К Павле и Евстохии Глава 1 2 Пролог Во второй год царствования Дария, царя Персидского, сына Гистаспа, исполнился семидесятый год от разрушения храма, о котором пророчествовал Иеремия ( Иер.25:12 ); свидетелем служит также и пророк Захария, который, предпослав видению своему заглавие, [говорящее] о втором годе того же царя, одиннадцатом месяце Сабат, двадцать четвертом дне, прибавил: Господи воинств, доколе ты не умилосердишься над Иерусалимом и городами, на которых Ты разгневался вот уже семидесятый год ( Зах.1:7,12 ) С своей стороны и Эздра, отстроив только алтарь и положив основания для храма, относит запрещение работ к письменному повелению царя Артаксеркса: Тогда прерваны были работы по устроению дома Божия и остановились до второго года царствования Дария царя Персов ( 1Езд.4:24 ). И непосредственно затем прибавляет: А пророчествовали тогда пророк Аггей и Захария, сын Аддо, пророчествовавшие во имя Господа Израилева иудеям, бывшим в Иудее и Иерусалиме. Тогда встали Зоровавель сын Салафииля и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить храм Божий в Иерусалиме и с ними пророки Божии, поддерживавшие их ( 1Езд.5:1,2 ). В это время у Римлян уже двадцать седьмой год царствовал седьмой после Ромула царь Тарквиний Гордый, который спустя восемь лет был изгнан из Рима Брутом; а потом в течение четырёхсот шестидесяти четырёх лет до времени Юлия Цезаря республикою управляли консулы. Павла и Евстохия! мы сказали это для того, чтобы вы уже из самого вступления узнали, когда пророчествовал Аггей пророк. Между прочим, должно обратить внимание на то, что, – согласно буквальному смыслу, – пророки Аггей и Захария были мужи столь великого духа, что вопреки указу царя Артаксеркса, вопреки Самаритянам и окрестным племенам, препятствовавшим постройке, приказали строить храм; а Зоровавель и Иисус, сын Иоседека, и народ, бывший с ними, имели не меньшую веру, так что предпочитали повиноваться повелениям пророков больше, чем запрещению царской власти. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...)/Ч. 14. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, 1898.– 360 с./Одна книга толкований на пророка Аггея. 316-360 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Агг.2:3 .  кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Агг.2:4 .  Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Далее указывается и то главное обстоятельство, которое особенно могло охлаждать и действительно охлаждало ревность строителей второго Иерусалимского храма: это – сравнительная простота и даже бедность его в сравнении с великолепием храма Соломонова. А такое сравнение для лиц, видевших последний, было естественно и необходимо. Что такие старожилы могли быть при воссоздании Иерусалимского храма и слушать речи пророка Аггея, это не может подлежать сомнению: 70-летний срок вавилонского плена легко могли пережить дети и даже юноши предпленной эпохи. Первая книга Ездры ( 1Езд 3.12 ), прямо подтверждает присутствие при закладке второго храма лиц, видевших и прежний храм. Но что и сам пророк Аггей был из числа этих старожилов, как предполагают некоторые исследователи, этого отнюдь нельзя выводить из данного места. Пророк лишь отмечает факт малодушия своих современников в начатой постройке храма и сам безбоязненно констатирует действительность разницы между вторым храмом и первым, чтобы затем ( Агг.2:7, 9 ) в особенном блеске выступила слава второго храма, имеющего далеко превзойти первый. Теперь же – ст. 4 – он предварительно ободряет весь народ и его двух представителей и вождей на безостановочное продолжение начатого дела. Ободрение и на этот раз, как и прежде ( Агг 1:5, 7 ), высказывается от лица Господа Саваофа. Содержание этого ободрения излагается в Агг.2:5–9 . Агг.2:5 .  Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Трудный для точного объяснения со стороны своей грамматической конструкции, стих этот (5) заключает в себе совершенно определенную мысль о тех неотъемлемых залогах благоволения Божия и спасения, которые во все времена ветхозаветной истории спасения для Библейского Израиля были связаны с идеею Синайского Завета ( Исх 19.5 след.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Главной темой Книги Захарии – так же как и предшествующей Книги Аггея (см. выше) – является значение (нового) Храма для обновленного Иерусалима, в свою очередь, представляющего собой центр райского творения и обретающих покой народов: «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Яхве будет Царем над всею землею; в тот день будет Яхве един, и имя Его едино» ( Зах.14:8 слл.). Эта тема развивается в трех вариантах, отчетливо разграниченных посредством системы заглавий. Первая часть (главы 1–8) связывается, как и в Книге Аггея, воедино при помощи структурирующих заглавий (1:1; 1:7; 7:1: в датировках содержится ссылка на время правления персидского царя Дария I + формула передачи слов). Вторая (главы 9–11) и третья часть (главы 12–14) могут быть выделены в отдельные единицы текста благодаря заглавию «пророческое слово» в 9:1 и 12:1, с которого начинается также следующая Книга пророка Малахии (см. ниже) и, кроме того, отрывки в книгах пророков, посвященные теме (иноземных) народов (особо ср. Ис.13–23 ). Для обозначения трех частей 1–8, 9–11, 12–14 (каждая из которых имеет собственную историю создания) исследователи (по аналогии с Книгой Исаии) иногда используют обозначения Прото- (первый), Девтеро- (второй) и Трито- (третий) Захария. (1) Первая часть (главы 1–8) делится тремя заглавиями 1:1; 1:7; 7:1 на три неравных по длине отрезка 1:1–6; 1:7–6:15; 7:1–8:23. Два внешних отрезка связаны друг с другом посредством общей темы и ключевых слов. Они образуют рамку вокруг центрального отрывка, который, в свою очередь, построен концентрически (палиндромически). 1:1–6 Датировка: окт./нояб. 520г. Тема: «обратитесь ко мне, и Я обращусь к Пророчество + формула передачи слов вам» (1:3).Ключевые слова: отцы ваши, бывшие пророки, гнев Божий 1:7–6:15 Датировка: 15 февр. 519г. + Цикл видений формула передачи слов («ночные видения») 7:1–8:23 Датировка: 7 дек. 518г. + Тема: «так опять Я определил в эти дни

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

2. Состав и содержание книги Книга пророка Аггея состоит из двух глав и содержит четыре точно датированные речи. В первой речи (1 гл.), произнесенной в первый день шестого месяца (2-го года царствования Дария Гистаспа) перед Заровавелем и первосвященником Иисусом, пророк обличает иудеев за нерадение о храме и убеждает из возобновить построение дома Божия. Для оправдания своего нерадения иудеи говорили: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень». Пророк обличает их, говоря: «А вам самим время – жить в домах ваших украшенных?» и от лица Божия угрожает им скудостью в урожае, неуспехом в труде. Во второй речи (2, 1–9) пророк от лица Божия призывает Заровавеля, первосвященника Иисуса и весь народ ободриться и строить храм, не боясь врагов. «Ибо Я с вами... и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» Далее пророк утешает иудеев будущей славой второго храма. В третьей речи (2, 10–19) пророк, указывая на жестоковыйность, нерадение иудеев, убеждает строителей храма в необходимости душевного очищения («обратите сердце ваше») и утешает их обещанием Господних милостей в плодородии земли. В четвертой речи (2, 20–23) пророк, называя Заровавеля рабом Господним, утешает его и весь народ надеждой на исполнение обетовании Господа дому Давида в лице Заровавеля, его потомка. 3. Пророчество Аггея о славе второго храма (2, 7–10; Р.Б. 2, 6–9). " »...еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое злато, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф». «Желаемый всеми народами» – это Мессия, предсказанный к «чаяние языков» в пророческом благословении патриарха Иакова Иуде ( Быт. 49, 10 ). Под «славою» второго храма следует понимать пришествие в него Христа Спасителя. «... Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы...» – образное выражение, говорящее о победе силы Божией над враждебными Израилю и Богу народами, проявившейся в моральном влиянии истинной религии Израиля на весь языческий мир (Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Книга пророка Захарии    Пророк Захария называется серповидцем по причине виденного им свитка, изогнутого в форме серпа (см. Зах. 5:1-4). Происходил Захария из священнического рода и был сыном Варахии и внуком Аддая. К пророческому служению он был призван в раннем возрасте и начал свое служение во второй год Дария I (520 г. до Р.Х.), будучи современником пророка Аггея. Захария, как и Аггей, побуждал народ к завершению постройки храма. Он закончил свою пророческую книгу уже после освящения храма в 516 году до Р.Х. Книга пророка Захарии отличается, подобно Книге пророка Иезекииля, обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких частностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа во Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из Гефсиманского сада. Устами Захарии Бог призывал евреев к искреннему благочестию, говоря: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» (Зах. 1:3). «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбив судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:16-17).    Содержание Книги пророка Захарии:    призыв к покаянию (Зах. 1:1-6);    видение Ангела среди мирт (Зах. 1:7-17);    видение четырех всадников (Зах. 1:18-21);    видение Ангела с землемерной веревкой (Зах. 2 гл.);    видение Первосвященника Иисуса как Мессии (Зах. 3 гл.);    видение золотого светильника (Зах. 4 гл.);    видение летающего свитка и ефы (Зах. 5 гл.);    видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника (Зах. 6 гл.);    пророческие речи Захарии о новозаветных временах (Зах. 7-8 гл.);    мессианские предсказания (Зах. 9-11);    о благодатных дарах, подаваемых верующим (Зах. 12 гл.);    пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима (Зах. 13-14 гл.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пророк Захария называется серповидцем по причине виденного им свитка, изогнутого в форме серпа (см. Зах. 5, 1–4 ). Происходил Захария из священнического рода и был сыном Варахии и внуком Аддая. К пророческому служению он был призван в раннем возрасте и начал свое служение во второй год Дария I (520 г. до Р.Х.), будучи современником пророка Аггея. Захария, как и Аггей, побуждал народ к завершению постройки храма. Он закончил свою пророческую книгу уже после освящения храма в 516 году до Р.Х. Книга пророка Захарии отличается, подобно Книге пророка Иезекииля, обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких частностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа во Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из Гефсиманского сада. Устами Захарии Бог призывал евреев к искреннему благочестию, говоря: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» ( Зах. 1, 3 ). «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбив судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах. 8, 16–17 ). Содержание Книги пророка Захарии: призыв к покаянию ( Зах. 1, 1–6 ); видение Ангела среди мирт 17 ( Зах. 1, 7–17 ); видение четырех всадников ( Зах. 1, 18–21 ); видение Ангела с землемерной веревкой ( Зах. 2 гл.); видение Первосвященника Иисуса как Мессии ( Зах. 3 гл.); видение золотого светильника ( Зах. 4 гл.); видение летающего свитка и ефы 18 ( Зах. 5 гл.); видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника ( Зах. 6 гл.); пророческие речи Захарии о новозаветных временах ( Зах. 7–8 гл.); мессианские предсказания ( Зах. 9–11 ); о благодатных дарах, подаваемых верующим ( Зах. 12 гл.); пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима ( Зах. 13–14 гл.). Книга пророка Малахии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

выше, F.I), число двенадцать тонко ассоциируется с народом Израиля, возникшим из двенадцати сыновей Uakoba. LXX , приводя название Δωδεκαπρφητον (Додекапрофетон=книга двенадцати пророков), подчеркивает что речь идет об одной книге. В Вульгате книга носит имя «Prophetae minores», что легло в основу общепринятого немецкого 68 названия «малые пророки» («minores», или «малые», по той причине, что отдельные сочинения Книги двенадцати пророков имеют гораздо меньший объем, чем Ис, Иер, Иез; объем Книги двенадцати пророков в целом примерно соответствует объему Ис). В иудейском и христианском предании «двенадцать» рассматриваются и цитируются как одна книга (ср. в трактате Бава Батра 14b/15а в Вавилонском Талмуде и предисловие Иеронима к Вульгате, где он недвусмысленно отмечает: «unum librum esse duodecim prophetarum» 69 ). В библейской критике за последние два столетия этому аспекту не уделялось должного внимания. И только в последнее время делаются попытки исследовать и комментировать Книгу двенадцати пророков как единое целое. При этом исходным пунктом может являться как синхроническая модель осмысления книги (единая композиция всей книги в целом и единые для всей книги цепочки ключевых слов), так и диахроническая (история развития и редакций). Расположение двенадцати книг следует хронологическому порядку в соответствии с датировками, которые указываются в отдельных книгах в начале текста и/или эксплицитно или имплицитно даются по ходу изложения. Как показано в следующей таблице, книги разделяются по тому, к какой эпохе они принадлежат: первые шесть пророков относятся к VIII в., следующие три – к концу VII в. и последние три – к концу VI в. Система заголовков в Книге двенадцати пророков VIII в. Слово Яхве, которое было к Осии, сыну Береину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского Слово Яхве, которое было к Иоилю, сыну Вафуила Слова Амоса... которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского Видение Авдия И было слово Яхве к Ионе, сыну Амафиину Слово Яхве, которое было к Михею… во дни Иоафама Ахаза и Езекии, царей Иудейских, и которое открыто ему о Самарии и Иерусалиме Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Аввакум Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум Софония Слово Яхве, которое было к Софонии, сыну Хусии..., во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Яхве через пророка Аггея Захария В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Яхве к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку Малахия Пророчество слова Яхве к Израилю через Малахию Такая хронологическая последовательность не во всех книгах соответствует действительной хронологии, или времени появления книги, о которой мы можем говорить, исходя из новых исторических данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Народ Израильский должен был быть образцом и источником освящения для всех народов. Вместо этого он сам постоянно оскверняется при соприкосновении с окружающей языческой скверной. Четвертое и последнее слово, с 20 стиха 2-й главы, обращено к Зоровавелю, правителю Иудеи. Ему обещается особое небесное покровительство и особое заступление: « скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:21–23). В этом обращении можно видеть напоминание об обетованиях, которые были даны Давиду. И через это рассматривать Зоровавеля как прообраз Христа, как это и встречается в других пророческих книгах. За богослужением книга пророка Аггея не употребляется. 10.2. Книга пророка Захарии Пророк Захария в начале книги представляется нам как Захария, сын Варахиин, сын Аддов. Аддо был главой одного из священнических родов, возвратившихся из вавилонского плена вместе с Зоровавелем. При преемнике первосвященника Иисуса Иоакиме Захария сам был уже главой священнического рода, об этом говорится в 12 главе книги Неемии (Неем. 12:16). Там Захария назван сыном Иддо. Возможно, что отец его Варахия умер молодым, так что внук фактически наследовал деду с. 200]. Таким образом, Захария был из священнического рода и, более того, был главой этого рода. О продолжительности его служения определенных указаний в Священном Писании не содержится. В житии говорится о сорока и больше годах. Ряд пророчеств в книге датированы. Первое из них относится к тому же второму году Дария, когда пророчествовал и Аггей (Захария — на два месяца позже), что также согласуется с указаниями первой книги Ездры. Последнее датированное пророчество относится к 4-му году Дария, то есть, к 518 году. Поскольку оно находится в 1-м стихе 7-й главы, последующие главы содержат в себе пророчества более позднего периода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Книга пророка Ионы глубоко христологична. В ней можно обнаружить множество явных параллелей с текстом Нового Завета. Прежде всего, образ Ионы, помещённого во чрево кита, является прообразом смерти и Воскресения Христа, Его сошествия во ад и выхода оттуда для исполнения Своего мессианского предназначения, то есть спасения человечества (см.: Мф.12:40 ; Лк.11:29–30 ). В Книге пророка Ионы также можно увидеть прообраз Креста Господня. «Из ветхозаветных пророков, предрекавших о Кресте Господнем и Страданиях Его, в службе на праздник Воздвижения названо несколько имён, в частности, упомянут пророк Иона» 188 . Сравнительный анализ этого прообраза достаточно сложен для осмысления, однако он отражает суть Креста и смерти Господа на нём. Сокрытый, таинственный характер этого прообраза обусловлен тем, что современники Ветхого Завета не смогли бы открыто вместить в своё сознание и принять на веру то, что Господь примет на Себя страдания и такую смерть, которая вызывала лишь общественное презрение. Пророк Михей прямо указывает на место рождения Спасителя. Он называет Мессию, Того, Кто придёт избавить народ от власти первородного греха, Единосущным Господом. Тем самым пророк в точности предсказывает раскрытие в новозаветном вероучении Троичных свойств Личности Бога. Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ), – говорит пророк о городе Вифлееме. Хронологическая близость пророчеств ко времени пришествия в мир Спасителя не только всё более точно раскрывает в них образы земного пути Спасителя, но и открывает некоторые подробности Его Второго Пришествия. Так, в Книге пророка Аггея можно обнаружить указание на то, как Господь будет осуществлять Свой праведный Суд во времена окончания бытия этого мира. Ещё раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего ( Агг.2:6–7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

97. Пророк Софония в главе 3 стих 8: Ждите Меня до того дня, когда Я восстану на суд; глава 3, стих 9 – о явлении Христа Спасителя в мир, когда Он даст духовное обновление; в главе 3, стих 14 пророчествует о великой радости: ликуй, дщерь Сиона, ликуй Иерусалим. Радуйся, – сказал Воскресший, и радость о Святом Духе наполняла апостола Павла. У праведников в душе всегда Пасха, как у преподобного Серафима Саровского , мир, покой душевный; и апостол Павел: Желание имый разрешитися и со Христом быти ( Флп. 1, 23 ). Служение пророка Софонии: 640–629 го ды. Пророк порицает беззакония иудеев, возвещает их наказание и бедствие и спасение остатку иудеев и язычников. Память святого пророка Софонии – 3 декабря. 98. Пророк Аггей возвещает о Богоявлении в главе 2 стих 9: слава сего последнего храма будет больше первого и на сем месте дам мир. Второй храм менее великолепен, но Мессия освятил этот храм и посещал этот храм в земной жизни, храм прославлен небесной славой, и мир и благодать даны нам. Богоприимец Симеон принял Богомладенца, 12-летний Отрок Иисус учил, исцелял. Господь ревновал о храмовой молитве. После Вавилонского плена иудеи возвратились в 536 году в Иерусалим, и по указу Кира стали строить храм. Руки опускались у народа; самаряне язычники нападали и писали доносы, а пророк Аггей воодушевлял всех. И его Книга названа пророческим словом о втором храме Иерусалимском. Сын как слава Отца, и эта слава осенила пришествием Христовым и храм, и вселенную. Память святого пророка Аггея – 16 декабря. 99. Пророк Захария в главе 9 стих 9 пророчествует о входе Господнем в Иерусалим: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Земные цари шествовали на конях, а Господь Праведный и Смиренный – на мирном животном. И дали плату Мне 30 сребренников. За 20 сребренников Иосифа продали, а здесь Мессию продали и бросили сребренники за землю горшечника, предах кровь неповинную. А в главе 12 стих 10 вещает: изолью от Духа Моего и верным – говорит пророк от лица Господа. Сотник узнал Господа: Воистинну Человек сей Сын бе Божий ( Мк. 15, 39 ). И весь народ... возвращался, бия себя в грудь ( Лк. 23, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010