4 Февр. 4287 Взыскал и взыскивает погибших Господь. Взыскивает их и Матерь Его, Пречистая Богородица, достодолжно именуемая «Взысканием погибших». Взыщи и меня погибшего, Владычица моя! Нет у меня другой надежды, кроме Тебя. 5 февр. 4288 «Тщеславие отщетевает богатство правды, смирение же расточает страстей множество»... (Нед. мыт. и фарис. кан. п. 3). Каждая ценная вещь имеет своих врагов: меха поедает моль, дерево точит червь, ткани разъедает гниль, яства покрывает плесень. Также и в мире духовном: праведность губится и обесценивается тщеславием, греховность убивается и обеззараживается смирением. 6 Февр. 4289 Фарисей и мытарь – это если не два человека, то 2 настроения, могущие уживаться в каждом человеке, в одном более, в другом менее, то и другое. Каждый из нас в одно время фарисей, в другое мытарь. Помня это всегда, надлежит стараться и легче добиться, чтобы чаще вздыхать мольбою мытаря, не допуская овладевать душою настроению фарисея. 7 Февр. 4290 " Сия есть Кровь Моя – Нового Завета!.. « Это противоположение Крови Христовой – ветхозаветной жертвенной крови, показывает соответственную важность Христовой крови и несравненное превосходство. Кровь Ветхого Завета лишь знаменовала очищение грехов будущею кровью Искупителя. Кровь Нового Завета самым делом давала такое очищение и омовение людей от грехов и всякой нечистоты. Кровь Ветхого Завета была символом всего этого завета. Кровь Христова подобным же образом открывала собою особый Новый Завет , новую жизнь, отличающуюся совершеннейшими новыми отношениями человека к Богу и Бога к человеку. 8 Февр. 4291 Благодари твоих клеветников, гонителей, недругов и оскорбителей: они истинные твои благодетели, хотя и кажутся желающими и причиняющими тебе одно зло. Ты простишь им это все и забудешь, когда венец небесный, венец неповинных страданий увенчает главу твою. 9 Февр. 4292 Как ни плохо наше время в религиозном и нравственном отношениях, как ни безотрадно нынешнее оскудение веры и благочестия, при всеобщем упадке нравов и ужасающем обилии всевозможных преступлений, все таки есть еще в этой нашей тьме искры Божии. Есть истинные последователи Небесного Учителя, глядя на которых сладко трепещет сердце и говорит: » нет, не умерла истина. Не угасла вера и сила Христова. Не на 1910 лет отстоит от нас Друг мытарей и грешников, Друг Марфы и Марии, Друг Мандалины, любившей Его так, как никто на земле, Друг Апостолов, Мучеников и страстотерпцев, не пожалевших ради Него самой жизни своей. «Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века», сказал Господь и не нарушил сего драгоценного обещания до сих пор, поддерживая в сердцах многих столь сильный огонь живейшей любви и преданности, какие только возможны в отношении только к живому, сейчас присутствующему, сейчас близкому и дорогому Существу, отзывающемуся на любовь любовью, на слезы – радостью, на скорбь – утешением, на всякий зов – ответом мира, невидимой Отеческой ласки и благодатного успокоения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири//Тобольские ЕВ. 1916. 22. Отд. неофиц. С. 363-364; К жизнеописанию свт. Иоанна (Максимовича): Грамота патр. Адриана о посвящении Иоанна (Максимовича) в сан архиеп. Черниговского; Грамота ц. Петра Алексеевича от 21 янв. 1697 г.; [То же], от 13 февр. 1708 г.; [То же], от 4 мая 1709 г.; [То же], от 9 марта 1710 г.; Секретное дело о переложении в новый гроб и перенесении в др. место останков митр. Иоанна, 1826 г./Сообщ. прот. А. Юрьевский//ТКДА. 1916. 5/6. С. 62-94; Определения Святейшего Синода от 12-14 февр., 22-23 янв. 1916 г.//ЦВед. 1916. 8. С. 53-63; По России//Приходской листок. Пг., 1916. 121, 8 июня. С. 2; Тутолмин Г. С., прот. Чудесное исцеление по молитвам свт. Иоанна, митр. Тобольского и Сибирского//Тобольские ЕВ. 1916. Отд. неофиц. 34. С. 711; 35. С. 738-739; Чин церковных торжеств по случаю прославления свт. Иоанна, митр. Тобольского и Сибирского//ЦВед. 1916. 22. С. 238-240; Смирнов Д., прот. Во славу свт. Иоанна, митр. Тобольского и Сибирского и всея России чудотворца//Тобольские ЕВ. 1917. 1. С. 1-2; Димитрий (Капалин), игум. [ныне архиеп.], Пивоваров Б., прот. Праздничные богослужения в Тобольске и Тюмени//ЖМП. 1984. 12. С. 26-27. Лит.: Сулоцкий А. И., прот. Жизнь Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. М., 1849; он же. Дополнения к биографии митр. Тобольского Иоанна (Максимовича)//Странник. 1870. 11. С. 325-338; Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. С. 211-213; Скосырев Н. Д., свящ. К биографии митр. Тобольского и Сибирского Иоанна (Максимовича). Тобольск, 1897; он же. Очерк жития митр. Тобольского и всея Сибири Иоанна (Максимовича). Тобольск, 19042; Карпинский А. М. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири. Тюмень, 1899; Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник. К., 1912. Т. 3. С. 297-298; Смирнов Д., прот. Митр. Тобольский и всея Сибири Иоанн (Максимович)//Тобольские ЕВ. 1912. 15. С. 332-340; Россейкин Ф.

http://pravenc.ru/text/468961.html

56 Т. е. в Странноприимном доме графа Шереметева, в котором я служил почти 12 лет, занимая должности 1-го и 2-го помощника главного смотрителя и состоя членом Совета. Увлеченный высокими целями учреждения, я отдал этой службе все свои силы и способности, как говорится, вложил в неё всю свою душу, но в результате получил только нравственную усталость и тяжелые, болезненные воспоминания. 58 Внучка митрополита Иннокентия. См. о них книгу нашу: «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский» М. 1883 г., стр. 323. 60 Вениамин Благонравов, в мире Василий Антонович, род. в Тамбовской губ., сын священн., 1846 г. окончил курс в Тамбовской сем.; 1849 г. авг. 27 пострижен; – окт. 9 иеродиак.; 1850 г. магистр Казанской акад.; –окт. 31 бакалавр; – ноябр. 20 иером.; 1856 г. ноябр. 28 архим.; 1857 г. апр. 21 професс. акад.; 1858 г. апр. 22 рект. Томск. сем.; 1861 г. авг. 23 – Костромской сем. и настоят. Богородицк. Игрицк. мон. 1862 г. февр. 5 еписк. Селенгинский, хиротон. мая 20, 1868 г. март. 18 – Камчатский; 1873 г. март. 31 – Иркутский; 1878 г. апр. 16 архиеписк. Ск. 1892 г. февр. 2. 61 Статс-Секретарь, обер-гофмейстер, член Государственного Совета, бывший товарищ Министра Народного Просвещения. Издатель книг: «Род князей Волконских», «Записки С. Гр. Волконского» (декабриста), и «Граф Н. Н. Муравьев-Амурский». 62 Леонтий Лебединский, в мире Иоанн Алексеевич , род. 1822 г. янв. 22, сын священн. Воронежск. губ.; из Воронежск. сем. поступ. в Петерб. акад.; 1847 г. оконч. курс магистром; – мая 17 пострижен; 1847 г. июня 8 иеродиак.; – июля 18 иером.; 1851 г. март 20 инсп. Киевск. сем.; 1853 г. янв. 28 – Киевск. акад.; 1853 г. фев. 15 архим.; 1856 г. мая 30 рект. Владимирск. сем.; 1857 г. июня 9 – Новгород. сем. и настоят. Новгородск. Антониевск. мон.; 1859 г. мая 17 рект. Петерб. сем.; 1860 г. март 5 еписк. Ревельский, хиротон. 18 март.; 1863 г. дек. 20 Подольский; 1873 г. апр. 8 архиеписк.; 1874 г. окт. 2 – Херсонск.; 1875 г. ноябр. 16 – Холмский; 1883 г. мая 15 член Св. Синода; 1891 г. ноябр. 17 митропол. Московский. Ск. 1893 г. авг. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всех служб 48, русским Святым 5, именно: Петру митр. Московскому, Алексию митр. Московскому на преставленис его и обретение мощей, февр. 12 и мая 20, препод. Феодосию игумену Киево-печерскому и Леонтию епископу Ростовскому. На обор. л. 70 идет подпись внизу: Старца Троицкаго Варсу(но)фья Кавезина (не Вассиана ли?). См. 768. 609. (143.) Трефолог мес. январь, февраль и март, полууст. четкий, напис. 1500 года, в четверть, 421 лист. Из числа 36 служб русским Святым написана одному: февр. 12 Алексею митр. Московскому. В службе 23 марта св. великомуч. Георгию по 6 песни положены (л. 371) пролог и Слово похвально Аркадия архиепис. Кипрскаго. См. 671 л. 190. Послесловие: При благоверном В. Князи Иване Василевичи всея Руси (на поле: и при благородном В. Князи Дмитрие Ивановичи всея Руси), и при освященном Симоне митр. всея Руси, и при Троицком Сергиева монастыря духовнаго настоятеля игумепа Серапиопа, написана бысть сиа книга, нарицаемая Трефолой, в лето 7008 (1500). 610. (139.) Трефолог месяц. февраль, март и апрель, полууст. четкий, XVI века, в четверть. 368 листов. Всех служб 40, русским Святым нет. 611. (136.) Трефолог мес. март, апрель и май, полууст. крупный, XVI века, в лист, 268 листов. В сей рукописи, много сходной с Трефолоем, напеч. в Москве 1638 года, помещено одинаковое число служб Святым греческой и российской Церкви. Службы русским Святым следующие: л. 18 об. Марта 19, препод. Макарию колязинскому на преставление. л. 52 об. – 30, Ионе Митропол. Московскому. л. 61. Апреля 17, препод. Зосиме и Савватию соловецким, окончание после л.72 см. л. 89. В след. службе великомуч. Георгию листы также перепутаны, после л. 96 см. с 73. л. 85. – 26, Стефану епископу пермскому, после л. 88 см. 97 и далее. л. 111. Мая 1, препод. Пафнутию боровскому. л. 117 об. – 2, муч. Борису и Глебу, паремии см. 4. л. 132. – 3 препод. Феодосию Киево-Печерскому. л. 148 об. – 7, препод. Антонию Киево-Печерскому. л. 186 об. – 14, блаж. Исидору ростовскому. л. 196 об. – 15, Исаии Епископу Ростовскому.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

академии иером. Платон Малиновский), 154 (доношение архим. Иоанникия о назначении келаря Чолнского м-ря Исаии в СПб. стряпчим по делам Киево-Печер. обители), 296 (прошение иеромон. Синесия о выдаче ему паспорта на проезд из СПб. в Киев), 325 (наместник м-ря архим. Роман был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.), 334 (прошение наместника иеросхимонаха Романа о дозволении печатать в лаврской типографии всякие церков. книги), прилож., VIII (состояние при м-ре Коллегиума в 1727 г.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библиот.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Прохора 10 февр., Евстратия 14 февр., Евстратия 28 марта, Исаакия 27 апр., Феодосия, начальника общему житию в России, 3 мая, преп. Антония 7 мая, Григория 25 мая, Феодора и Василия 11 авг.), 323, 37 (житие преп. Дамиана пресвитера и целебника с изображ. его), 38 (Житие преп. Николы Святоши, кн. Черниговского, с изображением его); “Памятники для разбора древн. актов», II ч. 2, Отд. I, 182 (лист Братскому м-рю архим. лавры Иосифа Тризны 1648 г. на села Вишеньки и Гнидин); “Записки Чернигов. губ. Статист. Комитета», 1868 г., 23, 38, 39, 40, 42, 44 (владения лавры в Чернигов. губ. в 1781 г.); “Москвитянин», 1843 г., VII, 39 (Свят. врата лавры, истор. исследов. Максимовича); 1850 г., XXIII, 169 (св. игумен Феодосий Печер., статья Погодина, составл. по житию Феодосия и Нестор. летоп.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXII, 256 (обозр. древн. Русск. памятн.); XXXIII (архим. Серапион в 1274 г. еписк. Владимир., скончался в 1275 г. и погребен во Владимир. Успен. соборе); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 338 (в 1684 г. св. Димитрий Ростов. переехал сюда на жительство), 371 (в 1697 г. преставился архим. м-ря Мелетий Вуяхевич), 397 (архим. Иоасаф Краковский, с 1708 г. митропол. Киев.); 1789 г., XI, 246 (архим. Варлаам, с 1690 г. митроп. Киев.), 252 (чин его поставления); 1790 г. XIV, 161 (грам. 1543 г. Новгород. архиеп. Феодосия игум. м-ря Корнилию о старце Савватие, посланном сюда на смирение); 1791 г., XV, 310 (чин облачения Печер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П.Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне - июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг.размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже - спортивный зал. 21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице-Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архим. Иустиниан (Саган), с 17 июля 2001 г. наместником обители является архим. Нил (Сычёв). В 1993 г., после передачи Церкви всего комплекса Богородице-Рождественского монастыря, еп. Евлогий распорядился «сосредоточить при монастыре епархиальное управление с архиерейским домом, учебную деятельность и общественно-церковную жизнь». 30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене - мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. К 2004 г. в келейных корпусах монастыря располагаются епархиальное управление, Владимирская Свято-Феофановская ДС. С октября 1992 г. богослужения во Богородице-Рождественском монастыре совершались на переносном престоле, затем был отремонтирован и в 1994 г. освящен храм Рождества Христова. В сентябре 1995 г. посетивший Богородице-Рождественский монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской обл. 21 августа 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Собор Рождества Богородицы во Владимире " за ненадобностью " был разобран в июле 1930 г., а на его месте устроили спортивную площадку. В 1992 г. монастырь возвратили Владимиро-Суздальской епархии, он вновь действует. Позднее на месте утраченного лавра была установлена деревянная часовня. В сентябре 1995 г. посетивший Богородице-Рождественский монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1995-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 1999 г. начались работы по строительству нового собора, являющегося храмом-памятником, работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 г. освящение собора совершили Калужский митр. Климент (Капалин) и Владимирский архиеп. Евлогий. При строительстве нового Рождественского собора не ставилась задача воспроизводить облик древнего храма. Вот как объяснил тогда архитектуру нового храма выдающийся реставратор, директор ОАО «Владимирреставрация» Игорь Столетов: «Мы сделали синтез образа белокаменного зодчества XII века, построенного в XXI веке». Единственное прямое восстановление состояло в том, что крест нового собора Рождества Богородицы расположили ровно по вертикали креста прежнего храма. Новый собор Рождества Богородицы во Владимире открыл свои двери в 2004 г. 1191 г. - храм заложен по указу великого владимирского князя Всеволода Юрьевича, основателя монастыря. Постройка закончена, и церковь освящена 27 октября 1196 г. В храме находилась гробница Александра Невского. 1678 г. - к храму с трех сторон сделаны пристройки. 1858 г., 24 августа. Император Александр II посетил монастырь и дал указание провести реставрационные работы. Возглавил реставрацию собора архитектор Н. А. Артлебен. Реставратор П. Д. Барановский считал данную реставрацию примером первой научной реставрации архитектурного памятника в России.

http://sobory.ru/article/?object=02747

852. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ [Электронный ресурс]: офиц. некоммер. сайт. Красноярск, 2005 Электронные данные. Режим доступа: http://krasgmu.ru/ , свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. 853. Дмитриева, Н. «Отвести боль, утереть слезу...» [Текст]/Н. Дмитриева//Крым. изв. 2005. 9 февр. О святителе Луке (В.Ф. Войно-Ясенецком) и сооружении часовни на территории Республиканской больницы им. Н. А. Семашко. 854. Нектарий (Антонопулос), архим. « Я сравнил бы святителя Луку с Тивериадским озером, потому что вся его жизнь – это истечение любви» [Электронный ресурс]/архим. Нектарий (Антонопулос)//Россия в красках/Православное научно-просветительское общество «Россия в красках». Иерусалим, 2004 . Электронные данные. Режим доступа: http://ricolor.Org/europe/grezia/1/11_11_2011/ , свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. О почитании святителя Луки в Греции. Интервью с архимандритом Нектарием (Антонополусом), игуменом монастыря Преображения Господня Сагмата, создавшем музей в часовне святителя Луки, написавшем книги о нём, организовавшем международные конференции в Афинах, посвящённые святителю Луке. 855. Шевченко, В. Под сенью Святого Луки [Текст]/В. Шевченко//Крым. правда. – 2004. 6 нояб. Об открытии церкви Святого Луки в Сакском центральном военном клиническом санатории им. Н. Пирогова. 856. Милина, Л. «Дух, душа и тело» [Текст]/Л. Милина//Крым. правда. 2004. 1 сент. О международной духовно-медицинской конференции, посвящённой святителю Луке в Симферополе 1–5 сентября 2004 г. 857. Куковякин, В. Евангелие от Луки [Текст]/В. Куковякин//Крым. газ. 2003. 17 сент. Об открытии музея выдающегося деятеля медицины и богословия В.Ф. Войно-Ясенецкого (Луки) на территории Свято-Троицкого монастыря в Симферополе. 858. Куковякин, В. Открой сердце другому! [Текст]/В. Куковякин//Крым. газ. 2003. 12 февр. Об открытии в Крымском медицинском университете комнаты-музея в память о святителе Луке (В.Ф. Войно-Ясенецком). 859. Статейнов, А. Хирург и епископ в одном лице [Текст]/А. Статейнов//Парламентская газ. 2002. 30 нояб. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Николай Лисовой , старший научный сотрудник Института российской истории РАН, вице-председатель Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат философских наук. Pro: Вземляй грех мира. Ил.: Кадры из фильма. Фото Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2004. – С.30-33. – (рубрика « Тема номера: Христос в кино »). Владимир Легойда , главный редактор журнала «Фома», доцент кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, кандидат политических наук. Contra: Человеческое. Слишком человеческое? Фото Вячеслава Лагуткина. Ил.: Христос Пантократор. VI век. Монастырь Св. Екатерины (Синай).//Фома. - – 2004. – С.34-37. – (рубрика « Тема номера: Христос в кино »). ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.38-51. (на заставке – фото Алексея Толчинского) Хронос: «Крестоносцы»: Когда христиане взяли свой крест? На вопрос читателя отвечает В.Л . Ил.: Добрый пастырь. Около 440 г. Мозаика мавзолея Галлы Пладиции. Равенна; и - – 2004. – С.40-41. – (рубрика « Хронос »). подготовке иллюстраций и подписей использована статья Елены Луковниковой «Древнехристианская изобразительная символика», журнал «Альфа и Омега», 1995. Ортодоксия: Митрополит Сурожский Антоний . Во что верит Бог? Фото священника Сергия Новожилова//Фома. - – 2004. – С.42-44. – (рубрика « Ортодоксия »). название предложено редакцией «Фомы». Текст телебеседы «О христианстве» взят из сборника «Быть христианином…». – Электросталь: Молва, 2000. Лики и лица: Священноисповедник Николай Лебедев (1869-1933 ). Фото – Тверская тюрьма. 1929//Фома. - – 2004. – С.45. – (рубрика « Лики и лица »). После окончания семинарии в 1894 году рукоположен в сан священника села Власьево Тверской губернии. Организовал строительство двух земских школ, добился закрытия кабаков и пивных в селе. В 1897 году основал общество трезвости, численность которого достигла 17 тысяч человек, в 1901 устроил приют для алкоголиков с мастерскими, в 1907 – приют для беспризорных детей и школу, в 1909 – просветительский журнал «К свету», кредитное товарищество, помогавшее бедным крестьянам деньгами, семенами, сельхозтехникой. С 1918 года неоднократно арестовывался, с 1929 по 1931 гг. заключен в Соловецкий лагерь, откуда сослан в Архангельскую область, а затем в Коми, где в 1933 году скончался.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-21-a...

Drexl 1931, Wenger 1955, 145–150 (II. Grégoire de Nysse et le Pseudo-Macaire, обзор литературы 1953–1954 гг.), Plested 2001a (обзор работ 1990-х гг.), ИАБ 4, 539–751. Мелкие заметки: Bernard 1901, Anonymus 1920, Mason 1920. Общие обзорные энциклопедические и некоторые вступительные и патрологические работы Казанский 1852, Казанский 1856, 54–73, Филарет 1859, § 162–163, с. 232–241, Ortiz de Urbina 1958, Quasten 1963, 161–168, Ψευτογκας 1966, Camelot 1977, Desprez-Canévet 1980, Desprez 1980, Deseille 1984, Desprez 1986, Χρστου 1987, 191–200, Κραγιπουλος 1968, Παπαδπουλος 1990, 413–436, Флоровский 1933/1990, 146–161, Hesse 1991, Керн 1967/1995, 150–177, Desprez 1998 (гл. 11, с. 401–451), Сидоров 1999, Plested 2000. Контакты и влияния Каппадокийцы : Kretschmar 1982, Burns 2001, Plested 2004, 46–58; Василий Великий : Dörries 1941, 451–470 («Макариевский корпус», «Аскетикон» Василия Великого и Вопросо-ответы Анастасия Синаита ), Desprez 1977, Aleo 2003 (гл. 7: подробное сопоставление с трактатом «О Святом Духе»); Григорий Богослов : Golitzin 2001b; Григорий Нисский : Stiglmayr 1910b, Marriott 1918b, Jaeger 1954, Kemmer 1956, 1962, Gribomont 1962, Staats 1963, Baker 1964b, 1966 (первично «Великое послание», у Григория Нисского переработка), Burns 1999a (см. также ниже, раздел о «Великом послании»); Диадох Фотикийский : Dörries 1966b, Plested 2004, 133–175, Desprez 2006a; Дионисий Ареопагит и некоторые позднейшие авторы-аскеты: Quispel 1967b, Golitzin 1994a, 373–385, 1994b; Евагрий (сопоставление учения): Tugwell 1986, Tsirpanlis 1988, Ware 1999, Muravjev 2003, Plested 2004, 59–74; Иоанн Златоуст : Staats 1992a (коммент. перевод О священстве IV, 5–6), 1992b; авва Исаия : Draguet 1970, Plested 2004, 176–212; Каллиник : Bartelink 1968, 1971; Максим Исповедник : Plested 2004, 213–254; Марк Подвижник : Hesse 1973, 1989, Plested 2004, 75–132; Симеон Новый Богослов : Chatzopoulos 1983, 1991, Хадзопулос 1995. Кумранская литература, таргумы и сирийские авторы IV века : Golitzin 1999, 2001a, 2001b, 2002, Orlov 2002; сирийская литература : Marriott 1919b, 1919c, Guillaumont 1958, Strothmann 1970, Colless 1973, Martikainen 1983; восточно-христианская традиция до 700 г.: Plested 2004; предисихазм : Gouillard 1973, 1978; исихазм : Darrouzès 1954a, Hausherr 1956, Beyer 1981; латинское средневековье : Gribomont 1960, Potestà 1990; новое и новейшее время: Brigden 1911, Hausherr 1946a, Яковлевич 1957, Benz 1963, Van de Bank 1977, 1983 («Семья любви»), Wakefield 1978, Schneider 1983, Weber 1983, Ford 1988, Snyder 1990, Morocho Gajo – Nieto Mnez 1995, Nieto Ibez-Martin Rodriguez 1996, Nieto Mnez 1997a-b, 1998a-c, Kurowski 1998, Lee 1998, Young 2000, Pedro de Valencia 2002, Golitzin 2002 (сборник); церковная традиция : Stiglmayr 1911b.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010