Если же допустить, что преподобный принес на Русскую землю не совершенный, а ущербный иноческий Устав, каковым является идиоритм (из-за чего якобы впоследствии возникло разделение в братстве), то в чем же тогда промысл Божий о русском монашестве, и каковы тогда сила и смысл благословения, принесенного святым Антонием на Русь?! Из приведенного выше анализа отнюдь не следует, что Антоний, подвизавшийся в Эсфигмене, не существовал как реальная личность. Несомненно, что преподобный Антоний Эсфигменский действительно подвизался в Эсфигмене и был пострижен в этом монастыре в 975 году; возможно также, что он жил где-то в уединении на Самарийской горе — уделе Эсфигменских отшельников. Однако никакого отношения к основателю русского монашества преподобному Антонию Киево-Печерскому он не имеет. Прп. Антоний Киево-Печерский Ввиду несостоятельности упомянутых выше преданий о Эсфигменском и Велико-Лаврском происхождении русского монашества, заслуживает всякого внимания предание русских святогорцев. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению этой версии, необходимо сделать несколько уточнений относительно хронологии жития преподобного Антония Печерского. О двукратном путешествии преподобного Антония на Афон Прямого и непосредственного источника для жизнеописания преподобного Антония не сохранилось. Косвенные, фрагментарные сведения о нем находятся в «Повести временных лет» и в житиях других печерских угодников. Так называемое «житие преподобного Антония», находящееся ныне в Киево-Печерском Патерике, является позднейшей реконструкцией. «Повесть временных лет» и Киево-Печерский Патерик излагают фрагменты из жизни преподобного Антония по-разному. Согласно летописи, преподобный отправляется на Афон в княжение князя Ярослава Мудрого, тогда как Патерик (основанный на так называемой Второй Кассиановской редакции) относит это событие ко временам равноапостольного князя Владимира и дополняет его еще одним, повторным путешествием на Святую Гору (уже в правление братоубийцы Святополка); в правление же Ярослава Владимировича происходит второе и окончательное водворение преподобного Антония в Киеве на Берестове.

http://pravoslavie.ru/93621.html

Поэтому Кассиановские редакции Патерика пользовались у переписчиков и составителей сборников большей популярностью, чем Арсеньевская редакция. Не случайно, что именно к Кассиановской второй редакции Патерика восходят все последующие рукописные и печатные редакции памятника, а именно: польское печатное издание 1635 г., выполненное под редакцией Сильвестра Коссова; рукописная редакция Иосифа Тризны; рукописная редакция Софрония 1655 г. (у Д.И. Абрамовича редакция Калистрата Холошевского); печатные издания Патерика, начиная с 1661 г. 584 , – что отражено в стемме 3, воспроизводящей сложные взаимоотношения между списками «кассиановской» семьи. На XVII столетие, «бунташное» в общественно-политической жизни страны, ознаменованное острой борьбой традиционного и новаторского в области художественного творчества, стоящее в преддверии открытий русской литературы нового времени, приходится третий пик в редактировании Киево-Печерского патерика. Это явление закономерно, ибо активное обращение к опыту предшествующих эпох характерно для переломных моментов истории: в XV в., накануне монголо-татарского нашествия, создание Печерского патерикового свода подводило итоги развития русской агиографии Киевской Руси и устанавливало ее преемственную связь с литературой Владимиро-Суздальского княжества; в XV в. появление редакций А, Ф, К отражало процесс обращения к киевскому наследию в деле единения и возрождения Руси; в XVII в. интенсивная редакторская работа над текстом памятника, подготовка его первых печатных изданий во многом объяснялись обострением религиозно-политической борьбы в западных областях страны, которая закончилась провозглашением унии 585 . Это повлекло за собой наступление на позиции православной церкви со стороны и католиков, и протестантов. Пытаясь подорвать былой авторитет Киево-Печерской лавры в духовной истории русского народа, они вели борьбу на два фронта: протестанты подвергали сомнению святость печерских святых и совершенные ими чудеса; католики усматривали в чудотворной силе мощей печерских подвижников следование законам, установленным римской церковью, не считая Печерский монастырь национальным оплотом религии, исконно русской святыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Время написания Послания к Поликарпу падает на промежуток между 8 сент. 1225 и 22 мая следующего (1226) г., когда умер автор Послания. Выразиться: « кто не всть мене гршна еппа Симона и сїа съборныа црки красоты владимерьскіа и другїае суж альскїа цркви. юже са създахъ» 122 – можно было не раньше 8 сент. 1225 г., когда «создана бысть церкы святыя Богородица в Суж- дали, и священа бысть епископом Симоном» 123 . Относительно Поликарпа мы знаем лишь то, что он был черноризец Печерского монастыря и современник Симона Владимирского, как адресат его Послания 124 134 ). В славянском печатном издании Патерика 125 он смешивается с архим. Поликарпом, умершим в 1182 г. (Ипат. лет. П. С. Р. Л. II, 126) 126 . Сделанные в разное время попытки определить год написания Поликарпом Послания к Акиндину 127 , по меньшей мере, произвольны 128 . Однако не подлежит сомнению, что Послание составлено не раньше получения Поликарпом от Симона, тоже в виде послания, Слова о создании церкви Печерской и до кончины самого Симона. В рассказе « преп. Спиридон Проскурниц и Алимпіи Иконниц» читаем: грчестїи писци из приграда... коже о ни сказано е въ посланїи симонов»... 129 . Очевидно, здесь имеется в виду рассказ Симона « О пришествіи писцевъ црковныхъ къ игоуменоу Никоноу црграда». А что Поликарп писал в то время, когда Симон был ещё жив, – в этом можно убедиться из тех мест Послания, где упоминается имя св. Симона, напр. « еже слышахъ ни (о нихъ) епископа Симона Владимерскаго и Суздальскаго, брата твоего, черноризца бывшаго того печерьскаго монастыря» 130 или: «и сии вси послушествовапи верою, знамении и чюдесы, от твоего брата, от моего господина епископа Симона»... Кажется, вполне основательно замечает Шахматов, Поликарп выразился бы несколько иначе, если бы Симон уже умер 131 . II. О редакциях и списках Печерского Патерика 1. Основная редакция и её списки Как сборник литературных произведений разных авторов и разного времени, Печерский Патерик составлялся постепенно и не сразу получил тот вид, в каком мы его читаем, напр., в так называемых Кассиановских редакциях, не говоря уже о славянских печатных изданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Жития еще некоторых вновь канонизованных теперь святых написаны уже после 1552 г., как можно заключать с вероятностию и из того, что они не попали в Макарьевские Чети-Минеи. Разумеем: а) житие преподобного Евфимия Суздальского с описанием открытия его мощей в 1507 г. и четырнадцати посмертных его чудес, вышедшее из-под пера инока суздальской Спасо-Евфимиевской обители Григория , время жизни которого, относящееся к XVI в., доселе с точностию не определено ; б) житие преподобного Ефрема Перекомского, крайне неудачное, составленное неизвестным, который почти все содержание позаимствовал из жития преподобного Александра Свирского, сделав только небольшие перемены и приспособления к своему преподобному, и потому неизбежно впал в разные противоречия и хронологические несообразности ; в) житие святого Нифонта, епископа Новгородского,— творение известного пресвитера Василия, бедное содержанием и переполненное многословием, относящееся уже к 1558 г., когда он был священноиноком Варлаамом,— тут почти целиком повторено сказание о Нифонте Киево-Печерского Патерика Кассиановской редакции с прибавлением только пышного предисловия, нескольких новых известий о святителе, неизвестно откуда заимствованных, и похвалы ему ; г) наконец, житие святого Никиты, епископа Новгородского, явившееся почти одновременно в четырех редакциях. Первая принадлежит иноку Маркеллу, который в 1555 г. был игуменом Хутынского монастыря, но чрез два года удалился с игуменства в Антониев монастырь и там «сотворил житие Никите, епископу Новгородскому» незадолго до открытия мощей его; автор довольно подробно излагает известное сказание Поликарпа, или Киево-Печерского Патерика, о бывшем затворнике Никите, о его искушениях, о его избрании во епископа Новгородского, его чудесах еще при жизни, о его кончине и присовокупляет краткое похвальное ему Слово, но вовсе не упоминает об открытии мощей святителя . Вторая редакция — игумена Данилова монастыря Иоасафа; он принялся за это дело по поручению Новгородского владыки Пимена вследствие открытия мощей святого Никиты в 1558 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

А житие Саввы, составленное по поручению м. Макария, вследствие ходатайства братии Сторожевского монастыря, излагает так же немногие сведения только об иноческой жизни преподобного, заимствованные из житий преп. Сергия радонежского и ученика его Никона, и за тем распространяется в описании многочисленных чудес св. старца 29 . Жития ещё некоторых вновь-канонизованных теперь святых, написаны уже после 1552 г., как можно заключать с вероятностью и из того, что они не попали в Макарьевские Чети-минеи. Разумеем – а) житие преп. Евфимия суздальского, с описанием открытия его мощей в 1507 г. и четырнадцати посмертных его чудес, вышедшее из под пера инока суздальской Спасо-евфимиевой обители Григория, время жизни которого, относящееся к XVI b., доселе с точностью не определено 30 ; б) житие преп. Ефрема перекомсого, крайне неудачное, составленное неизвестным, который почти все содержание позаимствовал из жития преп. Александра свирского , сделав только небольшие перемены и приспособления к своему преподобному, и потому неизбежно впал в разные противоречия и хронологические несообразности 31 ; в) житие св. Нифонта, епископа новгородского, – творение известного пресвитера Василия, бедное содержанием и переполненное многословием, относящееся уже к 1558 г., когда он был священноиноком Варлаамом: тут почти целиком повторено сказание о Нифонте киево-печерского патерика, Кассиановской редакции, с прибавлением только пышного предисловия, нескольких новых известий о святителе, неизвестно откуда заимствованных, и похвалы ему 32 ; г) наконец, житие св. Никиты, епископа новгородского, явившееся почти одновременно в четырёх редакциях. Первая принадлежит иноку Маркеллу, который в 1555 г. был игуменом хутынскаго монастыря, во через два года удалился с игуменства в Антониев монастырь и там «сотворил житие Никите, епископу новгородскому» незадолго до открытия мощей его: автор довольно подробно излагает известное сказание Поликарпа или киево-печерского патерика о бывшем затворнике Никите, о его искушениях, о его избрании во епископа новгородского, о его чудесах ещё при жизни, о его кончине, и присовокупляет краткое похвальное ему слово; но вовсе не упоминает об открытии мощей святителя 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Памве и мученице Акилине 89 ; в 1628 году, при митр. Иове Борецком, в типографии Спиридона Соболя был напечатан «Лимонарь», выдержавший, по мнению С. Т. Голубева 90 , два издания, – это перевод на славянский язык известного труда патриарха Софрония и Иоанна Мосха . Издатели напечатали его с «предмовой до ласкового читателя», где говорят о достоверности книги (лл. 1–4), а в конце присоединили «реестр особ», т. е. святых, по алфавиту. В 1635 году, по инициативе Петра Могилы , Сильвестром Коссовым, епископом Мстиславским и Могилевским, составлен был и издан на польском языке Печерский Патерик. По мнению Д. И. Абрамовича 91 , в основу этого издания положена так называемая Кассиановская редакция Патерика 92 , которую Сильвестр Коссов дополнил примечаниями, заимствованными у разных польских летописцев и историков. Так как цель издания Патерика была не только дидактическая, но и полемическая – опровергнуть несправедливые, кощунственные истории, распространяемые католиками о подвижниках печерских, – то в начале его помещено особое предисловие, где опровергаются эти истории и доказывается достоверность передаваемых в Патерике сказаний о святых. Это издание Патерика скоро вышло из обращения, потому что оно было выпущено в незначительном количестве экземпляров, а иезуиты, кроме того, постарались скупить его и уничтожить. В 1637 году в Кутейне напечатано было на западнорусском наречии «Житие Варлаама и Иоасафа»; в 1638 году в Киеве, при службе свят. Николаю Мирликийскому, напечатано и житие его 93 . В том же, 1638 году в Киеве на польском языке вышла «Тератургима», составленная монахом Афанасием Кальнофойским и содержащая описание чудес, совершившихся как в самом Печерском монастыре, так и в его пещерах; книга издана по инициативе того же Петра Могилы и служит дополнением к Печерскому Патерику 94 . В 1638 же году издано Иларионом Денисовичем на польском языке «Описание чудес от Купятицкой иконы Божией Матери», направленное, вероятно, в противовес тем католическим изданиям о чудесах Богоматери, которые во множестве выходили в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

246 О Варяжской пещере и кладе, где, по преданию, было много латинских сосудов, золота и серебра, см. коммент, к л. 9, к словам «В Житии бо святаго Антониа», а также коммент, к л. 59 об., к словам «бысть жителин в печере, еже зовется Варяжскаа». 251 Игуменство Пимена в Киево-Печерском монастыре приходится на 1132–1141 гг. См. коммент, к л. 19, к словам «чюдеси, бывшаго во игуменьство Пиминово». 252 Эпизод тушения пожара восходит к рассказу Синайского патерика о Георгии из Каппадокии. Георгий, истопив печь и не имея под рукой тряпки, чтобы прочистить трубу, влез в горящую печь и вытер дымоход своим плащом, а затем невредимым вышел из огня. 253 Ср. Пс. 32:1–3 . Здесь «псалтирь» – десяти- или двенадцатиструнный древнееврейский музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись духовные песни или псалмы. Лучшим мастером в игре на псалтири считался библейский царь Давид. 254 Во второй Кассиановской редакции памятника этот фрагмент текста выглядит так: «Не от первого на десять часа Господу помолившеся и тому угоднаа творящее». Данное чтение восходит к евангельской притче о работниках в винограднике, которые независимо от часа найма на работу получили равную плату за труд. Ропщущим на несправедливость решения хозяин виноградника заявил, что волен поступать, как хочет, что они завистливы, а он добр. «Так будут последние первыми, и первые последними», – Мф. 20:1–16 . 255 Имеется в виду Слово о создании церкви Печерской Симона, которое или составляло особое послание, или входило в Послание Симона к Поликарпу вместе с рассказами о печерских святых (точки зрения исследователей Патерика по этому вопросу расходятся). 265 Деисус – композиция, состоящая из трех икон. На центральной изображен Иисус Христос в архиерейском облачении, который вершит суд над людьми после наступления конца света. По сторонам от иконы Христа располагаются иконы, где нарисованы Богоматерь и Иоанн Креститель, являющиеся заступниками за грешников и молящие Христа о милости к ним. Кроме этого, в деисусном ряду могли помещаться и другие иконы с изображением святых. Деисусом иногда называют основной ряд иконостаса или весь иконостас вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Архиепископ Новгородский Геннадий сделал преподобного Иосифа Волоколамского своим наместником в Волоколамском округе, – Житие Иосифа, написанное неизвестным, по изданию К. И. Невоструева , стр. 47: „Толико же (Геннадий) почитание мужа (Иосифа), яко и наместника своего церквам Волоцким сътвори 17;, и вся оправдаша и вины церковные вручи ему, ещё же и плодоношения града того в епископи и от доход церковных некая монастырю его даровав в вся лета епископства своего”. – Архимандрит Печерский в 1474г. был наместником митрополии Киевской, – запись на Академической рукописи (Златоструй). [Описание рукописей архимандрита Леонида выпуск II, стр. 67: „написана... книга сия... повелением господина Иоанна архимандрита Печерского и наместника митрополии Киевьской”. Ср. запись на Патерике 1 Кассиановской (Акакиевской) редакции у Д. И. Абрамовича Исследование о Киево-Печерском Патерике, СПБ., 1902г., стр. 67. Митрополит Иона ставит наместника, „со всеми бояры обговоря” (со своими или великого князя?), – Акты Исторические т. I, Памятники Павлова, col. 570]. 75  Упоминаемый в Новгородских летописях под 1476г. наместник архиепископа Новгородского Юрий Репехов, как кажется, был наместником кафедральным, а не одним из уездных. 76  [„Егда начнут кликати многолетье всем православным христианом, и тогда архиепископ говорит Софейскому боярину и диаком великого князя и честным людем и всем православным христианом: будите здоровы”, – см. у А. П. Голубцова Чиновник Новгородского Софийского собора, М. 1899г., стр. 253–254 или Чтения Императорского Общества Истории и Древностей Российских 1899г., книга II. В сказании об обретении мощей Никиты епископа Новгородского в 1558г. говорится о болярине, которому в Новгороде были поручены церковные дела (боярин архиепископский, данный архиепископу царём). 77  См. Акты Исторические т. II, стр. 422, col. 1 (У митрополита Иоасафа боярин сын Богданов, дворецкий – Игнатий Черт, – Акты Экспедиции т. I, стр. 161). 78 В деяниях Стоглавого собора дворецкий является как судья, – глава 69, Казанское издание стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Л. 286, b. Слво Огапит лечьц. Нач. С нкто Кыева пострижес... Л. 289, b. Слво Исакьи печернїк. Нач. Инъ чернець бше преже коупець богатъ. Отрывки Феодосиевской редакции находим в рукоп. Румянцевского Муз. 306 186 и в одном Сборнике библ. (Соловецк.) Казанск. духовн. Акад. 187 4. Кассиановская первая редакция и её списки Независимо от Арсениевской и Феодосиевской редакций являются Кассиановские: первая, называемая иначе Акакиевскою 188 , и вторая. Первая Кассиановская редакция, как можно видеть из записи на отдельных ее списках, составлена в Киево–Печерском монастыре, в 1460 г.: «повелнїемъ инока Касїана Крилошанїна печерьскаго» – «на им сщнноинокоу киръ Акакїю. бывшаго намстнїка кїевьскаго» 189 . В составлении этой редакции принимал какое–то участие Печерский монах Иоанн, с именем которого нам известно «Сказание глав Патерика Печерскаго» 190 . В чистом своем виде Кассиановская I ред. сохранилась в сравнительно небольшом количестве списков. 1) Рукоп. Новгор. Соф. б. 1364, XVI в. 191 Сказанїе главъ Патерика Печерскаго. списано Іаном мнихомъ печерскымъ. Л. 1. Патерикъ Печерскїй иже Бз почїнаемъ. слово създанїи цркви... (1). Л. 4. Слово. .в. еже когда снована бы црквї печерьска. Нач. Въ днї блговрнаго Свтослава... Л. 7 об. Слов .г. пришествїи мастеръ церквныхъ црграда. Нач. Прїидоша црграда. д. моужи богаты велми... Л. 12. Слово. д. прїшествии писцевъ црковныхъ. Нач. Прїидоша того же бгохранимаго коиьстнтїна гра... Л. 15. Слов е. Іоанн. и Сергыи чюд изрдно... Нач. Бысть два моужа нка... Кон.: «ею же бысть злато и сребр:» Л. 17. Слов з. сказание стьи трапез. ї осщенїи то велики цркви... Нач. в л з. ф. ч. въ первое лто игоуменьства Іаннова... Кон. – славословіе. Л. 19 об. (Сл. 7). Нестера мниха бители мнастыр печерьскаг, сказание что ра прозва печерьскыи монастырь. Нач. Бглюбивомоу рослав любщю Берестово... Л. 25. (Сл. 8). Мца маїа въ .г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Киево-Печеркий патерик—памятник древнерусской житийной литературы XIII в. Основой Киево-Печерского патерика послужили написанные в 20-х гг. XIII в. послание владимирского епископа Симона, бывшего монаха Киево-Печерской лавры, к иноку этого монастыря Поликарпу, его же повесть о истории построения Печерской Успенской церкви и послание Поликарпа к игумену монастыря Акиндину. Поводом, положившим начало переписки было стремление Поликарпа к епископскому сану. Симон, написал Поликарпу укоризненное послание, которое сопроводил девятью рассказами о подвигах иноков и рассказом о чудесах, связанных с историей построения церкви в монастыре. Позже к этому посланию Симона было присоединено послание Поликарпа (возможно, самим автором), в котором также приводилось одиннадцать историй из монастырской жизни. Источниками для этих рассказов послужили устные предания, монастырские записи XI в., жития основателей монастыря преподобных Антония и Феодосия. В XIII же веке к посланиям Симона и Поликарпа было присоединено «Слово о первых черноризцах печерских» (Демьяне, Иеремии, Матвее и Исакии) из «Повести временных лет». В 1406 г. в Твери была создана так называемая Арсеньевская редакция патерика, а в 1462 г. в самом монастыре составлена редакция, получившая название Кассиановской. Киево-Печерский патерик Рукопись выполнена в Киево-Печерском монастыре в 1553-1554 гг. писцом Нестером из Сокала. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/438023/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009