После революции все постройки монастыря и его кладбище были полностью уничтожены. На территории кладбища и на месте Вознесенского храма был выстроен производственный корпус Кузнецкого мебельного комбината, который в 2002 году был приобретен Творческой архитектурной мастерской «ДАБОР», возглавляемой пензенским архитектором Дмитрием Александровичем Боруновым, решившим возродить это святое место. В память об уничтоженной обители и Вознесенской кладбищенской церкви директор мастерской Д. А. Борунов решил устроить в корпусе Вознесенский храм. На Вознесение 9 июня 2005 года здесь прошла первая литургия. А со следующего Рождества, 7 января 2006 года, службы начали совершать регулярно. Тогда же был назначен первый настоятель храма. Сейчас молитвенный дом занимает только одну комнату. В августе 2006 года по благословению владыки Филарета на территории мастерской заложили фундамент бревенчатой церкви, высота которой составит 27 метров. Между корпусом мастерской и заложенным храмом, в 2008 году  была построена небольшая кирпичная часовня. Вокруг нее поставили уцелевшие надгробия с монастырского кладбища, найденные в мае-июне 2006 года: Д. К. Гевлича, А. Н. Арапова, М. А. Сабуровой, Загоскиных – известных представителей пензенского дворянства. Недалеко отсюда, на территории базы МЧС, в октябре 2002 года в ходе раскопок были обретены останки известной пензенской благотворительницы М. М. Киселевой и ее супруга. Сейчас готовятся материалы для канонизации праведницы. Предполагалось, что останки четы Киселевых упокоятся в часовне при мастерской «Дабор», в честь новой пензенской святой часовню и должны были освятить. Святыни храма: икона мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных, с частицей мощей, привезенная из Иерусалима; старинная Казанская икона Божией Матери. http://voznesenie-pnz.cerkov.ru/main-page/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=47998

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Пенза Святыни Пензенской области [ править править код ] ПЕНЗА. Кафедральный Успенский собор: свт. Иннокентий Пензенский (XIX в.). Митрофановский храм: «Пензенская-Казанская» икона Божией Матери. С. СОЛОВЦОВКА, Пензенского района. Троице-Сергиевский храм: прав. Иоанн Оленевский (ХХ в.). Д. НОРОВКА, Нижнеломовского района. Нижнеломовский Казанский монастырь: «Нижнеломовская-Казанская» икона Божией Матери. С. СКАНОВО, Наровчатского района. Троице-Сканов женский монастырь: оригинал «Трубчевской» иконы Божией Матери. Сазанские пещеры Святой источник Рождества Иоанна Крестителя (Малая Сердоба) Монастыри Пензенской области [ править править код ] Все монастыри Пензенской области Троицкий Сканов женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1-я пол. XVII в. Архитектор: 1795-1797: Левицкий А. - строительство по собств. проекту Статус : действ. Адрес : Пензенская обл., Наровчатский р-н, с. Сканово Web : http://troice-skanov.narod.ru/ Мужской монастырь, известный с 1676, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в. В кон. XVIII в. при игум. Арсении (Левицком) и его преемниках отстроен в камне как единый архитектурный ансамбль, включающий собор, ограду с башнями и кельи. Закрыт после революции, в 1930-х постройки переданы птицеводческому колхозу. В 1990 восстановлен как женский. Подробнее... Тихвинский Керенский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1683 Статус : действ. Адрес : Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Вадинск Проезд: От г. Пенза на рейсовом автобусе или маршрутном " Пенза - Земетчино " , " Пенза - Вадинск " . Монастырь, основанный как женский на месте явления иконы Божией Матери, в 1683. В 1764 упразднен. В 1822 при храмах бывшего монастыря официально открыта женская богадельня, в 1848 преобразованная в общину, а в 1852 - в монастырь. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с крепким хозяйством. Закрыт в 1927, часть зданий сломана, на территории размещены ПТУ, производство. Вновь открыт в 1997 как мужской на части старой территории. Подробнее... Казанский Нижнеломовский мужской монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

Летом 2002 года, накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, 8/21 июля, вблизи святого источника, где образовалось озерцо, были построены новая деревянная часовня и купель. В 2003 году группа людей шла по дороге из Пачелмы к г. Нижнему Ломову. И все они видели в воздухе церковь над местностью, где был монастырь. Через год, в 2004 году, здесь, на месте разрушенного Казанского собора, попечением Александра Петровича Мамыкина, директора Нижнеломовских электрических сетей, уроженца села Монастырского, трудами местных жителей была построена деревянная Казанская церковь и стала действовать как приходской храм. 19 мая 2004 года по Указу Высокопреосвященнейшего Филарета, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, храм был обращен в Подворье Тихвинского Керенского мужского монастыря. На территории были выстроены церковная лавка, трапезная, братский корпус, гостиница для трудников, находящихся на испытании. В 2005 году храм был снаружи обложен кирпичом. Когда разоряли монастырь, то вода в источнике сильно умалилась. Когда же с октября 2005 года в Казанской церкви ежедневно стала совершаться Божественная Литургия, приток воды в источнике вновь увеличился. Казанская Нижнеломовская икона Божией Матери, Иверская икона и икона святого Иоанна Предтечи после закрытия монастыря считались безвозвратно утраченными. Сохранялась лишь дореволюционная литография чудотворного образа Божией Матери. Иконы были сокрыты братией монастыря в страшные 1921-1922 годы, когда в Поволжье свирепствовал небывалый голод, и богоборческая власть, воспользовавшись этим, стала жестоко грабить монастыри и церкви. Со всех икон обители были сняты драгоценные ризы. 25 апреля 1922 года Нижнеломовская уездная газета сообщала, что по городу и уезду было «изъято» почти 50 пудов серебра (819 килограммов) и 80 пудов золота (1310 килограммов) в виде церковных ценностей: утвари, окладов икон и монет. В Казанском монастыре утвари из золота и серебра было «изъято» весом в 12 пудов. В настоящее время стало известно, что до 1937 года чудотворная Казанская Нижнеломовская икона Божией Матери и чудотворная икона святого Предтечи Иоанна поочередно находились у архимандрита Макария и иеромонаха Гедеона.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Нижн...

Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора. Однако до 1988 года вход на колокольню был заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение. Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского), " в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку - не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол - целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: " Вот видите, им дали, а они до чего довели " . 26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах Троицкого собора при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси. Руководил торжествами архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской). 27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября 1989 года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов. В 1997 году в дни, когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар кафедральному собору Саратовской епархии икону святителя Иннокентия с частицей его святых мощей. Другие святыни в соборе: чтимые иконы - Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его погребального облачения. Мощевик князя Голицина, содержащий 132 святыни. Иконы с частицами мощей: епископа Пензенского и Саратовского, святителя Феодосия Черниговского, равноапостольного Иннокентия Московского.

http://sobory.ru/article/?object=02694

В соседнем селе Маколово Чамзинского района  монастырь располагает подворьем – Казанской церковью, одной из самых благоустроенных в Мордовии. Второе подворье, Покровская церковь, находится в Рузаевском районе, в с. Спасское. Самыми известными реликвиями монастыря являлись Казанская икона Божией Матери, перед которой молился основатель старец Игнатий, и три местночтимые иконы – Иверской Божией Матери, Успения Богородицы и Спаса Нерукотворного образа, а также в соборе хранился ковчег с мощами  разных святых.  Еще одна чтимая икона, Божией Матери «Взыскание погибших», была доставлена в обитель перед революцией с Афона как вклад неизвестного почитателя старца Игнатия. В настоящее время святынями обители являются кресты с мощами многих святых, а также реликвии, полученные из Серафимо-Дивеевского монастыря – частицы от облачения прп. Серафима Саровского. Лит.: Фриновский М. Чуфаровский Троицкий монастырь Саранского уезда. – М., 1905; Бахмустов С. Б. Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь в прошлом и настоящем. – Саранск, 2000; он же. Монастыри Мордовии. – Саранск, 2000; Монастыри: Энциклопедический справочник. – М.: Изд. Моск. Патриархии – «Республика», 2000; Новые материалы из истории Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря по данным архива ФСБ по Республике Мордовия//Сар. ЕВ, 2002, 11, с. 38-55. http://www.gidrm.ru/doc_2502.html К истории с. Чуфарово по Пензенским Епархиальным Ведомостям за 1907 г.: " Храм во имя св. Живоначальной Троицы, с теплым приделом, в честь и память Покрова Пр. Богородицы, деревянный, построен в 1866 г.... Деревянная часовня в память Царя-Освободителя Александра II. Земли 90 д., в том числе 30 неудобной. Прихожан м.п 903, ж.п. 963. Приход состоит из села, Новой Куриловки (в 5 в.), Старой Куриловки (в 5 в.), Кургана (в 4 в. ). В селе училище земское " . Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Спасское является подворьем Свято-Троицкого Чуфаровского мужского монастыря. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17590

А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества? Много сохранилось чудотворных списков этого образа: в Москве, Казани, Петербурге, в других городах. Имя Казанской носят Ярославская, Вязниковская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская и другие иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, бывший в советские годы музеем атеизма. И у нас в Москве на Красной площади, как когда-то, рядом с Иверской часовней — храм Казанской иконы Божией Матери. Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы прежде всего не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища у православных людей не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена агарянских гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас терпеливо исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери. Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети — чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь. Если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Здесь, пожалуй, корень всего. Мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как ни придет к ней батюшка, все застает ее плачущей. «О чем плачешь, матушка?» — спрашивает ее. «О детях и о священниках, — отвечает она. — Как не плакать?» Воистину невозможно не плакать. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем — прежде всего о детях и о священниках. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди полного сегодняшнего разорения принести этот дар — самое драгоценное, что есть у него, — Господу.

http://moral.ru/kazanskaya-ikona/

В 1781 году на месте сгоревшей при пожаре деревянной была выстроена новая Покровская церковь, " зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка... " . Она была украшена богатым убранством, а самой ценной считалась Казанская икона Божией матери древнегреческого письма, в золотой ризе. Колокола Покровского храма всегда начинали звонить первыми, и только затем к ним присоединялись остальные слободские храмы. Свято-Троицкий храм появился в слободе в XIX веке. Первое письменное упоминание о его строительстве мы находим в книге для записи ризницы и всего церковного имущества, выданной священнослужителям " от Саратовской духовной консистории Саратовского уезда Заволжской Покровской слободы " 21 июня 1832 года. На первой странице читаем: " Церковь каменная во имя Святыя и Живоначальныя Троицы в длину с колокольнею 11 сажень (23 м 76 см), в ширину 6 саженей и 1 аршин (13 м 67 см), в высоту с куполом 15 сажень (32 м 40 см), крепка. Холодная, покрыта железом, приделов не имеет, построена в 1818 году " тщанием прихожан " на месте ранее действующей деревянной церкви, приписной к Саратовскому Свято-Троицкому собору. При сей церкви земли усадебной и сенокосной не имеется, а пахотной отмежевано 120 десятин и покосной 12 десятин " . В дальнейших описаниях появилась другая дата - построена в 1825 году. Видимо, строительство началось в 1818 году, а может быть, и ранее, но затянулось на несколько лет. Размер пожертвований зависел от урожайности года, от цен на зерно. В 1825 году возведение храма было закончено. В мае 1825 года настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Арсений по Указу Пензенской духовной консистории освятил храм во имя Живоначальной Троицы. Большинство прихожан нового храма составляли государственные крестьяне Покровской слободы. Они по возможности жертвовали иконы, деньги, а также духовную литературу в приходскую библиотеку. Имена некоторых благотворителей дошли до наших дней. Нерукотворный образ Спасителя и образ Усекновения главы Иоанна Предтечи пожертвовал государственный крестьянин Антон Хмара, а икону Покрова Божией Матери подарил крестьянин Семён Анисимович Кузьменко, бывший в те годы старостой храма.

http://sobory.ru/article/?object=11362

Кафедральным собор стал именоваться с 1803 года, когда образовалась самостоятельная Пензенская архиерейская кафедра. Возведение собора шло с 1800 по 1824 год. Строился он на пожертвования, собранные жителями Пензы и губернии, и представлял собой образец храма, выполненного в стиле русского классицизма начала XIX века. Собор состоял из двух этажей. В верхнем этаже, или в летней церкви, было два престола - главный во имя Всемилостивого Спаса и придельный престол во имя Успения Божией Матери. В нижнем этаже, или в зимней церкви, имелось три престола - главный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и два придельных, один во имя Святой Великомученицы Екатерины, а другой во имя Святых Мучеников Евлампия и Евлампии. Рядом с собором возвели колокольню, которая была видна за 20 вёрст окрест. На ней находилось десять колоколов, самый большой из них весил 676 пудов (10,8 т). Собор был обнесён великолепной чугунной решёткой. История Пензенского Спасского кафедрального собора тесно связана с историей города и страны в целом. От его стен отправлялись на войну народные ополчения 1812 и 1855 годов, а в самом соборе, " на особо устроенных местах " , хранились впоследствии знамёна этих ополчений. В храме находилась также одна из самых почитаемых в городе святынь - икона Казанской Божией Матери. Ею царь Алексей Михайлович благословил " новопоселенных граждан " города-крепости Пензы. Именно этой иконе приписывается " чудесное избавление от воинских кубанских людей " в августе 1717 года, когда на Пензу напали " кубанцы " , как тогда называли ногайцев, кочевавших в астраханских и саратовских степях. Известен был собор и тем, что в нём обрёл свой вечный покой епископ Иннокентий, один из первых пензенских архиреев, человек энциклопедических знаний, по ложному навету сосланный Александром I в Пензенскую епархию, где он и умер в октябре 1819 года в возрасте 35 лет. При посещении Пензы на молебнах в соборе были многие " царственные особы " - Александр I, Николай I, Александр II (будучи ещё наследником престола), Николай II и его брат Михаил. О пребывании двух последних монархов в храме напоминала памятная мраморная доска. В 1850-1851 годах стены и своды собора расписали художники Макаровы, отец и сын, известные в то время живописцы, основатели живописной школы, которая была первым художественным учебным заведением в Пензенской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=47830

В 1905 г. Успенский храм был достроен и освящен епископом Тихоном. 1 мая освятили главный престол во имя Успения Божией Матери, 15 мая – левый во имя Алексия Московского, 19 июня – правый во имя Жен-Мироносиц. Успенский собор по проекту был выполнен в псевдорусском стиле и имел традиционную объёмно-пространственную композицию, характерную для таких построек того времени. Краснокирпичный храм выстроен в традициях русского зодчества и представляет собой здание крестово-купольного типа, увенчанное пятью главами. К нему примыкают три полукруглые апсиды с востока и небольшая звонница с запада. Уравновешенность масс, умеренное использование декора, характерного для древнерусского зодчества, придают храмовому зданию черты торжественности и монументальности, что сыграло не последнюю роль в изменении статуса кладбищенского храма, а именно — превращение его в советское время в Пензенский кафедральный собор. Храм расположен на возвышении и оттого кажется, что он так близок к небу, устремив свои купола в небеса. Однако если при рассмотрении издалека возникает ощущение легкости конструкции и ее невесомости, то при близком рассматривании заметна массивность кирпичных стен и их монументальность. В три стороны от собора расходятся паперти, обозначающие вход в храм. Несмотря на то что эклектичный стиль, которому решил соответствовать зодчий при создании Успенского храма, скромен и не имеет какой-либо лепнины или других архитектурных деталей, служащих украшением фасада, храм по-своему красив уникален. Над центральным входом в Успенский собор расположены две иконы — «Воскрешение Иисуса Христа» и «Жены-мироносицы». После революции (вероятно, в 1922 г.), Успенский собор перешел обновленцам. 25 октября 1931 года в связи с решением обновленческого епархиального управления о слиянии «синодальных» (обновленческих) общин Богоявленской, Петропавловской, Покровской церквей, Успенский храм получил статус кафедрального собора. В 1931-1937 гг. здесь находилась обновленческая архиерейская кафедра. По некоторым сведениям, в храме тогда находилась Пензенская Казанская чудотворная икона Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=18552

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010