Пенза. Церковь Митрофана Воронежского. Митрофаньевская Церковь Карта и ближайшие объекты Самым старым из существующих ныне кладбищ Пензы является Митрофановское. Названо оно так по церкви, находящейся там с 1836 года. История возникновения этого храма такова. В июне 1834 года протоиерей Введенской церкви города, располагавшейся на Пешей улице (ныне ул.Богданова), обратился с прошением на имя епископа Пензенского и Саранского Иоанна о " постройке против деревни Тимаковки (сейчас эта местность около ул.Водопьянова) каменной кладбищенской церкви во имя Святителя Митрофана Епископа Воронежского " . В то время, на расположенном поблизости от Тимаковки кладбище, уже хоронили усопших на протяжении сорока лет, поэтому возникла необходимость постройки храма на этом погосте. Прошение было удовлетворено, и вскоре началось возведение церкви, которое шло довольно быстро. И уже 22 сентября 1836 года состоялось освящение новопрестольного храма во имя Святителя Митрофана Воронежского. При жизни Митрофан являлся епископом Воронежской епархии и прославился не только своей святостью, но и усердным радением о благе России, являясь горячим сторонником преображений Петра I, в царствие которого он жил. В 1883 году на средства купца Пособцева церковь была отремонтирована и в ней был назначен собственный притч. В мае 1890 года строительное отделение утвердило проект на распространение Митрофановской церкви, составленный епархиальным архитектором А.Е. Эренбергом, который предусматривал расширение трапезной за счет двух боковых приделов и устройство двух пристроек к колокольне - для лестницы и кладовки. В результате вместимость храма увеличилась до 700 человек. Перестройку церкви осуществил за свой счет ее ктитор - купец Епифанов. Престолов в церкви три. Главный - во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца. В правом приделе - в честь Нерукотворного Образа Господа Нашего Иисуса Христа, в левом - в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя и чудотворца Феодосия Черниговского. В Митрофановской церкви в настоящее время находится пензенская святыня - чудотворная икона Казанской Божией Матери. На расположенном рядом кладбище похоронены известные горожане, память о которых бережно хранят пензенцы.  С сайта: http://pravoslavie58region.ru Храм (кладбищенский) во имя св. Митрофания, Воронежскаго чудотворца, каменный, построен в 1834-35 г. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта вклад 6400 р. Дом для жительства причта церковный. " Церкви, причты и приходы Пензенской епархии " , составил А. Попов. - Пенза, типогр. губерн. правления. 1896 Комментарии и обсуждение Старейшая церковь города Пензы. Настоятель - архиерей Николай (Тарасов). --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04712

сост. Александр Ратшин Пензенской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: БОГОРОДИЦКИЙ-КАЗАНСКИЙ, муж. 2 класса, в двух верстах от уездного города Нижнего Ломова; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор существующей здесь с 1780 года Пензенской Семинарии. – На месте этой обители, в 1643 году, явилась на источнике Чудотворная икона Казанской Божией Матери, для которой жителями тогда же поставлена была часовня; а вскоре, по представлению Нижнеломовского Воеводы Ивана Касагова, царь Михаил Феодорович повелел тут устроить монастырь, который и основан в 1645 г. Ныне здесь четыре каменные церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, в которой находится означенная явленная икона, носящая название Нижнеломовской; празднество ей совершается 8 июля. 2) Богоявления Господня, с двумя приделами. 3) Сергия Радонежского. 4) Всех Святых. Прочие здания этого монастыря, как-то: колокольня, кельи, гостиница для приезжающих и ограда с башнями каменные ж. При обители бывает ежегодно значительная ярмарка, продолжающаяся с 1 по 9 июля. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в Губернском городе Пензе; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1667 году. Здесь две каменные церкви, из коих соб. Преображения Господня. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Саранске; состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1684, возобновлен в 1722, и до 1775 года именовался Ильинским. Здесь ныне три каменные церкви: 1) Соб. Апостолов Петра и Павла, построена, вместо бывшей деревянной, около 1794 года, с приделами Пророка Илии и Димитрия Ростовского . 2) Рождества Богородицы. 3) Двухэтажная, где престолы: вверху Воздвижения Честного Креста, а внизу Владимирской Богоматери; в этой церкви находится весьма древнего письма икона Пресвятой Богородицы, украшенная драгоценною ризою, по усердию Г. Мальшина. Этот двуярусный храм воздвигнут в 1815 году жителями города Саранска в благодарение Богу за минование опасности от нашествия французов; низший престол освящен в 1817 году. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 4 верстах от уездного города Краснослободска; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1692 году. Здесь соб. церковь Преображения Господня. СКАНОВ-ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Наровчата, на берегу реки Сканы, с церковью Живоначальной Троицы, существующей с 1784 года. О времени основания обители неизвестно. ТРОИЦКИЙ женский, 3 класса, в губернском городе Пензе; основан в 1691 году. Здесь две каменные церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы и 2) Преподобного Александра Свирского . Они построены: первая в 1747, а вторая в 1782 году. Читать далее Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России/Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - 566, 45 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 25-28; Бурлуцкий И., прот. Об иконе Божией Матери Казанской в пензенском кафедр. соборе//Пензенские ЕВ. Ч. неофиц. 1870. 17. С. 542-554; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 436-437; Пантелеимон (Нижник), архим. Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы, о чудотворных иконах и о Ея великих милостях роду человеческому. Джорданвиль, 1974. С. 279; Чудотворные и особо почитаемые иконы Пензенской губ.: Чудотворная икона Казанской Божией Матери в пензенском кафедр. соборе//Пензенский временник любителей старины/Подгот. публ.: А. Дворжанский. Пенза, 1991. Вып. 2. С. 13-14; Чугреева Н. Н. Казанская икона Божией Матери - Заступница Пензы//Пензенский летописец: Правосл. ист.-публ. альманах. 2012. 1. С. 111-123 с ил. Н. Н. Чугреева Казанская Суздальская икона Божией Матери Казанская Суздальская икона Божией Матери. 1625 г. Оклад XVII–XIX вв. Фотография. Нач. ХХ в. Казанская Суздальская икона Божией Матери. 1625 г. Оклад XVII–XIX вв. Фотография. Нач. ХХ в. (К. С. и.), особо почиталась в Суздале, была написана в 1625 г. иконописцем прп. Иоакимом Шартомским , иноком и затворником Шартомского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря близ Шуи (совр. Ивановская обл.), автором Вязниковской Казанской иконы Божией Матери (ок. 1623). В описании Суздаля, составленном в XVIII в. ключарем суздальского Рождественского собора Ананией Фёдоровым, сказано, что прп. Иоаким был «изряден художник иконнаго писания» ( Фёдоров. 1855. С. 191), безвозмездно писал иконы для мн. храмов и мон-рей (чудотворной почиталась написанная прп. Иоакимом икона Божией Матери, находившаяся в Шуе). После прославления Вязниковской Казанской иконы прп. Иоакиму в видении явилась Пресв. Богородица и повелела написать образ, подобный явленному в Казани, «послать его в Суздаль и поставить в Воскресенской церкви, глаголя, что он будет защитой от врагов, видимых и невидимых». Написав икону в 1625 г., прп.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Митрофана Воронежского. Она всегда считалась той самой иконой, к-рая была прислана царем Алексеем Михайловичем ( Дыбко Д., свящ. Пензенская-Казанская икона Божией Матери//Любимая Газета. Пенза, 1999. Сент.). Размер иконы (96,3×72,7 см) почти точно совпадает с указанным в рукописи прот. Иакова Бурлуцкого. К. П. и. можно датировать 2-й четв.- сер. XVII в., что подтверждается характером доски XVII в. Первоначальный красочный слой к XIX в. имел утраты и потертости («полинял»). Ок. 1989-1990 гг. по благословению архиеп. Серафима (Тихонова; † 2000) образ отреставрирован в Пензе московскими реставраторами. Живопись во мн. местах (на одеждах, фоне, ликах) реконструирована, утраты красочного слоя тонированы. Доска с оборота покрыта воском, по стыкам скреплена металлическими планками. Оклад иконы относится к 90-м гг. XX в. (в 1991 икона его еще не имела: Чудотворные и особо почитаемые иконы Пензенской губернии. 1991. С. 14. Примеч.). На архивной фотографии К. П. и. с надписью: «Казанская Пензенская. В Пензенском кафедральном соборе» (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. Вр. 12. 165) икона без оклада, под потемневшей олифой и прописями. В Спасском соборе находилась еще одна, называемая древней, Казанская икона, к-рая по высоте была больше чудотворной на 4,5 см и считалась ее «копией». Возможно, она была принесена из с. Атемар Саранского у. (ныне Лямбирского р-на, Мордовия). На этом образе была серебряная позолоченная риза с 22 камнями (в т. ч. 5 аметистами и яхонтом), к-рая первоначально украшала К. П. и. и была сделана в посл. четв. XVIII в., вскоре после пугачёвского бунта. В рукописи прот. Иакова Бурлуцкого рассказывается о 2 чудесах исцелений от К. П. и. В домах пензенцев хранились и др. рукописные описания чудес. Одно из них, кон. XVIII - нач. XIX в., находилось в доме купчихи Очкиной, другое, ок. сер. XIX в.,- у клирика кафедрального Спасского собора прот. Феодора Островидова. Известно об исцелении на смертном одре от горячки в день Успения Пресв. Богородицы (перед пугачёвским бунтом) пензенского мещанина, о спасении 2 городских бургомистров, Б.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1567 стр., 1 прим.). 221 На св. иконе, именуемой Огневидная , Богоматерь изображается Одна, без Богомладенца, с ликом, обращенным в правую сторону; одежда на Богоматери красного цвета, отсюда и название иконы. 222 Ококская св. икона находится в с. Лыскове, Нижегородского y., и пользуется среди местных жителей большим почитанием, как чудотворная; по некоторым, она была принесена сюда из Грузии. 223 Онышковская св. икона находится в с. Онышковце, Дубенского y., Волынской губ.; написана она в 1825 г. на холсте и представляет собою изображение Богоматери в отроческом возрасте в молитвенном положении со сложенными на груди руками и попирающей главу змия – искусителя. Эта св. икона была домашней святынею бывшего владельца с. Онышковец, некоего Скарбника, получившего по молитвам пред нею исцеление от тяжкой болезни и в благодарность за это построившего на вытекающем из меловой возвышенности источнике, в расстоянии 1 в. от приходского Онышковского храма, часовню (каплицу), где в настоящее время и находятся св. икона. Но по некоторым, эта св. икона есть только копия с принадлежавшей Скарбнику св. иконы. 224 Орловская св. икона находится в Орловской волости (в нынешней Вологодской губ.). Она была принесена сюда в 1643 г. из Владимира жителем означенной волости, согласно бывшему ему явлению в сонном видении Божией Матери, повелевшей ему приобрести эту икону и построить церковь , что им и было исполнено. 225 Пархимовицкая св. икона находится в приписанной к Бортницкой приходской церкви с. Пархимовичи, Бобруйского у., Минской губ. Кроме 8 сент., ей празднуется в Сыропустную и Фомину недели и в каждое воскресение после новолуния. 226 Пахромская св. икона явилась 3 дек. 1472 г. на р. Пахре около Москвы. Богоматерь изображена на ней в полуроста, объемлющею Своею правою рукою стоящего Богомладенца, левая рука Которого простерта к Ее лику, а правая опущена вниз к Ее правой руке. 227 Пензенская Казанская св. икона находится в кафедральном соборе г. Пензы. Пожертвованная царем Алексеем Михайловичем в благословение г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сказав сие, он стал невидим, а я от страха Пал на землю и вот уже теперь повествую вам». Народ, Узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным Ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает Повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.   Каплуновская-Казанская икона. Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», — прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал с шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись с своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80-ти верстах от Харькова.   Нижнеломовская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

В 1999 г. образован епархиальный редакционно-издательский отдел, в 2009 г. создана пресс-служба епархии, в 2010 г. основаны епархиальное телевидение (с 2011 на телеканале «Союз» выходит еженедельная программа «Вопросы веры») и епархиальная радиопрограмма «Мир Православия» (еженедельно на волнах «Радио России из Пензы»). В 2015 г. учрежден научно-редакционный совет по подготовке полного собрания творений еп. свт. Иннокентия Пензенского, председателем совета стал митр. Серафим. За последующие 4 года, к 200-летию со дня преставления еп. свт. Иннокентия, впервые подготовлены подробное жизнеописание святителя в 2 томах и полное собрание его творений в 10 томах. Редакционно-издательский совет также подготовил ряд изданий, посвященных истории Пензенской епархии, Пензенским архиереям, храмам Пензенской митрополии, людям, пострадавшим за веру на Пензенской земле, и др. Святыни Мощи: еп. свт. Иннокентия (Смирнова; в Успенском кафедральном соборе), свящ. священноисп. Иоанна Калинина Оленевского (в Сергиевской ц. с. Соловцовка Пензенского р-на), блж. Иоанна Паташева Кочетовского (в Михаило-Архангельской ц. с. Кочетовка Каменского р-на); крест-мощевик (дар Иерусалимского патриарха Мелетия ) с частицами мощей 10 святых (в пензенском Преображенском муж. монастыре); ковчеги с частицами мощей 82 киево-печерских святых (в нижнеломовском Успенском жен. мон-ре и в Покровском архиерейском соборе Пензы). Чудотворные иконы: Нижнеломовская Казанская икона Божией Матери (1643; в нижнеломовском Казанском муж. монастыре), Пензенская Казанская икона Божией Матери (1663; в Митрофановской ц. Пензы), икона св. Иоанна Предтечи - Ангела Пустыни (ранее 1721; в нижнеломовском Казанском муж. мон-ре). Е. П. Белохвостиков Архиереи Еп. Гаий (Такаов; 16 окт. 1799 - 10 янв. 1808), еп. Моисей (Близнецов-Платонов; 23 марта 1808 - 28 мая 1811), еп. Афанасий (Корчанов (Корчан); 15 сент. 1811 - 8 февр. 1819), Тамбовский еп. Иона (Василевский; 8 февр.- 2 марта и 10 окт.- 9 нояб. 1819, в. у.), еп. свт. Иннокентий (Смирнов; 2 марта - 10 окт.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

При архиеп. Филарете (Карагодине; 2000-2010; до 29 февр. 2004 в сане епископа) в 2004 г. в общецерковный календарь включено празднование Пензенской Казанской иконе Божией Матери, в 2008 г. в нижнеломовский Казанский мон-рь (возобновлен в том же году) возвращены особо чтимые Нижнеломовская Казанская икона Божией Матери и икона прор. Иоанна Предтечи. Традицией стало общеепархиальное празднование дня памяти свт. еп. Иннокентия (Смирнова) - 10(23) окт. При архиеп. Филарете по решению Синода помимо нижнеломовского Казанского мон-ря открыты Сканов Антониево-Феодосиев пещерный мон-рь и Казанская Алексиево-Сергиевская пуст.; началось восстановление Шиханского Покровского монастыря и Вьясской Владимирской пуст. При митр. Вениамине ( Зарицком; 2009-2013; до 31 мая 2010 в. у., до 1 авг. 2012 в сане епископа; ныне митрополит Оренбургский и Саракташский) в 2009 г. началось строительство в обл. центре храмов шаговой доступности в новых микрорайонах, преобразованы все епархиальные отделы и комиссии. В 2010 г. началось восстановление Спасского кафедрального собора Пензы, Пензенское ДУ преобразовано в семинарию. Были возобновлены пензенский Преображенский (2010) и нижнеломовский Успенский (2012) монастыри, основан Тихвинский скит на Семи ключах (2010). В 2010 г. основан Союз правосл. молодежи земли Пензенской. В 2011 г. начал действовать Союз правосл. женщин. В 2012 г. из состава Пензенской епархии выделены 2 самостоятельные епархии: Кузнецкая и Сердобская, образована Пензенская митрополия. При митр. Серафиме (Домнине; на кафедре с 2013, до 1 февр. 2014 в сане епископа) в 2014 г. завершилось строительство и началась отделка пензенского Спасского кафедрального собора, положено начало традиции общегородского «детского» крестного хода перед началом учебного года, основан архиерейский детский хор. В 2015 г. при Успенском кафедральном соборе открыт музей архиеп. Серафима (Тихонова) и архиеп. Феодосия (Погорского). В 2015-2019 гг. подготовлено полное собрание творений еп. свт. Иннокентия (Смирнова). В 2017 г. открыт консультационно-реабилитационный центр во имя свт. Иннокентия Пензенского, где проводят консультации для пострадавших от деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов и оказывают им помощь. В 2018 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых блж. Иоанна Кочетовского, возрождено местное отд-ние имп. Православного Палестинского общества, возобновлена деятельность Церковно-исторического комитета Пензенской епархии. Духовное образование и просвещение, молодежное служение в 90-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010