В советское время переиздание трудов святителя в Отечестве было запрещено, но они многократно печатались православными людьми за рубежом (наиболее часто – издательством Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле). Изучение жизни и творений свт. Феофана оживилось в 1969 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Пимена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре было отмечено семидесятипятилетие преставления Затворника Вышенского, и началась подготовка к его канонизации. Необычна история тайного обретения мощей святого. Началась она с того, что выпускник Московской Духовной Академии Георгий Глазунов 17 был рукоположен о иерея и в марте 1972 г. направлен на службу в родной Шацкий район, настоятелем храма во имя прп. Сергия Радонежской села Эммануиловка. К этому времени эта скромная церковь , расположенная неподалеку от Вышенского монастыря, уже четверть века хранила в своих стенах главную святыню разоренной коммунистами обители: православные в 1918 г. спасли чудотворную Казанскую Вышенскую икону. Ее оберегатель, священник Василий Яковлев, в 1947 г. был назначен служить в открывшийся храм Эммануиловки – единственный действовавший в округе. Однажды во время домашней молитвы священник и его семья увидели, как чудотворный образ Царицы Небесной стал выпадать из иконостаса. Это повторилось несколько раз, после чего батюшка перенес икону в храм. Когда же в Эммануиловку прибыл молодой священник Георгий Глазунов, к нему вскоре приехали «попить чайку» игумен Марк (Лозинский) 18 и два выпускника Академии: иеромонахи Елевферий (Диденко) 19 и Георгий (Тертышников) 20 . По благословению известнейшего духовника нашей Церкви архимандрита Кирилла (Павлова) они должны были обрести мощи свт. Феофана Затворника . «Всё хранилось в строжайшем секрете. Про мощи знали только отец Марк, отец Георгий, отец Елевферий и я, да еще отец Кирилл», – вспоминает о. Георгий Глазунов. Для этого священник познакомился с некоторыми работниками больницы. «У меня была там знакомая кладовщица, – рассказывает он. – Я попросил ее открыть нам Казанский храм, находившийся тогда под складом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Его Высокопреосвященству епископу Феофану и настоятелю монастыря архимандриту Аркадию они подарили свои фотографические кабинетные портреты. Так впервые в Вышенской пустыни произошла встреча Великой княгини Елисаветы Феодоровны и св. Феофана, Вышенского затворника, двух людей, которых до канонизации народ почитал как святых. Колокольный красный звон не умолкал, пока Их Высочества не доехали до усадьбы Нарышкиных. Завершая этот раздел, необходимо заметить, что главная причина посещения Выши Великими князьями состояла не только в общении с великим пастырем, богословом, миссионером, писателем, художником епископом Феофаном Затворником . Они стремились получить божественный свет от чудотворной иконы Богоматери Казанской Вышенской. Их Высочества, получив копии этой иконы в Выше, направились в Новотомниково (Моршанского уезда), куда в имение графа И.И. Воронцова-Дашкова из Чернева монастыря был доставлен подлинник чудотворной иконы. В это время ее торжественным крестным ходом обносили по Тамбовской губернии (Священный Синод установил такую традицию с 1862 года). Теперь ее специально привезли в имение графа для поклонения Великих князей. Царственные паломники знали, что эта святыня очень древней греческой живописи. Главная храмовая святыня помещалась по левую сторону царских врат главного иконостаса Казанского Вышенского собора. Поиск духовной значимости иконы был приоткрыт Великим князьям в предании об этой святыне. В 1812 году Мирония Данкова, монахиня одного из московских монастырей, в связи с нашествием Наполеона решила уехать из Москвы в Вознесенский монастырь в Тамбове. В пути извозчик, видя беззащитность монахини, решил убить и ограбить монахиню. Разгадав этот замысел, Мирония горячо помолилась Матери Божией, с иконой которой никогда не расставалась как со святыней и материнским благословением. В ответ на мольбу Мирония услышала голос, исходивший от иконы: «Не бойся! Я твоя Заступница!» Извозчик онемел от ужаса и был поражен слепотой. После глубокого раскаяния он обещал доставить монахиню в монастырь, получив при этом исцеление. Мирония умерла в 1830 году, а икону завещала в Вышенскую пустынь — перед смертью во сне ей явилась Божия Матерь и велела отдать эту икону в Вышенскую пустынь. Всем, кто приезжает в Вышу на поклонение Божией Матери, посылаются от Ее иконы исцеления в болезнях и заступление в бедах . Посетив подлинные святыни жизни, Августейшие паломники на некоторое время сумели уйти от навязчивых ритмов повседневности. Здесь открылось для них новое измерение известных явлений и понятий. Стало еще более ясно, что подлинность деятельности человека проистекает из открытого и честного стояния перед Богом и вынашивается силой духа. Каждому из путников хотелось, завершив паломничество, сохранить в себе божественный свет и даровать его людям.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Лебедяни. Основан, по преданию, в XIV в. В 1542 г. разрушен татарами; возобновлен в 1621 г. патр. Филаретом: в 1675 г. сгорел; восстановлен по ходатайству св. Тихона Задонского . В нем находится древняя икона Св. Троицы, явившаяся на яблоне; в дни Святого Духа и прор. Илии в мон. бывают из собора крестные ходы. При мон. школа с 1893 г. Трех-Лощинский Пантелеимоновский скит архиерейского дома, в 30 в. от Тамбова. Учрежден в 1888 г. в память чудесного события 17 окт. 1888 г. Здесь находится икона вел.-муч. Пантелеимона, выписанная из Афонского русского Пантелеимонова мон., пользующаяся особенным почитанием со стороны местного населения. Успенская Вышенская пуст., зашт., на правом бер. р. Выши. в 24 в. от г. Шацка. Время основания ее неизвестно; на нынешнем месте существует с 1625 г., до того же времени находилась на 8 версте вверх по р. Выши. Пустынь обстроена и возобновлена игуменом Тихоном († 1844 г.). Старинный небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери построен в пол. XVIII в. В мон. Казанском соборе находится чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту св. икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812 г., спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский мон., подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамерившегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем пред св. иконой о заступлении Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, и Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила св. икону в своей келии, а пред своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от св. иконы повелению, Вышенской пустыни, где св. икона и находится с 7 мар. 1827 г. Ежегодно после Пасхи св. икона носится в Тамбов и другие города губернии. В пуст. погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 6 янв. 1894 г. преосвященный Феофан Вышенский затворник 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Богоявления Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Келья с домовым храмом Феофана Затворника Вышенского, канонизированного в 1988 г. Храм был устроен в 1867 году в кельях святителя Феофана Затворника. Как и вся обитель, был закрыт после революции 1917 года. Позже был перестроен под палаты для психически больных людей. Возрожден в 2010 году. Хранит для поклонения сестер обители и всех паломников образа Иисуса Христа, Божией Матери «Казанская» и «Успения», святителя Николая Чудотворца, которые были написаны рукой святителя Феофана Затворника. Святитель Феофан Затворник жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня. В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В 1867 году для проживания святителя Феофана над каменным просфорным корпусом сделали деревянную надстройку. Вскоре её обложили кирпичом и оштукатурили. В келиях святителя находилась богатая библиотека, но обстановка была совсем скромной: деревянные стены, простая, частью самодельная, мебель, ящики с инструментами, краски и кисти, иконы, многие из которых написал сам святитель Феофан Затворник. Ради полного затвора владыка в 1872 году устроил в своих келиях домовую церковь в честь Богоявления. В ней всё - престол, жертвенник, иконы, иконостас - было сделано и расписано руками самого святителя. В этой церкви Феофан совершал утреню и литургию, обычно молча, но иногда, впрочем, пел и читал. После кончины святителя богослужение в Богоявленской церкви совершалось только в случае посещения Вышенской обители высокопоставленными гостями. В богоборческую эпоху в корпусе, где располагались келии святителя и домовая церковь, сначала разместили отделение для буйных пациентов психиатрической больницы, затем - отделение для туберкулёзных больных. В результате от внутреннего убранства и предметов обстановки ничего не сохранилось. Сейчас трудами сестёр обители Феофановский корпус отреставрирован, воссоздана обстановка келий и домовой Богоявленской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06944

Точная дата написания образа неизвестна. Российско-ватиканская комиссия признала икону чудотворным списком с первообраза Казанской иконы, датируемым периодом не позднее начала XVIII века. Об особом почитании ватиканского списка в дореволюционной России свидетельствует драгоценный оклад конца XVIII — начала XIX в. Сейчас икона находится в Крестовоздвиженском храме казанского Богородицкого мужского монастыря: г. Казань, ул. Большая Красная, д. 5. Казанская Вышенская икона Божией Матери Получила свое название по месту пребывания — в Шацкой Вышенской Успенской мужской пустыни Тамбовской губернии. Сейчас это Свято-Успенский Вышенский женский монастырь (Рязанская область). Самые ранние сведения об этом чудотворном образе относятся к 1812 году. Икона принадлежала состоятельной вдове дворянского происхождения Марии Ивановне Аденковой, послушнице Зачатьевского Алексеевского монастыря. Во время разорения Москвы французами она бежала из горящего города, взяв с собой только Казанскую икону Божией Матери, которой ее благословили родители. Мария Ивановна отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, где впоследствии приняла монашество с именем Миропия. Во время переезда в Тамбов случилось чудо: извозчик, задумавший ограбить и убить женщину, по ее горячей молитве Богородице был поражен слепотой. Раскаявшись, он вместе с Марией помолился перед святым образом и получил исцеление. А женщина благополучно добралась до монастыря. Через некоторое время, в 1827 году, по велению Божией Матери монахиня передала чудотворный образ в Шацкую Вышенскую пустынь «на вечное пребывание». Икона стала главной святыней Вышенского монастыря и прославилась многочисленными чудесами. Весть о ней распространилась далеко за пределы Вышенской обители. Паломников стало так много, что Успенский храм не мог вместить всех прибывавших в пустынь. В 1844 году был построен большой летний Казанский собор, в который икона Божией Матери переносилась в теплое время года. В благодарность за чудеса Вышенская икона была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и серебряным киотом.

http://blog.predanie.ru/article/7-izvest...

1 Преосвященный епископ Феофан – магистр Богословия, окончил курс в Киевской Духовной Академии в 1841 г. 1-го июня 1859 г. хиротонисан в епископа Тамбовского и Шацкого. С 22 июля 1863 года по 17 июня 1866 года состоял епископом Владимирским и Суздальским, когда, согласно прошению, уволен в Вышенскую пустынь, Тамбовской епархии, где 6-го января 1894 года и скончался. 2 Казанский храм Вышенской пустыни, где совершено погребение почившего архипастыря может вместить в себе до 6000 человек и он был полон молящихся. 3 Разумеется Преосвященнейший Иероним – тогда епископ Тамбовский и Шацкий, а ныне архиепископ Литовский и Виленский, по благословению коего и сказана эта речь после пения «со святыми упокой». 4 В погребении почившего святителя участвовали в общем числе более 50 священно-иереев, в рядах коих были: о. Архимандрит Аркадий, настоятель Вышенской обители; о. Ректор Тамбовской Духовной Семинарии, протоиерей Павел Ильич Соколов; о. Ключарь Тамбовского Кафедрального Собора, протоиерей Μ.Г.Озеров; о. духовник преосв. Феофана, иеромонах Амвросий и священники-депутаты от Московской Духовной Академии. 5 Автор речи этой был тогда воспитанником Владимирской Духовной Семинарии. Было 1-е сентября 1863 г. 6 Слово при вступлении на Владимирскую паству: Владимирские Епархиальные Ведомости. 1865 год, 1-й ч. неофиц. 8 Инструкция Преосвященнейшего Феофана, епископа Владимирского и Суздальского для проповедания слова Божия от 27 нояб. 1864 г.: Влад. Епарх. Вед. 1865 г. 1-й § 19-й. 15 Преосвященнейший Феофан каждую проповедь предварительно произнесения писал на почтовой бумаге большого формата; влагал в папку, покрытую темно-малиновым бархатом с крестом на лицевой стороне; произносил без омофора и митры, не отрывая глаз от тетради. 16 Автор этой речи определен во священника Преосвященнейшим епископом Феофаном в 1866 г. к Ризположенской церкви, что на Золотых воротах в г. Владимире, «на место отца, служившего на сих воротах», как изображено в резолюции Преосвященнейшего Владыки Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ключница усмехнулась, отмыкая при этом замок на дверях собора. – Ну, заходите, заходите. Вот там – мощи Святителя, а там – наша чудотворная икона Матери Божией Казанская Вышенская. Поклонитесь, помолитесь, но не очень задерживайтесь, мне ещё ехать в скит надо. Он тут неподалеку на Быковой горе находится. Сейчас машина должна подойти. – Простите, а как Вас зовут, – теперь уже я решилась подать свой голос. – Меня-то – сестра Евгения. А зачем это? – Вы, матушка, нам навстречу пошли, будем Вас молитвенно поминать за доброту. Монахиня растроганно улыбнулась. Видно, ей и самой уже поднадоело нас воспитывать и держать напускную строгость. Понятно, что у восстанавливаемого монастыря много проблем. На момент нашего приезда на территории ещё оставались корпуса психиатрической больницы, шли реставрационные и строительные работы. В таких условиях со всякими людьми приходится сталкиваться насельницам. А тут мы все из себя такие внезапные приехали. Кто знает, чем дышим? Поняв, что перед ней – не просто любопытные светские туристы, матушка разговорилась с нами. Поведали ей в двух словах о себе, а мать Евгения кратенько рассказала про обитель. Мол, известно о ней давно. В летописях упоминаема с 1625 года. Раньше монастырь был мужским, служил форпостом для распространения православия среди местных язычников – мордвы. C XIX века Выша стала центром духовного просвещения во многом благодаря поселившемуся здесь Святителю Феофану. После революции монастырь был разграблен и ликвидирован. Богоборцы скинули с колоколен и продали колокола, сожгли богатейшую библиотеку. Страшно было узнать, что монастырское кладбище использовалось под огороды! Здания монастыря частично заняли «Детский городок имени III Интернационала» и дом инвалидов. Успенскую церковь приспособили под театр. Позже тут поочередно размещались детский сад, лесхоз, свиносовхоз, а с 1938 – областная психиатрическая больница… И только в 1990 году некоторые монастырские здания вернули церкви. Возрождаемую обитель решено было открыть как женскую. В 2000 году администрация больницы наконец- то передала монастырю корпус, где проживал Святитель Феофан. В нём с 2010 года открыт музей. Сами мощи святого были перенесены в монастырь 29 июня в 2002 году при участии Патриарха Алексия II. Восстанавливается Вышенская пустынь постепенно стараниями сестёр, насельников, трудников и всех сочувствующих этому благому делу людей.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

к Церков. Ведомостям за 1894 г. стр. 244 и дал. 321 В числе помещавшейся здесь братии был и о. иеромонах Амвросий, духовник преосв. Феофана, который часто призывал его к себе на верх для совета, стуча для сего палкой по полу. 322 См. Душепол. Чтение 1894 г. стр. 698. Считаем нужным заметить, что некоторые, сообщаемые нами о жизни святителя-затворника сведения, не имевшиеся доселе в печати, мы получили от лиц, бывших в Вышенской пустыни на погребении владыки и распрашивавших о нем от ближайших свидетелей и очевиддев, а равно и видевших самую обстановку жизни святителя на месте. 323 Срав, о сем письмо преосв. Феофана к ректору Моск. Дух. семинарии архим. Никодиму (Белокурову) от 27 июля 1867 года в Душепол. Чтении за 1894 г., стр. 401–402. Архим. Никодим скончался в 1877 году в сане епископа Дмитровского. 325 См. о сем воспоминаня самого А.Г. Говорова о преосв.Ф. в Душеп. Чтении за 1894 г. стр. 64. 326 Исключений преосв. Феофан-затворник ни для кого не делаал. В 1886 году Вышинскую пустынь посетили Его Императорское Высочество Великий Князь Сергий Александрович с Его Августейшею Супругою о чем срав. во Владимир. Епарх. Ведомостях за 1886 г , стр. 564. Сии Высочайшие особы, также не видав лично преосв Феофана и получив от него заочно в благословение икону Казанскую Вышенскую Божией Матери и некоторые книги его сочинения, в свою очередь, при милостивом письме, подарили ему свои портреты, которые у преосвященного всегда занимали видное место в его кабинете, до самой кончины святителя. 331 Там же, 5–6, стр. 65: «Воспоминание о преосв. Феофане-затворнике близкого родственника (А.Г. Говорова). 332 Разумеем частью уже упомянутые раньше письма по восточному вопросу, напечатанные в Православном Обозрении за 1877 год, частью же другие, печатанные в Душеполезном Чтении и отдельно изданные каковы. 333 1) Письма о духовной жизни. СПб. 1872. (Изд. 1-е. Москва, 1892); 2) Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Изд. 5-е, Москва, 1892 и др. 334 Из неизданного письма И.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3.     Рудинский Н., свящ. «Жизнь и труды святаго Апостола Павла». - СПб, 1912. 4.     Смирнов П.А. «Жизнь и учение святителя Феофана Затворника» - М.: Приход храма Казанской ик. Б.М. в Ясенево, 2002 - Переиздание с одноименной книги 1905г. 5.     Хитров М.И., прот. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский. - М.: Изд-е Афонского Русского Пантелеимонова мон-ря, 1895. При решении вопроса о присвоении Преосвященному Феофану степени доктора бословия были взяты к рассмотрению главным образом два труда: «Толкование на 118 псалом» и «Евангельская история о Боге Сыне...». Собрание писем, вып. 7, стр. 50. Цит. по Смирнов П.А. «Жизнь и учение святителя Феофана Затворника». - стр. 327 Преосвященный Феофан. «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия». - стр. 414-416. Цит. по Смирнов П.А. «Жизнь и учение святителя Феофана Затворника». - стр. 329 Слова епископа Феофана. О православии. Стр. 193. - Цит. по Смирнов П.А. «Жизнь и учение святителя Феофана Затворника». - стр. 329 Корсунский И., проф. «Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. Биографический очерк» - стр.250. Цит. по: Корсунский И., проф. «Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. Биографический очерк» - стр. 251. Хитров М.И., прот. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский. - стр. 163. Защищая Павлово авторство послания к Евреям на основании свидетельств древних святых отцев, свт. Феофан делает следующие выводы: Послание написано из Рима (см. Евр.13:24) в конце первых уз (ок. 63-64г.) уверовавшим евреям с той целью, чтобы удержать в вере слабых и привлечь к ней еще не уверовавших иудеев, доказывая превосходство христианства над иудейством, увещая благодушно терпеть гонения от собратьев по крови и язычников. Поскольку адрессатами могли быть как евреи Иерусалима, так и Антиохии, Ликаонии, Асии, Македонии и Ахаи, «лучше будет оставить сей вопрос без определенного решения... Верующие из евреев всех почти мест, где основаны св. Павлом церкви, читая сие послание могли думать, что оно к ним именно направлено, и тем охотнее принимать написанное.

http://bogoslov.ru/article/561751

Казанский кафедральный собор (Волгоград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) — православный храм в Волгограде, является кафедральным собором Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви Содержание История [ править править код ] С тех пор как в 1579 году девочка Матрёна Онучина обнаружила Казанскую икону Богородицы в сгоревшей избе и будущий российский патриарх Ермоген (а тогда ещё священник Ермолай) пронёс её на своих руках в крестном ходе по городу, этот образ стал одним из наиболее почитаемых у православных. Дважды отмечается её память в храмах: 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. С неё было сделано много списков, который тоже стали чудотворными: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская. И хотя сама икона в 1904 году бесследно исчезла, она по-прежнему незримо защищает нашу землю от бед, приносит помощь всем молящимся. Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынской крепости ещё в начале XVIII века, но просуществовала она недолго — вероятно, сгорела. В 1709 году умирает один из её священников Пётр Димитриев, и другой иерей Фёдор Дмитриев с прихожанами просят астраханского митрополита Сампсона посвятить им в попы дьякона Алексея Игнатьева. На сегодняшнем месте расположения Казанского собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части». Современники отмечали, что кладбище в то время было не окопано и не огорожено, но что отсюда открывался самый лучший вид на город. Новый Казанский храм появляется в нашем городе в конце XIX века. Его закладка состоялась в 1896 году, а освящена церковь была 23 августа 1899 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский, автор же проекта остаётся неизвестным. Строилась церковь на средства прихожан. Каменный храм имеет форму креста, он сооружался в так называемом псевдорусском стиле. Как отмечают искусствоведы, декор его элементов стилизован под древнерусские формы. В 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_кафе...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010