Самуил, епископ Костромской и Галичский (Запольский-Платонов Степан Васильевич) Родился в 1772 году в селе Заполье Владимирской губернии в семье священника. 23 февраля 1800 года, по окончании курса Троице-Сергиевой духовной семинарии, назначен учителем семинарии. 16 декабря 1803 года пострижен в монашество. 1 апреля 1807 года назначен префектом Троице-Сергиевой духовной семинарии и учителем философии. С 10 августа 1809 года – ректор духовной семинарии и учитель богословия. С 20 февраля 1810 года – наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Спасо-Вифанского монастыря. 11 сентября 1814 года переведен ректором Тверской духовной семинарии. С 15 сентября того же года – архимандрит Калязинского Макариева-Троицкого монастыря и присутствующий духовной консистории. 19 августа 1817 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. В 1825 году управлял делами Нижегородской епархии. 6 апреля 1830 года, по болезни, уволен на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Скончался 16 апреля 1831 года в Николо-Бабаевском монастыре. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 225. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 225. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 451, 850. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М„ 1888. – С. 64. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 207. Письма Московского митрополита Филарета к родным (1800–1866 гг.). – М., 1882. – С. 413–415, 416–418. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888. – Т. 1. – С. 211, 291 и пр. 1; 391 и пр. 2. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь. 1888. ч. 1. – С. 35, прим. 1. Исторический вестник. – СПб., 1883, февраль. – С. 283. Русский архив. – М., 1899. кн. 2, 6. – С. 211. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 180. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Серапион, епископ Вологодский и Белозерский (Лятошевич или Лятушевич Симеон) Родился в 1705 году. Образование получил в Киевской духовной академии. В монашество пострижен в Братском Богоявленском монастыре. Занимал должность члена духовной консистории. 9 марта 1740 года назначен архимандритом Тверского Отроча монастыря. 3 февраля 1741 года перемещен архимандритом Калязинского Макариева-Троицкого монастыря. С 30 марта 1745 года – епископ Можайский и Волоколамский, викарий Переславль-Залесской епархии. С 3 марта 1753 года – епископ Переславль-Залесский и Дмитровский. 29 октября 1753 года переведен на кафедру Вологодскую и Белозерскую. 18 ноября 1759 года разбит параличом (отнялся язык, не действовала правая рука). В декабре 1761 года уволен на покой в Спасо-Прилуцкий монастырь. Скончался там же 22 апреля 1762 года. Погребен в Вологодском Софийском соборе. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 73. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 135, 449, 452, 732. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721 – 1871 гг.). – М., 1872, 73. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 15, 48, 64. Вологодские епархиальные ведомости. – 1866, 16. Исторический вестник. – СПб., 1886, июнь. – С. 620–621. –»– 1904, январь. – С. 132. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1879, май. – С. 32. Православный собеседник. – Казань, 1907, ноябрь. – С. 718. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 709. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 541. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 342. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Валентин Серпенинов 8 сентября 2021 г. 13:00 Александр Невский во все времена был примером для русских людей. Почитание святого благоверного князя началось сразу же после его кончины. Тогда же появилась «Повесть о житии Александра Невского». Однако отношение к святому менялось на протяжении веков. Постепенно из смиренного инока князь становится в общественном сознании святым во­ином и правителем. Как происходило прославление Александра Невского, какие предпосылки этому способствовали и почему возобладал внешнеполитический аспект личности святого князя, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Фирсов. PDF-bepcuя. Сергей Фирсов 20 августа 2021 г. 14:00 Одним из главных участников перенесения мощей преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево стал Геннадий Максимович Ходырев, возглавлявший в 1991 году Нижегородский обком партии, а спустя десять лет ставший губернатором той же области. Он принимал непосредственное участие в возрождении Дивеевского монастыря и Саровской обители. За труды по восстановлению Дивеева Патриарх Алексий II в2003 году наградил Геннадия Ходырева орденом Сергия Радонежского (I степени). Награда была вручена во время празднования в Дивееве столетия прославления Серафима Саровского. PDF-bepcuя. Елена Алексеева 10 августа 2021 г. 13:30 В середине XV века великий старец Митрофан Бывальцев, вернувшись на родину после девятилетнего пребывания на Афоне, по свидетельству Иосифа Волоцкого, признался, что напрасно он предпринял столько трудов, чтобы попасть на Святую Гору, ведь все то же самое можно было найти в Калязинском монастыре. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь был самой большой обителью на Тверской земле. В разное время сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Борис Годунов, царь Михаил Федорович, юный Петр I. А основал знаменитый монастырь в дремучих лесах под Тверью святой Макарий Калязинский. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/history/page/4/

- Вы - кандидат исторических наук. Обучаетесь сейчас в духовной семинарии. Расскажите о работе по возрождению духовных, культурных, исторических традиций в вашем районе. - О всем не расскажешь... С прошлым веком связана трагическая страница истории Калязинской земли. Калязин называют Китеж-градом или Волжской Атлантидой... В связи со строительством Угличской ГЭС и созданием Угличского водохранилища в конце 30-х годов Троицкий монастырь со всеми храмами был разрушен, а территория затоплена вместе со старой исторической частью города. С берега прекрасно видна затопленная колокольня, которая стала визитной карточкой Калязина. Предпринимаем усилия по сохранению этой святыни. В 2008 году во время пребывания в Калязине юбилейного 10-го Волжского Крестного хода, был открыт памятник святому чудотворцу Макарию Калязинскому - основателю знаменитого Троицкого монастыря, взорванного в 30-е годы. С установкой памятника мы связывали надежды на еще одно событие - возвращение мощей Преподобного Макария из Твери в Калязин. И вот в июне 2012 года в рамках 14 Волжского Крестного хода состоялось возвращение святого преподобного Макария Калязинского из Твери в храм Вознесения Господня города Калязина, на свою историческую родину. С Калязиным связано имя великого, несмотря на свой юный возраст, русского полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Он сумел собрать мощную армию из простых крестьян и посадского населения, в 1609 году им был нанесен первый сокрушительный удар польско-литовским захватчикам. Если бы не было этой победы под его руководством, то могло не быть и второго народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. В 2009 году у нас прошли мероприятия по случаю 400-летия начала освобождения Руси от Смуты, на котором мы открыли первый в России памятник незаслуженно забытому военному и государственному деятелю - Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому. А до этого мы инициировали историко-краеведческое движение «Под княжеским стягом», переросшее в Межрегиональную молодежную патриотическую программу, которую подхватили города Александров, Тверь, Ярославль, Ростов Великий, Торжок, Углич, Сергиев-Посад, Дмитров и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/11/...

Многочисленные списки памятников, переписанные в 1540–1550-е годы, свидетельствуют о распространении культа почитания калязинского подвижника по всем регионам страны. Тому способствовало прославление преподобного Макария вместе с другими святыми, канонизированными в середине XVI века на Макариевских соборах, а также составление иноком Григорием Суздальским службы и похвального слова новым российским чудотворцам. Иконописные образы нового святого тоже прославились чудотворениями. Так, получил известность случай, когда от иконы калязинского чудотворца исцелился одержимый бесным недугом сын Марии Игнатевской жены Дурасовой Иоанн. Ее в дом больного привез священник Серапион из Калязинский обители, сообщивший, что это «ракы чюдотворцева гробу икона, а на неи нарзанъ образъ Макариевъ» (СПбИИ РАН. Ф. 115. 155. Л. 494об.–495). В период царствования Ивана Грозного был составлен Лицевой летописный свод, в котором находится одно из первых изображений преподобного Макария Калязинского. Возможно, по заказу Ивана Грозного в середине XVI века был изготовлен двусторонний деревянный напрестольный шестиконечный крест, который происходит из Богоявленской церкви села Угодичи Ростовского уезда, принадлежавшего Анне Глинской, бабке царя Ивана Грозного10. На оборотной стороне креста — образы пророка Илии и одиннадцати русских святых, восемь из которых связаны с Ростовской землей, среди других — изображения Макария Калязинского, Зосимы и Савватия Соловецких. Известно также об одной древней иконе Христа Спасителя, на полях которой с двух сторон были изображены преподобные Нил Столобенский, Макарий Калязинский, Ефрем Новоторжский и святая мученица Параскева. По сведениям Августа Жизневского, образ XVI века — дар царя Ивана Грозного в Новоторжский Борисоглебский монастырь. На обороте иконы была надпись: «Сему образу молитца царь Иоанн Васильевич»11. Почитали цари и простой люд По сообщению анонимного автора книги о Калязинском монастыре, у обители было семь подворий, из них три в Кашине и по одному в Дмитрове, Угличе, Твери и Москве12.

http://e-vestnik.ru/history/nebesnyy_zas...

С 11 июня 2009 года настоятельницей монастыря является игумения Варвара (Иванова), при которой было закончено восстановление Южного корпуса, окончен ремонт Северного келейного корпуса, отремонтирована трапезная, Покровский храм, Алексеевский храм, посажены сад и виноградник, организованы ткацкая, швейная и вышивальная мастерские. В настоящее время в обители 14 насельниц. Одна из древнейших святынь монастыря — копия уникальной резной иконы Богоматери «Клобуковская Одигитрия», которая находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Этот редкий памятник тверской пластики и живописи, датируемый концом XV — началом XVI веков, выполнен в технике полихромной резьбы с позолотой. Особо почитается в обители рака, в которую были положены мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской во время ее второго прославления в 1909 году. Главная святыня обители — воссозданная келья преподобного Макария Калязинского, собственноручно построенная преподобным около 1425 года. В ней находится деревянный крест, и старинные деревянные аналой и подсвечник. В 1903 году над этой кельей была воздвигнута кирпичная Макарьевская часовня, примыкающая к Алексиевской церкви. В годы советской власти келью уничтожили. В 2009 году келью преподобного Макария воссоздали на прежнем месте, восстановив ее по житию святого и по последнему описанию монастыря, составленному в 1903 году. 6 июня с.г. в Алексеевском храме Николаевского Клобукова монастыря митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в сослужении духовенства Тверской епархии.  Здесь начались главные торжества по случаю 500 -летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского. В монастыре располагается женская паломническая гостиница, в которой единовременно можно разместить 15 женщин. Монастырь организует для паломников трапезы. В обители организован пункт приема от прихожан и выдачи нуждающимся и малоимущим прихожанам и гражданам одежды, обуви и предметов первой необходимости, а также лекарств.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

С 1832 г. член акад. правления. В 1837 г. уволен от членства в цензурном комитете, согласно его желанию. Автор обширного и дельного труда – записок по догматическому богословию, впоследствии отлитографировашшх его учениками. В 1838 г. переведен ректором тверской семинарии и сделан настоятелем Троицкого Калязинского монастыря, в котором оставался и по увольнении от ректорства. Здесь, подпав под уголовное следствие, был временно запрещен в священнослужении н переведен в Желтиков монастырь, близ Твери, в число братии, затем по уголовному делу был оправдан. Умер в 70-х годах 21 . 9) Афанасий Соколов (костром, сем.), магистр Спб. академии (1825 г.) по выслуге двух лет, из бакалавров спб. академии – инспектор псковской семинарии, в 1828 г. ректор харьковского коллегиума, с 1830 г. ректор Чернигов. сем., в 1832 г. ректор тверской сем. и архимандрит Троицкого Калязинского монастыря. Находился в 1838 г. в С. -Петербург, на чреде священнослужения и определен ректором с. пет. семинарии (в марте). Кроме богословия преподавал в 1838–39 г. историческое учение об отцах церкви. Был членом комитета по постройке новых семинарских зданий и принимал участие в духовно-учебной реформе 1840 года. В июне 1841 г. утвержден епископом томским и енисейским, но, по определения Св. Синода, до прибытия нового ректора, должен был оставаться при прежних должностях и «обратить преимущественное внимание свое на приведение к окончанию отчетности по постройке здешнего. семинарского здания». В 1853 г. переведен архиепископом в Иркуте, а в 1856 г. в Казань; умер в 1868 г. в Кизическом монастыре (под Казанью), на покое. б) Инспекторы Инспекторы С. -Петербургской семинарии состояли обыкновенно до 1840 г. и ректорами, Александроневского духовного училища, помещавшегося вместе с семинарией; преподавали разные предметы, большею частию философию; были со степенью магистра и кандидата, состояли в сане архимандрита или иеромонаха, иногда даже иеродиакона. Временно допускались к исправлению инспекторской должности и лица светского звания из профессоров, которые или после принимали монашество, или должны были уступить инспекторскую должность назначенному на нее монаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вор же, видя, что литовские люди вошли в город, пошел от Москвы и встал в Калуге. 246. О взятии Калязина монастыря. В то же время полковник Лисовский, а с ним изменник Андрей Просовецкий с товарищами пришли под Калязин монастырь, и Калязин монастырь был в осаде. Воевода же у них был Давыд Жеребцов и бился с ними крепко, и Калязин монастырь взяли приступом, и многоцелебные мощи чудотворца Макария Калязинского из раки серебряной повергли на землю, и раку рассекли. Воеводу же Давыда Жеребцова, и игумена, и братию, и всех людей перебили, и всю казну монастырскую захватили, и монастырь выжгли. Страшнее же литвы и Лисовского [был] тот же злодей Андрей Просовецкий; пошел войною, и был под Иван-городом, и под Псковом, и тут с литовскими людьми разошлись. Тот же Андрей Просовецкий пошел в Луцкий уезд и соединился с Григорием Валуевым под Луками Великими, и Луки Великие взяли и изрубили [людей] и выжгли. 247. О ссылке ратных людей из Москвы. Михаил же Салтыков начал умышлять с литовскими людьми, как бы ратных людей разослать из Москвы всех. И, умыслив [это] с ними, внушал [всем], что Луки Великие взяли, а идут под Новгород. И послал Михайло Салтыков сына своего Ивана, да с ним князя Григория Волконского, и с ним ратных людей дворян и детей боярских, и атаманов станицами, и стрельцов московских многих. То [была] первая рассылка ратных людей из Москвы в Новгород. 248. О ссылке царя Василия в Осифов монастырь. Гетман же Жолкевский с теми изменниками московскими начал умышлять, как бы царя Василия и братьев его отвести к королю. И умыслил его послать в Осифов монастырь. Патриарх же и бояре, которые не пристали к замыслу, начали говорить, чтобы царя Василия не ссылать в Осифов монастырь, а послать бы на Соловки. Они же [изменники] были уже сильны в Москве, того не послушали, и его послали в Осифов монастырь, а царицу его в суздальский Покровский монастырь. 249. О приходе митрополита Филарета с послами под Смоленск. Митрополит же Филарет и бояре пришли под Смоленск и были у короля, и вели посольство, и били челом о сыне его Владиславе, чтобы дал его на [престол] Московского государства.

http://sedmitza.ru/lib/text/439342/

Архив Троицкого монастыря богат древними царскими, княжескими, патриаршими и архиерейскими грамотами и другими документами. Грамоты относятся к XV -XVI вв., позднейшие к XVIII в. Всех документов в архиве насчитывалось 381 грамота. Из них царских - 178, в т.ч. 48 царя Михаила Федоровича, 95 грамот царя Алексея Михайловича, 18 - царя Федора Алексеевича, 6 - царей Ивана и Петра Алексеевичей, 5 - царя Петра Алексеевича, 6 - патриарха Никона. Наиболее интересна Жалованная грамота Тверского князя Бориса Александровича на монастырь Никола на Жабне, предположительно относящаяся к 1461 году и много других. В архиве монастыря были грамоты о ссылаемых в монастырь " для исправления и совершенного ума его выздоровления " . В монастырском архиве хранилась и " Кормовая книга " , в которую записывались все вклады, вносимые разными лицами в монастырь: церковные сосуды, облачения, иконы, колокола, деньги, лошади, земли с крестьянами, съестные припасы, строительный материал и др. Троицкий Калязинский монастырь был первоклассным, занимал 11 место в степенной лестнице монастырей России. Во главе монастыря - архимандрит с 1655 года, наместник, казначей, иеромонахов 8, монахов 8, иеродьяконов 4. Весь штат состоял из 34 человек. Жалование всем - 432 рубля 17 коп., кроме того монастырь получал на разные хозяЙственные нужды - 1465 руб. 22 коп в год. В течение почти 500 лет в монастыре служили 46 игуменов, 44 архимандрита. Некоторые из них получили сан митрополита. Последний настоятель монастыря в 1917-1920 гг. был иеромонах Аркадий. 8 февраля 1919 года в монастыре была вскрыта рака с мощами Макария Калязинского.  В начале 1920 г. монастырь был закрыт. В конце 1930-х гг. Троицкий КалязинскиЙ монастырь перестал существовать.  Суворов Н.А. " Калязинские храмы и монастыри " . 2004 Алексеевская больничная церковь Алексеевская каменная холодная церковь была построена в 1655 г. на средства монастырского келаря старца Иринарха. В 1671 г. с левой стороны в ней был устроен теплый придел во имя Иоанна Богослова. В те же годы и на иждивение того же старца при церкви были выстроены каменные больничные кельи, а над ними в 1889 г. надстроены деревянные. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным восьмиконечным крестом. В 1752 г. при церкви была выстроена колокольня и поставлен новый иконостас. В 1801-1802 гг. в приделе устроены резные царские врата и новый резной вызолоченный червонным золотом иконостас, украшенный ярью и новыми образами. В 1844-1845 гг. местные иконы Спасителя, Богоматери, Алексея человека Божия, а также икона Богородицы, именуемая Страстная, усердием больничного иеромонаха Иова, украшены ризами апплике. В 1881 г. в главной церкви был устроен новый трехъярусный резной иконостас, а в приделе одноярусный вызолоченный. Для обоих иконостасов были выполнены новые живописные иконы.

http://sobory.ru/article/?object=24771

С 1991 года в с. Зятьково зарегистрирована православная община. При открытии храма община была зарегистрирована как приход храма преподобною Сергия Радонежского. В храме достаточно хорошо уцелели росписи, последний раз поновленные в 1921 году. Религиозная картина Талдомской округи в прошлом была сложной и неоднозначной. Писатель М. М. Пришвин называл окрестности Талдома и Кимр «приютом беглецов от церкви, государства и общества». В «Очерках Тверского раскола и сектантства» 1895 года можно найти подтверждение этого мнения. В соседнем Корчевском уезде вокруг села Кимры гнездился так называемый беспоповский филипповский раскол. Филипповцы среди других толков старообрядцев-беспоповцев отличались наибольшим аскетизмом и фанатизмом. Самосожжение считалось у них не самоубийством, а мученичеством за веру, и таких случаев было известно достаточно много. В дореволюционном очерке о расколе говорилось следующее: «Кроме Кимр, как на более видные пункты в той местности нужно указать на приходы сел: Бела-городка, Иоанна Предтечи, Белого, Пухлимского, Зятьково… а из Калязинского уезда село Талдом». Из писцовых книг XVII столетия известно, что село Зятьково исстари было вотчиной древнего Вознесенского женского монастыря, располагавшегося в московском Кремле. До 1764 года у знаменитой обители было 16 тысяч крепостных крестьян по всей России. Монастырю принадлежали села, деревни, пашни и мельницы под Москвой, Волоколамском, Вереей, в Рузском уезде, во Владимирской, Нижегородской, Калужской, Брянской, Самарской губерниях. Вознесенский монастырь получал с вотчинных владений необходимые средства для содержания храмов и живущих в нем монахинь. Монастырское руководство назначало управляющими имениями так называемых «посельских монахинь». Почти в каждой монастырской вотчине жили также приказные и слуги, которым обитель выдавала жалованье. Вознесенский (Стародевичий) монастырь находился у Спасской башни внутри московского Кремля. Обитель была основана в 1407 году великой княгиней Евдокией – вдовой благоверного князя Дмитрия Донского. В то время в Москве было два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский. Великая княгиня Евдокия решила последовать примеру основательниц этих двух монастырей, игуменьи Иулиании и Марии, и создать новую женскую обитель, которую еще до кончины избрала местом своего погребения. Впоследствии монастырь приобрел то же значение, что и Архангельский собор московского Кремля. Если Архангельский собор стал усыпальницей великих князей и царей, то в Вознесенском монастыре, основанном супругой Дмитрия Донского, погребались великие княгини и царицы. Рядом с Фроловскими воротами (Спасской башней) Кремля, где впоследствии был основан женский монастырь, великая княгиня Евдокия провожала на бой и встречала своего супруга князя Дмитрия Донского после победной Куликовской битвы. На этом месте прежде находился дворец Дмитрия Ивановича и терем княгини.

http://sobory.ru/article/?object=03835

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010