«В настоящее время закончился постройкой дом на земле, приобретенной местным братством рядом с церковью. По идее это здание предназначено служить православной, преимущественно сербской миссии, т.е. быть псаломщической сербской школой с псаломщиком-учителем из сербов в качестве руководителя. Здесь же и священник при своих посещениях найдет приют. Построенный дом вполне удобное и приличное для своей цели здание стоимостью до 700 долларов, из коих 200 долларов поступило от Епархиального Начальства, а остальные собраны усердием иеромонаха Севастьяна от сербов и американцев. Сейчас нашелся уже и благочестивый серб, который за небольшое вознаграждение принял на себя труд заведывать новым домом и школой. Желая испросить Владычнее благословение на новое дело, Джаксонские сербы приноровили церемонию освящения дома к празднику своего национального святого, св. Саввы, в честь коего сооружен и храм, и пригласили Его Преосвященство прибыть к ним и совершить у них св. литургию» 433 . 12/25 января 1902 г. В субботу Тихон (Беллавин), Илия (Ярош) и Гривский Н.Ф. прибыли в Джаксон, где их встретил Севастиан (Дабович). 13/26 января 1902 г. В храме в честь Саввы Сербского литургисали по архиерейскому чинопоследованию, там же Тихон отправил праздничное бдение. 14/27 января 1902 г. В Саввской церкви епископ отслужил литургию и сказал проповедь. «Церковное торжество не было закончено этой службой. В парадной процессии Его Преосвященство проследовал в новый дом, где совершил водосвятный молебен, окропив помещение. Церемония сопутствовалась характерной по сербскому обычаю «прославой», сущность которой состоит в том, что на стол, покрытый белой скатертью, кладут хлеб («калач») и коливо, над коими прочитывается обычная освятительная молитва , причем возливается вино на хлеб и затем последний, при соблюдении некоторых побочных частностей 434 и при пении «Исайе ликуй», раздробляется и разделяется между присутствующими. Освященный таким образом хлеб принимается натощак с тем благоговением, с каким обычно все мы потребляем артос и антидор.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В послевоенный период владыка Андрей (Комаров) устроил в цокольном этаже собора храм Рождества Христова. Большие реставрационные работы внутри Троицкого собора начали только в 1950-х г.г. Восстановили уцелевшие росписи Ижакевича: «Бегство Иосифа в Египет», иконы апостолов, херувимов в сводах малых куполов, орнаменты. Погибшие фрески заменили новыми, из которых наиболее впечатляет «Благовещение» на пилонах алтаря. Создали новый грандиозный иконостас, выстроили новое крыльцо паперти, сделали балкон для верхнего архиерейского хора. В 1985-1987 г.г. Троицкий собор был украшен большими паникадилами, на всех куполах поставлены новые позолоченные кресты, сделаны металлические ограждения на аллеи, новые большие нижние окна и двустворчатые боковые двери. На рубеже XX-XXI в.в., благодаря поддержке владыки Иринея (Середнего), реставрационные и благоустроительные работы в соборе возобновились с новой тщательностью и размахом. В канун Пасхи 2009 г. председатель областной госадминистрации Виктор Бондарь своим распоряжением передал здание Троицкого кафедрального собора и его хозяйственные строения Днепропетровской епархии. На территории собора располагается небольшой некрополь - место захоронения епархиальных архиереев и священнослужителей. Архиепископ Андрей (Комаров), архиепископ Варлаам (Ильющенко), епископа Кронида (Мищенко), бывшие настоятели собора: протоиерей Владимир Капустянский, протоиерей Константин Огиенко, создатели храма: Федор Дупленко и Андрей Кирпичников, другие священнослужители и благотворители нашли свой последний приют под стенами собора. Во время первых бомбежек города в 1941 г., во двор собора с близлежащих улиц были принесены тела погибших горожан. Они похоронены в братской могиле недалеко от центральных ворот справа. На протяжении последних нескольких лет купол колокольни и центральный купол собора были покрыты сусальным золотом и засияли в солнечных лучах. Возможно со временем и остальные купола, которые полтора столетия были зелеными - станут золотыми. Подготовлено сообществом «Екатеринославъ - Днепропетровск» по материалам Юрия Скубака и сайта ,

http://sobory.ru/article/?object=08211

В продолжение пресс-конференции журналисты были проинформированы о том, что главное рождественское богослужение в Южной столице Казахстана пройдет в ночь с 6 на 7 января в исторической и культурной жемчужине Казахстана — Вознесенском кафедральном соборе. Владыка митрополит отметил, что в рождественскую ночь на УоиТиве-канале «Семиречье» состоится трансляция Божественной литургии из Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты, которую будет осуществлять телестудия Митрополичьего округа. «Когда меня спрашивают: владыка, а как правильно встречать Рождество Христово, — даю простой ответ. Самое главное — посетить праздничное богослужение. У кого есть возможность — ночную Божественную литургию, кто желает — утром. А уже потом все остальное: встречи с родными и близкими, игры с детьми и внуками, угощения и подарки. Слава Богу, в прошлом осталась пандемия с ее суровыми ограничительными мерами. Теперь каждый имеет возможность беспрепятственно посетить храм, затеплить свечи, помолиться за живых и усопших. Давайте порадуем новорожденного Спасителя своим участием в общей торжественной молитве», — обратился с призывом к казахстанцам митрополит Александр. Архипастырь пригласил жителей и гостей города Алма-Аты посетить уникальный парк, созданный рядом с Казанским собором Алма-Аты: «Рождество — праздник, когда особое внимание мы стараемся уделять нашим детям и внукам. В преддверии новогодних праздников в Алма-Ате рядом собором в честь Казанской иконы Божией Матери открылся детский тематический парк " Сказания народов Казахстана " . Проект получил церковное благословение и был воплощен в жизнь общественным фондом " Апостол " во главе с президентом Георгием Геннадьевичем Сосновским. Особенностью парка являются скульптурные изображения сказочных героев народов Великой степи. В Рождество с 11 до 16 часов в парке будут организованы детские увеселительные мероприятия. Приглашаем всех желающих». Глава Казахстанского митрополичьего округа рассказал о праздновании в 2024 году исторической даты — 25-летия учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии : «31 марта 1999 года Священный Синод под председательством приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II , " принимая во внимание столичный статус города Астаны " , учредил на территории Казахстана епархию, объединяющую в себе столицу с близлежащими населенными пунктами, город Алма-Ату и территорию Алма-Атинской области. Наши административные структуры достаточно молоды, но все мы знаем о том, что история Православной Церкви Казахстана уходит корнями в глубокую древность. Христианство на просторах Великой степи было проповедано еще в апостольскую эпоху. В XIX столетии здесь была образована Туркестанская епархия, первым иерархом которой стал архиепископ Софония (Сокольский) — подвижник и молитвенник, неутомимый труженик на ниве Христовой. Мы именуем его апостолом Центральной Азии. В наступившем году исполняется 225 лет со дня его рождения».

http://patriarchia.ru/db/text/6091166.ht...

В тайне Боговоплощения нам явлено величие человеческой личности. Всем нам необходимо увидеть и в самих себе, и в каждом из наших ближних Божественный образ. Поэтому неполным будет наше празднование Рождества Христова, если мы не поспешим разделить эту радость с нашими ближними, тем более, с нуждающимися в утешении и поддержке. Протянем руку помощи скорбящим, ободрим унывающих, посетим болящих, вспомним о тех, кто одинок. " Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек " , — возвещает нам древний праведник. Наш президент, многоуважаемый Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своем новогоднем поздравлении провозгласил 2020 год Годом волонтера, Годом добрых дел. Это — замечательное начинание, нужное, актуальное. Поскольку именно в бескорыстных добрых делах раскрывается подлинное величие человеческой души. В эти святые дни мы, конечно же, будем возносить сугубые молитвы о благословенной земле Казахстанской, о сохранении братолюбия и согласия между людьми; о даровании любви нашим семьям, родным и близким; о мире всего мира», — сказал, в частности, архипастырь. Митрополит Александр проинформировал журналистское сообщество о том, что главное рождественское богослужение в Алма-Ате пройдет в ночь с 6 на 7 января в Вознесенском кафедральном соборе. «Большой радостью для всех нас в ушедшем году стало завершение полномасштабной научной реставрации Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты — духовной и исторической жемчужины Семиречья, визитной карточки Казахстана. Сказать, что храм отремонтирован — значит не сказать ничего. Правильно будет назвать осуществленный проект вторым рождением святыни. Во исполнение воли первого президента Казахстана многоуважаемого Нурсултана Абишевича Назарбаева более двух лет над обновлением архитектурного шедевра трудились лучшие специалисты Казахстана, России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Обновился не только собор, но и прилегающая территория; выстроена просторная церковная лавка. Огромная благодарность всем, кто своей благотворительной помощью и личным участием помогал в осуществлении этого масштабного проекта. Хотел бы произнести слова сердечной благодарности в адрес первого президента страны Н.А. Назарбаева, который дал личное поручение о реставрации собора, главы государства президента К.-Ж.К. Токаева, ктиторов и всех, кто молитвой, жертвой или личным участием помогал в обновлении общеказахстанской святыни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5559982...

верующих (8,7% населения страны). В ходе военных действий первой мировой войны 12 правосл. храмов были полностью разрушены, многие серьезно пострадали. Часть церквей не действовала из-за нехватки священнослужителей. Весной 1920 г. в Латвии было ок. 70 приходов, к нач. 1921 г. открылось еще 50 приходов, а к 1923 г. зарегистрировано 130 приходов. 19 июля 1921 г., за 5 дней до прибытия в Ригу архиеп. Иоанна, правительство официально передало резиденцию правосл. архиерея - рижский во имя прп. Алексия, человека Божия, мужской монастырь - Римско-католической Церкви. Протестуя против отнятия у ЛПЦ мон-ря, архиеп. Иоанн поселился в подвале кафедрального собора Рождества Христова, к-рый Правительство Латвии объявило гос. собственностью, переданной Церкви лишь в пользование. В первые годы существования Латвийской Республики ЛПЦ, по сообщениям архиеп. Иоанна, подвергалась гонению. Несмотря на настойчивые требования правительства последовать примеру Эстонской Православной Церкви , которая в нарушение церковных канонов в 1923 г. перешла в юрисдикцию К-польского Патриархата, архиеп. Иоанн оставался верным Матери-Церкви. В связи с такой позицией предстоятеля ЛПЦ власти вплоть до 1926 г. не признавали за ней прав юридического лица и притесняли православных: в этот период у ЛПЦ были отняты нек-рые храмы, здания ДС и ДУ, значительные участки церковной земли, в Риге была уничтожена привокзальная часовня во имя св. Александра Невского. Отнятие у ЛПЦ храмов аргументировалось тем, что они во времена Российской империи были построены за гос. счет, поэтому на основании советско-латвийского мирного договора 1920 г. являются не церковной, а гос. собственностью. Как отметил в речи на Вселатвийском Соборе ЛПЦ 30 окт. 1923 г. архиеп. Иоанн, положение Церкви «характеризует полнейшая нищета, а также ненависть и злоба, которыми окружена Латвийская Православная Церковь». Во 2-й пол. 20-х - 1-й пол. 30-х гг. ХХ в. духовное и материальное положение ЛПЦ стабилизировалось. Благодаря тому что архиеп. Иоанн в 1925 г.

http://pravenc.ru/text/2463149.html

Вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Свято-Успенском Каприановском мужском монастыре близ Кишинева совершил всенощное бдение и чин наречения архимандрита Петра (Мустяцэ) во епископа Ниспоренского, викария митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Его Святейшеству сослужили митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Одесский и Измаильский Агафангел , Черновицкий и Буковинский Онуфрий , архиепископы Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Тернопольский и Кременецкий Сергий , Вышгородский Павел , епископы Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан , Кагульский и Комратский Анатолий , Единецкий и Бричанский Доримедонт, Дмитровский Александр. По окончании Всенощного бдения Его Святейшество совершил литию у могилы экзарха Молдо-Влахийского митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони). 13 ноября в соборе Рождества Христова в Кишиневе состоялась Божественная литургия, на которой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении вышеперечисленных архиереев совершил хиротонию архимандрита Петра (Мустяцэ) во епископа Ниспоренского, викария Кишиневско-Молдавской митрополии. Предстоятель Русской Церкви преподнес в дар Христорождественскому кафедральному собору молдавской столицы набор евхаристических сосудов на молитвенную память о Первосвятительском служении. В знак признания заслуг в деле возрождения веры на земле Молдовы Святейший Патриарх Алексий наградил Президента Республики Владимира Воронина орденом святого благоверного князя Димитрия Донского (I степени) и пожелал благословенных успехов на поприще государственного делания. В тот же день Святейший Патриарх Алексий в сопровождении Президента В.Н. Воронина, митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира и представителей высшей государственной власти республики посетил церковный детский дом «Праведный Иосиф». Вечером президент страны В.Н. Воронин устроил прием в честь Предстоятеля Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1501493...

Вечером состоялся митинг местного братства, после которого собравшиеся сербы пели свои национальные песни и славили своих гостей» 435 . 15/28 января 1902 г. Во вторник Тихон и его спутники вернулись в Сан-Франциско. 6/19 февраля 1902 г. По Южной тихоокеанской железной дороге епископ отбыл из Сан-Франциско в Чикаго, чтобы дать подробные указания «относительно дальнейшего движения дела по сооружению храма. К выяснению этого вопроса по преимуществу сводились и цели прибытия сюда Владыки» 436 . 9/22 февраля 1902 г. Поскольку в первый день пребывания архиерея в Чикаго свящ. Иоанн Кочуров выехал в Стритор для отправления там неотложных треб, постольку Тихону пришлось в Свято-Владимирской церкви служить воскресное бдение без помощи не только духовенства, но даже псаломщика, обязанности коего были возложены на малолетнего сына местного прихожанина. 10/23 февраля 1902 г. В неделю о блудном сыне Тихон литургисал один. «Поучение на евангельское чтение о блудном сыне, пришедшем к отцу после долгого праздного скитания по местам непотребным и среди развратных, суетных людей, напомнило слушателям о благовременности и спасительности покаяния и сокрушения о содеянных «лютых». Пришлось Преосвященному, как и в прошлый раз 437 , и в некоторых требоисправлениях заменить отсутствующего настоятеля» 438 . 11/24 февраля 1902 г. В понедельник в Чикаго приехал благочинный Иоанн Недзельницкий, чтобы сопроводить архиерея до Питсбурга, но «обсуждение строительных вопросов, поездка на место стройки, свидания с архитектором, членами комитета, приходские по этому же делу митинги и пр. срочные дела удержали Его Преосвященство до вечера среды» 439 . 13/26 февраля 1902 г. После обеда, коим потчевал Тихона российский консул Шлиппенбах А.А., епископ выехал в Питсбург. 14/27 февраля 1902 г. «Утром в четверг Владыка вышел из вагона в Питтсбург – Аллегени и провел день в доме местного радушного причта. Здесь Его Преосвященство беседовал о делах благочиния и приходских, и здесь же представлялся Владыке недавно прибывший из России на службу в эту Епархию псаломщик Кальнев 440 , предназначенный Преосвященным для кафедрального собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вообще претензий ко мне было немало со стороны дирекции и руководства театра, особенно за то, что часто крестился на сцене. «Что вы делаете, Александр Филиппович?!» — «Следую исторической правде! — невозмутимо говорил я. — В то время все были христиане, все крестились. Что же мне, плюнуть на это, что ли? Это же наша история, наши предки!» Иногда приходилось настаивать, проявлять характер. До сих пор удивляюсь, как многие мои провокационные и опасные по тем временам поступки не имели никаких плачевных последствий. ...Бориса Годунова все артисты до меня делали сумасшедшим, припадочным. А главное в его образе — Божье наказание, наказание совестью, именно муки совести его губят. А для того чтобы это сыграть, надо от многого отказаться, прежде всего — от всего внешнего и сосредоточиться на своем внутреннем мире. Когда я это вынес на сцену, все недоумевали: как это? Не падает, не психует, не колотит бояр и не расхаживает в нижнем белье. Поначалу было непривычно, а потом гляжу — многие начинают повторять за мною. Значит, правда все-таки берет верх. У лжи короткие ноги. Я сейчас всё это говорю и кажется, что прославляю себя, но это не так. Чтобы стать правдивым, нужно для начала стать смиренным. Символ веры для студентов ...Интерес к духовной музыке возник у меня еще в 1950-е годы, когда церковная музыка была фактически под запретом. У меня были нелегальным путем приобретенные диски эмигрантского хора регента С. Г. Соколова — записи службы Пасхи, Рождества Христова… Я был знаком с замечательным хормейстером Александром Юрловым и мы с ним (несмотря на все запреты) разучивали церковные песнопения, даже исполняли в камерных концертах. Много духовной музыки было записано Б. Кристовым, сохранились записи церковных песнопений в исполнении Ф. Шаляпина. Мы пели «Символ веры» А. Т. Гречанинова, пели произведения П. Г. Чеснокова. И что любопытно, особенным успехом наши концерты пользовались в студенческой аудитории. Мастер-класс для семинарии …Как-то раз на гастролях в Костроме я познакомился с земляком, вятичем, архиепископом Александром Мы подружились и однажды, приехав по его приглашению на церковный праздник, я пел с его хором в кафедральном соборе. На богослужении я тогда пел впервые.

http://pravoslavie.ru/45327.html

Вот о чем говорит это Евангельское чтение. Из этих пришедших на пир особенно выделялись святые пророки, имена которых в этом месяце восхваляет святая Церковь: Аггей, Давид, Наум, Аввакум, Софония, Даниил, три отрока. Все они стояли за веру Божию, исполняли ее не только жизнью, но и учением. Это учение дошло до нас и мы утешаемся и восхваляем их. И вот из этих пророков особенно выделился пророк Исаия, которого все мы знаем. За всенощной на Рождество Христово мы слышим слова: “С нами Бог”. Начинаются эти слова как бы восхвалением Личности Господа, а дальше открывается новое учение, учение духовное, говорящее не о мощи земной, а о Силе Божественной, о том, что Он, Сын, явился нам, что Он, Отец будущаго века, принес спасение нам. Вот в чем победа Божия; и мы с твердым убеждение поем: “С нами Бог!”. И Господь не оставит нас, хотя мы и немощны. Господь с нами; не только когда пришел Он на землю, но и вечно Господь с нами. Вот какой смысл воспоминания Праотцев. Это те, которые с пророком Исаией воспевали: “С нами Бог, разумейте, языцы, яко с нами Бог!”. Беседа в вечер воскресный, Неделя 11-я по Пятидесятнице, 17/ VIII 1958 ã., в кафедральном соборе г. Днепропетровска в день хиротонии епископа Иоасафа Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Думаю, что многие из вас, дорогие братие и сестры, присутствовали сегодня утром на Божественной Литургии и хиротонии и до сих пор еще хранят впечатление от этой службы. Не знаю как вы, а я до сих пор чувствую величие этого события, этого торжества и радость его. Это радость благодатная. Совершилось одно из великих таинств церковных, посвящение во епископа нашего священника. И вот на этом торжестве мне и хочется сегодня остановиться в беседе и сказать вообще о хиротонии. Это греческое слово, оно означает ‘рукоположение’, то есть возложение рук. В данном случае три святителя возлагали свои руки на будущего архиерея и молились, чтобы Господь ниспослал благодать Святого Духа на этого священника, утвердил его в ревности по Боге, в жизни духовной и на том великом служении, на которое он встает.

http://pravmir.ru/propovedi-i-besedy/

Говоря о тех, кто противодействует интронизации митрополита Иоанникия, Его Святейшество сказал, что православные христиане должны молиться за них, но также молиться и за то, «чтобы наши сердца расширились до небес, чтобы у них был вход в наши сердца». «Потому что мы как православные христиане знаем: независимо от того, как человек видит и переживает себя, как он видит себя в соответствии со своей национальной ориентацией, какой у него политический взгляд на мир и к какому народу он принадлежит, мы все едины», — сказал Патриарх Порфирий, отметив, что Церковь — «это пространство для всех нас». Речи Патриарха и владыки Иоанникия многократно прерывались рукоплесканиями людей, которые радовались приезду Святейшего Патриарха Порфирия, совершающего свой первый Первосвятительский визит на Черногорскую землю, и грядущему поставлению владыки Иоанникия на престол митрополитов Черногорско-Приморских. Далее гости проследовали в крипту Воскресенского кафедрального собора, где Святейший Патриарх Сербский Порфирий совершил заупокойную литию у места погребения приснопамятного митрополита Амфилохия. В конце вечера соборную площадь озарили залпы салютов. Люди, радуясь, приветствовали своего Патриарха и митрополита Иоанникия и зажигали свечи. Проведению торжества в Цетине пытались помешать радикально настроенные лица, которых поддержал занимающий пост президента страны М. Джуканович, ранее неоднократно выступавший против канонической Церкви. Являясь атеистом по убеждениям, М. Джуканович лоббирует интересы раскольнической структуры «Черногорская православная церковь», не признанной в православном мире. Радикалы заблокировали подъезды к монастырю Рождества Богородицы в Цетине. Рано утром в Цетинский монастырь отправилась колонна автобусов с архиереями и клириками, однако на их пути оказались баррикады, возле которых находилось несколько десятков агрессивно настроенных людей; они не пропускали транспорт. Колонна мирно развернулась и поехала обратно. Участники торжеств молились за Божественной литургией в соборе Воскресения Христова в Подгорице. В это время, несмотря на обоснованные опасения относительно его личной безопасности, Святейший Патриарх Порфирий прилетел на вертолете в Цетинский монастырь, дабы совершить настолование владыки Иоанникия на месте, где во все времена поставлялись Черногорские митрополиты. Немногочисленные, но громкие и проявляющие агрессию политически ангажированные противники законной и канонической интронизации митрополита Иоанникия не были готовы к такому повороту событий.

http://patriarchia.ru/db/text/5840757.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010