Иногда в разоренном храме сами зажигались лампады и слышалось пение В зданиях разоренной Вышенской пустыни также порой происходило нечто необычное. Местные жители рассказывали, что иногда в разоренном храме сами зажигались лампады и слышалось пение. Врач больницы Ксения Ивановна рассказывала священнику Георгию Глазунову, что своими глазами видела, как ночью, когда она была на дежурстве, в храме горели лампады, и слышала пение. «И еще говорят, что когда был там детский садик, по утрам приходил старец с полотенцем на плече (очевидно, так медсестры описывали архиерейский омофор – А. П. ). Никто не видел, откуда он входил, выходил. Придет и говорит медсестрам: Уходите отсюда, вам здесь не место!” И куда-то уходил, а куда – никто не видел». В начале 1970-х годов по благословению духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова), под руководством заведующего церковно-археологическим кабинетом МДА игумена Марка (Лозинского) в разоренном Казанском соборе Вышенской пустыни были тайно обретены мощи святителя Феофана Затворника. Иеромонах Елевферий (Диденко) и священник Георгий Глазунов извлекли святыню из разоренного склепа, после чего мощи были вывезены в лавру и положены во Всесвятском храме – в подклете Успенского собора. В 1988-м году, в преддверии канонизации святителя Феофана, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) благословил устроить в Сергиевском храме села Эммануиловка, расположенной неподалеку от Вышенского монастыря, придел, в который и были перенесены из лавры святые мощи. В Эммануиловке они почивали 14 лет, и за эти годы было много свидетельств о чудесах. Настоятель храма, протоиерей Георгий Глазунов, свидетельствует: «Одного мальчика, который от рождения не ходил, привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике, освященном во имя Свт. Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи. И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол и побежал. При этом присутствовала моя матушка, я служил. Народ стал возмущаться, потому что мальчик бегал радостный и якобы мешал им молиться. Говорят матери: Что ты не возьмешь ребенка, он бегает по храму, мешает молиться!” – а она стоит и плачет от радости, сказать ничего не может: мальчонка отроду не ходил, а здесь побежал!»

http://pravoslavie.ru/140316.html

Игумен Аркадий (в миру Андрей Честонов) был на одиннадцать лет младше свт. Феофана. Он родился на Тамбовщине в семье диакона Иоанна Честонова. В 1853 г. он принял постриг в монашество в Чернеевом во имя свт. Николая Чудотворца монастыре, в том же году был рукоположен во иеродиакона, а в 1857 г. – во иеромонаха и исполнял послушание письмоводителя. Отметив его способности, епископ Макарий (Булгаков) предложил о. Аркадию перейти в Тамбовский Казанский монастырь, а еще через год назначил его экономом архиерейского дома. Когда свт. Феофан сменил Владыку Макария на Тамбовской кафедре, о. Аркадий, отличавшийся «особенной простотой и добротой, общительностью и нестяжательностью», стал духовным собеседником и доверенным лицом святителя. Вступив в управление Вышенской пустынью, он испросил у Св. Синода разрешение жителям Тамбова, Кирсанова и Моршанска, избавленным Божией Матерью от холеры по молитвам Ее чудотворной иконой, переносить Вышенскую святыню по городам губернии крестным ходом для служения молебнов в теплое время года. Отец игумен «умел сочетать в себе два важных качества: был замечательным администратором и настоящим монахом». В период его управления монастырем был воздвигнут огромный Христорождественский собор, архитектурно схожий с московским храмом Христа Спасителя (в 1874 – 1890 гг.), построены гостиницы для паломников и странников, открыты богадельня и аптека. «Мы получаем из мира и должны давать в мир», – говорил он. Стараниями деятельного настоятеля было благоустроено Шацкое Духовное училище, возведены здание училища в селе Шаморга и церковь в селе Золотая Поляна. В деревне Купле им была выстроена школа, многие крестьяне получали от него помощь Благодарную память о добросердечии о. Аркадия местные жители передают из рода в род. Рядом с его именем в памяти потомков стоят и имена Сергея Кирилловича, Эммануила Димитриевича и Александры Николаевны Нарышкиных – благодетелей Вышенской пустыни и все Тамбовской губернии, родственников венценосной семьи Романовых. Благодаря их щедрым пожертвованиям архимандрит Аркадий привел обитель в цветущее состояние. Святитель Феофан с большой теплотой относился к семье Нарышкиных – истинно верующих русских дворян.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

" Рассказ одного афонского подвижника о предсмертных явлениях его ученику " , 1875, т. III 12, стр.474-476. б) Михаил, отец, " Нечто об Афоне и о беседах с казанскими старообрядцами " , 1876, III, стр. 237-247. (См. статью прот.Анатолия, ныне архимандрита Иннокентия Просвирнина, " Афон и Русская Церковь. Библиография " , Богословские Труды, т. 15, М., 1976, стр. 222). Из биографии о. Михаила можно предположить, что и следующая публикация Русского Пантелеимонова монастыря принадлежит его перу: " Письма к друзьям с Афонской горы и беседа с прежде бывшими единомышленниками, мнимыми старообрядцами, о Православной Церкви, ее таинствах и обрядах. Русского Пантелеимонова монастыря инока Мелетия " . Издание 2-е, в 2-х частях. М., 1864 г. (См. книгу " Русский монастырь св. Великомученика й Целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской " , издание седьмое, исправленное и значительно дополненное, М., 1886. Об изданиях згой обители в главе " Книги и листки, изданные русским Пантелеимоновым монастырем с 1855 по 1866 г. " , стр.257-279, в данном случае, стр.277, 19). Если наше предположение правильно, можно заключить, что в бытность свою рясофором о.Михаил носил имя Мелетия и что на Афоне он принадлежал обители святого Великомученика Пантелеймона.   7 7. " Письма архиепископа Иркутского... " , стр. 134. 8 8. По поводу взглядов оптинских старцев на умное делание и Иисусову молитву см., например, статью старца иеросхи-монаха Макария " Предостережение читающим отеческие книги и желающим проходить умную молитву " , изданную в книге " Из наставлений оптинского старца иеросхимонаха Макария Иванова (+ 1860), Шамордино, 1913 " , и переизданную в " Журнале Московской Патриархии " , 1972 г., 10, стр. 69-76. 9 9. См.: " Письма архиепископа Иркутского... " стр. 143-144. К сожалению, мы ничего не знаем ни о получении рукописи в Успенской Вышенской пустыни, ни о дальнейшей судьбе ее. Она не упоминается среди рукописей обители, описанных Д. Ф. Богдановым, " Описание документов Черниева монастыря и Вышенской пустыни " , Известия Тамбовской губернской ученой архивной комиссии (вып.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Барашевскую слободу скромного уездного города с каменными особняками в один-два этажа называли слободой текстильщиков и железнодорожников. Дома барашевцев были, в основном, каменными, а жители – состоятельными и, судя по воспоминаниям современников, набожными. Особенно чтили моршанцы Вышенскую Казанскую икону Богородицы из Успенской Вышенской пустыни, расположенной неподалеку, и окрестностях Шацка. Во время эпидемии холеры чудотворный образ с крестным ходом торжественно приносили в Шацк и затем в Моршанск. После пребывания иконы в городе и усиленных молитв перед ней в продолжении трех недель смертоносная болезнь совершенно отступала от Моршанска и его предместий. Так, по прекращении холеры в 1853 году благодарные жители города пожертвовали на Вышенскую Казанскую икону Божией Матери серебряную раму с надписью: «Святой Заступнице и Ходатаице за грешных обитателей города». Старожилы рассказывали, когда во время крестного хода с чудотворной иконой по Барашевской слободе все жители выходили встречать свою Заступницу, на Тамбовском шоссе невозможно было протолкнуться. Ход шел неспешно, с непрерывными песнопениями. Однако после революции положение изменилось: крестные ходы стали запрещать. Вследствие голода в 1918 году в деревнях вспыхнула «испанка», смерть начала косить людей. Крестьяне по обычаю прибегли к заступничеству Божией Матери и с крестным ходом, проводить который разрешили власти, стали обходить Шацкую и Моршанскую земли. В одной из деревень чекисты арестовали не только служившего иеромонаха, но и самый чудотворный образ Пресвятой Богородицы. В Чрезвычайной Комиссии издевались и над священником, и над иконой, – плевали на нее, возили по полу, пинали. Узнав об этом глумлении над своей святыней, крестьяне двинулись «стеной выручать Божью Матерь». «Обезумели все… Бабы, старики, ребятишки. Председатель Чрезвычайной Комиссии открыл огонь из пулемета. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут на пролом, глаза страшные, матери детей – вперед; кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за Тебя ляжем…» Страху уже в них не было никакого. Очень много их тогда большевики с перепугу побили». Позже чудотворный образ, уже лишенный драгоценной ризы, верующие все-таки вызволили и передали протоиерею Василию Яковлеву, служившему в селе Эммануиловка близ Успенской Вышенской пустыни. После закрытия храма в 1939 году священника арестовали, но икону удалось сохранить. Выйдя из тюрьмы, он продолжил свое служение. Возможно, подобные эксцессы в придачу к грабительской продразверстке и вызвали Моршанский мятеж 1918 года.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

13 июня 1873 г. П. переведен на Тамбовскую кафедру. Граждане Вологды собрали капитал на учреждение в Вологодской ДС стипендии имени П. 1 янв. 1874 г. вологодское купечество через городского голову А. Е. Волкова, направленного в Тамбов, поднесло епископу список иконы «Всемилостивый Спас», «с адресом». А. К. Галкин В Тамбове П. прежде всего занялся переустройством семинарского и училищного общежития. В 1875 г. для общежития был куплен дом на ул. Большой (ныне Советская). Попечением П. был начат процесс приобретения нового здания для Шацкого духовного уч-ща и Липецкого духовного уч-ща (см. подробнее: Покровский. 1899). При П. в 1875 г. жен. община г. Козлова (ныне Мичуринск), существовавшая с 1858 г., была преобразована в общежительный мон-рь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. П. инициировал устройство епархиального свечного завода. В период управления П. была благоустроена Вышенская мужская пуст. ( Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), в к-рой пребывал на покое бывш. епископ Тамбовский свт. Феофан Затворник (Говоров), а настоятелем был архим. Аркадий (Честонов). В 1874 г. в обители началось строительство теплого каменного собора Рождества Христова; возведены 2-этажный корпус для больных насельников и для «неусыпаемого чтения» Псалтири, а вне ограды - 3 странноприимных дома, в т. ч. каменный. По ходатайству архиерея в 1876 г. Синод разрешил принимать в г. Тамбове ежегодно с 1 июля на один месяц чудотворную Вышенскую Казанскую икону Божией Матери (см. Казанская икона Божией Матери ) из Вышенской пуст. в память об избавлении в 1871 г. Тамбова и окрестностей от эпидемии азиатской холеры по молитвам жителей перед этим чудотворным образом (Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003. С. 21, 27-32). П. переписывался и лично встречался со свт. Феофаном (Говоровым) (см. письма 404 от 17 сент. 1876 г. и 442 от 22 дек. 1885 г.// Феофан Затворник, свт. Собр. писем. М., 1898. Вып. 3). 11 мая 1875 г. П. открыл Тамбовское Казанское Богородичное миссионерское братство, организовавшее миссионерскую работу в епархии, стал его главным покровителем. В 1877 г. в Тамбовском жен. епархиальном уч-ще, а затем в Тамбовской семинарии были учреждены стипендии имени П.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

Строительство стало возможным благодаря тому, что монастырь тогда получил шесть тысяч рублей по духовному завещанию моршанского священника Иоанна Наполинского. Окончили собор через тринадцать лет - в 1844 году. Видимо, поскольку игумен Тихон ранее долгое время подвизался в Саровской пустыни, за образец для Казанского собора был взят саровский Успенский собор. В " Историко-статистическом описании Тамбовской епархии " (1861) говорится, что Казанский собор " устроен по плану, который снят с Успенского собора саровского. Вышенский собор уступает своему образцу размерами и внутренним украшением: тем не менее, своею архитектурою он останавливает на себе внимание наблюдателей и привлекает в свое святилище богомольцев в значительном количестве. Имея одинаковую длину и ширину в 12 саженей (26,6 метров), он с двух сторон обставлен колоннами с красивыми фронтонами; пять куполов с золочеными главами... довершают его наружное великолепие " . Собор имел три престола: основной - в честь Казанской иконы Божией Матери - главной святыни Вышенской пустыни; правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери; левый - в честь Рождества Иоанна Крестителя. Наружные стены храма украшали великолепные фрески с изображениями святых и праздников. В Казанском соборе был похоронен святитель Феофан Затворник, и до начала 1970-х годов его святые мощи покоились в этом храме, здесь же они вновь пребывают с 2009 года. Когда собор в числе других монастырских строений передали областной психиатрической больнице, его стали использовать под склад. Как рассказывал протоиерей Георгий Глазунов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в соседнем селе Эммануиловка, в соборе были " выбиты окна, всё загажено голубями, набросаны дрова, бочки, кровати - и среди этого хаоса погребён святитель Феофан " . Казанский собор возвратили Вышенскому монастырю в 1990 году. Но тогда он был в таком состоянии, что для полного восстановления потребовалось очень много труда и времени. Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского соборного храма 14 марта 2009 года. Незадолго до этого сюда, на своё прежнее место, были перенесены из Эммануиловского Успенского храма мощи святителя Феофана. Сейчас здание Казанского собора полностью отреставрировано, внутри храм побелён, а снаружи выкрашен в жёлто-белый цвет, живопись с изображениями святых и праздников на внешних стенах восстановлена. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 83, ООО " Де Агостини " , 2010 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06942

В летнее время окружающий воздух пропитан благоуханием смолы и всегда полон таинственного шума могучего, векового бора. Внутренняя жизнь иноков течет по уставам древнего пустынножительства, с целодневными стояниями в храме, со столповым пением и псалмодическим чтением. Обитель строго общежительная и ни один насельник ее не имеет копейки собственности. Славу и драгоценность ее составляет чудотворная икона Казанской Божией Матери, глубокочтимая и ежегодно, по просьбе и желанию верующих, обносимая по всей Тамбовской епархии для поклонения. Русский народ любит пустынь и в летнее время целыми массами стекается сюда. Недаром, еще служа в Тамбове, Преосв. Феофан заметил, полюбил ее и по его выражению «краше Выши нет ничего на свете». Поселившись же в обители и близко ознакомившись со внутренними распорядками ее, он пишет: «Мне здесь крепко хорошо. Порядки здесь истинно-монашеские. Из братии есть лютые подвижники... Образчик – 80-летний старик – никогда не присядет в церкви и ворчит на других за это. Служб у нас соберется часов на десять. Начинаются с 3 ч. утра. Последняя бывает в 7 часов вечера. Пение саровское (столповое)» 51 . Строй иноческой жизни каждой обители по убеждению святителя прежде всего держится настоятелем ее; в частности и в особенности он говорил это про тогдашнего и (настоящего) Вышенского архимандрита о. Аркадия. «У нас по монастырю так тихо, что дивиться подобает. Это дело нашего аввы. Он очень молитвенен... и, кажется, приял дар непрестанной молитвы. Спаси его, Господи, и дни его жизни преумножи» 52 . Близь монастырской ограды виден двухэтажный флигель. В нижнем каменном помещается монастырская просфорня и две братских келлии. В верхнем деревянном – комнаты-келлии затворника. Вот более, чем скромная внутренняя обстановка их. Стены деревянные, без обоев, несколько потемневшие от времени. Мебель из самого простого дерева и довольно подержанная, каждый экземпляр которой при описи по смерти владыки оценен в один или несколько рублей. Шкаф с угольником сосновый – 1 р., комод – 2 р., железная складная кровать – 1 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

27 апреля Воскресенский Новодевичий монастырь отпразднует второе обретение образа «Отрада и Утешение». График пребывания святынь в Санкт-Петербургской митрополии Вышенские святыни и икона «Отрада и Утешение» прибывают в Санкт-Петербург 26 апреля в 17.40. На Московском вокзале делегацию со святынями встречает епископ Царскосельский Маркелл и духовенство Санкт-Петербургской епархии, после чего они отправятся в Новодевичью обитель, где пройдет богослужение в Казанском храме монастыря. 27 апреля в 10.00 Божественную литургию в Казанском храме Новодевичьего монастыря возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. По завершении богослужения и крестного хода состоится пресс-подход. Вышенские святыни и икона «Отрада и Утешение» будут доступны для поклонения верующих в Казанском храме Новодевичьего монастыря с 26 апреля по 8 мая. Перед ними будут свершаться молебны. Верующим будут раздаваться складни с образом святителя Феофана Затворника, иконой Казанской Вышенской и образом «Отрада и Утешение», а также брошюры с житием и духовным наследием святителя Феофана. Во время пребывания в обители ковчег с мощами святителя Феофана и образ «Отрада и Утешение» посетят хоспис 1, детские дома, городские больницы и женский СИЗО 5. Так святыни окажутся доступными для тех, кто в силу различных обстоятельств не может прийти к ним сам. Кроме того, в рамках просветительской программы пребывания святынь в Санкт-Петербурге: Аккредитация СМИ во время пребывания вышенских святынь в пределах Санкт-Петербургской митрополии осуществляется пресс-службой Санкт-Петербургской митрополии. Руководитель: иерей Алексий Волчков +7 (931) 361-40-88; координатор: Калашникова Надежда +7 (953) 345-40-94. Тел: 274-16-45, e-mail: mitropolia.pressa@gmail.com. Воскресенский Новодевичий монастырь — 26 апреля — 8 мая (Санкт-Петербург, Московский пр. 100) Подворье Введенского мужского монастыря Оптина пустынь — 9-11 мая (Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 27) Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Гатчины — 12-18 мая (Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Красная 1-а)

http://patriarchia.ru/db/text/3637164.ht...

Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году. Кто был архитектором этого величественного здания - неизвестно. Однако есть данные о том, что он был " устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора " . При этом писали, что " он уступает своему образцу размерами и внутренним украшением " . В соборе устроили три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирского образа Богородицы и в честь Рождества Иоанна Крестителя. Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место " с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам - Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим святителем Феофаном Затворником Вышенским, пребывавшем в то время в затворе " , - отмечается в книге " Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря " , изданной Рязанской епархией в 2009 году. После Октябрьской революции новые власти закрыли монастырь. В начале 1920-х годов в Казанском соборе прекратились службы, а монастырские постройки стали поочерёдно занимать - сначала лесхоз, затем свиносовхоз, детский дом, дом инвалидов... Правда, в Христорождественском храме богослужения продолжались вплоть до 1938 года, но с конца 1930-х годов в бывшей обители прочно обосновалась областная психиатрическая больница. Казанский храм приспособили под склад. Там хранили всевозможные вещи - телогрейки, сапоги, автомобильные покрышки... Поэтому здание очень скоро пришло в ужасное состояние. В оконных проёмах не осталось ни рам, ни стёкол, кровля в нескольких местах провалилась, а там, где уцелела, поросла травой и даже деревьями. Интерьеры также сильно пострадали: настенные росписи были испорчены, Казанская икона Божией Матери пропала, склеп святителя Феофана вскрыли и осквернили. В 1972 году иерей Георгий Глазунов, игумен Марк Лозинский и двое студентов Московской духовной академии проникли в закрытый Вышенский монастырь, где и пробрались в подклет бывшего Казанского собора.

http://sobory.ru/article/?object=06942

Первый номер журнала увидел свет в июле 1861 г. Заботился Преосвященный Феофан и о народном образовании. В течение 1860–1863 гг. в епархии были открыты десятки церковно-приходских школ. Содержались они на средства жертвователей. Сам святитель «при всяком удобном случае приглашал к пожертвованиям на великое и богоугодное дело народного образования» 205 . Были разработаны «Правила относительно сельских приходско-церковных училищ», верховное наблюдение за которыми возлагалось на ректора духовной семинарии, а заведование ими стало обязанностью приходских священников. В «Правилах» предлагался один из способов содержания училищ: «Уговорить прихожан избрать из среды себя надежного попечителя училища, на котором и будет лежать удовлетворение с помощью прихожан всех материальных нужд училища» 206 . Дело народного образования не всегда встречало понимание среди крестьян. Благочинный Усманского благочиннического округа протоиерей Иоанн Спиридонов сообщал в своем отчете следующее: «Для распространения грамотности и религиозно-нравственного просвещения при всех церквах ведомства моего священниками заведены приходские школы. Но эта великая со стороны священников благу общему жертва не вызвала достодолжного сочувствия со стороны их прихожан. Они приняли это за явление более частное и несостоятельное» 207 . При святителе Феофане был учрежден крестный ход с чудотворной Вышенской иконой Божией Матери. Указ Святейшего Синода об этом последовал 4 июня 1862 г. В нем говорилось: «Его Преосвященство, Епископ Тамбовский и Шацкий Феофан, донося Святейшему Синоду о желании жителей г. Моршанска переносить с подобающей торжественностью Казанскую икону Божией Матери из Шацкой Вышенской пустыни в г. Моршанск, в память двукратного избавления их от свирепствовавшей в 1853 и 1859 гг. в г. Моршанске холеры, – ходатайствовал о разрешении учредить крестный ход с означенной иконою ежегодно к 15 числу июля месяца, с тем, чтобы пребывание ея в г. Моршанске, в Троицком соборном храме, продолжалось не менее месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010