В Троице-Сергиевой лавре состоялось совещание ответственных за работу с монастырями в епархиях Русской Православной Церкви 20 апреля 2016 г. 11:51 19 апреля 2016 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось очередное совещание ответственных за работу с монастырями в епархиях Русской Православной Церкви. Перед началом совещания председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност отслужил молебен у раки с мощами преподобного Сергия, игумена Радонежского, в Троицком соборе обители. Открывая встречу в большом актовом зале Московской духовной академии , Высокопреосвященнейший владыка Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и напомнил, что в этот день исполняется 70 лет со дня открытия в 1946 году Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По случаю юбилейного события вниманию участников совещания был предложен слайд-фильм о возрождении обители. Фильм сопровождался комментарием федерального архитектора Министерства культуры, руководителя Патриаршего архитектурно-реставрационного центра Троице-Сергиевой лавры С.В. Демидова, который рассказал о начале новейшей истории Лавры. Возрождению монастыря преподобного Сергия также были посвящены краткие выступления его насельников: профессора МДА архимандрита Макария (Веретенникова); доцента, заведующего библиотекой МДА игумена Дионисия (Шленова); генерального директора Патриаршего издательско-полиграфического центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Алипия (Кастальского-Бороздина). Затем совещание начало свою работу. В президиуме присутствовали: председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата епископ Лидский и Сморгонский Порфирий ; настоятель Серпуховского Высоцкого монастыря, благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман ; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов); заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) .

http://patriarchia.ru/db/text/4437240.ht...

Довольно ярко близость воззрений последнего с воззрениями первого обнаружилась в изложенной им концепции о границах понятия «догмат». В созданном С. Стойчевым учебном пособии для семинарий (издано в Киеве в 2016 г.) наряду с догматами обозначены «равнодогматические» истины, «которые Церковь всегда исповедовала» 552 , но которые, тем не менее, не  должны признаваться за догматы по той причине, что, «как правило, они не включены в Символы веры , вокруг них не было споров» 553 . По его разумению, «к таким богословским истинам относятся: учение о бессмертии души, о существовании ангелов и падших ангелов и т. п.» 554 . Что касается структурной схемы представленной в этом пособии догматической системы, она отлична от схемы священника О. Давыденкова и больше похожа на схему архимандрита Алипия Кастальского-Бороздина. Однако между ними есть принципиальная разница. Система составлена из логически связанных между собой тематических блоков, расположенных в следующей последовательности: 1) «Понятие “богословие”» 555 ; 2) «Основные характеристики богословия» 556 ; 3) «Духовно-нравственные условия для занятия богословием» 557 ; 4) «Богословие и философия, богословие и наука» 558 ; 5) «Богопознание» 559 ; 6) «Споры о богопознании в IV веке» 560 ; 7) «Споры о характере и границах богопознания в XIV в.» 561 ; 8) «Свойства Божии» 562 ; 9) «Священное Предание» 563 ; 10) «Понятие о догматах и догматической науке» 564 ; 11) «Свойства догматов» 565 ; 12) «Разделы догматической науки» 566 ; 13) «Исторические и богословские причины появления догматов. Теория догматического развития. Развитие богословской науки» 567 ; 14) «Догмат, теологумен, частное богословское мнение» 568 ; 15) «История богословской науки» 569 ; 16) «Русская богословская школа» 570 ; 17) Западное влияние в русском богословии» 571 ; 18) Православное учение о Пресвятой Троице» 572 ; 19) «Космология» 573 ; 20) «Ангелология» 574 ; 21) «Учение о падших духах» 575 . Необычность расположения некоторых разделов по отношению к остальным – первое, что бросается в глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА КАК ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ НАПРЯЖЕННОГО ОЖИДАНИЯ Доклад М.О. Шахова, профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ, директора Старообрядческого исследовательского центра Древлеправославная Поморская Церковь вообще не обсуждает этот вопрос, при том, что для беспоповцев всегда был характерен эсхатологический радикализм. Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви в октябре 2000 года определил, что в ИНН не следует видеть печать антихриста и вопрос о том, принимать ли его, есть дело личных убеждений. Особняком стоят только так называемые " беглопоповцы " , или Древлеправославная Церковь, иерархия которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева). Ее Освященный Собор в августе 2000 года пришел к выводу, что ИНН - предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число. далее... ОДНИ ИЩУТ СПАСЕНИЯ, ДРУГИЕ - ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ Доклад архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника московского Сретенского монастыря Накануне Великого Поста, накануне дней покаяния будем смотреть правде в глаза: нас проверили на готовность к церковной смуте, и мы показали готовность Впереди дни уврачевания греха. далее... НАША БОРЬБА - ЭТО ПОСТ И МОЛИТВА Выступление архимандрита Феогноста, наместника Свято-Троице-Сергиевой Лавры Наше дело - пост, молитва, бдение. Нужно умолить Господа: в свое время Ниневия была прощена, потому что покаялась. И нам надо народ призывать к покаянию, а не к политическим демонстрациям. далее... ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АПОСТАСИИ Доклад архимандрита Алипия (Кастальского-Бороздина) Глобализация - это антихристианская идеология для " нового мирового порядка " с единым управляющим сверхнациональным центром. По замыслу его строителей, это планетарное государство, созданное на развалинах существующих государств, должно иметь единую религию, единую культуру, единое экономическое и политическое пространство. далее... МАТЕРИАЛЫ О ИНН, ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА САЙТЕ ДО VII ПЛЕНУМА БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИИ " УВАЖАТЬ ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ.

http://pravoslavie.ru/sobytia/sbk-inn/in...

Радость Воскресения Христова ныне усугубляется радостью светлого Лаврского торжества... 30.04.2016 18:35:33 Николай Бульчук 577-й выпуск программы " Троицкое Слово " содержит рассказ насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Алипия (Кастальского-Бороздина) о событии открытия Лавры преподобного Сергия на Пасху 1946 года. Более четверти века была закрыта Лавра, в этом году мы совершаем 70-летие этого торжества, которое в тот год совпало с Праздником Светлого Христова Воскресения. Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2016/05/01/20-24.html Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/recommend/radost-vosk...

Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала то «семя тли», ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение – канал, по которому передается прародительская порча. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ), – восклицает Давид, а Апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с грехом прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Таким образом, первородный грех – наследственная поврежденность человеческой душевно-телесной природы, общая склонность людей к греховным поступкам. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Сформулируйте причину и цель сотворения мира. Составьте схему трехсоставной природы человека. Объясните разницу между «образом Божьим» и «подобием Божьим» в человеке. Разъясните, в чем разница назначения человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе. Составьте таблицу из пяти граф, где перечислите главные задачи человека по отношению к безличному творению. Назовите главную причину появления зла. Объясните учение Церкви по вопросу существования зла в этом мире. В чем сущность зла? В чем сущность грехопадения? Что означает понятие «духовная смерть»? Что означает понятие «физическая смерть»? Дайте определение первородного греха. 6 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.170. 8 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.171. 9 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.207. 22 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237. 24 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Часть вторая. Догмат о Пресвятой Троице 1. Политеизм и два монотеизма На заре человеческой истории вера в Единого Бога была достоянием всех людей. Откровение о единобожии наши прародители восприняли в раю и передали своим потомкам. Это предание длительное время сохранялось среди наших предков, пока погружение в плотскую жизнь и омрачение разума, воли и чувств людей в страстях нечестия не привели к тому, что большая часть человечества утратила истинное представление о Боге. Люди, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному, человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись... твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь, – так объясняет Апостол появление язычества – политеизма ( Рим. 1, 21–23, 25 ). Ко времени жизни патриарха Авраама вера в Единого Бога была достоянием немногих праведников, к которым принадлежал, например, Мелхиседек, царь Салимский. В потомстве Авраама монотеистическая вера была вновь утверждена Богом и ограждена строгими предписаниями Закона. Так, пророк Моисей наставлял евреев: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6, 4 ). Сам Бог возвещает через пророка Исаию: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44, 6 ), «Я Господь и нет иного» ( Ис. 45:5 и др.). Истина единства (единственности) Бога нашла подтверждение в новозаветной проповеди Спасителя: «Господь Бог наш есть Господь единый» ( Мк.12:29 ). В Своей первосвященнической молитве Христос молится Единому Истинному Богу ( Ин. 17, 3 ). Апостол так же учит: нет иного Бога, кроме Единого ( 1Кор. 8, 4 ). Проповедь монотеизма в новозаветные времена встречала многочисленных противников, прежде всего, в лице язычников, остававшихся во тьме идолопоклонства и политеизма, а затем – в лице полухристианских сект гностиков и манихеев. Если гностики допускали, кроме верховного Бога, множество низших божеств – эонов, то учение манихеев было дуалистично. Они учили о вечной борьбе двух начал: доброго и злого. Святые отцы вскрывали логическую противоречивость политеизма и дуализма. Они указывали, что всесовершенный Абсолют, Которым только и должен мыслиться Бог, может быть только один. Два или более независимых Абсолютов непременно ограничивали бы друг друга и потому не имели бы необходимых для Истинного Бога свободы и совершенства, то есть не были бы по сути богами. «Многоначалие есть безначалие» и «многобожие есть безбожие», – говорит святой Афанасий Великий 238 . Существование зла в мире объясняется не дуализмом, а злоупотреблением своей свободой тварными существами (Ангелами и человеком).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1. Божество Отца Христос прославляет Отца, «Господа неба и земли», открывшего Свои тайны незлобивым простецам – Апостолам ( Мф. 11, 25 ). Он учит об Отце, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного ( Ин. 3, 16 ); молится о том, чтобы ученики познали Единого Истинного Бога (Отца) и посланного Им Иисуса Христа ( Ин. 17, 3 ). Апостол также возвещает, что у нас один Бог Отец, из Которого все... ( 1Кор. 8, 6 ) Почти каждое свое послание он начинает словами: «Благодать вам и мир от Бога Отца» ( Рим. 1, 7 ). Он проповедует благословенного Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа – Отца милосердия и Бога всякого утешения ( 2Кор. 1, 3 ). Таким образом, Божество Первой Ипостаси – несомненная истина Откровения. Догмат о Божестве Отца прямо не отвергался даже еретиками, хотя искажался всякий раз, когда искажалось учение о Святой Троице. 2. Божество Сына и Его равенство с Отцом 1 . Христос как Сын Божий и Сын Человеческий соединил в Себе две совершенные природы: Божественную и человеческую. О Христе как Воплощенном Боге возвещает Евангелие, взятое в целом. Например, Апостол пишет, что в Воплощении Сына Божия открылась великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим. 3, 16 ). Именование Спасителя Богом уже само по себе свидетельствует о полноте Его Божества. С точки зрения логики, Бог не может быть «второй степени» или «низшего разряда», так как Божественная Природа не подлежит умалению или ограничению. Бог может быть только один и всесовершен. Так, Апостол учит, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2, 9 ). Евангелист Иоанн также возвещает о Божественности Сына: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1, 1 ). Истинность того, что Христос – сущий над всем Бог, благословенный вовеки ( Рим. 9, 5 ), познает и святой Апостол Фома, когда восклицает Воскресшему: «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20, 28 ). По словам Апостола Павла, Христова Церковь – Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20, 28 ), и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

22. Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли. (И вы не радуйтеся, ниже да возмогут ваши узы: зане скончаны и сокращены вещи слышах от Господа Саваофа, яже сотворит над всею землею). Пророк убеждает иудеев не радоваться своему мнимому благополучию, в виду помощи от союзных язычников, предупреждая, что иначе на них еще более окрепнут и несносно тяжелы будут узы плена, непременно наступающего. А что этот тяжкий плен наступит, об этом пророк говорит, как он слышал о том от Господа: плен иудеев, это дело окончательно решенное промыслом Божиим и назначенное к исполнению в короткий срок по всей земли. 23–26. Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его. (Внушите и слышите глас мой, внемлите и слышите словеса моя. Еда весь день будет оряй орати? или семя уготовит прежде возделания земли? Не егда ея, тогда всеет мало чернухи и кимина, потом же сеет пшеницу и ячмень и просо в пределех твоих? И научишися суду Бога твоего и возрадуешися). Желая научить истинному понятию о правосудии Божием, пророк требует особенного внимания слушателей и представляет им наглядный, всем хорошо известный образ суда Божия. Пахарь-земледелец все делает последовательно и в свое время, соответственно известным свойствам разных предметов своего хозяйства; подобно тому действует и Господь на своей ниве или в среде своего народа. Земледелец не всякий день пашет, а в один день готовит семя, в другой смягчает поверхность земли и готовит ее для посева; а потом уже сеет: то чернуху (полевой горох), то кумин или тмин (иначе анис, cyminum), то пшеницу, то ячмень, то просо, и притом семена каждого растения сеет на известных пределах или определенных участках своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

2. Свидетельства Нового Завета Троичность Лиц в Боге ясно проповедуется после Пришествия Сына Божия и составляет одну из основных истин Евангельского Благовестия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом. Прежде всего тайна троичности была приоткрыта во время Крещения Господня ( Мф. 3, 16–17 ), отсюда и само Крещение называется Богоявлением, то есть явлением Бога – Троицы. Воплотившийся Сын Божий был крещаем в Иордане, Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем в виде голубя, подтверждая истинность гласа Отца (так говорится в тропаре Крещения). С тех пор Таинство Святого Крещения является для уверовавших дверью, открывающей путь соединения с Божественной Троицей, имя Которой знаменуется на нас в день Крещения по заповеди Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Это еще одно прямое указание на Триединство Божества. Комментируя данный текст, святой Амвросий замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога, не три Бога» 306 . Свидетельство о Святой Троице содержится в апостольском приветствии: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца) и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). Апостол Иоанн также пишет: «Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5, 7 ) 307 . Последние тексты, говоря о Трех равнобожественных Лицах, подчеркивают личностность Сына и Духа, Которые наравне с Отцом подают дарования и свидетельствуют об Истине. Многочисленные важные в догматическом отношении новозаветные тексты возвещают об одном или двух Лицах Святой Троицы. В. Лосский , например, полагает, что «зерном», из которого произросло все тройческое богословие, является пролог Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... ( Ин. 1, 1 ) Отец здесь именуется Богом, Сын – Словом (Логосом), Который вечно был со Отцом и был Богом. Таким образом, пролог одновременно указывает и единство и различие Отца и Сына 308 . 8. Свидетельства Откровения о равенстве божественных Лиц

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вместе с тем, у некоторых отцов Церкви можно встретить высказывания о том, что Святой Дух исходит От Отца через Сына. Тот же Дамаскин, вслед за Ареопагитом, пишет об Утешителе: «Он также и Дух Сына, но не потому, что из Него , но потому, что через Него из Отца исходит . Ибо один только Виновник (Сына и Духа) – Отец» 356 . Далее он дает следующее определение Третьей Ипостаси: «Бог – Дух Святой – среднее между нерожденным (Отцом) и рожденным (Сыном) и через Сына соединяется со Отцом» 357 . Утверждение, что Сын является как бы средой, через которую от Отца исходит Святой Дух, принимается Восточной Церковью на уровне богословского мнения. Радикальное отличие этой точки зрения на происхождение Третьего Лица от латинского filioque состоит в том, что здесь Сын не мыслится причиной бытия Святого Духа. 10. Единосущие Лиц Святой Троицы Мы именуем Святую Троицу единосущной и нераздельной. О единосущии Ипостасей Святой Троицы неоднократно говорит Священное Писание, хотя сам термин «единосущный» и отсутствует в нем. Так, мысль о единосущии Отца и Сына содержится в словах Спасителя: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10, 30 ); «видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14, 9 ); «Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин. 14, 10 ). Он есть Сын Отца не по благодати, а по Природе, «ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном» ( Евр. 1, 5 ) Та же мысль о Его подлинном сыновстве содержится и в других текстах Священного Писания, например: Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем в Истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная ( 1Ин. 5, 20 ). Или еще: Бог Сына Своего (греч. «идиу» – собственного) не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8, 32 ). Евангелие именует Спасителя Единородным, а значит, и единосущным Сыном. «И Слово стало плотию... и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца», – пишет святой Апостол Иоанн Богослов ( Ин. 1, 14 ). Там же говорится, что Слово – Единородный Сын, сущий в недре Отчем ( Ин. 1, 18; 3, 16 ). Святой Иоанн Дамаскин поясняет, что Сын называется в Писании «единородным», «потому что Он один от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение неподобно рождению Сына Божия и нет другого Сына Божия» 358 . Он – той же Сущности, что и Отец, ибо «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое... творение же и созидание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего...» – пишет святой Иоанн Дамаскин 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010