76) преобразование Богоявленского мужского скита в Верхней Курье города Перми в Пермский Богоявленский мужской монастырь (25.03.2004), 77) открытие Иоанно-Предтеченского женского монастыря в городе Кунгуре Пермской области (25.03.2004), 78) открытие мужского монастыря Бело-Бережской пустыни в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в предместье Брянска (17.08.2004), 79) возобновление монашеской жизни в Свято-Вознесенском женском монастыре в Смоленске (17.08.2004), 80) открытие Николо-Теребенской пустыни (женского монастыря) в селе Труженик Максатихинского района Тверской области (17.08.2004), 81) преобразование Свято-Покровского прихода в селе Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области в Свято-Покровский мужской монастырь (17.08.2004), 82) открытие Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря в селе Борок Буйского района Костромской области (17.08.2004), 83) открытие Карачевского Воскресенского мужского монастыря в городе Карачеве Брянской области (17.08.2004), Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому женскому монастырю в селе Махра Александровского района Владимирской области усвоен статус ставропигиального. 8. В межсоборный период были рукоположены епископы: Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков), ныне Ставропольский и Владикавказский (26.11.2000); Почаевский Владимир (Мороз) , викарий Киевской митрополии (03.12.2000); Васильковский Пантелеимон (Бащук) , викарий Киевской митрополии (24.12.2000); Брестский и Кобринский Софроний (Ющук), ныне Могилевский и Мстиславский (04.02.2001); Балтийский Серафим (Мелконян) , викарий Смоленской епархии (19.05. 2001); Дмитровский Александр (Агриков) , викарий Московской епархии (02.09.2001); Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских) (11.11.2001); Полтавский и Кременчугский Филипп (Осадченко) (30.12.2001); Керченский Иларион (Алфеев) , викарий Сурожской епархии (позднее епископ Подольский, викарий Московской епархии, ныне епископ Венский и Австрийский) (14.01.2002); Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) (20.01.2002); Сергиево-Посадский Феогност , викарий Московской епархии (31.03. 2002); Борисовский Иоанн (Хома) , викарий Минской епархии (31.03.2002); Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин) (14.04.2002); Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев) (20.04.2002); епископ Ветлужский Феодосий (Васин) , викарий Нижегородской епархии (ныне епископ Тамбовский и Мичуринский) (21.04.2002); Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) (02.02.2003); Люберецкий Вениамин (Зарицкий) , викарий Московской епархии (14.08.2003); Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) (19.08.2003); Егорьевский Марк (Головков) , викарий Московской епархии (14.01.2004); Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) (27.09.2004).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

Вып. 7. М., 2003. С. 336-348. Ульянов О.Г. Леонардо повторил чужое открытие. Эксперименты с составом красок могли стоить гению Возрождения многовековой славы//«Страна.Ru» 15 декабря 2003 г. Ульянов О.Г. Миф искусства или искусство мифа//«НГР» 21.01.2004 г. Ульянов О. Г. «Страсти Христовы»: «Он умер за всех нас»//«Страна.Ru» 17 марта 2004 г. Ульянов О. Г. О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса//Троицкие чтения 2003–2004 гг. Большие Вяземы, 2004. С. 152–162. Ульянов О. Г. Воплощение тринитарного догмата в иконе «Архангел Михаил с деяниями» из собрания Музеев Московского Кремля//Троицкие чтения 2003–2004 гг. Большие Вяземы, 2004. С. 120-151. Ульянов О.Г. " Деисус Андреева писма Рублева " из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца)//Новая книга России. 10-11. М., 2004. С. 40-44, 48-51. Ульянов О. Г. Духовная борьба за авторитет государственной власти на рубеже XV – XVI вв. (прп. Иосиф Волоцкий и Собор 1504 г.)//Духовные основы Российской государственности. Материалы XII Международных Рождественских чтений. М., 2004. Ulyanov O.G. Il Apophtegmata Patrum negli spirituale tradizioni della Monte Athos//Atanasio e il monachesimo al Monte Athos. Bose, 2004. Ульянов О. Г. О времени и факторах перехода Русской Православной Церкви на Иерусалимский Устав (по рукописи Типикона ГИМ. Син. 329)//XIV Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. М., 2004. Uliyanov O.G. The significance of Holy Mount Athos for the liturgic changes in the Slavonic Churches according to the Epistles of St. Patriarch Evtimy of Turnovo and St. Metropolitan Cyprian of Moscow//MONS ATHOS MINOR. International Conference. eravna, 2004. Ульянов О.Г. 500 лет собору «на еретиков» и его влияние на программу росписи 1508 г. Благовещенского храма Московского Кремля//Иерархия в Древней Руси. Материалы XII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. XII. Можайск, 2005. С. 153-172. Ulyanov O.G. “The Deesis painted by Andrey Rublev” from the Annunciation Church of the Moscow Kremlin (on the 575th year of the demise of the reverend icon-painter).

http://bogoslov.ru/person/616055

пренесение мощей пр. Феодосия печерского , 21 авг. пр. Авраамия смоленского, 22 авг. Грузинские иконы Божией Матери, 23 авг. Иринея, еп. лионского, 24 авг. пр. Арсения комельского, 28 авг. пр. Саввы крыпецкого, 29 авг. слово архиеп. Григория на усекновение Иоанна Крестителя, 30 авг. пр. Александра свирского . Все почти означенные прибавления за мартовское полугодие находятся уже в издании 1662 года, за исключением немногих не внесенных еще памятей без сказаний, наприм. 1 мар. свв. мучч. Маркелла и Антония, и следующих сказаний: 26 июня о явлении иконы Тихвинской Божией Матери, июля 3 о пренесении мощей св. Филиппа, митрополита московского, 10 июля о пр. о. н. Антонии печерском, 19 июля слова Иоанна Златоустог о о милостыне, авг. 28 о пр. Савве крыпецком. При сравнении пролога издания 1677 года с прологом 1689 года оказывается вновь внесенною в издание 1689 года только память и сказание 10 июля об Антонии печерском. IV. В последующих изданиях сделаны перенесения памятей на другие дни или исключения таких памятей, которые находятся в предшествовавших им изданиях; так в прологе 1642 года, нет уже следующих памятей и сказаний, которые находятся в издании 1641 года: 18 дек. 782 Капитона, еп. корсунского (7 мар.), дек. 22 св. жен Ирины, Агапии и Хионии (16 апр.), отверзения и просвещения Божественной церкви с одними стихословиями (совсем оставлены), янв. 4 св. Ферапонта сардийского (27 мая), янв. 5 св. прор. Михея (неверно исключен, ибо 14 авг. другой пр. Михей), 15 янв. Космы маюмского (он с тем же сказанием повторен 12 окт.), 16 янв. муч. Пансофия (он есть и 15 янв. в 1 же издании), 17 янв. Феодота, еп. кипрского (2 мар.) и пр. Иулиана (18 окт.), 18 янв. муч. Феодулии (повторена 5 февр.), 4 февр. в 1 издании два сказания сряду об Авраамии, сперва еп. арвильском, а потом перском якобы различных; в следующих изданиях оставлено только первое, февр. 8 память и сказание о Марфе и Марии (есть они и 6 февр.), 8 февр. пр. Романа киликианина (27 нояб.), 13 февр. Акилы и Прискиллы, 20 февр. пр. Виссариона (6 июня), 25 февр. Ипатия, еп. гангрского (31 мар.), 21 февр. исключена нравственная повесть об Иоанне Колове. При сравнении пролога 1689 года с изд. 1643 за мартовское полугодие не оказывается в прологе 1689 года 23 авг. сказание о св. Иринее лионском , 31 авг. сказание о перенесении пояса Богородицы из Зилы в Царьград (в изд. 1689 г. оно только 12 апр.), 31 мар. слова (в нравоучительной части) о милостыни и рабех Иоанна Златоустог о, 4 апр. о Илии пустыннике. При сравнении пролога 1662 года за июньскую четверть с прологом 1689 года не оказалось в последнем 3 июля памяти и сказания о Никодиме кожеезерском, (вероятно, он и внесен был только в одном издании 1662 г.), 30 июля св. муч. Иулитты без сказания, 23 авг. Иринея лионского со сказанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

411.            Алексий преп., человек Божий. 17 марта. 412.            Феодосий, преп. Антиохийский. 11 янв. Перенесение мощей свв. мучч. Кира и Иоанна. 28 июня. 415.            Обретение мощей первомученика Стефана. 15 сент. 416.            Маруфа, еп. Месопотамский. 16 февр. 420.            Македоний, пустынник Сирийский. 24 янв. Порфирий, еп. Газский. 26 февр. 413–420.       Зинон, преп. Сирийский. 30 янв. 421.            Иаков Персянин, муч. 27 ноября. 425.             Аттик, патриарх Цареградский. Субб. с. 429.            Петр преп., отшельник Антиохийский. 1 февр. Сисой Вел., преп. Египетский. 6 июля. 430.            Дий, преп. Цареградский. 19 июля. Мар певец, преп. Сирийский. 25 янв. Палладий (еп. Еленопольский), учитель Ц. Субб. с. Александр преп., первоначальник обители Неусыпающих. 3 июля. 431.            Ефесский собор, Вселенский 3-й. 9 сент. Павлин милостивый, еп. Ноланский. 23 янв. 432.            Келестин, папа римский. 8 апр. 434.             Максимиан, патриарх Цареградский. 21 апр. 438.            Перенесение мощей Иоанна Златоустог о. 27 янв. 439.            Мелания преп., Римляныня. 31 дек. 440.            Евсевий, пустынник Сирийский. 15 февр. Иулия девица, муч. в Корсике. 16 июля. 444.             Кассиан преп., РимлянИн.29 февр. Кирилл, архиеп. Александрийский. 9 июня. 446.             Ипатий, Руфианский игумен. 31 марта. 447.             Прокл, патриарх Цареградский. 20 ноября. 449.            Флавиан исповедник, патриарх Цареградский. 18 февр.       Исидор Пелусиот. 4 февр. 408–450.       Авраам преп., еп. Каррийский. 14 февр. Иулий пресв. и Иулиан диакон, Мирмидонские. 21 июня. 450.            Арсении Вел., преп. Египетский. 8 мая. Вассиан, преп. Цареградский. 10 окт. 451.            Халкидонский собор, Вселенский 4-й. 16 июля. Чудо от великомуч. Евфимии Всехвальной. 11 июля. 452.            Второе обретение главы Предтечи. 24 февр. 453.            Пулхерия царица, дочь царя Аркадия. 10 сент. 450–456.       Нил постник, преп. Синайский. 12 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

55. Что погубило императора Льва Армянина? (история и мифы)//Мир Александра Каждана. СПб, «Алетейя», 2003, с. 194-222. 56. Житие Феодора Сикеота: оригинал церковнославянского перевода и греческая рукописная традиция//Индрик: 10 лет. М., 2003, с. 194-206. 57.Немыслимая норма или мыслимая ненормальность? Женское священство в Византии IX в.//  Власть, право, норма: светское и сакральное в античном и средневековом мире. М., 2003, с. 233-250. 58. " Повесть о прощении императора Феофила " и Торжество Православия. М., Индрик, 2003, 192 с. ♦59. К происхождению легенды о св. Арсении – воспитателе императоров Аркадия и Гонория. ВДИ 1 (2004), p. 49-61. ♦60. Нарративные структуры как инструмент источниковедения: на примере византийских хроник IX в.//Индоевропейское языкознание и классическая филология 8. СПб, 2004, с. 6-10. 61. Максим Исповедник. Диспут с Пирром. Житие прп. Максима/перевод с греческого// Максим Исповедник. Диспут с Пирром/вступительная статья, перевод, комментарий Д.А. Поспелова, Д.Е. Афиногенова, о. Дионисия (Шленова). М.,  2004. 62. Le manuscrit Coislin gr. 305: la version primitive de la Chronique de Georges le Moine//Revue des Études Byzantines 62 (2004), p. 239-246. 62а.Рукопись Coislinianus 305: первоначальная версия хроники Георгия Монаха//Славяне и их соседи. Т. 11: Славянский мир между Римом и Константинополем/под ред Б.Н. Флори. М, Индрик, 2004, p. 19-29. 63. Rewriting a Saint " s Life in the Monastery of  Studiou: two Lives of St. Nicholas the Studite//The Heroes of the Orthodox Church. New Saints, 8 th -16 th century/Ed. E. Kountoura-Galake. Athens, 2004, p. 313-322. 64. The new edition of " The Letter of the Three Patriarchs " : problems and achievements//Σμμεικτα 16 (2003-2004), p. 9-33. 65.Византийская литература (в составе статьи «Византия»)//Православная энциклопедия, т. 8. М., 2004, с. 253-266. 66.Император Фока: фракиец или каппадокиец?//Россия-Крым-Балканы: диалог культур. Екатеринбург, 2004, с. 77-83. 67. Наименования культовых сооружений и их частей в церковнославянском переводе Жития св. Феодора Сикеота//Культовые памятники в мировой культуре (археологический, исторический и философский аспекты). Севастополь, 2004, с. 106-111.

http://bogoslov.ru/person/263661

212. «Вземляй грех мира» (О фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы»)//Фома. 2004. 4 (21). С. 30-33. 213. Уверение неверующего или о том, как были найдены места евангельских событий в Иерусалиме//Фома. 2004. 5 (22). С. 34-37. 214. До и после Манежа. Памяти памятника//Московская перспектива. 23 марта 2004. 11. С 3. 215. Время Благовещения//Московская перспектива. 6 апреля 2004. 13. С. 4. 216. Крест и Воскресение//Московская перспектива. 13 апреля 2004. 14. С. 4. 217. Светлые праздники, трагические годовщины//Московская перспектива. 1 июня 2004. 20. С. 4. 218. Саровская тайна//Московская перспектива. 10 августа 2004. 32. С. 4. - Автор не указан. 219. Душу народа не перестроить. [Интервью]//Российская Федерация сегодня. 2004. 22. С. 33-35. 2005 220. Из истории руководства Императорского Православного Палестинского Общества: четыре секретаря (М.П. Степанов - В.Н. Хитрово - А.П. Беляев - А.А. Дмитриевский)//Православный Палестинский сборник. Вып. 102. М., 2005. С. 6-35. 221. Век Серафима: Житие и Время//Наследие Серафима Саровского и судьбы России. Материалы конференции. Москва-Саров, июнь 2004 г. Нижний Новгород, 2005. С. 276-316. 222. Государство и Церковь: парадигмы Востока и Запада//Международная церковно-научная конференция «Православная Византия и латинский Запад. (К 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами)». Москва, 26-27 мая 2004 г. Сборник материалов. М„ 2005. С. 77-86. 223. Паломничество в русской церковной традиции. Богословский и историко-литургический аспект//Первая общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность». Сборник материалов. М., 2005. С. 35-40. 224. Великая княгиня Елизавета Федоровна - председатель Императорского Православного Палестинского Общества (1905-1917 гг.)//Отблеск Нетварного Света. (Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений). М., 2005. С. 69-93. 225. Быть или не быть Православной Империи//Православная беседа. 2005. 2. С. 20-23. 226. Рождество и новая эра//Русский взгляд. 2005. 1.

http://bogoslov.ru/person/249099

Тема номера: Конец света: правда и ложь: (На заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Вместо вступления . Дмитрий Манихин , учитель истории. Письмо в редакцию//Фома. - – 2004. – С.16-17. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Апокалипсис сегодня . Автор - Роман Маханьков. На ил.: кадры и афиша фильмов «Армагеддон», «Омен», «Апокалипсис сегодня». Фото священника Сергия Новожилова//Фома. - – 2004. – С.17-21. – (рубрика « Тема номера. Конец света: правда и ложь »). Информационные врезки к теме: Железная саранча . Ил.: Фрагмент картины Брейгеля «Битва при Гелвуде»//Фома. - – 2004. – С.20. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Число имени Зверя . Ил: Римский император Нерон (скульптурный портрет)//Фома. - – 2004. – С.21. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Комментарии: Час «икс» нам неподвластен . Автор Антон Небольсин , старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института, автор и ведущий спецкурса по теме «Апокалипсис». Фото Николая Федорова, Романа Лисицкого//Фома. - – 2004. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). « Предсказательная» эпидемия и Библия . Автор - Александр Дворкин , доктор философии, кандидат богословия, руководитель информационно-консультативного центра имени Иринея Лионского. Фото диакона Игоря Палкина, Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2004. – С.24. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Это может случиться в любую минуту . Автор - Владимир Гурболиков , заместитель главного редактора журнала «Фома». Фото Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2004. – С.25. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Конец света как отмена материи . Автор - Виктор Тростников , кандидат философских наук. Фото Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2004. – С.26-27. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »). Вячеслав Клыков , скульптор, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, президент Международного Фонда славянской письменности и культуры. Пора измениться . Фото Евгения Глобенко//Фома. - – 2004. – С.27. – (рубрика « Тема номера: Конец света: правда и ложь »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-19-f...

25 лет, на недавно прошедшем 1 Международном театральном «Золотом витязе» его моноспектакль «Исповедь хулигана» о Сергее Есенине стал серебряным призером. Окна: Распятое Косово . Фотографии из готовящейся к печати в Издательстве Православного Свято-Тихоновского Богословского института книги «Распятое Косово»//Фома. - – 2004. – С.76-79. – (рубрика « Окна »). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (раздел). – С.80-89. (На заставке – фото диакона Игоря Палкина) Чтение: Современники… Максим Яковлев . Кирка и Мария . Рис. Веры Маханьковой//Фома. - – 2004. – С.82-83. – (рубрика « Чтение »). Максим Яковлев . Симферопольский поезд. Рис. Веры Маханьковой//Фома. - – С.84-85. – (рубрика « Чтение »).          …и классики Антон Чехов . Студент . Рис. Веры Маханьковой//Фома. - – 2004. – С.86-87. – (рубрика « Чтение »). Зеленая лампа: « Пикник на обочине ». Яков Тестелец , доцент Института лингвистики РГГУ, продолжает тему, поднятую в статье М. Журинской «Может ли христианин читать фантастику» (Фома, за 2003 год)//Фома. - – 2004. – С.88-89. – (рубрика « Зеленая лампа »). Имеется краткая биографическая справка « Тестелец Яков Георгиевич …» (С.88). ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (раздел). – С.90-95. (На заставке – фото Льва Честнова) Отклики:   «Диалектическая логика». Отзыв доцента Московской духовной академии, старшего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН Николая Гаврюшина на интервью диакона Михаила Першина, посвященное роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (опубликовано в журнала «Фома» за 2004 год. С.66-71)//Фома. – – 2004. - С.92. – (рубрика « Отклики »). Имеется биографическая справка « Гаврюшин Николай Константинович …» (С.92). Объявления: Православный Молодежный Центр «Реставросъ ». О Центре рассказывает руководитель МЦ «Реставросъ» Константин Лобачев //Фома. - – 2004. – С.93. – (рубрика « Объявления »). Викторина:   Что мы знаем об архитектуре и убранстве православного храма? Вопросы викторины. (Продолжение. Начало см. в за 2004 год)/Вопросы составила Ольга Захарова , преподаватель кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ//Фома. - – 2004. – С.94-95. – (рубрика « Викторина »),

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-19-f...

- « L’?picl?se de la vie, une approche orthodoxe radicale », dans The Mission to Proclaim and to Celebrate Christian Existence, edited by Peter de Mey, Leuven, Peeters, 2005. - « The Catholicity of Russian Orthodoxy », in One, CNEWA, New York, 2005, vol. 32, n°2, pp.12-15 - ‘Un espoir oecum?nique ? Kiev’, La Croix, Paris, jeudi 25 ao?t 2005, p. 22. - ‘The Sophiology of Father Sergius Bulgakov and Contemporary Western Theology’, St Vladimir’s Theological Quaterly, Crestwood, Vol. 49, N° 1-2, 2005, pp. 219-235. - ‘The School of Paris and Eucharistic Ecclesiology in the Twentieth century’, Logos, A Journal of Eastern Christian Studies, Sheptytsky Institute, vol. 46 (2005), n°3-4, Ottawa, pp. 513-524. - ‘Kruglis stol po knigue Antoina Arjakovskovo Jurnal Put’ (1925-1940)’, in Gueroism I podvijnitchestvo, tvortchestvo S.N. Bulgakova v sovremennom diskurse, Kiev, Radouga, 2005, pp.391-404. - ‘Ukraine, laboratoire de l’oecum?nisme, Entretien avec Myroslav Marynovytch’, Esprit, Paris, janvier 2005, pp. 68-75. - « Ossoba, Sofia, Ipostas : Onovlenie batchenia bogolioudstva », Bohoslovie, Lviv, tome 68, vol. 1-4, 2004, pp. 68-78. - « Les arch?types de la saintet? dans la tradition orthodoxe », Actes des Colloques de Paris (24 avril 2004) et de Lviv (7 mai 2004), Sang des martyrs, Semence d’Eglise, Paris, EDM, n°123, 3e trim. 2004, pp. 50-59. - ‘La France va-t-elle enfin reconna?tre l’identit? ukrainienne ?’, France Catholique, Paris, n°2955, 10 d?cembre 2004, pp. 26-28. - ‘T?moins de la passion du Christ en Ukraine’, (a special issue of France Catholique dedicated to the ukrainians martyrs), France Catholique, Paris, n°2924, 2 avril 2004, pp. 6-12. - ‘Les arch?types de la saintet? dans la tradition orthodoxe’, Sang des martyrs, semence d’Eglise, num?ro sp?cial de la revue de L’Eglise dans le Monde, AED, Paris, 2004, pp. 50-59. - ‘Peregmoti sebe’, Postup, Lviv, n°105, 12 travnia 2004, p. 11. - ‘Halytchyna, nostalguia za Halileiou’, Postup, Lviv, n°100, 5 travnia 2004, p.11. - ‘Truly Byzantine, Truly Catholic’, Catholic World Report, March 2004.

http://bogoslov.ru/person/2316638

М., 1999; Прп. Тихон, Калужский чудотворец. СПб., 1999; Вощенкова Н. С., Гусев А. А., Писаренко И. С. Церковь и гос-во: Калужская епархия в синодальный период развития Рус. Правосл. Церкви. Калуга, 2000; Калужская энциклопедия. Калуга, 2000; Земля Калужская - земля святая/Общ. ред.: архиеп. Климент (Капалин). М., 2003; Легостаев В. В. Обители земли Калужской. Калуга, 2004; он же. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Калуга, 2004-2009. Кн. 1. Ч. 1-3; Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006; Жидкаев С. Партизан наградили через 62 года: [о. Викторин Зарецкий, свящ. людиновского Св.-Лазаревского храма]//Известия. 2007. 78, 7 мая. С. 1-2; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника…: Подвижники Мещовского края. М., 2007; он же. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Оптина пустынь: Годы гонений/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Оптинский альманах. 2007-2009. [Вып. 1-3]; Штепа А. В. Социальное служение Рус. Правосл. Церкви в Калужской епархии: (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Калуга, 2007; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст.; Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008; Климент (Капалин), митр. Возрастание в вере. Калуга, 2009; Пономаренко Д. А., диак. Епископ Стефан (Никитин). М., 2010. Первые храмы на территории К. и Б. е. появились в городах-крепостях в XI-XII вв., напр. в Козельске (не сохр.). На посаде в Калуге в 90-х гг. XVI в. существовали храмы с престолами: в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Французова. 2002. С. 222), Воскресения Христова (Там же. С. 229, 230), Богоявления (Там же. С. 237, 240), во имя арх. Михаила (Там же. С. 227), прор. Илии (Там же. С. 243). Было 2 храма вмч. Георгия - «на Варобьевки» (Там же. С. 245) и «Егорья Христова мученика», к-рый упоминается за пределами острога и «рыбной слободки» (Там же. С. 250). Возможно, к посвящениям церквей восходили названия посадских «сотен»: Покровская (Там же. С. 221, 248), Егорьевская «близ острожных ворот» (Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010