26 III. Предания о пророке Захарии Свидетельства Священного Писание о пр. Захарии, очень скудные и не везде достаточно ясные, представляют единственный источник биографических сведений о нашем пророке. Предание, в других случаях пополняющее и поясняющее сведения, почерпаемые из Писания, в данном случае нисколько не содействует этой цели. Сказания о пр. Захарии, дошедшие по преданию, не отличаясь полнотой и ясностью, стоят нередко в явном противоречии с Писанием и должны быть, в большинстве случаев, отвергнуты. А Обращаясь к иудейским преданиям, мы должны иметь в виду крайнюю ненадежность сообщений Талмуда и раввинов о событиях еврейской древности вообще и, в частности, рассматриваемого периода и явную несообразность хронологических указаний. По замечанию Драйвера, «никогда не следует забывать, особенно в отношении к древности, что Талмуд и другие позднейшие иудейские про· изведение изобилуют праздными предположениями и непроверенными сообщениями» (Introd., p.XXXV, п. 1); а у Гельшера читаем: «талмудическая хронология весь период господства персов и Птоломеев втискивает в незначительный промежуток времени: она не только рассматривает Аггея, Захарию, Ездру и Малахию всех вообще как современников, но отодвигает даже время их жизни прямо к эпохе Александра Великого» (Dr. G. Hölscher, Kanonisch und Apokryph. Leipzig, 1905. S. 38). Поэтому естественно ожидать, что иудейские предание о пр. Захарии окажутся скудными и малодостоверными. Проф. Лопухин в Библейской Истории, пишет: «на берегах реки (Тигра) у Даниила, вероятно, было какое-нибудь поместье, в которое он обыкновенно и удалялся в своих преклонных летах для отдохновение от официальной жизни... И здесь, быть может, вместе с ним жили и некоторые ученики, сопровождавшие его на берега Тигра, ученики, которых иудейское предание отождествляет с пророками Аггеем, Захарией и Малахией» (т. II, стр. 799) и несколько далее: «по преданию... он (Захария) был учеником Даниила и Иезекииля, вследствие чего и на его пророческих видениях отражаются видение этих пророков» (стр. 811). Иудейское же предание «свидетельствует, что близ пр. Иезекииля была синагога, в которой он учил» (Юнг.О. В. стр. 105). Аггей и Захария могли быть учениками Даниила и Иезекииля, но это предположение не имеет твердых данных в своей основе; в отношении же к пророку Малахии оно еще менее вероятно, и только служит к усилению сомнение в его достоверности и относительно двух других пророков. Что касается сходства в содержании и приемах изложение книги пр. Захарии с книгами названных пророков, то это удобно объяснить и другим путем: Захария мог лично не иметь никаких сношений с Даниилом и Иезекиилем, но быть знакомым с их писаниями или устной проповедью чрез других.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

О подлинности книги Аггея почти не было сомнений, так как она содержит многократные указания на самого Аггея и его эпоху (1:1,3,12,13,14,15; 2:2,4,10,12,14,20, 23). Все обличения, угрозы и пророчества стоят в теснейшей связи между собою и с временем жизни пророка. Все его пророчества, ободряющие строителей второго храма, имеют себе подтверждение в словах свящ. историка: «пророк Аггей и пророк Захария говорили Иудеям пророческие речи... тогда встали Зоровавель и Иисус... и начали строить дом Божий». ( 1Ездр.5:1–2 ). И старейшины иудейские строили и преуспевали по пророчеству Аггея пророка (1Елрз.6:14). Поэтому храбрая и придирчивая критическая литература цитует лишь двух ученых: Рейса и Беме, сомневавшихся в подлинности некоторых отделов (2:13 и 23) книги Аггея, но эти сомнения столь слабы, что Баудиссина не могли увлечь. 170 Язык книги Аггея носит, по своему грамматическому и лексическому строю, черты послепленной эпохи со смешанными еврейско-арамейскими словами и оборотами. Более примыкает к прозе, чем к поэзии, и оживляется лишь частыми вопросами (1:4,9; 2:3,12,13, 19), иногда ритмом (1:6,9,10; 2:6,8,22) и часто повторяемым любимым выражением: «положите на сердца ваши » (1:5,7; 2:15,18). Как каноническое писание, книга Аггея была уже известна премудрому Сираху: како возвеличим Зоровавеля? и сей яко печатъ на десней руце ( Сир.49:13 ); очевидно, это возвеличение заимствовано из пророчества Аггея (2:23). Ап. Павел говорит: ныне обетова (Господ) глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом ( Евр.12:26 ). Это «обетование», несомненно, находится в пророчестве Аггея (2:6,21). Следовательно, и Ап. Павел признавал книгу Аггея богодухновенно-пророческим писанием, заключавшим обетования Господни. Экзегетиические монографии: A. Köhler. Die nachexilischen Propheten. 1. Aggai. Erlang. 1890 г. Pressel Com. zu den Schriften d. Propheten Haggai, Sacharja u Maleachi. Gota. 1870 г. Reinke D. Proph. Haggai. 1868. Perrowne. Haggai a. Zechariah. Сатвг. 1888 г. Andre. L. prophet Aggee. Flor. 1895 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О подлинности книги Аггея почти не было сомнений, так как она содержит многократные указания на самого Аггея и его эпоху ( ). Все обличения, угрозы и пророчества стоят в теснейшей связи между собою и с временем жизни пророка. Все его пророчества, ободряющие строителей второго храма, имеют себе подтверждение в словах священного историка: «пророк Аггей и пророк Захария говорили иудеям пророческие речи… тогда встали Зоровавель и Иисус… и начали строить дом Божий» ( 1Езд.5:1–2 ). И старейшины иудейские строили и преуспевали по пророчеству Аггея пророка ( 1Езд.6:14 ). – Поэтому храбрая и придирчивая критическая литература цитирует лишь двух ученых: Рейса и Бёме, сомневавшихся в подлинности некоторых отделов ( Агг.2 и 23 ст.) книги Аггея, но эти сомнения столь слабы, что Баудиссина не могли увлечь. Язык книги Аггея носит, по своему грамматическому и лексическому строю, черты послепленной эпохи с смешанными еврейско-арамейскими словами и оборотами. Более примыкает к прозе, чем к поэзии, и оживляется лишь частыми вопросами ( Агг.1:4, 9; 2:3, 12, 13, 19 ), иногда ритмом (1:6, 9, 10; 2:6, 8, 22) и часто повторяемым любимым выражением: «положите на сердца ваши » ( Агг.1:5, 7; 2:15, 18 ). Как каноническое писание, книга Аггея была уже известна премудрому Сираху: како возвеличим Зоровавеля? и сей яко печать на десней руце ( Сир.49:13 ); очевидно, это возвеличение заимствовано из пророчества Аггея (2:23). Апостол Павел говорит: ныне обетова (Господь) глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом ( Евр.12:26 ). Это «обетование», несомненно, находится в пророчестве Аггея ( Агг.2, 6, 21 ). Следовательно и апостол Павел признавал книгу Аггея богодухновенно-пророческим писанием, заключавшим обетования Господни. Экзегетические монографии: A.Kohler. Die nachexilischen Propheten. 1. Aggai. Erlang. 1890 г. Pressel. Com. zu den Schriften d. Propheten Haggai, Sacharja u. Maleachi. Gota. 1870 г. Reinke. D. Proph. Haggai. 1868. Perrowne. Haggai a. Zechariah. Cambr. 1888 г. Andrй . L. prophet Aggee. Flor. 1895 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 1 2     Пророк Аггей, евр. Хаггаи – «праздничный» «торжественный», LXX: Αγγαος, Vulg: Aggaeus, книга которого как в еврейской так и в греческой Библии занимает десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков, есть первый после вавилонского плена пророк Божий оставивший свое писание. Важное историческое значение книги пророка Аггея, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано. Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго Иерусалимского храма единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Аггея (24-й день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа – по Агг. 2.15, 18 , см. Агг. 1.1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии ( Зах 1:16, 4:9, 6:12, 8:9 ), тогда как сообщение книги Ездры ( 1Ездр.3:1 –4гл.) о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении Иудеев с Зоровавелем и Иисусом из плена 1Езд 3.8 и след.) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Аггея и Захарии о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени. Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки второго храма еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до Р. X. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Аггея и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Аггея. Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея – единственного лица этого имени известного из Библии , кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-ой книги Ездры ( 1Езд.5:1, 6:14 ) о выступлении пророка Аггея вместе с прор. Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, – библейская письменность не сохранила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Аггея Введение Автор Пророк Аггей вместе с пророком Захарией трудился над тем, чтобы подвигнуть евреев, возвратившихся из вавилонского пленения, на восстановление Иерусалимского храма ( Езд. 5,1; 6,14 ). «Аггей» означает «праздничный», но, кроме упоминаний о нем в Книге Ездры и того, что содержится в книге самого пророка Аггея, нам ничего не известно о нем. Время и обстоятельства написания Аггей и Захария начали свое служение во «второй год царя Дария», который соответствует 520 г. до Р.Х. Евреи возвратились в Иудею по повелению царя Кира ( Езд. 1,1–4 ) в 538 г. до Р.Х. и начали восстанавливать Иерусалимский храм. Противодействие извне и растерянность и малодушие самих строителей привели к тому, что евреи оставили работу по осуществлению этого замысла ( Езд. 4,1–4 ) примерно на шестнадцать или семнадцать лет. Когда Аггей и Захария начали свое служение в 520 г. до Р.Х., появилось новое противодействие со стороны Фафная, персидского «заречного областеначальника» (наместника территорий к западу от Евфрата, включая весь Израиль; Езд., гл. 5). Но Дарий I (Гистасп), правивший Персией с 522 по 486 г. до Р.Х., возобновил указ Кира о том, что храм должен быть восстановлен за четыре года ( Езд. 6,13–15 ). Второй храм был освящен 12 марта 516 г. до Р.Х. Из книги Аггея мы узнаем, что его пророческие речи были произнесены в период между августом и декабрем 520 г. до Р.Х. Характерные особенности и темы Книга пророка Аггея состоит из четырех речей, начинающихся фразой: «было слово Господне через Аггея пророка» (1,1; 2,1; 2,10), «было слово Господне к Аггею» (2,20). По содержанию эти речи охватывают следующие темы: призыв иудеев к покаянию, ибо ниспослал Бог проклятие на их землю (1,1–11 и 2,10–19); обещание будущей славы Божьего храма, благословение народа, пришествие Мессии от семени Давидова (2,1–9 и 2,20–23). Хотя книга Аггея одна из самых коротких в Ветхом Завете, ее пророчества имеют большое значение для Церкви. Через Своего вестника Аггея (1,13) Господь призывает Свой избранный народ покаяться и восстановить храм Его. Попечение Господа об этом проистекает из Его высшего соизволения и Его желания быть прославленным (1,8). Нежелание народа строить храм свидетельствовало об отсутствии стремления к непосредственной встрече с Богом. Над народом тяготели проклятия Господа (см. ком. к 1,6; 1,9; 1,11), но евреи не осознавали этого. В результат же пророчества Аггея и под воздействием Духа Божия (1,14) иудеи покорились Божией воле (1,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Аггея. Гари Холл Исторический и культурный фон Судя по ссылке в первом стихе, книга Аггея, в контексте общемировой истории, была написана в послепленную эпоху, во времена правления царя Дария. Великий царь Кир, нанесший поражение вавилонянам, основавший Персидскую Империю и позволивший иудеям вернуться в Палестину, умер во время сражения в 530 году до н.э. Его трон перешел к сыну Камбузу (530522). Камбуз не оставил после себя наследников. Кроме того, он казнил свое брата, и поэтому у ближайших родственников появилась возможность занять престол после него. Таким родственником был Дарий, сын Гистаспеса. Узурпатор по имени Гаумата попытался захватить трон, но был быстро смещен Дарием. Дарию также потребовалось усмирить других бунтовщиков, но уже ко второму году своего правления он полностью контролировал империю. Дарий правил до 486 года до н.э. Вторым годом правления Дария был 520 год, поэтому точно датированные послания Аггея передавались в течение четырех с половиной месяцев 520 года до н.э. Если говорить еще точнее, то его первое послание было передано 29 августа, второе – 17 октября, а последние два – 18 декабря. 1089 Книга Захарии, датированная октябрем 520 года (см. Зах.1:1 ), указывает на то, что эти пророки служили в одно и то же время. Служение Аггея было кратким, и нам неизвестно, что стало с ним после. Захария же выступил, чтобы продолжать выполнение миссии Аггея, который, после своих проповедей, исчез с исторической арены. Первые пленники вернулись в Иерусалим после указа царя Кира в 539 году до н.э. Кому-то может показаться, что иудеи должны были бы вернуться в огромном количестве, но большинство решило остаться в Вавилоне, где они уже обосновались и прижились (см. Иер.29:49 ). Вернуться же решили около 53 тысяч иудеев ( Езд.2:64 ). В Иерусалиме их ожидали руины, опустошенные дома, целинная земля и неприятие со стороны самаритян и местного населения. Вернувшиеся иудеи восстановили алтарь и заложили основание храма, но на этом их активность прекратилась. И только благодаря вдохновенной проповеди Аггея и поддержке царского двора, 16 лет спустя, в 520 году, работы были продолжены ( Езд.16 ). Храм был, наконец, восстановлен, в 516 году до н.э. Это время было названо «Периодом Второго Храма», который продолжался до разрушения Иерусалима и храма царя Ирода римскими легионами в 70 году н.э. Текст и автор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Можно отметить, что, если не считать лаконичных реплик священников, никто, кроме Аггея, в книге не говорит. Остальные просто действуют в ответ на слово Божье, переданное через Аггея. Этим подчеркивается, что слово Божье достигает своей цели (ср.: Ис. 55:10–11 ). Пророчества За четыре месяца 520 г. до н. э. пять пророчеств выпали на три дня. Все они были переданы через Аггея и адресованы конкретным людям. Через слова пророка Бог стремился открыть народу глаза, побуждая его к раскаянию и повиновению, и обещал Свое благословение. Одна из особенностей Божьего слова – это его актуальность для последующих поколений. Пророчество исполняется не обязательно один раз. Это можно сравнить с искусством бросания по воде плоских камешков. Вместо того чтобы утонуть, едва ударившись о воду (как предполагает закон тяготения), камешек подпрыгивает и касается воды еще несколько раз под действием заданного ему вращения (ср.: 1Цар. 3:19–20 ). Примером такой повторяющейся темы в Писании является спасение на воде. Ной был спасен в ковчеге ( Быт. 7:1 ); Моисей уцелел в своей корзинке (то же самое древнееврейское слово; Исх. 2:3 ); народ Израиля был спасен в Чермном море ( Исх. 14:21–29 ). Эта тема снова появляется в ряде позднейших текстов и становится важным элементом христианской символики (напр.: Суд. 5:21 ; Ис. 43:2; 51:10 ; 1Кор. 10:1–2 ). Таким образом, мы можем надеяться, что Божье слово в Книге Пророка Аггея относится не только к той исторической ситуации. Предвосхищая исполнение пророчеств в ближайшие месяцы и годы, эта книга позволяет увидеть в будущем Иисуса, Церковь и даже наши дни. Это подводит нас к пониманию выражения «будет скоро» (2:6). Может возникнуть впечатление, что речь идет о небольшом периоде, но, возможно, он краток только с точки зрения Бога, для Которого «тысяча лет, как один день» ( 2Пет. 3:8 ). Помня об этом, различить примеры исполнения слов Аггея столетия спустя не составит труда. Наконец, это заставляет нас задуматься о возможном применении слов Аггея к нашему времени. Одни обретают надежду в словах Аггея о мире на горе Сион в Иерусалиме и защите современного Израиля (2:9,21–23). Другие видят воплощение этих обетовании в Церкви, утверждая, что Царство Иисуса не от мира сего ( Ин. 18:36 ; см.: 1Кор. 6:19 ; Отк. 21:22 ). Третьи ожидают исполнения пророчеств и в том и в другом. Проявляя осторожность, мы поступаем разумно; лишь немногие предвидели, что Иисус исполнит пророчество так, как Он это сделал. Легче признать, что пророчество исполнилось, после события, чем до него. Проклятия

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Следует сделать все, чтобы полюбить Священное Писание. Любовь поможет понять то, чего не постигает разум. Ибо полюбить Библию, значит полюбить Бога. Ветхий Завет Состав книг Ветхого Завета Название Сокращенное название Второзаконие Книга Иисуса Навина Книга Судей израилевых Книга Руфи Первая книга Царств 1 Цар. Вторая книга Царств 2 Цар. Третья книга Царств 3 Цар. Четвертая книга Царств 4 Цар. Первая книга Паралипоменон 1 Пар. Вторая книга Паралипоменон 2 Пар. Первая книга Ездры Книга Неемии Вторая книга Ездры нек. 2 Езд. Книга Товита нек. Тов. Книга Иудифи нек. Иудифь. Книга Есфири Книга Иова Псалтирь Притчи Соломона Притч. Книга Екклезиаста, или Проповедника Песнь Песней Соломона Книга Премудрости Соломона нек. Прем. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова нек. Сир. Книга пророка Исаии Книга пророка Иеремии Плач Иеремии Послание Иеремии нек. Посл. Иер. Книга пророка Варуха нек. Вар. Книга пророка Иезекииля Книга пророка Даниила Книга пророка Осии Книга пророка Иоиля Книга пророка Амоса Книга пророка Авдия Книга пророка Ионы Книга пророка Михея Книга пророка Наума Книга пророка Аввакума Книга пророка Софонии Книга пророка Аггея Книга пророка Захарии Книга пророка Малахии Первая книга Маккавейская нек. 1 Мак. Вторая книга Маккавейская нек. 2 Мак. Третья книга Маккавейская нек. 3 Мак. Третья книга Ездры нек. 3 Езд. Ветхий Завет заключает в себе первую часть Священной истории человечества. Она начинается с рассказа о происхождении мира, составленного по преданиям, хранимым с незапамятных времен, и особо открытым Богом Своему великому пророку и боговидцу Моисею. Но настоящая история богоизбранного народа начинается с той поры, когда никому не ведомый кочевник из окрестностей Ура Халдейского услышал в своей душе голос Бога, поверил Ему. И за то Бог сделал его вестником Своим и повелел, чтобы он порвал с мерзким многобожием и язычеством, окружавшим его. Это был Авраам, родоначальник избранного народа Божия. Ветхий Завет и есть история потомства этого человека, первым заключившим союз с Богом – Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В толковании на Агг 1.13 блаженный Иероним пишет: «Некоторые думают, что Иоанн Креститель, Малахия, имя которого значит Ангел Господа и Аггей, книгу которого мы ныне имеем в своих руках, были Ангелами, но по соизволению и повелению Божию приняли человеческие тела и обращались среди людей» (Блаженного Иеронима – в русском переводе – Одна книга толкований на пророка Аггея, к Павле и Евстохии. Твор. Часть 16: с. 333). Это неудобоприемлемое мнение, вызвавшее опровержение со стороны блаженного Иеронима и св. Кирилла Александр., могло возникнуть, кроме буквального понимания термина малеах Иегова в Агг 1.13 – еще из отсутствия обычного у пророков указания имени отца пророка, а также из неизвестности в народе гробницы пророка. Основания эти, конечно, совершенно недостаточны, тем более что в настоящее время имя отца пророка, быть может уже известно. При раскопках на площади Харам эс Шериф, прежде занятой иерусалимским храмом, была найдена древне-еврейская печать с вырезанною на ней буквами древне-еврейского шрифта надписью: «Аггея, сына Шевании». В виду находящегося только у пророка Аггея, упоминания о печати-перстне, носимой мужчинами не без основания видят в этой печати именно печать пророка Аггея, и предполагают, что он мог утерять ее именно вблизи храма, около которого он должен был находиться часто, так как с великим интересом следил за правильностью работ по постройке храма (Проф. А. А. Олесницкий , Ветхозаветный храм. с. 855). При такой скудости и сомнительности сохраненных традицией сведений о личности, жизни и деятельности пророка Аггея, историческое зерно можно усматривать в сообщениях Епифания, Дорофея, Исихия, в основе которых лежит, по-видимому, древнее, первоначальное еврейское предание. В духе этого предания и некоторые новые исследователи (напр. Рейсс) допускают, что пророк Аггей принадлежал к священному Левиину колену и в юном возрасте возвратился из Вавилона. С последним не согласуется и имеет малую вероятность противоположное мнение других ученых (Евальда Корнилля и др.), – опирающееся на толкование Агг 2.3 , – будто пророк Аггей принадлежал к числу тех старцев, которые видели еще храм Соломонов (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010