Всего в Летописи за период с 1643 по 1717 год числится 109 чудес, именно: «исце¬лено больных руками — 10, глазами — 60, ногами — 9, страдавших тяжкою болезнию — 19, жестоким ревматизмом — 2, внут-реннею болезнию — 2, глухотою — 1, рас¬слаблением всего тела — 4, не владевшего рукою — 1, икотою и одышкою — 1». Икона Св. Иоанна Предтечи По преданию, в то время, когда явилась икона святого Иоанна Предтечи, села Серый Ключ еще не существовало, а было только несколько изб, в которых жили казаки. Увидев явленную икону на ключе, казаки дали знать о сем гражданам города Нижний Ломов. Жители, прибыв на место явления, взявши сию икону, перенесли ее в город и поставили в церковь, но икона чудесным образом скрылась и опять была обретена на месте прежнего своего явления. Это повторялось несколько раз. Наконец, иноки Казанской обители пожелали взять сию икону в храм Пресвятой Богородицы, с тем чтобы в честь свято- го Иоанна Предтечи соорудить особый храм. Поскольку икона святого Иоанна Предтечи часто и на долгое время вместе с Казанскою иконою Божией Матери вы¬носилась в города и селения Пензенской губернии, то вместо нее в обители оставался список иконы. Риза и венец на списке были серебряными в позолоте, украшенными 18-ю драгоценными камнями. На ризе, на свитке в руке святого Предтечи текст: «Се Агнец Божий вземляй грехи...» (Ин. 1, 29) Икона была помещена в медном посеребренном киоте с полукруглым верхом. Риза и киот были устроены усердием братии монастыря в 1881 году. Иверская икона Божией Матери В списках святынь Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого монастыря в летописи упоминается «замечательная по древности» Иверская икона Божия Матери. Придание гласит, что икона сия в копии списана с Московской Иверской иконы Божия Матери архимандритом Варлаамом, когда тот был в Московском Чудовом монастыре наместником, и привезена им в Нижне-Ломовский монастырь, когда он вторично был назначен настоятелем сего монастыря. Вот как о сей иконе говорится в летописи: «Икона сия пользуется великим уважением от жителей Н-Ломова и приходящих поклонников.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанско-Богор...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В июле-ноябре 2011 г. на московском колокололитейном заводе «Литэкс» были отлиты 13 колоколов для Спасского собора, 2 декабря владыка Вениамин освятил их, и в декабре-январе они были подняты на самую высокую в Пензе звонницу. 6 июля владыка Вениамин освятил крест на колокольню, и ровно через месяц он был поднят на многометровую высоту. 14 августа 2014 г. были освящены и подняты на храм четыре малых купола, 28 декабря – центральный купол. В настоящее время строительство собора продолжается. http://пензенская-епархия.рф/?page_id=2915 Пензенский кафедральный собор являлся великолепным памятником архитектуры эпохи классицизма, «визитной карточкой» губернии. Он был сооружен на рубеже XVIII-XIX в.в. на месте деревянной церкви, построенной в 1663 г. при основании города Пензы. Настенная живопись храма отражала всю библейскую историю. В соборе пребывала главная святыня города - чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была подарена граду Пензе царем Алексеем Михайловичем и по молитвам перед которой был спасен город от набега кочевников в 1717 г. Здесь же хранились и пензенские реликвии – штандарты народных ополчений 1812 и 1855 г.г. Кафедральный собор посещали августейшие особы: великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II и великий князь Михаил Александрович. Здесь нашли упокоение пензенские епископы, особо почитаемые в народе. В 1918 г. Спасский кафедральный собор был захвачен обновленцами, в 1923 г. передан советской власти, а в 1934 г. разрушен. С 2010 г. по настоящее время воссоздание собора осуществляется совместными усилиями Администрации области и Пензенской епархии. К началу 2016 г. проведены основные восстановительные работы по воссозданию стен, установке куполов, устройству кровли собора и колокольни, а также внешней отделке собора. За счет средств регионального бюджета был выполнен комплекс работ: земляные работы, устройство фундамента, возведение монолитных конструкций, стен, перекрытий, устройство кровли, внутренняя штукатурка стен, внутреннее электроснабжение, канализация, воссоздание внутренней и внешней отделки, декоративные элементы фасада, вентиляция, отопление, тепло- и холодоснабжение, пожарная сигнализация, сети ЛВС, видеоконтроля и автоматики, благоустройство.

http://sobory.ru/article/?object=24464

А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества? Много сохранилось чудотворных списков этого образа: в Москве, Казани, Петербурге, в других городах. Имя Казанской носят Ярославская, Вязниковская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская и другие иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, бывший в советские годы музеем атеизма. И у нас в Москве на Красной площади, как когда-то, рядом с Иверской часовней - храм Казанской иконы Божией Матери. Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы прежде всего не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища у православных людей не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена агарянских гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас терпеливо исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери. Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети - чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь. Если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Здесь, пожалуй, корень всего. Мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как ни придет к ней батюшка, все застает ее плачущей. «О чем плачешь, матушка?» - спрашивает ее. «О детях и о священниках, - отвечает она. - Как не плакать?» Воистину невозможно не плакать. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем - прежде всего о детях и о священниках. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди полного сегодняшнего разорения принести этот дар - самое драгоценное, что есть у него, - Господу. Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/21/gd...

Два года назад, 4 ноября, в день Казанской Иконы Божией Матери, мы совершили с ней крестный ход и стали ее в храм заносить. Неожиданно хмурое осеннее небо озарили солнечные лучи. На оборотной стороне иконы вдруг проявилась надпись, в которой значилось, что лик был написан в память воинов, спасшихся во время жестокого сражения с 13 по 21 февраля 1905 года под японским Мукденом. Представляешь? Страшная была бойня. Сто шестьдесят тысяч погибших. Уроженцы села, которые там сражались, тогда и пообещали, если выживут, то закажут икону. И вот фамилии 18 тех человек проступили. А тут потомки их стоят. У всех огромные мурашки побежали по спине. Икона была написана сестрами Пайгармского женского монастыря, что неподалеку от Стрелецкой Слободы. В то время (на рубеже XIX – XX веков) игуменьей там была Евпраксия, уроженка Слободы. Она была крепкой натурой. Построила на территории обители крупнейшую в Пензенской губернии больницу и сформировала многочисленную группу сестер милосердия, которые при необходимости выходили для служения в мир – ухаживали за больными на дому. Настоятельница провела в монастырь водопровод, установила электростанцию и даже мечтала проложить к Пайгарме железнодорожную ветку. О родном селе Евпраксия тоже не забывала. В 1899 году открыла там церковно-приходскую школу для крестьянских девочек. Согласно архивным документам, устроила ее на собственные деньги. Воспитанницы получали там разностороннее образование. Их даже обучали искусству фотографии. Со снимками ученицы выезжали на различные всероссийские выставки прикладного творчества и возвращались с наградами. Батюшка откопал все это у местных краеведов. И совсем недавно сделал целый стенд, посвященный истории села, стрельцам, которые основали тут, на окраине государства, крепость в XIV веке. Отреставрировал икону, а теперь ломает голову, чем заинтересовать туристов. В селе есть конно-каретный двор, отец Анатолий где-то нашел настоящую, правда, изрядно покоцанную карету. Собирается отремонтировать ее и использовать в обряде венчания. Но ему и этого мало. Организовывает праздники: День матери, День пожилого человека и что-то вроде «не ленись, вставай на лыжи». В местном клубе устраивает просмотры фильмов по воскресеньям, с дальнейшими обсуждениями. В библиотеке соорудил целый отдел духовной литературы.

http://pravmir.ru/otets-anatoliy-i-mirov...

Однако та мимолётная заинтересованность продолжения не получила. И в начале 1990-х вход в пещеры всё же завалили окончательно. Произошло это из-за несчастного случая с солдатами недалеко располагавшейся воинской части, которые попытались найти в пещерах «ценности» и попали под обвал… Новейшая история [ править править код ] Алексиево-Сергиевская пустынь, Пещерный храм В 2005 году, по инициативе иеромонаха Андрея (Афанасьева) и благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь. В июне 2005 г. с помощью местных жителей и военных началась расчистка оврага, был найден источник, найден и расчищен вход в пещеры. Здание нового храма было построено всего за 4 месяца. И 23 апреля, в Светлое Христово Воскресенье, там прошла первая служба и малое освящение храма. С этого дня службы в обители не прекращаются. Летом 2006 г. пещеры были почти полностью расчищены, в братскую усыпальницу перезахоронены найденные останки. На Рождество Христово 2007 года в пещерном храме в честь Николая Чудотворца была проведена первая служба. Р.Б. Ирина Февраль 2016, по материалам сайта http://sazanskayapustin.cerkov.ru Современное состояние. Храмы [ править править код ] За совсем небольшой период времени возрождения (с 2005 г.) в обители проделана колоссальная работа. По этому поводу к десятилетию возрождения " Мосфильм " снял картину о монастыре " Крестный ход длиною в 10 лет " . В настоящее время в пустыни построены: В тёплое время, начиная с весны и до самой осени, обитель утопает в цветах, несмотря на то, что монастырь мужской. За монастырём дубовая роща, где летом трелями заливаются соловьи. А внизу, если спуститься с горы (минут 10-15), можно поплавать в реке Сердобе. Святыни [ править править код ] На территории монастыря находятся: Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Сергий Радонежский, преподобный - Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Алек...

182) и др. Святыни и достопримечательности Среди икон П. Т. м. к 1784 г. имелись: образ Живоначальной Троицы, одетый в новую, серебряную, кованую ризу с 3 богато украшенными позолоченными венцами и приложенным на серебряной цепочке крестом с мощами прп. Александра Свирского; Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе с венцом и вызолоченным убрусом; икона Живоначальной Троицы с 5 серебряными позолоченными венчиками; Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» с ризой и венцом из красной меди; образ Спаса Нерукотворного над царскими вратами с серебряными позолоченными окладом и венцом ( Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 159-160). Главной святыней обители в нач. XX в. считалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», почитавшаяся как чудотворная (Православные русские обители. С. 390). Среди богослужебных книг выделялись 4 напрестольных Евангелия (1694, 1748 гг.; оба - с серебряными позолоченными изображениями креста и евангелистов; 1763 г.- на александрийской бумаге, обложенное серебряными чеканными досками с позолоченными изображениями евангелистов на них; 70-80-х гг. XVIII в.). В 1792 г. в П. Т. м. поступили церковные сосуды, серебряные с позолотою и финифтью, украшенные камнями. 15 окт. 1911 г. в П. Т. м. с Афона была доставлена копия чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» ( Дворжанский. История. 1999. С. 239). 14 марта 1922 г. в П. Т. м. произведено изъятие церковных ценностей (общим весом свыше 137,5 кг), в т. ч. было изъято ок. 70 риз и ок. 15 венцов с икон, украшения с 5 больших Евангелий, серебряная оправа с большого Евангелия, церковная утварь (4 кадила, 10 потиров, 10 дискосов, 4 ковша, 3 лжицы, 3 звездицы, 3 дарохранительницы, 18 блюдец) (Трудовая правда: Газ. Пенза, 1922. 66). Архитектурный ансамбль Собор во имя Живоначальной Троицы. 1901–1911 гг. Архит. А. Г. Старжинский. Фотография. 2018 г. Фото: А. Кротов Собор во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». По благословенной грамоте патриарха Адриана, данной летом 1700 г.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

В 1996 г. постройки М. С. м. были переданы Казанской епархии РПЦ. 1 мая наместником возрождающегося мон-ря был назначен иером. Филарет (Егоров). В том же году возобновились богослужения в Вознесенском храме, 27 дек. решением Синода РПЦ мон-рь был официально открыт. К нач. 2016 г. в обители проживали наместник игум. Глеб (Владимиров) и ок. 10 насельников. Восстанавливаются Вознесенский храм с колокольней над зап. входом, Скорбященская ц., 2-этажные настоятельский и братский корпуса (1889), 2 полукаменных корпуса (1830 и 1847), небольшая ограда (в т. ч. с сев. стороны реки на 52 саж.), жилые и хозяйственные корпуса, каменная часовня прп. Макария (кон. XIX в.). У подножия монастырской горы, над св. источником построена деревянная часовня с купальней (2001). В Вознесенском соборе у правого клироса находится чтимая икона прп. Макария Желтоводского (Свияжск, кон. XX в.) с частицей его мощей. На территории мон-ря возведен 18-метровый памятник прп. Макарию. Сохранился камень с разоренной могилы благотворителя М. С. м. купца Лебедева, на к-ром прочитывается надпись: «Под сим камнем упокоился прах Казанского, Нижегородского, Вятского и Пензенского помещика берггауптмана VI класса и кавалера Евграфа Алексеевича Лебедева, скончавшегося... декабря 187...». Ежедневные богослужения начинаются в 6 ч. В понедельник, вторник, четверг и пятницу служатся молебны с чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу, в среду - молебен с чтением акафиста Божией Матери перед Ее иконой «Всех скорбящих Радость», в субботу - панихида, в воскресенье после полунощницы - молебен с чтением акафиста прп. Макарию, а по окончании литургии - благодарственный молебен. Монастырь имеет подворья при каменной ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1782-1789; 1886-1890) в с. Введенская Слобода Верхнеуслонского р-на и при деревянном храме-часовне в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (2004) в пос. Восточная Звезда Верхнеуслонского р-на. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 43-44; Лаптев М. Мат-лы для географии и статистики России, собр.

http://pravenc.ru/text/2561270.html

К. А. Тона ( Дусавицкая. 2002. С. 116). Престолы 1-го этажа были освящены: правый - в честь Казанской иконы Божией Матери 22 окт. 1852 г. еп. Пензенским Амвросием (Моревым), левый - во имя блгв. вел. кн. Александра Невского 23 нояб. 1853 г. архим. Павлом, центральный нижний - в честь Рождества Христова 26 дек. 1855 г.; 2 престола 2-го этажа: главный - во имя Св. Троицы 27 мая 1862 г. архиеп. Пензенским Варлаамом (Успенским); в честь Обновления храма Воскресения Христова 12 апр. 1862 г. кафедральным ключарем прот. Ф. М. Пантелеевским. Рождественский придел привлекал богомольцев тем, что представлял собой «точную копию» храма Рождества Христова в Вифлееме . «Престолом и вместе жертвенником служила мраморная доска, вделанная в небольшое углубление восточной стены». Под престолом находилась «полуциркульная ниша» с изображением «звезды, места рождения Христа Спасителя». Во время службы Рождественская ц. освещалась 49 лампадами, 6 из них находились «у того самого места, которое соответствует яслям Вифлеемского храма». Алтарь и престол были «совершенно открыты для предстоящих», только во время причащения священнослужителей «все восточное отделение» закрывалось «завесою» ( Быстров. 1886. 17. С. 6-7). Среди почитаемых святынь в Троицком соборе хранились Тихвинская икона Божией Матери (1751) - «точная копия известной древней иконы», образ Рождества Христова, написанный в Иерусалиме, освященный в Вифлееме и присланный Киселёвой митр. Петрским Мелетием (Хапутакисом). С вифлеемской иконы были выполнены 2 копии: одна подарена митр. С.-Петербургскому Никанору (Клементьевскому) и по его благословению передана в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры , другая прислана еп. Пензенскому Варлааму (Успенскому) и установлена в Крестовой церкви. В ризнице П. П. м. хранились пожертвованные Киселёвой 3 серебряных позолоченных потира «с полными приборами», 2 серебряных позолоченных ковчега, осыпанные стразами и др. (Там же. 18. С. 14-16). К 1896 г. на территории мон-ря располагались 5 каменных корпусов с хозяйственными постройками, в т.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010