IV. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) – дочь св. князя Михаила Черниговского. Она согласилась выйти замуж только по воле родителей; но жених ее помер, и благочестивая княжна стала инокиней Ризноложенского Суздальского монастыря (XIII в.). V. Так же поступила (в XIV в.) вдова нижегородского князя Андрея, которая под именем Феодоры (16 апреля) поселилась в Нижегородском Зачатьевском монастыре. VI. Преподобный Варлаам Шенкурукий был в IV в. новгородским посадником, т. е. первым после князя лицом. Родовые имения его были так велики, что могли бы составить большое княжество. Утомленный трудами правления таким беспокойным городом, как Новгород, вечными мятежами и клятвопреступлениями новгородцев, боярин Василий Степанович Своеземцев оставил свой высокий пост и удалился в свои владения на р. Ваге (Архангельской губ.). Там построил он монастырь и к концу своей жизни постригся в нем с именем Варлаама (19 июня). VII. Из знатного и богатого рода происходил и знаменитый подвижник Кирилл Белоозерский (9 июня). Оставшись рано сиротой, он воспитан был своим родственником, Вельяминовым, сокольничим великого князя Димитрия Донского. Его ожидало высокое положение при дворе. Но однажды посетил Вельяминова св. Стефан, игумен Махрицкой обители. Молодой Козьма открыл ему свое стремление к иноческой жизни. С большим трудом св. Стефан и жена боярина убедили Вельяминова отпустить юношу. Козьма с радостью оставил богатый дом вельможи, все имение роздал нищим и, приняв пострижение в Московском Симоновом монастыре, начал длинный ряд подвигов, стяжавших ему нетленную славу. VIII. Преп. Макарий Калязинский (17 марта), в мире боярин Матвей Кожа, удаляясь в Кашинский Николаевский монастырь, роздал все имущество нищим (XV в.). IX. Сын богатых родителей, преп. Арсений Тверской (2 марта) отпустил на волю своих рабов, щедро наградил их и, раздав все имение, тайно ушел в Киево-Печерский монастырь (XIV в.). X. Преп. Авраамий Смоленский, раздав богатство свое церквам, монастырям и бедным, ходил в рубище, моля Бога указать ему путь спасения, и наконец постригся в Смоленском монастыре Богоматери (21 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В самом начале XXI века силами православной общины начались работы по восстановлению этой церкви. В 2000 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий принял решение о создании при внуковской церкви подворья Александро-Невского женского монастыря села Маклакова Талдомского района. Подворье со дня открытия развернуло большую духовную работу, сёстрами монастыря были созданы хор мальчиков, а также православный класс на базе Внуковской средней школы. Большую помощь в этом оказали районные власти. Крыша и купола Троицкого храма были покрыты оцинкованным железом, на которые установили позолоченные кресты. Смонтирована система газового отопления, система электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. В храме установлены новые окна, настелен пол, установлены иконостасы, на колокольню водружены колокола, приобретена богослужебная утварь, иконы... К 2005 году внешне церковь была отремонтирована, а также восстановлены боковые престолы - Ипатия, епископа Гангрского и преподобного Макария, игумена Калязинского. Рядом с храмом появились церковные постройки, которые были обнесены церковной оградой, благоустроена территория. Источники информации: http://храм-внуково.рф/istoriya-khrama.html, http://www.derevenka.su/page35.html В старину село называлось также Елпатьевским, так как первая деревянная церковь на этом месте была посвящена священномученику Ипатию Гангрскому – святому угоднику Елпатию. Деревянный храм во Внуково имел также придел во имя преподобного Макария – основателя древнего Троицкого Калязинского монастыря. С середины XVIbeka и до секуляризации церковных земель в 1764 году Внуково принадлежало к числу вотчин этой древней монашеской обители Тверской епархии. «Нам монастырским, жилось лучше, монастырь не гонял ни на какую полевую работу. Барские нам завидовали. Подати оброк заплати, вроде налога, и больше ничего не знаешь», – так вспоминал жизнь экономических крестьян житель бывшей монастырской деревни Слободищево Дмитровского уезда крестьянин Гадалкин в 1928 году. В старину все селения Дмитровского края делились на две большие группы: бывшие монастырские и помещичьи. Положение бывших монастырских сел и деревень было лучше и свободнее барских. В Дмитровском уезде свои вотчины имели следующие монастыри: Троице-Сергиев, Николо-Пешношский, Борисоглебский (в Дмитрове), Горицкий (в Переславле-Залесском), Новоспасский и т.д. Внуково было одним из таких сел: исторически оно являлось вотчиной Троицкого Калязинского монастыря. Древний Троицкий Калязинский (Макарьевский) монастырь находился в Тверской епархии, но его история была тесно связана с подмосковным Дмитровским краем. Местность, где преподобным Макарием был основан новый монастырь, в XVbeke относилась к владениям дмитровского удельного князя. Обитель преподобного Макария в Калязине пользовалась особым почитанием дмитровского князя Юрия Ивановича.

http://sobory.ru/article/?object=02801

Николаевский Клобуков мужской (ныне женский) общежительный монастырь был основан в г. Кашине, на возвышенном берегу р. Кашинки, при впадении в нее р. Вонжи – на северо-восточной окраине города. Церковное предание относит время основания монастыря к первой половине XIV столетия. В 1420 г. в монастыре принял постриг и более 10 лет подвизался преподобный Макарий Калязинский. «Николаевский Клобуков мужской, заштатный, общежительный монастырь находится в г.Кашине Тверской губернии, на возвышенном левом берегу реки Кашинки, при впадении в нее речки Вонжи, - на северо-восточной стороне города. Вид монастыря, привлекающего внимание зрителей своими красивыми каменными храмами, такими же оградою и кельями, получает еще более привлекательности от стоящего в близком соседстве с ним каменного двухэтажного Введенского приходского храма, с возвышающейся при нем прекрасною новейшей архитектуры колокольнею. Немало красоты придают монастырю стоящие близ него с незапамятных времен ивы и липы, перемешанные с орешником и разного рода кустарником. В этой рощице, с южной стороны, близ ворот монастыря находится довольно большой и глубокий пруд с рыбой и ключевой колодезь, обнесенный деревянным шатром. Колодезь этот вырыт, по преданию, преподобным Макарием». Такими словами открывает изданное в 1899 году «Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря» преподаватель Кашинского духовного училища священник Серафим Архангелов. Сейчас, когда история монастыря насчитывает почти семь столетий, когда позади двадцатый век, сначала уничтоживший обитель, а на своем излете чудесным образом вдохнувший в нее новую жизнь, это описание предстает картиной плодоносного расцвета древнего центра духовной жизни. В монастыре подвизались преподобные Ефрем Перекопский, Савва Вышерский, Паисий Углический. Здесь захоронены месточтимые святые – схимонах Сергий и схимонахиня Марфа (Анисимовы). В монастыре до конца своей жизни после убиения супруга благоверного князя Михаила Тверского проживала благоверная княгиня Анна Кашинская.

http://sobory.ru/article/?object=03191

Особо выделю, что в Калязине проведены четыре конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». На них российские ученые, писатели, общественные деятели обсудили животрепещущие вопросы современности. К числу самых значительных событий отнесу установку в райцентре памятников преподобному Макарию и М.В. Скопину-Шуйскому. - К сожалению, многие не знают, кто такие Макарий Калязинский и Скопин-Шуйский. - Это наши духовные защитники. Макарий (в миру Матвей Васильевич Кожин), небесный покровитель калязинской земли, родился в селе Кожино Кашинского уезда в боярской семье. После кончины супруги он оправился в Клобуковский монастырь города Кашина, где был пострижен с именем Макарий. Покинув монастырь, поставил себе келью недалеко от Кашина, здесь к нему присоединились семь старцев. На этом месте образовался Троицкий монастырь. После кончины 17 марта 1483 года Макарий был погребен в построенной им деревянной церкви. В 1521 году при ремонте обнаружили гроб, а в нем нетленные мощи. В 1547 году на церковном соборе Макария прославили в лице святых. В 1700 году для мощей изготовили серебряную раку. В 1930-е, после закрытия и разрушения монастыря, их перевезли в Тверь. Сейчас они уже 5 лет в Калязине, находятся в Вознесенском храме города. А Михаил Васильевич Скопин-Шуйский - князь, государственный деятель, одаренный полководец эпохи Смутного времени. Он нанес поражение полякам, разорившим многие города, положил начало освобождению Руси от польско-литовских захватчиков в Смутное время. - Обращает на себя внимание и то, что преобладающее число культурных мероприятий имеет православную тематику. - Православие сформировало наш народ, нашу культуру, наши традиции. С ним напрямую связана самоидентификация русских, восточных славян. Оно органично сочетается с природными качествами русских - народа доброжелательного, совестливого, склонного к коллективному производительному труду. Федор Михайлович Достоевский отмечал: «Все народные начала, которыми мы восхищаемся, почти сплошь выросли из православия».

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/21/...

С первых летописных упоминаний за монастырем закрепилось двойное название - Николаевский Клобуков. Дело в том, что главный храм монастыря был заложен и освящен в честь свт. Николая Мирликийского - отсюда название Николаевский. О происхождении же наименования Клобуков (или Клобуковский) нет единого мнения, хотя в Кашине и по сей день бытует благочестивое предание, сообщающее о том, что раньше построения монастыря на левом берегу Кашинки, близ старой угличской дороги, был найден монашеский клобук. Хранимая кашинцами легенда относит чудесное появление клобука к святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому (XII век). По мнению исследователя Б. М.Кирикова, автора книги «Кашин», вышедшей в 1988 году в серии «Памятники городов России», определение «Клобуков» связано с наименованием местности или «каблуком», который образует русло Кашинки в этом месте. Сами кашинцы исстари и до сих пор охотнее называют монастырь «Каблуковым» или «Каблуковским» и даже замешкаются, отвечая на вопрос паломников о дороге к Клобукову монастырю. Эта замена объясняется и тем, что такое звучание привычнее и понятнее для мирского уха; к тому же, если присмотреться к течению реки, то в очертаниях берега, действительно, вполне угадывается каблучок. Что касается даты «рождения» обители, то можно с уверенностью сказать, что она возникла во второй половине XIV века, так как к началу XV века монастырь был уже достаточно благоустроен и развит, «потому что под кров его стремились для первоначального упражнения себя в иноческих подвигах известные впоследствии святостью жизни преподобные». О внешнем устройстве Клобукова монастыря в XV столетии сохранились лишь немногие свидетельства. Помимо небольшой деревянной церкви во имя свт. Николая, давшей название обители, предание указывает на существование в то время и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в которой преподобный Макарий Калязинский принял монашеский постриг. Монастырю принадлежала береговая земля реки Кашинки, где этот святой построил мельницу. Уже во второй половине XVII века в обители началось каменное строительство. Трудами и попечением благочестивых супругов Стефана и Матроны Анисимовых (в иночестве Сергия и Марфы) в 1664 году в Клобуковской обители была заложена первая каменная соборная церковь во имя святителя Николая. К 1671 году строительство собора завершилось. Позже трудами новых жертвователей возле него поднялся большой каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы, после чего Никольский храм решили преобразовать в придел новой соборной церкви. К 1684 году эти планы были претворены в жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=03191

Конечно, в местном бюджете нет финансовых средств на восстановление колокольни, ведь Калязин - маленький уездный городок с небольшим муниципальным кошельком. Отмечу, что колокольня имеет общероссийское значение, поэтому помощь должна исходить от всей России, ведь этот памятник является не собственностью Калязина, а всемирным наследием культуры! Изо всех уголков необъятного мира стекаются потоки туристов, желающих воочию познакомиться с этим удивительным памятником архитектуры. Колокольня – символ не только Калязина, но и всей России, ее можно изучать не только как достояние всей православной России, но и как трагедию советской эпохи, когда строили водохранилища, уничтожая колокольни. В те времена был затоплен древнейший Макарьевский монастырь с уникальными строениями и культурными ценностями. Что успели спасти из обители, ныне находится в музее. К сожалению, в ту пору советские власти практиковали затопление уникальных объектов культуры. Например, погрузили под воду Леушинский монастырь, а древнейший город Аркаим лишь чудом уцелел. В те времена власть не заботило сохранение великой культуры, а ведь можно было обойтись и без затапливания православных обителей, архитектурных памятников. На встрече с главой калязинской администрации я затронула тему купеческих домов. Неплохо было бы государству вернуть эту собственность, превратив ее в туристический комплекс, обустроив гостиницу, сувенирные магазины. Было бы замечательно перенести в этот туристический уголок и музей, ныне расположенный в храме. Кстати, в этом году калязинскому Николаевскому собору исполняется 320 лет! Необходимо обустроить уникальный музейный исторический ансамбль. Этот туристический уголок Калязина являлся бы настоящей жемчужиной России. Ныне это отдельная жемчужина, не собранная в ожерелье. Мы обязаны всем миром спасти этот архитектурный православный памятник. Возрождение России должно происходить в первую очередь в наших душах, а затем в восстановлении святыни России! Наши искренние подписи, поставленные под воззванием по спасению колокольни, – это наши духовные скрепы, благодаря которым мы спасем архитектурную жемчужину. Все калязинцы давно призывают россиян услышать их мольбы! Поэтому каждый гражданин России должен рассказать всем своим близким и знакомым, а порой и незнакомым людям о взывании калязинцев!

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/13/ka...

— Проходить паломнический маршрут «Великий русский северный путь» можно и по частям, предварительно наметив отрезки с учетом лимита своего времени и сил. В таком случае, прервав свой путь в определенной точке, мы возвращаемся восвояси, а в следующий заход стартуем прямо из нее. На каждом этапе пути будет проставляться печать в паспорте паломника или дорожной грамоте. Все это, помимо духовных плодов, коими награждает один Господь Бог, поможет заинтересовать наших соотечественников в прохождении древнего пути до Соловков. В древности ведь паломники уходили по обету на целые годы. После Пасхи обычно начинали свой путь. Шли все лето, используя и гужевой транспорт. Передвигались как на север, так и на юг, водными артериями. В ненастье и межсезонье останавливались в различных монастырях, участвуя в трудах послушания наравне с братией. — Недавно в социальных сетях сообщалось, что в конце нынешнего года в рамках проекта «Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь — сокровище земли Вепсской», поддержанного Фондом президентских грантов, в названной обители были завершены работы по консервации монастырских зданий. То есть уникальный памятник не исчезнет с лица земли. — Нам довелось побывать в вепсском селе Шелтозеро на подворье этой затерянной в лесах и болотах труднодоступной обители. Вместе с совсем немногочисленной братией возрождением Яшезерского монастыря занимается архитектор Екатерина Кочубей из Питера. В день нашего приезда она как раз занималась подготовкой выставки по истории святой обители, где под спудом почивают мощи преподобного Ионы, одного из учеников преподобного Александра Свирского. К слову сказать, оба этих подвижника — представители вепсской народности. Не менее глубокие чувства вызвала и Ярославская земля, где мы воспользовались гостеприимством матушки игумении Варвары и сестер Толгской обители, поклонились могилке почитаемого старца архимандрита Павла (Груздева), посетили храмовый комплекс на родине святого праведного Феодора Ушакова. А когда вышли на берег Рыбинского водохранилища, сердце сжалось при мысли, что под его водами покоится, словно невидимый град Китеж, целый город Молога, затопленный в 40-е годы прошлого века с уездом и множеством храмов. Там же, на дне и монастыри: Спасо-Афанасьевский, Калязинский, Леушинский. Последнюю обитель называли Северной женской Лаврой. В начале ХХ века в ней подвизались около 700 сестер. Ныне же монастырь возрождается в прибрежном селении Мякса как Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский. Там мы нашли гостеприимный кров и духовное утешение у добрейшей матушки игумении Кириллы. Главная святыня этой обители — икона Богоматери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

http://pravoslavie.ru/158006.html

      На радостях он подарил земли для построения будущего Троицкого монастыря. Макария скоро избрали его настоятелем – игуменом, чему он всячески противился, считая себя недостойным, однако вынужден был подчиниться. Это никак не отразилось на его отношениях с братьями, ставшими теперь его подчиненными, он так же вместе с ними трудился, ходил в храм, выполнял все монашеские правила и послушания.       О таком необычном даже для того времени настоятеле прослышали местные жители и потянулись в монастырь, чтобы получить пользу от общения с Макарием. Но тому совершенно не нужно было ни славы, ни почестей, ни лавров гуру. Его пугали такие гости и он, стараясь ничем не выделяться от братий, специально одевал самую худую, заплатанную рясу, рваные лапти. И праздные паломники, не признав в нём игумена, смеялись над таким чудаком-простаком, чем доставляли Макарию… искреннюю радость: «Он более доволен бывал, когда слышал насмешки над ним, чем тогда, как хвалили его». Кому это под силу хотя бы в мыслях?      Не удивительно, что беря пример с такого настоятеля, горели верой и его чада. Духовная атмосфера в Калязинском монастыре была тогда такова, что живший до этого 9 лет на Афоне один из монахов Макариевой обители, так говаривал: «Напрасно и не умно трудился я, совершая путь в Святую гору, помимо Калязинского монастыря; в нём можно спастись; здесь всё совершается точно  так же, как в киновиях святой горы».         В «Житиях» живо и подробно описано о других чудесах исцеления Макарием обращавшихся к нему людей. И всё как бы случайно, невзначай, ведь он искренне считал себя хуже всех и удивлялся, почему люди идут с такими просьбами именно к нему? Ну, раз так просит человек – Макарий из любви к ближнему и послушанию к Богу помолиться за него, да исповедует – только и всего и просящий получает исцеления! И таких случаев зафиксировано  – десятки. И не только при жизни, но и после кончины праведника. Ведь «Жития» писались на основании реальных фактов, подтвержденных очевидцами, занесенных в монастырские книги, с указанием дат, имён и свидетелей.  

http://radonezh.ru/2020/03/31/zhitiya-sv...

В окт. 1608 г. отряд тушинцев под командованием П. Головича захватил Ростов и учинил в городе резню, после чего жители города принесли присягу Лжедмитрию II . В отличие от др. городов Замосковного края в Ростове не было восстаний против самозванца, город вернулся под власть царя Василия Шуйского только после решающих побед кн. М. В. Скопина-Шуйского. Борисоглебские монахи признали Лжедмитрия II и обращались к нему с просьбами. Согласно Житию, во время Смуты И. продолжал молиться за царя Василия Шуйского; видимо, святой и его ученики находились в изоляции в монастыре и не оказывали влияния на братию. В мае 1609 г. окрестности монастыря были разграблены татарами. Насельники Борисоглебского монастыря жаловались литовскому военачальнику Я. П. Сапеге на то, что татары вместе с женами селятся в монастырских кельях, вынуждая монахов жить в подсобных помещениях ( Тюменцев, Тюменцева. 2002. С. 68). В Житии сообщается, что Сапега посещал Борисоглебский монастырь. Удивленный необычайным подвижничеством и бесстрашием И., литовский военачальник наказал ограбившего мон-рь польского офицера Сушинского, дал И. 5 р. и повелел своим солдатам не причинять обители вреда. И. предсказал Сапеге скорую смерть, если тот не покинет Русскую землю (Сапега умер в Москве в ночь с 14 на 15 окт. 1611). Преподобный посылал в качестве благословения просфоры и крест кн. М. В. Скопину-Шуйскому, командовавшему правительственными войсками. По «слову старцову» в авг. 1609 г. кн. Скопин-Шуйский разбил войско Сапеги в сражении под Макариевым калязинским во имя Св. Троицы мон-рем и в окт. того же года захватил Александровскую слободу, после чего И. повелел князю «итти под Троицу». Скопин-Шуйский направил в Троице-Сергиев мон-рь отряд из 300 чел., к-рый 16 окт. прорвался в крепость, в янв. 1610 г. была снята осада мон-ря и в февр. того же года правительственные войска разбили сапежинцев под Дмитровом. В марте 1610 г. кн. Скопин-Шуйский вступил в Москву, И. послал к нему ученика инока Александра, чтобы забрать крест, к-рый ранее дал полководцу «на помощь на прогнание сопостат».

http://pravenc.ru/text/673961.html

Внутреннее убранство собора поражало современников великолепием и роскошью. Главным его украшением стал девятиметровый иконостас, так называемый Кашинский чин, монументальность и высокие художественные достоинства которого породили легенду о том, что он был передан в Кашин из Успенского собора Московского Кремля. Чрезвычайно высоко оценил его иконы И.Э. Грабарь в 1919 году: по первоначальным впечатлениям он приписал их Андрею Рублеву. Более поздние исследователи определили принадлежность этого памятника к местным художественным традициям - «тверским письмам» XV века. Ансамбль создан в золотую пору тверской культуры. Иконостас был выполнен для Спасо-Преображенского собора в Твери, при его ремонте в 1630-х годах частично вывезен в кашинский Духов монастырь, а после упразднения обители перенесен в 1767 году в Воскресенский собор. Значительная часть иконостаса ныне утрачена. Лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны. В конце XIX столетия Воскресенский собор стал крупнейшим в Тверской епархии. В него могло поместиться все тогдашнее население Кашина - около семи тысяч человек. Кашин всегда имел значение крупного религиозного центра. С XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. С Кашином связаны судьбы пяти святых, в разное время проживавших на этой древней земле, - свв. Анны Кашинской, Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной. Научный сотрудник Кашинского краеведческого музея А.П. Малова. www.anna-kashin.ru Впервые Воскресенский собор упоминается в летописях в 1382 году. В Воскресенском соборе 6 мая 1382 года был погребен Кашинский князь Василий Михаилович. В 1512-1520 гг. вместо деревянного был выстроен каменный храм из местного материала: использовался кирпич, изготовленный на Фроловской горе. Восточная половина храма с массивным пятиглавием сооружалась как самостоятельное здание вместо прежнего собора, пострадавшего от пожара в 1767 году. Семь тысяч рублей на постройку пожаловала императрица Екатерина Вторая. Построенный в 1781-1787 гг. собор дал трещины, поэтому его пришлось разобрать.

http://sobory.ru/article/?object=00016

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010