митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В статье рассматриваются отношения святителя Феофана со Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне. Духовная жизнь и аскетическое наследие Святой Горы привлекали святителя Феофана со времени его служения в Иерусалиме. В то время у него было желание посетить Афон и изучить имеющиеся там древние рукописи и познакомиться с аскетической практикой. Но, несмотря на наличие желания, Святую Гору он не посещал. Активные отношения с монахами Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне начались у святителя Феофана после его ухода на покой. Он вел переписку с монахами монастыря по издательской деятельности, обсуждал вопросы духовной жизни, указывал им на допускаемые ошибки. Из монастыря присылали ему рукописи аскетических трудов для перевода и издания. Итогом сложившихся доверительных отношений можно считать передачу Святителем Свято-Пантелеимонову монастырю прав назидание его произведений. Когда говорят о месте полуострова Афон в жизни святителя Феофана, почти всегда подразумевают Афонский Русский Пантелеимонов монастырь. Эта обитель и Вышенский подвижник многие годы тесно сотрудничали и активно общались, так что степень их влияния на жизнь друг друга трудно переоценить. Святитель Феофан способствовал укреплению связей монастыря с Россией, содействовал развитию его книгопечатания, был основным автором издаваемой монастырем литературы на протяжении долгих лет. Со своей стороны монастырская братия доставляла епископу-аскету редкие рукописи для его писательской деятельности, осуществляла подготовку его книг к печати и издавала их, молитвенно поддерживала святителя в его скорбях и болезнях и – что немаловажно для современных исследователей – до наших дней сохранила в стенах своей обители его рукописный архив. Данное сотрудничество могло начаться еще в начале 1850-х, когда святитель Феофан находился на Ближнем Востоке в составе первой Русской духовной миссии в Иерусалиме. Путешествуя по монастырям Палестины, Египта и Синая, он занимался поиском рукописей древних подвижников для их изучения и перевода. Уже тогда он задумал посетить Святую Гору: «Намереваюсь попроситься на Афон, – делился он своими планами, – и собрать все, что есть там аскетического. Тем кончатся мои занятия, а после того я совершенно бесполезен на Востоке, ибо к другому чему не лежит душа моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

они в полном составе выехали из Иерусалима, но по причине военных действий не смогли вернуться в Россию коротким путем, поэтому возвратились в Санкт-Петербург только 2 октября 1854 г. [Климент 2019:155–156]. В столице архимандрит Порфирий и иеромонах Феофан, официально оставаясь в составе миссии до конца 1854 г., продолжили ученые занятия, начатые еще в Иерусалиме и не прекращавшиеся во время обратной дороги. Вероятнее всего, работа над переводом книги началась по возвращению в Санкт-Петербург и была окончена к концу ноября, на что указывает дата «28 ноября» на заключительном листе черновика перевода 8 . Эта деятельность членов РДМ упоминается в нескольких источниках. «Отчет об ученых и художественных занятиях духовной миссии в Иерусалиме в течение 1854 г.» Порфирия (Успенского) , представленный в январе 1855 г., содержит детальные сведения об организации работы по переводу книги 9 . Работу над переводом арх. Порфирий описал так: «В С. Петербурге иеромонах, студент и архимандрит перевели с французского на русский язык известную книжицу аббата Мишона о святых местах, разделив ее на три равные части. Сей перевод с двумя раскрашенными планами Святогробскаго храма (их подготовил студент Соловьев, – примеч. Порфирия) и с чертежом Гефсиманской церкви (чертеж сделан иеромон. Феофаном, – примеч. Порфирия) представлен митрополиту новогородскому» 10 . В «Книге бытия моего» епископ Порфирий подробнее описал этот эпизод: «Начало этой книжицы перевел сам я (13 ноября), середину иеромонах Феофан, а конец студент Петр Соловьев (28 ноября)» [Порфирий 7:7]. Митр. Климент (Капалин) проанализировал сведения «Отчета» и дневника архимандрита Порфирия и пришел к выводу, что рукопись перевода была передана новгородскому митрополиту – «первенствующему члену Святейшего Синода митр. Никанору (Клементьевскому) » [Климент 2019:155]. Последний, согласно словам архимандрита Порфи- рия, «благодарил меня за этот перевод и наипаче за указание неточностей и неправд Мишона» [Порфирий 7:7]. Митр. Климент (Капалин) высказал предположение, что подносной экземпляр перевода сохранился в одном из сборников епископа Порфирия в СПФ АРАН [Климент 2019:155; Летопись 1:497].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ефем. Славянские лицевые святцы (ефемериды – повседневные), 1628 г. изданные Папеброхием в Деяниях св. (Мая Т. VII). Зогр. Месяцеслов при Зографском евангелии в. ЗПодл. Зеблинский подлинник XVI в. см. Т. I. стран. 296. Иер. Месяцеслов при евангелии греческом X века, в Иерусалиме писанном. Иерон. Мартиролог полный римской церкви, Иерониму приписываемый. Италогреч. Мартиролог ордена Василия В., изданный в Италогреции в 1848 г., указания по Мартынову. Кал. Месяцеслов при греч. евангелии, писанном в Калиполи в X в. Калькас. Месяцеслов коптский у Валькасендия, изданный Сельденом. Каноны и стихиры: Анатолия или патриарха константинопольского († 458) или инока студийского или епископа солунского, оба последние IX в. Андрея Пирра , X-XI в. Андрея критского или иерусалимского , VII-VIII в. Антония Арсения, может быть, IX в. Вавилы монаха. Василия монаха. Василия Пагариота , не позднее XI в. Византия, Виза, Византа, не позднее X в. Георгия амастридского VIII в. Георгия, митропол. никомид., IX в. Георгия Рамматы. Георгия сицилийского , не позднее IX в. Георгия Скилицы, XI в. Германа I , констант. патриарха, † 740. Германа II , констант. патриарха, † 1239. Димитрия. Ефрема Кария из области Карии, не позднее X в. Игнатия, вероятно, еп. никейского, IX в. Иоанна Дамаскина , VIII в. Иоанна Мавропуса, митропол. Евхаитского , † ок. 1100 г. Иова. Иосифа песнописца , † 883 г. Кассии монахини, IX в. Киприана монаха, не позднее XI в. Климента студита, IX в. Космы Веститора , X-XI в. Космы маюмского , VIII в. Льва магистра , XI в. Льва Деспота , потом императора, (886–911). Мефодия , патриарха константин. (842–846). Малакса , XVI в. Нила Ксанфопула , XV в. Романа сладкопевца , V-VI в. Сергия патриарха и агиополита (святоградца), IX-X в. Сикеота Феодора , еп. Анастасеополя, VII в. Симеона Дивногорца , † 596 г. Симеона монаха, вероятно, студита, IX в. Симеона Логофета – Метафраста, X в. Софрония , патриарха иерус., (638–644). Стефана савваита , в конце VIII в. Стефана святоградца. Феодора студита , † 826 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Паисии 1699 г.). 871. Киево – Печерская (в летописях называется то Антониевым, то Феодосие- вым монастырем), лавра (с 1688 г.), в южном предместии гор. Киева, на правом высоком берегу Днепра, состоит из 4 частей: собственно лавры, на самой горе, Больничного Троицкого монастыря при свят. вратах, Ближних Пещер, в 91 саж. к вост. от собора Успения Бож. Матери и Дальних Пещер в 201 саж. к юго-вост. от того же собора. С вост. стороны лавра защищена утесистыми горами над Днепром, а с прочих сторон окружена крепостными зданиями. В древние времена здесь был большой лес, а по соседству сельцо Берестово с загородным дворцом св. Вел. кн. Владимира. Первые сведения о существовании на этом месте иноческого соподвижнечества относятся к 1013 и 1017 г., когда здесь ископали себе пещеры преп. Илларион, Берестовский священник, потом митроп. Киевский, и преп. Антоний, постриженец Афонской горы. В 1688 г. наименован Ставропигионон Царским и Патриаршеским Московским и первою в России Архимандриею («Пол. Собр. Закон.», 1688 г., II, 1295). В 1786 г. утвержден на степени лавры. При лавре находятся школа иконописная на 30 учеников, при типографии на 40 и народное училище на 100. “Сказание о церкви Печерской Киевской», Киев, 1701 г.; Митропол. Самуил, “Краткое истор. описание Киево-печерской лавры», изд. 1791, 1795, 1801, 1805, 1817 г.; Митропол. Евгений, “Описание Киево-Печер. лавры с присовокуплением грамот, выписок, планов и проч.», Киев, изд. 1826, 1831, 1847 (исправленное и умноженное); “Изъявление о двух пещерах, обретающихся в Киево-Печер. лавре», Киев, изд. 1839 г.; “Житие преп. отец Антония и Феодосия Печерских , с приложением сказания о св. чудотв. церкви Печер., Успения Пресв. Богород., како создася, украсися и освятися», Киев, 1847 г.; “Сказание о жизни и подвигах старца Парфения, иеросхимонаха Киево-Печер. лавры», Киев, 1856 г., с портретом; “Сказание о чудотвор. иконе Успения Бож. Матери, находящейся в Киево-Печер. лавре», Киев, 1859 г.; Чернышев, “Путеводит. по Печерску и Старому Киеву», Киев, 1860 г.; “Путеводитель по св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

муч. Филаделфа, 11 изображение и подпись: обретение св. мощей св. пророка Захарии, 13 изображение и подпись: память иже во св. отца нашего Иоанна, еп. поливотского, 14 изображение и подпись: страсть св. Филимона, еп. газского, 15 изображение и подпись: память преп. Пафнутия и св. Евфросинии, дщери его, 20 февр. изображение и подпись: память иже во святых отца нашего Софронияепископа, 22 изображение и подпись: память св. Афанасияисповедника, 26 изображение и подпись: память препод. Стефана, создателя богадельни арматийской для престарелых. Оказывается, 1) что неполнота или недоконченность падает на январь, а более на февраль, 2) Афанасий дважды встречается с именем исповедника – 12 января и 22 февраля, без сомнения он же с именем просто Афанасия и 14 января (14 января ни в греч. минеях, ни в других древних памятниках никакого другого Афанасия нет) и все три изображения различны: 12 янв. его бьют двое палицами, 14 он стоит в одежде препод. с подъятыми в молении руками, впереди здания(монастыря), 22 февр. он стоит между монастырем и горою в преклоненном положении и к нему с неба простерта рука и от нее идет луч. Преподобная Евфросиния25 сент. со сказанием, а 25 февраля она же изображена с отцом своим Пафнутием без сказания. 9 декабря изображен Софроний, епископ кипрский, с евангелием на груди и позади церковь и здание, внизу сказание, 20 февр. он же, вероятно, но с евангелием в одной руке и здание за ним другого вида. Итак в феврале без сказаний есть и такие святые, которые изображены были в прежних месяцах и со сказаниями. 3) Что касается до прочих святых, то муч. Фавст 6 февр. находится в Кт. и в печатном синаксаристе Никодима, но вместе с мучениками Василием и Силуаном и не назван епископом; и им посвящено только стихословие, без сказания, 7 февр. Арион в греч. минеи у Никодима назван Априоном и опять с однии стихословием, по Ет. Сарапион, еп. кипрский, без сказания, 8 февр. муч. Филадельф есть в Ет. без сказания, в греч. печатн. мин. и у Никодима, но с Поликарпом и обоим одно стихословие, 11 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Дорофей, еписк. Тирский, муч. при Иулиане. 5 июня. Дорофей, муч. при Ликинии. 18 февр. Дорофей, пустынник Келлийский близ Александрии, сконч. позже 368 года. 10 сент. Дорофей преп. ,наставник Досифея, инок обители аввы Серида. 5 июня. Дорофея дева, и жены, Христина н Каллиста, мучч., пострадавшие в Кесарии Капп. при Диоклетиане. 6 февр. Досифей, преп. Палестинский, ученик преп. Дорофея. 19 февр. Дросида муч., дочь Траяна. 22 марта. Дукатий, муч. Мелитинский при Диоклет., с Иероном. 7 ноября. Дуклида блаж., княжна Готфская 4 века, с 26 мучч. Готфскими. 26 марта. Дула, муч. Киликийский. 15 июня. Дула, преп. Египетский. 15 июня. Е Ева, мать всех живущих на земле. В неделю праотец. Евагрий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией и др. 5 февр. Евангел муч. 7 июля. Еванфия мученица, с Димитрием и Димитрианом. 11 сент. Еварест, из 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Еварест, преп. Студийский 9 в. 26 дек. Еввентий, или Иувентин, и Максим воины, мучч. Антиохийские при Иулиане. 9 окт. Еввула св, Ником., мать муч. Пантелиимона (в нач 4 в.). 30 марта. Еввул, муч., пострад. с Адрианом в Кесарии Пал. от Фирмилиана, ок. 309 года. 3 февр. Еввул, муч. при Иулиане, с преп. Аркадием Кипрским. 6 марта. Евгений, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Евгений, муч. Трапезунтский, с Валерианом и др. при Диоклетиане. 21 янв. Евгений, еписк. Херсонский, муч. в начале 7 века. 7 марта. Евгений, муч. Севастийский при Ликинии, с Евстратием и др. 13 дек. Евгений и Макарий исповедники, пресвв. Антиохийские, постр. ири Иулиане. 19 февр. Евгений, преп. Вифинский, с Марией, своей дочерью. 12 февр. Евгения девица, преподобномученица Римская при Галлиене (ок. 258). 24 дек. Евграф, муч. Александрийский при Максимине, ок. 313 г., с Миной и Гермогеном. 10 дек. Евдоним, праведный, Каппадокианин, воинствовавший при Феофиле (829–842). 31 июля. Евдокия преподобномученица, пострад. от воеводы Викентия в 152. 1 марта. Евдокия преподобномученица, пострад. в Персии. 4 авг. Евдоксий, муч. Севастийский при Декии от Маркелла, с Аттиком и др. 3 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Феодор начертанный, преп. исповедник. 27 дек. Сорок два мученика Амморейские. 6 марта. 829–842.       Евдоким праведный, воинствовавший при Феофиле. 31 июля. Евсхимон, еп. Лампсакийский, испов. 14 марта. Препп. исповв. Цареградские: Георгий. 13 мая. Лазарь писец. 17 ноября. Никита. 13 окт. Фаддей. 29 дек. 845.             Феофилакт, еп. Никомидийский, испов. 8 марта. Иларион новый, пр. Далматский, испов. 6 июня. Ок. 845.       Феодора царица, супруга Феофила. 11 февр. 846.             Перенесение мощей Никифора, патриарха Цареградского. 13 марта. Иоанникий Вел., цреп. Вифинский. 4 ноября. Мефодий, патриарх Цареградский. 14 июня. 842–857.             Третье обретение главы Иоанна Предтечи, при патриархе Игнатии и имп. Михаиле. 24 февр. 856–860.       Афанасия, преп. Егинская. 12 апр. 864.             Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители. 1 сент. 866.             Петр преп., из обители св. Фоки. 9 окт. 868.             Николай испов., игумен Студийский. 4 февр. Ок. 869.       Константин, в схиме Кирилл, еп. Моравский. 14 февр. 877.             Игнатий, патриарх Цареградский. 23 окт. 880.             Феодора, преп. Солунская. 5 апр. 883.             Иосиф Песнописец, преп. Цареград. 4 апр. 867–886.       Обновление храма Пресв. Богородицы, именуемого Живоносный Источник. В пяток Пасхи. 892.             Феофания царица, супруга Льва Философа. 16 дек. 893.             Стефан архиеп. Цареградский, преемник Фотия. 17 мая. 895.             Антоний, патриарх Цареградский, Кавлей. 12 февр. Ок. 899.       Мефодий, еп. Моравский. 11 мая. 10 век Георгий, еп. Амастридский в Пафлагонии. 21 февр. Вифинские преподобные: Евстратий, из Авгаровской обители. 9 янв. Фома ДефуркИн.10 дек. Тимофей, в Символах. 21 февр. Григорий Декаполит, преп. 20 ноября. Иоанн преп., ученик его. 18 апр. Феодор, еп. Едесский, Феодосий, столпник Едесский, и Иоанн пустынник Вавилонский. 9 июля. Евстафий, еп. Кийский, испов. 29 марта. Григорий, преп. Критский. 5 янв. Афанасий, преп. Мидикийский. 26 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Григорий, в 13 веке. 8 авг. Cu нопия, Sinope, в Пафлагонии. Филолог, из 70. 5 ноября. Фока еп., муч. при Траяне. 22 сент. и 22 июля. Фока вертоградарь, муч. ок. 320. 22 сент. Руфин диакон, Акилина и 200 воинов, мучч. ок 310. 7 апр. Сиракузы, в Сицилии. Маркиан еп., ученик ап. Петра. 30 окт. Лукия девица, муч. в 304. 13 дек. Зосима преп., епископ, ум. ок. 660. 30 марта. Сирия. (Сн. Антиохия, Анамея, Арефуза, Варвалисс, Емиса, Иераполь, Капетолия, Келесирия, Кир, Лаодикия, Росафа, Самосата). Афинодор монах, муч. при Диоклет. 7 дек. Антоний муч. 9 ноября. Преподобные 4 века: Поплий, ум. ок. 380. 25 янв. Симеон ветхий, ум. ок. 390. 26 янв. Саламан молчальник, ум. ок. 400. 23 янв. Акепсим. 3 ноября. Мавсима пресв. 23 янв. Палладий. 28 янв. Малх. 26 марта. Преподобные 5 века: Македоний, ум. ок. 420. 24 янв. Зинон, ум. 413–420. 30 янв. Мар певец, ум. ок. 430. 25 янв. Евсевий пустынник, ум. ок. 440. 15 февр. Иаков отшельник, ум. позже 457. 26 ноября. Симеон столпник, ум. 459. и Марфа, мать его. 1 сент. Фалалей, ум. ок. 490. 27 февр. Домнина дева. 1 марта. Агавва ИзмаильтянИн.22 ноября. Антиох пустынник, Антонин, Дамиан, Зевин, Иоанн, Моисей, подвизавшийся близ Рамы, Полихроний и ученик его Моисей. 23 февр. Варадат, Фалласий и Лимний. 22 февр. Марон. 14 февр. Преподобные 6 века: Симеон столпник, Дивногорец, ум. 596. 24 мая. Марфа, мать его. 4 июля. Петр молчальник. 26 ноября. Роман. 27 ноября. Марина и Кира. 28 февр. Сармия, Sirmium, в Паннонии, к западу от нынешнего Белграда. Ириней еп., муч при Диоклетиане. 26 марта. Сицилия. (Сн. Акрагант, Катана, Сиракузы, Тавромений). Маркелл ссвященномуч., ученик ап. Петра. 9 февр. Никон преп. и 199 учеников его, мучч. при Декии. 23 марта. Вавила с двумя учениками, мучч. 3 века. 24 янв. Евфалия дева, муч. 2 марта. Феоктист игумен, 5 века. 4 янв. Скит, пустыня Ливийская, к западу от Нитрийской. В ней подвизались преподобные 4 века: Макарий Египетский, ум. 390. 19 янв. Исаия. Субб. с. Агафон. 2 марта. Моисей МурИн.28 авг. 5 века: Арсении Великий, ум. ок. 450. 8 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

и 19 февр.: в Синаксаре под 15 сент. указаны время и место страданий святых и говорится, что вначале их жестоко избили палками, а затем, доставив в Адрианополь, усекли мечом. Под 19 февр., напротив, ни имя правителя, ни названия городов не обозначены; мучеников подвесили к древу и строгали железными когтями, затем в др. городе отдали на растерзание диким зверям и, наконец, отрубили им головы в лесистых местах. В Минологии под 15 сент. акцент делается на том, что мученики проповедовали Христа и многих обратили к вере; также здесь указывается, что вместе с М., Ф. и А. пострадал некий их родственник, не названный по имени; под 19 февр. в нем упоминаются только М. и Ф. и говорится, что они были сожжены заживо. В ряде греческих стишных Синаксарей (напр.: Paris. gr. 1282, XIV в.) и в печатной Минее (Венеция, 1592) память мучеников отмечена под 17 сент. В Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 236) и в некоторых визант. Синаксарях (напр.: Mess. 103, XII в.) под 19 февр. вместе с М., Ф. и А. упоминается И. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 15 сент. содержатся память М. и посвященное ему двустишие; под 19 февр. помещено краткое сказание об А., а также память М., Ф. и И. и двустишие, посвященное им. Из греч. Синаксарей память мучеников перешла под теми же числами в славянские Прологи и Минеи; под 19 февр. они упоминаются вместе с И.; под 15 сент. А. названа мужчиной (Асклепиадотом или Асклиадом) ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 487-488; ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1201). Метафрастическая (расширенная) версия Мученичества святых сохранилась на груз. языке под 19 февр. в поздней рукописи Кутаисского историко-этнографического музея (Кут. 1. Л. 77-80, XVI в.). 15 сент. датировано синаксарное упоминание, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и включенное им в Великий Синаксарь, к-рый сохранился в рукописях XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. georg. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211) ( Габидзашвили. Переводные памятники.

http://pravenc.ru/text/2561646.html

В минейных циклах настенных росписей ряда балканских храмов образ И. П. помещен под 4 февр.: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) - поясной образ; в ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718) - погрудно; под 6 февр.: в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561) - погрудно; на фреске ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386),- в рост. Неясным остается изображение под 4 февр. в настенном минологии ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350), где поименованный Исидором святой изображен в огне. Нач. XIV в. датирована каменная иконка из сланца новгородского происхождения (ГРМ. кам. 5). На ее лицевой стороне - рельефное изображение 3-фигурного Деисуса, на обороте - ростовые образы свт. Николая Чудотворца и святого с надписью: «CIДOPЪ». Очевиден патрональный заказ этой нагрудной иконки (вверху имеется отверстие для шнура, размеры: 5,3×4,6×1 см), обусловивший выбор святых для оборотной стороны. Уверенно идентифицировать изображенного здесь святого как И. П. позволяют характерные для изображения преподобных жест (в левой руке держит свиток, правая в молении) и монашеская одежда ( Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. С. 91. Табл. 30, 5). В рус. минейные циклы образ И. П. включается в соответствии с днем его памяти и отличается устойчивостью. На минейной иконе на февр. из годового комплекта миней, происходящего из ц. вмч. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (кон. XVI в., ВГИАХМЗ), а также на эмалевой иконе-минее на февр. (2-я пол. XVIII в., ГИМ) И. П. показан в паре с прп. Кириллом Новоезерским. На иконе-минее на февр. (2-я четв. XVII в., ЯИАХМЗ) в опущенной левой руке И. П. закрытый свиток, правая отведена в сторону (из-за утраты красочного слоя жест неясен - благословения или учительный); на иконе из ЦАК МДА (нач. XVII в.) И. П. держит свиток в правой руке перед грудью, левая скрыта мантией. На минее на февр. с образами Богородицы на полях (кон. XIX в., частное собрание; см.: Бенчев. 2007. С. 69) святые изображены не статично, а в общении друг с другом: И.

http://pravenc.ru/text/674914.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010