Вышенская пустынь – одна из прекрасных и уединенных местностей в Тамбовской епархии. Она находится в 25-ти верстах от уездного города Шацка Тамбовской губернии и расположена на правом берегу реки Выши, впадающей в реку Цну. Сосновый бор окружает ее со всех сторон. Ничего кругом нет выдающегося, бросающегося в глаза. Окружающая природа отличается тихой, величавой красотой, успокаивающе и возвышающее действующей на душу человека. Вообще, географическое положение Вышенской пустыни не оставляло желать ничего лучшего для такого глубокого знатока и любителя природы, каким был пр. Феофан. Вышенская пустынь отличалась, кроме того, и внешним и внутренним благоустройством. Ея внешнему процветанию и благолепию иного способствовало то обстоятельство, что в ней находится знаменитая чудотворная Вышенская икона Казанской Божией Матери, принесенная в дар монахинею Московского монастыря Мирониею 215215 . Эта икона пользовалась и пользуется почитанием не только местного населения, по и всей вообще православной России. Масса народа приходить для поклонения ей в Вышенскую пустынь, особенно 8-го июля в праздник Казанской Божией Матери 216216 . Все это, конечно, давало большие сборы и пожертвования, которые и шли на благоукрашение Вышенской пустыни. По своему внутреннему устройству Вышенская пустынь представляет из себя монастырь общежительной: все доходы идут в общую монастырскую казну, и монахам дается все потребное – келья, трапеза, одежда и проч. но денег на руки не дается. Устав и обычаи ее отличались большою строгостью. Порядок жизни иноков, по описанию самого пр. Феофана – в письме к митрополиту Исидору, таков: «Монастырские порядки здесь прекрасные, братия хорошая. Служба долговата... утреня в 3 часа. За нею тотчас – ранняя. Поздняя – в 8-мь. Вечерня в 4-е. В 7-м еще собираются помолиться на сон. Есть труженики крепкие, которые все службы выстаивают и не присядут, серчают даже, если кто попросить присесть.... По сему Вышапреутешительная и преблаженная обитель» 217217 . И святитель Феофан до самого конца своей жизни чувствовал себя вполне счастливым на Выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ярославская-Казанская икона (1588 г.), Казанская, находящаяся в городе Вязниках (начало XVII столетия), Каташинская-Казанская икона (1622 г.), Нижнеломовская-Казанская икона (1643 г.), Тобольская-Казанская икона (1661г.) Каплуновская-Казанская икона (1689 г.), Вознесенская-Казанская икона (1689 г.), Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе (1695 г.)  Казанская, находящаяся в Суздале (XVII столетие), Каргопольская-Казанская икона (1714 г.), Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре (начало XVIII столетия), Карповская-Казанская икона (1725 г.), Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни (1812 г.), Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре, Павловская-Казанская икона, Иркутская-Казанская икона, Казанская, находящаяся в Темниковском Преображенском соборе. Тропарь, глас 4 Заступнице усердная,/Мати Господа Вышняго,/за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего,/и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим./Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем,/пред пречистым Твоим образом со слезами/и невозвратно надежду имущих на Тя,/избавления всех зол,/всем полезная даруй/и вся спаси, Богородице Дево://Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим. Кондак, глас 8 Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы./Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние:/источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол,//благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Молитва О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

http://pravmir.ru/kazanskaya-chudotvorna...

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Собор Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. http://www.ryazeparh.ru/index.php Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря был возведён как холодный " летний " храм, а небольшая Успенская церковка, существующая с XVIII века, не вмещала всех желающих помолиться в монастыре, особенно в дни праздников и больших паломничеств. И вот в 1874-1890 годах к северу от Казанского собора был выстроен больших размеров тёплый собор. Глядя на этот великолепный храм, невольно приходишь к выводу, что строил его незаурядный архитектор или строился он по плану, выполненному выдающимся архитектором того времени. Да и сходство его с Иссакиевским собором Санкт-Петербурга говорит о многом. Пятиглавый, с мощным куполом, выполненный в виде креста, он окружён с трёх сторон портиками и колоннами ионического ордера. Четыре сквозных малых купола предназначались для нахождения там колоколов. Главный престол был освящён в честь Рождества Христова, правый - во имя святых Адриана и Наталии. Слева устроили ризницу. Особо почитаемой святыней этого храма была икона Девяти мучеников Кизических.

http://sobory.ru/article/?object=06945

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Успенском Вышенском монастыре прошли Х Феофановские чтения 02.12.2016 28 ноября 2016 года в Успенском Вышенском монастыре (Скопинская епархия Рязанской митрополии) открылись X юбилейные Феофановские чтения. Мероприятие предварила Божественная литургия в Казанском соборе Вышенской обители, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, епископа Скопинского и Шацкого Матфея и духовенства митрополии. Участники чтений, изучающие литературное наследие святителя Феофана, прибыли в обитель, чтобы поделиться результатами своих работ, а также определить дальнейшие пути и задачи исследования трудов Затворника Вышенского. Особое значение имел тот факт, что доклады и выступления звучали в стенах монастыря, где пребывал в затворе сам святитель, отсюда он наставлял и духовно поддерживал тысячи людей со всех концов Российской империи. В чтениях приняли участие митрополит Рязанский Марк, епископ Касимовский Дионисий, епископ Скопинский Матфей, епископ Череповецкий и Белоозерский Флавиан, представители правительства Рязанской области, администрации Тамбовской области, а также ученые, духовенство, студенты и другие участники из разных регионов России. С приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Марк. От лица губернатора Рязанской области участников чтений приветствовал первый заместитель председателя регионального правительства Сергей Самохин. Основная часть конференции, проходившей в трапезном зале Вышенского монастыря, продолжилась выступлениями гостей и докладчиков, которые осветили как общие темы изучения наследия святителя Феофана, так и более узкие вопросы. Заведующая отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, доктор филологических наук профессор М.И. Щербакова представила первый том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», являющийся итогом многолетней научной работы, которая проводится в Издательском Совете Русской Православной Церкви. Вниманию присутствующих были предложены фильм о подвиге святителя «Спаситесь от века лукавого», а также концерт. Труды участников Х Феофановских чтений будут представлены в ежегодном итоговом сборнике. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.12.2016 19:18:27

http://drevo-info.ru/news/21670.html

В Успенском Вышенском монастыре прошли Х Феофановские чтения 2 декабря 2016 г. 14:40 28 ноября 2016 года в Успенском Вышенском монастыре ( Скопинская епархия Рязанской митрополии ) открылись Х юбилейные Феофановские чтения . Мероприятие предварила Божественная литургия в Казанском соборе Вышенской обители, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Касимовского и Сасовского Дионисия , епископа Скопинского и Шацкого Матфея и духовенства митрополии. Участники чтений, изучающие литературное наследие святителя Феофана, прибыли в обитель, чтобы поделиться результатами своих работ, а также определить дальнейшие пути и задачи исследования трудов Затворника Вышенского. Особое значение имел тот факт, что доклады и выступления звучали в стенах монастыря, где пребывал в затворе сам святитель, отсюда он наставлял и духовно поддерживал тысячи людей со всех концов Российской империи. В чтениях приняли участие митрополит Рязанский Марк, епископ Касимовский Дионисий, епископ Скопинский Матфей,  епископ Череповецкий и Белоозерский Флавиан , представители правительства Рязанской области, администрации Тамбовской области, а также ученые, духовенство, студенты и другие участники из разных регионов России. С приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Марк. От лица губернатора Рязанской области участников чтений приветствовал первый заместитель председателя регионального правительства Сергей Самохин. Основная часть конференции, проходившей в трапезном зале Вышенского монастыря, продолжилась выступлениями гостей и докладчиков, которые осветили как общие темы изучения наследия святителя Феофана, так и более узкие вопросы. Заведующая отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, доктор филологических наук профессор М.И. Щербакова представила первый том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», являющийся итогом многолетней научной работы, которая проводится в Издательском Совете Русской Православной Церкви . Вниманию присутствующих были предложены фильм о подвиге святителя «Спаситесь от века лукавого», а также концерт. Труды участников Х Феофановских чтений будут представлены в ежегодном итоговом сборнике. Рязанская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4703087.ht...

В.В. Каширина Пленарное заседание Святитель Феофан Затворник в Вышенской пустыни (1866–1894 гг.) Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский, ректор Тамбовской духовной семинарии, кандидат богословия Святитель Феофан Затворник в период управления Тамбовской епархией обратил внимание на Вышенскую Успенскую пустынь – мужскую обитель в северных пределах губернии, расположенную вдали от селений на берегу небольшой речки Выши в окружении соснового бора. Такое положение монастыря привлекало в него ищущих уединённой жизни. Первое письменное упоминание о Вышенской пустыни относится к 1625 г. В отводной памяти 1 царственной инокини Марфы Иоанновны было сказано: «По челобитью Вышенской пустыни, Успения Пресвятыя Богородицы, чернова попа Тихона с братиею, храм Успения Пресвятые Богородицы перенесть и кельи и всякия хоромы, на новом месте велеть строить монастырь». 2 Из указанной памяти следует, что Вышенская мужская пустынь была основана еще до 1625 г., а иеромонах Тихон с братией получили благосло вение начать строительство монастыря на новом месте. В XVII и XVIII вв. обитель была небольшой и очень бедной, с немногочисленной братией. Через сто лет, в декабре 1724 г., пустынь вообще «была упразднена и приписана к Черниеву монастырю за малобратственностью и бедным положением». 3 Однако во второй половине XVIII в. деятельность Успенской Вышенской пустыни возобновилась. Развитие обители началось в XIX в., когда её настоятелем стал иеромонах Аркадий (Честонов), назначенный на эту должность святителем Феофаном 30 марта 1862 г. Отправляя его на новое место служения, святитель «как бы в предчувствии будущей своей жизни в Вышенской пустыни сказал: «Поезжайте; а потом и я к вам приеду; заживём опять вместе». 4 Характеризуя отца Аркадия в одном из своих писем, святитель Феофан писал: «У нас по монастырю так тихо, что дивиться подобает. Это дело нашего аввы. Он очень молитвенен… и, кажется, приял дар непрестанной молитвы». 5 При архимандрите Аркадии пустынь стала руководствоваться строгим общежительным уставом, что благоприятствовало развитию монастыря и духовным подвигам братии. При архимандрите Аркадии Вышенская пустынь стала духовным и просветительским центром. Трудам настоятеля содействовала Пресвятая Богородица через главную святыню обители – чудотворную Казанскую икону Божией Матери, именуемую «Вышенская».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Икона вернется в Санкт-Петербург 27 апреля, также с ней в город прибудут святыни из Свято-Успенского Вышенского монастыря 21 апреля. ПРАВМИР. В Санкт-Петербург вернется икона Божией Матери «Отрада и Утешение», пропавшая в советские годы. Святыня является списком с иконы, хранящейся в Ватопедском монастыре Афона, который был передан в XIX в Воскресенский Новодевичий монастырь, пишет ИТАР-ТАСС . Она пропала в советское время и долгое время считалась безвозвратно утерянной, однако недавно была обнаружена в Рязанской области. Принадлежность к петербургской обители была определена по надписи на обратной стороне. Икона вернется в Санкт-Петербург 27 апреля. С иконой «Отрада и утешение» в город прибудут святыни Свято-Успенского Вышенского монастыря — ковчег с мощами святителя Феофана Затворника Вышенского и икона Казанской Божией Матери. Святыни будут находиться в городе с 26 апреля по 11 мая и доступны верующим в Новодевичьем монастыре, подворье Оптиной пустыни, а также в одном из детских домов города, больницах и следственном изоляторе номер 5. С 12 по 18 мая реликвии будут открыты для верующих в Покровском соборе Гатчины. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 10 марта, 2024 15 июня, 2023 3 мая, 2023 4 апреля, 2023 3 апреля, 2023 3 апреля, 2023 30 марта, 2023 3 марта, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-peterburg-vernut-iko...

Когда появилась Вышенская пустынь, точно не знает никто, но в 1625 г. она уже существовала. Исследователи рассказывают, что расположенный в глухих местах монастырь был форпостом распространения христианской веры среди местной языческой мордвы. В XIX в. Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители сегодня - чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи свт. Феофана. А в 4 км от Вышенского монастыря располагается село с занятным для русского уха названием Эммануиловка, где возле церкви на берегу пруда есть целебный источник, освященный в честь свт. Феофана. В безбожное время в Вышенском монастыре располагалась психиатрическая больница. Свидетельствуют: владыка покоился в массивном склепе храма в честь иконы Божией Матери Казанской в Вышенской обители, а в храме находился склад больницы, причем в загаженном голубями помещении были выбиты окна, набросаны дрова, бочки, кровати. Но надгробие оставалось цельным - мраморная плита в метр толщиной стояла прямо над склепом. Протоиереей Георгий Глазунов, настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, рассказал - в опубликованной беседе - архиепископу Верейскому Евгению, как они с иеромонахом Елевферием (Диденко) в 1973 г. решили изъять мощи святителя из хлама и мусора и обрели разломанный гробик. Голова святителя оказалась разбитой на три части, но удалось собрать «абсолютно всё: голени, ребрышки, позвоночник». В склепе обнаружили и Евангелие святителя Феофана. Всё это привезли к о. Георгию домой, и впоследствии святыня негласно была доставлена в Троице-Сергиеву лавру. Мощи были поставлены во Всесвятском храме в подклете Успенского собора, где и находились до 1988 г. Отец Георгий (Тертышников) собирал и готовил о святителе материалы, которые позже явились одним из оснований прославления. Свт. Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе 1988 г., посвященном 1000-летию Крещения Руси. В том же году св. мощи были положены в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке, в специально устроенном приделе в честь святителя. Во время крестного хода при их перенесении многие видели на ясном небе сверкающую молнию. 14 лет мощи находились здесь и чудотворили. Еще в 1947 г. в этом храме нашла прибежище Богородичная Казанская Вышенская икона, спасшаяся от латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В 1859 году архимандрит Феофан становится епископом Тамбовским, а в 1863-м – Владимирским. Однако постепенно в нем вызревает мысль о совершенном оставлении мира. Вдохновляясь примером своего любимого подвижника святителя Тихона Задонского , в марте 1866 года епископ Феофан подает в Святейший Синод прошение об увольнении с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской губернии. Прошение было удовлетворено. Путь к полному затвору в Выше оказался не скорым. Вначале преосвященный Феофан выполнял все обязанности настоятеля монастыря, принимая посетителей, постепенно увеличивая сроки полного уединения. Лишь получив подтверждение в позитивности первых опытов по уединению, после пасхальных дней 1872 года, епископ Феофан решился на полный затвор. Ревностное стремление к полной концентрации на служении Богу, богатый опыт молитвенной и духовной практики, научные познания в различных областях светской человеческой деятельности (святитель владел несколькими иностранными языками, кроме того, по свидетельству очевидцев, у него была собрана одна из самых больших в то время частных библиотек в России) позволяли ему с большой пользой проводить время в затворе. Именно в период подвига полного уединения святителем Феофаном созданы большинство его литературных и богословских работ, в которых он щедро делится плодами своей мудрости. Скончался святитель Феофан 6 января 1894 года, в день Крещения Господня, несколько дней не дожив до своего 79-летия, похоронен в Казанском соборе Вышенской пустыни. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, святитель Феофан Затворник был причислен к лику святых. В Деянии Собора сказано: «... изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания... Епископа Феофана Затворника ... двадцать восемь лет проведшего в Вышенской пустыни после 25-летнего усердного и плодотворного служения Церкви Божией на различных поприщах. Епископ Феофан через обширную переписку содействовал духовному возрождению современного ему общества. В своих нравоучительных и истолковательных сочинениях он проявил себя как экзегет и богослов. Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение и, как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности» 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Феофан говорит: «Возгревая в себе такия помышления, ты тщательно и усердно совершишь начатое течение, даже до смерти подвизаясь за истину и отревая терпеливо всякое злое помышление, по слову Апостола, который говорит: блюдите, братие, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия во еже отступити от Бога жива. Но утешайте себе на всяк день, дóндеже, днесь, нарицается ( Евр. 3, 12. 13 ), словом – днесь означая все время нашей жизни. Жительствуя так, брат, ты сам себя спасешь, и нас обрадуешь, и Бога прославишь. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» 368 . Так во истину и жительствовал в пустыне Вышенской святитель-затворник во все многолетнее время своего в ней пребывания, молясь не только о себе, но и о других, трудясь в области духовной письменности уже прямо не ради себя, а ради ближних и достигши того, о чем торжественно и велегласно поет святая церковь по отношению к пустынникам: Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме. В чем именно состояли пустынные подвиги святителя, его внутренняя жизнь, хождение пред Богом, об этом у нас будет речь далее. 312 Свящ. Оглоблина, Бакалавр Киевской дух. академии иером. Михаил Монастырев, стр. 26–27. Киев, 1861. См. в Трудах Киев. дух. академии за 1894 г. стр. 255. 313 См. преосв. Феофана, Письма о христиан. жизни, вып. 2, прибавл., стр. 306. Изд. 2-е. СПб. 1862. 317 См. Сочинения митр. Филарета, т. II, стр. 347. Москва, 1874 и т. IV, стр. 199. Москва 1882; срав. т. III, 424 и дал. Первая проповедь из указанных здесь произнесена в эпоху бурного восстания на Святителя Московского в 1824 году, а вторая после такового же восстания в 1842 году. Срав. о сем наше исследование: Святитель Филарет, митр. Московский. Его жизнь и деятельность на Московской кафедре и пр. стр. 53 и дал. и стр. 175 и дал. Харьков, 1894. 318 Срав. о сем обстоятельное описание в брошюре, под заглавием: Сказание о чудотворной иконе Казанской Божией Матери, находящейся в Вышенской пустыни, Шацкаго уезда, Тамбовской губернии, Тамбов 1893, также в Прибавл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010