Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Свято-Троицкий кафедральный собор в Калуге. 1786–1818 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Свято-Троицкий кафедральный собор в Калуге. 1786–1818 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Калужской митрополии Русской Православной Церкви. Учреждена 16 окт. 1799 г., отделена от Московской епархии. Кафедральный город - Калуга, кафедральные соборы: во имя Св. Троицы (Калуга), в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Боровск). Правящий архиерей - митр. Климент (Капалин ; с 20 июля 1990 в сане архиепископа, с 25 февр. 2004 в сане митрополита). К. и Б. е. расположена на территории городских округов Калуга и Обнинск, а также Боровского, Жуковского, Малоярославецкого, Ферзиковского, Тарусского, Дзержинского, Медынского, Перемышльского, Бабынинского, Мещовского районов Калужской области . Епархия разделена на 10 благочиннических округов: 1-й (Боровский р-н), 2-й (Жуковский р-н), 3-й (г. Обнинск ), 4-й (Малоярославецкий р-н), 5-й (Калуга), 6-й (Ферзиковский и Тарусский районы), 7-й (Дзержинский р-н), 8-й (Медынский р-н), 9-й (Перемышльский р-н), 10-й (Мещовский и Бабынинский р-ны). К 2017 г. в К. и Б. е. имелось 252 храмовых здания, действовали 6 мон-рей (3 мужских, 3 женских), в клире епархии состояли 211 священников и 20 диаконов. Территория Со времени создания К. и Б. е. до окт. 2013 г. ее территория существенно не менялась. Границы епархии совпадали с границами Калужской губ., учрежденной 12 дек. 1796 г. преобразованием Калужского наместничества (учреждено 24 авг. 1776). В этих границах епархия сохранялась до кон. 30-х гг. XX в., несмотря на изменение территории Калужской губ. в 1920 (Жиздринский у. вошел в состав новообразованной Брянской губ.) и в 1922 гг. (Юхновский у. Смоленской губ. был передан Калужской губ.), а также на упразднение Калужской губ. в 1929 г. Образованная 5 июля 1944 г. Калужская обл. территориально отличалась от существовавшей до 1920 г. Калужской губ.: в Калужскую обл. вошел Юхновский р-н, территория бывш. Лихвинского у. отошла Тульской обл. История

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Ермоген (Голубев; 29 мая 1963 - 25 нояб. 1965), архиеп. Донат (Щёголев; 25 нояб. 1965 - 17 апр. 1975), архиеп. Николай (Кутепов ; 17 апр. 1975 - 11 июня 1977), архиеп. Никон (Фомичёв; 11 июня 1977 - 16 июля 1982), еп. Илиан (Востряков; 16 июля 1982 - 20 июля 1990), митр. Климент (Капалин; с 20 июля 1990 в сане архиепископа, с 25 февр. 2004 в сане митрополита). Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Воротынск Действующие: Пафнутиев Боровский (муж., близ Боровска, основан в 1444, закрыт в 1923, возрожден в 1991), Тихонова Успенская пуст. (муж., в с. Льва Толстого Дзержинского р-на, основана во 2-й пол. XV в., закрыта в 1918, возрождена в 1991), мещовский Георгиевский (муж., в Мещовске, основан в кон. XV в., закрыт в 1919, возрожден в 2001), Оптина Введенская пуст. (муж., близ г. Козельска, основана в XV в. (?), закрыта в 1918, возрождена в 1987), Воротынский в честь Преображения Господня (жен., в с. Спас в Калуге, основан в нач. XVI в. как мужской, закрыт в 1764, возрожден в 2000 как подворье калужского Казанского жен. мон-ря), калужский Лаврентиев (муж., в Калуге, основан в нач. XVI в., закрыт в 1937, возрожден в 1994 как архиерейское подворье), Черноостровский Николаевский (жен., в Малоярославце, основан в кон. XVI в. как мужской, в 1775 упразднен, восстановлен в 1800, закрыт в 1918, возрожден в 1991 как женский), калужский в честь Казанской иконы Божией Матери (жен., в Калуге, основан в нач. XVII в., закрыт в 20-х гг. XX в., возрожден в 1992), Казанская Амвросиевская пуст. (жен., в дер. Шамордино Козельского р-на, основана в 1884 как община, в 1901 преобразована в монастырь, закрыта в 1918, возрождена в 1990), Рождества Пресв. Богородицы пуст. (жен., в с. Барятине Дзержинского р-на, основана в 1995), Клыковская в честь Нерукотворного образа Спасителя пуст. (муж., в с. Клыкове Козельского р-на, основана 17 июля 2001). Упраздненные: Памятник царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой и царевичу Алексею Михайловичу в Мещовском Георгиевском мон-ре. 2011 г. Памятник царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой и царевичу Алексею Михайловичу в Мещовском Георгиевском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Кардинальные изменения в жизни епархии (как и во всей Русской Церкви) совпали с пребыванием на Калужской кафедре еп. Илиана (Вострякова ; 1982-1990). К празднованию 1000-летия Крещения Руси калужские власти разрешили капитальный ремонт Свято-Георгиевского кафедрального собора и передали епархии 2 храма. В июне 1988 г. впервые почти за 40 лет открылись храмы на Калужской земле - во имя святых Бориса и Глеба в дер. Белкино (под Обнинском) и во имя Св. Троицы в Кондрове. В дек. 1988 г. началось возрождение Воскресенского храма в Тарусе. Торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, в К. и Б. е. были приурочены ко дню памяти прп. Тихона Калужского - 29 июня 1988 г. На Соборе РПЦ 6-9 июня 1988 г. впервые после Поместного Собора 1917-1918 гг. было канонизировано неск. рус. святых, среди них - оптинский старец Амвросий. В 1988 г. началось возрождение Оптиной пуст. По распоряжению Совета Министров СССР в 1987 г. Оптина пуст. была передана Церкви (возвращение Церкви всей территории обители затянулось до 2005). В 1989 г. епархии были возвращены храмы святых Флора и Лавра в Перемышле, вмч. Георгия Победоносца в с. Гремячеве Перемышльского р-на и Св. Троицы в Мосальске. В том же году коллегия обл. управления культуры приняла постановление о воссоздании на территории Лаврентиева мон-ря мемориальной стелы в память о горожанах, погребенных в мон-ре. Решением Калужского облисполкома от 15 мая 1990 г. Церкви был передан Шамординский мон-рь. 1990-2012 гг. 20 июля 1990 г. управляющим Калужской епархией был назначен архиеп. Климент (Капалин; с 25 февр. 2004 митрополит). К этому времени в К. и Б. е. действовали 34 общины, из них 3 не имели помещений для богослужений. В некоторых районах и городах области не было ни одного храма. В епархии служили 44 священника и 5 диаконов. В авг. 1990 г. епархии был возвращен калужский храм во имя св. апостолов Петра и Павла, тогда же стали проводиться богослужения в одном из самых больших храмов города - ц. св. Жен-мироносиц; в 1990 г. было организовано 11 общин. В 1991 г. епархии были отданы Свято-Троицкий кафедральный собор, церкви Рождества Пресв. Богородицы на р. Калужке в дер. Ждамирово Ферзиковского р-на, Спаса Нерукотворного в с. Клыкове Козельского р-на, св. кн. Александра Невского в Кирове. В пос. Воротынске Бабынинского р-на был оборудован молитвенный дом во имя прп. Серафима Саровского, началось строительство новых храмов в Жиздре, в пос. Трудовом (ныне в черте Калуги) и в с. Бояновичи Хвастовичского р-на. К кон. 1992 г. количество храмов в епархии увеличилось до 80, во всех районах и городах области были образованы приходы или инициативные группы. В янв. 1992 г. епархии было передано здание ректорских покоев бывш. Калужской ДС, в к-ром разместилось Калужское епархиальное управление.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы на Высоком в Боровске (1-я четв. XVII в.) и часовня на месте погребения родителей прп. Пафнутия Боровского. Фотография. 2011 г. 29 дек. 1990 г. исполком Калужского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче П. Б. м. Калужской епархии РПЦ ( Антипов. 2007. С. 147). 29 янв. 1991 г. на заседании Синода, согласно прошению архиеп. Калужского Климента (Капалина) , было принято решение об открытии П. Б. м. Первыми насельниками обители стали схиархим. Власий (Перегонцев) и игум. Никон (Худяков). С 1991 г. священноархимандритом возрожденной обители является архиеп. Калужский и Боровский Климент (Капалин; с 2004 митрополит), духовником обители - схиархим. Власий (Перегонцев). 13 апр. 1991 г. состоялось освящение храма во имя прор. Божия Илии (Там же). 14 мая того же года состоялся крестный ход вокруг мон-ря в память прп. Пафнутия, в тот же день архиеп. Климент освятил источник прп. Пафнутия. С 20 июня 1991 до 20 февр. 1992 г. должность наместника занимал насельник Троице-Сергиевой лавры игум. Вадим (Рындюк), с 12 марта 1992 по 15 окт. 1999 г. и. о. наместника состоял игум. Гавриил (Москаленко). 27 июля 1992 г. освящен храм свт. Митрофана, патриарха Цареградского (Там же), в П. Б. м. из ризницы Псково-Печерского мон-ря передана частица мощей прп. Пафнутия, а от прихода храма прп. Сергия Радонежского в дер. Передоль Жуковского р-на Калужской обл.- икона Рождества Пресв. Богородицы. В 1992 г. российско-амер. компания «ЛТД Коди» подарила мон-рю 16 новых колоколов весом до 750 кг (подняты на колокольню в 1996). С 1993 г. возобновлена традиция проведения ежегодного крестного хода из Благовещенского собора Боровска в П. Б. м. в день памяти прп. Пафнутия Боровского. В 1994 г. фондом «Сохранение» мон-рю переданы 24 иконы XVII - нач. XX в. (Культура: Газ. 1994. 23). 12 июня того же года патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) возглавил торжества, посвященные 550-летию основания П. Б. м. и 600-летию рождения прп. Пафнутия, посетив обитель и совершив в ней литургию. 23 марта 1997 г. устроен и освящен придел прп. Пафнутия Боровского в соборе Рождества Пресв. Богородицы. С 1998 г. еженедельно издается «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря», с 2007 г.- детский ж. «Кораблик».

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Picchio dicata. R., 1986. P. 117-145; Contributi allo studio delle collezioni agiografico-omiletiche in area slava: Struttura e preistoria del Panegirico di Mileševa//Europa Orientalis. R., 1989. T. 8. P. 209-252; Rispetto del testo tràdito o avventura congetturale?: Su di una recente interpretazione di VC 13//Ibid. 1990. T. 9. P. 541-644; Sulla datazione di un " iscrizione pseudo-salomonica ad opera di Costantino il Filosofo//Filologia e letteratura nei paesi slavi: Studi in onore di S. Graciotti. R., 1990. P. 945-960; Ancora sul calice di Salomone//Ricerche slavistiche. 1992/1993. Vol. 39/40. P. 105-125; Sulla Vita Constantini: Questioni minori di metodo, di esegesi, di critica testuale//Europa Orientalis. 1992. T. 11. N 2. P. 295-356; L " idea di Roma in area slavoortodossa nei secoli IX-XVI//L " Idea di Roma a Mosca nei secoli XV-XVI: Fonti per la storia del pensiero sociale russo. R., 1993. P. XXIX-XXXIV; Ravanica post-equinoziale//Europa Orientalis. 1993. T. 12. N 1. P. 67-78; Sul «programma» di Costantino per la soluzione di un enigma salomonico//Ibid. 1996. T. 15. N 1. P. 237-260; Il Vangelo slavo ecclesiastico antico//I Vangeli dei popoli: Biblioteca Apostolica Vaticana. R., 2000. P. 71-75; Tradizione greca e slava degli Acta fabulosa di San Pietro (BHG 1485f)//RSBN. N. S. 2002. Vol. 39. P. 93-143; Genesi delle prime ottave a stampa della letteratura slovena//Ricerche slavistiche. N. S. 2003. Vol. 1(47). P. 201-230; Castrum Chezilonis noviter Mosapurc vocatum//Die Welt der Slaven. Münch., 2003. Bd. 21: Germano-slavistische Beiträge: FS für P. Rehder zur 65. Geburtstag. S. 53-62; Materiali e ricerche per l " edizione critica di Vita Constantini: Testimoni e gruppi di testimoni//Ricerche Slavistiche. N. S. 2004. Vol. 2(48). P. 49-66; Idem: Edizione della redazione vaticana//Ibid. 2005. Vol. 3(49). P. 63-151; Lo Spazio letterario del Medioevo. Pt. 3: Le culture circostanti. R., 2006. Vol. 3: Le culture slave. Лит.: Мирчева Б. Капалдо М.//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 222-224; Георгиева-Гагова Н. Капалдо М.//Чуждестранна българистика през ХХ в.: Енциклопедичен справочник. София, 2008. С. 246-247. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1470309.html

Накануне Юбилейного Собора 2000 г., как предположили наблюдатели, Отдел внешних церковных сношений подготовил «радикальную реформу церковного управления». Суть ее сводилась к созданию двух мощных исполнительных органов: Управления делами и Управления внешних церковных связей. При этом в компетенции Управления делами должны были находиться исключительно связи с епархиями, а все остальные функции сосредотачивались в Управлении внешних связей (преобразованном из Отдела внешних церковных сношений). Остальные синодальные структуры должны были сообщаться с Патриархом только через эти управления. Казалось бы, Патриарх, наконец, мог бы получить в свое распоряжение отлаженный аппарат ОВЦС. Но на самом деле, радикализм задуманной реформы был условен. Фактически она должна была узаконить бицентристскую систему управления 60-70-х годов. Тем более, что — как писали аналитики — «рядом с Патриархом возникали фигуры двух митрополитов, реальное влияние которых было бы значительно большим, чем всех других иерархов, включая постоянных членов Священного Синода» . Но воспроизводя схему церковного управления 40-летней давности, новая система повторила бы и главный ее недостаток — рассредоточение центров церковной власти — легитимности и эффективности. Впрочем, в 2000 г. это предложение не получило поддержки со стороны членов Архиерейского Собора. До последнего времени об этом проекте напоминало только появившееся тогда новое название ОВЦС — Отдел внешних церковных связей (а не сношений ). Через три года после Юбилейного Собора, в декабре 2003 г., управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода стал архиепископ (с 2004 г. — митрополит) Климент (Капалин). С его деятельностью на этом посту связана некоторая модернизация работы Управления, которая, правда, проходила без существенных структурных преобразований. С 2005 г. начала интенсивно работать пресс-служба Московской Патриархии. Вместе с тем, увеличившее свою эффективность и, соответственно, упрочившее позиции своего руководителя Управление делами оставалось частью бицентристской системы управления, системы сдержек и противовесов, в которой власть Патриарха продолжала распыляться, а не концентрироваться. Действительно существенные шаги по пути к новой системе церковного управления были сделаны только в наши дни. Что же произошло на первом заседании Синода нового патриаршества?

http://bogoslov.ru/article/405847

Переходя к характеристике взаимоотношений РПЦ со старообрядчеством, митр. Кирилл отметил, что, несмотря на отмену Поместным Собором 1971 г. клятвы на старые обряды и признание их равноспасительными и равночестными новым обрядам, на подтверждение этого решения Поместным Собором 1988 г., а также на определение Свящ. Синода РПЦ, осуждающее «имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви», разделение не было преодолено. До сих пор в повседневной жизни не имеется фактов, которые подтверждали бы возможность полноценного существования двух обрядов в лоне РПЦ. Митр. Кирилл предложил ряд мер, направленных на установление доверительных взаимоотношений со старообрядцами. В частности, было указано на необходимость совместных действий в области возрождения культурных и духовных традиций, общих проектов в области книгоиздания, проведение научных мероприятий, духовных концертов, научно-исторических конференций, направленных на совместное осмысление и выверенную оценку причин и последствий раскола XVII в. Кроме того, митр. Кирилл указал на необходимость оказания действенной помощи старообрядцам в паломничествах к общим национальным святыням, в издании богослужебной и иной литературы, в подготовке специалистов в области старого обряда, традиционного пения и иконописи. В заключение доклада митр. Кирилл предложил учредить при Свящ. Синоде постоянно действующий орган, ведающий делами старообрядных приходов и взаимодействием со старообрядчеством. Третий день работы Собора был посвящён обсуждению вопросов внутренней жизни Церкви. В начале заседания был заслушан доклад святейшего патриарха, в котором затрагивались острые вопросы жизни епархий и приходов. Затем выступил секретарь Собора митр. Калужский и Боровский Климент (Капалин), который посвятил свой доклад требованиям, предъявляемым к ежегодным епархиальным отчётам. Митр. Климент также представил на утверждение А. С. принятое Свящ. Синодом «Положение о наградах Русской Православной Церкви». Затем Собором были заслушаны отчёты о заседаниях рабочих групп.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

1974 г. — Московская духовная семинария. 1978 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Калужская митрополия (Глава митрополии) Место работы: Издательский Совет Русской Православной Церкви (Председатель) Епархия: Калужская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Духовный облик и поведение пастыря (кандидатская диссертация). Архиепископ Калужский и Боровский Климент. В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004. Речь при наречении во епископа Серпуховского.//ЖМП. 1982. 10. С. 6; Братья Киреевские — путь христианского становления.//Иван и Петр Киреевские в русской культуре. Издательство Гриф. Калуга. 2001. С. 5-10. Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске.//Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской духовной семинарии. 1. 2003. С. 35-78. Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске.//Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской духовной семинарии. 2. 2004. С. 35-126. Православная семья в становлении Российского государства.//Седьмые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 5-9. Мировоззрение и образ жизни современной молодежи.//Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19. Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста.//Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49. Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте.//Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года . 2009. Монография. Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски) (докторская диссертация). Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской. Награды:

http://patriarchia.ru/db/text/31757.html

М., 1999; Прп. Тихон, Калужский чудотворец. СПб., 1999; Вощенкова Н. С., Гусев А. А., Писаренко И. С. Церковь и гос-во: Калужская епархия в синодальный период развития Рус. Правосл. Церкви. Калуга, 2000; Калужская энциклопедия. Калуга, 2000; Земля Калужская - земля святая/Общ. ред.: архиеп. Климент (Капалин). М., 2003; Легостаев В. В. Обители земли Калужской. Калуга, 2004; он же. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Калуга, 2004-2009. Кн. 1. Ч. 1-3; Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006; Жидкаев С. Партизан наградили через 62 года: [о. Викторин Зарецкий, свящ. людиновского Св.-Лазаревского храма]//Известия. 2007. 78, 7 мая. С. 1-2; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника…: Подвижники Мещовского края. М., 2007; он же. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Оптина пустынь: Годы гонений/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Оптинский альманах. 2007-2009. [Вып. 1-3]; Штепа А. В. Социальное служение Рус. Правосл. Церкви в Калужской епархии: (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Калуга, 2007; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст.; Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008; Климент (Капалин), митр. Возрастание в вере. Калуга, 2009; Пономаренко Д. А., диак. Епископ Стефан (Никитин). М., 2010. Первые храмы на территории К. и Б. е. появились в городах-крепостях в XI-XII вв., напр. в Козельске (не сохр.). На посаде в Калуге в 90-х гг. XVI в. существовали храмы с престолами: в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Французова. 2002. С. 222), Воскресения Христова (Там же. С. 229, 230), Богоявления (Там же. С. 237, 240), во имя арх. Михаила (Там же. С. 227), прор. Илии (Там же. С. 243). Было 2 храма вмч. Георгия - «на Варобьевки» (Там же. С. 245) и «Егорья Христова мученика», к-рый упоминается за пределами острога и «рыбной слободки» (Там же. С. 250). Возможно, к посвящениям церквей восходили названия посадских «сотен»: Покровская (Там же. С. 221, 248), Егорьевская «близ острожных ворот» (Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

С 20 июля 1990 г. — архиепископ Калужский и Боровский и одновременно первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей . В 1993-1996 гг. — член Общественной палаты при Президенте РФ. В 1997-2000 гг. представлял Русскую Православную Церковь в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению. 26 декабря 2003 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 2004 г. возведен в сан митрополита. С октября 2005 г. — член Общественной палаты РФ. C января 2006 г. — председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной палаты РФ. Председатель оргкомитета Международных образовательных Рождественских чтений. Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), I фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005 г.). Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. ( журнал 18 ) освобожден от обязанностей управляющего делами Московской Патриархии и назначен председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви. С 22 марта 2011 г.  — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. назначен ( журнал 61 ) ректором Калужской духовной семинарии и утвержден (журнал в должности настоятеля (священноархимандрита) Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского мужского монастыря г. Боровска Калужской обл. и мужской Успения Пресвятой Богородицы Калужской Тихоновой пустыни с. Льва Толстого Дзержинского р-на Калужской обл. Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. ( журнал ) назначен главой новообразованной Калужской митрополии . С октября 2013 г. по май 2014 г. временно управлял Песоченской епархией . 16 сентября 2014 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» на соискание ученой степени доктора исторических наук. Образование:

http://patriarchia.ru/db/text/31757.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010