Возрождение Благовещенского Кафедрального Собора началось в 1998 году по инициативе Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого в Первомайском саду в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Новый Собор - звено связывающее наш сегодняшний день со славными страницами истории епархии. Собор будет освящен, как и древний, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а его внешний облик повторяет Владимирский Собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси незадолго до октябрьской бури. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находившийся с первым в истории Первосвятительским визитом в Воронежской епархии освятил закладной камень новой святыни епархии. С историей Благовещенского собора и Митрофанова монастыря тесно связана судьба священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Уроженец Новгородской земли, выпускник Новгородской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, в последствии ректор Духовной Семинарии в родном Новгороде, святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру 13 мая 1913 года. За недолгое архипастырское служение запомнился воронежцам как храмостроитель и инициатор канонизации в лике святых своего предшественника архиепископа Антония (Смирницкого). Владыка Тихон (Никоноров) был активным участником Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 годов, сподвижником святого Патриарха Тихона. В 1919 году 27 декабря (9 января 1920) в третий день праздника Рождества Христова, он был повешен на Царских вратах алтаря Благовещенского Собора Митрофановского монастыря, в котором совершал богослужение. По сведениям, протопресвитером Михаилом Польским, вместе со своим архипастырем мученическую кончину приняли 160 мучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его святые мощи почивают под спудом на кладбище Алексеево-Акатова монастыря в общей могиле воронежских архипастырей, чьи останки были перенесены сюда в 1993 году.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Коломнянин Михаил Федорович Дроздов был поповичем, то бишь происходил из священнического рода. И в жены ему сосватали поповну – дочку отца Никиты, протоиерея Богоявленской церкви, пятнадцатилетнюю Дуню, которой лишь после свадьбы исполнилось шестнадцать. А венчались они в понедельник 10 января. И год это был 1782-й от Рождества Христова. Жить стали в доме у тестя при храме. Коломна располагается на глинистых почвах. Глина добрая, и оттого, если взглянуть на карту города той поры, нетрудно заметить, что многие кварталы заштрихованы в косую полоску и сказано, что сим обозначены места проживания гончаров. В гончарном квартале располагался и Богоявленский храм. Он и по сей день величаво возвышается среди деревьев, ныне являясь гарнизонной церковью Коломенского высшего командного артиллерийского училища. Крещенский храм, церковь Иоанна Предтечи, церковь Богоявления в Гончарах – названия разные, а храм один, этот самый. Только тогда, в 1782 году, он еще не был перестроен в стиле классицизма. Воздвигнутый в 1680–1689 годах храм еще сохранял черты той эпохи, нарышкинского барокко. Хотя в конце 1770-х – начале 1780-х годов в Коломне работал титан русского классицизма Матвей Федорович Казаков, перестроил архиерейский дом и Покровскую церковь . Дал толчок развитию нового направления зодчества в Коломне. Но до Богоявленского храма волна классицизма докатится только в первые годы нового столетия. Вскоре после свадьбы, 6 февраля, Михаил Федорович Дроздов был поставлен диаконом в главном коломенском храме – кафедральном соборе Успения Богородицы, основанном еще Дмитрием Донским. Но жил с женой по-прежнему в доме при храме своего тестя, протоиерея Никиты. В этом доме и появился на свет будущий светоч православия. Прибавление в семействе диакона Михаила и его супруги Евдокии произошло рано утром 26 декабря 1782 года, на другой день после праздника Рождества Христова, когда Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы, верующие собираются, чтобы почтить Приснодеву Марию, Иосифа Обручника и его сына Иакова, сопровождавшего Святое семейство при бегстве в Египет. Любопытно примечание, сделанное при рождении младенца. Было указано, что он появился на свет на две недели раньше положенного срока. Почему это было важно? Для ответа на сей вопрос надо вернуться на девять месяцев назад. Пасха в 1782 году была 27 марта. Если мальчик родился в положенные сроки, то получается, что зачатие его произошло на Страстной седмице Великого поста. Можно предположить, что диакону Михаилу пришлось держать ответ. Быть может, даже и присягнуть, что они с супругой не допустили греха. Вот почему необходимо было обозначить факт преждевременных родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Самым развернутым духовно-муз. произведением В. является Литургия для смешанного хора (1847), позднее переработанная автором для муж. хора и в таком варианте впервые исполненная в 1865 г. на праздник Покрова Пресв. Богородицы во львовском кафедральном соборе св. Юра (Слово. Львов, 1865. 77. 29 сент./11 окт.; 84. 17/29 окт.). Духовные произведения В. получили широкую известность и использовались как в греко-католич., так и в правосл. богослужебной практике. Муз. наследие В. сохранилось не полностью, существует небольшое количество автографов и печатных изданий. Из рукописей-неавтографов наиболее достоверными считаются списки, выполненные в 1871 г. учеником В. свящ. и композитором Виктором Матюком. Муз. соч.: 1. «Отче наш» g-moll для смеш. хора; 2. «Христос воскресе» B-dur для муж. хора 1); 3. «Тебе поем» As-dur для муж. хора, Es-dur, D-dur для смеш. хора, C-dur, G-dur для смеш. хора; 4. «Иже херувимы» Es-dur для муж. хора, F-dur; 5. «Святый Боже» A-dur для муж. хора, F-dur; 6. «Слава: Единородный Сыне» As-dur, e-moll; 7. «Аллилуйя» F-dur, греч. расп. G-dur, B-dur; 8. «Дух Святый снидет на тя» B-dur; 9. «Господи, помилуй» B-dur, f-moll для смеш. хора; 10. «Отца и Сына» B-dur, C-dur, A-dur; 11. «Верую» Es-dur; 12. «Милость мира» As-dur, Es-dur для смеш. хора, G-dur 2) для смеш. хора; 13. «Свят, свят, свят» B-dur, F-dur для муж. хора; 14. «Достойно есть» B-dur, D-dur для смеш. хора; 15. «Отче наш» a-moll; 16. «Един Свят: Хвалите» Es-dur; 17. «Да исполнятся уста наша» B-dur; 18. «Буди имя Господне» B-dur, греч. расп. G-dur; 19. «Ангел вопияше» C-dur; 20. «Избавление посла Господь» (причастен на Рождество Христово) F-dur; 21. «Сотвори, Господи, многая лета» Es-dur; 22. «Господи, помилуй» (ектения сугубая) F-dur для смеш. хора; 23. «Величай» (на Рождество Христово) a-moll (ор. 38) для муж. хора; 24. «Христос воскресе» C-dur для 2 муж. хоров, B-dur для муж. хора 2), C-dur («большое»); 25. «Kyrie» D-dur, для оркестра, органа и смеш. хора [фрагмент лат. мессы]; 26. «Елицы» C-dur; 27. «Многая лета» C-dur.Myз. соч. с сомнительным авторством: «Иже херувимы» Es-dur для смеш. хора//ЛНБ. Конс. 20/42. П. 13 [автограф?]; «Христос воскрес» C-dur для смеш. хора («Христос воскрес». С. 13-15); «Царю Небесный» С-dur/c-moll (Блarobicm. C. 60-61); Антифон 2 («Слава Отцу и Сыну:») d-moll (Збiphuk. С. 6-8); «Святый Боже» G-dur (народное) ( Людкевич. 1999. С. 307).Не обнаружены: «Вечная память», «Господи, помилуй»: Для смеш. хора//Noxopohhi nichi. Льbib, 1912 ( Лисько. С. 87); 2 Мессы ( Лисько. С. 89); 12 причастных стихов: Для смеш. хора ( Кудрик. Огляд. С. 87).

http://pravenc.ru/text/150385.html

Человечество томится от безверия, от душевной пустоты, от неправды и жестокости. Нам не дано понять глубину всего происходящего вокруг, но мы можем и обязаны внести свою лепту в исправление окружающей нас действительности. Каким образом? Каждый из нас своим приближением к Богу, исправлением нравственных ошибок, молитвой и добрыми делами открывает в этот мир двери Спасителю, наполняет свою жизнь и жизнь ближних Божественным светом, уничтожает источники зла. В дни празднования Рождества Христова верующие люди будут возносить усиленные молитвы о мире, о прекращении вражды, об искоренении ненависти и злобы. И, конечно же, необходимо изгнать из своей жизни всякое недоброе слово и дело. Апостол Павел учит нас: " Побеждай зло добром " . Мир и согласие в народе, в стране, в городе, в коллективе и в семье начинаются с мирного устроения отдельно взятой человеческой души, с примирения ее с Богом, с ближним и совестью». В продолжение пресс-конференции журналисты были проинформированы, что главное рождественское богослужение в Алма-Ате пройдет в ночь с 6 на 7 января в исторической и культурной жемчужине Казахстана — Вознесенском кафедральном соборе. Владыка Александр отметил, что в рождественскую ночь на УоиТиве-канале «Прямые трансляции Православной Церкви Казахстана» состоится трансляция Божественной литургии из Вознесенского кафедрального собора. Владыка Александр рассказал о праздновании в 2023 году исторической даты — 20-летия учреждения Казахстанского митрополичьего округа: «В 2003 году решением Священного Синода под председательством приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на просторах Великой степи была учреждена особая каноническая структура — Казахстанский митрополичий округ, или Православная Церковь Казахстана. Святейший Патриарх Алексий II так обосновал этот значимый шаг: " Назрела необходимость изменения церковной структуры в Казахстане. Там живет многомиллионное православное население, которое нуждается в поддержке, в том, чтобы обеспечить должную роль Православной Церкви в обществе и государстве.

http://patriarchia.ru/db/text/5992859.ht...

Затем Предстоятель Русской Церкви перешел к памятному знаку «2000 лет Рождества Христова» недалеко от места строительства храма, где благословил десять пар новобрачных, которые вступили в брак этим летом. «Пусть ваши семейные отношения основываются на вечных ценностях, и обязательно храните веру в сердце. А когда наступят тяжелые моменты в личной жизни, молитесь за себя, свою супругу или супруга, чтобы Господь приклонил милость к вам и был вместе с вами и в радостях ваших, и в скорбях», — пожелал молодоженам Святейший Патриарх, а затем благословил их и вручил каждой паре иконы Спасителя и Божией Матери, молитвослов и Евангелие. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл вылетел в Москву. 16-18 сентября состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Белгородскую и Воронежскую епархии. В ходе визита Святейший Патриарх возглавил торжества, посвященные 100-летию канонизации святителя Иоасафа Белгородского. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение храма-часовни во имя этого святителя и Литургию на Соборной площади Белгорода. В Воронеже Святейший Патриарх совершил освящение Благовещенского кафедрального собора и посетил Алексиево-Акатов монастырь. 20 сентября во внимание к помощи в восстановлении Ново-Иерусалимского монастыря Святейший Патриарх Кирилл наградил первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Виктора Зубкова орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени и вручил ему образ Владимирской иконы Божией Матери. 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, за которой возглавил хиротонию архимандрита Адриана (Ульянова) во епископа Бежецкого, викария Тверской епархии. На малом входе Предстоятель Русской Церкви наградил настоятеля собора протоиерея Павла Красноцветова правом ношения патриаршего наперсного креста. Во внимание к трудам по укреплению взаимоотношений Церкви, государства и общества Святейший Патриарх Кирилл вручил губернатору Санкт-Петербурга Григорию Полтавченко орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени и благословил на служение на посту губернатора Северной столицы Смоленской иконой Божией Матери.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Помню, что, несмотря на то, что детство мое проходило в советское время, мы широко и нетайно праздновали и Рождество Христово, и Пасху. Были даже традиции, которые свято соблюдались из года в год. Так, на Крещение мужики шли на реку, иордань рубить. Для этого у одного из сельчан хранился специальный топор, которым никакую другую работу не исполняли. Вырубив по льду крест, топор заворачивали в чистую тряпицу и убирали до следующего Крещения. Сельчане набирали крещенской воды, которая долго потом хранилась под образами. Воду эту во время Крещенских праздников мама использовала для приготовления пищи, чая. А на Рождество мы, дети, соскользнув с русской печки аж в четыре часа утра, ходили по всему селу, от дома к дому, христославили, получая за то гостинцы от хозяев. А заканчивался наш поход у... учительницы. Она уже ждала нас, накрыв праздничный стол. Намерзшись, мы радостно рассаживались за столом, пили чай, а она рассказывала нам о празднике. Да, наши учителя были еще старой закалки, царского времени... К Пасхе готовились дружно, всей семьей. Красили яйца, и не только луковой шелухой, тогда тоже можно было купить зеленую, синюю и красную краски, и пасхальный стол во главе с куличом украшали яйца всех цветов радуги. А как готовились к походу в храм! Укладываясь вечером, переживали, чтобы не проспать и в 12 пополуночи обязательно быть в храме. Поэтому спали чутко. Кстати, в пасхальное время уже вовсю шла путина, и мы успевали все - службу в храме отстоять, в крестном ходе поучаствовать, рыбы сетями наловить, а вечером играли и катали яйца. - Вот, батюшка, вы из многодетной верующей семьи, у вас перед глазами был замечательный пример крепкой православной русской семьи, но вы выбрали монашеский путь. Почему? - Сложно сказать... Я ведь специально к этому не готовился, все случилось по воле Божией, без каких-либо усилий с моей стороны. У меня и профессия была светская, я закончил строительное училище, какое-то время работал плотником. Но одновременно с тем я служил иподьяконом у владыки Павла (Голышева) в Покровском кафедральном соборе в Астрахани, куда наша семья переехала, когда мне 10 лет исполнилось.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Святейшему Владыке также сослужили клирики Якутской епархии , прибывшие на торжества в Москву: иеромонах Никандр (Горбатюк), секретарь Якутской епархии, настоятель Преображенского кафедрального собора, благочинный г. Якутска; иеромонах Макарий (Золотавин), благочинный Алданского округа; иеромонах Никита (Мельниченко), наместник Архиерейского подворья храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Якутска; иеромонах Гермоген (Рубцов), благочинный Олёкминского округа; иеромонах Аркадий (Мамай), благочинный Нерюнгринского округа; протоиерей Павел Слепцов, благочинный 1-го Центрального округа; иерей Михаил Габышев, настоятель Спасского храма г. Олёкминска; иерей Михаил Иннокентьев, настоятель храма Введения Пресвятой Богородицы с. Сунтары; иерей Александр Коробкин, благочинный 2-го Центрального округа; иерей Вячеслав Малохатко, настоятель храма апостолов Петра и Павла пос. Хандыга; иерей Сергий Паршин, настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Удачный; иерей Иоанн Серкин, настоятель храма Рождества Христова пос. Айхал; иерей Анатолий Хусаинов, благочинный Вилюйского округа.  В храме присутствовали: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности, имущественным и земельным отношениям С.А. Гаврилов; глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев; депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Успенского собора Н.Ю. Чаплин; первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев; государственный советник Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров; постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.С. Федотов; руководитель Департамента капитального ремонта г. Москвы А.А. Елисеев.  Богослужебные песнопения исполнил Симфонический хор Государственной филармонии Республики Саха (Якутии) имени Г.М. Кривошапко, главный хормейстер — заслуженный деятель искусств РС(Я) Людмила Шумилова. Хор филармонии был создан в 2017 году. Участниками коллектива  являются студенты и выпускники музыкальных учебных заведений Якутии. Хор принимает участие в Рождественских и Пасхальных фестивалях г. Якутска. 

http://patriarchia.ru/db/text/5982867.ht...

В наше сердце, в нашу душу входит Сам Бог. И через это соединения божественного и человеческого, как это сделал Христос при своем рождестве, человек становится обоженным, поднимается к Богу своей душой. Очень страшно видеть, когда человек сам себя отлучает от божественного причащения. Если ты не впустил Христа в свое сердце, то грехи твои не смылись с тебя, то тебе не стало легче. Ты телом был в храме, а душа твоя далеко отстояла от Бога. С сокрушенным сердцем, мы просим, чтобы Господь не отлучил нас от своей божественной любви и через свои тело и кровь соединился с нашей природой, дабы через это соединения мы могли бороться со своим грехом, своими страстями, немощью. Господь промыслительно в хлебе и вине оставил себя людям, дабы человек имел возможность обращаться к Богу во всякое время. Мы не должны пренебрегать любовью Господа, не должны вычеркивать Его из своей жизни. Нужно чаще причащаться Святых Христовых Таин, стремясь на встречу Господу Спасителю " , - сказал в своем слове владыка Игнатий. В ответном слове настоятель кафедрального собора Приозерска, протоиерей Димитрий Звездилин поблагодарил Владыку Игнатия за молитвенный труд о прихожанах и духовенстве Приозерского благочиния, сказал теплые слова благодарности за неустанное попечение о боголюбивой пастве. Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это своего рода кульминация Страстей Христовых. Суть Великого четверга, прежде всего, заключается в воспоминании Тайной Вечери, во время которой Христос установил главное Таинство Церкви - Евхаристию (Святое Причастие), то есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь. Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26-28). Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь. В 1854 г. у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам, а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах. Распечатание же алтарей последовало только в 1905 г. С начала XIX в. Рогожское кладбище становится руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой. Тогда родилась поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том и Керженец». В начале XIX в. рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы возникло еще одно храмовое сооружение кладбища - зимняя каменная церковь во имя Рождества Христова. В этом храме собирались церковные Соборы. На них съезжалось древлеправославное духовенство, представители монастырей, делегаты от иногородних общин, попечители. Благодаря стараниям попечителей храмы были украшены не хуже кафедральных соборов древней Руси. Собранные несколькими поколениями иконы были превосходного старинного письма. В зимнее время служба проходила в храме Рожества Христова, а в летнее - в Покровском соборе. В двунадесятые праздники и так называемые царские дни служились «молебны соборные», то есть всеми священнослужителями, находившимися в тот момент на Рогожском. Крестные ходы проходили несколько раз в год. Для освящения воды существовал специально выкопанный пруд с обустроенным протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. На пруду была устроена деревянная иордань, в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным Уставом. Особое значение Рогожское кладбище приобретает в середине XIX в., когда на его территории утверждается российский центр Белокриницкой иерархии. К концу XIX в. в Рогожском старообрядческом духовном центре находилось более 20 крупных зданий. С приходом советской власти все они, за исключением Покровского собора, были национализированы и переданы в собственность государства. За годы советской власти внешний облик старинного старообрядческого центра сильно изменился. Само кладбище было передано в ведение московских властей. Вскоре с территории некрополя были вывезены многие гранитные и мраморные памятники, которые впоследствии использовались на строительстве метрополитена. В этот период были утеряны старинные фамильные захоронения - на их месте появились новые, не имеющие отношения к старообрядчеству. Вместо резной каменной ограды появилась стена с колумбарием. Примерно в 70-е гг. XX в. были закопаны Рогожские пруды - комплекс естественных водоемов с проточной водой, уничтожена часовня «Иордань». На месте прудов построен стадион.

http://sobory.ru/article/?object=17192

Утром второго дня, перед началом всех заседаний и круглых столов, участники конференции собрались на общую молитву. Божественная литургия прошла в кафедральном соборе Рождества Христова. Богослужение возглавили архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий и епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Открывая пленарное заседание форума, архиепископ Аксий поблагодарил Синодальный отдел по благотворительности за финансовую помощь при создании епархиального приюта для мам. На церковных социальных работниках и сестрах милосердия лежит большая ответственность — они должны быть солью земли, отметил епископ Пантелеимон. «Сегодня после Божественной литургии владыка Аксий в своей проповеди обратил внимание на Евангельский отрывок, где говорится, что " от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое " . Наши церковные социальные работники, наши сестры милосердия — это служители любви, они должны быть обязательно добрыми, их лица должны быть светлыми. На нас лежит большая ответственность, потому что мы призваны быть солью земли, как сказал Христос, и мы должны быть светом миру», — подчеркнул председатель Синодального отдела по благотворительности. Служение милосердия — удивительно радостное, добавил епископ Пантелеимон. «Господь говорит: " Давайте и дастся вам " (Лк. 6:38). Если вы будете служить другим с любовью, будете отдавать свое время, деньги, жизнь, здоровье, силы свои, то вам это вернется. Господь вернет вам все с избытком. Служение, которое мы с вами совершаем, это служение удивительное и радостное. Конечно, наградой является не только то, что мы получим в Царствии Небесном, но и та любовь, тот мир, которые появляются в душе», — сказал викарий Святейшего Патриарха. «Наша вера Христова, к которой мы приобщены, должна быть радостной. Радостной ее делает доброе дело, которое ты сделаешь для другого: для престарелых, бездомных, зависимых, для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это и должно нас объединять. Та любовь и радость, которой живут христиане на земле уже две тысячи лет, это выражение подлинной, настоящей веры. И я очень рад, что у нас есть возможность сегодня рассказать друг другу о тех делах милосердия, которые сегодня совершаются в Церкви», — отметил епископ Пантелеимон.

http://patriarchia.ru/db/text/5708985.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010