е. на плане Бороздина от 32 по 34) и юговосточной (т. е. на плане Бороздина от 34 по 36). Но и часть стены, окаймлявшая Сиверское озеро (см. на плане Бороздина от 8); повидимому подвергалась тогда же одновременной перестройке (о чем свидетельствуют следы кладки добавочных кирпичей) и потому не может быть признана несомненным образцом крепостной архитектуры XVI века. Другие стены внутреннего ограждения, нетронутые при сооружении второй стены, к настоящему времени не избегли разрушения: отчасти превращены в низкие заборы (см. стену на северозападной стороне), отчасти совсем разобраны (сравн. на плане Бороздина 2 – 3 с планом Мартынова; см. также прим. 811), отчасти переделаны в XVII–XIIІ веках (часть стены между казенными палатами и бывшей «грановитой башнею», быть может, переделана, во время перестройки казны, см. выше). Из башен XVI века в настоящее время заканчивает свое существование одна только «свиточная», стоящая на мысу, вдающемся в Сиверское озеро. Остальные разрушились (см. выше примечание 805 и рисунок XXXVII). 818 О переменах, происшедших на Руси в способах сооружения каменных крепостных стен со времени введения огнестрельных орудий, см. в очерке Л. Фримана, История крепости в России, ч. I, СПБ. 1895, стр. 16–30. – Перемены эти стояли также в связи с прибытием в Москву иностранных мастеров (итальянцев и друг.), научивших делать (вместо прежних толстых и высоких стен, на которых живая оборона действовала только с их вершины) ограды с внутренними ходами и внутренними помещениями для орудий. 820 В московской древности нередко ставились четвероугольные башни и на протяжении удлиненных сторон огради. В XVIII веке две таких башни: хлебенная (см. на плане 1720 года м) и поваренная (см. на плане 1720 года н), сохранившиеся до наших дней, стояли на кирилловской ограде, окаймлявшей Сиверское озеро. Ни опись 1601 года, ни опись 1621 года не упоминают однако о них, хотя и говорит о палатках однородного с ними наименования (см. выше). Возможно, что эти палатки в XVII веке при перестройке ограды были превращены в башни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Викентьева относительно разрушения памятников означенной коллекции. Для исследования этих памятников весной сего года со стороны Главмузея была командирована специальная комиссия, которая нашла их состояние вполне удовлетворительным, тогда как, согласно заключению той же комиссии, памятники Музея-Института Классического Востока оказались сильно пострадавшими. В полной сохранности Голенищевской коллекции имел случай убедиться и состоявшийся в августе съезд египтологов. На этом съезде гр. Викентьевым было сделано аналогично поданному в Главнауку заявление, но съезд не только с ним не согласился, но и возбудил вопрос о перенесении в Музей Изящных Искусств хранящихся в Историческом Музее памятников Музея Классического Востока, вследствие отсутствия подходящего в Историческом Музее для них помещения .   По всей видимости, на съезде разразился настоящий скандал. Но в статьях И. Н. Бороздина и И. Г. Франк-Каменецкого по этому поводу не дается никаких подробностей. И. Н. Бороздин лишь фиксирует как одну из резолюций следующее постановление съезда: «4) По вопросу о хранящихся египетских памятниках в музеях правительственных, неегиптологических, признать желательным присоединение их к более крупной египтологической коллекции» . Бороздин констатировал, что положение Музея-института Классического Востока «катастрофично», т. к. помимо отсутствия отопления ему угрожает выселение из стен Исторического музея . Поэтому в постановлениях съезда прозвучало ходатайство к Российскому Историческому музею о временном сохранении коллекции в его стенах . История эта закончилась лишь в 1924 г., когда коллекция Музея-института Классического Востока поступила в Музей изящных искусств. 20 августа съезд в полном составе принял участие в торжественном заседании различных ученых учреждений, посвященном столетнему юбилею дешифровки иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном. Председательствующий И. Н. Бороздин во вступительном слове охарактеризовал значение открытия и выразил надежду, что настоящий юбилей, являясь общим праздником всего культурного человечества, послужит толчком к восстановлению нарушенного сотрудничества культурных наций мира на почве научного творчества . В повестке было два научных доклада: И. Г. Франк-Каменецкого под заглавием «Дешифровка иероглифов и успехи египтологии в Западной Европе» и Т. Н. Бороздиной-Козьминой «Египтология в России» . В завершение сопредседатель В. В. Струве озвучил постановления съезда: 1) обратить внимание правительства на необходимость принятия срочных мер для ремонта и отопления музейных зданий, в которых хранятся египетские памятники; 2) изыскать средства к скореишему и полнеишему опубликованию литературного наследия покоиного академика Б. А. Тураева; 3) приступить к возобновлению издания «Культурно-исторических памятников древнего Востока», выходившего под редакцией Б. А. Тураева;

http://bogoslov.ru/article/6194495

Чт. ibid. 763), что, полагаем, правильнее. Несколько ниже сейчас приведенного места в „Материалах“ читается: „и ждите того, егда станет римская власть разорятися, но обстоим будем Рим вои отвсюду, и тогда разумейте, яко приближися запустение ему и антихристово царство приде. По Ипполиту и Залатоусту, Божию и человеческую власть содержит ныне папа римский,..“ (VI, 274). В списке Черниговской духовной семинарии „и ждите того: егда станет римская власть разорятися и обстоим будет Рим вои отовсюду и тогда разумейте, яко... антихристово царство прииде, по Ипполиту и Златоусту. И Божию и человеческую власть“... и т. д. (Хр. Чт. Ibid 763). Более правильное разумение приведенного места зависит от пунктуация, которая принадлежит, нужно полагать, издателям, и в отмеченном месте она сделана проф. Субботиным неудачно, в чем убеждает нас и сам автор послания об антихристе несколько выше. Не о том говорят Ипполит и Златоуст, что „Божию и человеческую власть содержит папа римский“, а о том, что „римская держава от антихриста разорится“ (VI, 263; Хр. Чт. 1888 г. I, 763). След. и правильнее читать выше приведенное место нужно так, как указано г. Бороздиным. Далее в списке, изд. Субботиным, читаем: „а еже по временам, отступление прежде придет по Павлову глаголу к селунянам; и о том числе зверином указует, еже есть 666, и о сем добре протолковано в книге о вере печати московской“ (VI, 265). В списке, изд. Бороздиным, читается несомненно правильнее и согласнее со смыслом: „и о том число зверино указует“... (Хр. Чт. ibid 763). Непосредственно за приведенными словами, за ссылкой на книгу о вере, в „Материалах“ следует такое неудобовразумительное место: „И богом того не пщите и о себе ничего не мудрствуйте“; между тем в списке, изд. Бороздиным, мысль внолне ясная, согласная с предыдущим и след. правильная: „и боле того (т. е. больше того, что „добре“ истолковано в книге о вере печати московской) не ищите и о себе ничего не мудрствуйте“. Выражение (из списка, изд. Субботиным): „егда же не у время исполнися числу, тогда и премудрым и богословцем недоведомо бывает“...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

К сожалению, наши главные источники, Предварительный отчет о съезде И. Н. Бороздина и статья И. Г. Франк-Каменецкого , не освещают вопрос о выборе дат съезда — ведь он был проведен почти на месяц раньше празднуемого события (днем рождения египтологии принято считать 14 сентября, когда Ж.-Ф. Шампольон сделал свое открытие, или 27 сентября 1822, когда он его «опубликовал» ). Итак, съезд был созван Всероссийской научной ассоциацией востоковедения и Центральным институтом востоковедения . Он продолжался целых четыре дня и был открыт 17 августа в помещении Египетского отдела Музея изящных искусств профессором И. Н. Бороздиным, указавшим на то, что египтология должна занимать видное место в деятельности ассоциации. Приветственные речи произнесли ректор Центрального института востоковедения А. Т. Гисматуллин , директор музея В. Г. Гиацинтов , от Московского Археологического общества выступил Н. С. Щербатов , от Музея-Института Классического Востока В. М. Викентьев , а также представители Саратовского, Пермского, Казанского университетов и Тульского губархива. После приветствий съезд утвердил президиум в составе двух председателей (В. В. Струве и И. Г. Франк-Каменецкий) и трех секретарей (Н. Д. Флиттнер , Т. Н. Козьмина-Бороздина, А. В. Шмидт ), а Н. Н. Хлебникову в качестве «постоянного секретаря» . В течение первого дня съезда были заслушаны научные доклады В. В. Струве, Т. Н. Козьминой-Бороздиной и И. Г. Франк-Каменецкого. Столь малое количество докладов, вероятно, объясняется значительным объемом каждого из них. Профессор В. В. Струве проанализировал «папирус-словарник Голенищевского собрания», дав его частичный перевод и определив место написания — Мемфис, а время — правление Рамсеса III. Т. Н. Козьмина-Бороздина рассказала о научной деятельности египетского подотдела Музея изящных искусств при Государственном Московском университете. И. Г. Франк-Каменецкий в докладе «Религиозный синкретизм в Египте в фиванский период» познакомил слушателей со своей работой, являющейся продолжением ранее опубликованной книги .

http://bogoslov.ru/article/6194495

Доселе этот вопрос (стоящий в связи с вопросом, – мог ли Аввакум принимать какое-нибудь участие в исправлении книг при патриархе Иосифе), не решён с полной определенностью: все исследователи последнего времени (Каптерев, Гейден, Бороздин и другие) согласны только в том, что он явился в Москву в конце патриаршества Иосифа, но точно самого времени не устанавливают. Бороздин, например, этот специальный исследователь о протопопе Аввакуме, говорит только, что Аввакум поселился в Москве или в конце 1651 года или в начале 1652 г., 29 а профессор Каптерев замечает, что это было в последние месяцы патриаршества Иосифа. 30 Но мы думаем, что поселение Юрьевского протопопа в Москве случилось уже после смерти патриарха Иосифа. Для доказательства этого можно привести следующие данные из автобиографии протопопа Аввакума. В ней Аввакум, сказав о своём переселении из Юрьевца в Москву, решительно ничего не говорит о смерти и погребении патриарха Иосифа, а прямо повествует о заботах Стефана Вонифатьева с братией об избрании приемника патриарху Иосифу и затем продолжает: «посем Никон, друг наш, привез из Соловок Филиппа митрополита». 31 Если бы протопоп Аввакум во время смерти и погребения Иосифа проживал в Москве, то трудно объяснить, почему он ничего не говорит о таких важных церковных событиях, свидетелем которых был сам. Патриарх Никон возвратился в Москву с мощами Филиппа 9 июля 1652 года, а Иосиф умер 15 апреля; следовательно, в этот период времени и прибыл в Москву Аввакум. Не мешает в подтверждение этого отметить и то, что Аввакум, избитый паствой, поехал из Юрьевца Волгой, 32 – значит весной. Наконец, это вытекает из следующих хронологических дат, находящихся в житии Аввакума: «рукоположен в диаконы двадесяти лет с годом (21 г.) и по дву летах попы поставлен (23 л.); живый в попех восемь лет, и потом совершен в протопопы православными епископы, – тому лет двадцать минуло, – и всего тридесять лет, как имею священство». 33 Признавая почти за доказанное, что протопоп Аввакум родился в 1620–1621 г. (Бороздин стр. 1), мы должны признать, что он поставлен в священники в 1643–1644 г., следовательно, в протопопы в Юрьевец произведён в 1651–1652 г., а после этого вскоре поселяется в Москве. Здесь-то он и сошёлся близко со Стефаном Вонифатьевым и Иваном Нероновым и благодаря, с одной стороны, связям с ними, а также знакомству с самим царём, а с другой – своим выдающимся дарованиям, становится очень важным и влиятельным лицом в среде московского духовенства. Не имея своего прихода, он служил временно в Казанской церкви вместе с протопопом Нероновым. В противоположность протопопу Неронову, сумевшему спокойно умереть в сане архимандрита, Аввакум до последней минуты своей жизни открыто и фанатично содержал раскол и умер на костре, проповедуя с костра всё тот же раскол, – умер с двумя поднятными кверху перстами, на глазах многочисленной толпы в 1681 году в апреле месяце (по одним – 1 числа, по другим – 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Часть третья. Бог – Творец и Промыслитель мира 1. Философские теории происхождения мира Один из основных вопросов, который человечество пыталось разрешить на протяжении всей своей истории, – вопрос о происхождении мира и человека. Среди нехристианских теорий по этой проблеме следует выделить следующие три: 1) материализм; 2) дуализм; 3) пантеизм. 1 . Материализм (от лат. слова materialis – вещественный). В противоположность идеализму, материализм считает, что материя первичнее духа, сознания, идеи. Признание первичности материи равносильно отрицанию Божественного начала, приведшего мир в бытие, поэтому характерной чертой материализма является атеизм. К числу универсальных свойств материи материалисты относят «ее несотворимость и неуничтожаемость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Материи всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие...» 390 Все явления в мире, согласно этому учению, представляют собой различные виды и проявления движущейся материи. Это учение в настоящее время обнаруживает все более и более свою несостоятельность. Такие утверждения, как вечность, бесконечность материи и закономерность ее саморазвития, с точки зрения современной науки, являются сомнительными. Большинство ученых нашего времени считают, что мир имел начало и что он ограничен. Согласно научным наблюдениям, материя стремится отнюдь не к саморазвитию, не к усложнению своей структуры, а, наоборот, к распаду на более простые формы, к выравниванию всех возникших в ее структуре отклонений (в физике это явление называется «тепловой смертью »). 2 . Дуализм (от лат. слова dualis – двойственный) – это философское учение, которое признает, что в основе всего – равноправные, не сводимые друг к другу два начала: идеальное и материальное. Типичным представителем дуализма является древнегреческий философ Платон (VI-III вв. до н.э.). Согласно его учению, существует высший и неизменный мир божественных идей. Ниже мира идей находится Демиург (букв. с греч. dhmiourgoV – изготавливающий вещи для народа, т.е. ремесленник: от dhmoV – народ и ourgoV – работа).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

- Люди сами выбрали то, что им по душе. Что нам по душе. Точнее выбрали, конечно, за нас. Но мы приняли. Директор Биостанции продолжил тот самый спор с Генералом, к которому они возвращаются всякий раз, когда в работе возникает пауза. - Разве мог себе кто-то сто лет назад представить, что обожествляемый почитателями Жюль Верна, Циолковского и Нобеля Научно-Технический Прогресс – в конечном итоге будет сведён к тому, чтобы выстроить высокоэффективный электронный концлагерь, который, впрочем, человеческая популяция выберет совершенно добровольно? Космос, который начинался с величественных утопий, в конечном итоге свёлся к бизнесу частных аэрокосмических компаний. И весь прогресс теперь принял понятную любому бухгалтеру форму выражения: сколько долларов будет стоить доставка на орбиту килограмма грузов? «Ваш спутник весит десять тонн? Очень хорошо. Платите двадцать миллионов! Нет? Не устраивает? Хотите найти аэрокосмическую шарашку, которая выведет спутник на орбиту за восемнадцать? Ну, ищите…» - Ну, во времена Холодной Войны ситуация была другой, - пробурчал Генерал. - Да в сущности-то то же самое – шпионаж. Просто тогда были конкурировавшие проекты будущего. А когда конкуренция закончилась, то и космос занял свою скромную нишу. Бороздить что бы там ни было никто уже не намеревался. Да и потом: положа руку на сердце… А зачем бороздить? Чтобы найти «братьев по разуму»? Так они и так скоро сюда к нам заявятся. В качестве мудрых спасителей человечества. Через эти самые порталы и заявятся. Генерал решил сменить тему: - Да, Антон, кстати. А что там было в блокноте отца Виктории? - Там в основном упиралось на то, что странности, связанные с характером заполнения ходов в мегалитах, привели его к мысли о работах по консервации объектов. Даже больше. Не столько о консервации объектов на некий стратегически длительный срок, а о создании неких саркофагов. Защитных сооружений типа того, что пытались сделать в Чернобыле. - То есть некто позаботился о том, чтобы малыши не совали пальцы в розетку…

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/17/...

Египетская водотечь тихо катит струи свои по слабой наклонности, как родная моя Волга. На всем пространстве Египта, Нубии и далее не втекает в нее ни один ручеек. Чем же она питается и почему не пересыхает? Если разлитие Нила происходит от обильных дождей в Абиссинии, то как объяснить сбережение дождевой воды, которая непрестанно утекает в Средиземное море и много испаряется ежедневно. Эти вопросы занимали меня как в первое плавание мое далее стовратых Фив, так и во второе – до Бени-Сефа. Посещая коптские монастыри по правую и левую сторону Нила, я видел множество глубоких и мелких колодцев далеко от берегов сей таинственной реки (верстах в 25 – 35) за линиею пальм и полей, на полосе песчаной, у подножия гор Аравии и Ливии. Вода в них такая же, как и в Ниле. Итак, в Египте существуют два Нила, один видимый – текущий, другой невидимый – подземный. Удаляясь от берега сей реки в Нитрийскую пустыню в западном направлении верст на 60, и чем далее, тем выше, я нашел в тамошних монастырях среди голой и жгучей пустыни глубокие колодцы с сладковатою водою и в садах под финичиями и тамариндами утолял ею свою жаду. Тут повадно возникла во мне мысль, что Ливийская песчаная пустыня есть череп, под которым скрывается вода, выделывающая песок, и эта вода, быть может, подземными путями доходит до Нила и питает его. А воображение мое неслось в глубь этой пустыни и населяло его святыми и грешными иноками во всех направлениях с помощью всемирной милостыни, нужной для сверления реченного черепа для добытия воды и для содержания святых обителей, подле которых возникнут села и города и будут проложены дороги от обители до обители, даже до самых истоков Нила. Любопытно было знать мнение местных судовщиков о причине неистощания воды в Ниле. На вопрос мой о сем они отвечали, что эта река есть не что иное, как ряд глубоких озер, из которых вода инде быстро, а инде тихо переливается по наклонам от изгиба до изгиба берегов. Весьма часто мне приходилось поверять сие мнение их. В месяцах Феврале, Марте, Апреле, Мае и июне бывало мое судно Росс с размаху бороздит, бороздит отмель, – слышен только глухой гул, точнее шелест и вдруг прядает в глубь, по ней летит, летит и опять чертит подводный песок и опять ныряет в озеро.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сердцем сокрушенным и смиренным, терпением и молитвою надо приникать к судьбам Божиим, не откроет ли Господь воли Своей? И молиться, молиться с верою… Господи, Ты изгонял бесов и исцелял страждущих, когда жил с ними на земле, помилуй и ныне рабу Твою страждущую. Ты все можешь, если хочешь, и посему да будет воля Твоя! И дай мне, грешному, преискреннее покаяние и молитву о ней. Пусть каждый из нас не превозносится, но знает, что всегда он может стать жертвою насилия демонского, и только ангел-хранитель своим щитом ограждает от сего. 18.XI/1.XII.1924 Стяжи мирный дух, и тысячи около тебя спа-суются. Так рек блаженный старец Серафим. И воистину так: тщетен ум, ученость, сила, если нет пребывающего мира в душе, если гладь ее непрестанно бороздится волнами страстей и волнений, если душа непрестанно утомляется от них и изнемогает. Обновится, яко орля, юность твоя. И действительно обновляется юность наша, но лишь когда вкушает мир. Молодость не юность; она всегда бороздится страстями и волнениями, и эта молодость, как тяжкое наследие, может сопровождать нас и в более поздние возрасты. Ей могут даже радоваться люди века сего и стремиться к ней, но надо от нее освобождаться ради юности, ради вкушения мира. Мир послал Господь ученикам своим, вместе с Духом Своим, мир Свой оставил Он как высший дар Своим ученикам. И если немирен, если мятешься в душе своей, значит — не с Ним, значит, «легион» тебя обуревает. И потеря мира всегда кажется достаточно оправдана: то та или другая вина людей против тебя, то какое-нибудь событие возмутило душу твою, но ты знаешь, что она не должна была возмутиться, что это тяжкий грех твой, который отдалил тебя от Спасителя. Камень на сердце, темная рука сжимает его, ты мечешься днем и в нощи, и демон все нашептывает и повторяет злые слова обиды, раздражения, и ты в  плену,  не хочешь этого и не можешь от этого освободиться. О несчастный, одержимый бесом! Как бы ни был ты прав маленькой своей правдой, но эта одержимость, эта злоба тебя обличают. Ты отвергнул, утерял мир Христов, Христа отвергнулся.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-duhovny...

Он пьет, как грецкая губка. Упился до положения риз. Пьет, как в бездонную кадку льет. Ему ворона глаз клюет, а он и носом не ведет. Мое рыло бороздило. Пьяное рыло – чертово бороздило. Четверней поехал (т. е. на карачках) . Служит землемером по винной части (т. е. валяется пьяный) . Как стелька пьян. Как вехотка насосался. Напился чернее матушки грязи (чернее государевой шляпы). Сам себя не видит (всегда пьян) . Так пьян, что через губу не плюнет. Не то пьяный, что ничком падает, а то пьяный, что навзничь. Спиться с кругу; пить мертвую, непробудную, непросыпную чашу. Его чарка бьет. У него под горлом дыра. У него в голове гусляк разгулялся (хмель растет на р. Гуслице, Богородск. уезда) . Допился до чертиков. Попей, попей – увидишь чертей. В глупую голову и хмель не лезет. Дурацкую голову и хмель не берет. Сивуха, сивалдай, сильвупле, французская 14-го класса, царская мадера, петровская, чем тебя я огорчила, чем ворота запирают, пожиже воды, пользительная дурь, дешевая, продажный разум, огонь да вода, душегрейка, хлебная слеза, что под тын кладет, распоясная, подвздошная, крякун, заунывная, плясовая, горемычная, клин в голову, прильпе язык, мир Европы. Сапожник настукался, портной настегался, музыкант наканифолился, немец насвистался, лакей нализался, барин налимонился, солдат употребил. Сапожник накуликался, портной наутюжился, купчик начокался, приказный нахлестался, чиновник нахрюкался, служивый подгулял. Кто соль любит, пить станет, склонен к пьянству. Нос свербит – в рюмку глядеть. Где огурцы, тут и пьяницы. Наизнанку платье надел, либо остегнулся, так пьяным, не то битым быть. Выгляну в окошко: стоит долгий Антошка, в нем сусло и масло, и смерть человечья (кабак) . Вино надвое растворено: на веселье и на похмелье. Вино развязывает язык. Вино веселит сердце. Старухе ноги подымает, старику глаза протирает. Его же и монаси приемлют (семинарск.) . За вино бьют, а на землю не льют. Пей, да ума не пропей! Перепой пуще недопоя (и наоборот, в шутку) . Пьян бывал, а ума не пропивал.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010