Чины поставления во диакониссы. Древнейший чин поставления во диакониссы содержится в «Апостольских постановлениях». Диаконисса поставляется через возложение рук епископа, в присутствии пресвитеров, диаконов и других диаконисс — т. е., аналогично хиротонии диакона и не так, как поставляются иподиакон и чтец, хиротесуемые епископом независимо от присутствия других клириков, а также исповедник, дева, вдовица и экзорцист, поставляемые без возложения руки епископа. В молитве на поставление диакониссы приводятся имена нескольких ветхозаветных пророчиц и Божией Матери и содержится прошение о ниспослании Святого Духа на поставляемую и об очищении ее от всякой скверны (Const. Ap. VIII 19–20). Древний грузинский чин поставления во диакониссы, восходящий к традициям древнего иерусалимского богослужения, сохранился в рукописи Кекел. А 86, X–XI вв. ( Кекелидзе . 1912; ср.: Кекелидзе . Литургические груз. памятники. С. 24, 128). Поставление во диакониссы, как и поставление в диаконы, включает в себя три молитвы: 1-я напоминает молитву из «Апостольских постановлений»; 2-я известна также по восточно-сирийскому чину поставления во диакониссы Д. ( Denzinger . 1864. P. 261; Bradshaw . 1990. P. 162) и единичным армянским рукописям (Ibid. P. 91); 3-я — та же, что 1-я молитва поставления в диаконы согласно мелькитскому Евхологию Brit. Lib. Or. 4941, XII–XIII вв. (см.: Brakmann . 2004. S. 116–119). В византийских рукописях чин поставления во диакониссы (см.: Morinus . 1655; Goar . Εχολγιον. P. 218–219; Дмитриевский . Описание. 1901. С. 16, 346–347, 996; Неселовский . 1906; Θεοδρου. 1954; Vagaggini . 1974; Пентковский . 2002; Арранц . 2003) вполне соответствует чину поставления в диаконы: — после окончания анафоры (т. е. в тот же момент литургии, когда рукополагается и диакон) поставляемую вводят в алтарь и подводят к архиерею, — архиерей возглашает текст формулы Θεα χρις ( Божественная благодать… — древняя официальная формула документа о состоявшейся хиротонии; см. о ней: Botte . 1957; Пентковский . 2002. С. 127–130),

http://pravmir.ru/diakonissa/

В Общественной палате предложили ввести уроки психологии для 3-классников 10 февраля, 2014. Новостная служба Идею ввести в школах психологию поддержал и директор государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского Зураб Кекелидзе 10 февраля, ПРАВМИР. Общественная палата намерена обратиться в Совет безопасности, чтобы он выработал ряд поручений для Министерства образования, правоохранительных органов и для ЧОПов.  Об этом «Русской службе новостей» рассказал член Общественной палаты Анатолий Кучерена после заседания, посвященного проблеме безопасности в школах.  «Нужно собрать большую комиссию из представителей разных госорганов и обсудить проблему безопасности в школе, разработать регламент действий и подготовить соответствующие документы», — заявил он. Регламент установит, какие службы и с помощью каких систем будут охранять школу. Кроме этого, прозвучало предложение ввести в школах уроки психологии для учащихся 3 класса. Навыкам психологии и психиатрии обучат школьных врачей. Учителя должны будут проводить воспитательную работу с детьми. Идею ввести в школах психологию поддержал и  директор государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского Зураб Кекелидзе, передает РИА Новости. Он также считает, что в  школах нужно вводить урок психологии с третьего класса. Сейчас в школах в РФ нет отдельного предмета «психология». «С третьего класса в школе обязательно преподавание предмета психологии… Именно потому, что уже с четвертого класса детям предлагают алкоголь и наркотики. Если в школе преподается психология, то важнейшее значение должно придаваться переходному периоду», — сказал он на специальном заседании комиссии Общественной палаты по безопасности, созванном после стрельбы в столичной школе 263. Кроме того, по мнению специалиста, осмотр ребенка психиатром необходимо проводить уже с грудного возраста, а в детских садах обязательно ввести должность психолога. В свою очередь уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович отметил, что подростки часто оказываются вне внимания родителей, школы, им не с кем обсудить свои проблемы, что приводит к различным эмоциональным срывам.

http://pravmir.ru/v-obshhestvennoj-palat...

— Что такое «ритуальная психиатрия»? Я знаю, что вы ввели в обиход этот термин. — Не только я, это совместный термин. В 2003 году в республике Саха-Якутия сгорела средняя школа, погибло 19 детей. Мы туда вылетели: Зураб Ильич Кекелидзе, Светлана Вячеславовна Шпорт и я. Оказывали помощь родственникам, ходили по дворам, разговаривали с семьями, кого-то успокаивали, кому-то выписывали лекарства. Присутствовали при опознании и на похоронах. У якутов особая ментальность, они в большинстве своем язычники. И вот они в гробики с детьми — вернее, в мешки, потому что это были все-таки фрагменты тел, — клали игрушки, ботиночки, какой-нибудь самолетик. Отправляли ребенка в другой мир со всем необходимым, что может понадобиться. Кому-то положили школьный рюкзачок — он до сих пор стоит у меня перед глазами. И вот тогда Света Шпорт, которая сейчас возглавляет НИИ психиатрии, говорит: «Зураб Ильич, Глеб, это какой-то ритуал». «А мы и занимаемся ритуальной психиатрией», — ответил нам профессор Кекелидзе.  Год спустя, на одном международном конгрессе, этот термин озвучила академик Татьяна Борисовна Дмитриева.   — В чем суть такой психиатрии — привлечение определенного ритуала, который облегчает человеку состояние, придает смысл происходящему? Положил в гроб детские ботиночки — и значит, жизнь продолжается, только иная, загробная? — И человеку становится легче. Но здесь есть оборотная сторона. Меня поразило, что на похоронах детей женщины почти не плакали. В Беслане, например, все было совсем иначе. Там рыдали, завывали, рвали на себе волосы. Тоже традиция, только другая. В Якутии — ни слезинки. Оказывается, шаман сказал всем матерям: «Ваши слезы превратятся в реки, и эти реки вымоют ваших детей из земли». Была дана такая ритуальная установка: не плакать. — Почему? Слезы же облегчают. — Мы с шаманом спорить не стали. Хотя эмоции и вправду запирать нельзя. Хочется плакать — плачьте. Хочется хохотать — хохочите.  Два года подряд мы ездили в Якутию, оценивали состояние этих семей. И заметили, что у кого-то обострилась язвенная болезнь, у кого-то пиелонефрит, начались артриты, артрозы, гипертония — все это мы отметили и описали. Один из наших молодых сотрудников позже провел большую научную работу на тему «Стресс и психосоматика».   

http://pravmir.ru/v-nord-oste-ya-sebya-p...

« Подросток в это время переживает возрастной кризис , - объясняет руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Центра Сербского Борис Положий. - Из ребенка вылупляется взрослый человек. Все это сопровождается самокопанием, недовольством собой и другими, поиском ответов на вечные вопросы «Кто я? Что могу?». К тому же большинство молодых людей романтизируют смерть. Для них это просто иной способ существования. А современные родители заняты зарабатыванием денег и разучились слушать своих детей, разговаривать с ними. Общение часто строится либо на принципах авторитаризма по системе начальник-подчиненный, либо ребенка просто не замечают - он растет, как сорняк. И посоветоваться о проблемах ему не с кем. » По идее должен быть симметричный ответ со стороны профильных государственных служб. Ещё в 2011 году исполняющий обязанности директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, руководитель центра медико-психологической помощи при чрезвычайных ситуациях Зураб Ильич Кекелидзе говорил в интервью журналистам, что «приходится работать и работать в этом направлении, так как критический уровень [суицидов] еще выше нормы ». Тогда он заявил, что необходимо ввести в школах всеобщее психологическое образование и преподавание психологии. « С нашим предложением согласились в министерстве образования и науки РФ, а также с нами согласились учителя, которые высказали мнение, что психологию нужно преподавать с первого по 11 класс и должна включаться в сетку расписания », - сказал профессор Кекелидзе, добавив, что разрабатываются учебники по психологии для разных классов. С тех пор прошло 6 лет, воз и ныне там. « Причинами суицидов в большинстве случаев становятся конфликты со сверстниками и друзьями, неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации, бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями, боязнь ЕГЭ и низкий уровень сдачи ЕГЭ », - отмечал в интервью тому же изданию в свою бытность в статусе Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пресс-конференция, приуроченная к Международному дню борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом 30.06.2015 491 Время на чтение 12 минут 26 июня 2015 года в пресс-центре МИА " Россия сегодня " состоялась пресс-конференция председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова и генерального директора ФГБУ " ФМИЦПН им. В.П. Сербского " Минздрава России Зураба Кекелидзе, приуроченная к Международному дню борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Участники пресс-конференции обсудили механизмы повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков, пути реализации государственной антинаркотической политики, а также формирование национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в Российской Федерации. В. П. Иванов, председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России: В России стало хорошей традицией отмечать международный день борьбы со злоупотреблением наркотиками - 26 июня, и использовать его для целей мобилизации общества и государства для борьбы с наркотиками. Перед тем как начать пресс-конференцию, я хотел бы обратить внимание на два момента, которые обычно упускаются из вида. Первое - это то, что воздействие наркотиков на организм человека воспринимается как сугубо медицинская, наркологическая проблема. На самом деле анализ мировой медицинской практики, мировых подходов вообще показывает, что эта проблема в большей степени психиатрическая. Она связана с тем, что употребление психоактивных веществ ведет к неизбежному изменению поведенческих характеристик человека. При этом они настолько велики, что препятствуют личностному функционированию и выполнению социальной роли личности. Это происходит под воздействием психоактивных веществ. Поэтому методики, связанные с социальной коррекцией поведения, общесоциальными практиками крайне важны в реализации задач освобождения от наркотической зависимости. К слову говоря, именно об этом неделю назад говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на Президиуме Государственного Совета. Он прямо акцентировал, что одними медицинскими мерами проблему наркомании, освобождения от наркозависимости не решить. Нужны социальные практики, нужна реабилитация. Именно поэтому сегодня здесь присутствует профессор Зураб Ильич Кекелидзе, руководитель института им. Сербского. Кстати сказать, Сербский был выдающимся российским психиатром, разработавшим вопросы социальной коррекции поведения личности в психиатрии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

О. Кекелидзе я поставил три возражения 57 . 1) Р[у]к[о]п[ись] 86 Тифл[исского] муз[ея] автор относит к концу X в., а основания для определения такого почтенного возраста ее недостаточны. Особенно выдается своею неосновательностью указание на мнимую (по моему мнению) «близость» р[у]к[о]п[иси] к мессинскому тексту Литургии Иакова: автор не произвел надлежащего сравнения между ними. – Р[у]к[о]п[ись] 11 Публ[ичной] биб[лиотеки] относится им к IX в., а материал к более древнему времени. Я оспаривал это положение гл[авным] обр[азом] на основании множества канонов, содержащихся в р[у]к[о]п[иси]. Кроме того, я склонен думать, что она не имеет (Л. 25) особенного значения, так как, несомненно, сделана в[есьма] небрежно, что доказывается пропусками таких памятей в Синаксаре, в существовании коих в VIII в. не может быть никакого сомнения. 2) Избранный автором метод научного объяснения богослужебных особенностей Груз[инской] Церкви через сравнение текста изучаемых им р[у]к[о]п[исей] с Вашим описанием не дал вполне удовлетворительных] результатов, п[отому] ч[то] автором неосновательно исключены из поля наблюдения богосл[ужебные] чины армян, коптов, сирийцев (то же я нашел и в Вашей рецензии). В подтверждение этой мысли я привел несколько примеров. 3) История цер[ковного] Устава Груз[инской] Церкви составлена так сбивчиво, что не дает отчетливого представления о действительном положении. Автор постоянно путает Уставы монастырские и патриаршие и о Вели (об.) ком Синаксаре Мтацминдели высказывает суждение, не обоснованное надлежащим образом, что этот синаксарь есть ктиторский типикон: есть данные в пользу того, что это типикон смешанный, сводный, составленный не для афонской Иверской обители 58 . Как видите, о. Кекелидзе я предложил такие возражения, при опровержении коих он мог бы блестяще выступить во всеоружии специалиста в грузинологии. Но он почему-то пощадил меня и очень слабо защищался против моих вылазок. Алексей Афанасьевич, Вы, конечно, не забыли, как убеждали меня совершить паломничество в Палестину, и как обещали исхлопотать мне даровой проезд туда и обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Значительная часть груз. рукописного наследия погибла в результате катаклизмов средневек. истории Грузии и позднее из-за халатного отношения к рукописям. Представителями передовой груз. интеллигенции с целью сохранения груз. культурных ценностей были созданы Общество распространения грамотности среди грузин (1879), Церковный музей (1888) и Историко-этнографическое об-во (1907), занимавшиеся поиском, хранением и изучением уцелевших в церквах, мон-рях и хранящихся у населения памятников материальной и письменной культуры. Для обеспечения лучших условий хранения коллекции всех 3 орг-ций в 1929-1930 гг. были переданы в Государственный музей истории Грузии (ГМИГ), где в 1930 г. был сформирован Отдел рукописей. Рукописям фонда Церковного музея была присвоена литера А, Историко-этнографического об-ва - Н, Об-ва распространения грамотности - S. Для новых поступлений был создан фонд Q. В дальнейшем из каждого фонда были выделены исторические документы, к-рым присвоили литеру d (Ad, Hd, Sd и Qd). Рукописи и исторические документы на иностранных языках (греч., арм., лат., рус., араб., персид., тур., сир., евр., эфиоп., нем., франц., польск., англ. и монг.) были собраны в Восточный фонд и обозначены соответствующими расширениями шифров (Ar., Р., Tur., Arm., Gr., Ros. и др.). Рукописи Каджарской коллекции фонда обозначены литерой K, памятники среднеазиат. происхождения - AC, найденные на территории Грузии - L. Личные архивы грузинских, русских и иностранных гос. общественных деятелей, писателей и ученых XIX - нач. XX в. стали базой архивного собрания. Также был создан фонд микро- и фотопленок, где хранятся микро- и фотокопии фондов др. груз. музеев и архивов, а также груз. материалов зарубежных книгохранилищ. Сегодня собрание составляют фотокопии почти всех коллекций груз. рукописей, хранящихся за рубежом. Создан фонд электронных версий рукописей. В 1958 г. на базе Отдела рукописей ГМИГ по инициативе акад. И. В. Абуладзе был образован ИР, с 1962 г. носящий имя акад. прот. К. Кекелидзе . Отдельное здание в городке АН Грузинской ССР ин-т получил в 1965 г. Первым директором стал Абуладзе (1958-1966), затем ИР руководили акад. Е. П. Метревели (1966-1988), акад. З. Н. Алексидзе (1988-2006), с 2006 г. ИР возглавляет проф. Б. К. Кудава.

http://pravenc.ru/text/468825.html

Груз. царь Арчил II представил свою полемику с Теймуразом в соч. «Прения Теймураза и Руставели», в к-ром «сказочности» и надуманности груз. поэзии, попавшей под влияние персид. лит-ры, противопоставил основанную на реализме новую лит. традицию. Лит. и общественные взгляды Арчила являлись прогрессивными для того времени; он первым в истории груз. лит-ры поставил вопрос о социальном неравенстве и выступил в защиту крестьянства. Его современник Иосиф Тбилели создал эпическую поэму «Дидмоуравиани», посвященную Георгию Саакадзе (Великому Моурави). Груз. поэты XVI-XVII вв. использовали классические размеры груз. стиха - 16-сложный шаири и 20-сложный чахрухаули. Автопортрет Давида Гурамишвили из сб. «Давитиани». 1787 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Автопортрет Давида Гурамишвили из сб. «Давитиани». 1787 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) «Мудрость вымысла» Сулхан-Сабы (Орбелиани) (1658-1725), сборник басен, притч и коротких новелл, объединенных общей фабулой, отражает представления автора о просвещении, образовании, духовном и физическом воспитании молодого поколения; автор обличает пороки общества и фарисейство. Поэма «Бедствия Грузии» поэта-гуманиста Давида Гурамишвили (1705-1792) выдержана в эпическом плане и проникнута глубоким лиризмом. Его автобиографический сб. «Давитиани» (1787) состоит из 2 поэм и лирических стихов и является энциклопедией общественной жизни груз. народа. Действие его поэмы «Пастух Кацвия» (Веселая весна) развивается на Украине, где поэт провел последние годы жизни. Большая часть лирических стихов Гурамишвили написана в песенном жанре по мотивам народных романсов. Гурамишвили был хорошо знаком с груз. богословской лит-рой, в его произведениях широко представлены библейские и евангельские сюжеты, груз., рус., укр., отчасти польск. фольклор, его лирика изобилует украинизмами. Груз. царю-просветителю Вахтангу VI принадлежат переводы вост. лит. памятников «Калила и Димна» и «Амир-насариани», оригинальные элегии, лирические стихотворения и проникнутые духом высокой христ. морали поэмы.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Jacob, 1968a. P. 110–111. 178 См.: Jacob, 1966b. P. 20–22 (4–6), здесь же и публикация текста; см. также: Parenti, Velkovska, 2000. P. 240. 179 Публикации греческого текста молитвы по другим рукописям: Дмитриевский, 1895–1917. Т. 2. С. 7; Орлов, 1909. С. 306 и Jacob, 1972 b . P. 123 15). 181 См.: Кекелидзе, 1908. С. 154. ЛВВ в грузинских рукописях XI–XVIII вв. обычно имеет собственную (иную) заамвонную молитву, см.: Кекелидзе, 1908. С. 98, 194, 207, 219. Груз. текст: Tarchnišvili, 1950. P. 91. 183 Идея о прямом заимствовании материала восточных литургий уже на славянской почве (высказанная, напр., в: Слуцкий, 2006) представляется нам ошибочной – во-первых, по причине высокой степени гипотетичности любых предположений, основанных на идее о прямой зависимости славянского богослужения от палестинской (и тем более египетской) традиции (по вопросу о связях славянской книжности с Палестиной см.: Сперанский, 1927); во-вторых, по причине полного отсутствия переводов самих литургий ап. Иакова и ап. Марка в ранней славянской книжности. Предположение же о непрямом заимствовании восточного материала – через посредство некой утраченной греческой традиции, в которой этот материал использовался в формулярах ЛВВ и ЛИЗ так же, как и в древнерусских рукописях, – является вполне естественным. 190 Текст приводится по PG. 36. Col. 700 (где молитва, в свою очередь, перепечатана из издания Евсевия Ренодота, для которого тот воспользовался созданной в коптской среде греческой рукописью Paris. gr. 325, XIV в.; по утверждению Ренодота (см.: ibid.), в коптских и греко-арабской рукописях этой литургии молитва ему не встречалась). В основе этой молитвы, как считает А. Жакоб (Jacob, 1968 a . P. 178; на то же указывал уже Е. Ренодот: PG. 36. Col. 700), и лежит молитва литургии ап. Иакова Δσποτα ζωοποι κα τν γαθν χορηγ. 191 Инципит молитвы в рукописях несколько варьируется – напр., после Влко может прибавляться ги ; и др. 193 Впрочем, и в славянской традиции известен пример замены обычной молитвы малого входа (но не на рассматриваемую здесь, а на иную молитву) – он встречается в сравнительно поздней рукописи, РНБ. Coф. 603, XVI в.; см.: Орлов, 1909. С. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

?????? ????? ??????? ??? ??????? ???????????, ????? ??? ?????, ??? ????????????? ?? ?????? ????????????? ???????? ????????? ????? ??? ?????????? ???????? II. ????? ????? ?????????? ???????? ???? ? ?????????? ??? ?????? ????????? ???????, ????????????? ???, ??? ??????????? ????? ?????? ????????? ? ?????? ? ??????, ? ????????? ?????? ????????? ??????? ??????. ??? ????? ?? ????? ???????, ?? ??????????? ? ?????? ???? ???????? ???? ? ?????? ? ? ???? ???? ? ?????????????? ?????. ?????? ?????????????? ??????????? ?????????? ???????? ?? ??????? ???????????? ?????? ? ???????????? ?????????????? ??????????, ????? ?????????? ???????? ???? ?? ????????????? ? ????????????????. ?????? ?????? ? ?????????? ? ?????? ??? ????????? ????????? ?????? ????? ????????? ?? ?????????? ?? ?????????? ?????? ??????. ??? ????? ???????? ?????????? ???????? ?????? ???? ?????????????, ??? ????????? ??????? ? ?????????? ????????, ??????? ????? ??????????????? ??? ????????????? ?????? ?????? ? ??????? ???????????. ????????????? ?????? ?? ??????? ?????? ? ????? ??????, ?????? ? ???? ? ????????? ? ??????? ????? ?? ????????? ??????? ? ??????? ??????? ???????-??????????? ???????????? ? ?????? XVI-XVII ????????. Иеродиакон Давид Сарсания ???????.Ru 4 ????? 2005 ???? Примечания: Ф.Жордания. Хроники и другие материалы для истории и письменности Грузии. Книга II-я. Тифлис, 1897. С.342-343. (на грузинском языке). Грузинские Католикосы-Патриархи. Тбилиси, 2000. С.139-140. (на грузинском языке). Там же. С.140. Б.Ломинадзе. Каноны, принятые соборами Абхазского Католикосата. Вестник Гелатской Академии Наук. Кутаиси, 1996, (на грузинском языке). Ф.Жордания…Цит. соч. С.468. Царевич Вахушти. История Имеретии. Жизнь Грузии. СПб., 1854. Ч.2. С.30. Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией. Тифлис, 1866. Т.1. С.52-53. К.Кекелидзе. История грузинской литературы. Тбилиси, 1960. Т.2. С.30-31. (на грузинском языке). Грузинские Католикосы-Патриархи…Цит. соч. С.158. Д.Пурцеладзе. Грузинские церковные гуджары (грамоты). Тифлис, 1881. С.137-139. Акты…Цит. соч. Т.1. С.29. Д.Пурцеладзе…Цит. соч. Гуджар от 1761 года. С.141. Там же. Гуджар от 1777 года. С.152-153. К.Кекелидзе…Цит. соч. С.132. А.Хаханашвили. Крепостное право в Грузии до присоединения к России. Кутаиси, 1910. С.63. (на грузинском языке).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010