. яз.); Шилакадзе М. Из архива Василия Карбелашвили//Духовная музыка. Тбилиси, 2007. С. 77-80, 120 (на груз. яз., резюме на англ. яз.); Свящ. Полиевкт Карбелашвили, 1855-1936: Фотолетопись/Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили//Сапатриарко уцкебани (Ведомости Патриархии). Тбилиси, 2008. 22. С. 17-18 (на груз. яз.); Свящ. Филимон Карбелашвили, 1879-1930: Фотолетопись/Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили//Там же. 42. С. 18-20 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Груз. архиереи (XX-XXI вв.). Тбилиси, 2009 (на груз. яз.); Садзаглишвили Н. Из истории деятельности свящ. Василия Карбелашвили//Тр. 1-й науч. конф. гуманитарного фак-та Груз. ун-та (26-27 нояб. 2010 г.). Тбилиси, 2011. С. 96-112 (на груз. яз.); Заслуги семьи Карбелашвили перед народом и Церковью: Фотолетопись/Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили//Сапатриарко уцкебани (Ведомости Патриархии). Тбилиси, 2012. 1. С. 16-20 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1681013.html

Много внимания И. уделял изданию и текстологическому анализу произведений груз. писателей и поэтов XIX в.: Н. Бараташвили, А. Церетели, прав. Илии Чавчавадзе , В. Орбелиани, Важа Пшавелы. В Ин-те груз. лит-ры им. Шота Руставели (Тбилиси) учреждена премия И. (4 июня 2009), к-рая будет присуждаться 2 раза в год по номинациям «Научная статья», «Научная монография» и «Перевод научной книги (на груз. яз.)». Соч.: Древнегруз. духовная поэзия. Тбилиси, 1913. Т. 1 (на груз. яз.); О территориальных границах Грузии. К-поль, 1918 (на груз. яз.); Руставелиана. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); Ямбы царицы Тамары//Мнатоби (Светоч). 1941. 3. С. 115-153 (на груз. яз.); Ист. памятники Сванетии. Тбилиси, 1941. Вып. 2; Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954 (на груз. яз.); Собр. соч. Тбилиси, 1963. Т. 1; 1965. Т. 3; 1978. Т. 4 (на груз. яз.). Изд.: Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре/Ред.: П. Ингороква. Тбилиси, 1970 (на груз. яз.). Лит.: Каухчишвили С. Новые мат-лы для истории древнегруз. поэзии//Мнатоби (Светоч). 1956. 10. С. 109-119 (на груз. яз.); он же. История визант. лит-ры. Тбилиси, 1973. Т. 3 (на груз. яз.); Имедашвили Г. Вопросы поэтики груз. классического церк. песнопения//Лит. изыскания. Тбилиси, 1959. Т. 12. С. 177-193 (на груз. яз.); Кекелидзе К. История груз. литературы. Тбилиси, 1960. Т. 1 (на груз. яз.); он же. Этюды. 1960. Т. 6 (на груз. яз.); Менабде. Очаги. 19601, 19622. Т. 1; 1980. Т. 2; Гвахария В. Развитие груз. муз. систем, X-XVIII вв. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Джгамая Ц. О «мехури» и «мехели»//Вестник АН Грузии. 1962. 3. С. 152-160 (на груз. яз.); она же. Грузинские гимнографы X в.//Мацне. 1973. 4. С. 51-63; 1974. 3. С. 54-66; (на груз. яз.); Метревели Е. Для понимания «мехели» и «мехури»//Шота Руставели: Ист.-филол. изыскания: Сб. Тбилиси, 1966. С. 160-177 (на груз. яз.); она же. Для понимания гимнографических терминов «фарафтони» и «мосартави»//Иберийско-кавказское языкознание. Тбилиси, 1973. Вып. 18. С. 144-154 (на груз. яз.); Хевсуриани Л. Новый труд о песнопении груз.

http://pravenc.ru/text/389545.html

лекционария//Мацне. 1973. 2 (на груз. яз.); она же. Об одной рукописи Иоанна-Зосима//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1980. Вып. 7. С. 50-63 (на груз. яз.); Цаишвили С. Предисловие//Древнегруз. поэзия V-VIII вв.//Груз. поэзия. Тбилиси, 1979. Т. 1 (на груз. яз.); Метревели Е. и др. Предисловие//Древнейший Иадгари/Сост., исслед., указ.: Е. Метревели, Ц. Чанкиева, Л. Хевсуриани. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Челидзе Е. Для лит. наследия Григола Хандзтели//Мнатоби (Светоч). 1984. 10. С. 157-161 (на груз. яз.); Хачидзе Л. Предисловие// Иоанн Минчхи. Поэзия/Сост., исслед.: Л. Хачидзе. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Чхеидзе Р. Судьба Павле Ингороква: Биогр. роман. Тбилиси, 1990. Т. 1; 1998. Т. 2 (на груз. яз.); он же. То же. 2003 (на груз. яз.); Чумбуридзе Т. Предисловие// Тархнишвили М. Письма: Сб./Сост., исслед.: Т. Чумбуридзе. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); Безарашвили К. Ефрем Мцире: Эллиноплиты и греч.-груз. стихосложение//Филол. изыскания. Тбилиси, 1995. Вып. 2. С. 289-344 (на груз. яз.); Хевсуриани Л., Долакидзе М. К датированию лекционария Кали//Там же. С. 64-80 (на груз. яз.); Накудашвили Н. Структура гимнографического текста. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Силагадзе А. Древнегруз. стихи и проблема древнейшей ступени груз. поэзии. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Сулава Н. Филипп Бетлеми//Лит. изыскания. Тбилиси, 1998. Вып. 19. С. 90-103 (на груз. яз.); она же. Иоанн-Зосим - автор «Кебаи»//Мцигнобари (Друзья памятников культуры). Тбилиси, 2000. С. 145-156 (на груз. яз.); она же. Груз. гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 69-111 (на груз. яз.); она же. Груз. гимнография: Традиция и поэтика. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Силогава В. Вокруг стиха Борены//Литературули Сакартвело (Лит. Грузия). Тбилиси, 1999. 15-22 янв. (на груз. яз.); Хевсуриани Л., Джгамая Л. Об одном списке Великого Иадгари X в.//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1999. Вып. 18. С. 30-59 (на груз. яз.). Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт

http://pravenc.ru/text/389545.html

Изд.: Моамбе (Вестник). Тбилиси, 1959-. Вып. 1-. (на груз. яз.); Памятники древнегруз. агиогр. лит-ры. Тбилиси, 1963-1980. 6 т. (на груз. яз.); Палеографические разыскания. Тбилиси, 1965-. Вып. 1-. (на груз. яз.); Филологические разыскания. Тбилиси, 1964-. Вып. 1-. (на груз. яз.); Древнейшие редакции «Шестоднева» свт. Василия Кесарийского и толкования «Об устроении человека» свт. Григория Нисского/Ред.: И. Абуладзе. Тбилиси, 1964 (на груз. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении, 786-925 гг./Арм. текст, груз. пер., исслед., указ.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Древнегруз. переводы средневек. новелл. 1966. 2 т. (на груз. яз.); Шота Руставели: Ист.-филол. разыскания. Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Мравалтави (Многоглав): Ист.-филол. разыскания. Тбилиси, 1971-. Вып. 1-. (на груз. яз.); Евфимий Святогорец, прп. Малый Номоканон/Ред.: Е. Гаунашвили. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Великий Номоканон/Изд.: Э. Габидзашвили. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Мат-лы по истории Юж. Грузии XIII-XV вв./Сост.: К. Шарашидзе. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Груз. ист. док-ты X-XIII вв./Сост.: Т. Энукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984 (на груз. яз.); Письменные памятники Сванети/Сост.: В. Силогава. Тбилиси, 1986-1988. 2 т. (на груз. яз.); Гулани: Филол.-ист. исслед./Ред.: М. Мамацашвили. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Кларджетский Многоглав/Ред.: Т. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1991. (ПДГП; 12) (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв./Сост.: Д. Клдиашвили, Г. Отхмезури и др. 1991-2007. 4 т. (на груз. яз.); Памятник албанской письменности на Синайской горе и его значение для кавказоведения/Сост.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Афонский Многоглав/Ред.: М. Майсурадзе, М. Мамулашвили, А. Гамбашидзе. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Словарь-симфония памятников древнегруз. агиогр. лит-ры/Сост.: Н. Гогуадзе. 2005-2007. 2 т. (на груз. яз.); Габидзашвили. Энцикл. словарь ГПЦ. 2007 (на груз. яз.). Лит.: Жордания Г. Основание Кавказского музея: Из истории Гос.

http://pravenc.ru/text/468825.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010