Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮБАРСКИЙ Яков Николаевич (7.07.1929, Киев - 30.11.2003, С.-Петербург), византинист. Вскоре после рождения Л. его семья переехала в Ленинград, блокадные годы Л. провел в эвакуации. В 1946-1951 гг. учился на кафедре классической филологии филологического фак-та ЛГУ, окончил его с отличием, был рекомендован к поступлению в аспирантуру, но в силу политической конъюнктуры принят не был. В 1955-1965 гг. Л. преподавал в педагогическом ин-те г. Вел. Луки, затем заведовал кафедрой иностранных языков Ленинградского сельскохозяйственного института, параллельно занимаясь исследованиями визант. лит-ры. В Вел. Луках Л. познакомился с А. П. Кажданом , который стал его другом и учителем. Под его руководством Л. в 1964 г. защитил канд. дис. ««Алексиада» Анны Комнины как исторический источник». В 1977 г. защитил докт. диссертацию о жизни и творчестве Михаила Пселла. Только в 90-х гг. ХХ в. Л., уже будучи ученым мирового уровня, стал штатным преподавателем СПбГУ. С этого времени Л. часто выезжал за рубеж для участия в конференциях, семинарах, выступал с лекциями и докладами в Вашингтоне (Дамбартон-Окс), Мюнстере, Уппсале, Париже. Я. Н. Любарский. Фотография. Кон. ХХ в. Я. Н. Любарский. Фотография. Кон. ХХ в. Ранние статьи Л. посвящены классической филологии, но большинство его научных работ принадлежат сфере визант. филологии. Заслуги Л. в области изучения визант. лит-ры уникальны как в отечественной, так и в мировой науке. Доминантой научных интересов Л. стало творчество Михаила Пселла. Основные выводы исследований были изложены в монографии 1978 г. «Михаил Пселл. Личность и творчество: К истории византийского предгуманизма» (2-е доп. изд.: Безобразов П. В. Визант. писатель и гос. деятель Михаил Пселл. Любарский Я. Н. Михаил Пселл: Личность и творчество. СПб., 2001; греч. пер.: Η προσωπικτητα και το ργο του Μιχαλ Ψελλο. Αθνα, 2004). Л. исследовал мировоззрение автора, реконструировал его взаимоотношения с современниками, характеризовал художественные особенности трудов Пселла, подчеркивая их оригинальность и отмечая отступления от традиц. канонов жанра и стиля. Творчество Пселла анализировалось в широком контексте визант. лит-ры, поэтому книга разрослась в исследование об интеллектуальной жизни в Византии XI в. Работы Л. во многом определили дальнейший ход исследований наследия Пселла в мировой науке.

http://pravenc.ru/text/2561026.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Оклад Моквского Четвероевангелия. XVIII–XIX вв. [Груз. ] (НЦРГ. Q 902, 1300 г.), обильно иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом. Предположение, впервые высказанное Н. П. Кондаковым о том, что Ефрем был также и художником М. Ч., находит подтверждение при кодикологическом и художественном изучении рукописи. Анализ М. Ч. также показал, что в иллюминировании принимали участие еще 2 художника в связи с большим объемом работы. Очевидно, они работали в одной с Ефремом мастерской и принадлежали к одному коллективу. Помощники приступили к работе после того, как Ефрем переписал текст, очертил рамки для буд. миниатюр и оформил прориси сюжетов. Евангелист Марк и ап. Петр. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 105 об.) Евангелист Марк и ап. Петр. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 105 об.) М. Ч. принадлежит к сравнительно малочисленной группе Четвероевангелий, в к-рых иллюстрирован весь текст. Программа иллюминирования с использованием редких иконографических редакций не находит прямых аналогов ни в греч., ни в груз. рукописях XII-XIV вв. как в выборе сюжетов для миниатюр, так и в распределении их в тексте. Евангелист Иоанн и св. Прохор. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 254 об.) Евангелист Иоанн и св. Прохор. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия (НЦРГ. Q 902. Л. 254 об.) М. Ч.- сравнительно большой по размерам пергаменный кодекс (30×23,5 см, 329 л., есть утраты неск. листов), текст написан в 2 столбца коричневыми чернилами крупным нусхури (частично поврежден). Художественный облик рукописи составляют изысканная каллиграфия, 9 выходных миниатюр на отдельных листах, 151 сюжетная миниатюра в тексте, орнаментальные украшения 10 листов (таблицы канонов Евсевия, еп. Кесарии Палестинской , 4 заставки в начале каждого Евангелия), многочисленные заглавные буквы и инициалы (всего 531). Миниатюры выполнены на сусальном золоте, сильно повреждены, золото и красочный слой осыпаются. Пергамен отличной выделки, средней толщины, цвета слоновой кости, гладкий. Мастерство художника проявилось в понимании существенной роли оживляющих письмо украшений. Это и использование киновари и золота, и примечательные инициалы, и включенные в текст маленькие крестики и т. д. Заглавные буквы, инициалы, заставки и миниатюры тесно связаны друг с другом и композиционно согласованы с блоком текста.

http://pravenc.ru/text/2564018.html

Фото: Vyksoroik.ru Причастие, а перед ним три канона и пост. Можем ли мы выбирать? И почему быть с друзьями не хуже, чем читать акафист 20 мая, 2023 И почему быть с друзьями не хуже, чем читать акафист Фото: Vyksoroik.ru «Вы можете провести вечер перед Причастием в кафе с любимыми друзьями или запереться у себя дома и читать акафист — сделайте так, как вам больше нравится». «Правмир» публикует фрагмент презентации книги протоиерея Алексия Уминского « Книга о молитве. Тяжесть правила или разговор с Отцом? », которая вышла в издательстве «Никея». — (Вопрос из зала) Батюшка, последование ко Причастию, каноны, которые мы вычитываем — для меня это некая каторга. И если я раньше причащалась каждые 3–4 недели, то последние несколько лет я причащаюсь раз в 2 месяца. Что бы вы порекомендовали? — Выбросите свой молитвослов ( в шутку ). — Вот я могу минуту поговорить с Господом? Меня хватает на минуту… — Отлично! Это совсем не мало. Это очень хорошо. — То есть я могу прийти на Причастие без трех канонов, без последования? — Можете. — А по-вашему, современному молодому человеку сколько нужно причащаться периодически? — Нет таких специальных рекомендаций, кроме самой литургии. Когда служится литургия, люди приходят, чтобы причащаться. — И по поводу поста. Я тут узнала, что когда ты держишь много постов, то как бы допускается рыба даже в пост в субботу утром… — Да что вы говорите? Вы знаете, я даже открою больший секрет: пост в субботу запрещен Шестым Вселенским собором. И тот, кто постится в субботу, должен быть отлучен по правилу Шестого Вселенского собора. — А тогда как, вот если я соблюдаю все посты, в пятницу, в среду, я что — субботу пропускаю? — Пост литургический заключается в том, чтобы вы не вкушали пищу и не пили воду с 12 ночи. Все, больше никакого поста литургического нет. Ну, если быть совсем строгим, все остальное мы придумали за последнее время, чтобы человек не слишком свободно себя чувствовал, а чувствовал, что он пришел на работу и должен заработать себе Причастие, заслужить.

http://pravmir.ru/prichastie-a-pered-nim...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Книга Правил — (полное название: «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец») — сборник церковных канонов (правил), официальный источник действующего канонического права Русской Православной Церкви. Впервые издана Святейшим Синодом в 1839 году в русском переводе, несколько стилизованном под церковнославянский, с целью замены Кормчей книги. До революции она печаталась только в синодальной типографии, официальном издательстве Русской Православной Церкви. Важным преимуществом Книги Правил является то, что каноны в ней воспроизводятся полностью и отделены от разнородного правового материала либо меньшей авторитетности, либо вовсе утратившего силу, чем была наполнена Кормчая. В Книге Правил отсутствуют классические толкования византийских канонистов и лишь изредка присутствуют особые толкования отдельных канонов, помещенные издателями. Любые другие сборники канонов не называются Книгой правил и никогда не рассматривались как официальные церковные издания. В ее состав входят 85 Апостольских правил ; правила семи Вселенских Соборов ; правила Поместных Соборов : Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского, Констанинопольского собора 394 г., Карфагенского собора 419 г., Двукратного Собора, Констанинопольского собора в храме Св. Софии 879 г.; правила святых отцов: свт. Дионисия Великого, свт. Григория Чудотворца , сщмч. Петра Александрийского , свт. Афанасия Великого , свт. Василия Великого , Тимофея, архиеп. Александрийского, свт. Григория Богослова , свт. Амфилохия Иконийского , свт. Григория Нисского , Феофила, архиеп. Александрийского, свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, свт. Геннадия I, патриарха Констанинопольского, свт. Тарасия, патриарха Констанинопольского. Дополнительные каноны, ошибочно приписываемые Иоанну Постнику и Никифору Исповеднику, которые входят в состав греческого Пидалиона, не вошли в Книгу Правил. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/kniga-pravil

Календарь Материалы 25 марта 2004 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] В этот день, по древнему обычаю, поется последование Великого канона. Этот поистине величайший из всех канонов превосходно и искусно составил и записал иже во святых отец наш Андрей, архиепископ Критский, именуемый также Иерусалимским. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Записки иностранцев о России ценны и дороги для нас тем, что благодаря им сохранилось то, что составляет живую жизнь народа, на что человек в текущей жизни обычно не обращает внимания, считая это повседневным и малоинтересным, не стоящим ни записи, ни памяти. Большей частью из записок иностранцев мы знаем о быте русских в XVI-XVIII веках. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] В издательстве Сретенского монастыря вышло полное чинопоследование богослужения в день Светлого Христова Воскресения, включая полунощницу и великую вечерню. Текст набран в две краски, гражданским шрифтом. В преддверии Пасхи это издание станет хорошим подаркам боголюбивым читателям. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Андрей Мельков Апокалипсис или Откровение святого апостола Иоанна Богослова является единственной пророческой книгой нового Завета, одновременно это есть самая таинственная книга во всем новозаветном каноне. И дело здесь касается не только бесконечных о ней споров литературно-критического, экзегетического и догматического характера. По своему убеждению и предназначению эта книга служит Откровением для всех рабов Божьих (Откр. 1:1), как современных автору, так и для будущих поколений христиан. [Аналитическое обозрение] Виктор Аксючиц Крушение России в 1917 году явилось результатом сплетения многих исторических факторов, как случайных, роковых, фатальных, общего ослабления духа народа, так и действия активных враждебных сил. Россия попала в уникально сложные исторические обстоятельства и оказалась внутренне не готовой выдержать это испытание. Создается впечатление, что в начале XX века из-за накопленных грехов народ почти лишился небесной защиты и оказался наедине с роковыми силами и фатальными стихиями. Новости 25 марта 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/040325

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богослужебные книги АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии БЛАЖЕННЫ в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3-12); этим словом также могут называться тропари на Б.- припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604) «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением ЕВХОЛОГИЙ собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг ИРМОЛОГИЙ Ирмологий, богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы - 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф - тропарей ИРМОЛОГИОН украинско-белорус. церковно-певч. сборник смешанного состава на 5-линейныхнотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращенно излагающий певч. циклы Обихода, Октоиха, Ирмология, Минеи и Триоди МИНЕИ-ЧЕТЬИ в восточнослав. и южнослав. рукописной традиции - комплект помесячных сборников агиографических и гомилетических текстов на весь церковный год по неподвижному циклу МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства ОБИХОДНИК тип рус. рукописной книги XV-XVII вв., содержавшей указания об организации богослужения или трапезы в том или ином мон-ре

http://pravenc.ru/rubrics/122652.html

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 2702 (3024x4032, 2020 Kb) Добавлено на опознание: 2018-07-24 23:57:25 Владелец: Pasechnik Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Эту икону хотели выкинуть, она была под фольгой, обрезана снизу, сверху полукругом, опознать в местном приходе не смогли, был сделан киот для нее. В левой руке книга. Попытки опознаний [ 2018-07-25 11:32:40 ] marinakova : С книгой изображают образ Богородицы Калужская. Правда, её левая рука чаще не опущена вниз. Посмотрите для сравнения образы в компе. Помните, что на нас образы смотрят как с фото, поэтому книгу она держит в правой руке. [ 2018-07-25 21:58:13 ] Pasechnik : Спасибо большое. [ 2018-07-26 00:44:33 ] Pasechnik : Спасибо большое. [ 2018-07-26 01:15:58 ] Pasechnik : Но в той руке что внизу и есть книга. [ 2018-07-26 19:18:39 ] marinakova : Закажите в этом местном храме несколько молебнов Богородице с просьбой подсказать имя. По одежде красно-зелёной чаще изображают мучениц, но, Вы сами видели, что и ик.Калужская так часто пишут. И ещё но... нет букв, говорящих о том, что это икона Богородицы и нет креста в руке, указывающий на образ мученицы. Посмотрите внимательно, а что в правой руке,если есть очертания креста, тогда это образ не Богородицы, а мученицы. Божией помощи Вам в молитвах, напишите, кто отозвался после молебнов. Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-2702

А. Антишкин Святитель Евстафий Фессалоникийский как толкователь гимнографических текстов на основании его комментария на канон Пятидесятницы Источник В IX веке в византийской литературе получило развитие новое направление, неизвестное более ранним византийским писателям и поэтам. Этот новый жанр, отправной точкой которого были так называемые эпимеризмы (небольшие словарики, объясняющие смысл непонятных слов из канонов), в конечном итоге стал отдельным направлением в византийской литературе. Комментирование богослужебных текстов имело свои особенности и отличалось от распространенных прежде комментариев на произведения античной классики, которые были важным звеном и необходимым элементом византийского образования. Уже в XII веке комментирование богослужебных текстов стало интенсивно развиваться, оказав огромное влияние на толкователей богослужебных текстов последующих времен. В настоящей работе предпринимается попытка рассмотреть единственный в творчестве святителя Евстафия Фессалоникийского комментарий на канон праздника Пятидесятницы, который в VII веке был составлен преподобным Иоанном Дамаскином. На наш взгляд, это произведение святителя Евстафия, по причине своего объема и глубине анализа, может быть поставлено во главе ряда других толкований византийских авторов XII века: Феодора Продрома, митрополита Григория Коринфского, преподобного Неофита Кипрского, которые также вошли в историю византийской литературы как плодовитые комментаторы богослужебных текстов. Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Антишкин А.В./Святитель Евстафий Фессалоникийский как толкователь гимнографических текстов на основании его комментария на канон Пятидесятницы//Богословско-исторический сборник (Калужская духовная семинария). 2019. Вып. 15. С. 290-306. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij-Solun...

Анатолий Одесский, сщмч. Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Анатолий Одесский, сщмч. Эта страничка относится к разделу   Анатолий Одесский, сщмч. Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский, арестовывался советской властью и отбывал наказание не один раз. Во время допросов его жестоко избивали, в результате чего у него была повреждена челюсть, сломаны два ребра. Последний раз арестован в ночь с 9 на 10 августа 1936 года и отправлен в Москву, где был заключён в Бутырскую тюрьму. Уже в это время владыка был тяжело болен, у него отнимались ноги. 21 января 1937 года Особым Совещанием при НКВД СССР приговорён к пяти годам заключения. Несмотря на болезнь, отправлен общим этапом вместе с уголовниками, которые в дороге его обобрали. Часть пути узники проезжали по железной дороге, затем шли. Когда с трудом передвигающийся митрополит падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, а затем снова гнали пешком. В январе 1938 года, почти ослепшего владыку поместили в лагерную больницу, где он скончался. В его жизнеописании сказано, что перед самой смертью от владыки потребовали, чтобы он отдал своё Евангелие и нательный крест, с которым он никогда не расставался. Евангелие вырвали из его рук силой, но свой нательный крест священномученик не отдал. Более подробное житие см. https://drevo-info.ru/articles/8899.html Источник: Книга " Имена и именины. Краткие жития святых " Статья опубликована участником [ Val70 ] 2020-10-18, последний раз редактировалась участником [ Val70 ] 2020-10-18. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Анатолий Одесский, сщмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-4062

Видавництво випустило у Требник малого формату 10 грудня 2013 р. 20:52 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Требник малого формата в 2-х частях, компактный и при этом по составу полностью соответствующий Требнику обычного формата. В первой части (объем — 416 с.) содержатся чинопоследования и молитвы, сопровождающие жизнь человека от рождения до кончины. Во вторую часть (объем — 320 с.) вошли наиболее востребованные в повседневной требной практике освящения, молитвы и молебны. От прежних изданий Требник отличается некоторыми особенностями, призванными сделать его более удобным для священника. Обычное начало, 50-й псалом, ектении и молитва «Отче Святый…» в «Последовании святаго елеа освящения» напечатаны полностью на ряду. В состав книги включено также «Последование святаго елеа, совершаемое поскору» , утвержденное Священным Синодом 25 января 2012 года. Панихида изложена в соответствии с уставом, изложенным в Октоихе. В месте чинопоследования, где должен петься канон об усопших, приводятся подробные указания о выборе канона (основанные на труде свт. Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви»), а также даются ссылки на страницы Требника, где положенный канон напечатан (кроме канонов Октоиха, не включенных в Требник). Однако, с учетом повсеместно встречающейся практики петь на панихиде только ирмосы, даются три комплекта ирмосов и традиционные запевы. Заново проработано «Последование общаго молебна празднику или святому»: теперь чин максимально приближен к уставу, чтобы желающие могли совершать молебен полноценно, а не имеющие достаточного времени смогли грамотно сократить его, основываясь на уставной структуре. Требник напечатан в две краски на тонированной офсетной бумаге традиционным церковным шрифтом. Каждая книга снабжена двумя ляссе (закладками-ленточками). Предусмотрено два варианта переплета: твердый и гибкий. Издание осуществлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru   Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3430706...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010