Так, текст Сергиевской редакции, к которой принадлежат Пантелеимоновская и Парижская рукописи, имеет следы правки и небольшие сокращения по отношению к первоначальному. Вероятно, к Сергиевской редакции восходит и краткая печатная редакция, впервые опубликованная в 1882 году 31 . Результатом другого редактирования первоначального текста стала редакция рассказов, к которой восходят тексты и Оптинской, и Афонской редакций. Текст Оптинской редакции, судя по всему, готовился к публикации, на что указывает последовательная стилистическая правка. Происхождение данной редакции связано, вероятно, с деятельностью преподобного Амвросия Оптинского , по указанию которого в январе 1880 года был изготовлен список рассказов и которому было известно о безуспешной попытке опубликовать этот текст при содействии некоего высокопоставленного лица 32 . Происхождение Афонской редакции связано, вероятно, с деятельностью афонского монаха Мелетия (в схиме – Михаила) (Козлова), который познакомился с рассказами странника, вероятно, во время пребывания в России в 1860–1866 годах. Текст этой редакции был переписан на Афоне иеромонахом Паисием (Федоровым), который в путевом дневнике отметил встречу со схимонахом Михаилом из старообрядцев, то есть Михаилом (Мелетием) Козловым, состоявшуюся 24 сентября 1868 года 33 . В 1881 году на основании текста Афонской редакции игумен Паисий (Федоров) осуществил editio principes, сопровождавшееся подборкой текстов об Иисусовой молитве, составленных отцом Арсением (Троепольским) 34 . В подготовке второго казанского издания принимал активное участие святитель Феофан Затворник , который летом 1882 года «поправил и дополнил» текст присланного игуменом Паисием казанского издания 35 , что, как и в случае преподобного Амвросия Оптинского , свидетельствует об отсутствии существенных замечаний и возражений по содержанию рассказов и изложению молитвенной практики. Перед этим вышенский затворник перечитывал книгу Дж. Беньяна «Путь пилигрима», один из литературных источников рассказов странника, и даже намеревался «исправить ее и выдать под заглавием: Иван Буян, обратившийся в Православие» 36 , что, судя по всему, дало дополнительные основания для редактирования рассказов русского странника. Эта работа, в свою очередь, способствовала и подготовке пятого тома русского перевода «Добротолюбия» (издан в 1889 году), содержащего отредактированные святоотеческие тексты об Иисусовой молитве. Текст третьего казанского издания, повторяющий второе издание, представляет собой textus receptus, лежащий в основе последующих изданий и переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Недостаток богословской рефлексии и пограничный характер И., мистицизма и ересей отразился в России и в др. текстах и формах И. Так, согласно исследованиям А. М. Пентковского (ИАБ, 9. 812, 817-818; Пентковский. 2010), автором необычайно популярных в XIX-XX вв. «Откровенных рассказов странника своему духовному отцу» (ИАБ, 9. 810-825; научно-критическое изд., до сих пор отсутствующее, готовится Пентковским), считающихся «классикой русского исихазма», был иером. Арсений (Троепольский) (ср.: ИАБ, 2. 146; 9. 1236), сочетавший в этом произведении православную практику «Добротолюбия» с элементами зап. мистики и цитатами из переводов европ. мистических сочинений, изданных в России в кон. XVIII - нач. XIX в. московскими мартинистами и их последователями. Согласно наблюдениям Пентковского, «в подготовке второго казанского издания [Откровенных рассказов...] принимал активное участие свт. Феофан Затворник, к-рый летом 1882 г. «поправил и дополнил» текст присланного игуменом Паисием казанского издания, что, как и в случае преподобного Амвросия Оптинского, свидетельствует об отсутствии существенных замечаний и возражений по содержанию рассказов и изложению молитвенной практики. Перед этим вышенский затворник перечитывал книгу Дж. Беньяна «Путь пилигрима», один из литературных источников рассказов странника, и даже намеревался «исправить ее и выдать под заглавием: Иван Буян, обратившийся в Православие», что, судя по всему, дало дополнительные основания для редактирования рассказов русского странника. Эта работа, в свою очередь, способствовала и подготовке 5-го тома рус. пер. «Добротолюбия» (издан в 1889 г.), содержащего отредактированные святоотеческие тексты об Иисусовой молитве. Текст 3-го казанского издания, повторяющий 2-е издание, представляет собой textus receptus, лежащий в основе последующих изданий и переводов» ( Пентковский. 2010. С. 58). Другой чрезвычайно популярный текст - беседа прп. Серафима Саровского (о нем см.: ИАБ, 9. 457-607; достоверность отдельных житийных сведений вызывает у исследователей сомнения, см.: ИАБ, 9. 598, 599; Степашкин. 2002) с Мотовиловым о цели христианской жизни - также не имеет науч. издания, а сами фигуры составителя «Беседы» Н. А. Мотовилова (воспоминания к-рого изданы по рукописи из РНБ, см.: Записки Н. А. Мотовилова. 2005; в последнее время изданы также письма и бумаги Мотовилова из ГАРФ и частных архивов, см.: ИАБ, 9. 573 и др.) и 1-го публикатора «Бесед» С. А. Нилуса вызывают сомнения в части доверия к сообщаемым им сведениям и корректности публикаторских принципов (ср.: ИАБ. С. 557; 9. 511 и др.). Однако не подлежит сомнению, что старец Серафим был делателем Иисусовой молитвы, а в «Беседах с Мотовиловым» зафиксирован подлинный опыт преподобного старца, о к-ром Мотовилову стало известно из устных бесед и каких-то рукописных источников.

http://pravenc.ru/text/674926.html

От составителя Часть 1. Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского Детство преподобного Парфения Благодатный отрок Посещение Киево-Печерской Лавры Возвращение навсегда в Киево-Печерскую Лавру и начало подвижнической жизни Принятие монашеского пострига Иеромонах и духовник Киево-Печерской Лавры Восприятие великого ангельского схимнического образа Случай прозорливости Последние годы жизни Последние дни жизни и блаженная кончина праведника Голосеевская пустынь Часть 2. Объединенные Духом О последних годах, днях жизни и блаженной кончине преподобного Парфения Е.Н. Бердяева, урожденная Бехметеева, духовная дочь Парфения тайная монахиня Семейство Мухановых Святитель Филарет, Митрополит Киевский и Галицкий Тайная монахиня Агния (графиня Анна Алексеевна) Блаженный Паисий Христа ради юродивый Киево-Печерский Преподобный Алексей Голосеевский, Киевский Ионникий (Руднев) митрополит Киевский и Галицкий Архиепископ казанский и свияжский Антоний (Амфитеатров) Святитель Феофан, затворник Вышенский Игуменья Парфения Вечер Великой Субботы К христианину Ответ на вопросы На смерть младенца Капли из океана Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский Священномученик митриполит Казанский и Свияжский Преподобный Варсонофий Оптинский Святой Силуан Афонский Святой праведный Феодор Томский Евгений Поселянин (Погожин) духовный писатель Часть 3. Духовные наставления и молитвы Духовный наставления и изречения Преподобного Парфения О помощи Божией О молитве О борьбе со страстями и о стяжании добродетелей О монашестве О Чтении Слова Божия Молитвы Преподобного Парфения Киевского Ежедневная молитва Преподобного Парфения Киевского Молитва ко Иисусу Христу, нашему Спасителю, о всех людях Молитва ко святому Духу Воззвание к пресвятой Богородице: Молитва ко Пресвятой Богородице Молитва Пресвятой Богородице о защите от злобных стражей мытарств Молитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры Молитва преподобным отцем, глаголемая при входе в пещеры или когда и где кто изволит Часть 4. Портреты преподобного Парфения Портреты Преподобного Парфения Заключение Тропарь и кондак Источники Мир Вашему дому  

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

В завершение мероприятия к участникам форума обратились Алсу Асадуллина и Айрат Файзрахманов. Затем в историческом парке прошла конференция «Подвижники благочестия на поприще образования». В форуме приняли участие митрополит Климент, митрополит Кирилл, заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), доцент Казанской духовной семинарии и Казанского федерального университета, председатель комиссии по канонизации святых Казанской епархии иерей Антоний Ермошин, директор Музея Казанской епархии иеромонах Аркадий (Логинов), Алсу Асадуллина, Айрат Файзрахманов, Татьяна Ильина, поэт, лауреат Патриаршей литературной премии Юрий Кублановский. Владыка Кирилл обратился с приветственным словом к собравшимся, напомнил, что в Казани состоится встреча с лауреатом Патриаршей литературной премии Юрием Кублановским и пригласил посетить это мероприятие. Далее участников форума приветствовал Юрий Кублановский. Затем митрополит Климент представил доклад, посвященный трудам святителя Феофана Затворника на ниве образования. В завершение выступления владыка преподнес митрополиту Кириллу сборник «Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», подготовленный Издательским Советом. Доклад митрополита Климента сопровождался подробной фотопрезентацией. Доклад о значении духовного наследия преподобного Амвросия Оптинского для современности подготовил иеромонах Макарий (Комогоров). Сообщение иерея Антоний Ермошина было посвящено жизненному пути святителя Ефрема, митрополита Казанского. С докладом «Книга в музейном пространстве на примере выставки " Пять веков Библии в Казани " » выступил иеромонах Аркадий (Логинов). Конференцию провел куратор выставки-форума «Радость Слова», ведущий специалист Издательского Совета иерей Андрей Степанов. После форума он презентовал новые книги Святейшего Патриарха Кирилла, выпущенные Издательством Московской Патриархии . По окончании презентации митрополит Климент передал книги в дар для Казанской епархии и для библиотеки Казанской духовной семинарии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6068928...

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской – в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы Кутузову и Барклаю. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали 129 пудов серебра и 37 с лишним фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. Спустя год, в 1923м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сперва в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940го – у правого клироса КнязьВладимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона московского письма конца XVI cmoлemuя, близкая по времени к своему первообразу из Казани, явила в годы последней войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обнести чудотворный образ Казанской иконы вокруг окруженных фашистами городов. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили, по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной. Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

http://pravoslavie.ru/put/050721141247.h...

— Расскажите, пожалуйста, как организована в монастырях просветительская деятельность? Какое участие принимают в ней насельники монастырей? — При двух городских тамбовских монастырях, Казанском и Вознесенском, уже более двух десятков лет действуют воскресные школы. Формат воскресных школ предполагает преподавание мирянам, детям и взрослым основ православной веры и культуры. Насельники монастырей активно участвуют в деятельности воскресных школ, регулярно проводятся экскурсии, в ходе которых паломников знакомят с историей обителей, их святынями, проводимыми реставрационными работами. В Казанском монастыре в здании семинарии располагается епархиальная библиотека, насчитывающая более 50 000 единиц хранения, среди которых есть издания XVIII-XIX веков. Большая библиотека имеется и в Вознесенском женском монастыре. При участии монашествующих ежегодно проводятся научно-практические конференции, в том числе юношеские Питиримовские чтения, Амвросиевская научно-практическая конференция. Насельники монастырей преподают в Центре дополнительного образования епархии, действующем на базе духовной семинарии и реализующем четыре направления: катехизаторское, молодежное, миссионерское и социальное. Они также привлекаются в качестве лекторов на еженедельный молодежный лекторий, организуемый епархиальным Отделом молодежи, культуры и паломничества. — Известно, что Вы регулярно участвуете в Феофановских образовательных чтениях. Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, какая работа сейчас ведется по изданию трудов святителя Феофана и почему важно для монашествующих изучать духовное наследие святителя? — Феофановские чтения периодически проводятся на Тамбовской земле, что закономерно, поскольку святитель Феофан четыре года являлся управляющим Тамбовской епархией. В 2017 году традиционная научная конференция, посвященная изучению его наследия, прошла 22 июня в Тамбовском епархиальном управлении. За время пребывания на Тамбовской кафедре он много сделал для духовного просвещения края и оставил яркий след в его истории. Святитель начал издавать первое епархиальное периодическое издание — «Тамбовские епархиальные ведомости», построил много храмов, перестроил семинарскую домовую церковь, при нем открылось почти 300 церковных школ, он стал основателем Тамбовского епархиального женского училища. Даже находясь в Вышенской пустыни, Затворник никогда не забывал о тамбовских почитателях и посылал им свои книги. Преосвященный Феофан оставил богатейшее богословское и эпистолярное наследие. Когда в Издательском Совете Русской Православной Церкви начали подготовку к изданию всех его трудов, стало известно, что 30% из них никогда не печатались и находятся в рукописях. Помимо полного собрания сочинений, будет издана подробная летопись его жизни и деятельности. Первый том уже вышел из печати. Святитель Феофан, богослов и аскет, близок к нам по времени, и, вероятно, поэтому в его трудах находят ответы на свои вопросы многие наши современники, в том числе монашествующие.

http://patriarchia.ru/db/text/5031783.ht...

Предыстория письма архиепископа такова. В 1879 году из Казанской епархии в Иркутск приехал отец Михаил (Козлов), назначенный начальником Забайкальской противораскольнической миссии и настоятелем Троицкого Селенгинского монастыря (с возведением в сак архимандрита). Владыка Вениамин, искавший кандидата на эту должность, остановил свой выбор на отце Михаиле, поскольку тот родился и был воспитан в среде старообрядцев, вел с ними уже несколько лет миссионерские собеседования в Казанской епархии. Прибыв в Иркутск, отец Михаил познакомил архиепископа с рукописью своей книги " Искатель непрестанной молитвы " , написанной им в бытность насельником Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (1857-1874 годы). Спустя некоторое время владыка Вениамин послал рукопись через Бийского епископа Владимира (Петрова) в Вышенскую пустынь, своему брату отцу Феодосию с просьбой представить сочинение отца Михаила для отзыва святителю Феофану Затворнику. Но как раз в то время, когда рукопись " Искателя непрестанной молитвы " была в пути, отец Феодосий умер (и нам остается только гадать, был ли передан святителю Феофану авторский вариант книги). Что же касается Бийского епископа, то он " Искателя непрестанной молитвы " прочитал и прислал своему иркутскому собрату суждение о книге. Архиепископ Вениамин пишет ему 18 марта 1881 года: " ... отвечу и на замечание ваше о рукописи о. архим. Михаила о непрестанной молитве. Я не нашел в ней осуждения нашей слабой молитве, и сам рассказчик обрел дух непрестанной молитвы, потому что сперва сам без руководства клал множество поклонов, а потом под руководством старца и без сомнения под действием его молитвы, которой не противился, как я, творил тысячами поклоны с Иисусовой молитвою. Другого способа к обретению непрестанной молитвы он не указывает и меня назидает тем, что смиряет сознанием, как далека моя молитва от настоящей молитвы. Чтобы породить и в других это сознание, я и рекомендую всем, особенно монахам, читать рассказы странника. А то не зная, в чем состоит настоящая молитва, легко вообразить и себя настоящим молитвенником [Отзывы странника о проповедях я понял так, что он не нашел в них того только, что искала его душа, а она искала разъяснения слов апостола: " непрестанно молитесь " (прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Известность пришла к Вознесенскому монастырю в середине XIX века. К этому времени здесь поселилась монахиня Миропия - потомственная дворянка, в миру Мария Аденкова. Когда муж Марии умер, вдова удалилась от мира, став послушницей московского Зачатьевского монастыря. В 1812 года, во время нашествия французов, сёстры эвакуировались из Москвы, и послушница Мария выбрала для поселения Тамбов. С ней в дорогу отправился и фамильный образ Казанской иконы Божией Матери с частицами мощей евангелиста Матфея, Василия Великого и святого Спиридона, а также частицей крови Иоанна Крестителя. То, что икона - чудотворная, выяснилось ещё в пути. Ямщик, задумавший было ограбить беззащитную пассажирку, внезапно ослеп и прозрел только после покаяния и совместной молитвы перед Казанской иконой Божией Матери. Уже в Тамбове в Вознесенском монастыре послушница, ставшая к тому времени монахиней Миропией, ежедневно читала акафисты перед святой иконой, стоящей в её келье. Перед смертью ей было видение - Богоматерь повелела Миропии передать образ в Шацкий Вышенский монастырь, где от неё стали происходить многочисленные чудеса. Её возили из Выши в разные города губернии. Монахиня Миропия была погребена у южной стены Вознесенской церкви. Над её могилой воздвигли железную часовню. А когда в 1906 году главный храм монастыря решили перестраивать, захоронение оказалось внутри его стен, и для него устроили нишу в стене, оформленную в виде пещеры с каменным спуском. В 1918 году началось разграбление обители. Были запрещены колокольные звоны и крестные ходы. В 1929 году закрыли тёплый Скорбященский храм, позже разрушили большой Вознесенский. Впрочем, и возрождение монастыря началось ещё при Советах. Скорбященскую церковь передали РПЦ в 1988 году в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси. В 1992 году было принято решение о возобновлении монашеской жизни. А в 2007 году заложили Свято-Вознесенскую церковь, которую строили семь лет. Судя по виду, на декор группу архитекторов Лунькина А. С., Лунькину Г.М. и Третьякова Д.И. явно вдохновил " Василий Блаженный " , хотя формы - типично Тоновские, да и стиль русско-византийский. Пёстрая эклектика возносится над городом на высоту более чем 60-ти метров. Издали очень впечатляет, вблизи, увы, слишком заметна " ростовая " и стилевая дисгармония с другими монастырскими постройками.

http://sobory.ru/article/?object=34645

Богородицы и свт. Николая Чудотворца) он освятил. 1 окт. 1846 г. в Тамбове он совершил закладку храма в честь Покрова Пресв. Богородицы (1869). Попечением Н. в тамбовском Казанском мон-ре, являвшемся резиденцией Тамбовских архиереев, были перестроены и расширены ветхое и тесное здание духовной консистории, теплая Иоанно-Предтеченская ц. и келейные корпуса. Епископ также освятил 16 июня 1844 г. главный престол собора в честь Казанской иконы Божией Матери (1831-1843) в Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , 22 мая 1846 г.- главный престол 5-купольного собора в честь Казанской иконы Божией Матери (1828-1846) в г. Лебедяни, в 1848 г.- перестроенный приходской 5-престольный храм в честь Вознесения Господня в г. Липецке, 12 сент. 1849 г.- 5-престольный Сторожевский Николаевский храм в г. Козлове (ныне Мичуринск), в 1852 г.- теплый собор во имя св. Илии Пророка в г. Кирсанове и др. При Н. в г. Моршанске был возведен величественный 5-купольный собор во имя Св. Троицы, освященный 24 нояб. 1857 г. уже новым еп. Тамбовским Макарием (Булгаковым) . Н. особо заботился о быте и благоприятных условиях служения тамбовского духовенства. По его ходатайству в епархии были введены т. н. приходские штаты: архиерей приписывал деревни из состоятельных приходов к бедным церквам, наделял храмы землями, переводил многосемейных служителей в лучшие приходы. Выдавал денежное пособие в качестве приданого девушкам, оставшимся без родительского обеспечения. «Никогда сироты духовного звания не пользовались такою благотворительностию и пожизненным обеспечением, как при епископе Николае, который слишком глубоко трогался их судьбою». В 1848 г., во время неурожая, по ходатайству Н. Синодом «разрешена была духовенству ссуда из кошелькой суммы» до 100 р. серебром «на семейство с уплатою без процентов» в течение 5 лет ( Хитров. 1861. С. 229-230; Андриевский. 1911. С. 6). В 1851 г. в купеческом доме на месте бывш. усадьбы купца Байкова Н. основал 2-е тамбовское (впосл. Серафимовское) духовное училище.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

В 1774 году в Вышенской пустыни побывали пугачёвские отряды, разграбившие Успенский храм. Опись конца XVIII века сообщает, что все строения монастыря (и ограда в том числе) оставались деревянными - кроме Успенской церкви; впрочем, и крыша последней была деревянной, да к тому же и пришедшей в совершенную ветхость. В 1800 году начался период возрождения обители. Есть сведения, что епископ Тамбовский и Щацкий Феофил (до 1799 года - епископ Тамбовский и Пензенский), увидев насколько оскудела Вышенская пустынь, хотел упразднить её или, как вариант, приписать к Саровской пустыни. Однако потом он изменил своё намерение и поставил в монастырь настоятелем старца Тихона из Сарова. Вот как новый настоятель описывал тогдашнее состояние обители: " В церковной трапезе, где придел святителя и чудотворца Николая, пол сгнил и служение исправлять опасно; ризница за ветхостию ни к употреблению, ни к починке никак не способна. Келии деревянные, ветхие, а некоторые келии и забор вокруг монастыря почти развалились, да ещё мало келий для братии " . В начале XIX века в пустыни подвизались лишь пятеро монахов и один послушник. За 44 года настоятельства отца Тихона в обители было сделано очень многое. Появились восемь корпусов для проживания братии, каменная ограда с башнями, ветхую деревянную колокольню заменили каменной четырёхъярусной, подняв на неё новые колокола. Но самой значительной постройкой стал каменный собор в честь Казанской иконы Божией матери, который начали возводить в 1831 году и к 1844 году достроили. Во времена игумена Тихона монастырь активно привлекал благотворителей, делавших солидные пожертвования на его благоустройство. Так, в 1837 году в Вышенскую пустынь поступил крупный денежный вклад от полковника Ивана Граве в размере 6000 рублей. К 1842 году в Вышенской обители числилось уже 34 монаха и 16 послушников. Святейший Синод, отмечая труды отца Тихона, наградил его напёрсным крестом и возвёл в сан игумена. Более десяти лет игумен Тихон трудился над возведением соборного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, не дожив до его освящения всего несколько дней.

http://sobory.ru/article/?object=06940

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010