пророк Михей, 8 янв. Феофил и Елладий, февр. 6 Иулиан, 7 февр. 3000 муч., февр. 12 Антоний патриарх (на первом месте), 22 февр. Афанасий, 28 февр. Нестор еп., 16 марта Иулиан киликийский, 22 марта Артемон Селевкийский, 24 марта Василий анкирский, 27 марта муч. Филит и дружина, 29 марта Акакий мелетийский, апр. 14 Симеон персидский, 15 апр. Савва готфин, 21 апр. Исакий, Аполлос, Кодрат, 4 мая Сильван, 16 мая Георгий митиленский, 27 мая Елимент стурт, 28 мая Крискент, Павел, Диоскорид, 23 июня Аристоклей и другие. Есть тавие памяти святых, которые поставлены первыми или в известные дни согласно со студийскими минеями XI века, например, 25 сент. Савиниан и Татта, 27 сент. мученица Епихария, 7 ноября Авкт и Таврион, 16 ноября муч. Варлаам (сей на втором месте, но и в студ. минеях тоже). 24 нояб. св. Григорий акрагант., 19 дек. Пров, Арис, 19 февр. мучч. Максим, Феодот и Асклипиодота, 29 февр. Феостирикт, 5 марта Исихий постник, 5 июля Лампиад. 30 августа Феливс, Ианнуарий и проч. Но довольно памятей поставлено на первом месте согласно и с установившимся после месяцесловом иерусалимского устава там, где он расходится со студийскими минеями и уставом, напр. 13 сент. память обновления храма Воскресения Христова, 4 ноября, а не 3 преп. Иоанникий, ноября 10 апостолы Олимп и другие, а не Мияа, 4 янв. пророк Малахия, а не муч. Гордий, 30 янв. Ипполит, а не Ксенофонт, 20 февр. Лев натанский, 2 марта Феодот киринейский, а не Афинодор, 4 марта пр. Герасим, а не Павел и Иулиания, 14 мар. Венедикт, а не Александр в Пидне, 21 мар. Ианов епископ, а Кирилл катанский на 2 месте, и так далее и в других месяцах. Поэтому нельзя сказать, что в этой редакции первые памяти доставлены по какому-либо известному уставу. Как же понимать слова предисловия, что в ней изложены в порядке имена святых, но и приложено, что следует петь и читать на каждый день? Что в этой редакции были уставные чтения прокимнов, апостолов и евангелий и начала тропарей или целые тропари святым, это несомненно видно из некоторых дошедших до нас славянских прологов, например, в древнейшем по составу прологе Софийском, переписанном до 1250 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(архетип кон. X в.) память П. и пострадавших с ней помещена под 2 февр. Краткое сказание составлено на основе «Страстей...», однако здесь говорится, что П. происходила из африкан. г. Тубританы; вместе с Фелицитатой она была отдана на растерзание дикой корове, а затем вместе с проч. молодыми оглашенными усечена мечом по требованию толпы (SynCP. Col. 440). Второй раз П. и Сатур без сказания упоминаются в Синаксаре под 4 марта (Ibid. Col. 508). Память мучеников под 2 февр. отмечена также в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.), в кратком сказании к-рого описывается 1-е видение П., а затем говорится, что брат мученицы Динократ, как и она, находился в др. тюрьме. Во сне П. увидела, что он напился из емкости с водой, и поняла, что ее брат скончался (PG. 117. Col. 292). В нек-рых визант. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) память П. и пострадавших с ней указана под 1 февр. (SynCP. Col. 440). Прп. Никодим Святогорец также поместил в «Синаксаристе» память и заметку о святых под 1 февр. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 206-207). Под этим же числом они вошли в «Новый синаксарист» иеромон. Макария Симонопетрского ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 6. Σ. 10-13 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 493-496)). Славянское почитание Саркофаг мц. Перпетуи в ц. Нотр-Дам в Вьерзоне, Франция. XIX в. Фото: Gaetan Poix/Wikimedia Commons Саркофаг мц. Перпетуи в ц. Нотр-Дам в Вьерзоне, Франция. XIX в. Фото: Gaetan Poix/Wikimedia Commons В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., под 2 февр. содержится сказание о П. и пострадавших с ней, составленное на основе заметки из Синаксаря К-польской ц. (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 704-707). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., поминовение мучеников смещено на 1 февр., т. к. на 2 февр. приходится праздник Сретения Господня ( Петков, Спасова. Стиш.

http://pravenc.ru/text/2580044.html

Обретение мощей муч. Мины Калликелада. 17 февр. 457.             Протерий, патриарх Александрийский. 28 февр. Иаков, отшельник Сирийский 20 ноября. 458.            Анатолий, патриарх Цареградский. 3 июля. Ювеналий, патриарх Иерусалимский. 2 июля. 459.             Симеон столпник, преп. Сирийский. 1 сент. 461.             Лев, папа Римский. 18 февр. 465.             Иоанн Кущник, преп. Цареградский. 15 янв. Пелагия, преп. Палестинская. 8 окт. 467.             Феоктист преп., спостник Евфимию В. 3 сент. 470.            Авксентий, преп. Вифинский. 14 февр. 471.            Геннадий, патриарх Цареградский. 31 авг. Нон, еп. Илиопольский. Субб. с. 458–471.       Падение праха с неба в Цареграде. 6 ноября. 473.             Евфимий В., преп. Палестинский. 20 янв. 475.             Герасим преп., на Иордане. 4 марта. 477–484.       Мученики (два священника и 360 мирян), пострадавшие в Африке от ариан при Гунерике, короле Вандальском. 8 дек. 488.             Маркелл преп., игумен обители Неусыпающих. 29 декабря. 489.             Даниил столпник, преп. Фракийский, в Анапле. 11 дек. 490.             Фалалей, отшельник Сирийский. 27 февр. 6 век Евфросиния, преп. Александрийская. 25 сент. Тихон, еп. Амафунтский. 16 июня. Маркелл муч., еп. Анамейский. 14 авг. Лот преп., Арсинаит. Субб. с. Герман, преп. Вифлеем. Субб. с. Зоя, преп. Вифлеемская. 13 февр. Антипатр, еп. Востр. Субб. с. Препп. Египетские: Аммон, или Аммона. Субб. с. Аполлинария. 5 янв. Висарион. 6 июня. Витимий и Иеракс. Субб. с. Иоанн, нареченный Варсонофий. 21 февр. Паисий Вел. 19 июня. Серапион Синдонит. 14 мая. Таисия блаж. 10 мая. Феодора. 11 сент. Исихий пресв. и Пассирион, препп. Иерусалимские. Субб. с. Савин, архиеп. Кипрский. 12 мая. Акакий, еп. Мелитинский. 17 апр. Ксения, преп. Милосская. 21 янв. Препп. Палестинские: Ксенофонт, с Марией женой и двумя сынами. 26 янв. Мартириан и Фотиния. 13 февр. Фока и Геласий. Субб. с. Анфиса, муч. Римская. 8 дек. Полувий, еп. Ринокирский. 12 мая. Препп. отцы, избиенные в Синае и Раифе, и Феодул, сын Нила Постника. 14 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Лики и лица: Баба Катя . Фото диакона Игоря Палкина//Фома. - – 2004. – С.41. – (рубрика « Лики и лица »). Мир Библии: Подставить другую щеку? / Роман Маханьков. Фото Николая Федорова//Фома. - – 2004. – С.42-43. – (рубрика « Мир Библии »). ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.44-63. (на заставке – фото Владимира Хизова) Современники: Ольга Арефьева : « Господь на небе замечает, какие у певца глаза …»/ Беседовала Анастасия Франтова. Фото с официального сайта певицы Арефьевой//Фома. - – 2004. – С.46-49. – (рубрика « Современники »). Дело: « И тогда я упал перед иконами на колени и заплакал… ». Интервью с актером Валерием Золотухиным , принимавшим активное участие в восстановлении православного храма в его родной деревне. Беседовал Игорь Фото из личного архива В. Золотухина//Фома. - – 2004. – С.50-51. – (рубрика « Дело »). было опубликовано на сайте: PRAVOSLAVIE.RU. « Звезда Вифлеема», или Что такое «православно ориентированный лагерь ». Беседа с Егором Коврижкиным , одним из организаторов детского отдыха в летних и зимних лагерях (Центр духовного развития молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре)/Беседовал Владимир Гурболиков. Фото автора//Фома. - – 2004. – С.52-55. – (рубрика « Дело »). Мужчина и женщина: Светлана Дьяконова. Мой сыночек… Субъективные заметки об аборте и эвтаназии . Фото Вячеслава Лагуткина, священника Сергия Новожилова//Фома. - – 2004. – С.56-59. – (рубрика « Мужчина и женщина »). Без границ: Евгения Кельберт . В прошедшем времени . Опыт воцерковления девочки, семья которой с 1993 года жила то в Москве, то в Англии (Уэльсе)//Фома. - – 2004. – С.60-63. – (рубрика « Без границ »). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.63-79. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Острый угол: Подвал на двоих. Опыт прочтения «Мастера и Маргариты » . Взгляд на роман одного из исследователей булгаковского творчества диакона Михаила Першина. Беседовал Роман Маханьков. Илл.: Плакат 20-х гг. с рекламой журнала «Безбожник». Фото А. Родченко «Трамвай на Сухаревском бульваре», 1928 г.//Фома. – – 2004. – С.66-71. – (рубрика « Острый угол »). Имеется краткая биографическая справка « Диакон Михаил Першин …» (С.67).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-18-y...

28 . Письмо от 7 января 1880 г.//Собрание писем. Вып. I. С. 196–197. 29 . Письмо от 18 апреля 1882 г.//Собрание писем. Вып. VII. С. 158–160. 30 . Письмо от 19 декабря 1884 г.//Душеполезное чтение. 1910. Ч. 3. С. 122–123. 31 . Письмо от 11 января 1887 г.//АРПМА. Оп. 24. Д. 41. Ед. хр. 4327. Л. 450–453. 32 . Письмо от 25 января 1887 г.//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 482. Л. 38–39. 33 . Письмо от 14 декабря 1887 г.//АРПМА. Оп. 24. Д. 41. Ед. хр. 4327. Л. 186–189. 1 «Переводится Диадох . Какой он распрелестный, владыка святый!» (Письмо епископа Феофана к неустановленному протоиерею от 25 марта 1886 г.//Тамбовские епархиальные ведомости. 1897. c. 257–258]). 2 «Нередко приходится употреблять перифраз вместо перевода дословного…» (Письмо еп. Феофана к В.В. Швидковской от 23 ноября 1886 г.//Санкт-Петербургские духовные ведомости. 1898. С. 303; Собрание писем. Вып. VI c. 142–143]). 5 «У меня есть покорнейшая просьба к Евгению Степановичу, или Павлу Степановичу, или к обоим. Есть там какой-то Пашков – ученик Редстока и распространитель его ереси. Берет на него лютость, но пронять его нечем, потому что не знаю его суемудрия. Вот мне и пришло на мысль попросить кого-либо из кавалеров, а то и обоих, чтобы разведали. Сделать это удобно – в доме Пашкова, кажется, в воскресенье вечером бывают так называемые чтения, где он, читая Евангелие или еще что, разглагольствует в духе своего мудрования». (Письма еп. Феофана к О.С. Бурачок от 3 марта 1880 г.) л. 40–41 об.] 7 Письмо от 25 января 1887 г. л. 38–39]. Далее в этом письме свт. Феофан сообщал: «К о. Ивану давно собирался обратиться, да все: авось-небось! Наш теперешний преосвященный Тамбовский Виталий, многое рассказал мне о старце Ионе, настоятеле Троицкого, в Киеве монастыря. .. И я просил полечить меня молитвенно. Он не отказал и молится. Я думаю, что если и о. Иоанн приложит свою молитву.. то они не помешают одна другой, а пойдут по одной дороге и к одному Престолу Милосердого Господа». Читать далее Источник: Климент (Г.М. Капалин), митрополит Калужский и Боровский. О пятом томе Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского//Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2023. 1 (17). С. 51-62.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В статье рассматривается интертекстуальность в произведениях святителя Феофана, Затворника Вышенского . Приводятся этапы знакомства святого со святоотеческой письменностью, делается анализ формирования его богословских и аскетических взглядов, влияние на них святых отцов Церкви, приемы его отсылок и пересказов Священного Писания . Разбираются методы интерпретации текстов святителем, особенно выделяется, что в его произведениях интерес представляют две концепции интертекстуальности: художественно-эстетическая и научно-познавательная. Дается характеристика интертекстуальных приемов в его проповедях, полемических произведениях и письмах. Термин «интертекстуальность» был введен сравнительно недавно: в 1967 г. француженкой болгарского происхождения Юлией Стояновой Кристевой, развившей идеи русского философа, литературоведа и теоретика культуры Михаила Михайловича Бахтина. Он первым исследовал явление прямой или скрытой переклички авторских слов с другими текстами, существовавшими ранее или бытующими параллельно с их созданием. С этого началось установление принципов и механизмов более полного понимания смысла текста – «разгерметизации» его путем изучения его связей с другими текстами и социокультурным контекстом его написания. Этим занимаются искусствоведы, лингвостилистики, семиотики и другие специалисты. Представляя последнюю область науки, Ю. Кристеваи ее последователи рассматривают вообще каждый текст как интертекст. В этом состоит широкий подход к понятию интертекстуальности, в свете которого все наследие святителя Феофана можно рассматривать как выражение православного мировоззрения и святоотеческого учения по различным вопросам духовной жизни, а также актуальным для его времени проблемам в церковной, общественной, политической и других сферах. Однако, признавая широкий подход недостаточно точными продуктивным для научного анализа, Валерия Евгеньевна Чернявская и ряд других отечественных исследователей понимают под интертекстуальностью диалогическую соотнесенность не всех вообще, а лишь определенных текстов или их типов В этом узком смысле интертекстуальность трудов святителя Феофана проявляется:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В ноябре 1842 года иеромонах Феофан (Говоров) был назначен на должность инспектора Новгородской семинарии. Новгородская семинария была одним из старейших учебных заведений Русской Церкви, начало которой было положено в 1706 году. Она имела богатейший библиотечный фонд, что способствовало приобретению студентами навыков работы с книгами. Являясь инспектором, святитель Феофан осуществлял наблюдение за учебно-воспитательным процессом семинарии. Главным его принципом было раскрытие перед студентами глубины православного учения и добродетельной жизни на основе учений отцов Церкви. Не только во время лекций, но и вне занятий он учил юношей постоянному памятованию о Боге, умеренности в отношении к материальным потребностям и труду. В 1843 году в журнале «Маяк» была опубликована первая статья святителя Феофана, и с этого времени начались многолетние отношения с издателем журнала С.О. Бурачек. После окончания Киевской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров) был назначен на должность руководителя и учителя Киево-Софийских духовных училищ 114–124]. Пребывание иеромонаха Феофана в Киеве и духовное укрепление у его древних святынь было непродолжительным. Менее чем через полтора года он был переведен в Новгородскую духовную семинарию. На заседании святейшего синода 13 ноября 1842 года обер-прокурор граф Н.А. Протасов назвал имена двух кандидатов на вакантную должность инспектора Новгородской семинарии, представленных митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Амфитеатровым) из числа наставников духовных школ, подведомственных Киевской духовной академии. Помимо смотрителя Киево-Софийских училищ иеромонаха Феофана предлагался также профессор Полтавской семинарии иеромонах Феодосий (Шаповаленко 1 1–2 об.]. Из этих двух кандидатов 27 ноября того же года инспектором Новгородской семинарии был утвержден иеромонах Феофан 3–3 об.], а 7 декабря состоялось его назначение, причем вместе с инспекторской должностью он получил место профессора психологии и логики 12–14; 31, 3; 23, 423].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

11 Гавриил (Петров, 1730–1801), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1770–1799), затем Новгородский и Олонецкий (1799–1800). 12 Антоний (Павлинский, 1801–1878) был ректором Новгородской духовной семинарии в 1840–1852 годах, затем викарным епископом (1852–1854), последовательно возглавлял Архангельскую, Нижегородскую, Волынскую и Владимирскую епархии, скончался архиепископом Владимирским и Суздальским. 13 В монашестве Александр (Добрынин, 1820–1885) был викарным епископом Литовской епархии с 1860 года, затем епископом Минским и Бобруйским (1868–1877), архиепископом Донским и Новочеркасским (1877–1879), скончался архиепископом Литовским и Виленским. 14 Гавриил (Городков , 1785–1862) в то время был архиепископом Рязанским и Зарайским, оставался на Рязанской кафедре до 1858 г., когда был уволен на покой в монастырь, в 1999 году прославлен в лике местночимых святых Рязанской епархии. 15 Кутневич Василий Иванович (1787–1866) – выпускник Петербургской духовной академии; с 1832 г. – обер-священник армии и флота; в 1833 г. назначен членом Комиссии духовных училищ. 16 Киевская духовная академия была ведущим учебным заведением в Киевском духовно-учебном округе, в который входило 12 региональных семинарий с училищами. В 1823 г. при академии была создана Конференция КДА. В ее состав, кроме действительных членов, вошли и представители Киевского духовенства из числа бывших ее выпускников и преподавателей. Конференция КДА принимала участие в решении всех магистральных, административных и научных вопросов академии. 17 До 1842 г. журнал выходил с несколько иным названием: «Маяк современного просвещения и образованности. Труды ученых и литераторов, русских и иностранных». 18 Степан Онисимович Бурачок (Бурачек, 1800–1876) – потомственный дворянин, ученый изобретатель, православный мыслитель, писатель, единомышленник и корреспондент святителя Феофана. Читать далее Источник: Климент (Г.М. Капалин), митрополит Калужский и Боровский. Служение святителя Феофана инспектором Новгородской духовной семинарии//Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2020. 2 (6). С. 5-21

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 90-х гг., при Святейшем Патриархе Алексии II, число духовных школ Русской Православной Церкви выросло многократно. После падения советского режима, после того как в России и других государствах, образованных на территории бывшего СССР, сложились новые правовые системы, уже не требуется предварительных санкций со стороны государственных властей на открытие духовной школы и соответствующие вопросы решаются самим священноначалием. Но сдерживающим фактором в расширении сети духовных школ остаются финансовые и кадровые проблемы. При этом новые семинарии создаются, как правило, через преобразование открытых ранее духовных училищ. Уже в начале 90-х гг. были созданы семинарии в Саратове, Нижнем Новгороде, Смоленске, в Риге, Луцке и Почаевской лавре. В самое последнее время открылись Калужская и Белгородская семинарии с миссионерской направленностью. Всего в 1996 г. Русская Церковь имела 5 духовных академий – Московскую, Петербургскую, Киевскую, Молдавскую, созданную на базе богословского факультета, и Белорусскую в Минске. Количество семинарий достигло 20. Это уже более трети дореволюционного числа духовных семинарий. Некоторые из них имеют регентские, а Курская и Томская – иконописные отделения. Некоторые семинарии, помимо Московской и Санкт-Петербургской, возглавляются преосвященными ректорами. Так, во главе Одесской стоит митрополит Агафангел (Саввин), временно исполняющим обязанности ректора Ставропольской является митрополит Гедеон (Докукин), Саратовскую духовную семинарию возглавляет архиепископ Александр (Тимофеев), обладающий многолетним опытом руководства духовной школой, временно исполняющим обязанности ректора Калужской семинарии является в настоящее время архиепископ Климент (Капалин), ректором Тобольской – епископ Димитрий (Капалин), ректором Белгородской семинарии – епископ Иоанн (Попов), а Почаевскую возглавляет епископ Феодор (Гаюн). Эти ректоры, кроме епископа Почаевского Феодора, соединяют с руководством духовными школами управление епархиями. С конца 80-х гг. до 1997 г. было открыто 23 духовных училища, в большинстве случаев это двухгодичные школы, 5 пастырских курсов и духовные курсы в Тамбове. На пастырских курсах обучение продолжается в течение года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация . Пятый том «Летописи» освещает десятилетний период (1879–1888) из почти двадцати восьми лет, проведенных святителем Феофаном в Вышенской пустыни, а с 1873 –в полном затворе. Как и предыдущий IV том, сюда включены главным образом материалы частной переписки, дополненные мемуарами и другими документами, содержащими сведения о жизни святителя, а также представлена полная библиография его литературно-духовных творений за указанные годы. Основными источниками настоящего тома послужили периодические издания, публиковавшие письма святителя Феофана и воспоминания о нем и его окружении. Вошли в него и новые, впервые публикуемые материалы, выявленные в отечественных и зарубежных архивах, например, обширная переписка с издателями из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА), а также массив корреспонденции, адресованной семейству Бурачок из отдела рукописей института Мировой литературы Российской академии наук (РО ИРЛИ РАН). Метод летописного изложения материала позволяет уточнить представление о значимых для святителя событиях и общем течении его жизни, атрибутировать его корреспондентов этого периода. Внутренний подвиг святителя остается сокровенным, однако читателю пятого тома «Летописи» открывается немало сведений о распорядке его жизни и деятельности и состоянии его здоровья. Для более полного представления об окружении святителя и обстоятельствах, в которых он пребывал, в «Летописи» помещены, например, архивные «Ведомости о настоятеле и монашествующих Шацкой Успенской Вышенской общежительной мужской пустыни Тамбовской епархии за 1888 год». Особую ценность этого документу придают известия о насельниках обители и о состоянии архитектурного ее ансамбля, относящиеся ко времени жизни святителя. На страницах пятого тома «Летописи» с новыми подробностями представлены литературно-издательская, миссионерская и душепопечительская деятельность святителя Феофана. Публикуемая впервые переписка с издательством Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря позволяет воссоздать творческую историю и путь к читателям русского перевода «Добротолюбия», толкований посланий апостола Павла и 118 псалма, написание «Евангельской истории», полемических и многих других его произведений. Также читатель может узнать о его богословских предпочтениях 1 и методах толкования 2 . Как и в предшествующих томах, в конце каждого года помещена полная библиография опубликованных произведений святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010