Е. активно развивал церковную благотворительность: оказывал материальную и духовную поддержку детям-инвалидам, многодетным семьям, ветеранам. В 1991 г. был членом Президиума Тамбовского обл. детского фонда. Е. входил в состав Юбилейной богословской комиссии Свящ. Синода по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова. 21 июня 2001 г. Указом Патриарха назначен временно управляющим Нижегородской и Арзамасской епархией, 12 марта 2002 г. определением Свящ. Синода - архиепископом Нижегородским и Арзамасским с сохранением управления Тамбовской епархией. Продолжил восстановление Вознесенского Печерского муж. монастыря и стал его священноархимандритом. Е. начал подготовку к юбилейным торжествам в Сарове и Дивееве, посвященным 100-летию со дня прославления прп. Серафима Саровского, завершить которые ему не удалось из-за кончины. 13 окт. 2002 г. отпевание Е. в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Тамбова возглавил Симбирский и Мелекесский архиеп. Прокл (Хазов) . Похоронен у южной стены Казанского собора тамбовского в честь Казанской иконы Божией Матери мужского монастыря , рядом с могилой Тамбовского еп. Феофила (Раева) . В годовщину кончины Е. над могилой была построена часовня. Награжден орденами св. Владимира 3-й степени, св. Даниила Московского 2-й степени, свт. Иннокентия 2-й степени. Отмечен наградами правосл. Церквей Иерусалимской, Чешских земель и Словакии, гос. орденами Почета (1997), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2000). Удостоен звания лауреата премии им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (1997), а также звания почетного гражданина г. Тамбова (2002). Арх.: ГАТО. Ф. 46. Оп. 79. Д. 147; Оп. 80. Д. 156; Оп. 81. Д. 70; Ф. 98. Оп. 1. Д. 128; Ф. Р-3443. Оп. 1. Д. 921; Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 93, 99; Оп. 2. Д. 4. Соч.: Светильник церкви Тамбовской: [к 75-летию прославления свт. Питирима]//ЖМП. 1989. 9. С. 17-21; [Восп. о митр. Никодиме (Ротове)]// Ювеналий (Поярков), митр. Человек Церкви. М., 1998. С. 347-352; Интервью гл. редактору «Нижегородских ЕВ» архим. Кириллу (Покровскому)//Нижегородские ЕВ. 2002. 4. С. 4-6; Слово...//Там же. С. 6.

http://pravenc.ru/text/186973.html

Епископ Антонин, в миру Иоанн Дмитриевич Державин, родился 17 января 1831 года в семье священника села Кандрыкина Жиздринского уезда Калужской губернии. Он учился в Калужских духовном училище и семинарии, а затем в Московской духовной академии. По окончании учебы в академии (закончил со степенью кандидата богословия) Иоанн Державин 1855 году поступил на место приходского священника в город Белев Тульской епархии. В 1861 году, оставаясь приходским священником, был назначен инспектором и учителем Белевского духовного училища и исполнял обязанности члена от духовенства Белевского училищного совета, цензора проповедей, гласного уездного земского собрания. Неоднократно был членом строительных и ревизионных комитетов. В 1870 году отец Иоанн лишился супруги . В жизни преосвященного Антонина в это время произошло одно знаменательное событие, о котором он вспоминал так: «Великую, неизреченную милость явил мне Господь в ночь под 27 декабря 1874 года, в страшные минуты крушения пассажирского поезда близ станции “Сергиево” на Московско-Курской железной дороге. В то время я был приходским священником в городе Белеве Тульской губернии. По распоряжению высокопреосвященнейшего Никандра, архиепископа Тульского и Белевского, я был вызван братом моим, тульского кафедрального собора протоиереем Афанасием Димитриевичем, в Тулу, к празднику Рождества Христова. В этот праздник, по назначению владыки, я служил с ним и с соборным причтом литургию и положенный после нее молебен. После того вместе с другими был я у владыки, а вечером в другой раз явился к нему и подал ему прошение на пострижение меня в монашество. На следующий день, 26 декабря, утром был я за литургией в соборе, а вечером посетил моих родных и знакомых и затем прибыл на вокзал, чтобы отправиться в город Белев с ночным поездом Московско-Курской железной дороги. Брат отпустил со мной служителя своего Семена Матвеева Фурсова. По просьбе моей, мне отведено было в поезде помещение наиболее свободное от пассажиров: в ближайшем к паровозу вагоне третьего класса, в 1-м отделении его.

http://pravoslavie.ru/42620.html

И в Казахстане, и в России неоднократно мне приходилось общаться с паломниками, стоящими в длинных очередях к святыням. Конечно, сказывается порой физическая усталость, немощь, но какой радостью, каким чаянием Божией помощи, какой искренней верой светятся их глаза. Здесь в ожидании встречи с источником благодати человек вспоминает свою жизнь, задумывается о вечном, кается, молится. И никто, по слову церковного песнопения, «тощ или не утешен отъиде» от святыни. — Владыка, мощи святых преподобномучениц уже привозились в нашу страну... — Да, в 2005 году и также в Рождественские дни. При моем предшественнике митрополите Астанайском и Алма-Атинском Мефодии, ныне митрополите Пермском и Соликамском, ковчег с мощами Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары впервые посетил Казахстан. С 11 по 13 января святыня находилась в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. Десятки тысяч верующих съезжались со всей страны в Южную столицу и, несмотря на январские морозы, выстаивали многочасовые очереди, чтобы приложиться к цельбоносным мощам алапаевских страдалиц. Священнослужителями совершались молебные пения с акафистами, людской поток к святыне не прекращался ни днем, ни ночью, многие шли семьями, с детьми. Сотрудники епархии и духовенство собора до сих пор вспоминают воодушевление и искреннюю радость многочисленных паломников, заполнивших не только соборную площадь, но и улицы Парка 28 гвардейцев-Панфиловцев. — Почему Вы решили привезти святые мощи во второй раз? — В 2005 году ковчег с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары пребывал в Казахстане всего лишь три дня, в одном-единственном городе — в Алма-Ате. Возможность совершить молитвенное поклонение была ограничена нехваткой времени и дальностью расстояний. В этом году программа пребывания святыни составлена так, что верующие всех епархий Митрополичьего округа смогут получить утешение и поддержку от чудотворных мощей угодниц Божиих. В одном из постановлений VII Вселенского Собора сказано: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных». На пути духовной жизни нам нужна помощь, молитвенное заступление святых. Обращаясь к ним, мы испрашиваем благословения, исцеления духовных и телесных недугов, крепости в несении жизненного креста. Тот, кто стяжал в своей жизни благодать Святого Духа, изольет свою милость и на нас, приблизит нас к Богу. Молитвенное общение со святыми — потребность верующего сердца.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1934633...

И вот 24 августа Священный Синод утвердил этот важный для Церкви документ. Комментируя данное решение тлг-канал «Правблог» отмечает , что «шаг вперед к осуждению ересей Фанара сделан, но нужен еще один». «Утверждение документа “Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей” является важной вехой на пути осуждения еретических концепций Фанара. Отметим, что в самом тексте документа отсутствует квалификация богословских заблуждений Фанара как ереси. Возможно, это продиктовано определенными дипломатическими соображениями и нежеланием обострять межправославные отношения на данном этапе», – говорится в сообщении. С коллегами из «Правблога» согласны и авторы тлг-канала «Хризма»: «Это ещё одна веха на пути к преодолению этих самых экклезиологических искажений и важный прецедент для других поместных Церквей. Складывается ощущение, что многие из них “втихомолку” не в восторге от царьградского папизма, но остерегаются (разве что кроме Сербской Православной Церкви) открыто эту позицию выражать». Среди принятых решений Священного Синода стоит отметить также осуждение действий митрополита Рижского и всея Латвии Александра, направленных на разрушение церковного единства. Напомним , что 13 августа 2023 года в рижском кафедральном соборе Рождества Христова митрополит Рижский и всея Латвии Александр возглавил чин хиротонии архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского. Это произошло без утверждения кандидатуры нового архиерея Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, как того требует статья 9 главы XII Устава Русской Православной Церкви. В материалах Священного Синода также было отмечено, что «митрополит Александр неоднократно уклонялся от канонического порядка богослужебного поминовения Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»; «требовал от священнослужителей Латвийской Православной Церкви отказаться от канонического поминовения Предстоятеля Русской Православной Церкви».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/25/ob...

Из пятнадцати канонических юрисдикций в США по старому стилю Рождество Христово отмечают только Русская Православная Церковь, Сербская, Украинская и несколько грузинских приходов. Духовенство и прихожане Армянской архиепископии празднуют Рождество и Крещение Господне одновременно — в ночь с 5 на 6 января. Ряд англоязычных Патриарших приходов в США отмечает Рождество по новому стилю. Нью-Йорк — то уникальное место, где в одну ночь под Рождество и следующий за ней день (как по новому, так и по старому стилю) можно побывать на литургии в храмах разных православных юрисдикций. Это и совсем внешне экзотическая для нас индийская литургия (Маланкарская Сирийская архиепископия в Америке), и рождественские богослужения самых крупных в США юрисдикций — Греческой и Антиохийской, которые при бесспорной узнаваемости для русского православного верующего имеют свои особенности. Сразу бросается в глаза красное убранство храмов: церковный интерьер утопает красных пуансетиях (цветах, известных в России как «Рождественская звезда»); красное и облачение духовенства. Богослужение в греческом кафедральном Свято-Троицком соборе в центре Верхнего Манхэттена вечером 24 декабря прошло по-рождественски торжественно. Элегантная елка, бесчисленное множество красных пуансетий. Как всегда быстро в сопровождении двух диаконов вошел архиепископ Американский Димитрий, старейших иерарх православной Америки, занял место на кафедре справа и, попеременно с двумя канонархами, начал сам петь утреню. В 2012 году исполнилось сорок пять лет епископского служения Его Высокопреосвященства; в 2011 году владыка отметил десять лет своего апхипастырского служения в Америке, еще десятилетие он возглавлял в США греческую семинарию Святого Креста. Но пение — особая любовь архиепископа. Еще в начале 1960-х, в сане диакона, он находил радость в церковном пении и составлении молитв. Сейчас личная радость переросла в национальную гордость — при архиепископии создана школа Византийского пения. А сборник, состоящий более чем из семидесяти молитв, вышел в свет в минувшем году под названием «Разговор с Богом» (Speaking to God).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-v-nyu-jorke...

Источник информации: Знаменский храм расположен в привокзальной части города, недалеко от железной дороги. Здание церкви кирпичное, стены оштукатурены и окрашены в два цвета с выделением декоративных элементов побелкой. Участок обнесён оградой. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы начала действовать с 1869 года в Станичной слободе, являющейся тогда пригородом Борисоглебска. (Сам же Борисоглебск принадлежал тогда Тамбовскому уезду). Построена она была казаками на пожертвования прихожан. В храме были освящены три придела: центральный — Знамения Пресвятой Богородицы, южный — в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Иконостас был подарен Знаменскому храму более ста лет назад самим Императором Николаем II. Это — дипломная работа выпускников Императорской академии. Все иконы писались в Санкт-Петербурге в стиле афонского письма, там же вырезались и покрывались позолотой киоты. Краски использованы масляные, доски для образов и для резных киотов – липовые. При церкви имелась церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. Весной 1941 года Знаменский храм (в то время это был последний из действующих в Борисоглебске и районе) хотели закрыть. Абсолютно достоверно известно, что соответствующие документы были полностью подготовлены и отправлены в Воронеж «на утверждение». Но принять по ним «положительное решение» воронежские безбожники не успели — началась Великая Отечественная война. Таким образом, службы в храме прекращены не были. В настоящее время Знаменский храм — вторая кафедра Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. После Пасхи на Светлой Седмице и на второй день Рождества Христова правящий Архиерей совершает Богослужение в Знаменском соборе Борисоглебска. В храме имеется святыня — Икона Пречистой Девы Марии Богородицы, именуемая " Отрада и Утешение " . Написана она на святой горе Афон в Ватопедском монастыре в 1902 году. В этом же году образ Богоматери привезен паломниками в Таволжанский Казанский монастырь в Новохоперском уезде Воронежской губернии, где находился до 1937 года. После разрушения обители святыня сохранялась у игумене Аполлинарии в с. Средний Карачан. В 1945 году икона передана в Знаменский храм города Борисоглебска, где и находится по настоящее время.

http://sobory.ru/article/?object=11533

Монастырь был очень бедным. Однажды на протяжении Рождественского поста, отличавшегося в Иоанно-Богословском монастыре особой строгостью, для братских трапез 25 насельников было выделено всего два литра подсолнечного масла. Иными словами, на каждого насельника выделялось два (!) грамма масла в день. Нести монашеский подвиг смогли лишь те, у кого была глубокая, непоколебимая вера. 29 апреля 1945 года монаха Никодима рукоположили во иеродиакона, а 23 февраля 1946-го — во иеромонаха. Благодать служения Церкви Христовой будущий архипастырь восприял в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Черновцы от святительских рук епископа Черновицкого и Буковинского Феодосия (Каверницкого; †1980). После включения 2 августа 1940 года Северной Буковины в состав Украинской ССР большая часть духовенства (около 70%) перешла под юрисдикцию Румынии, вследствие чего многие приходы остались без священнослужителей. «Обязанностей у меня сразу же заметно прибавилось, — вспоминает митрополит Никодим, — с благословения владыки Феодосия, а после него епископа Черновицкого и Буковинского Андрея (Сухенко; †1973) (впоследствии — архиепископ Омский и Тюменский) я, кроме послушания в монастыре, должен был духовно окормлять жителей нескольких сел в окрестностях нашей обители. Для их посещения транспорта не было, преодолевал я многие километры в любую погоду, в ненастье, летом и зимой пешим ходом, привязав отвалившиеся подошвы к верху ботинок веревочкой». После трудных военных лет Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь нуждался в значительном благоустройстве. Трудами иеромонаха Никодима, ставшего в 1950 году настоятелем святой обители, строится жилой корпус на 24 келии. К этому периоду относятся и первые пробы молодого священнослужителя в литературном творчестве.   Семинария и академия По благословению священноначалия Черновицко-Буковинской епархии в 1955 году иеромонах Никодим направляется в Загорск для поступления в Московскую духовную семинарию. 1955–1956 учебный год — особенный в истории духовного вертограда «у Троицы», отмечавшего в 1955 году свое 270-летие. Он стал первым учебным годом, когда наконец-то появилась «аудитория 1» — храм Божий. Пребывая на учебе в семинарии, иеромонах Никодим некоторое время исполнял обязанности благочинного Свято-Покровского академического храма.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Монах Никодим, насельник монастыря Св. Павла, сопровождавший святыню в поездке, отметил: «Если судить по тому, что мы сейчас видим, нам остается только удивляться благочестию русского народа, его ревности и любви к православию». На фоне дехристианизации Европы Россия особенно впечатлила инока - как великая страна с миллионами православных христиан, являющаяся гарантией цивилизованной христианской Европы. «До слёз умиляют меня русские люди, - отметил о. Никодим. - Тяжело жить в России, много плохого, греховного, но есть сильнейшая тяга ко Христу. Русь Святая не потому, что беленькая и безгрешная, а потому что тянется к Святости. Люди стоят по двенадцать часов, чтобы полсекунды приложиться к Дарам волхвов. Жива Россия!» Паломник казак М. Вишняков отмечал на своей странице в «Фэйсбуке»: «Я сам видел вчера, именно так ведут себя казаки перед входом в храм Христа Спасителя, они помогают пожилым, инвалидам, родителям с детьми. На подходах к храму они «выхватывают» паломников с детьми и в обход очереди подводят к храму. ...Мы с кумом Николаем и его женой Надеждой отстояли в субботу тринадцать часов вместе с младенцем Анастасией - четырех лет, пожилыми женщинами из Воронежа - 70 и 85 лет! Все отметили удивительную особенность: в очереди время летело невероятно быстро!» Героя России генерал-полковника А. Романова, который после тяжелого ранения во время теракта на пл. Минутка в Грозном в октябре 1995 г. впал в кому, родственники привезли на поклонение к Дарам волхвов в храм Христа Спасителя. Иноки монастыря Св. Павла подняли ларец с Дарами, поднесли его к воину, находившемуся в инвалидной коляске, и осенили его, аккуратно приложив ларец к голове, со словами: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Не оставим без внимания и такой факт. 13 января по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в здании постпредства Республики Дагестан при Президенте РФ в Москве состоялась торжественная передача точной копии древней святыни - честных Даров волхвов - в дар Махачкалинской епархии. Епископ Варлаам напомнил, что история Православия на Северном Кавказе насчитывает по меньшей мере 1700 лет - именно такой юбилей отмечался недавно в дагестанском Дербенте. «Святыня посетит все храмы нашей епархии, и все люди будут иметь возможность к ней приложиться», - подчеркнул владыка и обратился с просьбой к игумену афонской обители поминать в молитвах с тем, чтобы Господь сохранил Кавказ и благословил его миром. И уже на следующий день в Успенском кафедральном соборе Махачкалы состоялось молебное пение с акафистом Рождеству Христову перед честными Дарами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

на Олонецкую епархию была отпущена полная годовая сумма (а не полугодовая, полагавшаяся со дня утверждения архим. Иоанна епископом), поскольку епископу «с будущими при нем духовными и светскими служителми… на всякое в пути дорожное, а по приезде туда по новости оной епархии на необходимое содержание никаковаго кошта и суммы, кроме токмо положенной на ту епархию по штату иметь неоткуда». Под Олонецкий архиерейский дом было передано Троицкое отд-ние Александрова Свирского мон-ря; Троицкий и трапезный Покровский храмы стали летним и зимним кафедральными соборами вик-ства соответственно. Всю монастырскую братию перевели в Преображенское отд-ние, где под руководством назначенного в 1763 г. настоятелем мон-ря архим. Александра (в 40-50-х гг. XVIII в. сотрудник Камчатской духовной миссии ) срочно выстроили деревянные кельи, службы «и для приезжающих богомолцов к чудотворным мощам гостинной двор» (РГИА. Ф. 796. Оп. 56. Д. 158. Л. 2 об.). При викарном епископе в сент. 1764 г. была открыта Олонецкая консистория в составе архим. Александра (уволен на покой в 1775) и экзаменатора ставленников на священнические и диаконские места иером. Нектария (Адрес-календарь российский на лето от Рождества Христова 1766. СПб., 1766. С. 33). Преемником еп. Антония стал настоятель Троице-Сергиевой Приморской пуст. и ректор Александро-Невской ДС архим. Вениамин (Краснопевков; впосл. архиепископ), хиротонисанный во епископа в Троицком соборе пустыни 13 июля 1774 г. в присутствии имп. Екатерины II. Уже 1 апр. 1775 г. еп. Вениамин был переведен на Архангелогородскую и Холмогорскую кафедру. В связи с тем что Новгородская кафедра длительное время (с дек. 1767) оставалась незамещенной, ему было назначено «пребывание свое большей частью иметь на определенном олонецкому архиерею жалованьи в Новгороде, в доме архиерейском». Новгородская консистория должна была предоставлять епископу ставленнические дела, дела об освящении церквей и проч. Обо всем важном или не имевшем прецедентов («вновь касающемся») он обязан был докладывать Синоду.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

– Нет, уже закрыли ее. Вот там, откуда нас выгнали, в Редькино, – там при немцах уже в конце 1941 года храм вновь открыли. Сами немцы, конечно, не были православными. Не смекнули, что наши люди стали молиться, и Господь им уже помогал. – Владыка Иосиф (Чернов) рассказывал отцу Владимиру Дивакову, как вернулся в начале 1941 года из ссылки, зашел в московский храм в Рождественский сочельник – а там всего-то человек 10–15, также на следующий день в сам праздник Рождества Христова в Елоховском кафедральном соборе полупустая церковь была. А началась война – люди ринулись в храмы… Так что на Пасху 1944 года в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке Москвы уже 2500 человек было! Бог по молитвам вернувшихся в храмы сохранил Россию – Да, Господь вразумлял. Что же, если иначе никак? Только Бог по молитвам вернувшихся в храмы и сохранил Россию. Безбожная бы страна погибла, а Русь Святую силы Небесные уберегли. Так-то уже вся наша территория была заранее поделена Гитлером. – Как вы потом в войну выживали? – Ну, как? Было дело, и во времянке жили. Помню, дедушка от нас как-то отбился, – мы опять с места на место переходили, – а его потом к нам не пускали. Там всюду в округе были немецкие патрули. Останавливают: «Стой! Кто идет?» Не послушаешь – расстреляют. Хорошо, если сигнал даст, а то может и пожалеть патрон в воздух палить. Сразу убьет. Тогда только так людей стреляли. По вечерам-ночам мы сидели без каких-либо источников света, – считалось так: затеплив огонек, можно дать сигнал партизанам. У нас вообще в детстве, конечно, никакого электричества не было. Вот как сейчас лампадку зажигаешь, – это лучшее, что мы могли себе и в самое вольготное время позволить. Слава Богу за всё! Голод в войну был. У нас, когда мы вернулись на место своего прежнего проживания, огород отобрали. А других способов пропитания тогда не было. Причем, помню, у немцев была такая политика: раскулаченным они все вернули. Если сохранились их дома, то вселяли их обратно, – так пытались задобрить народ. А наш дом оказался к тому моменту, когда мы вернулись, сломан. Только небольшая пристроечка осталась, и ту уже какие-то люди захватили. Дедушка попросился у новых хозяев, чтобы нам в этой сарайке пожить, они нас впустили, и так нас там до весны не трогали: «Пока живите». Но наш огород, как весна пришла, нам сеять не дали.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2808

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010