Каллист, митрополит (Уэр Тимоти) Дата рождения: 11 сентября 1934 г. Дата смерти: 24 августа 2022 г. Дата хиротонии: 1982 г. Дата пострига: 1966 г. Страна: Великобритания Биография: Родился 11 сентября 1934 г. в г. Бат (Великобритания) в англиканской семье. Получил образование в Вестминстерской школе (Лондон) и Оксфордском университете (классическое отделение). Научной специализацией избрал патристику, темой докторской диссертации было учение прп. Марка Подвижника. В 1958 г. принял Православие; провел некоторое время в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США). Вскоре перешел в Константинопольский Патриархат . В 1966 г. принял монашеский постриг с именем Каллист в монастыре апостола и евангелиста Иоанна Богослова на о-ве Патмос (Греция), в том же году был рукоположен во иерея. По возвращении в Великобританию назначен на пост лектора по восточнохристианским исследованиям (занимал этот пост в 1966-2001 гг.). В 1982 г. хиротонисан во епископа Диоклийского (викарный епископ Константинопольского Патриархата в Великобритании). Возглавлял греческий православный приход в Оксфорде. После ухода на пенсию продолжал активно публиковать научные работы и читать лекции о Православии. Возглавлял совет директоров Института православных христианских исследований (Кембридж), был председателем группы «Friends of Orthodoxy on Iona» (Друзья Православия на о-ве Айона), председателем Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. 30 марта 2007 г. возведен в сан митрополита. В январе 2008 г. избран членом-корреспондентом Афинской академии. Самая известная книга владыки Каллиста — The Orthodox Church («Православная Церковь») вышла в свет в 1963 г., еще до принятия им священного сана и монашества. Впоследствии неоднократно переиздавалась, в том числе и на русском языке. Значение владыки как богослова состоит прежде всего в популяризации святоотеческого наследия и систематизации основных идей восточной патристики, в изложении святоотеческого учения на языке современного человека. Его перу принадлежат многочисленные переводы творений святых отцов и богослужебных книг на английский язык. Под его руководством и при его непосредственном участии были переведены Минея праздничная и Триодь Постная, а также 4 тома «Добротолюбия». Автор книг «Православная Церковь», «Православный путь», «Евстратий Аргенти: Исследование о Греческой Церкви под турецким владычеством» и свыше 200 статей на разные темы, связанные с учением Православной Церкви или восточной патристикой.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198545...

Митрополит митрополит Волоколамський звершили Божественну в на честь скорботних на м. Москви (рос.) 15 грудня 2014 р. 12:23 14 декабря 2014 года митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) ( Константинопольский Патриархат ) и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершили Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке, в Москве. Архипастырям сослужили проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), выпускники ОЦАД в священном сане, клирики прихода. Также в числе сослужащих были участники II Международной патристической конференции «Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие», прошедшей в Москве в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ, — архимандрит Ириней (Стинберг) (профессор Православного института им. св.в Кирилла и Афанасия Александрийских, США), протопресвитер Николаос Людовикос (Университет Фессалоникийская Духовная Академия, Греция), священник Порфирий Георги (Баламандский Университет, Ливан, Антиохийская Православная Церковь). На богослужении присутствовал профессор Оксфордского Университета (Англия) Димитрий Кономос. После сугубой ектении митрополит Иларион прочитал молитву о мире на Украине. За Литургией митрополит Иларион рукоположил в сан диакона выпускника Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Дмитрия Коростелева. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иоанн (Копейкин). По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Каллист! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем. Прежде всего, я хотел бы приветствовать моего учителя — владыку Каллиста, у которого двадцать с лишним лет назад я начал учиться в Оксфорде. Тогда, под руководством владыки, я писал свою диссертацию о преподобном Симеоне Новом Богослове. Эта книга есть в нашей церковной книжной лавке. Если вы обратите внимание, то увидите на второй странице этой книги посвящение: «Моему учителю, епископу Каллисту». Прошло время, епископ Каллист стал митрополитом, и сегодня я очень рад видеть  дорогого владыку здесь, среди нас.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3878508...

27 июля в Москве прошла встреча с известным английским богословом, иерархом Константинопольской Православной Церкви митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром). Митрополит Каллист ответил на вопросы «Милосердия.ru» об острых этических проблемах современности. Преосвященный Каллист (Уэр), митрополит Диоклийский      «Церковь безгрешна — члены Церкви, живущие на земле, грешны» — Нужно понимать, что Церковь – это богочеловеческий организм, а Православие – оно для всех. С божественной стороны Церковь – это тело Христово, и нет в ней никакого зла и греха. С человеческой стороны она состоит из людей, таких же, как вы или я, и мы не совершенны, мы совершаем ошибки. Так что, будучи людьми, мы должны падать и вставать, снова падать и снова вставать, — и так до конца. Наша жизнь в Церкви полна взлетов и падений. Если вы сомневаетесь в истинности Православной Церкви, — не смотрите на меня, не судите Церковь по мне, умейте смотреть глубже и научитесь видеть в Церкви жизнь Духа Святого. Смотрите не на то, что видимо, а на то, что невидимо. Как Церковь на земле, мы плохие свидетельства веры Христовой. — Есть ли для вас в жизни открытые вопросы, вопросы, на которые вы ответа не знаете? — Разумеется, у меня есть много таких вопросов. Например, меня очень интересует, что происходит с человеком после смерти. Мне уже 81 год, и мне очень любопытно, что будет дальше, тем более что моя смерть, наверное, не заставит себя долго ждать. Будучи христианином, я верю не только в воскресение души, но и в воскресение тела. Но каким образом это будет происходить? Каким образом душа продолжает существовать после смерти без тела? И есть ли различия между нашим воскрешенным телом и тем, которым мы обладаем сейчас? Есть много таких вопросов, ответа на которые мы сейчас не знаем, но лично я верю, что жизнь после смерти существует, и что эта жизнь будет более полной и прекрасной, чем земная. «Слушая людей, сочувствуя их бедам и боли, я восстанавливаюсь в вере»      — Скажу честно, у меня бывают колебания в вере, сомнения. Есть такие люди, — я знал таких, — которые сохраняли детскую веру на протяжение всей жизни и никогда не сомневались. Но для многих из нас подобное, к сожалению, невозможно. И особенно это невозможно для тех, в том числе для меня, кто изучал современную философию.

http://pravoslavie.ru/96575.html

Епископ Венский Иларион выступил на ежегодной конференции «Друзей Афонской горы» 12 июня 2007 г. 13:27 9 июня епископ Венский и Австрийский Иларион , представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, выступил с докладом на ежегодном собрании международной общественной организации «Друзья Горы Афон» («Friends of Mount Athos»), основанной в 1990 году и объединяющей более 800 членов на разных континентах. Основной задачей общества является оказание помощи афонским монастырям, распространение информации об Афоне, организация паломничеств и научных конференций, посвященных истории и современному положению Святой Горы. Почетные попечители общества — герцог Эдинбургский Филипп и принц Уэльский Чарльз. Собрание, состоявшееся в Оксфорде (Великобритания), открыл президент организации митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), почетный профессор Оксфордского Университета. В своем вступительном слове он представил епископа Илариона, рассказав о его церковно-общественной деятельности и многочисленных богословских трудах, опубликованных на разных языках. Особое внимание владыка Каллист уделил двум недавно вышедшим на французском языке книгам епископа Илариона, посвященным истории и проблематике имяславских споров. Одна из них («Le mystère sacré de l’Eglise») увидела свет в издательстве Фрибургского Университета, другая («Le Nom grand et glorieux») — в парижском издательстве Cerf. Доклад епископа Илариона был посвящен афонским спорам об имени Божием. Как отметил докладчик, споры о почитании имени Божия, развернувшиеся в русских монашеских обителях Афона в 1912-1913 годах и закончившиеся изгнанием более тысячи монахов со Святой Горы, вызвали широкий общественный резонанс в России. Кроме того, эти споры оказали значительное влияние на развитие русской религиозно-философской мысли: влияние имяславских идей прослеживается в творчестве таких мыслителей, как священник Павел Флоренский, А.Ф. Лосев, протоиерей Сергий Булгаков, архимандрит Софроний (Сахаров). В своем докладе епископ Иларион рассказал об основных деятелях имяславского движения — схимонахе Иларионе, авторе книги «На горах Кавказа», и иеросхимонахе Антонии (Булатовиче), авторе «Апологии веры во Имя Божие». Были рассмотрены также взгляды основных противников имяславия — архиепископов Антония (Храповицкого) и Никона (Рождественского).

http://patriarchia.ru/db/text/256322.htm...

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр): «Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах» 26 февраля 2008 г. 18:09 В интервью владыки порталу Богослов.ru затрагиваются вопросы современного состояния богословской науки на Западе и в России. Знаменитый ученый-патролог делится своими наблюдениями о взаимопроникновении православной богословской традиции и новейших тенденций в католическом и протестантском богословии. Владыка, мы открываем богословский портал, который должен стать рабочим инструментом для богословов. Русским богословам, в том числе и в духовных школах, западное богословие малоизвестно. Наша задача предоставить полную картину богословской науки, как она есть во всем мире, включая и православное и не православное богословие. Как Вы оцениваете современное состояние православного богословия, где,  как и во всякой другой науке, существуют подъемы, стагнация, упадок: в каком состоянии оно находится сегодня? Что касается православного богословия, мне кажется, что в XX веке были две главные тенденции. Первая тенденция может быть охарактеризована как русский религиозный ренессанс, а вторая как неопатристический синтез. Безусловно, эти две тенденции неотделимы друг от друга. Когда я говорю о русском религиозном ренессансе, то имею в виду прежде всего процессы, которые происходили первые два десятилетия ХХ века в России, а затем и за ее пределами. В первую очередь, я имею в виду о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского, и, может быть, в несколько меньшей степени Николая Бердяева, хотя он и не считал себя богословом. Когда я говорю о неопатристическом синтезе, то имею в виду, конечно, отца Георгия Флоровского и Владимира Лосского . В несколько ином смысле мы можем рассматривать фигуру митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) также как представителя неопатристического синтеза. Русский религиозный ренессанс был заинтересован в разрешении таких вопросов, как отношения религии и философии, Церкви и государства, религии и  нации, современных нравственных проблем. Неопатристический синтез был в общем-то не заинтересован в решении перечисленных вопросов, а решал проблемы соотношения веры и догмы, веры и молитвы. Я чрезвычайно высоко оцениваю именно неопатристический синтез, потому что в мои ранние годы на меня огромное влияние оказали такие богословы, как Флоровский и Лосский. Я вижу интерес к Филокалии (Добротолюбию), к учению Григория Паламы как важным процессам в рамках неопатристического синтеза.

http://patriarchia.ru/db/text/370457.htm...

Нижегородскую епархию посетила делегация британского благотворительного общества «Друзья Святой горы Афон» 24 августа 2010 г. 16:39 22 августа 2010 года Нижегородскую епархию посетила паломническая делегация британского благотворительного общества «Друзья Святой горы Афон». Делегацию возглавил митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) , известный богослов, представитель Константинопольского Патриархата на международных встречах и межхристианских собеседованиях. Цель общества «Друзья Святой горы Афон» — оказывать помощь в восстановлении афонских монастырей, привлекать паломников на Святую гору Афон. Ежегодно члены общества совершают паломничество в разные страны. В этом году их выбор пал на Россию. «Мы хотели побывать в стране, где Православная Церковь активно действует и развивается, — сообщил владыка Каллист. — Очень приятно видеть возрождение православной веры в России. Мы увидели восстановленные храмы и монастыри, которые посещает множество людей. Я знаю, что жизнь в России сейчас непростая, но у вас есть Церковь, а значит, есть и надежда, что вы преодолеете все трудности». Члены делегации посетили Ростов, Углич и Ярославль. В Нижегородской области паломники побывали в Феодоровском монастыре Городца, где встретились с наместником игуменом Августином (Анисимовым). На память о посещении Городца всем членам делегации были преподнесены иконы Божией Матери «Феодоровская» и городецкие пряники. Затем паломники посетили Нижний Новгород и осмотрели храм в честь Собора Пресвятой Богородицы (ул. Рождественская). «Мне приходилось видеть фотографии разрушенных храмов Нижнего Новгорода, а теперь очень приятно было увидеть их в обновленном состоянии, — рассказала православная монахиня Нектария из Америки. — Особое впечатление на меня произвело духовное училище для девушек, такого в Америке нет, и нам стоило бы перенять у вас этот опыт». Паломники также посетили храм в честь Рождества Иоанна Предтечи на площади Народного единства и Михаило-Архангельский собор в Нижегородском кремле. Ключевым пунктом паломничества стало посещение Благовещенского монастыря и Нижегородской духовной семинарии. Паломники осмотрели семинарский храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского, а также помещения семинарии. Здесь состоялась встреча с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием .

http://patriarchia.ru/db/text/1256637.ht...

Подпишитесь на наш Телеграм 24 августа 2022 года в возрасте 88 лет скончался митрополит Каллист (Уэр), один из значительных современных православных богословов, профессор Оксфордского университета. « Существование человека можно сравнить с книгой. Большинство людей смотрит на свою земную жизнь как на “основной текст”, главную историю, а на будущую жизнь — если только они и впрямь верят в будущую жизнь — как на “приложение” и не более того. Подлинно христианское отношение совершенно иное. Наша теперешняя жизнь на самом деле не более чем предисловие, введение, ведь именно будущая жизнь является “главной историей”. Момент смерти — это не завершение книги, а начало первой главы. Об этой точке завершения, а по сути исходной точке, следует сказать две вещи, столь очевидные, что о них легко забывают. Первое: смерть — это неотвратимое и определенное событие. Второе: смерть — это тайна ». «Внутреннее Царство» — кажется, главная книга митрополита Каллиста. Из ее английского предисловия: «В книге “Внутреннее Царство” собраны статьи, в которых увлекательно и глубоко изложены основы православного учения о Боге и человеке. Сочетание академической беспристрастности с настоящим молитвенным опытом и открытостью противоречиям и исканиям современного мира позволяет владыке Каллисту говорить о сложнейших богословских предметах в категориях, понятных не только человеку Церкви, но и всякому ищущему истину человеку. Перед читателем открывается все многообразие внутренней жизни Церкви — ее Отцы, святые, мученики, подвижники, юродивые — цепь, которая не замыкается “где-то там, в истории”, но соединяет, по слову владыки Каллиста, время и вечность, жизнь нынешнюю с “жизнью будущего века”. Для автора “Внутреннего Царства” духовная жизнь проявляет себя в человеческом творчестве в разнообразных его формах, и потому среди совопросников и собеседников владыки рядом со свв. Григорием Нисским, Серафимом Саровским и Силуаном Афонским — Клайв Льюис, Томас Элиот и Федор Достоевский. Центральную тему этой книги, скрепляющую разные и по содержанию, и по жанровым особенностям тексты, точнее всего будет определить словами любимого владыкой Каллистом св. Исаака Сирина: “Что есть сердце милующее? Возгорение сердца человеческого о всякой твари…”»

http://blog.predanie.ru/article/skonchal...

-  Юродство не имеет никакого отношения к безумию ни в романтическом, ни в медицинском смысле. Тех, кого в русской культуре именуют «юродивыми», по-гречески с давних времён называли «салос», то есть «дурак» в самом прямом смысле, человек, лишённый тех свойств, которые окружающая его среда связывает с наличием ума, не столько книжного, сколько житейского. Вспомним один из древнейших фольклорных сюжетов - сказку о дураке, что пляшет на похоронах и плачет на свадьбе. Такое же представление о юродивых закрепилось в английском языке - fool of Christ буквально означает «дурак Христов», да и в русской культуре юродивых нередко называли «дураками Божиими». Дурак Божий, в отличие от земного дурака, не просто говорит глупости или совершает не принятые в социуме, нелепые, иррациональные поступки, но этими поступками символически указывает на иную реальность, выходящую за пределы резонирующего «земного» ума. Когда апостол Павел говорит, что распятый Христос для иудеев - соблазн, а для эллинов - безумие (1 Кор. 1, 23), он имеет в виду, что Христова весть не вписывается ни в одно из прежних представлений, включая представления о мудрости. Дело не в том, что они плохи или узки, сама весть радикально иная. Прежде всего потому, что она, и об этом замечательно писал в «Дневниках» отец Александр Шмеман, не «дискурс», не «учение» или «система», а жизнь качественно иного рода. Юродивый об этой инаковости христианства напоминает. Само русское слово «юродивый» («юрод», «урод») несёт в себе вызов общепринятым, привычным, устоявшимся представлениям о приличном, благопристойном, приятном. Вместе с тем, как пишет в замечательной статье «Юродивый как пророк и апостол» митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), поступки юродивого - не эпатаж ради эпатажа, не эксцентрическое самоутверждение. Юродивый - не эксцентрик, скорее, традиционалист. В те времена, когда Церковь забывает о своём изначально нездешнем происхождении и призвании, он радикальными, то есть выбивающимися из закостенелых «благочестивых привычек», способами напоминает Церкви, что она «не от мира сего». Своими странными действиями он напоминает Церкви, что она «странная». Не только в русском, но, скажем, в английском языке, слова «странный» и «странник», strange и stranger, однокоренные. Странник - он всем и всегда чужой. Юродивый, совершая странные действия, не даёт Церкви забыть, что она чужая в этом мире. Нередко эту экзистенциальную чужесть подчёркивают биографические подробности, на которые обращает внимание агиограф. Например, об Исидоре, Христа ради юродивом, Ростовском чудотворце, читаем: «Был он из западных стран, рода римского, языка немецкого», аналогично - «Был он из западных стран, от латинского языка, от немецкой земли» - начинается житие Прокопия Устюжского (сочетание латинского и немецкого - квинтэссенция «чужести»), Михаил Клопский тоже приходит из других мест и поначалу чужой в своём монастыре.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

«Вера и жизнь», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 14.01.2013 18:30:11 Протоиерей Андрей Ткачев Наша практическая деятельность должна быть связана с верой нерушимо и органично. Ничто в Церкви не может быть столь умно-отвлеченным, чтобы никак не соприкасаться с действительностью. Напротив, всякий догмат должен быть проведен в жизнь и в практику, а всякое отступление от правомыслия и правоверия неизбежно приведет к временному торжеству искривленных форм бытия. К примеру, митрополит Каллист (Уэр) говорит, что наша социальная доктрина - это догмат о Святой Троице. Смело звучит, не правда ли? Но как практически связывается высокое созерцание трех Лиц в одном Существе с текучей жизнью человеческого общества? А вот как. Троица неслиянна. Каждая Божественная Личность не растворяется в другой, не теряет Себя, и именно отсюда рождается уважение к личности человека. Как внутри Троицы, так и в мире людей личность не функциональна, а самоценна. С другой стороны, Троица нераздельна. Отец не мыслится без Сына и Духа. Дух не мыслится без Сына и Отца. Отобразите это единство на мир людей, и вы получите противоядие против всех видов замкнутости и индивидуализма. Здесь обоснование соборности. Таким образом, исповедуемый нами догмат Святой Троицы требует от христиан практического уважения к личности, с одной стороны, и стремления к соборности как к свободному союзу на основе взаимной любви - с другой. Ни коллективизм, перетекающий в стадность, ни эгоизм и полная обособленность корней своих в Троице не имеют. В обществе людей, просвещенных Богопознанием, таким образом, не должно находиться для коллективизма и эгоизма места, но должны они быть вытесняемы правильными формами жизни, родившимися от истинного правила веры. Это, конечно, тема серьезного исследования, требующая многих страниц печатного текста. В данном случае слова владыки Каллиста - лишь иллюстрация основной идеи: вера влияет на все, и все хорошее из веры выводится. На традиционный вопрос «Что делать?» ответ нужно искать в глубинах церковного опыта.

http://radonezh.ru/monitoring/vera-i-zhi...

«Задача духовного отца — не уничтожить свободу человека, но помочь ему узреть истину о себе» 29 декабря, 2008. Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) Воспитанный общением с Богом наедине, старец способен исцелять одним своим присутствием. Он ведет и направляет людей в первую очередь не словом совета, но общением, жизнью и примером, который собой являет. Он учит настолько же своим молчанием, насколько и словом. Важнее всех книг      Тот, кто впервые поднимается в гору, должен следовать по известному маршруту; ему нужен спутник и проводник, который уже прошел этим путем и хорошо знает дорогу. Послужить таким проводником — вот в точности назначение «аввы», или духовного отца, — того, кого греки называют «герон», а русские «старец», что на обоих языках означает собственно «старик».      Важность послушания «герону» подчеркивалась с самых первых времен возникновения монашества на христианском Востоке. Св. Антоний Великий говорил: «Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела… Монах, если можно, должен откровенно сказывать старцам, сколько пьет капель в своей келье, чтобы как-нибудь не погрешить и в этом».      Эта тема постоянно возникает в «Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных отцов» и «Изречениях пустынных отцов»: «Старцы говорили: ‘Если увидишь монаха, взбирающегося на небо по своей воле схвати его за ногу и стащи вниз, ибо этим ты принесешь ему великую пользу… Кто доверяет другому и предает себя ему в полное послушание, тот не имеет нужды заботиться об исполнении заповедей Божиих, но только — вверять собственную волю своему отцу. Так он будет непорочен перед Богом, ибо Бог ничего такие требует от новоначального, как совлечения себя через послушание " ».      Фигура старца, игравшая столь значительную роль при возникновении египетского монашества, до наших дней сохранила все свое значение в Православии. «Есть нечто более значительное, чем все существующие книги и идеи, — писал русский мирянин XIX в. славянофил Иван Киреевский: — это православный старец, перед которым вы можете открывать свои помыслы и от которого можете услышать не более-менее полезное частное мнение, но суждение святых отцов. Слава Богу, такие старцы еще есть в России». А русский священник-эмигрант нашего столетия Александр Ельчанинов (+ 1934) пишет: «Область их деятельности неограниченна… Несомненно, они святые, и народ признает их таковыми. Думаю, что в наше трагическое время именно благодаря им сохранится и окрепнет вера в нашей стране».

http://pravmir.ru/zadacha-duxovnogo-otca...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010