Освящен: 25 августа 2002 года Архиепископом Саратовским и Вольским Александром (Тимофеевым; †2003). Святыни: В храме находятся ковчег с мощами преподобных отцев, в Оптиной пустыни просиявших, и икона с частицей мощей святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского . Престолы: во имя всех Святых, в земле Российской просиявших. Имеется приставной престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Адрес: 410039, г. Саратов, ГПЗ - 3, пр-кт Энтузиастов, д. 64а Телефон: (8452) 309628 . Проезд до храма: троллейбус 4, трамвай 2, 7, автобус 1, 2, 6, 7, 10, 18Д, 20, 21, 22, 26, 36, 39, 55, 63А, 69, 90, 105, маршрутное такси 42, 55, 55А (ост. " Подстанция " ). Подробнее... Храм апостолов Петра и Павла (Саратов) [ править править код ] 15 октября 2007 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин освящения места под строительство Петропавловского храма. Сразу началось его строительство. 20 мая 2008 года был совершен Чин основания строящегося храма. 12 июля 2013 года в отремонтированной части строящегося храма была совершена первая Божественная литургия. 13 декабря 2017 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма. 28 декабря 2020 года указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия храму присвоен статус Архиерейского подворья. В храме постоянно пребывает ковчег с частицами мощей святых Апостолов. Адрес: город Саратов, проспект 50 лет Октября, дом 107д (район 3-й Дачной; на территории парка, расположенного недалеко от администрации Ленинского района) Телефон: +7(8452)98-70-31 Как добраться: автобус троллейбус трамвай (ост. «3-я Дачная»). Подробнее... Храм великомученика Георгия Победоносца (Саратов) [ править править код ] Храм святого великомученика Георгия Победоносца Освящен: 13 ноября 2011 года Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином Службы, действующие при храме: Воскресная школа состоит из 2 групп учащихся: старшей (от 10 до 15 лет), младшей (от 5 до 10 лет). Обучающимся преподаются Закон Божий, Библейская история, Новый Завет, основы церковного богослужения, Катехизис. При школе действует кружок.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Саратова

Пензенская губерния Обителей мужских 7, женских 18. Мужские обители Въясская Владимирская пустынь в Саранском уезде. Эта общежительная пустынь живописно расположена на правом берегу реки Въяссы, близ ее впадения в Суру, в 40 верстах от уездного города Саранска. Предание рассказывает, что обитель эта основана двумя благочестивыми старцами, которые принесли Владимирскую икону Божией Матери на это место и устроили кельи. Вскоре после основания монастырь стали приписывать к разным обителям и только в 1860 г. сделали самостоятельным. В пустыни четыре церкви: соборная каменная, в честь Владимирской иконы Божией Матери, вторая так же, как и первая, тоже каменные и две остальных – деревянные. В монастыре хранится чудотворная Владимирская икона Божией Матери, принесенная основателями его; икона эта древнего греческого она прославилась с 1830 года, когда она была принесена в Пензу по случаю свирепствовавшей там холеры. Как только икона была принесена в город, холера тотчас же прекратилась. Престольные праздники – в день Св. Троицы, 21 мая, 28 июня и 14 сентября. В это время в обитель собирается много богомольцев; в эти же дни совершаются также крестные ходы. Другой достопримечательности монастыря является источник, находящийся в церкви Божией Матери; вода этого источника считается целебной. Монастырем управляет игумен. Нижне-Ломовский Казанский Богородицкий монастырь близ Нижнего Ломова. Нижне-Ломовский монастырь расположен в 2 верстах от уездного города Нижнего Ломова, на высокой горе. Об основании этого монастыря рассказывается следующее. Одному казаку, Алексею Набокову, явилась Казанская икона Божией Матери (1648 г.). В честь явившейся ему иконе он выстроил небольшой монастырь. С 1764 г. обитель эта причислена ко 2 классу. Главной святыней монастыря является Казанская икона Божией Матери, явившаяся основателю его. Кроме нее, имеется еще другая чудотворная явленная икона Св. Иоанна Предтечи. И та, и другая иконы, находящиеся в соборном храме, привлекают в монастырь очень много богомольцев. Для последних имеется странноприимница. Летом эти иконы носятся по городам и селам Пензенской губернии. 8 июля совершатся крестный ход из Нижнего-Ломова в Казанский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИЖНЕЛОМОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Пензенской митрополии), находится в дер. Норовка Нижнеломовского р-на Пензенской обл. Основан в 1648 г. указом царя Алексея Михайловича при источнике, на к-ром, по преданию, в 1643 г. состоялось обретение местночтимой Казанской иконы Божией Матери . Казанский Нижнеломовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Казанский Нижнеломовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Первоначально здесь была построена часовня, а в 1648 г. сооружена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, положившая начало монастырю. Обстоятельства обретения иконы и основания К. м. изложены в «Сказании о чудесах Казанской Нижнеломовской иконы Богоматери» нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 178 (Муз.). 3311; Романова. 2006). Согласно «Сказанию...», в 1643 г. икона была обнаружена горожанами на камне возле источника, находившегося на расстоянии 1 версты от г. Н. Ломов. Однако в монастырской летописи, которую цитирует первый историк обители, архим. Евпсихий (Горенко), сказано, что икону обнаружил казак А. Набоков. После обретения «новоявленную икону Пресвятыя Богородицы» собирался отнести в город воевода И. Косагов (Косягор), но внезапная болезнь его сына Григория заставила воеводу поступить иначе: по совету горожан он отправился на место явления и «возва града того иереи и диаконы и с клирики» и «пришедше на место то со кресты и начаша молебне свершать по чину» (Там же. С. 474). Весть об исцелении сына воеводы распространилась «в пределы и веси града сего», икона стала почитаться как чудотворная. Согласно «Сказанию...», царь Михаил Феодорович , узнав о «многих и великих чудесах», происходивших от святыни, повелел на месте ее обретения построить церковь и к ней «вдати книги и ризы и воск на свещи и церковное вино и монастырь мужеский устроить» (Там же. С. 475). Настоятели и братия Первым строителем К. м., по одной версии, был иером.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Я, Матерь Божия, ныне с молитвою... Икона в поэзии и прозе Лермонтова 18.01.2008 752 Время на чтение 28 минут Михаила Юрьевича Лермонтова воспитывала, как известно, бабушка Е.А.Арсеньева, которая отличалась особым благочестием. Вместе с ней поэт с детства посещал храмы и монастыри. В романе «Вадим» Лермонтов описал Нижнеломовский Казанский Богородицкий монастырь Пензенской губернии. Он был основан в середине XVII века казаком Алексеем Набоковым, которому явилась икона Казанской Божией Матери. В монастыре хранились две чудотворные иконы - упомянутая Казанская и образ св. Иоанна Крестителя. В дореволюционном описании русских монастырей говорится, что эти две иконы привлекают в обитель множество богомольцев. Летом чудотворные иконы носили по городам и селам Пензенской губернии. В июле совершался крестный ход с ними из Нижнего Ломова в Казанский монастырь (Обители 1910: 384). В монастыре было четыре храма, управлял им архимандрит, келию которого также описывает Лермонтов (см.: Энциклопедия 1981: 342). С бабушкой и кузинами (Е.А. Сушковой и А.М. Врещагиной) Лермонтов посещал Троице-Сергиеву Лавру он видел Звенигородский монастырь, Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь патриарха Никона (Воспоминания 1989: 88-91; Афанасьев 1991: 160-161) и немало других обителей не только в России, но и в Грузии. Во всех храмах и монастырях он, конечно, не раз стоял перед чудотворными иконами и иконостасами. В 1826 году Е.А.Арсеньева задумала снести старую деревянную церковь в честь святителя Николая, построить в Тарханах новую каменную и освятить ее во имя архангела Михаила, небесного покровителя покойного мужа и малолетнего внука, названного в свое время по ее настоянию Михаилом. Чтобы выхлопотать разрешение на постройку ей не раз приходилось ездить с внуком в Нижнеломовский монастырь. О том, какие иконы окружали Лермонтова в детстве, можно судить по поздним воспоминаниям П.К. Шугаева (1855-1917). Он пишет: «Тот образ Спаса Нерукотворенного, коим когда-то Елизавета Алексеевна была благословлена еще ее дедом, которому она ежедневно молилась о здравии Мишеньки, когда она узнала о его смерти, она приказала отнести в большую каменную церковь (Архангела Михаила. - В.Л.), произнеся при этом: " И я ли не молилась о здравии Мишеньки этому образу, а Он все-таки его не спас " . В большой каменной церкви этот образ сохранился и поныне; ему, говорят, самое меньшее лет триста» (Воспоминания 1989: 63-64). Можно быть уверенным, что перед этим образом молилась не только бабушка, но и ее маленький внук. Возможно, в романе «Вадим» Лермонтов описывает именно эту икону Нерукотворного Спаса, художественно переместив его из бабушкиной образной в храм еще до того, как это случилось в действительности.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/18/...

Пензенская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Пензенской области [ править править код ] Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий. В 1636 г. был основан город Нижний Ломов. В 1643 г. близ него на источнике явилась Казанская икона Божией Матери, а в 1648 г. был основан мужской монастырь — первая обитель на территории современной Пензенской епархии. В 1663 г. был основан город-крепость Пенза. В благословение первопоселенцам царь Алексей Михайлович даровал список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней Сурского края. В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 г. была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Титул управляющих епархией звучал как «Тамбовский и Пензенский». Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в Пензе была образована по указу императора Павла I 16/27 октября 1799 г. как Саратовская и Пензенская. Первым ее управляющим стал епископ Гаий (Такаов, 1750-1821). В виду отсутствия подходящего помещения в Саратове, он поселился в Пензе. С 4 декабря 1803 г. епархия именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 г. из состава Пензенской и Саратовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия; архиереи города на Суре стали именоваться Пензенскими и Саранскими, а территория епархии в последующие сто лет совпадала с границами Пензенской губернии. В 1819 г. в течение семи месяцев Пензенскую кафедру занимал святитель Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) . Несмотря на крайне непродолжительное пребывание в Пензенской кафедре, он остался в народной памяти как самый выдающийся архипастырь, и в 2000 г. был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

Пригородное. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская заречная церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Казанская Заречная церковь, каменная, с приделами во имя Архистратига Михаила (справа) и во имя свт. и чуд. Николая (слева). Построена в 1874 г. приходом Сердобской Пригородной слободы. Часовня каменная в ограде церкви, построена в 1881 г. Источник: сайт Пензенской епархии После того как Сердобская слобода в 1780 году получила статус города, происходит рост численности населения. Одна соборная церковь перестала вмещать всех прихожан, в результате чего в конце XVIII века строятся сразу несколько новых церквей на территории города. Второй и по значимости и по количеству прихожан можно считать Заречную церковь. Построена она была в 1776 году в честь иконы Казанской Божией Матери. Кроме тех сведений, что храм был деревянный и оставался таковым до его перестройки в конце XIX века, сохранилось крайне мало данных, связанных с историей этой церкви. Наблюдается некоторое расхождение, связанное со временем постройки здания. Так, по данным Саратовской духовной консистории за 1850 год, Заречная Казанская церковь стала действовать лишь с 1794 года. Последнее утверждение кажется неверным по двум причинам. Первой является то, что в этом же списке Саратовская духовная консистория неверно датирует перестройку Сердобской соборной церкви, указывая 1799 год, а не 1796, как большинство других источников. Главным доказательством, обосновавшим первую дату (1776 год), следует считать надпись, сделанную на иконе Казанской Божией Матери, где указывается время постройки церкви. Икона эта считалась храмовой и была осмотрена в конце XIX века Саратовским краеведом А Н. Минхом, побывавшим в Сердобске. Эта церковь до 1820 года была кладбищенской. Ещё А.Н. Минх отмечал наличие множества могил возле церкви. С 1820 года она стала приходской. На 1842 год количество прихожан равнялось 1755 душ мужского пола. При осмотре в 1843 году благочинный Лавров отметил, что “церковные стены и полы чисты и опрятны, а деревянная ограда ветха и полуразвалившаяся " . Заречные прихожане обещали приготовить материалы для деревянной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=21386

Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Богородицкий Казанский монастырь, 2 класса, в 2 верстах от города Нижнего-Ломова. Основан в 1648 году по повелению царя Михаила Федоровича на месте явления здесь в 1643 году Казанской иконы Божией Матери, где ранее была построена гражданами часовня. В соборном храме в честь Казанской иконы, построенном в 1772 году, находится сама явленная икона, а также и чудотворная икона святого Иоанна Предтечи. Обе эти чудотворные иконы летом носятся для поклонения по городам и селам епархии. Ежегодно 8 июля совершается крестный ход в монастырь из города Нижнего-Ломова. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " История обители начинается с 1643 г., когда казаку Андрею Набокову на роднике вблизи Нижнего Ломова явилась Казанская икона Божией Матери. Местный воевода Иван Косагов построил над родником часовню. А в 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел основать здесь мужской монастырь, в том же году появилась и первая деревянная церковь – Казанская (впрочем, по другим сведениям, обитель существовала уже в 1647 г.). Необходимость в основании монастыря была не только духовной – кажется, до этого поблизости обителей не было ни одной (или же существовала лишь Сканова пустынь) – но и стратегической: монастырь, расположенный на горе, позволял контролировать Козляцкий брод, через который шли с набегами на русские земли кочевники. К началу XVIII в. в монастыре уже было 12 деревянных келий, святые врата, ограда, а за оградой – гостиный и черный дворы. После страшного пожара 1709 г. обитель постепенно возрождалась в камне. Над родником в 1712-1722 гг. возвели Казанскую церковь – одну из первых каменных построек на Пензенской земле. Первоначально она была пятиглавой, но на всех фотоснимках запечатлена уже перестроенной – однокупольной. К югу от нее в 1759 г. построили каменный же (взамен деревянного) храм Иоанна Предтечи; центральный его престол был освящен в честь Богоявления Господня, правый – в честь самого пророка Иоанна, левый – Николая Чудотворца. В 1880 г. иконостас для этой церкви создал Николай Кузьмич Макаров – один из представителей известной династии художников, младший брат академика живописи И.К. Макарова.

http://sobory.ru/article/?object=20477

Церковь Митрофана Воронежского (Пенза) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святителя и чудотворца Митрофана Воронежского была заложена в июне 1834 года по инициативе протоиерея Антония Писарского, настоятеля Введенской церкви Пензы. Среди святынь храма - Пензенская-Казанская икона Божией Матери. Содержание История [ править править код ] В июне 1834 г. настоятель Введенской церкви Пензы протоиерей Антоний Петрович Инсарский подал епископу Пензенскому и Саранскому Иоанну I прошение о постройке на кладбище у деревни Тимаковки каменной церкви. Тогда же храм был заложен, а 22 октября 1836 г. освящен во имя святителя Митрофана Воронежского . В 1837 г. храмоздателя, протоиерея Антония, за его труды наградили орденом св. Анны 3-й степени. В сентябре 1838 г. была окончена постройкой и колокольня. Первоначально церковь была приписана к Введенской, и службы совершались в ней крайне редко. Ее даже предполагалось упразднить, но в 1883 г. купец Никифор Дмитриевич Пособцев отремонтировал храм. А в 1890-х гг., по проекту епархиального архитектора Алексея Егоровича Эренберга (1863-1938), на средства купца Епифанова, он был серьезно расширен. Вновь устроенный правый придел посвятили Спасу Нерукотворному, левый – Иверской иконе Божией Матери и святителю Феодосию Черниговскому (освящен 13 августа 1900 г.). В 1932-1933 г. в Митрофановском храме разместилась архиерейская кафедра Патриаршей Церкви, находившаяся здесь до 1945 г. В 1937-1945 гг. церковь оставалась единственным действующим храмом (хотя и она ненадолго закрывалась, в ноябре 1941 – январе 1942 гг.). Здесь служили перед своим арестом епископ Феодор (Смирнов, 1891-1937) и священники Василий Смирнов (1889-1937) и Гавриил Архангельский (1890-1937) – новомученики Пензенские, прославленные на Архиерейском Соборе в августе 2000 г. Священномученик Феодор в апреле-сентябре 1935 г., будучи еще архимандритом, служил настоятелем Митрофановской церкви. Вероятно, именно в конце 30-х гг. в храм попала чудотворная Казанская икона Божией Матери. По преданию, ею благословил первопоселенцев Пензы царь Алексей Михайлович. В 1717 г. по молитвам перед нею город был спасен при Большом кубанском погроме. Икона долгие годы хранилась в Спасском соборе, в 20-х гг. – в Петропавловской церкви, в 30-х гг., вероятно, в Успенском соборе, а оттуда попала в Митрофановский храм. 1 октября 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II отслужил перед Казанской иконой молебен, и подарил Митрофановскому храму дарохранительницу.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Митроф...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Икона написана в Софрино, для храма иконы Божией Матери " Воспитание " в г.Спасск Пензенской области, храм располагается по адресу ул.Советская 20 Файл 24995.jpg:   Размер: 567x958, 0.54 MPix, 81 Kb. Дата: 2015-03-16, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (519) , (54) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Воспитание. Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера. 10,6 х 7,4 з 0,8 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 33227.jpg:   Размер: 563x800, 0.45 MPix, 219 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (135) , (8) . Описание: Изображение чудотв. иконы Богоматери, именуемой Воспитание. Древний византийский образ в России получил название «Воспитание», так как молящиеся перед ним получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона прославилась по всей России своими чудесами. Оригинал иконы находился в Казанском соборе на Красной площади, но после разрушения храма бесследно исчез. (Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными [...] Файл 33228.jpg:   Размер: 404x553, 0.22 MPix, 90 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (130) , (6) . Описание: Воспитание. Марта 5 дня. (Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.10-11.) Файл 33229.jpg:   Размер: 565x743, 0.42 MPix, 189 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (106) , (5) . Описание: Храм Зачатия Иоанна Крестителя г. Киев, ул. Чернобыльская, 15а В 2016 году в жизни прихода произошло ещё одно важное событие – чтимый храмовый образ Божией Матери «Воспитание», в честь которого даже освящён нижний придел церкви, вошёл в число местночтимых икон, и его копия была представлена на постоянно действующей выставке «Украина – дом Пресвятой Богородицы». С тех пор родная для всех наших прихожан икона, уже побывала в самых различных уголках нашей страны, и даже в Иерусалиме, на крестно[...]

http://pravicon.com/icon-69-photo

Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля 21 июля 2005 г. 10:51 В праздник Явления иконы Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в возрожденном Благовещенском соборе Казанского Кремля. Это было первое богослужение в храме за последние 80 лет. Недавно завершилась реставрация Благовещенского собора, длившаяся с перерывами около 30 лет. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископы Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий. На богослужении присутствовали президент Татарстана Минтимер Шаймиев, председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин, мэр Казани Камиль Исхаков, председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, муфтий Татарстана Гусман Хазрат Исхаков. В алтаре храма в эти часы находится список с чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, возвращенный Русской Церкви в минувшем году Иоанном Павлом II и привезенный в Казань Святейшим Патриархом. Во время совершения литургии икона была вынесена из алтаря для поклонения верующих. В храме собралось около тысячи верующих. Еще около пяти тысяч человек заполнили кремлевскую площадь перед собором, где установлены динамики и большой экран, на котором транслируется праздничное богослужение. Кроме того, два экрана установлены у стен Казанского кремля и еще один у Богородицкого монастыря в полутора километрах от Кремля, куда в ближайшие часы крестным ходом будет перенесена Казанская икона. Справка о Благовещенском соборе Казанского кремля

http://patriarchia.ru/db/text/29425.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010