отпускать ежегодно в Моршанск К. В. и. сроком на месяц с 18 июля (Там же. С. 19-20). Во время эпидемии холеры в Тамбове летом 1871 г. жители решили ходатайствовать о принесении в город К. В. и., уже широко прославленной как избавительница от болезни в Моршанске и Шацке. Икона прибыла 11 июля и была встречена крестным ходом из всех городских храмов, а уже на следующий день, по свидетельству прот. Алексия Цветаева, число умерших от холеры сразу сократилось вдвое. Икона пробыла в Тамбове месяц, в течение которого ее носили по домам большей части горожан; местом же постоянного пребывания иконы были Казанский мон-рь и Спасо-Преображенский собор ( Цветаев. 1916. С. 11-12). В благодарность Божией Матери и как вещественный памятник того, что «упование на Пресвятую Богородицу их не посрамило», жители Тамбова по инициативе мещан Ионы Ивановича Попова и Ивана Александровича Толмачёва возвели каменную часовню (освящена в 1875, не сохр.). В часовне хранилась копия К. В. и., написанная специально для Тамбова свт. Феофаном Затворником (Говоровым). В дореволюционных источниках сообщалось, что на оборотной стороне образа была надпись: «Истинное изображение, мера и подобие с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вышенской пустыни, полученное тамбовскими гражданами в благословение от преосвященного Феофана, бывшего епископа Тамбовского и Шацкого, им самим собственною рукою написанная в 1876 г. июня 11 дня» (Там же. С. 16). В благодарность за избавление от холеры тамбовские граждане устроили также для К. В. и. «сребропозлащенный» киот (Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 31). В сер. XIX в. были организованы крестные ходы с К. В. и. Во время настоятельства архим. Аркадия (Честонов Андрей Иванович; управлял мон-рем с 30 марта 1862 по 1 нояб. 1907) они приобрели регулярный характер. Крестный ход с иконой начинался 19 апр. и продолжался в течение всего лета, проходя через Шацк, Моршанск, Козлов (ныне Мичуринск), Кирсанов, Тамбов и др. Вскоре К. В. и. была известна как чудотворная и жителям городов Спасска, Сапожка, Елатьмы и даже Харькова.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Вышенский собор был празднично убран, залит морем света. Настоятель и братия одеты в великолепные бархатные ризы, расшитые золотом. С первым ударом большого монастырского колокола крестный ход двинулся из храма к святым воротам с иконой Богоматери Казанской Вышенской — копией с Чудотворной иконы. Как сообщалось в «Тамбовских епархиальных ведомостях», это было великое церковное и царское торжество. Множество людей выстроилось в два ряда от святых ворот до монастырского леса . Их Высочества в сопровождении князей Нарышкиных на лодке по реке Цне доплыли до необходимого места, вышли на берег и в открытом экипаже под неумолкающий благовест по главной дороге, пролегающей по сосновому лесу, направились в монастырь. Как только экипаж миновал лес, «начался красный звон. Великие князья… по усыпанной песком дорожке, тихо шествовали к царским вратам, а стоявший по обе стороны густыми шпалерами православный люд мгновенно, как один человек пал на колени и поклонился до земли шествующим, — смотря и радуясь на дорогих гостей…» . Сняв головные уборы, Августейшие паломники приложились к святыне и святому кресту, поднесенному им о. Аркадием, который окропил их святой водой. После службы в Казанском соборе паломники еще раз приложились к иконе Божией Матери Казанской Вышенской (копии с чудотворной иконы, которую торжественным крестным ходом обносили по Тамбовской губернии). Архимандрит Аркадий рассказал высоким паломникам о храме, о его престолах, об утвари храмов. Показывая окрестности монастыря, настоятель с гостями пригласил паломников посетить монастырский пчельник. По проложенной среди липового леса и усыпанной песком дорожке они шли и наслаждались глухой уединенностью и ароматом этого уголка природы, блаженной простотой и душевной его близостью. Минут десять посидели путники возле пчельника и на обратном пути вновь посетили келью архимандрита. Повсюду за Августейшими гостями безмолвно, боясь вспугнуть очарование этих незабываемых минут, бесшумно следовали толпы народа. Зайдя в келью настоятеля, Великие князья вкусили свежего сотового меда. Этот липовый мед, уложенный в липовом деревянном ставне, они взяли с собой. Их Высочества увозили с собой сокровище — подаренные им иконы Вышенской Богоматери.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. — 3-е изд., испр. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 368 с. – (Б-ка духовной прозы) Эта книга – одна из самых замечательных книг о молитве. Учиться непрестанной Иисусовой молитве по ней благословляли святитель Феофан Затворник и оптинские старцы. На ней воспиталось несколько поколений православных людей. Приводим отрывок из книги. ПРЕДИСЛОВИЕ «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» достаточно известны в России. Первые четыре рассказа написаны русским автором во второй половине прошлого века и распространялись в рукописном и печатном виде. Они были обнаружены и переписаны на Афоне настоятелем Черемисского монастыря Казанской епархии игуменом Паисием и им же изданы. В 1884 году в Москве вышло уже четвертое издание. Кроме указанных четырех рассказов, в бумагах в Боге почившего преподобного старца иеросхимонаха Амвросия Оптинского, были обнаружены в рукописи еще три рассказа странника, которые названы «Свиданиями». Они дважды издавались в России в 1911 году тщанием архиепископа Никона (Рождественского; † 1917/18), а затем переиздавались за границей. Кому принадлежат эти рассказы, неизвестно. На сей счет высказывались различные предположения. В числе возможных авторов называли и игумена Тихона — настоятеля одного из монастырей Нижегородской или Владимирской епархии, автора ряда душеполезных книг, и архимандрита Михаила, настоятеля Троицкого Селенгинского монастыря, и преподобного Амвросия Оптинского, и святителя Феофана Затворника Вышенского. Но достаточных оснований отдать предпочтение кому-либо из них не имеется. Вероятно, автор рассказов был неизвестный, хотя и одаренный писатель. Святой епископ Феофан (Говоров), Вышенский Затворник (1815—1894), свидетельствует о том, что сам исправил «Рассказы» и дал им известный нам вид. Об этом он написал Н.В. Елагину в письме от 26 октября 1882 года: «...Помните или знали ль Паисия Саровского — теперь игумена где-то в Казанской епархии? Он начал рассказ странника, искавшего молитву Иисусову... Я эту книжицу поправил и дополнил... и послал для второго издания».

http://pravoslavie.ru/30850.html

Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Богослужения в ней проводятся с 1995 года. Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах. Богослужения в ней начаты с октября 2000 года. Святыни: Местная чтимая чудотворная икона Божией Матери – Казанская (единственная икона, сохранившаяся от тех икон в монастыре, которые были до безбожных гонений). В монастыре пребывают частицы мощей Рязанских святителей: сщмч. Мисаила (1651-1655), свт. Феодорита (1605-1617), свт. Гавриила (1837–1858), свт. Мелетия (1896–1900); честные останки рязанских преосвященных: архиепископа Алексия Титова (1733–1750), архиепископа Антония (1621–1637), епископа Гурия Лужецкого (1554–1562), епископа Михаила (1548–1551), митрополита Стефана Яворского (1700–1722). В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня. Имеются икона св. апостола Андрея Первозванного, икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.   Монастырь имеет два храма-подворья: храм Рождества Богородицы в с. Абрютино и храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Плахино. Функционирует монастырский хозяйственный двор в с. Екимовка Рязанского района. Важные события из жизни обители Открытие св. обители 25 декабря 1995 г. указом Святейшего Патриарха и Св. Синода. С июня 1998 г. по настоящее время в монастыре издается газета «Святые врата». В сентябре 1999 г. при монастыре организована воскресная школа. 16.06.2000 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Троицкий Соборный храм. В июле 2001 г. в Рязани пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская-Вышенская». Ее крестный ход по храмам Рязани начался со Свято-Троицкого монастыря. http://www.ryazeparh.ru/ Троицкий монастырь находится близ г. Рязани на старой Московской дороге, «усть реки Павловки», впадающей в реку Трубеж. Время основания его с подлинностью не известно, хотя и есть предание, что преподобный Сергий, бывший в Рязани в 1385 г. для примирения князя Рязанского Олега с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, по прибытии в столицу княжества Рязанского, не прямо вступил в княжеский дворец, находившийся на месте нынешнего архиерейского дома, а предварительно останавливался в Троицком монастыре. В силу этого довольно темного предания, построение сего монастыря относят к концу XIII или к началу XV столетия. Но такое предание не подтверждается ни одною из летописей, хотя в них и встречаем более или менее подробные известия о посещении Олега преподобным Сергием. По этому нам кажется более вероятным то предположение, что Троицкий монастырь был основан в память пребывания преподобного Сергия в Рязани и, следовательно, не ранее XV столетия.

http://sobory.ru/article/?object=08281

Затем митрополит Климент рассказал о деятельности Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, а также о первоочередных задачах, стоящих перед рабочими группами, образованными в рамках этого совета. Во второй части пленарного заседания участникам чтений был показан документальный фильм «Памяти епископа Феофана Затворника», снятый Свято-Успенским Вышенским монастырем при содействии Православного информационного агентства «Русская летопись». Затем выступил Детский хор Союза композиторов России «Преображение» под управлением заслуженного работника культуры РФ Михаила Славкина. Хор исполнил ряд церковных песнопений на музыку русских композиторов. В перерыве между песнопениями учащийся одной из средних школ города Мытищи Сергей Черкасов прочитал стихотворение преподобного Варсонофия, старца Оптинского, посвященное святителю Феофану Затворнику. Второе пленарное и секционные заседания Феофановских чтений 1-2 октября Феофановские чтения продолжились в Рязани и в Свято-Успенском Вышенском монастыре, на месте подвижнической жизни и затвора святителя Феофана. На границе Рязанской области митрополита Калужского и Боровского Климента встречали архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, представители правительства Рязанской области, другие официальные лица. В ходе поездки митрополит Климент выступил перед профессорами, преподавателями и студентами Рязанского государственного университета им. Сергея Есенина, а также посетил Рязанский кремль, где молился перед главными святынями Рязанской земли. Вечером 1 октября, по прибытии в Свято-Успенский Вышенский монастырь, владыка митрополит совершил молитву перед честными мощами святителя Феофана, Затворника Вышенского, почивающими в Казанском соборе обители. На следующий день в Казанском соборе митрополит Калужский и Боровский Климент возглавил служение Божественной литургии. Владыке митрополиту сослужили заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев) и многочисленные участники чтений в священном сане. После Литургии и молебна перед мощами святителя Феофана митрополит Климент произнес слово перед собравшейся паствой.

http://patriarchia.ru/db/text/1288180.ht...

В 2001 году Святейший Патриарх посетил одиннадцать епархий нашей Церкви. Среди них четыре белорусских епархии: Брестская, Пинская, Туровская и Гомельская. В Тобольской епархии Предстоятель побывал в пяти городах Западной Сибири и освятил построенные там храмы. Состоялись поездки в Санкт-Петербургскую, Чувашскую и Калужскую епархии, а также паломничество в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и посещение новообразованной Бакинской епархии. Главным событием поездки в Тульскую епархию стала панихида на Куликовом поле. В 2002 году состоялось посещение десяти епархий: Минской, Гомельской, Брестской, Новосибирской, Томской, Рязанской, Тамбовской, Костромской, Санкт-Петербургской и Астраханской. В дни славянской письменности и культуры Предстоятель возглавил торжества в Новосибирске, где 24 мая 2002 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в крестном ходе участвовало более двенадцати тысяч верующих. Во время поездки в Рязанскую епархию в Вышенский монастырь были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. В Рязани и Касимове были освящены кафедральные соборы после их реставрации. В июле того же года, в дни престольного праздника обители, состоялось паломничество на Валаам. В том же году во время визита в Костромскую епархию состоялся крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, в котором участвовали около сорока тысяч верующих. С 30 июля по 1 августа 2003 года Предстоятель Русской Церкви возглавлял торжества в честь 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского в Сарове и Дивееве, а в сентябре того же года совершил визит в родную для него Эстонию. В июле 2004 года состоялась поездка в город Тихвин, в Тихвинский Свято-Успенский монастырь, где прошли торжества по случаю возвращения в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери после 60-летнего пребывания этого святого образа за пределами нашего отечества. 29 августа 2004 года Святейший Патриарх посетил воссозданный Троицкий собор в Завидове (Тверская епархия) и ознакомился с жизнью прихода. В 2005 г. А. посетил Екатеринодарскую епархию (15-16 июля). 20 и 21 июля А. принимал участие в торжествах, посвященных 450-летию Казанской епархии. С 30 июля по 1 авг. Святейший Патриарх совершал поездку по Владимирской и Ярославской епархиям. Программа поездки включала посещение Стефанов Махрищского во имя Св. Троицы ставропигиального жен. мон-ря близ Александрова, Варницкого во имя Св. Троицы муж. мон-ря в Ростове и Никольского мон-ря в Переславле-Залесском. Маршрут паломничества определялся юбилейной датой истории – 625-летием героической Куликовской битвы. В этом же году А. посетил Калужскую епархию, побывал с первосвятительским визитом в Молдавии, принял участие в праздновании 625-летия Куликовской битвы в г. Серпухове и торжествах в честь празднования Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства в Нижнем Новгороде.

http://pravenc.ru/text/64696.html

М., 1882; 3) Письма о христианской жизни. М., 1880; 4) Письма к одному лицу в С.-Петербург по поводу появления там нового учителя веры. СПб., 1881; 5) Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1882; 6) Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов, 1894. После кончины святителя Феофана его письма были напечатаны в различных духовных журналах, а многие из них были собраны афонскими иноками и изданы в восьми выпусках под заглавием “Собрание писем святителя Феофана”. М., 1898–1901. В 1973г. были собраны еще 422 письма Преосвященного Феофана, находившиеся в различных журналах, в архивах МДА и не вошедшие в “Собрание писем святителя Феофана”. Эти письма помещены в Приложении к кандидатскому сочинению иеромонаха Георгия (Тертышникова) “Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника ”. МДА, 1973 (рукопись). 157 ДубасовИ.И. Памяти святителя Феофана – Тамбовские епархиальные ведомости, 1894, октябрь, с.872. 159 “Отлично он умел выпиливать, вырезывать из дерева, был знаком со столярной и токарной работой” (Л. Поездка в Вышу. – Душеполезный собеседник, 1904, январь, с.15). 162 Святитель написал копию Казанской иконы Божией Матери, о чем он сообщает в своем письме от 17 октября 1876г.: “Мне очень приятно слышать, что писанная мною копия Казанской иконы Божией Матери нравится. Я старался, чтобы она, сколько можно, походила на настоящую” (Собрание писем святителя Феофана, вып.3, с.49). 163 “Масса икон не только в его келлиях, но и в соборе написаны были кистью Святителя. Дивное, неземное выражение во всех святых ликах” (Л. Поездка на Вышу. – Душеполезный собеседник, 1904, январь, с.14). 166 В келлии Вышенского затворника после его кончины были найдены “деревянная резная панагия, с деревянной цепью, деревянный резной крест для ношения на груди” (КорсунскийИ.Н. Указ. соч., с.182; Душеполезное чтение, 1894, с.698, 700). 171 Епископ Феофан. Три письма по Восточному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

К. В. и. зимой пребывала в киоте за правым клиросом теплого Успенского храма, а летом икона в том же киоте помещалась в середине местного образа «Коронование Божией Матери» по левую сторону от царских врат главного иконостаса Казанского собора. Существуют описания мн. чудес и исцелений от К. В. и. по молитвам к Божией Матери частных лиц. Они записаны в документах, хранящихся в архивах Тамбова и Рязани. В 1853 г. в г. Шацке свирепствовала холера. При бессилии медицинских средств решено было обратиться к заступничеству и помощи Царицы Небесной. По просьбе жителей Шацка через городничего Волкова К. В. и. была взята из Вышенской пуст. Ее носили по всем без исключения домам, после чего холера прекратилась в кратчайший срок, что видно из благодарственного письма того же Волкова игумену Вышенской пуст. Герасиму с братией. После этого икона бывала в Шацке довольно часто и всякий раз по просьбе жителей. Такими же чудесами, какими сопровождалось пребывание К. В. и. в Шацке, ознаменовалось и пребывание образа в Моршанске в том же 1853 г., когда к нему приблизилась эпидемия холеры. По просьбе жителей города и местного духовенства икона была принесена в Моршанск на 3 недели, и это «сохранило град и его предградия от смертоносной язвы, облежащей всех жителей, потерявших всякую надежду на спасение в предстоящей и угрожающей всем болезни» (из благодарственного письма моршанцев игум. Герасиму. См.: Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 19). По прекращении холеры жители Моршанска в благодарность Царице Небесной за Ее к ним милость в том же 1853 г. пожертвовали серебряную раму на икону с надписью: «Святой Заступнице и Ходатаице за грешных обитателей города». В дальнейшем жители Моршанска неоднократно брали образ к себе из Вышенской пуст.; затем ходатайствовали перед Святейшим Синодом о том, чтобы «чудотворная икона Казанской Божией Матери, находящаяся в Вышенской Пустыни, была приносима в Моршанск ежегодно». Ходатайство это Синодом было удовлетворено. В 1862 г. последовало формальное разрешение настоятелю Вышенской пуст.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В. и., во время одного из к-рых местной ЧК были арестованы священнослужители, а икона конфискована. Крестьяне узнали о поругании образа и пошли его выручать, не отступив даже, по свидетельству И. З. Штейнберга, когда по ним открыли огонь из пулемета (Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 33-34). С иконы была сорвана риза, в к-рой было 3,5 фунта золота и к-рая была украшена драгоценными камнями, а «доска» была брошена. Икону спрятали монашествующие Вышенской пуст., сохранившие святыню и успевшие передать ее перед арестом 2 монахиням, жившим в с. Эммануиловка. Те перед смертью передали икону заштатному (т. к. все храмы в округе были закрыты) свящ. Василию Яковлеву, проживавшему в с. Шаморга, в 5 км от пос. Выша. В 1946 г. открылся для богослужений первый и единственный в этом районе Рязанской епархии храм - во имя прп. Сергия Радонежского в с. Эммануиловка, а в 1947 г. свящ. Василий был поставлен служить в нем. Образ перенесли в храм, где он с тех пор и пребывает. Вызолоченная риза и киот были созданы в Москве в 50-х гг. XX в. на сбережения жителей окрестных сел. До этого икону дважды украшала фольгой Анисья Ялтуновская, старшая из 3 сестер - подвижниц благочестия, пострадавших за веру в годы репрессий (Воспоминания Варвары Павловны Инструниной, старейшей прихожанки храма в с. Эммануиловка, о судьбе Казанского-Вышенского образа Божией Матери в годы советских гонений на Церковь//Архив НУК ЦИАМ «Древлехранилище»). В Вышенском мон-ре в наст. время пребывает чтимый список К. В. и. (XIX в.), сохраненный в годы гонений и возвращенный в мон-рь. В 2001 г. стараниями архиеп. Евгения (Ждана) и по благословению управляющего Рязанской епархией митр. Симона (Новикова) впервые после долгого периода забвения был совершен крестный ход с К. В. и. вокруг Тамбова по окружной дороге (на расстоянии ок. 100 км). 19 марта 2004 г. по ходатайству еп. Тамбовского и Мичуринского Феодосия (Васнева) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возродить ежегодные крестные ходы с К.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Царь Иван Грозный повелел устроить на месте обретения иконы храм в ее честь, куда и поместили Казанскую икону Божией Матери; здесь же был основан женский монастырь. Память чудесного обретения иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани Русская Церковь отмечает 8/21 июля. Небольшая икона, обретенная на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. Особенно большое значение получила эта икона в Смутное время (1605–1612), вызванное иноземной польско-литовской интервенцией. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген призвал всех русских «положить души свои за Дом Пречистой». На призыв Первосвятителя в Нижнем Новгороде было составлено ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Дмитрию. И Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство. Несмотря на огромные трудности с оружием и продовольствием, русское войско в октябре 1612 года подошло к Москве. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились ко Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана, Кремль был взят. В память освобождения Москвы установлено было совершать 22 октября/4 ноября празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица. Из множества икон Богоматери, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе: существуют Казанские иконы Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская, Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская и многие другие.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010