От старого Донского монастыря до наших дней сохранилось достаточно много, хотя обители и пришлось выдержать волну вандализма первых лет советской власти, когда по надгробиям стреляли красноармейцы, а затем послужить в качестве жилого фонда — в монастырских башнях до сих пор можно найти следы располагавшихся здесь когда-то коммуналок. Дело в том, что монастырь сохранился во многом благодаря тому, что с 1920-х годов на его территории существовали различные музеи. Именно сотрудники музея архитектуры самоотверженно оберегали монастырь десятки лет, несмотря на нехватку средств и другие проблемы. — Только благодаря музею Щусева сохранились памятники монастыря, — говорит владыка Кирилл. — Мы благодарны музею за это, надеемся на дальнейшее сотрудничество и не стесняемся во всеуслышание говорить об этом. Двадцать лет назад основные фонды музея были переведены в новые помещения, но в обители до сих пор хранится небольшая, но уникальная часть экспозиции. Это и фрагменты Калязинского монастыря, давно похороненного под Угличским водохранилищем, и чудом пережившие прошлый век фрагменты горельефов взорванного храма Христа Спасителя, и многое другое… У церковного, а в прошлом музейного работника Татьяны Божутиной есть свое мнение о проблеме церковно-музейных отношений. По ее словам, невозможно обвинять какую-то одну сторону и в то же время полностью обелять другую, тем более что подчас виноваты и вовсе не люди, а обстоятельства. Музеи часто слишком пекутся о целостности своих коллекций. Известны случаи, когда памятник уже восстановлен, а части его хранятся в музейных фондах, откуда их не хотят отдавать. Но еще чаще у музеев просто нет средств, и в этом их главная беда. Да, приходские священники порой нарушают нормы реставрации, но ведь чаще всего случается так, что средства есть, а вот условия, под которые они получены, не позволяют нормально ими распорядиться. —  Как это? — Очень просто, — приводит пример Татьяна Дмитриевна. — Приходит спонсор и говорит: батюшка, давай я тебе большой колокол подарю! А батюшке надо саму колокольню укреплять, огромные деньги нужно зарыть в землю вместе с новым фундаментом. Но это же не так красиво и не показательно — спонсору это не нужно. И получается выбор: либо в сотый раз золотить купола на проседающем храме, либо совсем ничего не делать.

http://foma.ru/monastyir-epoxi-vozrozhde...

В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники, будущие основатели и настоятели русских монастырей: прп. Антоний Киево-Печерский, Иларион Новгородский (игумен новгородского Лисицкого монастыря), Дионисий Царьградский (архимандрит Спасо-Каменного монастыря), прп. Арсений Коневский (основатель Коневской обители), Досифей Печерский (архимандрит нижегородского Печерского монастыря), Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, прп. Сергий Нуромский (основатель Преображенского Нуромского монастыря), Савва Тверской (игумен тверского Сретенского монастыря), прп. Савва Вишерский (основатель обители Вознесения Господня), прп. Иннокентий Комельский, прп. Нил Сорский, прп. Макарий (игумен Калязинской обители), архиепископ Дионисий Ростовский, митрополит Киевский и всея Руси свт. Киприан, прп. Максим Грек, прп. Паисий Величковский, прп. Антипа Исихаст (валаамский подвижник), прп. Аристокл Афонец, прп. Силуан Афонский и другие. Со Святой Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: например, Иларион Новгородский привез Тактион Никона Черногорца, Савва Тверской — Иерусалимский устав и Кормчию, архимандрит Досифей — Устав Святой Горы и Чин пения двенадцати псалмов. Все эти святые праведники и угодники Божии не просто оставили след в летописи Русской Церкви, но во многом предопределили ее развитие. Обратимся к житиям только тех из них, чье влияние на Церковь было наибольшим. Преподобный Антоний Киево-Печерский Фреска прп. Антония Киево-Печерского в его келье рядом с монастырем Эсфигмен. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Афонские подвиги прп. Антония Печерского не могли не возбудить в русских людях подражания. К XI веку русские уже имели на Афоне свой монастырь под именем «Богородицы Ксилургу» с храмом Успения Богоматери, что оказало немаловажное влияние на ход русского просвещения. Здесь произошел первый книжный обмен между славянами. Отсюда памятники болгарской церковной письменности впервые проникли в Россию именно в то время, когда она более всего нуждалась в этом: после царствования Ярослава в 1054 году держава св. Владимира раздробилась на множество враждебных друг другу удельных княжеств, без единого гражданского и церковного центра (7, 18). Об авторитете Афона на Руси как образца иноческой жизни с домонгольского времени свидетельствует периодическое возникновение здесь обителей, именуемых «святогорскими», например монастырь «Святая Гора» близ Владимира-Волынского, возникший в XI веке (3, 149).

http://pravoslavie.ru/31792.html

После 1930 года мощи святой Анны Кашинской хранились в разных церквях города: Вознесенском кафедральном соборе, Петропавловском, Христорождественском храмах. 12/25 июня 1993 года, в день памяти святой, торжественным крестным ходом мощи Анны Кашинской были перенесены во вновь открывшийся Вознесенский кафедральный собор. В 1998 году было принято решение сделать день памяти святой общегородским праздником с крестным ходом. С этого времени каждый год множество паломников приезжает в кафедральный город Кашин. 11/24 июня архиепископ Тверской и Кашинский Виктор служит всенощную, а 12/25 июня – литургию и молебен святой. Затем ковчег с мощами выносят из собора, и крестный ход в течение нескольких часов проходит по центру города, останавливаясь в храмах, где находились мощи святой в беспокойном XX веке. С 2001 года в Кашине жила еще одна Анна, о подвижничестве и благочестии которой знал весь город. Это настоятельница Николаевского Клобукова монастыря монахиня Анна (Топоркова), которая была направлена в Кашин для восстановления из руин практически полностью разрушенной обители. Николаевский Клобуков монастырь. Дореволюционное фото. Отсканировано: kashin.info Николаевский Клобуков монастырь (бывший некогда мужским) имеет давнюю историю: здесь еще в 1420 году принял постриг и в течение нескольких лет подвизался преподобный Макарий Калязинский. Сохранилась келья преподобного и три храма: Покровский надвратный, Троицкий собор XVII века и собор святителя Алексия конца XIX века. В 2001 году монахиню Анну встретили только остовы зданий монастыря. В современном Кашине, маленьком городке с 18 тысячами жителей и прерванными церковными традициями, поначалу было очень трудно найти основательную поддержку для такого важного дела, как возобновление иночества. Несколько лет матушке приходилось жить в полном одиночестве и долгими зимними вечерами мерзнуть в неотапливаемом деревянном домике. Территория монастыря не была огорожена, и по утрам монахиня Анна встречалась с отнюдь не доброжелательно настроенными кашинцами, уповая лишь на заступничество Господа Бога и своей святой. Молитвами ее небесной покровительницы этой хрупкой самоотверженной подвижнице удалось совершить настоящее чудо: сплотить небольшой, но верный коллектив единомышленников и за короткий срок возродить сначала Покровский надвратный храм с колокольней, затем настоятельский корпус, а к 2006 году – второй монастырский храм, собор святителя Алексия и спасти его погибающие фрески. Было частично восстановлено здание бывшей трапезной, расчищен и возрожден источник преподобного Макария Калязинского. В Твери открылся православный детский сад имени Анны Кашинской. 12/25 июня 2008 года, в день памяти благоверной княгини Анны, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор возвел матушку Анну в сан игуменьи.

http://pravoslavie.ru/30202.html

      Его мощи почивают в хорошо известных всем, кто бывает в Лавре – Серапионовых палатах, примыкающих к Троицкому храму, где находятся мощи преподобного Сергия.  Макарий Калязинский       Сегодня (17 марта по строму стилю) почитается память преподобного Макария Калязинского. Все кто бывали в городке Калязин, наверняка видели возвышающуюся над Волгой затопленную колокольню основного им Троицкого Макарьева монастыря. Эта печальная картина русской Атлантиды имеют свою историю, и она всецело связана с этим удивительным человеком.      Родился он также в XV веке под городком Кашиным в семье прославленных на царской службе бояр Кожиных. Его так же как Серапиона с детских лет не привлекали мирские радости, и он всей душой стремился в иноки. (Странная, однако ж мода у золотой молодёжи в те времена!) Но, этого не хотели родители отрока и он по послушанию к ним – женился.       Через год после этого родители Матфея (с таким именем его крестили) ушли в мир иной, а еще через три преставилась супруга Елена. И он поступает так же как Серапион, точнее так, как учил Спаситель: раздав всё имение, поступает в Кашинский Клобуков монастырь (к слову действующий и со своей очень интересной, просто уникальной историей), приняв в постриге имя Макарий. Как проходит становление боярского сына в новом качестве? «Считая себя хуже всех (?!) он с любовью (!) повиновался не только игумену, но и каждому брату старшему и младшему». Запредельное непонятное нам устроение души по-настоящему благородного человека!       Живя в городском монастыре, выполняя безропотно любую работу, он всё таки мечтал жить в уединенной тиши и, получив на то благословение настоятеля, удалился с несколькими братиями в поисках такого места. И нашёл его между двух тихих озёр принадлежавших  местному боярину Ивану Коляге. Однако владелец отнюдь не горел желанием пускать на свою землю кого попало. И такая реакция нам уже хорошо знакома и понятна. Не так ли?      Помещик Коляга вознамерился выгнать бродяг-черноризцев  силой, но тут его постигла внезапная болезнь. В то время люди понимали причинно-следственную связь между постигшими их скорбями и преступными замыслами. Несчастный приказал слугам нести его к Макарию, у ног которого признался в своём желании и просил простить его и исцелить! Заметьте ход мысли даже у далеко не благочестивых людей тех времен: осознание греха – его раскаяние – исповедание. Макарий с радостью простил его, и Иван вскоре стал абсолютно здоров.

http://radonezh.ru/2020/03/31/zhitiya-sv...

Наградил Господь основателя Троицкого монастыря также и даром прозорливости. «Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись». Преставился Макарий 17 марта 1483 года и был погребен в построенной им деревянной церкви. 26 мая 1521 года при ремонтных работах в храме был обнаружен гроб с телом Макария. При вскрытии гроба были обнаружены нетленные мощи, от которых исходило благоухание. Даже ризы Макария не изменились. Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших различными болезнями происходило при мощах. В 1547 году на церковном Соборе Макарий был прославлен в лике святых. Икона. XVII век. Преподобный Макарий Калязинский В 1700 году для мощей преподобного Макария Калязинского была изготовлена серебряная рака. В 1732 г. над могилами родителей, жены и других родственников преподобного был возведен каменный храм в честь Рожества Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Макария Калязинского. Память преподобного Макария, Калязинского чудотворца, принято совершать 30 марта – в день его преставления, и 8 июня – в день обретения святых мощей. Тропарь, глас 8 Плотьская мудрования, отче Макарие воздержанием и бдением умертвил еси. Место на нем же поты своя излиял еси, яко же труба вопиет к Богу, поведающи твоя исправления. И по смерти честныя ти мощи источают исцеления. Тем же вопием ти, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Вышних желая, воздержании и труды и поты напитався. Желание плоти твоея обуздав, чудес дар прием от Христа Бога, светильник явися пресветлыи, тем же Христова церкви песньми славит тя, преподобне Макарие отче наш. Затопленная святыня Троицкий Макариев монастырь был одним из крупнейших и богатейших на Тверской земле. В начале XVI века в монастыре велось каменное строительство на средства удельного князя Юрия Ивановича. Тогда мастерами из Ростова Великого были воздвигнуты Троицкий собор, теплая церковь и большая трапезная. Троицкий собор был расписан фресками работы выдающихся мастеров: Василия Ильина, Симеона Авраамова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Большинство настоятелей XIX в. исполняли должность ректора Тверской ДС. Игум. Палладий (Роговский), бывш. крепостной М. К. м., с 1700 г. служил настоятелем Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Он стал 1-м рус. доктором философии и богословия, получившим ученую степень в Зап. Европе. Архитектурный комплекс Троицкий собор. 1521–1523 гг., перестроен в 1634–1655 гг. Фотография. 1900 г. Троицкий собор. 1521–1523 гг., перестроен в 1634–1655 гг. Фотография. 1900 г. Каменное строительство в М. К. м. началось в 20-х гг. XVI в. В 1521 г. на средства дмитровского купца М. Г. Воронкова вместо деревянного храма построен и в июне 1523 г. Тверским еп. Акакием освящен 5-главый каменный Троицкий собор. В него были перенесены и положены в каменную гробницу мощи основателя (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 519). В 1525-1530 гг. была построена трапезная (не сохр.) - самая ранняя из подобного вида гражданских построек в тверском зодчестве. Основу здания с высоким квадратным подклетом составлял большой квадратный зал, своды к-рого поддерживал свод в центре. К 1530 г. на средства дмитровского кн. Юрия Ивановича на верхнем этаже трапезной была устроена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1610 г. монастырь был разорен, с 1633 г. по приказу царя Михаила Феодоровича отстраивался. На территории мон-ря сложился уникальный архитектурный ансамбль. Руководство работами осуществляли московские зодчие отец и сын М. И. и И. М. Шарутины, имена которых были запечатлены в тексте закладных досок на главной воротной башне, также в них участвовал местный мастер А. Мокеев, впосл. крупнейший рус. зодчий. В 1636 г. между собором и трапезной возвели колокольню, ставшую вертикальной доминантой комплекса. В 1641 г. были сооружены 2 двухэтажных корпуса - настоятельские покои и братские кельи. Троицкий собор, пострадавший во время польско-литовского разорения, после пребывания в монастыре царя Алексея Михайловича был восстановлен и перестроен в 1634-1655 гг. Кроме царских вкладов средства на строительство выделил старец Леонид (Высоцкий). К собору были пристроены сев. придел и закрытая галерея-паперть, опоясавшая храм с запада, севера и юга. В 5-главом соборе имелись 2 престола: теплый юж. в честь Нерукотворного образа Спасителя (перестроен в 1866; иконостас 1762 г.; новый - 1812 г.) и северный в честь Рождества Пресв. Богородицы (перестроен в 1870; иконостас 1770 г.). В 1654 г. собор был расписан артелью «кормовых государевых живописцев» во главе с Симеоном Авраамовым. Фрески занимали 1 тыс. кв. м. В 1847 г. в росписи собора принимал участие А. Г. Венецианов . В кон. XIX в. фрески были переписаны мастерами под рук. акад. П. П. Покрышкина. Чугунные плиты пола Троицкого храма - вклад тестя царя Алексея Михайловича боярина И. Д. Милославского.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

На богослужении молились глава Калязинского района К.Г. Ильин, ктитор скита на Монастырском острове (бывшего Троице-Макарьевского Калязинского монастыря) А.Л. Набатов, жители города и прихожане Вознесенского храма, паломники. В богослужении участвовали студенты Московской духовной академии и преподаватель Николо-Угрешской семинарии, которые пели в хоре.  После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к молящимся с  проповедью . На сугубой ектении архипастырь прочитал молитвы о воссоздании Спасо-Преображенского собора г. Твери, о скорейшем восстановления мира. По запричастном стихе проповедь произнес насельник Успенского Старицкого монастыря иеродиакон Антоний (Шкурметов). В этот день в 2005 году в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и собор архиереев рукоположили архимандрита Амвросия (Ермакова) во епископа. Духовенство Тверской епархии поздравило митрополита с памятной датой. После отпуста у раки с мощами преподобного Макария Калязинского был совершëн молебен. Митрополит Амвросий благословил прихожан и поздравил всех с днем памяти святого покровителя Калязина и Тверской земли. Каждому молящемуся в храме архипастырь преподал благословение и подарил по книге «Добро пожаловать в Церковь». Все верующие приложись к мощам преподобного Макария.  В тот же день митрополит Амвросий посетил Николаевский Клобуков монастырь и совершил монашеский постриг. Церковь Вознесения Господня в Калязине была построена в 1783 году. Изначально это была кладбищенская церковь, приписанная к Никольскому (Николаевскому) собору. На кладбище покоились именитые калязинцы, купцы, духовенство, интеллигенция, мещане. Сначала церковь имела один престол — Вознесения Господня, позднее к храму были пристроены еще два придела — Тихвинский и преподобного Макария Калязинского. В Тихвинском приделе хранилась особо почитаемая Тихвинская икона Божией Матери — список с известной чудотворной иконы, а в Макарьевском — икона преподобного Макария с частицей мощей. Во второй половине XIX века между ними возник третий престол — в честь Успения Божией Матери.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

В 1993 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был открыт православный приход храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, а в 1996 году Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря и назначил настоятельницей монахиню Елисавету (Семёнову). Началось устроение керамической, золотошвейной, иконописной мастерских, но после двух пожаров, произошедших в обители, многое пришлось начинать сначала. 19 мая 2002 года освящён новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Справочник-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Северное направление. 4 выпуск. М.: Твердислов, 2005. Среди нескольких десятков монастырей в Подмосковье наряду с крупными и знаменитыми монастырями были и есть небольшие и даже совсем маленькие, но их религиозное служение людям остаётся важным и необходимым. Теперь уже трудно сказать, когда отношение к таким скромным монастырям было более почтительным: в царский период или в начале XXI века. Так, в солидном фолианте " Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне " , изданном в 1910 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, хотя и назван Александровский женский монастырь в с. Маклаково (тогда Калязинского уезда Тверской губернии), но только вскользь, с указанием минимума информации о нём. Такие скромные монастыри в царский период нередко создавали в своих имениях помещики и помещицы, особенно одинокие, не имевшие детей и прямых наследников, поскольку они мечтали о бессмертии своей души, райской загробной жизни и видели наиболее достойный путь использования их богатств или даже небольших средств в создании монастырских общин, монастырей, где служили Господу Богу и помогали людям. Александровский женский монастырь фактически был создан в самом конце XIX века в имении и на средства калязинского купца И. Д. Бачурина. Обитель была построена в благодарность Господу Богу за избавление от гибели во время крушения царского поезда 17 октября 1888 года императора Александра III и членов его семьи.

http://sobory.ru/article/?object=08023

Вначале в 1895 году в селе Маклаково была открыта женская община, которую в 1906 году переименовали в монастырь. Указ на имя Преосвященнейшего Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского гласил: " Ваше Преосвященство ходатайствуете об учреждении в память событий 17 октября 1888 года женской общины в сельце Маклаково имении крестьянина деревни Медвежьей, Калязинского уезда, Ивана Бачурина, с наименованием сей общины " Александровскою " . Далее в указе говорилось: " Названный крестьянин, вознамерившийся ознаменовать событие 17 октября 1888 года, сначала сооружением в сельце Маклакове трёхпрестольной церкви, а потом учреждением при сей церкви женской общины, жертвует в пользу оной 63 дес. 1774 кв. сажени принадлежащей ему при сельце Маклакове земли (доходностью до 500 руб. в год). Сверх того Бачурин внес на содержание сестер общины 10000 руб, и обязался внести другие 10000 руб на содержание при ней причта. Обсудив изложенное и принимая во внимание, что со стороны Министра Внутренних Дел препятствий к учреждению в сельце Маклакове женской общины не встречается, Святейший Синод, руководствуясь Высочайшим повелением, воспоследовавшим в 9 день мая 1891 года, определяет учредить при сельце Маклакове, Калязинского уезда, женскую общину, с наименованием ея " Александровскою " , с таким числом сестёр, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом сентября 4 дня 1895 года " . Первая настоятельница монахиня Адриана введена в управление общиною 19 мая 1896 года викарием Тверской епархии епископом Старицким Гавриилом. В обители были построены великолепный большой каменный собор во имя святого Александра Невского (освящён в 1897 году) с двумя приделами: по правую сторону - во имя святителя Николая Чудотворца, а по левую - во имя прп. Иоанная Лествичника и домовый храм в честь иконы Богоматери " Утоли моя печали " (освящён в 1896 году); все строения были возведены на средства ктитора, купца Ивана Бачурина. Рядом с собором возвели каменную четырёхъярусную колокольню в 1898 году. На ней находилось 10 колоколов, самый большой из которых весил 90 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=08023

Сопредседатель и научный куратор Чтений Ярослав Викторович Леонтьев провёл презентацию сборника докладов предыдущих, Вторых Калязинских Макарьевских Чтений, подготовленного им совместно с Я.В. Сониной, руководителем пресс-службы администрации Калязинского района. В настоящее время сборник представлен и на посвящённой преподобному Макарию выставке в Отделе редких книг Научной библиотеки Тверского государственного университета. Первая сессия была открыта выступлением Константина Александровича Аверьянова, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника, руководителя Группы исторической географии Института российской истории Российской академии наук ( Москва ). В своём докладе «Духовное наследие Макария Калязинского на Верхневолжской земле» Константин Александрович отметил, что Троицкий Макарьев монастырь, стремительно развиваясь, положил начало ряду других монашеских обителей, а сам вскоре после образования вошёл в число ведущих монастырей России. Архимандрит Макарий (Веретенников), доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии (Сергиев Посад) представил слушателям некоторые аспекты церковной деятельности Патриарха Иова. Будучи первым предстоятелем получившей самостоятельность Русской Церкви, святитель Иов проводил назревшие преобразования в управлении РПЦ, способствовал просвещению народа, первым поставил дело книгопечатания на широкую основу, при нём было основано более десятка монастырей, состоялось прославление русских святых. Конец служения первого Патриарха Руси пришёлся на начало XVII века, и будучи патриотом, святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам в период Смутного времени. Следующее выступление стало первым в рамках Калязинских Макарьевских Чтений всех лет, касающимся материалов по архитектуре и живописи Троицкого Калязинского монастыря. Зоя Валерьевна Золотницкая, заведующая сектором отдела хранения и реставрации трехмерных объектов Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева в Москве, представила обзорный доклад по хранящимся в его фондах артефактам. В музейную коллекцию входят чертежи и живописные планы, проекты реставрации монастырских строений. А главное - значительный перечень уникальных фресок XVII века, созданный в период экономического и культурного расцвета монастыря. В связи с работами Волгостроя по строительству гидроэлектростанции, в декабре 1939 года в Троицком Калязинском Монастыре начала работу экспедиция академии Архитектуры, целью которой являлось сохранение древней живописи со стен предполагаемых к сносу соборов Троице-Макарьева монастыря. Первоначально мероприятия были запланированы на двухлетний срок, но в результате различных причин для работы экспедиции были отведены всего 2 месяца, предшествующие началу затопления территории монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010