Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», Е. Лаврентьев Рождественский монастырь, кафедральный, близ Калуги, на реке Ячейке. Основан в половине XVI века. В соборе почивают под спудом мощи преподобного Лаврентия (см. 10 августа); над ними медная высеребрянная рака. Ежегодно 18 июля бывает крестный ход из монастыря кругом Калуги в память избавления от холеры, а в память дня преставления преподобного Лаврентия совершается крестный ход из Калуги в монастырь. При монастыре школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Согласно преданию, Свято-Лаврентьев монастырь был основан на месте деревянного храма в честь Рождества Христова, известного с XV в. и находившегося в нескольких километрах к северо-западу от г. Калуги на левом берегу р. Яченки. Этот храм посещал праведный Лаврентий Калужский. В настоящее время территория монастыря входит в черту города. Сведения о зарождении монастыря относятся ко времени кончины праведного Лаврентия. По желанию князя Симеона на месте подвигов Святого возникла иноческая обитель, которая сначала называлась Рождественской, а затем Лаврентьевской. Первый игумен обители Серапион упоминался в 1564 г. История Лаврентьева монастыря была тесно связана с историей г. Калуги в Смутное время. В 1610 г. в стенах обители укрылся Лжедмитрий II, бежавший в Калугу из Тушинского лагеря. В октябре 1617 г. около монастыря произошло сражение русских войск под командованием князя Пожарского с армией польского короля Сигизмунда, и тогда обитель была разорена. Монастырь начал восстанавливаться только после 1622 г. С 1708 г. он возглавлялся архимандритом. С 1732 г. внутри обители велось каменное строительство. По учрежденным в 1764 г. духовным штатам Свято-Лаврентьев монастырь был причислен к третьему классу и имел настоятеля, 11 монахов, вольного писца и 8 служителей. В 1776 г. по благословению митрополита Московского Платона (Левшина) в монастыре расположилась вновь учрежденная духовная семинария. Тогда же к настоятельским кельям был пристроен семинарский корпус. Семинария располагалась здесь до 1800 г. С открытием в 1799 г. Калужской епархии Лаврентьев монастырь стал летней архиерейской резиденцией.

http://sobory.ru/article/?object=02530

Тогда-то и возникла идея о переезде в Латвию, чтобы там стать священником. Духовник Почаевской лавры архимандрит Алфей (Романюк) в июле 1980 года в своем письме митрополиту Рижскому и Латвийскому Леониду (Полякову) писал о Викторе как о глубоко верующем христианине, который «всегда был на молитве, исповедовался и причащался святых Христовых таин». А уже 31 августа за Божественной литургией в рижском кафедральном Свято-Троицком соборе он был рукоположен митрополитом Леонидом в сан диакона, а через неделю (7 сентября) — в сан иерея к храму Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в городе Тукумсе. В том же году отец Виктор поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии (МДС), в которой учился по 1986 год. В характеристике, выданной для поступления в МДС, говорилось, что он на «должности настоятеля Никольской церкви в Тукумсе зарекомендовал себя только с положительной стороны. Благочестивый, смиренный, ревностно трудится на своем приходе, требователен к себе и к своим прихожанам, хороший, инициативный настоятель. Пользуется заслуженной любовью своих прихожан и духовенства епархии». 12 февраля 1982 года, согласно прошению, иерей Виктор Мамонтов был пострижен в мантию с наречением имени Виктор в честь мученика Виктора. В том же году с 1 апреля отец Виктор был освобожден от должности настоятеля храма в Тукумсе и назначен настоятелем церкви Преподобной Евфросинии Полоцкой в Карсаве. За ним также закрепили еще несколько приходов: Свято-Троицкий в деревне Голышево, Покровский в деревне Пудиново и Великомученика Димитрия Солунского в Квитайне. 19 февраля 1985 года иеромонах Виктор возведен в сан игумена. К -Рождеству Христову 1987 года — в сан архимандрита. С конца 1980-х до начала 2000-х эти годы стали наиболее плодотворными в плане общественного служения отца Виктора. В этот период он много путешествует, пишет книги и статьи, участвует в конференциях, а также принимает многочисленных гостей в Карсаве — в небольшом деревянном храме Преподобной Евфросинии Полоцкой, переоборудованном из священнического дома. Отец Виктор очень любил свой храм. Он с радостью рассказывал и о его куполах, крытых лемехом (тогда в Латвии это были единственные подобные купола, изготовленные по старинной русской технологии), и о его внутреннем убранстве с резными колоннами и новым иконостасом в старинном стиле. Мечтал отец Виктор и о строительстве нового храма, но… не довелось.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

У кого-то денег просто нет по самым разным причинам, одна из которых — недоступность кредитных карт. Кроме того, закрыты или разворованы почти все супермаркеты. Для многих семей обозначилась перспектива голода.  В этой ситуации люди спонтанно выбрали самую надежную стратегию выживания — человечность. Скажем, покупая картошку, никто не берет более пяти килограммов, заботясь обо всех, кто ждет своей очереди. Где-то продавцы предложили взять продукты даром, говоря тем, у кого нет купюр: «Потом вернете. А то можете и вовсе не отдавать, не переживайте». Где-то организовали волонтерскую раздачу лепешек. Необходимо подчеркнуть, что прибывшие войска ОДКБ внесли свой вклад в стабилизацию обстановки. Десантники взяли под контроль аэропорт и прилегающие территории, были восстановлены авиасообщения с другими регионами. Сейчас идет работа по возобновлению регулярных рейсов. Местные жители воспринимают это с благодарностью, понимая, что тем самым казахстанские подразделения могут сконцентрировать внимание на наведении порядка в самом городе и окрестностях. К счастью, конфликт не перекинулся на межнациональные и межрелигиозные отношения. Никакого негатива в отношении каких-либо национальностей или верующих не наблюдается.  К сожалению, есть жертвы. Среди них и этнические казахи (большинство), и русские, и представители других национальностей. Мы молимся об их упокоении. Многие из них выполняли свой долг до конца, защищая город и его жителей от расправы. Надо отметить, что все эти дни духовенство, певчие и алтарники также были при исполнении, ибо, добираясь до храмов, подвергались угрозам, проходили досмотры, а иногда и были вынуждены оставаться дома из-за обстоятельств непреодолимой силы. Утром в день Рождества Христова митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе и обратился к верующим со словами поддержки и утешения. В это воскресенье богослужения также были совершены в храмах Алма-Аты. На каждой литургии митрополит Александр, духовенство и верующие особо молятся о том, чтобы Господь благословил миром казахстанскую землю и больше не было никаких жертв и потрясений.

http://pravmir.ru/produkty-dayut-besplat...

Указом имп. Елизаветы Петровны от 15 марта 1748 г. И. был назначен епископом Белгородским и Обоянским. В ее присутствии 2 июня того же года в Петропавловском соборе в С.-Петербурге состоялась хиротония И., к-рую возглавил Псковский архиеп. Симон (Тодорский) . 6 авг. И. прибыл на кафедру. Церковное хозяйство в обширной Белгородской епархии находилось в полуразрушенном состоянии. Для более эффективного управления епархией И. реорганизовал ее адм. органы. На местах, в протопопиях, открывали духовные правления, в составе к-рых помимо протоиерея были также проповедник (место проповедника мог занимать 2-й священник) и священник. Указ святителя от 3 авг. 1749 г. предписывал разработать для каждого духовного правления инструкцию. Одновременно И. обратился в Святейший Синод с просьбой о выделении 7 тыс. р. на благоустройство кафедрального Свято-Троицкого собора в Белгороде и архиерейского дома, т. е. на продолжение работ, начатых, но не завершенных предшественником святителя митр. Антонием (Черновским) . Также И. просил Синод о содействии в пополнении соборной ризницы, находившейся в «крайней скудости и ветхости». Не дожидаясь ответа, И. направил для сбора пожертвований по городам епархии эконома белгородского Николаевского мон-ря иером. Пахомия. Собранные пожертвования и присланные Синодом казенные средства пошли на возведение и покрытие железом каменных приделов Троицкого собора, на обновление его иконостаса. Литейщику из Полтавы Андрею Дубенскому было заказано 2 колокола для соборной звонницы. И. одобрил образец для отливки на колоколах изображения Живоначальной Троицы и портрета имп. Елизаветы Петровны. На среднем ярусе большого колокола была помещена надпись: «...от Рождества Христова 1752 г. вылит сей колокол иждивением Преосвященнейшего Иоасафа Горленко епископа Белоградского и Обоянского к кафедральной Троицкой церкви...» Этот колокол находился на соборной звоннице до закрытия храма 22 авг. 1923 г. В 1750 г. в домовой архиерейской церкви был установлен новый иконостас.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Храм был перестроен и расширен в 1857–1860 гг. на средства купца Н. В. Терликова. В 1867–1870 гг. на средства купцов Дорогутиных и все того же купца Н. В. Терликова «приведен в настоящий вид». Композиция церкви решена с учетом пространственного взаимодействия. Зданию свойственны особая компактность, центричность. На ее массивном кубе красуется традиционная группа из пяти куполов. Стоящая отдельно колокольня была построена в стиле ампир в 1849 г. по проекту губернского архитектора И. Ф. Львова. Колокольня двухъярусная, с тонким шпилем. Увенчана небольшой головкой с крестом, сохраняет четкие и строгие формы архитектуры первой четверти XIX века. В 1929 г. были сняты кресты и разобран иконостас. В 1962 г. церковь закрыта для службы и стала использоваться как мебельный склад Кашинторга и клуб ПМК (подростково-молодёжный клуб). После реставрации в 1993 г. храм открыт для службы и является кафедральным собором города. 25 июня 1993 г. в день памяти святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской торжественно, с прохождением крестного хода по городу, рака с мощами Анны Кашинской перенесена в Вознесенский храм из церкви Рождества Христова на Горе, куда была помещена в 1986 г. Частицы мощей Святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской в настоящее время находятся во всех церквях Кашина. Также в соборе находятся: частица мощей святого преподобного Макария Калязинского; икона с частицей мощей святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; под главным престолом находится частица мощей преподобной мученицы Елизаветы Феодоровны Романовой. www.worldwalk.info Построена в 1799 г. Престола три: в холодной Вознесения Господня, в теплой: правый Воздвижения Креста Господня, левый святой мученицы Параскевы. Приписные часовни: Всех Тверских Святых, г. Кашин, подалтарная часть Воскресенского собора. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, д. Осипово, Кашинский р. Казанская, д. Задово, Кашинский р. Источник: сайт Тверской епархии С мощным пятиглавием Воскресенского собора перекликается через реку пятиглавие поменьше, вместе они играют в панораме Кашина доминирующую роль, указывая на центральную часть старинного городка.

http://sobory.ru/article/?object=00483

— Эта великая святыня Православия, как известно, в этом году посетила Митрополичий округ, который Вы сейчас возглавляете. — По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с согласия митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк доставил ковчег с честными мощами алапаевских преподобномучениц в Южную столицу Казахстана — Алма-Аты — в Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря. В епархиях Православной Церкви Казахстана святыня находилась с 10 января по 26 февраля 2012 года. Ей поклонилось свыше 165 тысяч православных верующих Астаны, Алма-Аты, Уральска, Атырау, Костаная, Рудного, Петропавловска, Булаева, Кокшетау, Атбасара, Семипалатинска, Усть-Каменогорска, Павлодара, Экибастуза, Караганды, Шахтинска, Чимкента и Тараза. Последние четыре дня святыня находилось в Вознесенском кафедральном соборе. — Владыка, мощи святых преподобномучениц впервые привозили в Казахстан? — Нет, впервые столь значимое событие в духовной жизни Казахстана произошло в 2005 году (и также в Рождественские дни) при моем предшественнике — митрополите Астанайском и Алматинском Мефодии, ныне митрополите Пермском и Соликамском . Десятки тысяч верующих съезжались со всей страны с 11 по 13 января в Вознесенский кафедральный собор Алма-Аты, где, несмотря на январские морозы, выстаивали многочасовые очереди, чтобы приложиться к цельбоносным мощам алапаевских страдалиц. Священнослужители совершали молебные пения с акафистами. Поток людей не прекращался ни днем, ни ночью. Многие шли семьями, часто с детьми. Сотрудники епархии и духовенство собора до сих пор вспоминают воодушевление и искреннюю радость многочисленных паломников, заполнивших не только соборную площадь, но и улицы парка 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев. — Почему Вы решили привезти святые мощи во второй раз? — В 2005 году возможность совершить молитвенное поклонение мощам преподобномучениц Елисаветы и Варвары была ограничена нехваткой времени и дальностью расстояний — ковчег со святыней побывал в одном-единственном городе — в Алма-Ате и всего лишь три дня. В этом году утешение и поддержку от чудотворных мощей угодниц Божиих смогли получить верующие всех епархий Митрополичьего округа. В одном из постановлений VII Вселенского собора говорится о том, что Господь Наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. На пути к духовной жизни нам нужна помощь, молитвенное заступничество святых. Обращаясь к ним, мы испрашиваем благословения, исцеления духовных и телесных недугов, крепости в несении жизненного креста. Тот, кто стяжал в своей жизни благодать Святого Духа, изольет свою милость и на нас, приблизит нас к Богу. Молитвенное общение со святыми — потребность верующего сердца.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2564224...

Эти высказывания прозвучали на фоне того, что на позапрошлой неделе сорвался визит Папы Римского Иоанна Павла II в Ирак, на родину библейского праведника Авраама, несмотря на то, что этот визит широко рекламировался Ватиканом. Причиной срыва послужила резко негативная реакция руководства США на возможное посещение Ирака Папой. - " Православие 2000 " . ЕПАРХИИ ПОРТ-АРТУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ РЕСТАВРАЦИИ ВЕРНУЛАСЬ ВО ВЛАДИВОСТОК 29 декабря после длительной реставрации во Владивосток вернулась Порт-Артурская икона Божией Матери - покровительница пределов Дальней России. Четыре месяца назад икона была отправлена на реставрацию в мастерскую Московской Духовной Академии. Долгий кропотливый труд одного из лучших реставраторов известной в России мастерской позволил сохранить неповторимый облик иконы. Накануне в Покровском храме Московской Духовной Академии епископ Владивостокский и Приморский Вениамин совершил чин освящения обновленного образа. А 29 декабря, уже на богослужении во Владивостоке Владыка Вениамин обратился к пастве со словами: " Богородица пришла к нам в образе этой чудесной иконы. Так будем молиться Ей не только о защите дальневосточных земель, но и защите рубежей наших душ от всего темного и нечистого " . Икона помещаеся в Свято-Никольском кафедральном соборе Владивостока. - " Православие 2000 " . СВЯЩЕННИК-ПАРАШЮТИСТ НОВОСИБИРСКОЙ ЕПАРХИИ ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА ЮЖНЫЙ ПОЛЮС 1 января, в канун светлого праздника Рождества Христова, на Южный полюс отправляется международная парашютная экспедиция. В ее составе - ученые, специалисты, спортсмены из разных стран. Среди них и наш прославленный земляк - священник Новосибирской епархии отец Виктор. На его счету уже два благополучных приземления на Северный полюс, и вот теперь священник собирается совершить прыжок в самой южной точке планеты, чтобы водрузить там православный крест и отслужить молебен по случаю священного праздника и великого христианского юбилея. С собой отец Виктор возьмет и символ родного города - флаг Новосибирска. Его, с пожеланиями удачи и успехов, вручил священнику-парашютисту первый заместитель мэра Владимир Городецкий. " Пусть этот флаг, олицетворяющий наш славный Новосибирск, все лучшее, что есть в сибиряках, греет Вам душу и помогает в Вашей работе " , - сказал в напутствие Владимир Филиппович.

http://pravoslavie.ru/news/index01.htm

Я хотел бы особым образом обратиться к духовенству Сахалина. Пусть вам не кажется, что вы служите в далекой епархии. Это не далекая епархия — это епархия, очень близкая моему сердцу, потому что со всей очевидностью я понимаю, насколько важно именно здесь, на дальнем восточном порубежье, укрепление духа людей, их веры и способности быть едиными и солидарными в преодолении многих трудностей. Помните, что вы на важном рубеже нашей церковной работы — невидимой брани за души человеческие, за спасение людей, за их духовную жизнь. Для того чтобы эффективно проповедовать слово Божие, нужно жить вместе со своим народом, быть близким к нему, понимать его чаяния, его скорби, его радости, говорить с людьми на простом человеческом языке, передавая этим простым языком Божественные истины. Ведь Бог мог написать Евангелия так, что ни один человек бы не понял. Но каждый понимает — и образованный, и простец, и молодой, и старый. Слово Божие поражает любого мыслящего человека, способного вообще воспринимать написанное и слагать в свою душу. Вот так и мы должны говорить — просто и ясно. И проповеди наши должны звучать убедительно, и жизнь наша должна быть вместе с народом. И особенное внимание следует обратить на детей, на молодежь, которую сегодня нередко бес похищает соблазнами, раскрепощает инстинкты, превращая человека в зверя, лишая его красоты Божиего образа. Поэтому воспитание детей и молодежи — это огромная задача общества и Церкви. И дай Бог, чтобы здесь, на Сахалине, пред лицом многих опасностей и многих искушений, и государство, и общество, и Церковь были вместе, соединяя усилия для воспитания нашей молодежи. Я хотел бы также сказать еще и о том, что Господь принял на себя грехи рода человеческого, понес страдания. Это великий знак любому, кто хочет следовать за Христом. Не нужно бояться принимать на себя скорби другого человека. Есть такое распространенное сегодня выражение: «ты меня не грузи своими проблемами». Ужасные слова, которые свидетельствуют об отчуждении, об отсутствии солидарности, об отсутствии способности жить жизнью другого человека. Вместо этих слов у Церкви должно быть другое слово: «Скажи мне все, что ты хочешь сказать, раздели со мной твою скорбь, передай мне часть твоих слез, и мы вместе помолимся и найдем мудрое решение, потому что Господь отвечает на нашу молитву». Вот если пастырство в Церкви, труд священника будет таким, то нам не будут страшны никакие секты, никакие еретические учения, потому что там, где любовь Христова, где реальный труд, где подлинная молитва, — там исчезает, как дым, всякое вражеское наваждение.

http://patriarchia.ru/db/text/1280225.ht...

Содержание «Рождественского послания», зачитанного вскоре после новогоднего приветствия митрополитом Вениамином в Рижском кафедральном соборе, привело к еще большему возмущению местного уполномоченного. В этом послании владыка Вениамин вновь говорил о том, что лишь «Христос есть МИР наш». Уполномоченный Сахаров видит в этом признаки антисоветской деятельности, о чем тут же сигнализирует председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпову и получает от него 2 февраля ответ: «Послание митрополита Вениамина носит поповско-богословский характер и из него не вытекают те выводы, к которым Вы пришли в своем письме от 19 января с[его] г[ода]. Сообщите Совету конкретные случаи и содержание высказываний служителей культа, рассматривающих упомянутое послание, как прямой антисоветский выпад и выпад против деятельности Московской патриархии», и имена тех, кто принял выступление митрополита «с удовлетворением» . В борьбе против управляющего Рижской кафедрой уполномоченный Сахаров прибегает к помощи секретаря ЦК КП(б) Латвии Я.И. Калнберзина. Тот пишет 31 января 1951 года Г.Г. Карпову: «С приездом в Латвийскую ССР митрополит Вениамин стал группировать вокруг себя наиболее реакционную часть православного духовенства Латвии, а также привлекать в республику из других Епархий служителей культа, ранее судимых за антисоветские преступления. Все это привело к тому, что за последнее время в республике значительно активизировалась антисоветская деятельность православного духовенства. Так, если с момента освобождения Латвии от немецко-фашистской оккупации до февраля 1948 года штатное духовенство не подвергалось репрессиям со стороны советской власти, то со времени приезда в Латвию митрополита Вениамина органами Государственной безопасности арестовано за активную антисоветскую деятельность 4 священника и 3 диакона. Кроме того в ноябре 1950 года по этим же причинам был арестован один из наиболее приближенных к митрополиту лиц – его шофер. Занимая внешне лояльную по отношению к Советскому государству позицию, митрополит Вениамин в своих проповедях и посланиях проводит антисоветскую и реакционную политику. Содержание «Рождественского послания», – выпущенного митрополитом 6 января 1951 года и зачитанное в Кафедральном Соборе православной церкви в гор[оде] Риги, показывает, что он стал на путь прямой антисоветской деятельности и борьбы против всенародного движения трудящихся за дело мира. Исходя из изложенного, а также учитывая особенности Латвийской ССР, как сравнительно молодой советской республики, расположенной в пограничном районе, Центральный Комитет КП(б) Латвии считает дальнейшее пребывание Митрополита Вениамина во главе православной церкви Латвии нежелательным и просит Вашего Содействия об отозвании его из Латвийской ССР. О принятых Вами мероприятиях прошу поставить в известность ЦК КП(б) Латвии» .

http://bogoslov.ru/article/3099477

Мы живем в просвещенное время, у нас очень мощные средства связи, мы можем мгновенно получить справку о чем захотим, из любой области знаний, но есть некое особое знание, которое мы можем получить только от Бога. Божественная мысль содержит в себе великую силу, способную изменить человеческую жизнь. Вот и сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение — притчу о двух должниках. Один из них был должен самому царю. Евангелие называет его рабом, но, наверное, это был человек богатый, и сумма, которую он задолжал, была фантастическая — десять тысяч талантов. Вернуть такой долг он не мог, и по обычаям того времени царь приказал продать в рабство его жену и детей, а также конфисковать все имущество. Но раб упал в ноги царю и стал умолять не губить его жизнь, не губить его жену и детей, дать им возможность жить и, может быть, в будущем вернуть долг. Царь его прощает, этот человек выходит на улицу и вдруг встречается со своим знакомым, который задолжал ему ничтожную сумму — сто динариев. Схватив должника за горло, этот только что освобожденный от ответственности раб потребовал у него всю сумму, и тот взмолился так же, как только что первый должник умолял царя. Но первый должник отказался пощадить товарища и отвел его в тюрьму, чтоб тот сидел в страшной долговой яме, пока не отдаст долг полностью. Притча заканчивается тем, что друзья несчастного, который оказался в долговой тюрьме, пришли к царю и сказали: ты простил, а этот человек отправил в тюрьму того, кто был ему должен совсем небольшую сумму денег. Тогда государь призвал своего должника и отдал его истязателям, с тем, чтобы его пытали, пока не отдаст долг. И Господь наш Иисус Христос заключает: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35). Это не человеческие слова, это не какой-нибудь философ написал, — это Сам Бог нам говорит. Если вы хотите обрести счастье, полноту жизни, избежать истязаний в этом мире и в жизни будущего века, умейте прощать людям. Господь говорит о великой силе прощения, а святой Ефрем Сирин, рассуждая на эту же тему, произносит замечательные слова: «Если ты не умеешь прощать ближнему своему согрешения его, напрасны молитва и пост». И пост, и молитва вторичны, если мы не умеем прощать людям.

http://patriarchia.ru/db/text/4603969.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010