По описанию, сделанному в 1869 г. Евпсихием, архим. Нижнеломовского мон-ря, К. Н. и. «живописью подобна явленному в Казани образу, в размере же меньше онаго,- живопись древняя, греческая; мерою образ сей в длину 6-ти, а в ширину 4-х вершков» (26,7×17,8 см) (Там же). В описании монастыря 1891 г. дается уточненный размер иконы (41/2×33/4 вершка) (20×16,7 см - Там же. 1891. С. 18), этот же размер приводится в описаниях мон-ря 1911 г. (Там же. 1911. С. 17; Гедеон (Котлов). 1911. С. 7). После закрытия Нижнеломовского мон-ря К. Н. и. считалась утраченной. Ныне известно, что святыня находилась у архим. Макария и иером. Гедеона, к-рый перед арестом отдал ее правосл. семье Климовых. Икона хранилась у А. А. Климовой († 2008), дочери расстрелянного иконописца Нижнеломовского мон-ря А. М. Климова, к-рая завещала передать икону в 2008 г. в мон-рь. Кроме нее никто не знал о существовании иконы. Образ был вновь обретен 26 апр. 2008 г., в Страстную субботу. Ныне К. Н. и. находится в новом, освященном 27 окт. 2008 г. Казанском храме Нижнеломовского мон-ря и является одной из главных святынь Пензенской епархии. Сохранившаяся К. Н. и. относится к 1-й пол. XVII в. и имеет размер 20 ´ 16,7 см. В типах ликов Богородицы и Младенца Христа видна связь с ранними списками Казанской иконы. Авторский красочный слой имеет утраты. Корона с белильными «жемчужинами» над головой Богоматери частично видна на архивной фотографии К. Н. и. нач. XX в. (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. Вр. 12. 161). Чудотворный образ часто носили в крестных ходах (особенно многочисленных в годы эпидемий и засухи), и тогда в раму с клеймами вставлялся список К. Н. и. На хромолитографиях кон. XIX - нач. ХХ в. икона воспроизводилась в золотом окладе 1856 г. (положение Младенца Христа чуть развернуто к Богородице). Оклад желтого цвета, высокая корона с бриллиантами серебряного оттенка, нимб в виде лучей, в верхних углах 2 прямоугольные дробницы с монограммами имени Божией Матери, в нижних углах головки ангелов. Хромолитографии или олеографии наклеивались на доску в размер чудотворного образа (ПГОКМ).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Н. Ломов был организован Союз воинствующих безбожников, затем - антирелиг. музей, в к-ром в качестве экспонатов выставлена церковная утварь, в т. ч. из К. м. Ок. 1940 г. музей был упразднен, наиболее ценные экспонаты исчезли. В 30-х гг. XX в. местные власти приняли решение о строительстве картонной фабрики в г. Н. Ломов, в 1938 г. храмы К. м. разобрали на кирпичи для этого строительства; уничтожили и другие постройки. После разрушения К. м. почитание источника на его территории не прекратилось: ежегодно в день Св. Троицы здесь совершались молебны. В 1945 г. верующие просили предоставить им под молитвенный дом сторожку Казанской ц. или колокольню, но облисполком отказал: оба здания не подходили, «как помещения, находящиеся в почитаемом верующими месте святости (т. е. у монастырского колодца)». В 1969 г. около монастыря была построена насосная станция, источник передан водоканалу и доступ к нему как к режимному объекту закрыт. Одно из зданий мон-ря до 1972 г. занимала школа с. Норовка. В июле 2003 г. отмечалось 360-летие обретения Казанской иконы и основания мон-ря. 25 июня 2003 г. и 21 июля 2004 г. К. м. посещал архиеп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) . В июле 2002 г. на территории К. м. были построены братский корпус, гостиницы, источник снова открыт для посещения, в 2004 г. возведены деревянная, обложенная кирпичом ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, новая купальня и церковная лавка. Решением Синода РПЦ от 6 окт. 2008 г. К. м. был возобновлен, с 28 дек. 2011 г. настоятелем является еп. Пензенский Вениамин (Зарицкий) . В 2008 г. в К. м. были торжественно возвращены монастырские Казанская икона (считается, что именно эта икона была обретена в 1643) и образ св. Иоанна Предтечи, к-рые хранились в семье расстрелянного в 30-х гг. XX в. пензенского иконописца А. И. Климова. Ист.: Романова А. А. К истории списков иконы Казанской Богоматери VII в.: Сказание об иконе Богоматери Казанской Нижнеломовской//Исслед. по истории средневек. Руси: [Сб. ст.]. М.; СПб., 2006. С. 468-480. Лит.: Евпсихий (Горенко), архим. Ист.-стат. описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. муж. мон-ря. Пенза, 1891; Гедеон (Котлов), архим. Нижнеломовский Казанский второкл. муж. мон-рь. [Н. Ломов], 1911 2; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1; Мануйлова Е. В. Нижнеломовский Казанский муж. мон-рь//Пензенская энцикл. М., 2001. С. 391. И. Н. Бузыкина Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

и. предание связывает чудо исцеления в 1695 г. свт. Питирима от тяжелого недуга ( Молчанов. 1914. С. 122). С того времени началось почитание К. Т. и. как чудотворной. Она «посетила много домов в городе и за городом и осушила не мало слез у разного рода несчастных» ( Хитров. 1861. С. 309). Истечение слез от К. Т. и. явилось предзнаменованием последовавших за ним значительных перемен в стране и в Тамбовской епархии. Весной 1695 г. строительство каменной соборной церкви было приостановлено. Тамбов тогда стал местом сбора войск, готовившихся к походу на Азов. В 1-ю военную экспедицию, неудачную, рус. полки выходили из 2 пунктов: с царем Петром Алексеевичем - из Москвы, с ген. П. Л. Гордоном - из Тамбова. При подготовке ко 2-му походу, 1696 г., были мобилизованы все средства юга Руси; даже церкви были привлечены к строительству Азовского флота. Тамбовского епископа обязали возводить в Воронеже на средства епархии галеры, поэтому денег на окончание каменного собора в Тамбове не было. В недостроенном церковном здании свт. Питирим до своей кончины в 1697 г. успел освятить придел во имя свт. Николая. Правление Петра I началось с гос. реформы, в результате к-рой было упразднено Патриаршество, а 15 мая 1701 г.- Тамбовская епархия (вновь открыта в 1758). В 1738 г. деревянные соборы в Тамбове были разобраны; их материал использовали на достройку каменной соборной церкви (Там же. С. 271). К. Т. и. была перенесена в иконостас придела свт. Николая нижнего храма. Собор был достроен в камне лишь в 1799 г., при еп. Тамбовском и Пензенском Феофиле (Раеве). В 1861 г., при еп. Тамбовском и Шацком свт. Феофане Затворнике (Говорове), К. Т. и. по-прежнему хранилась в кафедральном соборе, где также находилось живописное «Распятие» с предстоящими Божией Матерью и св. ап. Иоанном Богословом, написанное, по преданию, свт. Питиримом. К. Т. и. имела новую серебряную позолоченную ризу чеканной работы «с венцами в лучах»; венцы на Божией Матери и Младенце Иисусе были унизаны стразами, топазами и бирюзой; звезда на убрусе Богородицы выложена стразами и украшена искусственным бриллиантом, звезда на плече украшена аметистом. Икона помещалась под стеклом в деревянной резной позолоченной раме (Там же). На рубеже XIX и XX вв. К. Т. и. нек-рое время хранилась в верхнем храме ( Фиксен. 1904. С. 107).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

56. Богородицкий – Казанский , женский, общежительный, при гор. Мокшане, Пензенской губ. Он основан в 1700 г., упразднен в 1764 г. и церковь его обращена в городское кладбище. Около церкви образовалась женская община, признанная правительством в 1861 г., причем за нею утверждена пожертвованная земля. В 1881 г. община переименована в общежительный монастырь. (“Ист. Росс. Иер.”, V 94; “Памят. кн. Пензен. губ. на 1864 г.”, 98; “Сенат. ведом.”, 1862 г., 9; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1881 г., 130, ст. 840; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1861 г., 17 (учрежд.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 961 (строит. Никифор, 1722–27 г.). 57. Богородицкий – Казанский – Ключегорский , женский, общежительный, Самарской губ., Бузулукского у., Таллинской волости, в 70 вер. к сев.-вост. от Бузулука, при селе Ключегорье (Талла). Существовавшая здесь с 1875 г. женская община в 1880 г. переименована в женский монастырь. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1880 г., 66, ст. 458; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1880 г., 98; 1884 г., 247. 58. Богородицкий – Лесненский , женский, 1-го класса, при посаде Лесно, Седлецкой губ., Константиновского у., в 12 вер. к зап. от уез. гор. Янова. С 1754 до 1863 г. здесь существовал католич. монастырь ордена паулинов, который за участие монашествующих в мятеже был закрыт, а костел с чтимою народом иконою Божией Матери передан православному ведомству и обращен в правосл. церковь . В 1884 г. с целью противодействия латино – польской пропаганде между воссоединенным из унии местным населением разрешено здесь учредить жен. общину с устройством при ней школы для девочек, больницы и богадельни. В 1889 г. община возведена на степень монастыря 1-го класса. Икона Божией Матери, известная под именем Леснинской, явилась русским пастухам в 1683 г. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1884 г., 55; 1889 г., 106; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 254; Батюшков, “Холм. Русь”, 118, 173 (изображение чудотвор. иконы), прилож., 3 (объяснение к рисунк.); “Церковн. вед.”, 1889 г., 32, 307 (возведение в м-рь), 37, прибавл., 1091 (слово по случаю преобразов. общины в м-рь) 1101 (торжество открытия м-ря); 1890 г., 12 (штат).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Днесь светло красуется град Тамбов/и святитель Христов Питирим радуется./Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице,/юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе,/и дивное людем являет Твое заступление,/подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим./Тем умильно вопием Ти:/спасай нас иконою Твоею,/Дево Всепетая. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой Казанская-Пензенская, глас 4 Заступнице усердная,/Мати Господа Вышняго,/за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/и всем твориши спастися,/в державный Твой покров прибегающим./Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/и сокрушенным сердцем/пред пречистым Твоим образом со слезами/и невозвратно надежду имущих на Тя,/избавления всех зол,/всем полезная даруй/и вся спаси, Богородице Дево:/Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим. Кондак, глас 8 Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол/благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим образ Твой святый,/имже избавихомся/от поганых нашествия. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее Казанская-Песчанская, глас 4 О Пречудная, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего,/светом небесным от иконы Твоея люди страны Российския присно озаряющая,/Ты бо еси преизобильная река Благодати Божественныя./Сего ради к Сыну Твоему молитвами от всяких нас бед защити,/покровом милости Твоея огради/и в Горний Иерусалим, Царствие Небесное, возведи. Кондак, глас 8 Взбранной Воеводе и Покровительнице страны Российския,/многие чудеса от иконы Твоея предивныя приемше,/похвальная воспеваем Ти, Царице Богородице;/Ты же яко имущая благодать от всяких нас бед свобождати,/спаси души наша,/да зовем Ти:/радуйся, Владычице мира,/иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все в ужасе пали ниц. Протоиерей читал молитву Богородице, молебен заканчивался. Тогда все увидели новое чудо - лик Богородицы просиял дивным светом. Вскоре пришла весть, что ногайцы бегут от Пензы. Впосл. из рассказов пленных стало известно, что, когда враги готовы были окончательно ударить по городу, они увидели прекрасную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне в сопровождении 2 благолепных старцев: одного плешивого, а другого бородатого (о к-рых граждане заключили, что это были свт. Николай Чудотворец и прп. Сергий Радонежский). Грозная Дева поражала нападавших светоносными лучами, как пламенным мечом, отчего ногайцы были объяты страхом и бежали. В память об этом событии в Пензе было установлено местное празднование К. П. и. 4 авг. На всенощной пелось особое величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево! и чтим образ Твой святый, имже избавихомся от поганаго нашествия», к-рое было написано на алтарных вратах 1-го Спасского собора (с нек-рыми изменениями текст величания см.: НКС. 1979. Т. 3. С. 544). Еще раз Пенза была избавлена чудесной силой К. П. и. от злодейств Емельяна Пугачёва, бежавшего в ночь на 4 авг. 1774 г. из Пензы на Петровск, который был взят им 5 авг. Пензенцы во главе с воеводой Е. П. Чемесовым (Жизнь Ефима Петровича Чемесова, 1735-1801 гг.: Записки для памяти//РС. 1891. Т. 72. С. 3-4) после молитв перед К. П. и. в Спасском соборе разбили значительно превосходящие их по числу силы бунтовщиков. К. П. и. сохранилась. Сначала она находилась в деревянном кафедральном Спасском соборе Пензы 1663 г., потом - в каменном 1800-1824 гг. (взорван в 1934, ныне восстанавливается). В рукописи прот. Иакова Бурлуцкого об иконе говорится, что она была «писана древним греческим письмом на липовой доске, размерами в вышину 211/2 верш., в ширину 16 верш. (95,7×71,2 см) и украшена серебренною позлащенною ризою с венцем, осыпанным стразами, а под ним на плате пятью звездочками, в коих 42 мелких бриллианта. Живопись от времени очень полиняла» (Л. 7-7 об.). Ныне икона пребывает в пензенском кладбищенском храме свт.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В фортификационных сооружениях Золотарёвского городища специалисты обнаруживают следы влияния визант. традиций, что является косвенным доказательством пребывания в этих краях не только славян-христиан, но и греков. Первые храмы в регионе были построены после вхождения земель в состав Русского гос-ва и начала рус. колонизации. Главный центр колонизации региона - г. Шацк - принадлежал к Рязанской епархии (см. ст. Рязанская и Михайловская епархия ), однако все возникавшие в XVII в. города региона (В. Ломов, Н. Ломов, Керенск, Пенза) с начала своего существования входили в Патриаршую область . Шел постепенный процесс христианизации местного населения - мордвы, массовое крещение к-рой завершилось к 40-м гг. XVIII в. В 1643 г. на роднике близ г. Н. Ломов явилась Нижнеломовская Казанская икона Божией Матери - 1-я правосл. святыня Пензенской земли; в 1648 г. на месте ее явления был основан первый в регионе Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовский мужской монастырь . К сер. XVII в. относится и возникновение Троице-Сканова мон-ря (см. Сканов во имя Святой Троицы женский монастырь ). В посл. трети XVII в. открыты верхнеломовский Успенско-Николаевский жен. мон-рь (основан ранее 1671 на Салолейской горе близ с. Лукина Поляна Нижнеломовского у., в 1688-1689 перенесен в В. Ломов; упразднен в 1764), пустынь Богородицы Одигитрии и Усекновения главы Иоанна Предтечи (позднее Иоанно-Предтеченский мон-рь) близ Пензы (упом. с 1674; упразднен в 1723), пензенский в честь Преображения Господня мужской монастырь (1688/89), пензенский во имя Святой Троицы женский монастырь (1692). В 1721-1742 гг. храмы и мон-ри на территории совр. П. о. относились к Синодальной области . К 1724 г. в Пензенскую десятину входило 113 храмов, в Верхне- и Нижнеломовскую - 105, Керенскую - 45, Саранскую, Мокшанскую и Починковскую - 196, Краснослободскую - 35 ( Покровский. 1913. С. 156. Примеч.). В 30-х гг. XVIII в. в пензенском Преображенском мон-ре действовало ДУ - 1-е учебное заведение региона, в к-рое, согласно уставу, принимали детей священно- и церковнослужителей Пензенского, Саранского и Инсарского уездов ( Бахмустов С.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

После молитвословия и провозглашения многолетия, Державный Хозяин столицы и Государыня Императрица дважды склонили колена пред иконой Божией Матери и приложились к этой святыне. Выход Их Величеств из собора в сопровождении до паперти митрополитом и всего облаченного духовенства, появление в тот момент солнца, вся эта картина и продолжительная молитва в храме Царской Четы вызвала необычайное отрадное впечатление. Снова перекатное ура и снова народный гимн. Воспитанники училища Правоведения, Лицея и разных гимназий, окружавшие Казанскую площадь, проявляли патриотический восторг; воспитанники военно-учебных заведений и Морского Корпуса, устроенные на Дворцовой площади, называли себя счастливыми быть свидетелями общего народного восторга. Евгений Богданович Важнейшие события церковной жизни в 1900 г.//Миссионерское обозрение. 1901. 1. С. 144–147 Истекший год богат юбилейными празднествами и воспоминаниями. 27-го октября с большим торжеством праздновалось во всей России столетие единоверия. Особенно торжественно празднество совершалось в Петербурге и Москве. 25-го мая Супральский (Гродненск. губ.) монастырь, выдающийся памятник православия в Северо-Западном крае, праздновал 400-летие своего существования. 11-го мая в Холме торжественно справлялся 25-летний юбилей со дня воссоединения бывших греко-униатов Холмской и Подляшской Руси с Православной Церковью, – событие, которое должно послужить к поднятию энергии у всех работающих на благо Холмской Руси. 26-го сентября состоялось столетие со дня основания вифанской духовной семинарии, а в ноябре – столетие пермской и пензенской семинарий. 30-го сентября, 1-го и 2-го октября рижская епархия праздновала столетие своего самостоятельного существования. Наконец, 18-го мая православное миссионерское общество праздновало своё 30-летие. 15-го декабря в некоторых городах, с особым же торжеством в Одессе, – на последнем месте архипастырской деятельности, – вспоминалось столетие со дня рождения знаменитого из иерархов XIX века, архиепископа херсонского Иннокентия . Могила знаменитого оратора-проповедника, ученого и епископа находится в одесском монастыре, где ко дню юбилея была сооружена икона. – 9-го октября исполнилось 50-летие научно-богословской деятельности протопресвитера и духовника Их Императорских Величеств И. Л. Янышева. Юбиляр стяжал себе почтенную известность, как ректор петербургской академии, как профессор, как оратор и как представитель русских богословов в сношениях со старокатоликами. Другой знаменательный 50-летний юбилей был 20-го декабря. В этот день исполнилось полвека священнослужения присутствующего в Св. Синоде епископа Маркелла, одного из главных вождей движения, приведшего к воссоединению западно-русских униатов в лоно православия. 27-го октября исполнилось 30 лет служения богословской науке митрополита петербургского Антония и 12-го декабря – 45 лет пастырского служения отца Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь св. Димитрия Солунского освящена 1853 г., сентября 27 дня. Она каменная, о 5 главах, холодная. Указом свят. синода, от 10 августа 1853 года, за 7849, она утверждена быть кладбищенскою, самостоятельною, без приписки к Никольской и Миловской церквам. Церковь во имя Покрова Богородицы теплая, освящена сентября 28 дня, 1854 года. Устроенная на кладбище купцом Миловым часовня доселе называется «Миловским кладбищем». Приходорасходными книгами по церкви и кладбищу заведует церковный староста с попечителями, а причт не имеет в этом никакого участия и потому никаких отчетов не представляет к начальству для ревизии. Деревянный двухэтажный дом для причта построен в 1860 году на капитал и материал оставшийся от постройки каменной Дмитриевской церкви. 2. Церкви Волковского старообрядческого кладбища Волковское, старообрядческое кладбище находится за православным кладбищем, на правом берегу «Монастырской» речки, подле богадельни городского петербургского общества. На нем находятся церкви Благовещенская и Сретенская. Благовещенская, каменная, теплая церковь , построена в 1816 году на средства единоверцев. Теплый предел, пророка Илии, под колокольнею, сделан в 1843 году, старанием церковного старосты, почетного гражданина, Михаила Леонтьева. Церковь , подобно другим старообрядческим церквам, богата древними антиминсами, иконами и богослужебными книгами. Антиминсы положены под облачения престола. Древняя икона Казанской Божией Матери, не только уважается как Чудотворная, но и возится, с разрешения духовного начальства, по домам. Церковь Сретения деревянная, на каменном фундаменте, построена в 1801 году. В Благовещенской церкви служение бывает ежедневное, а в Сретенской – только по усопшим. Все церковный бумаги хранятся в целости с 1807–9 г. Причт состоит из двух священников, диакона, причетника и просфирни. Ныне причт составляют: 1) настоятель, священник Феодор Петров Тихомиров, из духовного александроневского училища, служивший прежде псаломщиком и диаконом в единоверческих церквах Большой Охты; 2) священник Кирилл Семенов Загадаев, из крестьян пензенской губернии, перешедший из поповщинского старообрядческого лжедиаконства, бывший учителем при школе, что у единоверческой церкви в Николаевской улице, а потом псаломщиком при той же церкви и наконец возведенный в сан здешнего священника; 3) диакон Александр Семенов Сурмин, из окончивших курс с.-петербургской духовной семинарии, служивший сперва учителем и воспитателем в «Доме воспитания бедных детей», что на Лиговке; 4) диакон Павел Иоаннов Никифоров, из петербургских мещан, бывший прежде дьячком при Богородской Тихфинской единоверческой церкви; 5) дьячок Александр Мефодиев Троицкий, из духовного звания, учившийся в сельском училище и служивший сперва причетником при Черносельской Троицкой единоверческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Арх.: РГБ. Ф. 178. 3311. Л. 1-14; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2875. Главная церк. и ризничная опись Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. мон-ря, сост. на основании указа Свят. Правит. Синода. 1853 г. Л. 37-38. Лит.: ИРИ. Ч. 5; [Казанский П. С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотв. Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 21-22; Евпсихий (Горенко), архим. Ист.-стат. описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. муж. мон-ря//Пензенские ЕВ. 1869. Ч. неофиц. 12. С. 369-376; 13. С. 392-396; 14. С. 436-439; он же. То же/Испр. и доп. архим. Гедеоном [Котловым] в 1891 г. Пенза, 1891. С. 18-23; он же. То же/Испр. и доп. архим. Гедеоном [Котловым] в 1911 г. Н. Ломов, 1911. С. 17-24; Тихомиров Е. А. Жизнь Пресв. Богородицы и сказание о всех чудотв. иконах Ее, прославляемых в Правосл. Церкви. М., 1887. Ч. 2. С. 91-92; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 310-311 (переизд.: М., 2010. С. 301-302); Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 440 с ил.; Гедеон (Котлов), архим. Нижне-Ломовский Казанский второкл. муж. мон-рь Пензенской епархии. [Н. Ломов], 1911. С. 7-14; Романова А. А. К истории списков иконы Казанской Богоматери XVII в.: Сказание об иконе Богоматери Казанской Нижнеломовской//Исслед. по истории средневек. Руси: Сб. ст. М.; СПб., 2006. С. 468-480; Логинова Т. В. Возвращение древней святыни: К годовщине явления чудотв. Казанской иконы Божией Матери в Нижнеломовский Казанско-Богородицкий муж. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2010. 6. С. 28-33. Ил. на с. 29; Нижнеломовский Казанско-Богородицкий муж. мон-рь с. Норовка Нижнеломовского р-на//Там же. 11. С. 36-40. Ил. на с. 38; Пензенский летописец: Правосл. ист.-публ. альманах. 2012. 1. Ил. на с. 124. Казанская Пензенская икона Божией Матери Казанская Пензенская икона Божией Матери. 2-я четв.— сер. XVII в. (ц. свт. Митрофания Воронежского в Пензе) Казанская Пензенская икона Божией Матери. 2-я четв.— сер. XVII в. (ц. свт. Митрофания Воронежского в Пензе)

http://pravenc.ru/text/1320206.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010