650. Богородицкий – Казанский, женский, упраздненный, в гор. Сызрани, Симбирской губ. О нем известно только, что он основан вскоре построения города, т. е. в конце XVII ст., и находился в самом центре. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 338; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1849 г., XXVIII, 473 (свед. о постр. гор. Сызрани). 651. Богородицкий – Казанский – Ломовский, женский, ныне Ломовская слобода, принадлежавшая в XVIII стол. барону Петру Павл. Шафирову, Пензенской губ., Мокшанского у., в 50 вер. к сев.-вост. от Мокшан, при рч. Ломовке, впадающей в р. Суру слева. Основан в 1579 г. по случаю явления на этом месте иконы Казанской Божией Матери и упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 391; IV, 319. 652. Богородицкий – Казанский – Нижнеломовский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Пензенской губ., Нижнеломовского у., в 2 вер. к зап. от Нижнего Ломова, расположен одною стороною по скату, а другою при подошве возвышенной горы. Основан в 1648 г. по случаю явления (в 1643 г.) иконы Божией Матери казаку Андр. Мих. Набокову. Кроме явленной иконы Богоматери, в монастыре находится чудотвор. икона св. Иоанна Предтечи. “Ист. Росс. Иер.», V, 169 (с грамот.); Ратшин, 433; “Опис. монаст.», 1817 г., 13; Проценко, “М-ри в России», 27; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 114; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 94, 96, 98, 127; Рябинин, “Пензен. губ.», II, 444; “Памят. кн. Тамбов. губ. на 1864 г.», 92; “Извл. из отч. Об. Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 954, 1; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 573 душ. крест.); 1873 г., II, Отд. 2, 328 (кн. Долгорукий, об архим. Израиле); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 24 двора); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 121 (архим. Иоасаф в 1725 г. переведен в Донец. Успен. м-рь Воронеж. губ.): VIII, 1728 г., 140, 141 (доношение духов. Декастрии о возведении в сан архимандрита игумена м-ря Сергия); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 38 (м-рю принадлежало село в 1660 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Елисарова и П. Андреева, от казни пугачёвским «фельдмаршалом» яицким казаком Ф. Чумаковым. О чуде исцеления пензенского губернатора тайного советника Ф. Л. Вигеля (когда у него уже начиналась предсмертная икота) рассказала прот. Иакову Бурлуцкому его дочь, 80-летняя Е. Ф. Вигель. По благословению еп. Пензенского Гаия (Такаова; впосл. архиепископ Астраханский и Ставропольский) в дом по просьбе жены больного тайной советницы М. П. Вигель крестным ходом при колокольном звоне из Спасского собора была принесена К. П. и. После освящения воды смоченную повязку положили на голову больного. Проснувшись, он попросил чая и благодарил Царицу Небесную за облегчение, а вскоре выздоровел. В благодарность за исцеление М. П. Вигель сделала на К. П. и. серебряный позолоченный оклад с бриллиантами. На посаде в Пензе, на правом берегу р. Пензы, близ 1-го деревянного моста, видимо, уже во 2-й пол. XVII в. существовал деревянный храм в честь Казанской иконы. В 1703 г. по челобитью пензенцев он был выстроен заново, в 1757 г., после пожара, заменен каменным (типа восьмерик на четверике), трапезная и колокольня его перестроены во 2-й пол. XIX в. (разрушен в 30-х гг. XX в.) ( Кашаев П. В. Правосл. храмы Пензы. Пенза, 1994. С. 11-12). При Казанском храме существовала самая старая в Пензе богадельня для вдов и сирот духовного звания. Ныне К. П. и. является символом Пензы. На медали, посвященной 200-летию Пензенской епархии (основана в 1799), на одной стороне помещено изображение Спасского кафедрального собора, на другой - К. П. и. По указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование К. П. и. в 2004 г. было определено внести в общецерковный календарь (в календаре РПЦ МП упоминание о К. П. и. под 8/21 июля появилось в 2006, с 2012 указано также празд. иконе 4/17 авг.). Арх.: Бурлуцкий И., прот. О святых иконах, пользующихся особым чествованием народа. 2. Чудотворная икона Божией Матери Казанския в Пензенском Кафедральном Соборе: Ркп.//ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 2255. Лит.: [Казанский П.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Петропавловский , зашт., общ., в г. Брянске. Основан в XIII в. кн. Брянским Олегом Романовичем, постригшимся в старости с именем Леонтия, мощи которого покоятся здесь под спудом (см. 20 сент.). Сначала мон. был мужским; в 1830 г. решено перенести штат его в г. Елец; в 1836 г. возобновлен и обращен в женский. При мон. школа. Предтеченский , общ., в с. Посошках, в 12 в. от уез. г. Кром. Учрежден в 1911 г. из женской общины, основанной в 1879 г. из богадельни, открытой в том же году купцом Тороповым. Троицкий , 3 кл., общ., в г. Севске. Основан в пол. XVII в. Здесь находится чудотворная Молченская икона Божией Матери. Пензенская епархия Мужские: Богородицкий Казанский , 2 кл., в 2 в. от г. Нижнего Ломова. Основан в 1648 г. по повелению царя Михаила Феодоровича на месте явления здесь в 1643 г. Казанской иконы Божией Матери, где ранее была построена гражданами часовня. В соборном храме в честь Казанской иконы, построенном в 1772 г., находится самая явленная икона, а также и чудотворная икона св. Иоанна Предтечи. Обе эти чудотворные иконы летом носятся для поклонения по городам и селам епархии. Ежегодно 8 июля совершается крестный ход в мон. из г. Нижнего Ломова. Вьясский Владимирский , общ., на бер. р. Вьясса, в 3 в. от с. Большого Вьясса, в 45 в. от г. Саранска. Основана в XVII в.; упоминается с 1713 г. В ней находится древняя весьма чтимая местными жителями Владимирская икона Божией Матери, которая носится по городам и селам епархии. Ново-Серафимовская пуст., при с. Тепловке, Саранского y., в имении, пожертвованном саранским мещанином Захарием Желудовым. Учреждена в 1905 г. Петропавловский , 3 кл., в г. Саранске. Основан в 1684 г. Сканов Троицкий , зашт., в местности, принадлежавшей ранее фамилии Исканских, в 3 в. от г. Наровчата, на бер. р. Мокши. Время основания его относится к пол. XVII в. Здесь находится чудотворная Трубчевская икона Богоматери. По имеющейся на этой св. иконе надписи, она была написана священником г. Трубчевска, Орловской губ., Евфимием; празднование ей совершается 3 окт., по случаю освящения в этот день в честь ее храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Весной 2010 г. начались активные реставрационные работы в Троицком соборе. 1 окт. того же года прот. Сергий Лоскутов освятил купола и кресты, к-рые затем были подняты на храм. 18 нояб. 2010 г. при очистке подвала придела во имя ап. Иоанна Богослова были обнаружены останки ок. 15 чел. (настоятельниц и насельниц обители), к-рые по завершении реставрации были перезахоронены на прежнем месте. В 2011 г. восстановлены шатры и купола над трапезной. В дек. 2011 - янв. 2012 г. был снесен ветхий корпус 70-х гг. XIX в., на месте к-рого в 2015 г. благотворителями мон-ря построена богадельня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К 2014 г. в целом были завершены отделка и внутреннее убранство Троицкого собора. 8 июня 2014 г., в день Св. Троицы, митр. Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) впервые после возрождения совершил в Троицком соборе литургию. 1 нояб. 2010 г. П. Т. м. была передана ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Ахматовка Никольского р-на Пензенской обл., где впосл. было образовано Казанское подворье обители для восстановления монашеской жизни в расположенном близ с. Нов. Селя Шиханском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре (2 окт. 2013 возрожден как самостоятельная обитель). 11 нояб. 2014 г. игум. Митрофания (Перетягина) скончалась и была похоронена в склепе за алтарем восстановленного Троицкого собора. 13 июля 2015 г. игуменией обители назначена мон. Александра (Макова), с 1 дек. 2014 г. исполнявшая обязанности настоятельницы. С сент. 2016 г. в П. Т. м. действует воскресная школа для детей и взрослых. 25 дек. 2016 г. митр. Серафим (Домнин) освятил левый придел Троицкого собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а 13 дек. 2017 г.- правый придел во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 4 июля 2017 г. в дар обители была принесена икона Живоначальной Троицы XVII в. К 2005 г. в П. Т. м. подвизались 30 насельниц, в т. ч. 18 монахинь, к 2011 г.- 20 монахинь и 2 послушницы, к 2019 г.- 15 насельниц, включая послушниц и трудниц.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

По свидетельству Никоновской Патриаршей летописи, после изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил Казанскую икону в своем приходском храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Через несколько лет на средства князя на Красной площади был сооружен Казанский собор. Сюда в 1636 году и была перенесена Казанская икона. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. Список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери был также помещен в часовне над гробницей инициатора ополчения Козьмы Минина, расположенной в нижегородском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. В честь Казанской иконы Божией Матери был освящен один из приделов этого собора. В 1648 году, обрадованный рождением наследника Димитрия 21 октября, во время всенощного бдения на праздник в честь Казанской иконы, царь Алексей Михайлович установил праздновать 22 октября по всей России. В 1721 году один из чтимых списков Казанской иконы был по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в новую столицу России – Санкт-Петербург и поставлен сначала в храме на Васильевском острове (на месте нынешнего Андреевского собора), затем – в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, а с 1737 года – в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте. 15 сентября 1811 года, в день освящения петербургского Казанского собора, икона была с большими почестями перенесена в новый собор. Во время Отечественной войны 1812 года Казанская икона Божией Матери, ставшая всенародной святыней, также указывала путь к победе русскому воинству, осеняя его в ратном подвиге освобождения Матери – Родины. В день празднования Казанской иконы – 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством полководцев Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву, что явилось первым поражением считавшейся дотоле непобедимой французской армии. Известны многочисленные чудотворные списки с Казанской иконы, прославленные знамениями милости Божией по всей России: в Вязниках (Владимирская область) и Нижнем Ломове (Пензенская область), в Тобольске и Суздале, Витебске и Каргополе, Арзамасе, Вологде и многих других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Московским, в крестные ходы на праздники К. и. (8 июля и 22 окт.) назначались все храмы Москвы, как в день Богоявления при шествии на р. Москву. В день объявления о начале первой мировой войны, 19 июля 1914 г., в С.-Петербурге состоялся крестный ход во главе со сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. С.-Петербургским, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне в 1915 г. был назначен день празднования Казанской иконе, 8 июля ( Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 289). Одним из самых грандиозных крестных ходов, к-рый шел 2 дня и 2 ночи, был возглавлявшийся сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, ход из Петрограда в Шлиссельбург, где находилась чудотворная Шлиссельбургская Казанская икона. Отдельные дни празднования устанавливались для особо почитаемых в России Казанских икон. В наст. время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская (празднуется в один день с Казанской иконой, но сохранившиеся списки отличаются от традиционной для Казанской иконы иконографии - изображение Божией Матери поколенное с сидящим на Ее левой руке Младенцем Христом), Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская (см. в разделах наст. статьи). Казанская икона в XX - нач. XXI в. К нач. XX в. количество храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, по статистике, превышало остальные. В Иоанновском девичьем монастыре на Карповке в С.-Петербурге, основанном св. прав. Иоанном Кронштадтским, в верхней ц. Двенадцати апостолов в 1902 г. был устроен придел в честь Казанской иконы ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга: История и современность: Справ. СПб., 1994. С. 33. 1(39)). Строились полковые храмы в честь Казанской иконы, напр. лейб-гвардии Кавалергардского Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка в Красном Селе под С.-Петербургом (1905) ( Гужиева Н.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

(К. П. и.). В Пензу, основанную в 1663 г. при впадении р. Пензы в Суру как город-крепость в оборонительной Симбирской линии между Волгой и Сурой, царем Алексеем Михайловичем в 1666 г. была послана Казанская икона Божией Матери из царских чертогов. Свидетельство об этом из «строельной» книги Пензы (где содержались данные об основании города и о его первых поселенцах) приводит занимавшийся историей пензенских святынь прот. Иаков Бурлуцкий. Для принятия дара царя в Москву отправилась депутация, к-рая, по преданию пензенских старожилов, несла икону на руках. Жители Мокшана, В. и Н. Ломова, Саранска при приближении иконы выходили ей навстречу, множество народа встречало ее в Пензе. Под предводительством пензенского духовенства икона была внесена в кафедральный Спасский собор. В 1676-м - 80-х гг. XVII в. была выстроена Пензенская засечная черта, однако в 1717 г. ногайские татары, к-рых по их основному кочевью на Кубани называли кубанцами, вновь подступили к Пензе (старожилы именовали события 1717 г. «Кубанским погромом»). Освобождение города совершилось благодаря заступничеству Казанской иконы Божией Матери, с этого времени началось ее особенное почитание в Пензе. В б-ке Спасского собора хранилась писанная полууставом рукопись, где описывалось это событие. Оно изложено в рукописи прот. Иакова Бурлуцкого 50-х гг. XIX в. (ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 2255. Л. 7-15 об.). Жители Пензы и уездные дворяне со своими людьми несколько дней отражали атаки неприятеля на крепостном валу, их силы слабели, правительственные войска на помощь не подходили. По городу пронеслась весть, что 4 авг. кубанцы решили выжечь Пензу. Накануне все жители собрались в Спасском соборе искать защиты у Богородицы перед Ее Казанской иконой. Слезные молитвы не прекращались всю ночь. Утром пришло известие, что начался приступ города. Тогда К. П. и. с крестами и хоругвями была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение, сопровождаемое общим плачем. Вдруг лик Богородицы на иконе почернел и в Ее глазах появились слезы.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Народ просил воеводу написать о чудесах от иконы царю Михаилу Феодоровичу. Царь распорядился на месте явления иконы построить ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, дал в храм книги, ризы, воск на свечи и церковное вино для совершения Евхаристии и повелел устроить здесь муж. мон-рь. Первый деревянный Казанский храм (по сообщению монастырской летописи) был выстроен иером. Корнилием в 1648 г. Мон-рь находился в ведении патриархов Московских. Царь Алексей Михайлович отвел в 1649 г. (в год установления общерус. празднования Казанской иконе Божией Матери) часть лугов в пользу обители и повелел отпускать деньги ежегодно из Нижнеломовской воеводской канцелярии. Чудес от К. Н. и. совершалось так много, что в грамоте от 1700 г. царя Петра I стольнику Ф. Д. Дурново образ назван «чудотворным и многоцелебным» (ИРИ. Ч. 5. С. 173). Почитание К. Н. и. было велико: в мон-рь приходили даже иноверцы, принося свечи, ладан и деньги в благодарность за полученные благодеяния от святыни. В 1709 г. Нижнеломовский мон-рь выгорел, но К. Н. и. была спасена. В 1710-1722 гг. у подошвы горы, где она явилась, был выстроен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Чудотворный образ стоял в храме слева от царских врат в раме с клеймами «разных явлений», имевшей серебряный позолоченный оклад 1799 г., вверху которого помещалась надпись о явлении иконы Божией Матери в Казани. По распоряжению Амвросия (Морева), еп. Пензенского, в 1837 г. К. Н. и. была украшена серебряной позолоченной ризой с серебряной резной позолоченной короной с бриллиантами и драгоценными камнями (икона могла иметь оклад и ранее), образ помещался в серебряном киоте (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2875. Л. 36-37). В 1859 (или 1856) г. на деньги, собранные нижнеломовскими жителями, для К. Н. и. была сделана золотая риза, на к-рую наложена корона с бриллиантами (видимо, от оклада 1837 г.). Тогда же для иконы был сооружен серебряный киот с полукруглым верхом, накладными «арабесками» и колоннами с разноцветными камнями и со стразами. Внизу киота имелась надпись: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Новые риза и киот были выполнены наровчатским (из г. Наровчата Пензенской губ.) золотых дел мастером Орловым ( Евпсихий (Горенко). 1869. 13. С. 393). Серебряный позолоченный оклад 1837 г. украшал список К. Н. и., помещавшийся также в серебряном киоте.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Царь Иван Грозный повелел устроить на месте обретения иконы храм в ее честь, куда и поместили Казанскую икону Божией Матери; здесь же был основан женский монастырь. Память чудесного обретения иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани Русская Церковь отмечает 8 ⁄ 21 июля. Небольшая икона, обретенная на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. Особенно большое значение получила эта икона в Смутное время (1605–1612), вызванное иноземной польско-литовской интервенцией. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген призвал всех русских «положить души свои за Дом Пречистой». На призыв Первосвятителя в Нижнем Новгороде было составлено ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Дмитрию. И Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство. Несмотря на огромные трудности с оружием и продовольствием, русское войско в октябре 1612 года подошло к Москве. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились ко Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана, Кремль был взят. В память освобождения Москвы установлено было совершать 22 октября/4 ноября празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица. Из множества икон Богоматери, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе: существуют Казанские иконы Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская, Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская и многие другие.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

5293. ДЕЯНИЕ Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского) , протоиерея Алексия Мечева , иеросхимонаха Алексия (Соловьева) , иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители, митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) , епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова) , архимандрита Макария (Глухарева), священника Алексия Гнеушева, игумена Кизилташского монастыря Парфения и об общецерковном прославлении преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и преподобных Оптинских старцев. –2000, 9, 69. 5294. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в день совершения чина канонизации Собора новомученников и исповедников Российских. –2000, 10, 56. 46. Сказания о земной жизни Божией Матери 47. История чудотворных икон и других святынь 5295. ДУРАСОВ Г. Святыни каргопольские. – 1994, 7–8, 105. 5296. ИВАНОВ Е. Возвращение двух святынь. – 1991, 11, 15. 5297. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 июля 1993 года: 1. О мироточении икон, находящихся в Рождество-Богородицком храме г. Уфы. 2. Благословить местное почитание мироточащих икон как чудотворных. – 1994, 2, 39. 5298. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ Священного Синода (1993–1994): Признать мироточение двух икон Божией Матери в женском Скоропослушницком монастыре чудом, а иконы Богоматери чудотворными. – 1994, 7–8, 4. 5299. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 5 октября 1994 года: Признать мироточение двух икон – Святой Троицы и Казанской Божией Матери в Знаменской Церкви с. Кузьминского чудом, а иконы чудотворными. – 1994, 9–10, 3. 5300. О.К. Празднования в честь икон Пресвятой Богородицы “Благодатное Небо” и “Споручница грешных”. – 1998, 5, 31. -------- 5301. ЕВГЕНИЯ (ОЗЕРОВА), игумения. Аносинская святыня. (Из дневника). – 1995, 11, 76. 5302. ШЕРЕДЕГА Н. Ахтырская икона Божией Матери. (К 250-летию со дня прославления). – 1989, 7, 16. 5303. МОХОВ В., прот. О Богородско-Уфимской иконе Божией Матери. – 1994, 3, 142.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010