Образ Божией Матери «Песчанской» известен как один из чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери. Он был явлен великому русскому святителю Иоасафу, епископу Белгородскому, который родился в 1705 г. в Прилуках в день Рождества Пресвятой Богородицы. «Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая!» - не раз повторяется в акафисте. Образ Святых Слободского края обычно пребывает над ракой с честными мощами священномученика Александра Петровского в кафедральном Благовещенском соборе Харькова. На переднем плане, в центре этой большой иконы, изображен святитель Афанасий Лубенский, держащий в руках Чудотворную икону Богородицы Озерянской. Он стоит в ряду со святителями Иоасафом Белгородским и Мелетием Харьковским, а также священномучениками Онуфрием (Гагалюком), Александром (Петровским) и Константином (Дьяковым). За спинами когорты молитвенных защитников града Харькова разных эпох (у Бога нет времен!), ведущих навстречу нам, сегодняшним харьковчанам, сонм новомучеников, известных и безымянных; на иконе виден и сам город с его живыми и убиенными храмами. Все четыре Поклонных харьковских креста одинаковы - пятиметровой высоты, с золотистыми кириллическими буквами по крылам «Спаси и сохрани». Смысл этих крестов - охранительный. В старину в наших краях так было заведено: когда путники приближались к населенному пункту, их всегда встречал большой крест на въезде. Следовало поклониться кресту, поблагодарить Господа, что привел тебя в целости и сохранности в православное обиталище. Вот и теперь этот обычай, слава Богу, возрождается; когда подъезжаешь к Харькову, становится понятно, что это православный город, а не скопище безликих «сообществ», не просто «население человейника», и на сердце становится теплей и родственней, даже если ты сам нездешний. Основание крестов укреплено своеобразными усеченными пирамидами, и на каждой из черных гранитных граней выгравированы значимые слова: « Сей крест установлен и освящен Русской Православной Церковью ко Дню Светлаго Христова Воскресения в 2007 г. от Р. Х., от сотворения 7515 г. Не нам, Господи, не нам по имени Твоему дай славу, ради милости Твоея, ради истины Твоей»; «Да оградит сей крест Богохранимый град Харьков от всякого супостата. Да воскреснет Бог, да расточатся врази Его»; «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа, бей врагов Отечества... (Митрополит Московский Филарет (1782-1867)»;«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения... ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву ( Рим. 16 (17) ».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

— Отец, вы занимаетесь обработкой и гармонизацией в основном местных закарпатских колядок и богослужебных песнопений. Поэтому, какие можете выделить характерные признаки рождественских песнопений православного Закарпатья, в том числе и Ужгорода? — У нас в Закарпатье с древних времен существуют старые местные песнопения, очень оригинальные и неповторимые. Они характерны только для территории Закарпатья. Работая с этим материалом, екпериментируя, я увидел, что в хоре эти песнопения звучат совсем по-другому, это касается и колядок. Если обратить внимание, то когда хор исполняет колядку в храме, достаточно нам только начать, как подключается вся церковь и моментально колядует, так как принято в народе. Поэтому там других вариаций, кроме народные не выполнишь. Вот эта традиция, когда поет хор или дьяк и в голос поет вся церковь особенно характерной для наших закарпатских сел и иногда городов. Этот феномен есть и в кафедральном соборе Ужгорода — поет наш хор и все люди. Думаю, лучшего варианта непосредственного участия в богослужении нет. Прихожане слушают пение хора во время Литургии не как концерт, а сами осознанно поют и молятся. Сами прихожане любят говорить: «Мы пришли не слушать Литургию, а в ней участвовать». Это на самом деле важная вещь. — Наверное, еще одним важным делом является и приучение подрастающего поколения к колядованию? — Значение изучение колядок особенно нужным для молодежи и детей. Им уже не нужно будет рассказывать или заставлять читать, где Иисус родился и т. д., потому, что они через самую колядку в доступной форме, порой сказочной, воспримут информацию. Рождественские песнопения торжественно и праздничные. Через колядки и дети, и взрослые прославляют Рождество Христово. Знаете, на основе колядок можно изучать богословие, ведь в них описаны исторические моменты, которые были, где Христос родился, с какого корня Давыдова, как пришли на поклон трое царей. Поэтому колядки где можно назвать богословием в слове и музыке. — Вот уже 23 года, как вы управляете церковным хором Ужгородского кафедрального Свято-Крестовоздвиженского православного собора. За этот период коллектив приобрел авторитет …

http://pravoslavie.ru/89421.html

Отца Виктора всегда отличала удивительная любовь к православному богослужению: служил он красиво, истово. Устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме, где ему доводилось служить, он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка, тонкий знаток церковного пения. Торжественные, благолепные службы, совершаемые отцом Виктором, привлекали сотни богомольцев. Это, естественно, не нравилось властям, и они всячески старались изгнать отца Виктора из тех храмов, в которых он служил, переводили с места на место. В период с 1947 по 1953 год отцу Виктору довелось служить в Архангельске (собор пророка Илии), Ростове-на-Дону (храм мц. царицы Александры), Пскове (Троицкий собор), Сасове (храм Казанской иконы Божией Матери). В Ростове произошла первая встреча отца Виктора с будущим Патриархом Пименом, в то время — ключарем Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Они близко подружились; будущий Патриарх крестил старшего сына отца Виктора Алексея. Господь даровал отцу Виктору и матушке Марии четверых детей: Елизавету, Алексея, Магдалину и Василия. Двадцать лет (с 1953 по 1973 г.) отец Виктор прослужил сначала ключарем, а затем настоятелем в Борисоглебском соборе в Рязани. С августа 1973 г. отец Виктор служил настоятелем Троицкого храма в Удельной Московской епархии. С июля 1976 — настоятелем Христорождественской церкви  с. Заозерье. В июне 1993 года отец Виктор вновь был назначен настоятелем Троицкого храма в Удельной, где он прослужил уже до самой своей кончины. 64 года, большая часть из которых пришлась на суровые годы гонений, отец Виктор прослужил Богу в священном сане. За ревностное служение Церкви Христовой отец Виктор был удостоен многих церковных наград, в том числе: митры (1971 г.), права служения Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» (1975 г.), до «Отче наш…» (1981 г.), второго креста с украшениями (1983 г.), Патриаршего креста (1988 г.). Последней церковной наградой отца Виктора стал орден прп. Сергия Радонежского II степени, которым батюшка был награжден в 2003 году в связи с 60-летием пастырского служения.

http://patriarchia.ru/db/text/360015.htm...

По милости Божией собор построен в наикратчайшие сроки. Сердечно благодарю Игоря Ивановича Сечина, с которым мы беседовали вскоре после моего возвращения из первой поездки на Сахалин. Тогда он дал согласие содействовать строительству этого собора, и я хотел бы сердечно приветствовать Михаила Владимировича Леонтьева, вице-президента компании «Роснефть». Знаю, что Вы также очень много внимания уделяли тому, чтобы преодолевались трудности на пути строительства. Прошу передать мою благодарность Игорю Ивановичу и всей компании «Роснефть», которая, являясь одним из основных источников формирования нашего государственного бюджета, не забывает и о том, чтобы оказывать поддержку духовной жизни народа, потому что не хлебом единым жив человек. Когда я подлетал к Южно-Сахалинску, первое, что я увидел в иллюминаторе самолета — это новый кафедральный собор. Он будто парит над всем городом. Это величественное сооружение, самое большое на Дальнем Востоке, удивительно гармонично спроектированное и построенное. Это доминанта города, как и должно быть. Кафедральный собор не может быть на задворках, он не может быть где-то вдали от людей, — он должен быть лицом города. По милости Божией этот величественный собор уже стал видимым символом Южно-Сахалинска. Но мы строим храмы не для того, чтобы они лишь украшали города и села, являя образцы высокого вкуса и стиля, создавая эстетически красивую среду. Мы строим храмы для того, чтобы они становились духовными символами, средоточием духовной силы народа. Так и происходит, потому что именно в храмах Божиих люди молятся так, как нигде больше, потому что мы здесь все как один человек, как одна община возносим молитвы Господу, и Он слышит наши общие молитвы, ибо, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Вот почему мы можем смело утверждать, что Господь сейчас среди нас. Он не где-то далеко, Он среди нас, и, конечно, радуется всему тому, что произошло, радуется подвигу тех, кто построил этот собор, радуется вере народа, в ответ на которую собор и был построен. Господь снисходит к нам Своей милостью, Своей благодатью и совершает чудеса. Разве строительство этого собора не чудо? Разве не чудо духовное возрождение нашего народа? И мы должны помнить, что храм Божий, будучи воплощением человеческих талантов, высокого художественного вкуса, замечательных навыков и умений, является в первую очередь вместилищем Божественного духа и Божественной мудрости.

http://patriarchia.ru/db/text/4603969.ht...

После болезни Д. по своему прошению в нач. авг. 1748 г. был уволен на покой в Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери муж. мон-рь . 24 февр. 1752 г. вызван в С.-Петербург и определен членом Синода. 21 июня того же года определен епископом Рязанским и Муромским. 10 февр. 1753 г. прибыл в Переяславль Рязанский (с 1778 Рязань). По инициативе Д. Рязанская ДС была переведена из тесного помещения в рязанском во имя Св. Троицы мон-ре во Владычной слободе у Владимирской ц. в выстроенные новые покои для семинаристов. В сент. 1757 г. Д. учредил в ДС «школу философии». Философию преподавал ректор семинарии архим. Антоний (Ядрило). Кроме того, было введено преподавание греч. и древнеевр. языков, к-рые изучались по желанию. Д. приглашал преподавателей из др. семинарий. Заботился о пополнении б-ки, присылал книги из С.-Петербурга. Значительно улучшил материальное положение семинаристов, иногда для поощрения самых способных из них назначал учеников старших классов учителями в младшие классы. Обеспечение пропитанием семинаристов было еще до Д. возложено на мон-ри и приходы: напр., обители должны были давать 20-ю часть «приплодного» хлеба на ДС, но на практике это правило выполнялось не часто. Епископ добился покрытия недоимок с 1750 г., затем заменил хлебные сборы денежными. При Д. наступил расцвет Рязанской ДС. В 1779 г. при открытии Тамбовской ДС Синод рекомендовал в качестве образца Рязанскую семинарию. При Д. в Рязанской епархии были построены новые храмы, многие отремонтированы, в 1753 г. перестроен старый кафедральный Успенский собор в Рязанском кремле: разобраны внутренние столбы, над стенами сведены новые своды, растесаны оконные проемы, пристроена трапезная. В ходе работ в соборе каменные надгробия рязанских князей оказались разбиты, и Д. приказал заменить их на деревянные. Вместо обветшавшей гробницы над местом захоронения свт. Василия Рязанского была сооружена новая рака с образом святого. По преданию, когда Д. повелел открыть гробницу, из нее вырвалось пламя и едва не опалило предстоящих (Феодорит, архиеп. Рязанский и Муромский//Рязанские ЕВ. 1870. Приб. 13. С. 377-378. Примеч. 17). После реконструкции собора епископ переосвятил его в честь Рождества Христова. Д. составил службу свт. Василию Рязанскому, взяв за основу тропарь, кондак и канон, составленные Рязанским архиеп. св. Феодоритом . Положил начало празднованию памяти свт. Василия в 10-ю неделю по Пятидесятнице и сам совершил первое торжественное служение. На малую вечерню собиралось городское духовенство, соборно совершался молебен Пресв. Богородице Параклисис.

http://pravenc.ru/text/178171.html

После революции сразу храм не закрыли. Он продолжал действовать до начала Великой Отечественной войны. В церковь была перенесена часть имущества Святодуховского кафедрального собора. В годы Великой Отечественной войны отношение советской власти к РПЦ стало меняться в лучшую сторону, так в 1942 г. в стране было разрешено праздновать Пасху. В значительной мере это было обусловлено патриотической деятельностью Церкви. 31 октября 1944 г. Крестовоздвиженский храм был передан верующим. После восстановления самостоятельной епархии с 1990 по 2000 г.г. в храме, который сохранил с 1920-х г.г. статус собора, располагалась кафедра епископа Олонецкого и Петрозаводского (с 1996 г. Петрозаводского и Карельского) Мануила. Мощи прп. Елисея Сумского, Соловецкого чудотворца, изъятые из Никольской церкви с. Сумпосад в музей в июле 1929 г., в 1990 г. были переданы Крестовоздвиженскому собору, где ныне и почивают. С августа 2018 г. по благословению настоятеля собора, митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, секретарь епархии иерей Константин Павлюченко проводит работы по капитальной реставрации Крестовоздвиженского собора – заменены все коммуникации, закуплена новая утварь, облачения, приобретено золотое облачение и семисвечник на Вознесенский престол, а также золотые жертвенники. Кроме того, в куполе храма написан 4-х метровый Крест Господень и эксапостиларий второго гласа Животворящему Кресту Господню. Произведена огромная работа по реставрации иконостаса, изготовлению новых киотов, а также реставрация всех икон храма. В день Рождества Христова 2019 г. в соборе произошло чудо – заблагоухали мощи прп. Елисея Сумского. 17 февраля 2019 г., в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Константин совершил Чин великого освящения храма и литургию. Летом 2019 г. были проведены масштабные наружные работы – ремонт и покраска стен, крыши и куполов собора. На куполах появилось 123 золотых звезд. С осени 2019 го. прошли работы по благоустройству территории. Крышу крестильного храма рядом с собором украсил золотой купол с крестом. Закончен капитальный ремонт крестильного храма, приходского дома и воскресной школы.

http://sobory.ru/article/?object=01168

связано возрождение старообрядчества в нач. XX в., после публикации 17 апр. 1905 г. имп. указа «Об укреплении начал веротерпимости» . Все значительные события последующего «золотого десятилетия» истории старообрядчества проходили с благословения и при деятельном участии архиепископа. В распечатании алтарей храмов Рогожского кладбища и в 1-й литургии там 17 апр. 1905 г. И. без специального разрешения властей не мог принять участие. Первое архиерейское богослужение в храмах Рогожского кладбища состоялось 22 окт. 1905 г. Сохранилось составленное И. по просьбе выборных Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища (МСОРК) извещение о своем служении в храме Рождества Христова 8, 14 и 21 нояб. и 6 и 25 дек. 1905 г. (РГБ. Ф. 246. К. 6. Ед. хр. 6. Л. 99-99 об.). С началом архиерейских богослужений и перемещением в 1910 г. старообрядческой архиепископии на Рогожское кладбище изменился статус рогожских храмов: по сути они стали для старообрядцев кафедральными. В 1911 г. И. по поручению выборных Рогожской общины выступил на соборе старообрядческих епископов с докладом о необходимости устройства в храмах Рогожского кладбища неподвижных престолов. Архиепископ подписал и утвердил своей печатью подлинник «Внутреннего распорядка в храмах Рогожского кладбища», датируемый 6 июня 1913 г. И. поддержал строительство на Рогожском кладбище колокольни - храма-памятника. Его автограф-благословение открывал подписные листы 1907-1908 гг. на сооружение колокольни и отлитие колоколов. По его благословению в 1915 г. была установлена традиция крестного хода в память распечатания алтарей Рогожских храмов. Из-за болезни И. торжества по случаю 10-летней годовщины распечатания алтарей возглавил находившийся тогда в Москве Белокриницкий митр. Макарий (Лобов) . После 1905 г. старообрядцы белокриницкого согласия неоднократно высказывали желание учредить Московскую митрополию, что зафиксировали соборные постановления от 26 сент. 1906 г. и от 25 июня 1907 г. Однако И. «решительно отклонил от себя эту великую честь» (Высокопреосв.

http://pravenc.ru/text/469488.html

Святейший Патриарх Кирилл также передал Петрозаводской и Карельской епархии антиминс 1835 года, подписанный первым епископом Олонецким и Петрозаводским преосвященным Игнатием (Семеновым), и икону Рождества Христова. Эти святыни доставил в Петрозаводск протоиерей Сергий Куксевич, секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . Во внимание к постоянной помощи Русской Православной Церкви и в связи с 55-летием со дня рождения Святейший Владыка наградил главу Республики Карелия С.Л. Катанандова орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Затем Святейший Патриарх Кирилл поздравил с 55-летием со дня рождения митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия. Предстоятель огласил и вручил владыке Варсонофию поздравительный Патриарший адрес , а также наградил управляющего делами Московской Патриархии памятной панагией. По благословению Его Святейшества всем молившимся за сегодняшним богослужением были розданы иконки святого благоверного князя Александра Невского с Патриаршим благословением. Справка С именем святого благоверного великого князя Александра Невского история г. Петрозаводска связана со времени его основания. Святой князь — небесный покровитель Новгородских земель, в состав которых входили карельские погосты, — стал особо почитаться и в новом поселении, построенном по воле императора Петра I. Новый завод в Петровской слободе, получивший по указу императрицы Екатерины II название «Александровский», был построен в 1774 г. — в 50-ю годовщину со дня перенесения мощей святого Александра Невского в Санкт-Петербург. Митрополит Новгородский Серафим благословил устроение заводского храма. Фонд, в который мастеровые и служители отчисляли деньги на строительство церкви, создавался на протяжении двух десятилетий. Сбор средств не прекращался и в дни Отечественной войны 1812 года. Свою лепту в устроение заводской церкви внес император Александра I, посетивший Петрозаводск в 1819 г. Царь не одобрил первоначальный проект церкви, представленный ему на рассмотрение заводским начальством, однако выделил из казны недостающую сумму.

http://patriarchia.ru/db/text/1173571.ht...

Семья Г. после его смерти была репрессирована. Вдова Александра Моисеевна скончалась в ссылке в Архангельске. Невестка Глафира Алексеевна после пыток в орловской тюрьме лишилась рассудка и умерла. Брат - свящ. Покровской ц. в г. Болхове о. Константин вместе с др. священниками утоплен в трюме баржи в р. Енисей (под Красноярском). Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 9 дек. 2000 г. обретены его св. мощи (хранятся в Спасо-Преображенском храме г. Болхова). Лит.: Неделин В. Крест свящ. Георгия Коссова//Моск. журн. 1996. 4. С. 28-30; Нилус С. А. Отец Егор Чекряковский// Он же. Великое в малом. [Серг. П.], 1992р. С. 237-274; Усов Н. Н. Источник Воды Живой: Священноисповедник прот. Георгий Коссов: [Житие и акафист]. М., 2004. В . И . Амиргулова Иконография Г. начала разрабатываться орловскими художниками в кон. 90-х гг. XX в., накануне его канонизации, в совр. традициях переработки в иконописном стиле сохранившихся фотографий новопрославленных святых. Первые иконы отличаются произвольностью и эклектизмом в выборе деталей изображения: напр., для ростового образа, выполненного в 2000 г. мастером А. В. Власовым из Мценска (в наст. время над ракой святого в Преображенском соборе Болхова), образцом послужила не фотография Г. 10-х или 20-х гг. XX в., а древнерус. ростовые образы святых, облаченных в диаконские стихари с оплечьем (либо фелонь и набедренник), поэтому нет камилавки и священнического наперсного креста (введен как награда в 1797), в лике отсутствует портретная характеристика. Последующие иконы Г., созданные в нач. XXI в. в Орловской епархии, восходят к сохранившимся фотографиям - святой представлен фронтально, в широкой рясе с наперсным крестом и в темной бархатной камилавке. Густые вьющиеся пряди волос, окладистая борода, высокий лоб, широкие скулы, низкие густые брови и легкая полуулыбка передают характерный внешний облик. Именно так написаны 2 поясных образа с мощевиками (работы диак. Александра Неврова 2000 г.) из Ахтырского (Никитского) кафедрального собора Орла и ц. Рождества Христова в Болхове: Г. изображен в живописной манере, в епитрахили, с благословляющей десницей, крестом в левой руке и прижатым к груди Евангелием (обнаружены при обретении мощей).

http://pravenc.ru/text/164219.html

Статья Ко второй половине 1870-х гг. число японских православных верующих значительно увеличилось. На середину 1878 г. по сведениям, собранным к Собору Японской Церкви, православных христиан было больше четырех тысяч человек, почти четверть из которых проживала в Токио и пригородах . Прирост верующих на тот момент составлял около 1200–1300 человек ежегодно. Действующие храмы в Токио (их было три — храм Рождества Христова в здании миссии на втором этаже и две городских церкви) не вмещали всех желающих попасть на богослужение; в храмах было тесно и душно (случалось, верующие падали в обморок от духоты). Вот как описывает святитель Николай Японский одно из Пасхальных богослужений: «По тесноте церкви сказано было, чтобы комнаты наверху также служили церковью, чтобы оттуда, отворивши окна, слушали пение и молились. Чтобы защитить лестницу от разрушения, сказано было выбрать в каждом приходе людей посильнее и расставить по лестнице для охранения перил от напора толпы» . Мысль о строительстве нового большого храма появилась еще в 1875–1876 гг. Но тогда предполагалось строительство храма не более чем на 500–600 человек рядом с миссией. Уже к поездке святителя Николая в Россию (в которую он отправился в 1879 г.) становится ясно, что нужен более вместительный храм. В своем отчете о деятельности миссии за 1878 г. архимандрит Николай уже писал о кафедральном соборе с «поместительностью тысячи на две человек, возможно простой, но в то же время правильной храмовой архитектуры, для образца и подражания всей Церкви» . В том же отчете он упоминал возможную стоимость храма: «На него по смете требуется и со внутренним устройством не более 60 тысяч рублей» . Хотя начальник миссии в этом отчете пишет о храме как о даре Русской Церкви Японской, но далее ни в каких официальных документах миссии об этом речи не идет, и данная сумма (60 тысяч рублей) более нигде не фигурирует. Труды по организации возведения храма были одной из причин поездки святителя Николая Японского в Россию в 1879 г. По приезде начальник миссии заручился поддержкой митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Исидора. Именно владыка Исидор был тем человеком, по замыслам которого академик Михаил Арефьевич Щурупов составил план Воскресенского собора.

http://bogoslov.ru/article/6194068

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010