Калязин. Троицкий Калязинский Макарьевский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Основан не ранее 1434 года монахом Макарием, ставшим первым игуменом Троицкого монастыря. В 1655 году игумен Сергий был возведен в сан архимандрита. В 1764 году монастрырь получил чин первоклассного.  За 500 лет существования Троицкй Калязинский монастырь неоднократно перестраивался, обновлялся. Последнее капитальное строительство в монастыре произведено в первой половине-середине XVII в. после разорения его польскими захватчиками в 1610 году. Троицкий Калязинский монастырь просуществовал почти 500 лет. В 1920 году монастырь был закрыт, а в течение 1936-1939 г. он был разобран перед затоплением территории монастыря и всей Предмонастырской слободы водами Угличского водохранилища. В начале 1930-х г. в монастыре был размещен дом отдыха для рабочих и служащих Московского электрозавода. В кельях была размещена экспозиция Калязинского историко-краеведческого музея, основанного И.Ф. Никольским в 1920 году. По Постановлению Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1936 года началась разборка стен, башен, затем всех сооружений. ВЦИК и СНК РСФСР обязывали другие компетентные органы произвести замеры, фотофиксации и изготовление макета не только стены, но и всего памятника в целом за счет строительства Волга-Москва. Так же поручалось Комитету по охране памятников обеспечить сохранность фресок и ценного инвентаря. Все ценные материалы, документы о замерах, фотофиксации, изготовленные макеты Троицкого собора и Трапезной, фрески и др. памятники, инвентарь хранятся в Музее архитектуры РФ и в Тверском областном объединенном музее. Все, что будет сказано ниже о Троицком Калязинском монастыре, относится к существованию монастыря до 1917 года. Храмы монастыря: 1. Троицкий собор построен в 1654 г. на монастырские средства, каменный, строил " каменных дел подмастерье " Аверкий Мокеев, престолов 2: южный Нерукотворного образа Спасителя; северный Рождества Пресвятой Богородицы. В арке между Троицким храмом и Спасским приделом хранились нетленные мощи основателя обители препод. Макария, игумена Калязинского Чудотворца. Рака устроена в 1700 г. на монастырские средства.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич, нояб. (?) 1401, с. Гридково (позднее Кожино), близ Кашина (совр. Тверская обл.) - 17.03.1483, Макариев калязинский мон-рь), прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Главными источниками сведений о жизни М. являются воспоминания его современников. Самый ранний памятник, «Записка о Макарии Калязинском», составлен в марте 1524 г., когда брат вел. кн. Московского и всея Руси Василия III Иоанновича дмитровский кн. Юрий Иванович (на территории удела которого после 1485 находился Калязинский мон-рь) спрашивал о житии М. его родственницу - «стретеньскыа старицы Ефросинии, Василиевскыа жены Кожина». «Записка...» с воспоминаниями монахини Евфросинии сохранилась в 2 списках XVI в. (РГБ. Ф. 113. 515. Л. 422 об.- 423; РНБ. Погод. 1571. Л. 28 об.; публ.: Крушельницкая. 1993. С. 313-314). По мнению Е. В. Крушельницкой, старица Евфросиния была женой племянника М.- Василия Александровича Кожина. Содержание «Записки...» свидетельствует о сборе данных о жизни святого для составления Жития в связи с обретением его мощей 26 мая 1521 г. Поскольку Житие в ближайшее время так и не было создано, «Записка...» некоторое время, видимо, выполняла его функцию (в Погодинском списке рассказ старицы помещен вместе со Сказанием о чудесах от мощей святого). Другим ранним источником является 10-я гл. Духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого ( 1515), посетившего Калязинский монастырь в 1479 г. и познакомившегося с М. Воспоминания прп. Иосифа о М. вошли также в Волоколамский патерик (см. Иосифо-Волоколамский патерик ), к-рый был составлен Досифеем (Топорковым) не ранее 1547 г. Воспоминания старицы Евфросинии и прп. Иосифа Волоцкого стали фабульной основой Жития М., созданного в сер. XVI в. М. был старшим сыном благочестивых кашинских бояр-землевладельцев Василия Кожина (см. св. прав. Василий Кашинский) и прав. Ирины (Кожиной) . В семье кроме М. было четверо детей. Один из братьев М.- Григорий (в иночестве Геннадий (Кожин) ) в 1461-1477 гг. был Тверским епископом, др. брат преподобного, Александр, положил начало дворянскому роду Кожиных, а его сестра Ксения была матерью прп. Паисия Угличского и вместе с мужем, дмитровским боярином Иваном Гавреневым, почитается как местночтимая Угличская святая.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Ростовой образ прп. Макария Калязинского на фоне монастыря. Происходит из домовой Троицкой церкви в здании Министерства двора в Петербурге. Иконописец М. Былинин (1792 г.) ЖМП 6 июнь 2021 /  16 июля 2021 г. 17:00 Небесный заступник Тверской земли К 500-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКОГО  В середине XV века великий старец Митрофан Бывальцев, вернувшись на родину после девятилетнего пребывания на Афоне, по свидетельству Иосифа Волоцкого, признался, что напрасно он предпринял столько трудов, чтобы попасть на Святую Гору, ведь все то же самое можно было найти в Калязинском монастыре. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь был самой большой обителью на Тверской земле. В разное время сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Борис Годунов, царь Михаил Федорович, юный Петр I. А основал знаменитый монастырь в дремучих лесах под Тверью святой Макарий Калязинский.  PDF-bepcuя. Из бояр в игумены Макарий Калязинский, в миру Матвей, происходил из рода кашинских бояр Кожиных. Он родился в ноябре 1401 года в имении отца, Василия Ананьевича, в селе Гридково (позднее Кожино). Согласно хранившейся в семье грамоте, дед Матвея, родоначальник фамилии Кожиных, был выходцем из Швеции — Юрий Бахты-Франц1. Переселившись в конце XIV столетия в Россию на службу к великому Московскому князю Василию Дмитриевичу, он после крещения принял имя Анания и получил в кормление село Гридково. В семье Кожиных кроме Матвея было еще два сына, Александр и Григорий, и дочь Ксения. Все трудились во славу Божию. Александр стал родоначальником дворян Кожиных. Григорий, в постриге Геннадий, был архимандритом Тверского Отроча монастыря и несколько лет занимал Тверскую кафедру. Сын Ксении и дмитровского боярина Ивана Гавренева Паисий основал Угличский Покровский монастырь, был причислен к лику святых в конце XVI века. Матвей с детства тяготел к иноческой жизни, но по настоянию родителей женился на своей сверстнице Елене Яхонтовой. Как свидетельствует преподобный Иосиф Волоцкий, Матвей уговаривал жену «отоврещися мира и облещися во иноческый образъ»2. Молодые договорились в случае смерти одного из них оставшемуся в другой брак не вступать и уйти в монастырь. Через три года после свадьбы Матвей теряет супругу.

http://e-vestnik.ru/history/nebesnyy_zas...

сост. Александр Ратшин Тверской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТРОИЦКИЙ-КАЛЯЗИНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Калязине, находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Тверской Семинарии. Он основан около 1450 года Преподобным Макарием – и как монастырь, так в последствии и город, получили свое наименование по прозвищу прежнего владельца этой земли, никоего Иоанна Каляги, который подарил Преподобному Макарию место для сооружения обители. – В 1610 году литовцы взяли Калязинский монастырь приступом, умертвили воеводу Давида Жеребцова, защищавшего обитель, также игумена и иноков, разорили и выжгли здания; а серебряную раку Преподобного Макария, сделанную вместо деревянной царем Борисом Годуновым в 1599, рассекли на части, и св. мощи низринули. По освобождении России от мятежей, здания монастырские возобновлены и все приведено в прежний вид. Ныне здесь четыре церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, где почивают мощи Преподобн. Макария в богатой серебряной позолоченной раке, сооруженной в 1700 году иждивением монастырским и доброхотных дателей, в которую переложены они Сергием архиепископом Тверским, того ж года сентября 18. При сем храме придел Рождества Богородицы. 2) Трапезная, Бориса и Глеба. 3) Больничная, Алексия Человека Божия. 4) Макария Калязинского, над св. вратами, устроенная Архимандритом Варлаамом в 1752 году. Ограда сего монастыря с башнями, построена в 1648 г. а колокольня в 1650. В этой обители вступил в иночество, в XV веке, Преподобный Паисий Угличский, который занимался здесь списыванием разных Божественных книг: еще и теперь хранится в ризнице его трудов книга Иоанна Богослова. Монастырь этот известен в истории русской подвигами знаменитого князя Михаила Скопина-Шуйского. ОТРОЧЬ-УСПЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Твери; на устье реки Тверцы, при впадении ее в Волгу, состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1265 году, при в. к. Ярославе III Тверском, отроком его Григорием. Здесь три церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, нынешнее здание коей существует с 1722 года. 2) Митрополитов Московских Петра и Филиппа. 3) Введения Богородицы, в которой погребены тверские архиереи XIII и XIV века, Андрей и Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Была ли Калязинская колокольня? История о том, как колокольня чудесным образом вышла из воды – сильно преувеличена 15 мая, 2014 История о том, как колокольня чудесным образом вышла из воды – сильно преувеличена В акватории Угличского водохранилища стоит знаменитая затопленная колокольня Николаевского собора. Каждую весну, как только растает снег, она уходит под воду. В этом году вода чудесным образом расступились перед колокольней. Чудесным ли? О том, что колокольня вышла на сушу , Тверская епархия сообщила в апреле. Местные жители поспешили запечатлеть явление на фотоаппараты и мобильные телефоны, фотографии колокольни появились в социальных сетях. 75-метровая колокольня, до которой обычно в это время года можно было добраться только вплавь, оказалась окружена сушей. Верующие воспринимали произошедшее как чудо, несмотря на заверения Тверской метеорологической службы , что колокольня оказалась на суше из-за небольшого количества осадков и, если уж и называть что-то чудом, то только малоснежную зиму, какой в Тверской области не отмечалось уже 50 лет. Директор Калязинского краеведческого музея Светлана Мокрова рассказала «Правмиру» о том, что колокольня действительно необычная. Но не тем, что вышла из воды: «Ширина реки Волги в этих местах от одного берега до противоположного сейчас составляет 1,5–2 километра, а до 40-х годов XX века ширина Волги составляла в среднем 70 метров. Разница очевидна. Как небольшой посад Калязин известен с XII века, он выстраивается по обоим берегам Волги. С одной стороны – посад Николы на Жабне, где располагался Николо-Жабенский монастырь, который был упразднен в XVIII веке. На его месте впоследствии был возведен Николаевский собор. Вторая сторона – Макарьевский посад, который относится к XV веку. Троицкий Макарьев мужской монастырь, датированный XV веком, принес известность этой территории. Именно с ним связаны основные исторические вехи этого региона. В дальнейшем, к XVIII веку, обе части стали городом Калязиным. На начало XX века это был небольшой мещанско-купеческий городок, население которого составляло 5–6 тысяч человек».

http://pravmir.ru/kalyazinskaya-kolokoln...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Калязинская колокольня – это символ стойкости православной России» Елена Бабич призывает всех читателей РНЛ принять участие в деле спасения уникального архитектурного шедевра, оказавшегося на грани разрушения 13.10.2014 1875 Время на чтение 8 минут На сайте Change.org опубликована петиция «Сохраним колокольню в Калязине - символ непотопляемости Православной России ! » «Обращаемся ко всем неравнодушным гражданам и общественным объединениям поддержать обращение общественности Калязинского района Тверской области в Министерство Культуры РФ и к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу по включению Колокольни Николаевского собора в федеральную целевую программу реставрации объектов культурного наследия «Культура России» на 2016 год. Просим помочь всех, кому не безразлична судьба уникального символа России! Нельзя допустить его безвозвратной потери!» - сказано в петиции, автором которой является Администрация Калязинского района Тверской области. Возведённая в 1800 году, колокольня Николаевского собора была самым высоким величественным строением центральной части города Калязина. По своей архитектуре она принадлежит к произведениям нового русского классического стиля, одним из пропагандистов которого в России был профессор Петербургской академии художеств, известный зодчий В.Деламотт, по его проекту и была построена красавица-башня. Она вносила целостность и гармоничность в городской пейзаж. «Колокольню, - говорит старое писание, - можно отнести к лучшим произведениям в этом городе по смелости зодчества, по красоте частей и великолепию целого, вышина её 35 сажен». С ХХ веком связана трагическая страница истории Калязинской земли. В связи со строительством Угличской ГЭС и созданием Угличского водохранилища в 1936 -1940 гг. Троицкий монастырь со всеми храмами был разрушен, Николаевский собор разобран, большая часть территории города и 4 десятка населенных пунктов района затоплены. Ещё до затопления Калязина, в середине 30-х годов, колокольня служила парашютной вышкой для тренировки осоавиахимовцев. Вышка была устроена после закрытия собора и действовала совсем недолго. Случилось страшное несчастье — девушку-курсантку, которая была небольшого роста и совсем легкая, поднявшийся вдруг внезапный порыв ветра несколько раз ударил о колокольню так, что бедная девушка тут же погибла. Тренировки курсантов более не проводили, а вскоре и колокольня перестала быть «парашютной вышкой».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/13/ka...

Закрыть Пресс-релиз знаменательнейшего события 6-8 июня 2021 года - празднование 500-летия обретения мощей святого Преподобного Макария Калязинского Чудотворца 03.06.2021 834 Время на чтение 8 минут 2021 год ознаменован большой датой, связанной с именем одного из великих святых русского средневековья, основателя и первого игумена знаменитого Троицкого Калязинского Макарьевского монастыря - Макария Калязинского, сообщает пресс-служба Администрации Калязинского района Тверской области. 26 мая (8 июня по новому стилю) 1521 года, при строительстве нового каменного Троицкого храма в святой обители, произошло чудо – были обретены нетленные мощи преподобного Макария. Брат великого князя Всея Руси Василия III, Дмитровский князь Юрий Иванович, ко владениям которого в то время относился монастырь, немедленно отправился в Москву и известил о чуде, свершившемся в Калязине, своего венценосного брата и митрополита Варлаама. Из Чудова монастыря Кремля в Калязин был послан архимандрит Иона для проверки и записи чудес, на основании которых новый глава Русской церкви – митрополит Даниил осенью 1523 года совершил канонизацию преподобного Макария, причислив его к лику местночтимых святых. Общерусская канонизация великого подвижника произошла на Соборе в 1547 году. Макарий Калязинский получил особое признание среди 11 первых подвижников благочестия, причтённых к лику общерусских святых. К Собору 1547 года были написаны Служба на день памяти Макария и Житие, вошедшие в Великие Минеи Четьи. Празднование этой даты является важным моментом в деле сохранении памяти о великом русском святом, его вкладе в основание города Калязина и значимости в русской истории как его самого, так и обители, им основанной. Большим историческим событием уже в новом тысячелетии для Калязина стало торжественное перенесение мощей Макария Чудотворца из Твери, из храма Белая Троица, в восстановленный калязинский городской храм Вознесения Господня 14 июня 2012 года. В 2020 году в Москве в стенах Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева открылась новая постоянная экспозиция «Фрески затопленного монастыря», в которой представлены фрагменты фресковой настенной живописи XVII, снятые со стен Троицкого собора Калязинского монастыря перед его разрушением. Представленные экспонаты имеют мировую художественную ценность.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/03/pr...

Калязинская челобитная Список с челобитные, какова подана во 185-м (1677) году Калязина манастыря 3903 от крылошан на архимандрита Гавриила 3904 в его неисправном житии слово в слово преосвященному Симеону, архиепископу Тверскому и Кашинскому Великому господину преосвященному архиепископу Симеону Тверскому и Кашинскому бьют челом богомолцы твои, Колязина монастыря крылошаня 3905 , черной дьякон Дамаско с товарыщами. Жалоба, государь, нам, богомольцом твоим, того же Колязина монастыря на архимандрита Гавриила. Живет он архимарит не гораздо, забыл страх Божий и иноческое обещание и досаждает нам, богомольцом твоим. Научил он архимарит понамарей плутов в колокола не во время звонить и в доски колотить; и оне, плуты понамари, ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, и три доски исколотили, шесть колотов розбили, в день и ночью нам, богомолцом твоим, покою нет. Да он же архимандрит приказал старцу Уару в полночь з дубиною по кельям ходить, в двери колотить, нашу братью будить, велит часто к церкве ходить. А мы, богомолцы твои, в то время круг ведра с пивом без порток в кельях сидим, около ведра ходя, правило говорим, 3906 не успеть нам, богомольцам твоим, келейного правила исправить, из ведра пива испорознить, не то что к церкве часто ходить и в книги говорить. А как он архимарит старца к нам присылает, и мы, богомольцы твои, то все покидаем ис келей вон выбегаем. Да он же архимарит монастырскую казну не бережет, ладану да свечь много прижог. А монастырские слуги, теша обычай архимаричей, на уголье сожгли четыре овина. И он архимарит во уголье ладан насыпает и по церкви иконы кадит, и тем он иконы запылил и кадило закоптил, и нам, богомолцом твоим, от того очи выело, горло засадило. Да он же архимандрит приказал в воротах с шелепом 3907 стоять кривому старцу Фалелею, нас, богомолцев твоих, за ворота не пустити, и в слободу сходить не велит, и скотья двора присмотрить, чтоб телят в хлев загнать и кур в подполье посажать, благословение коровнице подать. Да он же, архимандрит приехав в Колязин, почал монастырской чин разорять, пьяных старых всех разганял, и чють он, архимарит монастырь не запустошил: некому впредь заводу заводить, чтоб пива наварить и медом насытить, и на досталные деньги вина прикупить и помянуть умерших старых пьяных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Селижарово. Селижаров Троицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В конце XIV-XV в. Селижарово располагалось на территории Ржевского удела Московского княжества и было связано торговыми путями — сухопутным со Ржевом и водным с Тверью. В письменных источниках Троицкий Селижаров монастырь впервые упоминается в духовной грамоте 1504 г. волоколамского князя Ивана Борисовича. Как предполагают, обитель была основана незадолго до этого — в конце XV в. волоколамским князем Борисом Васильевичем, владевшим Ржевским уделом в 1461-1494 гг., или его сыном волоколамским князем Федором Борисовичем (после 1494 г.). При монастыре, занявшем мыс при впадении Селижаровки в Волгу, образовалась крестьянская подмонастырская Селижаровская слобода, в которой издавна устраивались ярмарки. Слобода занимала, как и монастырь, левый берег Волги и правый Селижаровки, но, очевидно, распространялась и на другой берег Селижаровки, где застройка могла располагаться вдоль дороги на Ржев. Далее на юго-восток по этой дороге у самого берега Волги находился Воскресенский погост. В XVI в. монастырь (с 1513 г. в Ржевском уезде Московского государства) благодаря царским вкладам владел значительными вотчинами. В частности, в 1519 г. великий князь Василий III пожаловал ему несколько деревень и половину озера Волго, а в 1547 г. монастырь получил право собирать на мосту через Селижаровку таможенную пошлину. Это позволило, возможно, уже в XVI в. возвести здесь первые каменные сооружения. Согласно писцовым книгам Леонтия Скобельцина 1624-1625 гг., в монастыре находились каменные Троицкая церковь и трапезная. Представляется маловероятным, чтобы эти постройки могли появиться вскоре после разорений Смутного времени, непосредственно затронувших и Селижаров монастырь. Таким образом, их появление следует датировать временем не позднее рубежа XVI-XVII вв. Трапезная, упоминаемая в писцовых книгах Скобелышна, очевидно, составляет ядро существующей Петропавловской церкви — единственной дошедшей до наших дней постройки комплекса. В ней первоначально размещались хлебная, поварня, мукосейня, келарская и казначейская палаты, а также сушильня и квасоварня. Двухэтажное с подклетом прямоугольное здание, вытянутое в направлении север-юг, в каждом этаже вмещает одностолпную палату. Своды, прорезанные распалубками, опираются на массивный прямоугольный столб, особенно мощный в подклете. Эту постройку можно поставить в один ряд с другими известными монастырскими трапезными тверских земель XVI в.: Калязинского Макарьева монастыря (1525-1530), Старицкого Успенского монастыря (около 1570 г.), Краснохолмского Антониева монастыря (1587-1592). На южном, северном и западном фасадах трапезной в профилированный венчающий карниз включен фриз терракотовых изразцов с рельефным рисунком растительного орнамента, типологически восходящих к аналогичным произведениям рубежа XV-XVI вв.

http://sobory.ru/article/?object=55472

Маклаково. Александро-Невский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1906. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Талдомский район, с. Маклаково Координаты: 56.888487, 37.577048 Проезд:1. Своим ходом: с Савеловского вокзала на электричке до ст. Талдом, далее автобусом до Маклаково. 2. На автомобиле: по Дмитровскому шоссе до Дмитрова, через Рыбное, Вербилки и Талдом до с. Маклаково (всего от Москвы 98 км) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Расположен в 24 километрах к северу от города Талдома, на реке Хотче. Основан калязинским купцом Иваном Бачуриным в память о чудесном спасении Императора Александра 3 и его Августейшего семейства в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года близ станции Борки. По указу Святейшего Синода от 1895 года здесь была открыта община, первой настоятельницей которой стала монахиня Адриана (введена в управление общиной в мае 1896 года). В 1906 году при игум. Измарагде община была переименована в монастырь, в нём находилось два храма – соборный и домовый. Величественный пятиглавый собор, построенный в 1897 году, был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского и имел два придела: святителя Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Лествичника. Тогда же рядом с собором была построена каменная четырехъярусная колокольня. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (построен в 1895 году) затем перенесли в каменный двухэтажный корпус, на первом этаже которого находилось училище для детей. В монастыре находилась особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали», принесённая с Афона. Храмы и корпусы в обители были построены на средства Бачурина, который также пожертвовал монастырю значительное количество земли. По преданию, Бачурин был похоронен за алтарём собора, но его могила не сохранилась – монастырское кладбище было уничтожено. Монастырь имел подворье в Петербурге. В июле 1923 года домовая церковь была закрыта, а вскоре – и весь монастырь. Сестры обители организовали сельскохозяйственную артель, и монашеская жизнь продолжалась. Но в 1926 году игум. Измарагда была заключена в тюрьму, где и умерла. В 1928 году уездная газета сообщила, что в Московской губернии решено закрыть 11 примонастырских артелей, включая Маклаковскую. Последние сестры покинули святое место в 1930-1931 годы, об их судьбе известно очень мало. Каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовый храм, отдали под больницу. В настоятельском корпусе разместилась школа. Большой двухэтажный корпус близ собора стал жильём для колхозников.

http://sobory.ru/article/?object=08023

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010