Макарьевская надвратная церковь Макарьевская церковь была построена в 1617 г. " иждивением " кашинского купца Широкого-Машкина. Этот каменный храм находился над внутренними святыми воротами обители, имел две главы и был окружен с трех сторон папертью, устроенной в виде галереи с каменными столбами и большими стеклянными переплетами. Церковь имела вид одностолпной восьмигранной башни. За свою историю церковь неоднократно обновлялась. Так произошло после пожара 1667 г., когда она вся выгорела внутри. После бури 1750 г. поврежденный деревянный шатер был заменен каменной накладкой с железной крышей, а в самой церкви установлен новый четырехъярусный иконостас, заменены иконы и настенная живопись. В 1808 г. церковь снаружи оштукатурена и выкрашена, обе главы с крестами покрыты червонным золотом, а крыша выкрашена медянкой. В 1817-1818 ГГ. на средства эконома Тверского архиерейского дома игумена Антония, бывшего прежде наместником Калязинского монастыря, церковь внутри вновь была расписана живописными изображениями, а старый пятиярусный иконостас вызолочен. Небольшие карнизы, покрывающие верхи ярусов, поддерживались пилястрами с капителями. Уступы карнизов, пилястры и капители были вызолочены, а поле иконостаса имело голубой цвет. В Макарьевской церкви в футляре красного дерева за стеклом хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария. В ней сохранялась подушка из простого холста, найденная при обретении мощей преподобного Макария. Сретенская церковь Сретенская церковь прежде называлась Борисоглебской трапезной. В первые годы игуменства Макария в деревянном Троицком храме существовала придельная церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. О ней упоминается во многих грамотах, писанных на имя Макария Калязинского. Борисоглебская церковь была разрушена в 1521 г. одновременно с перестройкой Троицкого храма. Дабы не прекратилось навсегда прославление страстотерпцев, дмитровский князь Юрий Иванович построил между 1525 и 1530 г. новую каменную Борисоглебскую церковь с приделом во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста с трапезною и со всеми службами.

http://sobory.ru/article/?object=24771

МАЛИЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., заштатный, в 7 верстах от Твери, на берегу речки Малицы. Основан в 1676 году Стольником Григорием Овцыным, и состоял прежде из деревянных строений; а в 1753 году, иждивением графа Петра Ивановича Шувалова, воздвигнуты в нем все храмы и прочие здания с оградою, на пространстве 216 саж., каменные. Здесь четыре церкви: 1) Соб. Нерукотворенного Спасова образа; построена первоначально деревянная в 1676, а каменная начата 1753 и кончена 1758, с приделом Николая Чудотворца. 2) Покрова Богородицы, теплая. 3) Петра Афонского. 4) Св. мученик Тимофея и Мавры. – Ризница монастыря этого довольно богатая. ОРШИН, муж., заштатный, в 20 верстах от Твери. Подробностей о этой обители неизвестно; также нет сведений, когда она основана; впрочем, в начале XVII века она уже существовала и находилась тогда под управлением архимандрита. КЛАБУКОВ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., заштатный, в уездном городе Кашине. Основан в начале XV века. В нем три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделом Николая Чудотворца. 2) Макария Калязинского, теплая. 3) Покрова Богородицы, над св. вратами. В этой обители в XV веке принял иночество Преподобный Макарий Калязинский. ДМИТРИЕВСКИЙ, муж., заштатный, в уездном городе Кашине, на берегу реки Кашинки. По мнению некоторых, обитель эта основана в XV веке, Преподобным Макарием Калязинским. Здесь соборная церковь Живоначальной Троицы, с тремя приделами, существующая с 1682 года. ЖИТЕЙНЫЙ, муж., заштатный, близ уездного города Осташкова, на острове озера Селигера, который называется Житейным от житниц, бывших здесь в древности при существовавшем некогда городке Кличене. Обитель эта основана в 1716 году. В ней соб. церковь Смоленской Богородицы, в которой находится чудотворный ее образ, в богатом окладе с жемчугом; икона эта стояла в начале XVII века на деревянной стене города Осташкова, которая в 1724 году сгорела, и тогда икона перенесена сюда. В 28 день июля ежегодно совершается из Осташкова в Житейный монастырь крестный ход. СТОЛПЕНСКАЯ-НИКОЛАЕВСКАЯ, пуст. муж. в Вышневолоцком уезде, в 45 верстах от Твери, на берегу реки Тверцы. О времени основания ее, известий нет. Здесь соб. церковь Покрова Богородицы, с приделом Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Но хоть и не родная она была ему мать, а за кротость и покорность очень его любила и не меньше родной матери берегла. Жили они в столь великой бедности, что даже и соли довольно не имели и потому, соль с мукою смешавши, как бы одну соль подавали и тем утешали его. Когда же один хлеб без соли ему давали, Василий очень печален был: соль была для него вместо всех утешений, оттого и радовался хлебу, когда видел на краюхе довольно соли, не зная, что она смешана с мукою. Бывало порою, что родитель, пришедши из города, ему калачик даст, и это доставляло отроку величайшее услаждение. Подросши несколько, Василий начал сам ходить испрашивать милостыню и, если кто подаст денежку или копейку, радуется, что есть на что купить калачик. Приходя же к лавке какого-нибудь купца, не смеет просить, но, стоя, только одним умиленным отроческим взором изъявляет свою бедность и ожидает милостыни; и, ежели который даст денежку или полушку, за того весь день от всего сердца мысленно молит Бога и, купив калач, весь тот день как торжественный себе вменяет. Однажды у купца разбился горшок с медом и он отбросил к маленькому Василию медовые черепки; тот же, отирая их рукою и обсасывая, рад был и, утешаясь, благодарил Бога, что дал ему познать и медовую сладость. В таких малых летах он часто размышлял о небе и как бы возлетал туда. Видя на образах святых ангелов, с крыльями изображенных, думал, что, взявши крылья, может и он летать. И так, держа в обеих руках крылья и множество больших перьев, влезал на возвышенные места и, махая руками, опускался вниз, но не мог полететь. Тогда и узнал отрок на опыте, что не крылья нужны из перьев, а нужно Богу угодить и возлюбить Его от всей души более жизни своей; по подобию всех угодников Божьих ничем в мире этом не прельщаться, о едином только богоугождении печься. И так, слыша от родителя своего и от прочих, что кротостью, смирением и послушанием Богу все святые угодили, Василий особенно стал пред всеми смиряться и всякие огорчения терпеливо переносить. Смотря же часто на монастырь, в котором почивают мощи преподобного Макария, Калязинского чудотворца, и наслышавшись о нем, что был он из благородных, огромное богатство имел и от всего Бога ради отрекся и, оставив мир, пошел в монашество, – узнавши все это о преподобном Макарии, стал помышлять о себе, что ему невозможно спастись по великой его бедности; ибо ничего не имел, что бы мог Бога ради оставить, и, крепко опечалившись, стал всеусердно искать клада, единственно для того, чтобы нашедши – оставить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

По архитектуре храм близок к ряду московских храмов петровского времени, в первую очередь к ц. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) и собору Варсонофиевского мон-ря (1709-1714, освящен в 1730, не сохр.). Нек-рые исследователи считали, что архитектором храма был И. П. Зарудный (Рус. архитектура. 1954. С. 64-69, 73-76); эта т. зр. не получила документального подтверждения (Словарь архитекторов. 2008. С. 250) и не может быть принята (Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.). М., 2004. C. 96). Старый иконостас верхнего Скорбященского храма, так же как и утварь обветшавшего придела вмч. Феодора Тирона, сгорел во время пожара 1737 г. Вероятно, после пожара этот придел был упразднен. По описанию 1781 г., в верхней Скорбященской ц. находился деревянный резной позолоченный 4-ярусный иконостас, к-рый сохранялся за более новым до нач. XX в. Клиросы и проповедническая кафедра были богато вызолочены к кон. XIX в. Высокое, залитое светом внутреннее пространство храма с 3 сторон окружали хоры, которые в наст. время переделаны в балконы внутри выступающих прясел. Верхний храм был целиком расписан на сюжеты из «Ветхозаветной и Новозаветной истории. Свет в этот храм обильно притекает из стеклянной галереи, слуховых окон и купола; глаз молящегося приятно нежит голубой фон стенной живописи храма» ( Ковалёв. 1887. С. 92). В кон. XVIII в. в нижней Спасской ц. находился 2-ярусный «каменный раскрашенный красками и местами позолоченный» иконостас. Деревянные царские двери с 6 образами были также раскрашены и местами позолочены. Храмовая икона «Спас Нерукотворенный» была украшена серебряным венцом, в 1793 г.- алмазами и изумрудами (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 1. 334. Л. 77). В 1812 г. франц. солдаты разорили и осквернили Спасский собор, устроив в нем конюшню; затем он был восстановлен; перестраивался в 1851 г. (изменена форма главы) и во 2-й пол. XIX в. Согласно описанию нач. XX в., в алтарном иконостасе нижнего храма находились иконы Нерукотворного образа Спасителя в серебряной ризе, Божией Матери в серебряной ризе, вмц. Екатерины, св. Марии Магдалины пред Распятием, св. ап. Иоанна Богослова, св. блгв. кн. Александра Невского, апостолов Петра и Павла, а также живописное изображение св. Иоанна Крестителя с хоругвями или бумажными развернутыми свитками. На стенах алтаря - живописные изображения Рождества Иисуса Христа, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Среди святынь за правым клиросом в небольшом киоте хранились частицы мощей апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свт. Спиридона Тримифунтского, св. Михаила Синадского (Фригийского), мч. Андрея Стратилата, мц. Саломии, прмч. и исп. Стефана Нового, св. блгв. вел. кн. Василия Ярославского, преподобных Пимена Великого и Макария Калязинского. Здесь же хранился киот с частицами мощей святых, частицами от камня, на к-ром «возвести Ангел о Христовом Воскресении», 2 камня из «Столпа Господня». К 2008 г. первоначальные убранство и росписи храма полностью утрачены.

http://pravenc.ru/text/182479.html

После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель 29 . В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: “…у Чюда быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей” 30 . Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время “Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю” 31 , — говорится в Книге степенной царского родословия. В 1544 году 21 февраля “поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый” 32 . Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием 33 . Через несколько дней, 24 февраля, был “поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский” 34 . Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский 35 , в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.) 36 . Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. “В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском” 37 .

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель 816 . В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: «...у Чюда Быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей» 817 . Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время «Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю» 818 , – говорится в Книге степенной царского родословия. В 1544 году 21 февраля «поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый» 819 . Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием 820 . Через несколько дней, 24 февраля, был «поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский» 821 . Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский 822 , в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.) 823 . Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. «В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Прилагал владыка ревностное старание и о благолепии церковном. Тверской кафедральный собор требовал обновления. Голые стены нуждались в росписи, обветшалый иконостас нужно было приводить в порядок. Кое-как собрав нужную сумму, владыка принялся за дело. В соборе обновили иконостас и престол, сделали двое хоров. Через год неизвестный тверской купец запишет в дневнике: «В 1773 году месяца июня 131 дня в собори зачата стенная писаня при ирхеепискупе Платоне» 132 . Приведем и другие дневниковые записи купца. «В 1772 году у Пакрава церковь каменная зделана и отбелена совсем месяца сентября. 1774 году октября 1 дня освещена. В 1772 году месяца августа у Кузьмы Демьяна зделана церковь и стенное писание окончена...» 133 Обозревая свою епархию и проповедуя везде слово Божие «к назиданию и исправлению», архипастырь во всё вникал и делал полезные распоряжения. В свой первый приезд владыка посетил Кашин и его уезд и Калязинский монастырь, откуда направился в Лавру. В то время как владыка Платон устраивал Тверскую епархию, в Московской епархии в один из дней случился казус. В день Богоявления архиепископ Амвросий служил в Успенском соборе. При возглашении его имени протодиакон по ошибке вместо Амвросия возгласил Платона. Такая обмолвка была сродни предвестию. Преосвященный не мог скрыть своего неудовольствия и сказал протодиакону: – Сбываешь, что ли, меня? Худые вести приходили из Москвы. Чума беспощадно косила жителей древней столицы. Народ умирал тысячами. Главнокомандующий граф Салтыков бежал из Москвы в свою деревню. В городе в это бедственное положение не было ни полиции, ни войска, разбои и грабежи производились уже среди белого дня. По словам очевидца, фурманщики, или, как их тогда называли, «мортусы», в масках и вощаных плащах длинными крючьями таскали трупы из выморочных 134 домов, других поднимали на улице, клали на телегу и везли за город, а не к церквам, где прежде покойников хоронили. Человек по двадцать разом взваливали на телегу. Трупы умерших выбрасывали на улицу или тайно зарывали в садах, огородах и подвалах. Мор начался в Коломне, Ярославле...

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Статус настоятеля М. К. м. был весьма высок. Игум. Феодосий (1610-1622) подписывал грамоту об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство. Игум. Феодорит (1571-1573) присутствовал на церковном Соборе 1572 г. по случаю 4-го брака царя Иоанна IV Васильевича, архим. Сергий - на венчании на царство Феодора Алексеевича. В 1655 г. жена царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична исходатайствовала для М. К. м. архимандритию. В 1764 г. при учреждении штатов обитель приписали к первоклассным необщежительным и она заняла 11-е место в иерархии мон-рей. В 1776 г. монастырская слобода была преобразована в г. Калязин, ставший уездным центром, в обители размещались уездный и земский суды, казначейство, дворянская опека. В XVIII в. по штату в М. К. м. было положено 58 чел., в XIX в.- 33, но в 1894 г. в мон-ре проживало 26 чел. Нек-рые настоятели М. К. м. становились архиереями: в 1573 г. игум. Феодорит был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, архим. Рафаил (Заборовский) в 1725 г.- во епископа Псковского (впосл. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России), архим. Серапион (Лятошевич) в 1745 г.- во епископа Можайского и Волоколамского, в 1773 г. архим. Арсений (Верещагин) - во епископа Архангелогородского и Холмогорского (в 1799, согласно завещанию, погребен в М. К. м.), архим. Тихон (Малинин) в 1775 г.- во епископа Воронежского и Елецкого, архим. Иларион (Кондратковский) в 1776 г.- во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Феоктист (Мочульский) в 1784 г.- во епископа Орловского и Севского, архим. Арсений (Москвин) в 1798 г.- во епископа Старорусского, архим. Иоанн (Островский) в 1800 г.- во епископа Пермского, архим. Евгений (Романов) в 1800 г.- во епископа Костромского, архим. Иоасаф (Сретенский) в 1810 г.- во епископа Старорусского, архим. Михаил (Бурдуков) в 1814 г.- во епископа Иркутского, архим. Самуил (Запольский-Платонов) в 1817 г.- во епископа Костромского, архим. Афанасий (Протопопов) в 1823 г.- во епископа Чигиринского, архим. Арсений (Москвин) в 1832 г.- во епископа Тамбовского и Шацкого (впосл. митрополит Киевский), архим. Афанасий (Соколов) в 1841 г.- во епископа Томского и Енисейского. Настоятелю (1850-1852) архим. Феофану (Александрову), ранее являвшемуся ректором Казанской ДС, настоятелем Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , Синод разрешил совершать богослужения в М. К. м. с трикирием и дикирием. Настоятель (1865-1881) архим. Макарий (Каменецкий), ранее служивший иеромонахом во флоте и участвовавший во мн. сражениях, скончался в М. К. м.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Эту систему обысков и конфискаций большевики широко использовали и в последующие годы. Возникали многочисленные справедливые протесты людей - а выбор был умереть от голода или от большевиков. И все возражения нещадно подавлялись. ВЧК - это не трибунал и не суд, все несогласные с политикой военного коммунизма уничтожались. Сохранилась видеозапись, на которой Дмитрий Макарьевич Пономарёв (28.09.1921 - 18.01.2012), ныне Почётный гражданин Калязинского района, делится детскими воспоминаниями, как однажды стал с другими мальчишками свидетелем страшного расстрела. Другие оказавшие малейшее сопротивление изъятию подлежали заключению в концлагерь. Был такой образован и на старинной улочке Калязина Московской (ныне Маркса), что спускается к колокольне в Волгу. В тесноте и антисанитарных условиях начался мор, так что часть заключённых пришлось освобождать. Сергей Николаевич предложил юному поколению сравнить настоящее представление о правах человека и неприкосновенности личности и собственности - с введённым большевиками режимом уничтожения собственного народа в 1917 году. Ряд докладов был традиционно посвящён истории Кашинско-Калязинского края в лицах. Активный участник ежегодной конференции Н.С. Беллюстин (г. Нижний Новгород) совместно с Т.Н. Дёминой (г. Москва) подготовил доклад «У берегов великой Волги ветви священнослужителей Белюстиных (Корчевские и Хотчинские): родственники или однофамильцы?». 2 декабря 2017 года исполнилось полвека со дня смерти А.Н. Макарова, выдающегося литературного критика, нашего земляка, друга В.П. Астафьева. Новые сведения к его биографии подготовила краевед Л.В. Кудряшова (ветеранский клуб «Земляки», д. Чигирево, Калязинский район). О другом нашем земляке, духовном подвижнике, собирал сведения иеромонах Иов Салиулин (ПСТГУ г. Москва), которые обобщил в докладе «Преп. Василиск (Гаврилов) и Калязин монастырь». Митрополит Василиск Гаврилов (1740-1824) родился в деревне, которой ныне не существует, позднее жил в деревне Иванищи близ Калязина, у автора есть предположения, что крестили его в Троицком Макарьевом монастыре, где насельники службу ставили выше трудов, и где ему запали в душу и определили жизненный путь звучавшие там проникновенные проповеди.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/19/ve...

Троицкий собор Калязинского Макариева монастыря. Фотография 1897 г. Известно, что царь Иоанн IV посетил Макариев Калязинский монастырь в 1544 и 1553 гг. В 1599 г. в нем побывал новый правитель страны – Борис Годунов со своим семейством. В 1609 году под стенами Троицкого Макарьева монастыря формировал свою армию против польско-литовских интервентов полководец Михаил Скопин-Шуйский. Однако в мае 1610 года Троицкий Макарьев монастырь был взят и разграблен подразделением польско-литовской кавалерии, при этом погибли все защитники. После событий Смутного времени Макарьев монастырь был довольно быстро восстановлен. В первой половине XVII века были построены надвратная Макарьевская церковь, братские кельи, столпообразная колокольня, башни и стены. В 1776 году указом Екатерины II калязинскому поселению был присвоен статус уездного городка. Известно, что в ризнице Макарьева Троицкого монастыря в начале XX века хранились рукописные книги XVI века. После октябрьской революции монастырь был закрыт. Случилось это в начале 1920 года. В 1930-е годы мощи преподобного Макария были перевезены в Тверь и впоследствии переданы в Троицкий собор.        Старинный монастырь, стены которого видели множество событий русской истории, как и вся старая часть города Калязина, навсегда ушли от людей в 1940 году, когда были погребены под водами строящегося Угличского водохранилища. Паисиев Покровский монастырь, стоявший на берегу Волги напротив Углича, с. Покровские Горки. Полностью затоплен при строительстве водохранилища Такая же печальная участь настигла и не менее древний Покровский монастырь, стоявший напротив Углича, и колокольню Никольского собора, бывшего Николо-Жабенского монастыря (перед строительством водохранилища собор разобрали, а колокольня частично ушла под воду).   Колокольня Никольского собора Николо-Жабенского монастыря, находящаяся частично под водой Ценители старины перевезли из поруганного монастыря в краеведческий музей фрагменты фресок XVII века, облачения духовенства и шитье XVII-XIX вв., церковную утварь. Известно, что в Новоторжском Борисоглебском монастыре была найдена икона Спасителя. По ее краям были изображены преподобные Ефрем Новоторжский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский. В описях монастыря икона значилась как дар царя Иоанна IV.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010