Ничто не сокрыто от всевидящего ока Божества. Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его ( Евр. 4, 13 ). Он знает вес ветра, воде – меру, устав, данный дождю, и путь, назначенный для громоносной молнии ( Иов 28, 25–26 ). Он видит каждый шаг человека ( Иов 34, 21 ), проникает в самую глубину его сердца ( Иер. 17, 10 ), ведает его помышления ( Пс. 37, 10 ). Он знает все совершенное человеком, все возникавшие в его сердце намерения ( 1Кор. 4, 5 ) и сказанные им слова ( Мф. 12, 36 ) и будет судить обо всем этом в Последний День. Богу одинаково хорошо известны прошедшее, настоящее и будущее. «Господи! – восклицает Псалмопевец, – Ты разумеешь помышления мои издали... и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» ( Пс. 138, 1–4 ). Божественное всеведение – это не предопределение. Бог наперед знает все доброе и худое, чему предстоит произойти, но не предопределяет линию поведения разумных существ. «Бог все предвидит, но не все предопределяет, – пишет святой Иоанн Дамаскин . – Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти (наши поступки), но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силой к добродетели» 215 . Божественное предвидение не связывает свободу твари. Так, свобода наших ближних не нарушается оттого, что мы предугадываем их поступки. По своей благости и справедливости Господь предопределил лишь то, «что не находится в нашей власти» 216 . Так, Он предопределил нам жить и пользоваться свободой, и «добродетель дана нам Богом вместе с нашей природой ... без Его содействия и помощи для нас невозможно ни хотеть, ни делать добра. Но в нашей власти или остаться в добродетели и последовать Богу... или оставить добродетель, т.е. жить порочно и последовать диаволу, который – правда, без принуждения – нас к этому призывает» 217 . В. ВСЕМОГУЩЕСТВО В явлении Аврааму Бог именует Себя Всемогущим (евр. «шаддай» – от корня «шадад» – превосходить силой). Божественная мощь беспредельна. Бог творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс. 134, 6 ). Он не колеблется в Своих решениях ( Чис. 23, 19 ). Его святая воля, наделенная могуществом, никогда не остается неисполненной. Бог решил; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его ( Иов 23, 13 ). У Него не останется бессильным никакой глагол ( Лк. 1, 37 ). Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс. 32, 9 ). Его деятельная мысль «неизменно становится чьим-нибудь бытием». Так, святой Иоанн Дамаскин пишет, что Бог «творит мыслью» 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Лосского , посмертно изданный его учениками. Автор, не вдаваясь в историю богословских споров, смог в кратком и в то же время очень емком изложении показать глубину и единство богословской мысли святых отцов разных эпох. В основание всей догматической системы В. Лосского легло учение о Божественных энергиях святого Григория Паламы . Это сочинение воспринимается как живое свидетельство Православия. В сравнительно небольшом по объему курсе, конечно, нельзя было одинаково полно осветить все вопросы догматики. Некоторых важных догматических тем автор касается только вскользь (например, учения о Таинствах). В данном сочинении заметно влияние предшествовавших трудов прот. Георгия Флоровского и меньше – «Догматики» епископа Сильвестра. VIII. ПОНЯТИЕ О БОГОПОЗНАНИИ 1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем... ( Деян. 17, 26–28 ) В контексте Библии познать нечто – значит изведать на опыте. Так познаются страдания ( Ис. 53, 3 ) и грех ( Прем. 3, 13 ), война ( Суд. 3, 1 ) и мир ( Ис. 59, 8 ), добро и зло ( Быт. 2, 9, 17 ). Познание 108 в этом смысле всегда сопровождается некими глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога – божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога: сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17, 3 ). Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине, ибо «совершенство и самых совершенных... несовершенно» 109 . Имеются два различных образа богопознания: естественный и сверхъестественный.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

О значении догматов говорит тот факт, что, с древних времен и поныне, перед вступлением в церковную общину крещаемый должен во всеуслышание прочесть Символ веры , т.е. засвидетельствовать свою веру в догматические истины Православия. Апостол убеждает уверовавших твердо держаться евангельского учения, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4, 13 ). Кто отступает от однажды принятой апостольской веры, тот лишает себя спасения. История Православной Церкви знает множество примеров, когда ради сохранения чистоты своей веры святые подвижники шли на жестокие страдания и смерть. Христова Церковь прославляет их, как поборников православной истины. Догматы – незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними – строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения. Мы имеем строгое указание Апостола: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит. 3, 10–11 ). Аналогично, против отвергающих основной христианский догмат – о Богочеловечестве Христа Спасителя, свидетельствует Апостол Иоанн: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин. 4, 3 ). Если любой грех – следствие слабости воли, то ересь – «упорство воли» 45 . Ересь – упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна. В постановлениях Шестого Вселенского Собора говорится: «Аще кто не содержит и не приемлет догматов благочестия и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема по определению, прежде составленному святыми и блаженными отцами» 46 . 3. Богословское мнение

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

22. Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли. (И вы не радуйтеся, ниже да возмогут ваши узы: зане скончаны и сокращены вещи слышах от Господа Саваофа, яже сотворит над всею землею). Пророк убеждает иудеев не радоваться своему мнимому благополучию, в виду помощи от союзных язычников, предупреждая, что иначе на них еще более окрепнут и несносно тяжелы будут узы плена, непременно наступающего. А что этот тяжкий плен наступит, об этом пророк говорит, как он слышал о том от Господа: плен иудеев, это дело окончательно решенное промыслом Божиим и назначенное к исполнению в короткий срок по всей земли. 23–26. Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его. (Внушите и слышите глас мой, внемлите и слышите словеса моя. Еда весь день будет оряй орати? или семя уготовит прежде возделания земли? Не егда ея, тогда всеет мало чернухи и кимина, потом же сеет пшеницу и ячмень и просо в пределех твоих? И научишися суду Бога твоего и возрадуешися). Желая научить истинному понятию о правосудии Божием, пророк требует особенного внимания слушателей и представляет им наглядный, всем хорошо известный образ суда Божия. Пахарь-земледелец все делает последовательно и в свое время, соответственно известным свойствам разных предметов своего хозяйства; подобно тому действует и Господь на своей ниве или в среде своего народа. Земледелец не всякий день пашет, а в один день готовит семя, в другой смягчает поверхность земли и готовит ее для посева; а потом уже сеет: то чернуху (полевой горох), то кумин или тмин (иначе анис, cyminum), то пшеницу, то ячмень, то просо, и притом семена каждого растения сеет на известных пределах или определенных участках своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Во второй день Бог отделил воду над твердью от воды под ней. Об этой воде, которая превыше небес, говорится в псалме 148 (ст. 4). Псалмопевец возвещает также, что Господь утвердил землю на водах и сотворил великие светила: солнце – для управления днем... луну и звезды – для управления ночью ( Пс.135:8–9 ). Апостол Петр пишет, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою ( 2Пет.3:5 ). У пророка Иеремии Господь говорит: «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли» ( Иер.27:5 ). Наконец, Сам Спаситель подтверждает подлинность шестоднева, говоря о нерасторжимости брака как Божественного установления, о котором сообщается у Моисея в истории сотворения человека ( Мк.10:6 ; ср. Быт.1:27 ). Конечно, с естественнонаучной точки зрения, библейские сведения о происхождении мира далеко не полны и слишком кратки, однако не следует забывать, что цель бытописателя состояла не в том, чтобы изобразить космогонию или геогонию во всех подробностях, а в том, чтобы привести людей к вере в Бога, как истинного и единственного Творца Вселенной. Бог вдохновлял священных писателей, чтобы открыть истины сверхъестественного порядка, потому что последние превосходят силу нашего разума, а поэтому мы нуждаемся в том, чтобы Он Сам преподал их нам. Что касается явлений окружающего мира, то Он предоставил их нашему исследованию. За познанием физических явлений нужно обращаться не к Библии, а к самой природе. Как хорошо заметил Василий Великий , Моисей писал, чтобы сделать нас более религиозными, а не более учеными 461 . С этой точки зрения, краткое повествование пророка вполне соответствует поставленной цели. Он не только возвещает о единственном всемогущем Творце невидимого и видимого мира, но и последовательно описывает на своеобразном языке того времени основные этапы возникновения космоса в целом и различных уровней жизни на нашей планете: растений, животных и человека. Так что создается целостное представление о Вселенной и ясное понимание того, что ничто из существующего не стало существовать без воли Божией. Все разнообразие тварного бытия возникает постепенно, в соответствии с предначертанным Божественным планом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

После столь многочисленных свидетельств нельзя сомневаться в существовании ангельского мира. Следует признать совершенно безосновательным мнение протестантской библейской критики о том, что учение об Ангелах почерпнуто евреями из персидской религии во время Вавилонского плена. Упоминание об Ангелах проходит через всю Библию , включая древнейшие ее книги, написание которых предшествовало переселению евреев в Вавилон. Кроме того, имеются существенные различия между персидским и богооткровенным учением о бесплотных духах. 1 . Религия персов дуалистична, и, соответственно, добрые Ангелы происходят от доброго начала (Ормузда), а злые – от злого (Аримана). Библия же учит, что Единый Бог все сотворил «весьма хорошим», и только впоследствии часть Ангелов пала по своей воле. 2 . Духи персов двуполые, как и люди. По библейскому же учению, Ангелы бесплотны и не разделяются по половому признаку. 3 . Если персы поклонялись Ангелам так же, как Ормузду, то евреям всякое поклонение Ангелам было запрещено. Столь же неприемлемо мнение рационалистов, что Христос и Апостолы, говоря об Ангелах, только приспосабливаются к народным верованиям. Это было бы несообразно со святостью Спасителя и высотой Его учения. В Его устах не было лжи. Христос – воплощенная Истина. Вразумляя саддукеев, отвергавших Воскресение и бытие Ангелов, Господь говорит: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ибо в Воскресении ни женятся, ни замуж выходят, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22:29–30 ). Если в Послании к колоссянам Апостол и предупреждает от чрезмерного или неправильного почитания Ангелов ( Кол. 2:18 ), то в этом же Послании он перечисляет некоторые степени ангельской иерархии, созданной Сыном ( Кол. 1:16 ), не оставляя сомнений в действительном бытии ангельского мира. 9. Происхождение Ангелов В Символе веры мы исповедуем Бога Творцом мира видимого и невидимого. Апостол Павел также пишет, что Сыном Божиим создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли – все Им и для Него создано ( Кол. 1:16 ). Еще древние отцы Церкви, вопреки ложным гностическим теориям об Ангелах, как порождениях Божественной природы, совершенно ясно учили об их тварности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

оно еще не было сотворено), а вследствие пульсации света в установленной Богом мере» 482 . Преподобный Ефрем Сирин пишет, что первозданный свет на ночь погружался в первозданные воды 483 . Святитель Григорий Нисский делает предположение о вращении первичного света вокруг земли, в результате чего чередовались день и ночь (в первые три дня) 484 . Свет является первым и необходимым условием для многих химических реакций и для развития органической жизни. Б. День второй И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. ...И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом... ( Быт. 1, 6–8 ). В этот день происходит устроение пространственной структуры мироздания. Создается твердь (по-гречески sterewma – опора, основа) – некое основание, фундамент космоса (ср. основавший землю на тверди ее – Пс. 103, 5 ). Однако, как изъясняет святитель Василий Великий , не следует думать, что твердь – это нечто твердое и жесткое в физическом смысле слова. «Напротив того, поскольку все, лежащее выше (то есть ангельские миры), по природе своей тонко... и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью» 485 . Твердь – это оболочка, в которую заключен видимый мир. В. Лосский пишет: «Во второй день Бог окончательно отделяет воды низшие от высших, то есть земной космос, ограниченной «твердью небесной», от ангельских эонов, о которых в дальнейшем книга Бытия ничего не говорит» 486 . Здесь он следует мнению святителя Григория Нисского о том, что «твердь, которая названа небом, есть предел чувственной твари и за этим пределом следует некая умопредставляемая тварь, в которой нет ни образа, ни величины, ни ограничения местом, ни меры притяжения, ни цвета, ни очертания, ни количества, ни чего-либо иного, усматриваемого под небом» 487 . Соответственно, «воды над твердью» находятся вне нашего космоса. Они, по толкованию преподобного Ефрема Сирина , «пребывают там росой благословений и блюдутся для излияния гнева» 488 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Член четвертый Строгость суда Божии над нечестивыми защищается притчею Приступ притчи, увещание Ст. 23. Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Эти слова составляют приступ притчи, в котором Пророк требует внимания к словам его, и вникания в смысл их; потому что он говорит о предмете важном, который необходимо знать всякому. Цель этой притчи та, чтобы оправдать строгость суда Божия в наказании и очищении своего народа посредством бедствий, и в погублении нераскаянных, закоренелых в нечестии. Притча поучительная Ст. 24. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Ст. 25. Нет; когда уровняет поверхность ея, он сеет чернуху, или разсыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. Ст. 26. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его 32 ). Ст. 27. Ибо не молотят чернухи катко ч зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин палкою. Ст. 28. Зерновый хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильныя колеса с конями их, но не растирают его. Ст. 29. И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его. Этою Притчею Пророк оправдывает справедливость действия промысла и судов Божиих, по которым Бог подверг нечестивых решительному, конечному наказанию, между тем, как благочестивым доставляет спасение. В этой притче Пророк научает, что план Божественного промышления о церкви подобен тому, какой наблюдает земледелец по отношению к своей ниве. Земледелец сначала пашет землю, потом боронит, тем очищает траву и уравнивает поверхность земли, сеет, и притом всякое семя бросает па своем месте, смотря потому, какая земля лучшая для какого семени, наконец пожинает, и сжатое омолачивает. Все эти действия земледельца так соединены между собою, что одно действие относится к другому, как средство к цели, после всего земледелец приступает к молотьбе, которою все прежние действия заканчиваются, и семена употребляются по назначению. Молотьба также совершается различно, смотря по свойству растения. Так точно и Бог поступает. И у него есть нива – народ Иудейский. По отношению к нему Он совершает различные действия Своего промышления: орет, боронит, очищает землю, сеет семя, и притом всякое на своем месте, наконец пожинает и обмолачивает. И эти действия тесно соединены между собою, одно к другому относится, как средство к цели: Бог не станет орать, и боронить, или полоть иначе, как для того, чтобы посеять, и для этого не станет всякий день орать; также не станет сеять иначе, как только для того, чтобы пожать, а жнет для того, чтобы обмолотить для употребления плодов. Он не станет постоянно только орать и сеять; нужно же когда-нибудь пожать, смолотить посеянное, и получить плоды для употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Но что с тобою, душа? Отчего ты страшишься перейти к ее смерти? Книга становится уже довольно растянутой, а мы еще боимся подвинуться к концу, как будто, если бы мы молчали о нем и распространялись в похвалах ей, смерть могла быть отсрочена! До сих пор мы плыли под счастливыми ветрами, и корабль быстро бороздил кудрявые равнины моря. Теперь речь набежала на скалы, вздымаются горы волн и неизбежное кораблекрушение грозит нам со всех сторон так, что мы вынуждены воззвать: Господи! спаси нас, погибаем! ( Мф. 8:25 и Мк. 4:39 ); и восстань, что спишь, Господи ( Пс. 43:24 )? Ибо кто может без слез рассказывать о смерти Павлы? Она впала в такую жесточайшую болезнь, что достигла наконец, чего желала; а желала оставить нас и соединиться теснее с Господом. Во время этой болезни, испытанная всегдашняя привязанность к матери дочери Евстохии еще больше подтвердилась в глазах всех. Она сама сидела у постели, держа опахало, поддерживая голову, подкладывала подушечку, терла ноги, согревала рукой желудок, охлаждала горячую воду, прикладывала салфетку, предупреждала услуги всех служанок, и что успевала сделать другая, то считала потерянным из следующего ей вознаграждения. С какими молитвами, с каким плачем и стоном перебегала она от ложа матери к вертепу Господа, чтобы не лишиться ее сожительства, не жить в ее отсутствии, – чтобы быть вынесенной на тех же самых носилках! Но увы, бренное и телесное естество человеческое! Не превознеси его до неба вера Христова, не будь обетования о вечности души, телесные условия наши были бы одинаковы со зверями и скотами. Тот же конец праведному и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертвы и не приносящему жертвы. В этом отношении равны добрый и грешник, клянущийся и тот, кто боится клятвы. И люди, и скоты одинаково обращаются в дым и пепел. Но зачем я слишком медлю, и, стараясь развлечь скорбь свою, делаю ее более продолжительной? Мудрейшая из женщин почувствовала приближение смерти, и, когда оконечности тела и членов стали охладевать и только в святой груди трепетал огонек жизни, она, будто переходя к своим и оставляя чужих, шептала известные стихи: Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей ( Пс. 25:8 ); и, как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни ( Пс. 83:2–3 ); и еще: желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Там же, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дух непосредственно участвовал в творении мира: Дух Божий носился над водой (первозданной Вселенной) ( Быт. 1, 2 ); – и в творении человека: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь», – восклицает праведный Иов ( Иов 33, 4 ). Со дня Пятидесятницы Дух Святой обитает в Церкви как Освятитель. Он поставляет на служение пастырей Церкви. Так, Апостол говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по греч. епископами), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). Он духовно возрождает человека в Таинстве Крещения и полагает начало спасения, поэтому если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3, 5 ). Святой Дух отпускает грехи, ибо по Воскресении Христос говорил Своим ученикам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20, 22–23 ). Наконец, Дух Святой есть Дух Истины, потому упорное противление истине (как хула на Святого Духа) не простится... ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12, 31–32 ). 3 . Духоборы указывали тексты Священного Писания, в которых, по их мнению, предполагается, что Святой Дух – существо тварное или во всяком случае низшее Отца и Сына. Например, в прологе Евангелия от Иоанна повествуется только о Первых Двух Ипостасях, об Отце и Сыне, через Которого все пришло в бытие ( Ин. 1, 1–3 ). Если все стало быть через Сына, значит, и Дух сотворен Сыном, – рассуждали еретики. Но «у евангелиста не сказано просто «все», а «все, что стало быть», то есть все, что получило начало бытия. Не Сыном Отец, не Сыном и все, что не имело начала бытия», – пишет святитель Григорий Богослов . Нельзя доказать, что Дух имел начало во времени, а поэтому нельзя разуметь Его под словом «все» 317 . В Божественной икономии Лица Святой Троицы действуют в полном единстве, но Дух Святой является третьим, ибо всякое действие Святой Троицы имеет начало в Отце и совершается через Сына в Духе Святом. Дух преемствует в Домостроительстве Сыну, поэтому Христос учит, что Дух Истины от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, – есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет ( Ин. 16, 14–15 ). Всеведение, конечно, свойственно всем Трем Лицам ( Мф. 11, 27 ; 1Кор. 2, 11 ), но Святой Дух в Откровении действует после Сына, поэтому Христос сказал, что Утешитель не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит ( Ин. 16, 13 ). По этой же причине Святой Дух поставляется обычно третьим при перечислении Божественных Лиц в Писании. Однако имеются исключения из этого правила. Например, в Первом послании к коринфянам Святой Дух поставлен на первом месте (12, 4–6), а в некоторых других текстах – на втором ( Тит. 3, 4–6 ; Рим. 15, 30 ; Еф. 2, 18 ; 2Пет. 1, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010