Мы всё осмотрели. Запустение было ужасное, окна выбиты, всё загажено птичьим пометом, накиданы какие-то бочки, покрышки, железки. Мы помыли надгробие могилы святителя – мраморную плиту в метро толщиной; она стояла над склепом, в котором сбоку была пробита дыра. Могли была вскрыта, искали какие-то сокровища, золото. Как пробивали склеп, так, видно, в нем и остались лежать какие-то железки, трубы». Была соборно отслужена панихида по подвижнику на месте его погребения – первая за долгие десятилетия безбожной власти. Через какое-то время из Свято-Троицкой Лавры к о. Георгию снова приехал иеромонах Елевферий. Батюшка рассказывает: «Кладовщица впустила нас в храм и тут же закрыла на замок, предварительно поинтересовавшись: «А что вы тут будете делать?» – и пригрозила: «Если что-то найдете, поделитесь!» – «Ладно-ладно». А сами принялись очищать склеп от мусора. Отец Елевферий спустился вниз в могилку, я помогал ему сверху. Было темно, светили фонариком. Провозились часа четыре. Потом увидели разломанный гробик. Он был развален на четыре части. Разбирая далее, мы увидели, что голова святителя разбита на три части. Наверно, бросали что-то тяжелое. Собрали все косточки. Потом мы нашли Евангелие, как новенькое: листочки белые-белые, печать чистая. Какое-то время мощи находились у меня, а потом к нам прислали человека, который приехал с чемоданом, всё упаковал и отвез в Троице-Сергиеву Лавру. Мощи тогда благословили положить в подклет Успенского собора Лавры – во Всесвятском храме, где они и покоились до 1988 г.» Вскоре о. Георгий, договорившись с администрацией больницы и военными, вывез из Казанского собора и мраморное надгробие. Это была целая глыба, весом в 6,5 тонн На ней располагалась митра,Юно в советское время митру сбили, даже осколков не сохранилось. «При помощи военной машины с лебедкой вытащили надгробие. Оно было таким тяжелым, что рвались толстенные тросы». Удалось забрать и памятник игумена Аркадия, который был повален безбожниками, а затем и договориться о перезахоронении честных останков строителя Вышенской пустыни. «Когда я специально встречался с властями, – вспоминает священник, – они сначала попросили описать, что за человек был архимандрит Аркадий. Я написал всё, что знал о нем: о настоятельстве, строительстве школ, просветительской деятельности. Последовало разрешение с оговоркой, что всё должно быть совершено в тайне. Удивительно, что когда обретали тело, архимандрит Аркадий лежал в мантии, которая полностью сохранилась. Я еще, помню, попробовал материю на прочность, но она не поддалась».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Точное взаимоотношение списков Сергиевской редакции в настоящее время установить невозможно из-за недоступности рукописи, хранящейся на Афоне. Опубликованные фрагменты этой рукописи (Разночтения, 1989) показывают, что, с одной стороны, Пантелеимоновский список содержит отдельные пропуски текста по сравнению с Сергиевским: например, в обращении странника к старцу с изложением его мнения о проповедях (Разночтения, 1989, с. 320; ср. А-57, л. 10–10 об.; Рассказ, 1881, с. 13). Но, с другой стороны, в Пантелеимоновском списке имеется Послесловие, отсутствующее во всех других списках и редакциях (Разночтения, 1989, с. 331–332). Итак, исходя из анализа сохранившихся текстов, последовательность редактирования текстов была следующей: 1 .  Оптинская редакция, представленная списками Опт 455 и Опт 456; 2 .  Афонская редакция (рукописи неизвестны), использованная игуменом Паисием в издании 1881 года; 3 .  Сергиевская редакция, представленная Сергиевским и Пантелеимоновским списками. Но если в этих трех редакциях изменения касаются, прежде всего, стиля и в меньшей степени затрагивают содержание, то именно смысловые разночтения, относящиеся главным образом к учению о молитве, отличают текст издания 1884 года, в подготовке которого принимал участие епископ Феофан Затворник , «исправивший и дополнивший» изданный в 1881 году текст. Обращение епископа Феофана к тексту, изданному игуменом Паисием, не было случайным. Несомненно, рассказы странника заинтересовали составителя русского Добротолюбия , поскольку в них доступно излагался живой опыт «неискушенного» делателя Иисусовой молитвы, и таким образом повествования странника как бы предваряли чтения сочинений древних пустынножителей. Знакомство Вышенского затворника с изданием игумена Паисия могло произойти по-разному, но известно, что сам издатель прислал в Вышенскую пустынь экземпляр своего издания – об этом свидетельствует письмо епископа Феофана к Н. В. Елагину от 26 ноября 1882 года. В этом письме сообщается, что игумен Паисий (Федоров) напечатал и прислал некий «Рассказ странника, искавшего молитву Иисусову» (Феофан, 1900, с. 164). Несомненно, речь здесь идет о казанском издании 1881 года, но примечательно, что епископ Феофан указывает название текста, более близкое к названию Оптинской редакции («Рассказ странника, искателя молитвы»), чем к названию издании 1881 года («Откровенный рассказ странника духовному своему отцу»), что должно свидетельствовать о его знакомстве с рукописными редакциями. Далее епископ Феофан сообщает, что он «поправил и дополнил» присланный текст и отправил его для переиздания (Феофан, 1900, с. 164).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

11.4. Рассказы странника в К-1881 сопровождала подборка текстов, посвященных сердечной молитве, в которую входили «Три ключа ко внутренней молитвенной сокровищнице (обретенные в духовных богатствах святых отцов)», «Наставление святых отцов каким образом погружаться внутрь себя», «Извлечение художественных способов ко внутренней молитве», «Замечания при повторении чтения отцов о внутренней молитве» и «Записка о внимании» (К-1881. С. 108–129). Все эти тексты составляли единый комплекс, оригинал (автограф) которого АТ передал Ю. Н. Бартеневу (1792–1866) весной 1849 г. (Муз-9265. Л. 162). В изготовленную последним писарскую копию (Муз-9265. Л. 136–153 об., 156–160 об.) АТ вскоре внес исправления и дополнения, а также 2 апреля 1850 г. добавил четвертый, сводный ключ (Л. 154–155), который отсутствует в казанском издании. Следовательно, источник дополнительных текстов, использованный Паисием Ериным при подготовке К-1881, восходит к находившемуся у Ю. Н. Бартенева автографу АТ, не содержавшему исправлений и вставки о четвертом «ключе». 12. Редакция свт. Феофана Затворника 12.1. В 1883 г. в Казани было напечатано новое издание четырех рассказов странника (К-1883), подготовленное при участии свт. Феофана Затворника , который летом 1882 г. «поправил, и дополнил, и послал для второго издания» присланный ему игуменом Паисием (Ериным) «рассказ странника, искавшего молитву Иисусову», то есть казанское издание 1881 г. ( Феофан Затворник . 1901а: 164 (письмо 1156)). Издатель рассказов странника был давно известен свт. Феофану, который во время своего пребывания на тамбовской кафедре совершил в 1860 г. диаконскую хиротонию саровского монаха Паисия, а в 1862 г. – священническую хиротонию (Ерошкин. 2012: 172). В 1866 г., перед отправлением в поездку на Афон, Паисий (Ерин) посетил свт. Феофана в Вышенской пустыни и получил от него в подарок «Письма о христианской жизни» (Ерин. 1881: IV). Однако редактирование рассказов странника, присланных Паисием (Ериным), было вызвано не только просьбой издателя, но и различными вопросами по содержанию этого текста, с которыми к свт. Феофану неоднократно обращались читатели рассказов 35 , а также было обусловлено несомненным интересом вышенского затворника к тексту, где доступно излагался практический опыт научения Иисусовой молитве и ее совершения. Следует отметить, что тогда же свт. Феофан читал знаменитую книгу Дж. Беньяна «Путь пилигрима» и даже намеревался «исправить ее» ( Феофан Затворник . 1901а: 160–161 (письмо 1154)), а также работал над подготовкой второго тома русского Добротолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Там он ежедневно совершал Литургию один, начиная с первого дня своего затвора и кончая последним днем своей жизни в 1894 году. Святитель Феофан, Затворник Вышенский - автор многочисленных духовных сочинений и большого эпистолярного наследия, появившегося в основном за годы его отшельничества. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос, возникающий на духовном пути христианина. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. Насельницы поселились в 5 километрах от Выши, в бывшем имении обер-камергера Е.Д. Нарышкина " Быкова Гора " (конец XIX века). После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка, а 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря, в этот же день туда были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. Ведётся восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан Затворник Вышенский. http://www.svtheofan.ru/; http://www.ryazeparh.ru/ Свято-Успенский Вышенский монастырь известен с XVII века. Но обрёл широкую славу и пережил подлинный расцвет он в XIX веке - когда в нём подвизался выдающийся православный мыслитель и богослов святитель Феофан Затворник. Вот уже почти 400 лет Успенский Вышенский монастырь стоит на правом берегу реки Выши, неподалёку от впадения её в реку Цну.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Казанская Вышенская " Описания иконы Описание иконы Казанская Вышенская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Чтимый Вышенский список с Казанской иконы Божией Матери. Во время войны 1812 года, спасаясь от французов, в Тамбовский Вознесенский монастырь приехала московская монахиня Миропия Данкова. При себе она имела Казанскую икону – домашнюю святыню и родительское благословение. По дороге из Москвы ямщик, который вез Миропию в монастырь, задумал убить инокиню. Монахиня обратилась к Пресвятой Богородице, и тут же от иконы раздался голос: «Не бойся, Я твоя Заступница». После этих слов извозчик внезапно ослеп и вновь прозрел только после раскаяния и усердной молитвы. Икону Миропия хранила у себя в келлии. Перед кончиной она завещала передать святой образ в Вышенскую пустынь (Тамбовской епархии), что и было исполнено 7 марта 1827 года. Чудотворная икона, украшенная золотой ризой с драгоценными камнями и помещенная в серебряный киот, стала местной святыней Казанского собора. Здесь она находилась по левую сторону Царских врат главного иконостаса собора. От святой иконы совершалось много бла[...] Икона Казанская Вышенская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Один из изводов КАЗАНСКОЙ чудотворной иконы Божией Матери. Во время войны 1812 года, спасаясь от французов, московская монахиня Мирония Данкова отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь. Она везла с собой Казанскую икону – родительское благословение. В дороге Миронию решил ограбить и убить ямщик. Монахиня взмолилась к Богородице, и от иконы раздался голос: «Не бойся, Я твоя Заступница». Ямщик внезапно ослеп, и только после раскаяния и обещания довезти монахиню до монастыря вновь прозрел. Икону Мирония хранила у себя в келии. Однажды она вновь услышала голос, исходящий от иконы, повелевающей ей передать образ в Вышенскую пустынь. Но монахиня умолила Божию Матерь, чтобы икона осталась с ней до её кончины. Мирония завещала по своей кончине передать икону в Свято-Успенский Вышенский монастырь, куда образ и был перевезён 7 марта 1827 года. Здесь от святого образа совершилось много исцелений. Иногда ночью видели чудный свет, исходивший от иконы. В 1841 году заступничеством Божией[...]

http://pravicon.com/icon-140

Во время переезда из Москвы в Тамбов извозчик задумал ограбить и убить женщину и с этой целью свернул с дороги в лес. Мария, почувствовав угрозу жизни, стала усердно молиться Божией Матери и услышала голос, исходящий от иконы: «Не бойся, Я - твоя Заступница!» (ГАРО. Ф. 974. Оп. 1. Св. 4. Д. 4: Из ведомости о Вышенской Успенской муж. общежительной пуст. за 1891 г. Б/л). Извозчик пришел в ужас, услышав голос Пресв. Богородицы, и был поражен слепотой. Получив скорое возмездие за дурные помыслы, он искренне раскаялся, и по молитвам Марии к нему вернулось зрение. Доехав благополучно до Тамбова, московская послушница определилась в Вознесенский мон-рь по благословению его игум. Маргариты и осталась жить в этой обители. Чудотворный образ своей Заступницы она поместила в келье. По ходатайству игумении Мария была пострижена в монахини 9 июня 1816 г. с наречением имени Миропия (Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 4-6). Спустя нек-рое время благочестивая монахиня снова удостоилась чуда через Казанскую икону. В нач. 1827 г. Божия Матерь трижды явилась во сне мон. Миропии и повелела ей отправить Свой образ в Шацкую Вышенскую пуст. «на вечное пребывание» (Там же. С. 7). Монахиня передала икону в обитель через своего духовника иером. Филарета. Он в свою очередь «вручил случившемуся в то время в Тамбове о. протоиерею села Конобеева Димитрию Афанасьевичу Конобееву, а он и доставил св. икону в пустынь» (ГАРО. Ф. 974. Оп. 1. Св. 4. Д. 4: Из ведомости о Вышенской Успенской муж. общежительной пуст. за 1891 г.). 14 лет пребывавшая в Вознесенском мон-ре в келье мон. Миропии икона с 7 марта 1827 г. стала главной святыней Вышенской пуст. и получила название «Вышенская». На новом месте К. В. и. прославилась чудесами, о к-рых стало известно за пределами епархии. Икона была причислена к российским святыням; 8/21 июля 2012 г. торжественно отмечается 200 лет со дня прославления К. В. и. Казанская Вышенская икона Божией Матери. До 1812 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в с. Эммануиловке) Казанская Вышенская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Казанская Вышенская - описание Один из изводов КАЗАНСКОЙ чудотворной иконы Божией Матери. Во время войны 1812 года, спасаясь от французов, московская монахиня Мирония Данкова отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь. Она везла с собой Казанскую икону – родительское благословение. В дороге Миронию решил ограбить и убить ямщик. Монахиня взмолилась к Богородице, и от иконы раздался голос: «Не бойся, Я твоя Заступница». Ямщик внезапно ослеп, и только после раскаяния и обещания довезти монахиню до монастыря вновь прозрел. Икону Мирония хранила у себя в келии. Однажды она вновь услышала голос, исходящий от иконы, повелевающей ей передать образ в Вышенскую пустынь. Но монахиня умолила Божию Матерь, чтобы икона осталась с ней до её кончины. Мирония завещала по своей кончине передать икону в Свято-Успенский Вышенский монастырь, куда образ и был перевезён 7 марта 1827 года. Здесь от святого образа совершилось много исцелений. Иногда ночью видели чудный свет, исходивший от иконы. В 1841 году заступничеством Божией Матери через Её икону Вышенскую был спасён от холеры город Тамбов. В память этого события Вышенская икона Пресвятой Богородицы ежегодно приносилась в Тамбов с крестным ходом. После революции во времена крестьянских восстаний в Тамбовской области верующие спрятали чудотворную икону в земле, уложив её в специальный футляр. Однако кто-то из местных жителей донёс властям, икону нашли и содрали с неё золото и драгоценные камни. Сам образ попал в семью священника, который в 1946 году передал его в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. В пятидесятые годы на собранные средства для иконы изготовили вызолоченную ризу. Свято-Успенский Вышенский монастырь в 1920-х годах был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. В настоящее время в возрождённом как женский Вышенском монастыре (ныне Рязанская область) почитается древний список иконы, который после революции хранился в тайной монашеской общине. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Вышенская " .

http://pravicon.com/info-341

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Успенский Вышенский монастырь был основан в 20-х годах XVII века. Впервые в письменных источниках обитель упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы. Из письменного источника известно, что родительница первого монарха из рода Романовых постановила " ...храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь " . Новое место определили не случайно - недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся " старая пустынь и огородище " ещё долго принадлежали монастырю, в конце XIX века отошедшие местному помещику Эммануилу Нарышкину. Строительство монастыря началось в 1625 году при иеромонахе Тихоне и продолжалось 36 лет. Возводились строения тогда из дерева; леса здесь всегда было в достатке. К концу XVIII века при настоятеле иеромонахе Леонтии в монастыре стали строиться каменные сооружения. Так, согласно описи 1784 года, в Вышенском монастыре имелись " церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней ныне видится весьма ветха. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом. Монастырь огорожен забором из разного лесу " . Расцвет же обители пришёлся на XIX век. В XIX веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он то и занялся обителью всерьёз. Феофил перевёл в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново. При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырёхъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями. И именно во время игуменства Тихона и был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря. Его начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку - шесть тысяч рублей - поступил по духовному завещанию моршанского протоирея Иоанна Наполинского.

http://sobory.ru/article/?object=06942

Описание иконы Казанская Вышенская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Во время войны 1812 года, спасаясь из Москвы, в Тамбовский Вознесенский монастырь приехала монахиня Мирония Данкова. Она везла с собой Казанскую икону — родительское свое благословение. По дороге в Тамбов ямщик хотел ее убить. Тогда монахиня с воплем обратилась к Богоматери, и от иконы раздался голос: «Не бойся, Я твоя заступница». Ямщик немедленно ослеп. После такого вразумления он раскаялся и обещал доставить монахиню в Тамбов. Тогда он прозрел и довез Миронию до монастыря. Ежегодно 15 мая Вышенская икона приносится в торжественном крестном ходе при громадном стечении богомольцев в Тамбов в память избавления города в 1841 г. от холеры. 10 июня икона уносится в Кирсанов. Икону монахиня поставила у себя в келье. Однажды она услыхала наяву голос, приказывавший ей перевезти икону в Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. В страхе она забыла, что именно ей приказано. Голос повторился во второй и в третий раз. Тогда Мирония стала умолять Богоматерь оставить икону у нее до смерти. Монах[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: 12 марта 2011 года в 16.30 в Успенском соборе г.Владимира состоялась торжественная встреча святынь Свято-Успенского Вышенского женского монастыря. Во Владимирскую епархию для поклонения прибыли чудотворная Вышенская икона Божией Матери Казанская и ковчег с частицей мощей святителя Феофана Затворника. Файл 12233.jpg:   Размер: 800x600, 0.48 MPix, 83 Kb. Дата: 2011-04-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (256) , (21) . Описание: Обнаружена икона Божией Матери, которая была подарена Матронушке в 1903 году в Иерусалиме греческим архимандритом Макарием Мильярасом. Подарок Матренушке-Босоножке Очевидно, Матронушка была в паломничестве на Святой земле в конце 1903 года и получила эту икону в подарок. Специалисты по истории искусства говорят, что такие недорогие иконы изготовлялись в Иерусалиме для паломников с 70-х годов XIX в.

http://pravicon.com/icon-140

Когда святитель Феофан вновь оказался в Тамбовской епархии, на этот раз на покое и в затворе в Вышенской пустыни, то круг его общения, естественно, был уже не таким широким, как прежде. В него входили лишь самые доверенные лица, и среди них настоятель пустыни архимандрит Аркадий (Честонов) и ее насельник игумен Тихон (Ципляковский). Архимандрит Аркадий, в миру Андрей Иванович Честонов, родился в 1825 году в семье диакона в селе Оксельмеево Шацкого уезда, а в 1845 году, окончив два класса Тамбовской семинарии, поступил в Никольский Черниев монастырь, где в 1853 году принял монашество и был рукоположен в иеродиакона, а в 1857 году – в иеромонаха. В 1858 году епископ Макарий (Булгаков) пригласил иеромонаха Аркадия перейти в Казанский монастырь в Тамбове, где он стал экономом. В 1862 году святитель Феофан назначил его настоятелем Вышенской пустыни. Предание сохранило напутствие Преосвященного новому настоятелю: «Поезжайте, а потом и я к вам приеду, заживем опять вместе» с. 1978]. Как известно, через некоторое время так и произошло. Архипастырь предвидел, какую миссию в истории пустыни суждено было выполнить архимандриту Аркадию. При нем она достигла духовного расцвета и внешнего благополучия, став одной из известных обителей России. Отец Аркадий проявлял заботу об обустройстве быта святителя Феофана в пустыни и обеспечении условий его затвора. В своих письмах Затворник упоминал о нем: «У нас по монастырю так тихо, что дивиться подобает. Это дело нашего аввы. Он очень молитвенен и, кажется, приял дар непрестанной молитвы» с. 28]. Архимандрит Аркадий был одним из немногих, с кем святитель Феофан общался в годы затвора. Еще одним собеседником Затворника в Выше был игумен Тихон, в миру Яков Григорьевич Ципляковский. Он родился в 1839 году в семье священника в Тамбовской губернии. В 1860 году окончил семинарию в Тамбове и стал послушником в Вышенской пустыни, а через 6 лет монахом и иеродиаконом. В этом сане он нес послушание в Казанском монастыре в Тамбове, а в 1868 году был рукоположен в иеромонаха. До 1871 года отец Тихон удалился на Афон, а после возвращения на родину исполнял должности эконома архиерейского дома, настоятеля Санаксарского Рождества-Богородицкого монастыря и Лебедянского Троицкого монастыря. В 1878 году он стал игуменом. В 1886 году по состоянию здоровья ушел на покой и жил в Вышенской пустыни. Умер игумен Тихон 23 декабря 1896 года с. 154–156].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010