Musikwissensch., т. II, 1920); его же, Altagyptische Musikinstrumente (D. Alte Orient, 1921). Исследование о египетском танце принадлежит Т. Н. Бороздиной: древне-египетский танец. М., 1919. На науку Древнего Востока также обращалось внимание исследователей. Продолжались исследования в области вавилонской астрономии и астрологии; из них можно отметить большую работу Weidner " a – Handbuch d. babylon. Astronomie, 1915; исследование Boll " я и Bezold " a – Antike Beobachtungen farbiger Fixsterne (Afoh. Munch. Akad. т. XXX, 1918) и написанную Bezold " ом первую главу книжки Boll " я – Sternglaube und Sterndeutung, Leipzig – Berlin, 1917 и второе изд. 1919 г. О чрезвычайно больших знаниях египтян в области строения человеческого тела говорит нам недавно изданный Брестедом пап. Эдвин Смит. Более того, если правильно предположение Брестеда, то древние египтяне подошли вплотную к определению мозга как центра деятельности человеческого тела (J. H.Breasted, The Edwin Smith Surgical Papyrus, 2 тома). О таких же поразительных сведениях египтян в математике свидетельствует один папирус Среднего царства из бывшей коллекции В. С. Голенищева. Б. А. Тураев в сотрудничестве с математиком проф. Д. В. Цинзерлингом подготовил его издание. Большая способность египтян к математической спекуляции доказывается уже одной той задачей Московского папируса, которую Б. А. Тураев успел издать в своем исследовании: The volume of the truncated pyramid in egyptian mathematics в Anc. Egypt, III, 1917 г. Полностью этот папирус был издан В. В. Струве (W. W. Struve, Mathematischer Papyrus des staatlichen Museums der schonen Kunste in Moskau, Berlin, 1930, в серии Quellen zur Geschichte der Mathematik). Исследование изобразительного искусства Древнего Востока продолжалось с большим успехом. В новой переработке начали выходить выпуски известной серии Kunstgeschichte in Bildern, изд. Е. A. Seemann " a в Лейпциге (см. рец. Т. Н. Бороздиной-Козьминой, Новый Восток, III, стр. 543 сл.). Исследования о пластике: В.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Последующие заседания съезда проходили в помещении Московского археологического общества, которое тогда располагалось в палатах Аверкия Кириллова. На крыльце этого здания была сделана фотография участников, опубликованная И. Н. Бороздиным в его предварительном отчете . Второй день начался с доклада «Египетское искусство в эпоху Аменхотепа IV» приехавшего из Саратова Ф. В. Баллода . Похоже, он вызвал самые активные прения за все время съезда . Н. Д. Флиттнер в докладе «К вопросу о цилиндрах-печатях Древнего Египта» очень обстоятельно рассмотрела как общие проблемы, связанные с этими памятниками, так и конкретных скарабеев московской коллекции . Вероятно, она написала для Бороздина тезисы, т. к. ее доклад охарактеризован им особенно подробно. Довольно пространно у И. Н. Бороздина и изложение доклада А. А. Захарова «Египет и Эгейский мир» по новой книге А. Эванса (“The Palace of Mynos”, 1921). Эта тема также породила дискуссию , но все же чуть менее активную, чем выступление Ф. В. Баллода. Третий день съезда (19 августа) был посвящен обсуждению проблем, связанных с актуальными нуждами русской египтологии. И. Н. Бороздин по этому поводу пишет: «Всесторонне и подробно был рассмотрен вопрос о положении египетских коллекций в русских музеях и хранилищах. Информация в общем итоге представила весьма печальную картину... Зимы без дров и отопления дали себя знать» . Имеется в виду прежде всего Музей изящных искусств, в котором хранилась знаменитая коллекция египетских древностей В. С. Голенищева . Ни Франк-Каменецкий , ни Бороздин не упоминают о выступлении по этому поводу В. М. Викентьева. Дело в том, что Викентьев, директор Музея-института Классического Востока, еще с 1918 г. пытался отобрать коллекцию Голенищева, ссылаясь на отсутствие отопления и ремонта в Музее, пострадавшем от событий октября 1917 г. Об этом выступлении мы узнаем из ответного письма директора Музея изящных искусств в Главнауку на заявление Викентьева:   24 ноября 1922 г. В ГЛАВНАУКУ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Ознакомившись с направленным в Главнауку заявлением Заведующего Музеем-Институтом Классического Востока гражданина Викентьева, ходатайствующего о передаче во вверенный ему Музей из Музея Изящных Искусств Голенищевской коллекции египетских древностей, Ученый Совет Музея Изящных Искусств прежде всего решительно протестует против утверждения гр.

http://bogoslov.ru/article/6194495

805 Башня эта на плане Мартынова (см. 27, а также в альбоме рисунков его 38) несправедливо названа хлебенной (у Бороздина она именуется «угловою», см. 4). Такое наавание принадлежало башне, показанной на плане Бороздина под 6 и ошибочно названной в объяснении к Бороздинскому плану «поваренною» (Ср. Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 25 об.). – В описи 1732–1733 года угловой башне, стоявшей на мысу, вдающемся в Сиверское озеро, справедливее усвоено наименование «свиточной», так как «свиточная» эта еще в 1601 году помещалась в самой башне, и на плане 1720 года подле нее обозначен еще «амбар свитошной» (см. – Башня эта существует и в настоящее время, но пришла в большую ветхость, о чем засвидетельствовали уже писцы 1773 года: 8) «При восточной и полденной стенах на углу четвероуголная башня от полночи на полдень, в длину четыре сажени три четверти аршина два вершка, в ширину четыре сажени. По(?)опой башни в восточной полденной и западной стенах сверху до низу трещины великие, а снутря монастыря близ фундаменту в стене сквозь вывалилась великая скажня. Оная башня вся ветха, на ней крыша тесовая ветха ж» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 25). Сравн. рисунок XXXVII. – Эти трещины и великая скважня в текущем столетии еще более увеличились, и если не будут приняты меры, башне предстоит скорое разрушение. Внутри ее внизу (над бывшею свиточною) видны остатки коробового свода с осью от (юго-)запада на (северо-)восток (по компасу). Толща стены (2 арш. 3 вершков) нижнего этажа с внутренней стороны разделана рядом небольших арочек, глубоко вдающихся в стену. Остальные этажи уже не имеют потолков, которые, очевидно, были настланы на балки. Внутренний план и разрез при современном состоянии башни снять затруднительно и потому приводим лишь ее наружные измерение. (См. рисунок XXXVIII.). 806 В «расходных книгах Кириллова монастыря» сооружение «свиточницы» отнесено к февралю 1569 года, но это была деревянная постройка, а не каменная, о которой упоминает опись 1601 года. (В феврале 1569 года «свиточницу Колупай поставил и нутро зделал и покрыл, дал полтину», – Рукоп. Кир. мон. 2–602, л. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Предисловие Пятнадцать лет тому назад в Богословском Вестнике (1898 г., февраль, октябрь и ноябрь) я напечатал очерк Древнерусский духовник, состоящий из трех глав и девяти памятников духовнической письменности в приложениях (отдельный оттиск – Сергиев посад 1899 г., стр. 115). Настоящий труд есть совершенно новая переработка этого небольшого очерка, настолько изменившая план и текст и расширившая объем, что я не могу обозначить его словами: «второе издание, дополненное и исправленное». Точнее было бы его назвать новым, от начала до конца переработанным изданием. В самом деле, из I гл. очерка в настоящем издании после переработки вышли целых четыре главы (три первые и шестая); II гл., значительно дополненная, теперь составляет пятую главу; III гл., вновь пересмотренная, – четвертую главу нового издания. Остальное нисколько не зависит от прежнего очерка. В приложениях к очерку было издано всего девять памятников духовнической письменности (стран. 95–115). В новом издании под особым заглавием «Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины» напечатано около 60-ти памятников (под 48 с заметками к ним и указателем, что составило книгу в пятьсот с половиной страниц. Императорскому Обществу Истории и Древностей Российских, гостеприимно принявшему мой труд на страницы своих Чтений, приношу глубокую благодарность.   6 декабря 1913 г. Сокращения 1 Афанасьев, Поэт., воззр., или Афанасьев А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, I–III. М. 1865, 1868, 1869.   Барсков, Памятники, или Барсков. Я. Л. Барсков, Памятники первых лет русского старообрядчества. СПБ. 1912.   Бороздин, Протопоп Аввакум 2 , или Бороздин Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в. А. К. Бороздина. Издание второе, исправленное и дополненное. СПБ. 1900.   Буслаев, Очерки. Ф.И.Буслаев , Исторические очерки русской народной словесности и искусства. I и II. СПБ. 1861.   Варлаамъ, Опис. Сборника XV в. Кир.– Белоз. Б-ки, Арх. Варлаам, Описание Сборника XV в. Кирилло-Белозерской Библиотеки Известия Имп. Академии Наук, V т.  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

4231 «Немощи ради нашия дан вам бысть закон; безгрешно и чисто законное ложе по согласию ко времяни; еже есть время, глаголет апостол, понедельник, вторник, четверток, аще праздника нет; среда же и пяток, суббота и неделя да хранима бывает, и праздники во весь год, и великий пост, и Пасха до Фомины недели». Аввакум разделял воззрения Кирика на закон наследственности, но у этого оригинального писателя он является в своеобразном виде. «Аще, не измывся по мечтании, со женою падешъ и зачнет во утробе детище, или бесно родится, или безумно, или инако развращенно и недостаточно. Егда же кая жена стропотствует ложю его (есть писано в Палее), у таковых дети неблагообразны, или косы, или бриласты, или немы. Аще вином упивается жена, у таковых раждаются плешаты». Бороздин. 13. 4237 V, 176–177. Надо знать, что своих детей Аввакум исповедовал и причащал, хотя по нужде (V, 541), так что Прокопий был духовным сыном своего родного отца. 4247 Денисов сообщает в своем труде «Виноград российский или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие» 1906 года, будто Феодор просил перед смертью прощения у Аввакума и получил его. Бороздин. 145. Но это известие опровергается более надежными «Сказаниями о распрях, происходивших на Керженце из-за Авакумовых догматических писем». VIII, 260–261; ср. 283, 351–52. Бр. Сл. 1875, II, 265–74. 4248 VIII, 146, 151. Совращению Морозовой содействовала еще Мелания, ученица Аввакума. VII, 147, 151. Игнатий Тобольский. Три послания. 136. Почему-то утверждает, что Морозову совратили Аввакум, Лазарь и Никита. 4256 V, 194; Барсков. 37. Не забывала бывшую протопопицу с детьми другая духовная дочь Аввакума некая Маремьяна Федоровна. V, 195. Морозовой после ссылки Аввакума пришлось выбрать другого духовника, в 1672 г. духовным отцом ее был поп Прокопий. Барсков. 314–315. Но она не перестает поддерживать Аввакума и его семью в силу принципа духовнической несменяемости. 4258 «Да пишешь ты ко мне в сих грамотках на Федора, сына моего духовного, чтоб мне ему запретить от Св. Тайн по твоему повелению и ты, будто патриарх, указываешь мне, как вас, детей духовных управлять ко Царству Небесному. Ох, увы, горе! бедная, бедная моя духовная власть! Уж мне баба указывает, как мне пасти Христово стадо»... Далее – брань. Барсков. 42.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4203 Можно еще более упростить объяснение численного равенства полов. Представим, чти самец при соединении с самкой отделяет только гаметы Ff (женский фактор и отсутствие женского фактора), самка, наоборот, отдаляет только гаметы Mm (мужской фактор и отсутствие мужского фактора). Предлагаемой мной гипотезой предполагается, что мужчины потенциально обладают способностью производить только женщин, а женщины – только мужчин. Мне кажется, что в пользу этого предположения можно привести некоторые данные. Согласно гипотезе мы получим комбинации FM, fm, Fm, fM. Первые две безрезультатны; последние две производят женское и мужское потомство и должны производить его в равном числе. 4205 Свою теорию Hugo de Pries изложил в обширном двухтомном труде Die Mutationstheorie. Erster Band. 1901; Zweiter Band. 1903. После этого он не переставал развивать свои воззрения во вновь печатавшихся работах (наиболее крупная – Espèces et Variétés, 1909). К сожалению, его ведения доселе не переведены на русский язык. Они могли бы и не специалистов, а просто любителей натолкнуть на поучительные наблюдения и исследования. В Тульской губернии мне случайно пришлось наблюдать у чистотела (Chelidonium majus) – растения крестоцветного, как и крупка, тенденцию к образованию пятилепестковых цветов совершенно нормального типа. Это совсем не то, что представляет собой так называемое пятилепестковое «счастье» сирени. Сирень – сростнолепестное растение, она в сущности не имеет лепестков, a разрезы ее венчика дают разнообразные отступления от основного типа. Но эти отступления по существу и не так велики и не так часты, как наблюдавшиеся мной у чистотела. Может быть путем отбора семян можно получить пятилепестковый чистотел, который уже никак нельзя будет отнести к крестоцветным. 4209 I, 28–31. Так понимает текст письма Ив. Данилова преосв. Макарий. История. XII, 133, и это, кажется, правильно. Проф. Бороздин считает 40 чел. подписавшимися под челобитной и кроме того 33 человека, пойманных с Аввакумом. По «Винограду Российскому» – 60 человек. Бороздин. 139.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Вступление Я сотрудник православной газеты. Православный журналист. И надо сказать, что сколько веков существует христианство, столько обходилось оно без журналистов и журналистики. И ничего: вполне успешно обходилось. Что же такое случилось с человечеством, что в ХХ веке, а пуще того b XXI журналистика стала необходима Церкви, как воздух? (А это так, — можете поверить моему опыту). Вопрос, как говорится, неоднозначный. И я не стану на него отвечать. Просто потому, что для обстоятельного, вразумительного ответа потребуется ещё одна книга. Скажу только: да, с человечеством что-то происходит; человечество ныне отрывается от собственного прошлого, как космический корабль от земли. Или, может быть, как цветок от родной клумбы: ещё поживёт какое-то время в вазе на столе, а потом… Впрочем, и космический корабль не сможет бесконечно бороздить, так сказать, просторы вселенной; настанет момент, когда придётся или вернуться домой, или погибнуть. …Да, но я говорил о православной журналистике. Фокус тут заключается в том, что никаких наработок на сей предмет в природе не существует: мы с коллегами идём непроторенными тропами, — как первопроходцы. Или, может быть, тычемся по углам, беспомощно, как слепые щенята. Так тоже можно сказать. Особенность церковной жизни заключается в том, что новости в ней могут быть только плохие. Если жизнь на приходе, в благочинии, в епархии организована разумно, грамотно, так, как это требуется, — то новостей в ней случаться не должно. Пришла весна — справляй Пасху, пришла зима — празднуй Рождество, — и так снова, и снова, и снова. Для новостей места нет. Как быть журналисту? Описывать в тысячный раз как владыка освятил очередной храм? Публиковать проповеди к Двунадесятым праздникам? Право, я не знаю, как ответить на эти вопросы. Я предлагаю вашему вниманию эту книгу — не как обобщение своего опыта, — упаси Боже!.. — и не как хрестоматию по православной журналистике. Вообще, предлагаю вам отнестись к ней именно как к книге, а не как к сборнику интервью. Тем более, что тут не только интервью собраны. Тем более, что многие удачные, мне лично весьма дорогие беседы сюда не вошли.

http://azbyka.ru/fiction/kniga-vstrech/

Европа 14.01.2013 23:54:53 Протоиерей Андрей Ткачев Ее тоже захотел Зевс. Захотел не «божественно», а грубо, по-мужицки, но и с выкрутасами. Для одних он превращался в лебедя, в лоно других проливался золотым дождем. Эту он украл, преобразившись в быка. Бесстрашие, как обмолвился Аристотель, рождается или от опыта, или от глупости. Нужно было ей или среди быков вырасти, или быть без мозгов. Он смотрел на нее не по-бычьи умными глазами. Она гладила его по холке, а потом вдруг залезла на спину, когда бык, словно ручной, стал на передние колени. И все! Игры кончились! Животное бросилось в море и поплыло, унося перепуганную жертву на спине. Такой мы знаем её -   Европу. На карте мира она невелика. Даже в своем Объединенном виде. А присмотришься к лоскутикам, из которых она состоит, так даже присвистнешь. Вот Италия, родина изящных искусств, родина всего того, что радует глаз и ухо, а попутно разминает в груди сердце, как мягкую глину. Вот Испания, некогда первая монархия, избороздившая океаны, и целый материк научившая говорить по-своему. Вот Англия, якобы тихо сидящая на некотором ото всех отдалении. О! это еще та штучка. Сначала на своем острове она привела к послушанию шотландцев, валлийцев и прочих жителей этой географической коммуналки. Затем показала Испании, где зимуют раки, и сама стала бороздить моря, завоевывать колонии и, попутно, насыщать мир изделиями своих мануфактур. А это - Франция и Германия, столетиями люто ненавидевшие друг друга, и каждая в отдельности, из зависти, ненавидевшие Англию, то есть Британию, если соблюдать в деталях историческую справедливость. Из недр этих стран появлялись неслыханно успешные, демонически-активные вожди,  главной целью жизни которых было – уничтожить соседний остров. Не вышло. Но они знамениты не только этим. Жители одной из них первые в мире прокричали на площадях своих городов лозунг «Свобода, равенство и братство!». При этом они в словах «свобода» и «братство» изящно програссировали «р» и первыми в истории мира устроили резню во имя земного счастья будущих поколений. Жители второй тоже кое-чем отличились, и тоже в мировом масштабе, но нельзя, нельзя погружаться сейчас в историю Европы. Нельзя погружаться даже в тот ее отрезок, который в учебниках назван «новейшим». Она пленительна, эта история. Она засасывает попавшего в нее человека, словно она – трясина, а человек – тот несчастный, который тем быстрее тонет, чем больше дергается.

http://radonezh.ru/analytics/evropa-4683...

Протоиерей Владимир Бороздинов Балашиха, Московская обл. Сердцу вера потребна И надежда нужна, Совесть требует Неба, Совесть молвит: «Грешна!» Покаяния слезы Вознесу я «горе», Белоснежные розы Запоют в алтаре. 28. 05. 1999 Храм «Свете Тихий...» В купол солнце льется, Лик Христа закатом обагрен, У святого древнего колодца Крестится ветвями старый клен. Свет закатный В стены храма вкраплен, Дышат Лики в отблесках луча, И роняет огненную каплю В часослов горящая свеча. 9.03.2000 Медовый Спас Горит вечерняя звезда На сини темной, И славит скромно Крест Христа Весь мир Огромный. Склоняет головы народ Перед святыней, Кресту на «Славу» Хор поет И на «и ныне». 14.08.2000 Нечаянная Радость Нет молитвы Такой Ни за гробом, Ни здесь! – Лишь стоящим Пред Богом Известно: Оставляет Пречистая Райский покой И обходит людей Повсеместно. И со всеми Она – На молитве, в труде, Словно Солнышко, Светит и греет. Кто усердно Молился Пречистой в беде, Тот и знанье Об этом имеет. Ты стоишь у иконы: Душевная боль, Горечь слез И унынье таится. Помолился Пречистой И услышишь: «Изволь». И за миг Все спешит Измениться. Вместо боли – отрада И сладость – в слезах; Мир душевный Обласкан, утешен. И не день, и не два Ты живешь в чудесах И твердишь: «Недостоин ведь, грешен». 9.02.2001 «Нечаянной радости» У «Нечаянной радости» На моленье стою, С монастырскими певчими Молча сердцем пою: «О Царица Всепетая! О Всемирная Мать! Взор не смею, Ты ведаешь, К Небу я поднимать. Вся душа переполнена Осязаньем вины. Под греховными волнами Лишь останки видны Прежних добрых деяний, Юных светлых надежд... Я стою в одеянии Ветхих рваных одежд И прошу подаяния! – Хлеба нищей душе, Что от слез и страданий Помертвела уже... О Царица Всепетая! Ты – Всемирная Мать! – Материнством согретая В силах все понимать И дары совершенные Можешь детям дарить. Поспеши, Всеблаженная, Дверь надежд отвори!» 23.02.2001 Великопостное стояние В тишине потрескивают свечи, Покаянный служится канон, Улетает в купол, словно в Вечность, Пенье, мелодичное, как звон.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Приложение восьмое А. Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 году Гравюра 1720 года, изображающая общий вид Кирилло-белозерского монастыря, в числе однородных его чертежей и планов не была, повидимому, первою по времени, как показывает надпись на ней: «новоиздадеся». На доске этого вида обозначено, что он рисован и гравирован в С. Петербурге, тогда как компановка подробностей чертежа обнаруживает, что художник рисовал с натуры. Возможно предполагать, что гравюра, исполненная в 1720 году, была лишь копией с более ранних нам неизвестных изданий и стояла к ним в таком же отношении, в каком стояла к изданию 1720 года последующая перепечатка ее 1742 года 1246 . Но оттисков и досок с этих предполагаемых рисунков мы не имеем и прилагаемый здесь вид Кириллова монастыря с издания 1720 года остается для нашего времени древнейшим. Гравюра 1720 года принадлежите резцу Алексея Ростовцева, известного ученика Пикара 1247 , и исполнена на медной доске размером в 56х63 сантиметров. Д. А. Ровинский, не имел, повидимому под руками ни этой доски, ни оттисков с нее. В IV книге «Русских народных картинок» (СПБ. 1881, стр. 490), сославшись, на экземпляр «Пуб. биб. Собр. Даля, 80», он пояснил, что существует «вид Белозерского монастыря на образе преподобного Кирилла Белозерского, в большой лист с надписью: «Ново издадеся тиснением изобразися апскг при архимандрите иринархе в санкт питер бурхе. Грыдоровал Алексе ростовцев». Но на подлинном рисунке надпись гораздо полнее (см. прилагаемый оттиск), год гравирования показан не 1723-ий (апскг), а 1720-ый (апск) и самая гравюра представляет собою не образ преп. Кирилла, а такую же композицию, что и гравюра 1742-го года 1248 . К настоящему времени доска 1720 года, принадлежащая Кирилло-белозерскому монастырю 1249 , сохранилась в значительно поврежденном виде. Вследствие многих неровностей, лишающих возможности печатать с нее непосредственно как «холодным» так и «горячим» способами 1250 , для прилагаемого оттиска с нее пришлось удовольствоваться одним отпечатком, полученным после долгих усилий холодным путем, и затем перевести этот снимок для печати на литографский камень 1251 . Б. План Кирилло-белозерского монастыря из альбома К. М. Бороздина (1809 года)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010